Манера поведения
Хоть с виду Шариков и напоминал собой человека, повадки у него остались собачьи. По старой привычке он выгрызал на себе блох, терпеть не мог представителей кошачьих, гоняя их на улице. От Клима Чугункина Полиграф перенял наглость, глупость, развязное и порочное поведение. Профессор Преображенский ничего не мог поделать с этим существом. Он не поддавался воспитанию. Попытка образумить его и привить хорошие манеры заканчивалась агрессией со стороны Шарикова. Авторитетом для него являлся Швондер, председатель домкома. Их взгляды были схожи и поведение Шарикова председатель ободрял. Именно таким по его мнению и должен быть образ пролетария . «…я положительно не видал более наглого существа , чем вы…»
«…такого наглого я в свою жизнь не видал…»
«…хам и свинья…»
За два месяца Шарикову удалось проделать невероятный путь, из ничего стать всем. Воспользовавшись связями, благодаря поддержке власти, Полиграф получает паспорт и устраивается в службу по отлову бродячих животных. Работа приносила ему истинное удовольствие. Считая совесть и мораль пережитками прошлого, Шариков наследовал злобу и подлость. Он покушался на все то, что ему не принадлежало, пытаясь отобрать это. Как вариант, квартира Преображенского, которого Шариков на дух не переносил, считая тираном и деспотом. Он пишет на профессора донос и заявляет свои права на жилплощадь. Планы его не осуществились. Получив отказ, Шариков вышел из себя. Он схватил револьвер, направив его на Борменталя. Дело могло закончиться трагедией. Ученым удалось опередить несостоявшегося киллера, не дав ему совершить убийство.
Образ и характеристика Шарикова в повести «Собачье сердце»
Сатирическая повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» была написана под влиянием собственных впечатлений автора от нового общественного устройства, зародившегося в России после 1917. В своем произведении автор жестко раскритиковал многие изменения в социуме, появление новых явлений, типа мышления и поведения человека «общественного», не чувствующего личной ответственности за то, что его окружает, зачастую даже не понимающего те принципы, которые он поддерживает.
В образе Шарикова Булгаков мастерски вывел трагедию неумелого «социального эксперимента», проводимого на безграмотных, «темных» людях. Идея профессора Преображенского, олицетворяющего исчезающий класс думающей, развитой интеллигенции, изначально правильная, оборачивается настоящей трагедией. Он проводит невероятную по своей сложности операцию, помещая в тело собаки гипофиз человека. За этим следует фантастическая трансформация: животное обретает внешние черты человека, превращаясь в Полиграфа Полиграфовича Шарикова. В своем журнале наблюдений профессор отмечает:
При этом, делая характеристику Шарикова, следует отметить, что он сохраняет анималистические черты, и вызывает неприятное ощущение своей наружностью. Кроме того, совершенно не имеет вкуса, одевая на себя яркую, не сочетающуюся между собой одежду, к которой относится неопрятно, и потому часто имеет неряшливый, несуразный вид.
В личности Шарикова сохранились худшие черты пса и человека. От первого он сохранил привычки животного, как, например, вычесывание блох и нелюбовь к кошкам, от второго — тягу к алкоголю и скандалам. Дворняга, ставшая невольным участником рискового замысла профессора, в сравнении с человеческим существом начинает казаться более разумной, нравственной и более симпатична читателю. Гражданин Шариков хамоват, не воспитан и неоправданно нагл. Найдя поддержку в лице мелкого представителя власти, домоуправляющего Швондера, Шариков становится агрессивен и распущен по отношению к тем, кто может от него зависеть. Его покровитель и наставник старается передать Шарикову идеи, которые сам не вполне понимает, и находит прилежного ученика. Булгаков великолепно демонстрирует, как отсутствие образования и элементарного умственного развития может привести к тому, что лучшие побуждения будут извращены и не реализованы так, как это предполагалось.
«Низкое» происхождение имеет не только животная часть Шарикова, его человеческая часть также относится к самым маргинальным социальным слоям. Он неспособен соблюдать самые простые правила приличия, о чем ему регулярно напоминает профессор:
Но, наученный Швондером, Шариков, осознав наличие у себя прав, постоянно заявляет о них и требует к себе уважения, руководствуясь совершенно смехотворными аргументами. Так, он по умолчанию считает себя принадлежащим к «пролетариату», хотя не является даже, в полном смысле этого слова, гражданином. Чтобы исправить это, он обзаводится документом, позволяющим считать себя полноправным членом общества:
В конце концов, Преображенский признается в том, что его идея обернулась крахом и проводит обратную операцию, превращая Шарикова обратно в дворнягу.
Шарик в повести Булгакова Собачье сердце
В рассказе Булгакова М. А «Собачье сердце» не просто идет речь о эксперименте профессора
Булгаков, обращает внимание, на первый типаж человека, который появился в лаборатории ученых. Вся суть рассказа основывается на взаимоотношение одного ученного и Шарика, не естественно появившегося человека и собаки
Сначала повествование идет о речи внутри голодного дворового пса. Он делает выводы о жизни на улице, ее быте, характере Московских нравов, о ее ресторанах и магазинах. Он дорожит добротой, и лаской, он очень сочувственный пес.
В какой миг в жизни Шарика появляется полный переворот, он живет с профессором, где огромное количество комнат. Но собака нужна профессору для его эксперимента. Преображенский пересаживает псу мозг человека, который в прошлом, был Чугункин, играл на балалайке, вел разгульный образ жизни, за что был убит. В итоге эксперимента, у профессора все получилось, Шарик стал человеком, но он взял гены своего предка, он был, наглый хамоватый, не воспитанный, неадекватный, вообще не чего не зная, и не понимая о человеческих отношениях.
Между профессором и Шариковым начались разногласия. Вся суть проблемы заключается в том что едва получившийся человек находит в обществе себе поддержку для того что бы противостоять своему творцу. И они внушают Шарикова на то, что Профессор ему злейший враг номер один. Дошло до того что Шариков принес ему бумагу на то что он имеет долю на его квартиру.
Он лично осознает главное мировоззрение новых хозяев жизни: делай что хочешь, воруй, громи все, что сделали другие, но главное что бы был похож на других. И все же неблагодарный бывший пес, принес профессору бумагу, где ему полагается, какая-то доля в его квартире. Такие качества как моральные принципы, постыдность, или совесть Шарикову чужды.
Чем дальше, тем хуже он себя вел, пил, веселился, приводил в профессорский дом, кого попала, буянил там, как ему хотелось. Но точкой стало, что он нашел себе работу заведующим очистки города, от бездомных животных. Но в этом нет ничего удивительного он всегда старался своих же подставить. В один момент он привел в квартиру девушку, и сказал что хочет, женится на ней. Профессор рассказал прошлое Шарикова, девушка рыдая, ничего естественно не знала, он ее обманул придумав о себе различные легенды. В рассказе Преображенскому удалось все вернуть на круги своя, он из человека Шарикова превратил собаку Шарика. И жизнь пошла обычным чередом.
В этой повести, я думаю, что автор хотел донести до людей, что в любой ситуации нужно оставаться человеком.
Все сочинения
[править] Почему интересен?
Полиграф Полиграфович Шариков символизирует типичное быдло в его наихудшем виде самодовольного быдла. Однако, как выяснилось, этот типаж имеет и своих сторонников. Так, например, Шмуклер активно выставлял Шарикова и сочувствующего ему управдома Швондера положительными героями — простыми русскими людьми (особенно Швондера), страдающими от троллинга недобитых буржуев. Между тем булгаковский образ не возник на пустом месте, что само по себе лишает спор сторонников и противников Шарикова всякого смысла.
Аж в 1841 году Генрих Гейне, будучи коммунистом до мозга костей и очень близким другом Маркса, написал поэму «Атта Тролль», где главным героем был медвед. Симпатичный и в общем положительный мишка Атта Тролль так бы и ходил по базарам на поводке, но вдруг стал санкюлотом и начал активно бороться за свои медвежьи права. Ведь все имеют равные права, включая и трудящихся медведей, верно? По ходу поэмы Атта Тролль говорит лозунгами, которые не отличаются от всем известных мемов еще не написанного Манифеста коммунистической партии, но за одним небольшим и важным исключением. Медведь — это все таки животное, которое справедливость видит по-звериному.
Свергнем власть монополиста, Установим в мире царство Справедливости звериной. |
— — |
Вокруг чего и разворачивается вся поэма, по итогу которой коммунист Гейне, который видел зародыш нового человечества именно в быдле-пролетариате, принимает решение застрелить мишку КЕМ и впредь охотиться на всех подобных сторонников звериной справедливости. Причина — Атта Тролль хочет без задней мысли выпиливать угнетателей под ноль как терминатор, но в человека
превращаться не собирается. Более того, медвед не осознает, что хочет справедливости ценой полного отрицания всего человеческого, которое-то и является конечной целью коммунистической революции и установления справедливости. Речь не о фантазиях вокруг «слезинки ребенка», а о вполне натуральном озверении, когда бывшие рабы почем зря отрываются на бывших рабовладельцах и друг друге, охотно забывая, что доктора Менгеле им никогда не превзойти, а жить в обществе с пещерными понятиями и людьми придется еще очень долго.
Где-то рядом можно заметить похожий мотив во всем романе Мэри Шелли «Франкенштейн, или новый Прометей» (который все знают, но мало кто читал). Профессор Франкенштейн фактически повторяет судьбу Преображенского: запилив Чудовище, которое хоть и невероятно сильное и живучее, но при этом доброе и непосредственное, он очень быстро убедился, что понятия не имеет, как вписать результат своих экспертиментов в человеческое общество.
Помимо Булгакова и Гейне, типаж был описан Зощенко, огребавшем от шариковых непосредственно.
Зощенко и Булгаков открыли этот тип в двадцатые года. Теперь коммунальный хам завершил свое развитие, обрел мечту своих кошмарных ночей — генеральские звезды, вооружился линзами здравого смысла, причислил себя к сонму телевизионных светил. На предыдущей стадии своего развития он назывался Ждановым. Пройдя сквозь кровавую парилочку тридцатых, зощенковский банщик и булгаковский шарик стали Ждановым. Колумбы, открыватели типа, были объявлены уродами. Солидный устойчивый нормальный Жданов ненавидел своего открывателя, урода, отрыжку общества, мусорную шкварку перегоревшего «серебряного века». Вот, в сущности, главный конфликт времени, идеально короткая схема: «Зощенко — Жданов»… |
Аксёнов, «Ожог» |
◄ ► |
Шариков и вражеские коты Взять все и поделить Суть проблемы Позиция элиты. Вы должны молчать и слушать. Позиция шариковых. О правах и куске хлеба. Какой негодяй снабдил вас этой книжкой? Шариков решает вопросы А Жданов, на минуточку, был едва ли не самым развитым в сталинском руководстве и первым кандидатом в преемники Сталина, но случайно помер. Последний пример хорошо демонстрирует, что никто и ничто не мешает шариковым иметь высшее образование, какие угодно политические и гражданские взгляды — без разницы коммунистические или либеральные, руководить министерствами и целыми странами, работать интеллектуалом в университете или читать … OH SHI!
Но наиболее известным примером шариковщины в политике до сих пор является Николай Иванович Ежов.
Несмотря на все эти большие недостатки и промахи в моей работе, должен сказать, что при повседневном руководстве ЦК НКВД погромил врагов здорово… |
О своем вкладе в общество |
Биография и сюжет
В повести российский прозаик рисует Москву 1927 года. Биография собаки без рода и племени не завидная: с детства скитается по подворотням города в поисках еды. Пес далеко не глуп: рассуждает о смысле жизни, читает вывески магазинов и кабаков и делает выводы о людях. Так, животное недолюбливает дворников, которые гоняют его метлой, подмечает, что машинистка в фильдеперсовых чулках бедна и поэтому ходит на обед в пролетарскую столовую. А еще в душе пса теплом отдаются воспоминания о поваре Власе, не жалеющем мясных косточек для хвостатого бродяги.
Пес Шарик
Однажды судьба сводит бездомного пса с Филиппом Филипповичем Преображенским, врачом, специализирующимся на омоложении людей. Ошпаренного кипятком Шарика профессор сначала накормил вкуснейшей колбасой, а затем и вовсе пустил жить в квартиру из семи комнат. Преображенский задумал гениальный эксперимент по пересадке животному человеческих семенников и гипофиза – железы, отвечающей за рост и развитие. Донором выступил умерший пьяница и рецидивист Клим Чугункин, подрабатывающий в кабаках балалаечником.
Эксперимент хоть и удался, но качество оказалось плачевным. Характеристики нового члена общества ужасали профессора: симпатичный и добрый пес превратился в человека, в котором смешались все пороки донора. Шариков так же, как Клим, любит выпить, дебоширит и скандалит с хозяином дома, презирает его за интеллигентность и дворянские нравы. Воспитательные меры не приводят к успеху. Описание внешнего вида тоже внушает отвращение: Шариков стремится выглядеть как франт, ходит в пиджаке и галстуке, но одежда подобрана безвкусно, к тому же порванная и грязная.
Дальше – больше. Полиграф Полиграфович попадает под влияние председателя домкома Швондера, получает паспорт и заступает на службу душителем котов в учреждение очистки столицы от бездомных животных. Дружба со Швондером обогащает лексикон вчерашней собаки социалистическими лозунгами, обидными высказываниями в адрес профессора. А в разум заселяются убеждения, что Шариков – представитель пролетариата, страдающий от притеснений буржуев.
Получеловек-полусобака угрожает «родителю» судами за нелегальную операцию по пересадке человеческих органов и намекает о своем праве на «шикарные жилищные условия». Филипп Филиппович понимает, что, по сути, случилось своеобразное воскрешение погибшего уголовника и алкоголика Чугункина.
Полиграф Шариков и профессор Преображенский
Разочаровавшись в результатах эксперимента, Преображенский приходит к выводу, что играть с природой бессмысленно и даже опасно. И после очередного дебоша, во время которого у Шарикова в руках оказался револьвер, профессор вместе с помощником Борменталем решает поставить все на свои места. Повторная операция возвратила в жизнь прежнего пса, чуткого, кроткого и умеющего сострадать людям.
Характеристика главного героя
Полиграф Полиграфович — необычное и уникальное существо, появившееся в результате пересадки гипофиза и семенных желез от человеческого донора к собаке. Случайным донором стал балалаечник, вор-рецедивист и тунеядец Клим Чугункин. Накануне операции его убивают ножом в сердце в пьяной драке и профессор, проводящий исследования в сфере омоложения человеческого организма, пользуется его органами в научных целях. Однако пересадка гипофиза не дает эффекта омоложения, а приводит к очеловечиванию бывшей собаки и её превращению в Шарикова всего за несколько недель.
(Владимир Толоконников в роли Полиграфа Полиграфовича Шарикова, х/ф «Собачье сердце», СССР 1988
)
Внешность нового «человека» получилась довольно неприятная и можно сказать отталкивающая: невысокий рост, жесткие и растущие как кусты на выкорчеванном поле волосы, лицо почти полностью покрытое пухом, низкий лоб, густые брови. От бывшего Шарика, который был самым обычным дворовым псом, потрепанным жизнью и людьми, готовым на все ради вкусно пахнущего кусочка колбасы, но с верным и добрым собачьим сердцем, у нового Шарикова остается только врожденная ненависть к кошкам, что и повлияло на его выбор будущей профессии — заведующий отделом очистки города Москвы от бродячих животных (от котов в том числе). Зато наследственность Клима Чугункина проявилась в полной мере: тут тебе и безудержное пьянство, и наглость, и хамство, вопиющая дикость и аморальность, и наконец точный и верный «нюх» на классового врага, которым оказался его создатель профессор Преображенский.
Шариков всем нагло заявляет что он простой труженик и пролетариат, борется за свои права и требует к себе уважительного отношения. Он придумывает себе имя, решает получить паспорт, чтобы окончательно узаконить в обществе свою личность, устраивается на роботу ловцом бродячих кошек и даже решает жениться. Став как он думает полноценным членом общества, он считает себя вправе тиранить своих классовых врагов Борменталя и Преображенского, нагло претендует на часть жилплощади, чтобы устроить свою личную жизнь, с помощью Швондера стряпает на профессора лживый донос и угрожает ему револьвером. Выдающийся хирург и светило с мировым именем, потерпев полное фиаско в своем эксперименте и неудачу в воспитании получившегося человекоподобного монстра Шарикова, идет на осознанное преступление — усыпляет его и с помощью очередной операции превращает обратно в собаку.
Сочинение про Полиграфа Полиграфовича Шарикова
Повесть Михаила Булгакова «Собачье сердце» — это история эксперимента по превращению собаки в человека.
Успешный профессор, Филипп Филиппович Преображенский со своим помощником Доктором Борменталем в роскошной советской квартире совершают сложную операцию по пересадке части человеческого мозга собаке.
Так начинается история нового человека.
Ключевая фигура в повести Булгакова – это Полиграф Полиграфович Шариков.
Сначала он несчастный, голодный и замученный уличный пес. Он просто ищет, где бы раздобыть еды, да тихое место, что б зализать свои раны. Как и любому живому существу, ему хочется тепла и ласки. И вот счастливая случайность! Появляется «Маг и кудесник из собачьей сказки» — именно так выглядит профессор в глазах дворняги. Он подбирает добродушного пса, но не для того что бы подарить ему дом и заботу. Шарику предназначено стать объектом эксперимента профессора.
Проведя операцию по пересадке гипофиза, Преображенский и Борменталь наблюдают за переменами в физиологии собаки, за постепенным превращением пса в человеческое существо.
На протяжении всей повести происходит становление Шарикова как гражданина. Постепенно он превращается из обычного бродячего пса в личность. И вот он уже не обычная дворняга Шарик, а новый гражданин Шариков.
Это новый человек, хоть и «существо лабораторное». И как любой другой, он желает иметь свое имя, права и свободы. Желает быть гражданином в советском государстве. Из него не выходит добропорядочного гражданина, но он пытается развиваться: требует документы и даже получает работу по отлову бродячих животных.
В Шарикове проявляются черты характера Чугункина, чей гипофиз был пересажен псу. Чугункин – тип, весьма, аморальный – вор и рецидивист. Эти черты делают из персонажа Булгакова личность не самую приятную. Шариков безобразничает, сквернословит, пристает к женщинам, пьет. Профессор не теряет надежды перевоспитать своего подопечного, но поведение Полиграфа становится только хуже. Преображенский понимает, что эксперимент оказался неудачным, когда Шариков пишет на него донос и угрожает убить.
Филипп Филиппович и не подозревал, что эксперимент обернется таким образом. Шариков становится проблемой для профессора. Преображенский проводит еще одну операцию и совершает обратное превращение Полиграфа Шарикова в добродушного пса.
Полиграф Полиграфович Шариков – фигура довольно неоднозначная. Он уже не добрый уличный пес, но и не Клим Чугункин. Он невероятный симбиоз пса и человека, неудавшийся эксперимент.
В конце концов, обычный бродячий пес не хотел становиться человеком. «Я, может, своего разрешения на операцию не давал», заявляет Шариков.
Имел ли право профессор Преображенский распоряжаться судьбами живых существ? Эксперимент на благо науки, который перешел границы моральных устоев. Именно поэтому повесть «Собачье сердце» остается актуальной и в наши дни.
Сравнение 3
В повести «Собачье сердце» М. Булгакова одним из главных героев является профессор Преображенский. Это замечательный специалист, врач. Его не особо беспокоила новая власть советов, он сумел остаться проживать в своей квартире из семи комнат, которую не подвергли «уплотнению» большевики. Там же он вел прием пациентов.
Преображенский проводил исследования по влиянию гипофиза на омоложение организма. Поскольку профессору нужен был опытный материал, случилось так, что им суждено было стать бездомному псу Шарику, жившему неподалеку. Гипофиз же взяли у некоего погибшего человека, который при жизни был весьма неприятной личностью.
Пса приманили, подкормили и прооперировали. Донорский материал не только прижился в собачьем организме, но и стал функционировать, активно прогрессируя.
Собака начала «очеловечиваться». Шарик становился Шариковым.
Хотя пес Шарик был довольно покладист и добродушен и даже где-то по –собачьи не глуп, человек получался из него чудовищный. Это была адская смесь из животных инстинктов и привитой человеческой сущности. Шариков перенял самые худшие черты от характеров своих предыдущих воплощений. Животные инстинкты одного и непомерно раздутые амбиции, хамство и грубость второго слились в Шарикове Полиграфе Полиграфовиче, новом эксперименте профессора.
Когда Шарик был псом, он даже уважал профессора. И не только за теплый кров и еду. Теперь же начинает называть профессора «папашей», требовать от него денежного содержания и комнату в квартире.
Опекаемый и наущаемый Швондером, классовым врагом профессора, Шариков превращает жизнь Преображенского в сущий кошмар. Швондер внушает Шарикову, что он «труженик» и имеет право требовать от более обеспеченного профессора себе различных благ. Шарикова даже взяли на работу в отдел очистки от бродячих животных. Там он «дорос» до начальника отдела, благодаря своей лютой собачьей ненависти к котам.
Из беззлобного бродячего пса произошло перерождение в грубого и безнравственного человека, кичащегося своими отвратительными качествами. Получился человек недалекого ума, говорящий обрывками фраз, при этом неуправляемый и даже опасный для социума.
Профессор и сам видит, что эксперимент удался с медицинской точки зрения, но с этической и социальной это провал. Из «милейшего пса» по словам Преображенского, вышла «такая мразь». Поэтому и принял решение сделать новую операцию. Так Шарик снова стал псом.
Булгаков показал нам в своем произведении, что шутки с природой порой заканчиваются крахом. А фамилия Шариков стала нарицательной, характеризуя представителей некоторого слоя нашего общества.
[править] Кто таков?
Эх, яблочко. Да с голубикою! Пролетарский вариант чудища Франкенштейна, искусственно выращенный профессором Преображенским из дворняги, которой пересадили яички и гипофиз от покойного люмпена Клима Чугункина (или Чугунова, тут сам Булгаков путается), а идеологию от пламенного марксиста Швондера. Тем самым было невозбранно достигнуто совмещение интеллекта псины с официальным статусом человеческой личности. Результат был настолько разрушителен, что пришлось всё запилить назад и сделать вывод, что «наука ещё не знает способов обращать зверей в людей». Такова официальная версия — для протокола. Пытливый же читатель найдёт другую причину: «Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спинозу, когда любая баба может его родить когда угодно», — являющийся, по-видимому, итогом рассуждений доктора Булгакова на популярную в то время тему евгеники.