Жилин и Дина (по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)
Л.Н. Толстой в молодости долгое время служил на Кавказе. Впечатления от этой службы отразились в некоторых его рассказах. В том числе, и в рассказе «Кавказский пленник». Главный герой этого произведения – офицер Жилин. Он служил на Кавказе и решил поехать домой к старой матери. По дороге Жилина взяли в плен татары
В плену герой вел себя очень отважно. Татары привели его в дом и хотели заставить написать письмо с просьбой о выкупе, но запросили очень большие деньги
Жилин понял, что у его матери нет такой суммы. Если она заплатит три тысячи монет, то у нее не останется средств на жизнь. Герой не стал тревожить свою мать. Он отважно заявил татарам, что больше пятисот рублей за выкуп им не даст. Если они его убьют, то вообще не получат никаких денег. Татарам понравилась смелость Жилина, но им все-таки были нужны деньги. Они привели Костылина, товарища Жилина. Оказалось, что тот тоже попал в плен. Костылин сразу же написал письмо с просьбой о большом выкупе. Жилин тоже написал такое письмо, но специально указал неправильный адрес. Он надеялся самостоятельно выбраться из плена. Находясь в плену, Жилин стал хорошо общаться с жителями аула. Особенно он подружился с Диной. Это была дочка хозяина Жилина: «Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа… Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая». Вначале Дина боялась героя: «Сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьет, — как на зверя какого». Когда он, попив, вернул ей кувшин, Дина отскочила от Жилина, как ужаленная. Но вскоре она привыкла к молодому человеку. Оказалось, что Дина — очень добрая девочка. Она жалела пленного офицера, старалась принести ему хорошей еды или молока. И это несмотря на то, что отец запрещал Дине общаться с пленником. А ослушаться мужчину у кавказских народов означает нарушить законы предков. Но такова была сила привязанности Дины к Жилину. Да и Жилин полюбил дочь человека, у которого был плену. Он общался с девочкой, больше, чем со всеми остальными детьми, делал ей красивых кукол. Да и вообще, в плену Жилин не бездельничал. Он много рукодельничал, делал игрушки из глины и дарил их детям. Поэтому о Жилине пошла слава, что он «мастер на все руки». К нему стали обращаться люди из других деревень. Этот герой все мог починить, все очень ловко сделать. Однажды русские солдаты убили одного татарина, важного человека. Старейшины аула ополчились против пленных и захотели их убить. Жилин понял, что нельзя больше терять времени. Он решил бежать из плена. Жилин уже давно рыл подземный ход. Офицер не мог оставить своего товарища в беде, поэтому взял с собой и Костылина. Этот герой был грузным человеком, ему было очень тяжело бежать. Поэтому через какое-то время их поймали. Жилин и Костылин вернулись обратно в аул. Теперь им стало очень тяжело жить. Их почти не кормили и больше не выводили на свежий воздух. Рыть новый подкоп было уже невозможно, потому что некуда было девать землю. Потом выяснилось, что русские солдаты подошли очень близко. Поэтому татары решили убить пленных. Дина очень переживала из-за этого. Она предупредила Жилина об угрозе. Позже отважная девочка даже помогла герою бежать. Она принесла ему длинный шест и вытянула из ямы, в которую их с Костылиным посадили татары. Прощаясь, Дина дала герою в дорогу лепешек. Жилин был очень благодарен девочке и за все искренне ее благодарил. А Дина, прощаясь со своим любимцем, «как заплачет…, закрылась руками, побежала на гору, как козочка прыгает. Только в темноте, слышно, монисты в косе по спине побрякивают». Жилин долго шел к своим. Но в самом конце дороги его заметили три татарина. Казакам удалось отбить пленного офицера. Жилин вернулся в свою крепость. Он не помнил себя от радости, мог только плакать и приговаривать: «Братцы!». Конечно же, Жилин – главный герой повести «Кавказский пленник». Мне очень нравится этот офицер своей отвагой, находчивостью, умом. Несмотря на все случившееся, он не потерял веры в собственные силы. Но, я думаю, Жилин до конца жизни будет помнить черноглазую худенькую девочку, не раз спасшую ему жизнь и так горячо привязавшейся к нему.
Популярные сочинения
- Сочинение о Родине
Все мы произносим слово Родина, но понимаем его значение по разному. Так, что же это такое, Родина? То место где тебе пришлось родиться, или где предстоит умереть, а может быть тебе никогда
- Сочинение Нужно ли анализировать свои ошибки? — рассуждение
Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибки присуще каждому человеку, их не стоит бояться. Они нас учат, а эти уроки нам преподает жизнь.
- Сочинение на тему Новогодние чудеса (3, 4, 5 класс)
Ежегодно с приходом зимы все вокруг как будто превращается в сказку. Пролетают пушистые, лапчатые снежинки, вокруг сугробы снега, которые ярко сверкают на свете. Почти в каждом доме горят яркие мерцающие огоньки
(3)
Темы философской лирики Тютчева:
Философия природы
Природа крайне редко предстает у Тютчева просто как пейзаж, как фон. Она, во-первых, всегда является активным «действующим лицом», она всегда одушевлена и, во-вторых, воспринимается и изображается как некая система более или менее понятных человеку знаков или символов космической жизни (в этой связи лирику Тютчева часто называют натурфилософской).
Возникает целая система символов, выполняющих своего рода посредническую функцию, связующих мир человеческой души с мирами природы и космоса (ключ, фонтан, ветер, радуга, море, гроза — например, «О чем ты воешь, ветр ночной?», «Фонтан», «Весенняя гроза», «Певучесть есть в морских волнах», «Как неожиданно и ярко»).
Человек и природа
Природа и человек образуют в лирике поэта единство, поэтому многим его стихам присуща двухчастная композиция, построенная на параллелизме между жизнью при роды и жизнью человека. («Осенний вечер», «Еще земли печален вид», «Когда в кругу убийственных забот», «О чем ты воешь, ветр ночной?»).
Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно. Хрупкий, как тростник, обреченный на смерть, немощный перед лицом судьбы, он велик своей тягой к беспредельному. Вот почему невыносимо для него спокойное существование в однообразии, для него велик человек, оказавшийся участником или свидетелем исторических свершений («Счастлив, кто посетил сей мир / В его минуты роковые».
Тютчев — поэт-философ, поэт-мыслитель, ставивший коренные вопросы человеческого бытия: проблемы поиска смысла жизни, места человека в мире, общечеловеческих идеалов.
Уже в раннем возрасте в переводах Горация Тютчев затрагивает темы потока времени, познания смысла жизни, судьбы человека — «свидетеля» и «жертвы роковой» игры «фортуны злой».
В этом стихотворении, переводе произведения Гейне, написанном в конце 20-х годов19 века присутствуют два главных героя тютчевской лирики: по выражению Н.Н. Скатова, «мир и человек со своими вечными последними вопросами»; «последними» — наиболее общими, сущностными, которые несут в себе исходное предопределение жизни всех людей и каждой человеческой судьбы.
В стихотворении 1855 года свернут, как пружина, весь поэтический мир Тютчева:
О вещая душа моя!
Тема космоса
К этой вечно обновляющейся жизни и стремится стать причастным человек. Поэтому в стихотворении «День и ночь» день — «души болящей исцеленье, друг человеков и богов»:
Но день оказывается лишь («благодатным, блистательным покровом, скрывающим за собой что-то могущественное и непостижимое — бездну безымянную, бездну мироздания»)
Такие люди превращаются по существу в разрушительную силу и по отношению к другим, и по отношению к самим себе. А признание одухотворенности природы открывает для человека всю ее неповторимую красоту, всю прелесть жизненного движения.
Космическая бездна у Тютчева неоднородна. Есть черная бездна, таящая враждебную человеку стихию, — это вечная тьма, хаос. Но есть и другая бездна — очеловеченная:
Это «святилище небес» может стать поддержкой для человеческого духа. Такая бездна озарена светом звезд, символизирующих некогда ушедшие с земного круга, но дорогие сердцу поэта человеческие жизни. Они не исчезли бесследно, а перешли в вечность, освободившись от всего суетного, бренного, ничтожного.
Эта звездная вечность дает себя знать в «чудном еженощном гуле»:
Жить на пороге как бы двойного бытия означает у Тютчева постоянно подвергаться осознанному или неосознанному воздействию всего множества земных и вселенских стихий.
Стихи классиков > Стихи о жизни классиков > Философские стихи Тютчева о жизни: Лирика
Философские мотивы в лирике Тютчева
Тема космоса и хаоса
«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.
Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе. В то же время, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?», обращаясь к ветру, просит:
Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.
читаем в стихотворении «Сижу задумчив и один…»
Вечность мира и временность человека
В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:
И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,
Природа как часть целого
Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем
Поэт, по его наблюдениям, «направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе»
Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли «пишет» художник слова в своих строках, «шум от стаи журавлиной», «всеобъемлющее» море, «опрометчиво-безумно» надвигающуюся грозу, «лучистую на зное» реку, «полураздетый лес» весенний день или осенний вечер. Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек
Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:
Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении «В деревне», описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который «смутил покой величавый» стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя «в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой»,
Философское звучание любовной лирики
Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил. Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно. В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восклицает поэт в стихотворении «О, как убийственно мы любим..». И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в «Предопределении»:
Двойственность любви просматривается в творчестве Тютчева изначально. Возвышенное чувство, «луч солнца», изобилие счастья и нежности и вместе с тем взрыв страстей, страдания, «роковая страсть», разрушающая душу и жизнь, – все это мир любви поэта, о котором он так пламенно повествует в Денисьевском цикле, в стихотворениях «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна» и многих других.
Иван Александрович Хлестаков
Чиновник. Прибыл из Петербурга. Молодой человек приблизительно 23 лет. Недурен собой. Глуп. Умеет приспосабливаться под обстоятельства. Фантазер, витающий в облаках. Завистлив. Врет на ходу, придумывая разнообразные истории. Способен заинтересовать и очаровать. Работа не для него. Хлестаков убежден, что все в жизни зависит от случая. Выпал счастливый билет, воспользуйся им, что полностью подтверждает история, случившаяся с ним в городе, где его ошибочно приняли за ревизора. Насобирав в долг приличную кучу денег, наобещав золотые горы дочери городничего, лже-ревизор успевает вовремя ретироваться из города, оставив чиновников с пустым кошельком, юную леди с разбитым сердцем.
Отсутствие памяти
Отсутствие памяти является важной чертой образа Хлестакова. Для него не существует будущего и прошлого
Он сконцентрирован лишь на настоящем. Хлестаков в силу этого неспособен к эгоистическим и корыстолюбивым расчетам. Герой живет лишь одной минутой. Его естественным состоянием является постоянное превращение. Проведя действенный анализ «Ревизора» Гоголя, вы увидите, что Хлестаков, принимая тот или иной стиль поведения, мгновенно в нем достигает высшей точки. Однако легко теряется то, что легко приобретается. Заснув фельдмаршалом или главнокомандующим, он просыпается ничтожным человеком.
Любовь к родине
Судьбы героев, их соприкосновение неотделимы от судьбы страны. Тема любви к родине красной нитью проходит через жизнь каждого персонажа. Нравственные искания Андрея Болконского привели его к мысли, что русский народ победить нельзя. Пьер Безухов прошел путь от «молодого человека, не умеющего жить» до настоящего мужчины, который посмел посмотреть в глаза Наполеону, спасти девочку в пожаре, выдержать плен, жертвовать собой ради других. Наташа Ростова, отдавшая повозки раненым солдатам, умела ждать и верить в силу русского народа. Петя Ростов, погибший в пятнадцать лет за «правое дело», испытывал истинный патриотизм. Платон Каратаев, партизан-крестьянин, голыми руками боровшийся за победу, сумел объяснить простую истину жизни Безухову. Кутузов, отдавший всего себя «за землю русскую», верил до конца в силы и дух русских солдат. Л.Н.Толстой в романе показал мощь русского народа в единстве, вере и непоколебимости России.
Сочинение Философская лирика Тютчева
Фёдор Иванович Тютчев родился в 1803 году в Орловской губернии. Написанием стихов будущий поэт начал увлекаться ещё в юности. Способствовало тому прекрасное образование, полученное под присмотром домашнего учителя. Большое влияние на Тютчева оказало творчество А.С. Пушкина, современником которого он являлся.
Посвятив жизнь дипломатической службе, Фёдор Иванович на протяжении всей своей жизни пишет стихи. Первая известность пришла к поэту в 1836-м году. В то время Пушкин А.С. собирался опубликовать сборник своих стихов. В этот сборник вошли 16 стихотворений молодого, неизвестного никому стихотворца.
Раннее творчество Тютчева дышит архаичностью и созвучно поэзии ХVIII века. На стихи этого периода повлияла влюблённость автора. Поэт создавал стихи, посвящённые своим музам – любимым женщинам. Позднее Фёдор Иванович наряду с традиционно русской лирикой будет использовать в своих стихах европейский романтизм. Среди всех произведений обособленно можно выделить те, которые по праву можно назвать философской лирикой.
21 стр., 10357 слов
Дружба двух поэтов тютчев и гейне сообщение. Тютчев ф. и. Я помню время золотое
… увлечения Гейне и Тютчева сближали не только молодость и любовь к поэзии, но и тяга к философским размышлениям. И тут уместно отметить, что в отличие от советского поэта Владимира … поэт Генрих Гейне (Christian Johann Heinrich Heine). Благодаря его дружбе с сотрудником русской дипломатической миссии в Мюнхене поэтом Федором Тютчевым, Россия узнала о творчестве немецкого поэта, а немецкий поэт …
Как всякий образованный и думающий человек, поэт задумывался над проблемами мироздания и бытия. Этому способствовала дипломатическая работа Тютчева. Большое влияние на творчество оказал и переломный момент в общественной жизни России. Поэта-мыслителя волнует проблема обустройства жизни. Он размышляет о том, что такое жизнь. Каково место человека в обществе, для чего он рождён и предназначен и в чём смысл его жизни.
Главными образами в творчестве сочинителя стали любовь к Родине, природе и женщинам. Любовь для Фёдора Ивановича и услада, и погибель одновременно. Он упивается своей любовью и страдает от неё. Изображая природные явления в своих стихотворениях, Тютчев отождествляет их с душевными порывами, происходящими в душе человека. Природа, то как будто оживает и становится одушевлённой, то безмолвствует. И на фоне этой величественной красоты и безмолвия человек ничтожен и одиночество его трагично. Вся философская лирика поэта построена на чувстве переживания и тревоги. Грусть и сознание беспомощности сквозит в стихах.
Трагедия потери близких и горячо любимых людей так же повлияла на творчество поэта. Время быстротечно. И оно тоже становится темой творчества Тютчева. Он раздумывает над сменой времён года, лет и эпох. Тема одиночества и обречённости всегда присутствует в поздних творениях автора. Каков он, жизненный путь человека и куда он ведёт. Что ожидает человека по окончании жизни, в тот момент, когда закончится его время.
Лирик и философ одновременно, Тютчев в поэтической форме пытается донести своё видение явлений быстротечных, преходящих и явлений вечных, как сама Вселенная.
Вариант 2
Любовь – это, несомненно, одно из самых прекрасных чувств на земле. Это чувство описывали многие поэты и писатели. Л. Н. Толстой – не исключение. В его бессмертном романе «Война и мир» очень хорошо раскрыта тема любви. Она показана с разных ракурсов. Писатель рассказал о любви как между мужчиной и женщиной, так и между родителями и детьми, между друзьями и братьями и сёстрами, и, конечно, о беззаветной любви к Родине и Отчизне. Читая роман, мы видим, что люди любят и искренне отдаются этому чувству, а это значит, что они живут по-настоящему. Несмотря на то, что уже много времени прошло со времён написания этого романа, его тема не перестаёт быть актуальной и в наши дни. Дальше я расскажу тех героях, которые каждый по-своему испытывал это многогранное чувство.
Князь Андрей Болконский. Этот человек женился не по любви, и в начале романа не понимал, что это значит – любить. Он это понял только тогда, когда повстречал Наташу Ростову на своём жизненном пути. Когда он познакомился с юной Наташей, он почувствовал себя заново рождённым. Перед смертью Андрей смог простить Наташе предательство, а Наташа ухаживала за ним после ранения. В этом и заключалось его счастье. Он простил даже своего соперника, и нашёл в себе силы признаться любимой женщине в истинной любви.
Наташа Ростова – это прекраснейшее и милое создание, проникнутое любовью ко всему, что её окружает. Она, безусловно, любит всех членов своей семьи. Только такой она и могла вырасти в этой хорошей семье, где всегда царила атмосфера доброжелательности, гармонии и любви. Несколько раз героиня принимала за любовь увлечённость и детские мечтания, так было с Борисом, Анатолем. Настоящей любовью можно назвать любовь к Андрею Болконскому, любовь была поистине всепоглощающей. Но и любовь к Пьеру Безухову тоже настоящая, только она немного другая, спокойная, душевная.
Марья Болконская. Для этой героини любовь стала настоящей наградой за доброе открытое сердце и хорошее отношение абсолютно ко всем людям, даже к тем, кто не достоин такого отношения. Марья обрела счастье с Николаем Ростовым, эта любовь была крепкой, а главное – взаимной.
Это наиболее яркие истории любви, которые меня впечатлили в романе, но далеко не все. По прочтении романа я поняла, что к истинной любви можно прийти не сразу, но никогда нельзя терять веру в любовь.
Образ городничего
Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович) — в котором происходит действие интересующей нас комедии. Это «очень неглупый», «постаревший на службе» человек. Его черты лица жестки и грубы, как у всякого, который с низших чинов начал тяжелую службу. Городничий в начале пьесы зачитывает письмо своим подчиненным. В нем сообщается о приезде ревизора. Эта весть очень напугала чиновников. В страхе городничий приказывает «обустроить» город к его приезду (выгнать из больницы лишних больных, привести преподавателей в училищах в надлежащий вид, прикрыть недостроенные здания заборами и т. д.).
Антон Антонович предполагает, что ревизор уже прибыл и живет инкогнито где-нибудь. Помещики Бобчинский и Добчинский находят его в лице Хлестакова, мелкого чиновника, ни о чем не подозревающего. Городничий, поверив, что Хлестаков и есть тот самый ревизор, не может разубедить себя в этом. Он верит во все, даже в фантастические враки «ревизора» — до такой степени сильно раболепство в городничем.
Когда к его дочери, Марье Антоновне, сватается Хлестаков, чиновник стал размышлять о том, какие выгоды сулит ему родство с «важным человеком», и решил, что «славно быть генералом». До глубины души оскорбляет городничего неожиданное разоблачение Хлестакова
До него наконец доходит, что он принял «тряпку», «сосульку» за важного человека. Городничий, пережив унизительное потрясение, духовно прозревает, впервые в жизни
Он говорит, что впервые видит вместо лиц «свиные рылы».
Завершая анализ комедии Н.В. Гоголя «Ревизор», добавим, что комическая фигура его в финале комедии перерастает в трагическую. Трагизм наиболее явным становится в немой сцене, когда становится известно о прибытии настоящего ревизора.
Сюжетом для написания комедии послужила история, рассказанная Гоголю А.С. Пушкиным. В ней говорилось об одном господине, оказавшемуся проездом в одном из небольших городов и сумевшему выдать себя за высокого чиновника таким образом, что никто не смог заметить подвоха. Краткое описание и характеристика героев комедии «Ревизор» позволит читателю понять, как выглядели чиновники того времени. С тех пор прошло немало лет, но мало что изменилось. В наших госструктурах довольно часто встречаются чиновники, подобные Хлестакову или городничему, не брезгующие взятками и решающие служебные вопросы в обход закона.
Сочинение про Дину
На страницах рассказа раскрывается проблема того, что некоторые люди могут возвышать себя над другими. Они присваивают себе право распоряжаться чужими судьбами. С болью в душе читаешь страницы с описанием продажи людей! Это недопустимая дикость!
Но какой гордостью и радостью наполняется сердце, когда на страницах рассказа появляется Дина! Это тринадцатилетняя дочь горца Абдула, который купил русского пленного офицера Жилина.
Дина – необычайно добрая и смелая девочка. Она скромна и стеснительна, как и положено всем горянкам. Она постепенно идёт на контакт с Жилиным, который с нежностью и завидным мастерством лепит из глины кукол для детей аула. Эти фигурки очень заинтересовали девочку. Однако она, проявляя к ним большой интерес, всё же не берёт их поначалу. Для неё Жилин был чужим.
Но вскоре всё меняется. Девочка чувствует доброту и заботу со стороны русского офицера. Постепенно между ними завязывается большая дружба, такая же скромная, как и сама Дина.
Доброта Дины особенная. Не так трудно быть добрым в обычной обстановке. Куда труднее проявлять это качество по отношению к врагу. В том-то и заключается особенность характера этой смышленой девчушки.
Какой силой воли, храбростью нужно обладать, чтобы проявлять великодушие и милосердие к противнику!
Доброта Дины опасна для неё. Только очень смелый и отчаянный человек станет рисковать своим благополучием ради незнакомого человека. Дина идёт на этот риск. Причём делает это осознанно, понимая то, чем для неё может обернуться помощь пленнику.
В начале рассказа она рискует, принося русскому офицеру лепёшки, молоко, кусочки баранины. В конце произведения её помощь Жилину приобретает более серьёзные масштабы. Одно дело — накормить человека, и другое — снабдить его лестницей, при помощи которой он совершит побег из сарая отца.
Детское сердце более чутко относится к боли и горю человека, против которого ополчились все в ауле. Дина не может бросить друга в беде. Она оказывается выше взрослого Костылина, который в начале рассказа бросает Жилина при виде «татар». И даже если бы побег героя не удался, поступок девчушки приравнивается к подвигу.
Дина – человек, которым можно восхищаться бесконечно!
Последние годы жизни
Анна Тютчева — дочь Федора Тютчева. 1862. Фотография: Ипполит Робийяр / ftutchev.ru
Елена Денисьева с дочерью Еленой. 1862–1863. Фотография: ftutchev.ru
Федор Тютчев. 1867. Санкт-Петербург. Фотография: Сергей Левицкий / ftutchev.ru
С 1860-х Федор Тютчев часто болел. Елена Денисьева писала сестре: «Федор Иванович опять заболел и сильно: он в постели, и не менее как на неделю…». В 1864 году у них родился третий ребенок — сын Николай. Вскоре после этого Денисьева тяжело заболела и умерла. Тютчев писал об этом: «Пустота, страшная пустота… Даже вспомнить о ней — вызвать ее, живую, в памяти, как она была, глядела, двигалась, говорила, и этого не могу. Страшно, невыносимо…». В следующем 1865 году заболели и умерли два младших ребенка Тютчева и Денисьевой — Елена и Николай. Старшего сына Федора забрала к себе дочь поэта Анна Тютчева. В это время почти все стихи посвящал Тютчев погибшей возлюбленной, много размышлял о старости и близкой смерти.
В 1870-х ухудшилось и здоровье самого поэта. Вскоре после смерти Денисьевой у него умерла мать. Наум Берковский писал: «Тютчев был тяжело болен, но болезни своей признавать не хотел и порывался к деятельной жизни». Тютчев не уходил со службы и не слушал советов врачей, которые рекомендовали ему уехать в имение и пожить в спокойствии. В последние годы жизни поэт испытывал проблемы со зрением и речью, не мог писать, но продолжал диктовать стихи и статьи. Тютчев внимательно следил за франко-прусской войной и выписывал газеты, со всеми посетителями обсуждал свежие новости. В 1872 году он писал дочери: «По своему неисправимому легкомыслию я по-прежнему не могу не интересоваться всем, что происходит в мире, словно мне не предстоит вскоре его покинуть…». Вскоре умерла любимая дочь поэта Мария. Незадолго до смерти Тютчев сочинил свои последние стихотворения «Бессонница» («Ночной порой в пустыне городской…») и «Все отнял у меня казнящий Бог…».
Федор Тютчев умер 27 июля 1873 года в Царском селе. Поэта похоронили на Новодевичьем кладбище в Петербурге.
Взяточничество и коррупция в произведении
Свои грехи имеют все герои комедии, в чем позволяет убедиться ее анализ. Гоголь («Ревизор») отмечает, что каждый из них из-за недобросовестного выполнения своих служебных обязанностей опасается предстоящего приезда ревизора. Чиновники от страха не способны здраво рассуждать. Они считают, что именно самоуверенный и наглый Хлестаков — ревизор. Прогрессирующую опасную болезнь — ложь — демонстрирует Гоголь («Ревизор»). нельзя провести без акцентировании внимания на этой его характерной особенности.
Автор с иронией и точно обличает вопрос взяток. Вина во взяточничестве и коррупции, по его мнению, лежит на обеих сторонах. Однако это для общества столь привычно, что чиновники при упоминании денег мнимым ревизором облегченно вздыхают: его можно подкупить, а значит, все уладится. Взяточничество, таким образом, воспринимается как должное и естественное. Очень привычно читателям любого времени отсутствие положительных чиновников в пьесе. Ведь «ревизорщина» в России до сих пор не прекратилась, несмотря на все перевороты.
К Хлестакову рвется множество посетителей с просьбами. Их так много, что им приходится пробиваться через окна. Просьбы и жалобы обречены остаться безответными. Чиновников, в свою очередь, не смущает то, что необходимо унижаться. Перед начальством они готовы лебезить, ведь расплата начнется с его отъездом — они могут отыграться на подчиненных, унижая их. Общество уничтожает низкая нравственность, считает Гоголь («Ревизор»). Анализ произведения позволяет отметить, что в пьесе она сопровождает любого, кто добился хоть какой-то власти.