Главные герои и их характеристика
Кроме главного героя, с которым мы будем переходить от одной главы к другой, в «Тамани» есть ещё два образа, которые передаются через романтичные описания пейзажа и крайне реалистичные описания быта.
- Первый – Янко, контрабандист. Лермонтов не склонен преувеличивать его сильные стороны, изображает его довольно рационально. Это видно по деталям: нож за поясом, татарская шапка, под которой казацкая стрижка. Его смелость и сила не в описании внешности, она вписана в фон – море, волны и ветер. Слепой мальчик верит в Янко, ведь «… он не боится бури». От того и так страшен момент, когда контрабандист бросает ему монету. Эта скупость подтверждает, что на риск тот идет только ради выгоды. Он держим алчностью и жестокостью, а смелость его характера вовсе не означала благородства.
- Второй образ – ундина, как любая женщина, она обладает достаточно острым умом, чтобы разглядеть в Печорине опасного врага. Её обаяние отвлекает, оставляет безоружным, что дает эффект неожиданности. И вот, она уже умный и изворотливый противник. Девушка отличалась не красотой, а «породой». У нее были длинные русые волосы, безупречной формы нос, стройная фигура. Она хорошо поет, ловко двигается и обладает силой и смелостью.
- Если же говорить о нашем главном герое, то в нем уже в первой главе из дневника высвечивается потребность в ярких впечатлениях. Ведь никто не вынуждал его следить за приютившими его людьми, но возможность раскопать что-то интересное заставила Печорина действовать. Григорий не утруждает себя мыслями о других, ломая судьбы окружающих. Его заботят только лишь свои собственные увеселения, но сам он оценивает результаты своего вмешательства: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?» После обнажения тайны бедных людей, стала ясна вся бессмысленность предпринятого Печориным. И снова до него добрались досадные, скучные мысли: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью!». Он не чувствует укора совести от того, что вмешался в чужие дела и погубил слепого мальчика, лишив его дохода. Он лишь отмечает, что должен был бы это почувствовать. Значит, перед нами умный, но бесчувственный герой, который знает нравственные законы, но не ощущает потребности в морали. Он отчаянно жаждет приключений, но его душа недолго держит их жар. Он быстро охладевает и разочаровывается в том, что приносило ему радость еще недавно. Вот более подробное сочинение об образе Печорина.
Настоящие чувства
Характеристика Печорина в главе «Княжна Мери» будет неполной, если не остановиться на чувствах к Вере. Именно это женщина – настоящая любовь персонажа. С каким откровением он плачет в сцене расставания с женщиной. Григория можно сравнить опять же только с ребенком. Дети искренне страдают при потере любимой игрушки. Автор помогает рассмотреть, как герой превращается в безнравственное существо, апатичное и жестокое. Ради своего удовольствия Григорий способен разбивать судьбы близких людей. Вера не дает ему возможности совершить это с собой. Она сильнее Печорина, в ней больше практичности. Он отвечает за судьбу сына. Поэтому Григорий остается не с чем. Вокруг него все скучно и однообразно. Красота Кавказа не затмевает серых красок, поселившихся в душе.
Событий в жизни героя множество. Автор пытается распределить их по главам. Но часть «Княжна Мери» соединила в сюжете несколько историй. Написать сочинение «Характеристика Печорина в главе «Княжна Мери», используя предложены материал, станет намного проще.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Герой нашего времени»
для самых компанейских —
Главные герои «Герой нашего времени»
для самых занятых —
Читательский дневник «Герой нашего времени»
для самых любопытных —
Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов
для самых крутых —
Читать «Герой нашего времени» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы августа для 9 класса:
Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина
«Крыжовник» очень краткое содержание
Краткое содержание «В людях»
Анализ «Хамелеон» Чехов
Краткое содержание «Юность»
Краткое содержание «О дивный новый мир»
Краткое содержание «Бедные люди»
Краткое содержание «Убить пересмешника»
Анализ «Анна на шее» Чехов
Краткое содержание «Анна на шее»
Описание 2
Образ такого персонажа, как Печорин показан достаточно ярко и интересно. Стоит сказать, что его внешние характеристики и портрет помогают понять героя намного лучше и яснее, благодаря чему становится более понятным то, почему он принимал те или иные решения. Также, благодаря описанию внешности, портрета, одежды и прочих характеристик, касающихся героя, становилось понятным то, почему писатель решил изобразить именно его в качестве центрального персонажа картины
В своем романе Михаил Лермонтов отобразил и других героев, которые занимали важное значение в нем, однако так подробно и откровенно показал только Печорина
В самом начале картины, Максим Максимыч указал на то, что Печорин представлен в образе двадцатипятилетнего молодого человека, однако, выглядел он немного старше своих лет. Он имел довольно приятную внешность, и как отмечал рассказчик, Печорин весьма нравился дамам. Внешность героя представлена тем, что он имел кудрявые белокурые волосы, которые прикрывали его лоб. Цвет усов при этом был весьма темным. Кожа героя была бледноватого оттенка, а лицо казалось ярким и запоминающимся. Из-за того, что его зубы были белоснежными и блестящими, он казался особенным и выделялся сразу. Рост героя был весьма средний, но при этом телосложение у него было весьма крепким. Из-за крепкого здоровья, ему совершенно не страшен был суровый климат.
Стоит сказать, что одевался герой весьма хорошо, и делал основной акцент на то, чтобы показать свои дорогие и красивые вещи. Ходя в бархатном сюртучке, герой застегивал только две последние пуговицы, и показывал свое знание этикета и норм. Также, желание героя носить только ослепительно яркую и чистую одежду говорило о том, что он следил за собой. Аромат духов, которые использовал герой, был ненавязчивым, но при этом запоминающимся. Когда герой оказался в Кавказских странах, то старался одеваться соответственно той местности, одеваясь в национальные костюмы. Благодаря описанию внешних черт и портрет героя, становится понятным то, каким характером на самом деле обладал персонаж. Так как он обладал небольшими ровными руками и благородным лбом с белоснежными зубами, можно предположить, что герой относится к дворянскому роду, и имеет весьма неплохое материальное положение. Произведение получилось настолько продуманным и интересным, что даже в описании внешности героя, можно раскрыть более существенные детали.
Одежда
К внешнему виду Печорин относился с трепетом: он носил довольно дорогую одежду, за которой тщательно следил. «Бархатный сюртучок» Григория был застегнут лишь на две нижние пуговицы. «Ослепительно чистое» белье героя позволяло говорить о порядочности Печорина. Перчатки персонажа всегда были чисты, а сапоги всегда были вычищены.
Как представитель светского общества, Печорин использовал духи.
Когда Печорин оказывается на службе на Кавказе, он одевается в национальные вещи. Как черкес, он носил бурку, бешмет, архалук, черкеску.
По одежде многие люди принимали Печорина за черкеса. Многие даже говорили о том, что в черкесском одеянии он похож на кабардинца больше, чем сами кабардинцы.
Сам Печорин признавался, что относительно одежды он был «совершенным денди»: «ни одного галуна лишнего», мех на шапке не длинный, но и не короткий, «ноговицы и черевики пригнаны во всевозможной точностью».
Портрет Печорина
Изначально Григорий Александрович Печорин – это попытка типизировать молодых людей поколения Лермонтова. Каким же получился этот персонаж?
Краткая характеристика Печорина начинается с описания его социального положения. Итак, это офицер, который был разжалован и сослан на Кавказ из-за какой-то неприятной истории. Он из аристократической семьи, образован, холоден и расчетлив, ироничен, наделен незаурядным умом, склонен к философским рассуждениям. Но куда применить свои способности, он не знает и часто разменивается по мелочам. Печорин равнодушен к окружающим и себе, даже если его что-то захватывает, то он быстро остывает, как это было с Бэлой.
Но вина в том, что такая незаурядная личность не может найти себе места в мире, лежит не на Печорине, а на всем обществе, так как он типичный «герой своего времени». Социальная обстановка породила таких как он.
Сочинение 3
Григорий Печорин — главный герой романа «Герои нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Данное произведение написано довольно необычным образом, в каждой его части повествование ведётся от имени разных людей. Как мне кажется, эта уникальная задумка нужна была автору для того, чтобы показать своего героя с разных сторон, позволить читателю понять Печорина и составить собственное мнение о персонаже.
В третьей главе произведения «Тамань» рассказчиком выступает сам Григорий Печорин. Названа эта часть именем города, в котором происходят события. Там герой оказался, следуя на Кавказ. Интересно отметить, что Лермонтов не указывает цели визита Григория в эти края. Было ли это путешествие, или же ссылка за вольнодумство, каким часто подвергались инакомыслящие люди в те года?
В Тамани Печорин совсем не похож скучающего человека, каким мы привыкли видеть его до этого. Он проявляет любопытство, интерес к окружающим. Он расследует, рискует — одним словом, живёт и дышит полной грудью.
В главе Тамань особенно ярко видна противоречивость характера Печорина. В «герое нашего времени» сочетаются, казалось бы, абсолютно противоположные качества. Он одновременно хитр и наивен, тонкочувствующий и равнодушный, суеверный и скептичный.
В городке Григорий становится свидетелем череды странных событий, наталкивающих его на мысль о незаконных действиях. Вместо того, чтобы проигнорировать происходящее, Печорин превращается в настоящего сыщика. Читателю демонстрируется пытливый ум героя, его смелость, небезразличие. Сумев раскрыть планы контрабандистов, он вдруг попадается на простую уловку. Прекрасная девушка-рыбачка, напоминающая толи мифическую Ундину, толи сказочную Русалку, заманивает молодого человека в свои сети
Печорин, ослепленный сиюминутным прорывом, забывает обо всем — об осторожности, безопасности… Разум как будто покинул Григория, и герой, следуя за своими чувствами, едва ли не оказывается на дне роковой реки
Однако, как мы видим из повествования, в Григорие произошедшее не пробудило злобы, ненависти. Молодой человек вспоминает события Тамани с ноткой самоироинии, будто бы речь идёт не о его жизни и смерти, а о событиях интересной книги. Он будто бы даже рад, что с ним все это случилось.
Глава «Тамань» показывает, что Печорин обладает всеми чертами характера, свойственными прекрасным и честным людям. Однако, он не видит своего места в этом мире и закрывается от него в коконе бездействия и равнодушия.
Жанровое своеобразие
Жанр произведения – роман, раскрывающий психологические, философские и социальные проблемы николаевских времен. Этот период, наступивший сразу после разгрома декабристов, характеризуется отсутствием значимых социальных или философских идей, которые смогли бы воодушевить и сплотить передовое общество России. Отсюда и чувство ненужности и невозможности найти свое место в жизни, от которого страдало молодое поколение.
Социальная сторона романа звучит уже в названии, которое пропитано лермонтовской иронией. Печорин, несмотря на свою незаурядность, не соответствует роли героя, не зря его в критике часто называют антигероем.
Психологическая составляющая романа в том огромном внимании, которое автор уделяет внутренним переживаниям персонажа. При помощи различных художественных приемов авторская характеристика Печорина превращается в сложный психологический портрет, в котором отражается вся неоднозначность личности персонажа.
А философское в романе представлено рядом извечных человеческих вопросов: зачем существует человек, что он собой представляет, каков смысл его жизни и т. п.
Мнение рассказчика о Печорине
Рассказчик, зная о некоторых подробностях жизни Григория Александровича Печорина, с нетерпением ждал встречи с героем. По словам повествователя, убеждения по поводу внешности Печорина и его характера пришли ему на ум, потому что он уже со слов Максима Максимыча понимал, что за человек находится перед ним. Вероятнее всего, «на другого вид его произвел бы совершенно различное впечатление».
Рассказчик, описывая внешность Печорина, говорит про статность и стройность его фигуры, про его аристократичные манеры, выраженные в деталях внешности («бархатный сюртучок», «ослепительно чистое белье», «маленькая аристократическая рука», «бледный, благородный лоб», «зубы ослепительной белизны»). В целом внешность центрального персонажа была отмечена так: Печорин владеет «оригинальной физиономией, которая особенно нравится женщинам светским».
Повествователь обращает внимание на незаметные черты внешности Печорина, которые характеризуют его как человека. Из того, что Печорин при походке не размахивал своими руками, рассказчик сделал выводы, что герой имеет скрытный характер
Из того, что Печорин при походке не размахивал своими руками, рассказчик сделал выводы, что герой имеет скрытный характер.
Лоб Печорина имел следы морщин, однако их можно было обнаружить лишь «при долгом наблюдении», что говорит о нежелании показывать свои чувства мимикой.
Глаза, по мнению рассказчика, рассказывали о Печорине многое. «Ослепительные», но «холодные», они никогда не смеялись. Это говорило о том, что главный герой либо имеет злой нрав, либо находится в «глубокой постоянной тоске».
Повествователь подчеркивает, что его мнение относительно Печорина основано лишь на его наблюдениях. Однако они наиболее полно характеризуют героя.
Телосложение и одежда
Герой обладает крепким и атлетичным телосложением. У него «тонкий стан», то есть узкая талия (что говорит не только о типе фигуры, но и о характере) и широкие плечи. Мужчина физически развит и не склонен к перееданию, много двигается. Он прекрасно может переносить тяготы военной службы, длительную верховую езду, при необходимости способен вступить даже в рукопашную схватку с врагом.
Григорий среднего роста, то есть не богатырь, но вполне способен постоять и за себя, и за честь женщины при необходимости. Кстати, именно такой случай представляется ему в романе.
Описанию одежды Печорина автор тоже уделяет отдельное внимание. Его персонаж очень заботился о том, чтобы выглядеть «с иголочки»
Лермонтов называет его «совершенным денди». Одевался он с большим вкусом и дорого. Наверное, ухаживать за одеждой было не всегда легко в те времена, ведь не существовало стиральных машинок. Но белье Григория поражало ослепительной чистотой. Чистыми были его перчатки, сапоги начищены до блеска.
Любовь к дорогим вещам является показателем определенной черты характера — человеку нравится выделяться своим безукоризненным внешним видом. Молодой стройный мужчина, который хорошо одевается, не может не привлекать внимания, ведь даже имея возможность купить новую одежду, далеко не все ею пользуются
Не каждый способен постоянно следить за собой, тем более живя в полевых условиях, а для Печорина это стало важной частью жизни, несмотря на его разочарованность в ней
Дружба и месть
Грушницкий не остается в стороне простым наблюдателем. Он ведет себя так, как большинство представителей молодежи. Он мстит. Появляются нелепые слухи, колоритные сплетни, грязная ложь. Комедию, которую хотел разыграть Григорий, в светском обществе сразу превратили в трагедию. Вокруг девушки витала клевета. Печорин тоже не оригинален. Он вызывает лжеца на дуэль. Только сама дуэль для него – это не возможность восстановить справедливость, а очередная попытка испытать свою судьбу. Григорий изучает людей, как биолог микробов – под микроскопом. Только в образе ученого выступает сам и свои инстинкты, мироощущение, самоуверенность.
Печорин мучается всю ночь перед дуэлью, мысли не дают ему покоя. Он встает перед бывшим приятелем совершенно безоружный, так как знает о подлости, задуманной друзьями дуэлянта. Печорин проводит свой очередной эксперимент – проверяет, насколько ненависть охватила мужчину. Григорий ухудшает условия дуэли, он предлагает подняться на утес, где на расстоянии 6 шагов даже ранение приведет к гибели. Читателя увлекает такое отношение к жизни и авантюризм персонажа. Грушницкий становится еще более неприятным персонажем. Печорин ждет, когда душа юнкера проснется. Но он молчит, никакие предложения Григория им не воспринимаются. Что это проснувшаяся гордость, стыд или желание мести? Ответ за читателем. Но Печорин требует перезарядить пистолет и убивает Грушницкого.
Биография
Мери Лиговская — юная девушка, чей возраст на момент повествования не превышает 17–18 лет. Она принадлежит к высшей московской знати и вращается исключительно среди аристократов. Будучи единственным ребёнком княгини Лиговской, Мери является богатой, завидной невестой.
Юная княжна получила лучшее воспитание. Она имеет прекрасные манеры, её отличает безукоризненный утончённый вкус в одежде. Мери воспитана так, чтобы блистать в свете: она прекрасно поёт, играет на фортепиано, вальсирует, способна поддержать разговор на любую тему. Кроме того, девушка очень умна и образованна. Она в совершенстве владеет иностранными языками, французским и английским, знает алгебру.
Мери с матерью приезжают в Пятигорск, чтобы поправить здоровье на модном курорте
Московская княжна быстро становится королевой «водяного общества», привлекая к себе внимание красотой, утончёнными манерами, столичным лоском
В Пятигорске происходит знакомство Мери с харизматичным Григорием Александровичем Печориным. Скучающий офицер, привыкший играть чувствами других людей, решает позлить дерзкого юнкера Грушницкого, влюблённого в Мери. Кроме того, роман с красивой княжной становится прекрасной ширмой для его любовной связи с Верой.
Неискушённая девушка влюбляется в Печорина, который в итоге разрывает связь с ней. Так Мери получает первый жестокий жизненный урок.
Психологический портрет
Григорий Александрович Печорин показан в главе «Максим Максимыч» как человек, который не может найти себе места в жизни. Поэтому он пытается побыстрее уехать в Персию, надеясь, что там его ждут новые приключения. Печорин мечется, не в силах думать о своей прошлой жизни. Он вновь задумывается над истинным смыслом жизни, пытается найти его, но понимает, что поиски эти бессмысленны. Он равнодушно относится к своей жизни, говоря Максиму Максимычу следующие слова: «Что делать?..
всякому своя дорога… Удастся ли еще встретиться, — бог знает!». Он будто знает о том, что скоро его постигнет смерть. Печорин уже не надеется получить радостей от жизни. Именно поэтому он так равнодушно отнесся к своему старому знакомому. Ему скучно от нахождения в обществе, среди людей, которые никогда не понимали его и не смогут понять. Однако он все же борется за желание найти свое место в жизни.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Печорина в «Максиме Максимыче», рассмотрит внутренний мир центрального персонажа романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени».