Тургенев живые мощи краткое содержание анализ

Анализ рассказа «живые мощи» из цикла «записки охотника » тургенева

«Живые мощи», краткое содержание рассказа Тургенева

В одной из французских пословиц говорится, что вид промокшего охотника такой же жалкий и несчастный, как и сухого рыболова. Это на себе испытали Ермолай и барин Петр Петрович. Они вышли пострелять тетеревов, но уже в лесу их настиг сильный дождь.

Ермолай предложил переждать непогоду в Алексеевке, которая принадлежит матери Петра Петровича, но барин даже не знал об этом. Охотник заночевал в старом флигеле. Свежим солнечным утром Петр Петрович вышел в сад, а затем заглянул на пасеку. Там он обнаружил плетеный сарай. Из любопытства барин заглянул в приоткрытую дверь и в глубине заметил человеческую фигурку. Охотник хотел было уйти, как вдруг с ним кто-то заговорил приглушенным голосом. Это заставило Петра Петровича насторожиться. Говорила фигура медленно, называла барина по имени и отчеству, просила подойти.

Петр Петрович вошел в сарай и замер. Перед его глазами предстало удивительное существо. Тело было накрыто одеялом, а две маленькие высохшие руки торчали поверх него. Голова тоже была высохшая, будто вылитая из бронзы. Из-под повязанного платка тускло виднелись желтые волосы. Однако лицо не казалось безобразным. Оно даже выглядело красивым, лишь пугало своей странностью.

Мало кто смог бы узнать в жалком существе Лукерью – первую красавицу этой деревни. Петр Петрович еще подростком был тайно влюблен в крестьянку. По просьбе барина несчастная женщина рассказала о своей беде.

В то время Лукерья собиралась замуж за Василия Полякова. Однажды ночью она вышла во двор послушать соловья, но оступилась, упала с крыльца и сильно ушиблась. С тех пор женщина утратила аппетит и стала чахнуть. Приходили врачи, но так и не смогли помочь. Постепенно Лукерья совсем усохла и уже не могла двигаться. Ее привезли в Алексеевку и поместили в этом сарайчике. Поляков сначала тосковал, но затем отыскал другую женщину и благополучно женился.

Оказалось, что страдалица почти ничего ни ест и очень мало спит. Она научилась лежать и почти не думать – так легче коротать часы одиночества. Лишь изредка читала молитвы. Когда Лукерья засыпала, к ней приходили странные видения.

Однажды приснилось, что сидит она на дороге, облаченная в одежду странницы-богомолки, а мимо нее проходит много людей. Среди них выделялась одна женщина со строгим выражением лица. Лукерья спросила прохожую: кто она такая? Женщина ответила, что она – сама смерть. Больная стала просить, чтобы та увела ее с собой, но смерть объяснила, что сейчас не до нее. А вот когда пройдут петровские праздники, она будет возвращаться и заберет Лукерью.

Бывало, несчастная лежала без сна целые недели. Как-то добрая женщина оставила больной лекарство от бессонницы. Но это средство уже давно выпито. Петр Петрович догадался, что это был опиум и пообещал достать Лукерье такого снадобья. Он был потрясен мужеством и терпением крестьянки. Но Лукерья не считала свою судьбу особенной. Она знала, что людям случалось переживать и не такие страдания.

Петр Петрович спросил у крестьянки, чем может облегчить ее страданья? Женщина ответила, что лично ей ничего не нужно. Если бы мать барина уменьшила местным крестьянам оброк, Лукерья была бы рада.

Оказалось, что женщина еще молода, ей не больше тридцати лет. Петр Петрович в тот же день узнал от хуторского десятского, что несчастную прозвали в деревне «Живые мощи». Никакого беспокойства от нее не было. Иногда наведывалась к больной девочка, приносила еду и воду.

Спустя несколько недель вещий сон Лукерьи сбылся. Перед смертью она весь день слышала с небес звон колоколов.

  • «Живые мощи», анализ рассказа Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», краткое содержание по главам повести Тургенева
  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Первая любовь», анализ повести Тургенева
  • «Рудин», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Муму», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Бежин луг», краткое содержание рассказа Тургенева
  • «Рудин», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Певцы», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Дворянское гнездо», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Накануне», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Русский язык», анализ стихотворения в прозе Тургенева

По произведению: «Живые мощи»

По писателю: Тургенев Иван Сергеевич

Краткое содержание Тургенев Живые мощи

Рассказчик и герой, по имени Ермолай, идут вместе на охоту на тетерева. Начинается сильный дождь. Продолжать находиться без прикрытия в такую погоду могло нанести здоровью героев серьезный вред. Они пытаются найти выход из сложной ситуации. Рассказчик вспоминает, что неподалеку от той местности, где они охотятся, есть село Алексеевка. Мать рассказчика имеет небольшой хутор в этой деревушке.

Герой никогда не бывал там. Он был рад найти какой-либо кров, поскольку ужасная дождливая погода не оставляла ему другого выхода. Два охотника направились в Алексеевку. Герои переночевали в хуторке. Утром автор решил походить вокруг домика и посмотреть окрестность. Рядом с хуторком был сад. Он имел очень убогий и плачевный вид. Было видно, что сад уже долгое время заброшен. Никто не ухаживал за ним уже долгое время. У садика был небольшой плетеный сарайчик.

Рядом с этим сараем герой заметил какую-то фигуру. Она напоминала мумию. Приближавшись, главный герой заметил, что мумия на самом деле женщина. Ее звали Лукерией. Она была больна. Черты лица Лукерьи выдавали какой красавицей она была раньше. Теперь от ее красоты ничего не осталось. Бедняга так похудела и иссохла, что действительно ничем не отличалась от мумии. Бедняга рассказала своим гостям, что все началось семь лет тому назад. Она упала с крыльца. Это стало причиной бесконечных болезней. Теперь она не могла даже двигаться. В деревушке Лукерью называют «Живые мощи». Эта бедняга совершенно не винила судьбу за такую учесть. Рассказывала, что совершенно довольна жизнью.

Своими страданиями они искупали грехи всех ближних. Она отказалась от помощи врачей. Ее единственной просьбой было убавление оброка крестьян. Лукерья беспокоилась и думала только об окружающих ее людях.

Оцените произведение:

3.76

Голосов: 167 Читать краткое содержание Живые мощи. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Несколько интересных сочинений

Для того чтобы понимать себя, надо хорошо представлять себя, свои возможности и желания и знать, какой цели ты хочешь достичь. Замечательным примером того, как научиться понимать себя, можно назвать образ Евгения Базарова

В произведении Гоголя под названием «Ревизор» существует два понятия, которые неразрывно связаны друг с другом. Хлестаков и хлестаковщина, которые со временем вышли за пределы простых литературных понятий

Конфликтом сказки, описанных писателем, является провинность зайца, который не остановился по зову более сильного животного, за что приговаривается волком к смертной казни, но при этом волк не стремится в ту же секунду уничтожить добычу

Данное произведение является одним из самых популярных и потрясающих произведений во всем мире. Сюжет «Ревизора» был подсказан самим Пушкиным. Не менее глубоко и пронзительно были раскрыты

Первоначально известный роман Льва Николаевича задумывался как повествование о жизни декабристов. Писатель хотел познакомить народ с этим людьми, их нравами, принципами и убеждениями.

Анализ произведения Тургенева Живые мощи

Произведение по жанровой направленности относится с реалистичному рассказу, имеющему автобиографические черты и вошедшего в прозаический сборник русских писателей под названием «Складчина».

В качестве основной тематике в рассказе рассматриваются вопросы о долготерпении русских людей, стойко и терпеливо переносящего жизненные страдания.

Главной героиней рассказа является двадцатидевятилетняя девушка по имени Лукерья, имеющая тяжелое заболевание, ранее бывшей белокожей красавицей, хохотушкой и певуньей, а в настоящее время ставшей мумией.

Композиционная структура произведения представляет собой рамочную схему, заключающаяся в рассказе Лукерьей истории собственной прошлой жизни, которую на бумаге излагает повествователь, барин, случайно встретивший девушку, укрывшись от ливня на ближайшем хуторе.

Сюжетная линия рассказа отображает отношение главной героини к испытаниям, выпавшим на ее долю, которые она воспринимает как должное, не жалуясь на жизнь, сочувствуя другим окружающим людям. Даже желает счастья собственному жениху Василию Полякову, который понимая, что невеста доживает последние дни, заключает брак с доброй женщиной Аграфеной из соседней деревни.

Отличительной особенностью жизненной философии Лукерьи заключает в необременении своим положением окружающих, а свои умения пытается максимально передать девочке, являющейся круглой сиротой, обучая ее пению. Единственным неприятным моментом девушки является необходимость обрезать красивейшую косу, а также желание убедить барыню снизить налоговое бремя для крепостных крестьян. Для рассказчика Лукерья является похожей на святых мучеников, терпя тяжелые физические мучения, заключающиеся даже в отсутствии сна.

Среди средств художественной выразительности в рассказе присутствуют литературный прием в форме оксюморона, а также многочисленные сравнения, раскрывающие образ главной героини поэтично и в то же время нежно в виде описания ее окаменелого, неподвижного лица и колеблющегося голоса. Кроме того, в качестве смысловой и образной нагрузки писатель использует описания снов Лукерьи, отображающие прекрасный и чистый характер героини.

Повествовательное содержание рассказа демонстрирует авторский замысел, заключающийся в представлении терпеливой русской женщины, не падающей духом, с радостью ожидающей приход собственной смерти.

Несколько интересных сочинений

  • Отзыв на повесть Бедная Лиза Карамзина

    Четыре дня назад я прочитала замечательный рассказ под названием «Бедная Лиза». Он впечатлил меня до слез. и этому есть объяснение. Карамзин является тем литератором, который ввел в русскую литературу сентиментализм

  • Сочинение Был ли иной путь у Катерины? (Гроза Островского)

    Катерина – одна из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Это молодая девушка, выросшая в любви и почитании Бога. Детство её было беззаботно и счастливо. Однако девушка была выдана

  • Анализ рассказа Живые мощи Тургенева

    Пример бесконечного терпения, страдания и принятия божьей воли И.С.Тургенев показал в своём рассказе «Живые мощи». В образе главной героини Лукерьи автор отразил характер, силу духа и отношение к жизни русского народа.

  • Образ Кутузова и его характеристика в романе Война и мир Толстого сочинение

    В романе Л.Н.Толстого присутствует множество персонажей и их образов, которые автор выделяет по-особенному и с мастерством. Одним из наиболее ярких таких героев является Кутузов, главнокомандующий русской армии.

Исследовательская работа. Уроки доброты и прощения в «Притче о блудном сыне» и в рассказе В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой ». Выполнила ученица 6 класса МОУ СОШ №2 г. Можайска Шудрова Е. Руководитель: Трифонова И. В.

Исследовательская работа. Тема: Уроки доброты и прощения в «Притче о блудном сыне» и в рассказе «Конь с розовой гривой». Цель: показать, как доброта, милосердие, прощение помогают людям стать лучше. Задачи: 1. Сравнить «Притчу о блудном сыне» и рассказ «Конь с розовой гривой». 2.Показать, как отец в притче и бабушка в рассказе «наказывают» детей добротой. 3. Раскрыть урок доброты и прощения в произведениях.

3 В « Притче о блудном сыне» сказано: «Младший сын потребовал от отца часть наследства и, собрав все, пошел в дальнюю сторону, и там растратил имение свое, живя распутно». К чему привела его жизнь на чужбине, жизнь, в которой не осталось места отцовым заповедям?

Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу, пасти свиней. «И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему».

Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что не достоин называться сыном своего отца. Он решил вернуться, чтобы быть хотя бы наемником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, так как посчитал себя недостойными их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой. .

Как встречает его отец? Отец с радостью принял его в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. И отец оказался мудр: ни слова упрека, ни нравоучений. Он понимает, что сыну и без того тяжко и стыдно, что урок, данный ему жизнью, не прошел даром, и ничего к этому добавлять не нужно. .

7 Как понимаем слова отца: «Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся?» Сын был «мертв», потому что забыл заповеди божьи и вел распутную жизнь, теперь же он осознал свой грех, покаялся; ожил – к нему вернулась душа. Какую идею несет притча? Притча несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно признать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение.

Перед бабушкой в рассказе «Конь с розовой гривой» так же, как и перед отцом в притче, стоял выбор: она могла хранить обиду и упрекнуть внука в обмане и в краже. Но бабушка прощает его. И прощает как по природной доброте своей и жалости, так и из способности тонкого и чуткого понимания, что внук раскаивается. Б абушка «наказывает» внука добротой. И дело не только в том, что нельзя обманывать и предавать близких, но в осознании необходимости прощать. Она зло побеждает добром. « По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой. — Б ери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку…»

Оказывается, родительская любовь – то, без чего нельзя жить. Она выше справедливости. Бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается. Милосердие, доброта и прощение сделали то, что не сделало бы самое тяжкое наказание. Писатель благодарен бабушке за её доброту, за веру в него, за то, что помогла осознать свою вину. «Сколько лет с тех пор прошло! ..А я все не могу забыть бабушкиного пряника- того дивного коня с розовой гривой». Так заканчивает свой рассказ писатель. Он оправдал её доверие и вырос настоящим человеком, понимающим, что такое честность, долг, совесть, доброта. .

>Сочинения по произведению Конь с розовой гривой

Популярные сегодня пересказы

В данном произведении идет речь о немецких эмигрантах, а именно евреях, в Германии после окончания войны. Большое число людей просто не в состоянии вернуться к себе на родину, их подвергают гонениям и унижениям

В статье краткое содержание по частям знаменитого рассказа А. Н. Толстого Граф Калиостро.

Герой рассказа, мальчик по имени Павлик, в один из чудесных летних дней подошёл к скамейке, на которой сидел бородатый старичок, чертивший зонтиком знаки на песке

Петра Терентьева призвали на фронт. При прощании сын дал ему жука-носорога в спичечной коробке. Маленький Стёпка наказал отцу непременно сберечь подарок. Пётр обещал выполнить наказ.

Источник

Особенности стиля

Лукерья описана очень поэтично. То, что должно бы внушать страх и отвращение, красиво, почти божественно. Её лицо окаменелое, голос поющей женщины бедный, колеблющийся, как струйка дыма. Её крохотные пальчики холодны, а тёмные веки, опушённые золотистыми ресницами, похожи на веки древних статуй. Во всём образе Лукерьи есть какое-то окаменение, окостенение, так что рядом с ней каменеет и рассказчик. Эта неподвижность контрастирует с движением жизни вокруг.

Особую смысловую и образную нагрузку несут сны Лукерьи. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал причиной её болезни. Последний её сон, в котором Смерть предсказывает ей время её кончины, сбывается. Надо думать, что правдивы и остальные сны, в которых Иисус забирает её в Царство Небесное и родители благодарят за молитвы.

  • Цитаты дедова и рябинина

      

  • Семя желания энтони берджесс цитаты

      

  • Цитаты про охоту и рыбалку

      

  • Необходимость присутствия проверяется отсутствием похожие цитаты

      

  • Цитаты анархистов про свободу

Христос

Она рассказала своему гостю, что иногда поет тихо сама про себя, а иногда читает молитвы, которых тоже немного знает: Отче наш, Богородицу, акафист Всех скорбящих.

Барин хотел было предложить лечение, но она наотрез отказалась и попросила не жалеть ее. А потом стала рассказывать про свои необычные сны.

Однажды видит она поле и рожь золотистую, в руках у нее серп, похожий на месяц, а рядом собачка рыжая, все укусить ее пытается. И захотелось ей из васильков сплести себе венок, но все никак не получалось, а потом кто-то позвал ее по имени. Она надела на голову, как кокошник, свой серп и все кругом засияло. И вдруг Луша увидела, что по колосьям к ней катит не жених ее Василий, а Сам Христос в белом одеянии с золотым поясом. Он протянул ей руку и сказал, чтобы она Его не боялась, ибо она невеста Его разубранная и будет у Него в Царстве Небесном хороводы водить и песни петь райские. Потом взял ее за руку, крылья у Него распахнулись, и они полетели. А собачка осталась, так как это была болезнь ее, и в Царстве Небесном ей места не будет уже.

Характеристика героев

Главные герои «Живых мощей» Тургенева — Лукерья и Барин. Последний совершенно случайным образом оказался в доме женщины. Он выступает и в роли рассказчика, и в роли персонажа.

Судьба Лукерьи

Лукерья — это женщина двадцати девяти лет. Последние 6 лет она болеет. За эти годы она превратилась из высокой полной белокожей красавицы и хохотуньи в мумию.

Лукерья спокойно относится к выпавшим на ее испытаниям судьбы. Ее голос тверд и не жалок. Рассказчик не слышал, чтобы она была чем-то недовольна. Даже, наоборот, девушка все еще способна сопереживать и сочувствовать другим, тем кому хуже. Таковыми она считает:

  • людей, у которых нет родного дома;
  • потерявших зрение;
  • неспособных говорить;
  • утративших слух;
  • не умеющих распознавать запахи.

Женщина по-настоящему благодарна всем тем, кто за ней ходит — это добрые люди. Но Лукерья уже не ждет помощи, она не верит, что ей можно помочь. Больше всего барина поражает, что женщина даже рада своему положению. Ведь будучи прикованной к кровати, она не имеет соблазна и возможности грешить. Лукерья принимает себя как часть природы и все такого же члена своего хутора. Она больше не способна ходить на исповедь, но вместо этого к ней приходит домой священник и женщина замаливает грехи.

Философия Лукерьи поражает. Женщина старается никого нигде не обременить своим существованием. И даже Богу много не молится, чтобы не наскучить. Ее положение приближает ее к святым. Эта мысль барина отражается в названии. Внешне женщина походит на нынешних святых. Как многие из них она мучается, и ее физическая боль порой сильна настолько, что она не может заснуть. Лукерья даже книги больше не читает. Не потому, что не умеет, а оттого, что не способна удержать их в своих руках.

Лукерья даже продолжает приносить пользу. Женщина учит девочку-сироту, которая ходит к ней, петь как она. Она знает множество песен и когда-то даже пыталась заниматься их сочинением.

Единственное, о чем попросила Лукерья, она просила не для себя. Женщина хотела, чтобы барыня уменьшила оброк для крестьян. Жалеет больная в своей жизни лишь, что пришлось обрезать длинные косы.

Когда рассказчик прямо говорит ей, как восхищается ее терпеньем, она говорит, что не вровень подвигам других более сильных людей. И вспоминает о смелости Жанны д’Арк и Симеона Столпника. Женщина, несмотря на свои страдания, ни о чем не жалеет. И просит не о себе.

Образ Барина

О рассказчике Тургенев говорил мало, и не дал его образу детальную характеристику.

При первой встрече, увидев Лукерью, барин испытал ужас. Но постепенно это чувство сменилось жалостью к женщине. Барин называл ее несчастной и полумертвой. Он не лишен сострадания и сочувствия, а потому предлагал отвезти Лукерью в больницу. Он хочет это сделать, как ему кажется, для ее же пользы, но больная отказывается.

И единственное, чем барин может помочь больной, это достать для нее лекарство от бессонницы.

Когда они распрощались, рассказчик, прежде чем отправиться на охоту, говорил с хуторским десятским о Лукерье. Тот сообщил, что прозвали ее в деревне «Живые мощи», ведь хоть она и не умерла, но не слышно от нее ничего. Сама ничего не просит, но за все благодарна.

https://youtube.com/watch?v=VAIYy2cjEk8

«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева

История создания

Рассказ Тургенева «Живые мощи» был напечатан в литературном сборнике «Складчина», составленном из трудов русских литераторов в пользу голодающих Самарской губернии, в 1774 г. У рассказа был подзаголовок — «Отрывок из «Записок охотника»».

Замысел рассказа относится к периоду до 1852 г., но он не вошел в первое издание «Записок охотника». В рассказе есть автобиографические черты. Действие происходит в Алексеевке, одном из имений матери Тургенева.

Прототипа героини рассказа Лукерьи звали Клавдией, с ней Тургенев встречался в первой половине 40-х гг. Другой прототип Лукерьи — калека Евпраксия, которая была красавицей, когда с ней был близок 17-летний Тургенев.

Литературное направление и жанр

Рассказ «Живые мощи» принадлежит к реалистическому направлению. В нем отразилась психология человека, переносящего страдания с терпением.

Проблематика

Проблема отношения человека к собственным страданиям и к страданиям других. Истоки силы и слабости человека, сочувствие и сострадание к ближним.

Основная проблема — долготерпение русского народа.

Сюжет и композиция

Эпиграфом к рассказу стала цитата из стихотворения Тютчева о том, что русскому народу свойственно долготерпенье.

Рассказ имеет рамку. Барин попадает на хутор случайно, из-за дождя, мешающего охоте. Большая часть рассказа — разговор с Лукерьей, в котором есть и ретроспекция о ее прошлом.

Конец — повествование о ее скорой смерти.

Герои

Лукерья — 29-летняя женщина, за 6 лет болезни превратившаяся из высокой, полной белокожей красавицы, хохотуньи, плясуньи и певуньи в мумию.

Лукерья принимает как должное все выпавшие на ее долю испытания. В ее голосе рассказчик не слышит жалоб. Лукерья в ее положении сочувствует другим людям, которым хуже, чем ей.

К таким она причисляет тех, у кого нет пристанища, кто не может видеть, слышать, говорить, распознавать запахов. Она радуется за своего бывшего жениха Василия Полякова, который, потужив, женился на Аграфене из Глинного, доброй женщине.

Лукерья благодарна тем добрым людям, которые за ней ходят, но не ждет помощи: «Кто кому помочь может? Кто ему в душу войдет? Сам себе человек помогай».

Рассказчика больше всего поражает, что Лукерью даже радует ее положение, потому что она лишена возможности грешить. Она чувствует себя причастной к жизни своего хутора, не оторванной от церкви . Лукерья также чувствует себя частью всей природы.

Положение Лукерьи делает ее подобной святым. К этой мысли отсылает название-оксюморон. Лукерья внешне похожа на умерших святых.

Как многие мученики, она терпит физические страдания, так что даже не всегда может спать. Ее жизнь — полноценная жизнь христианской души.

Она совсем не может читать, хотя и умеет, потому что не может удержать книгу, только молится.

Жизненная философия этой женщины состоит в том, чтобы никого не обременить. Даже свечку она не жжет, потому что жалко, даже Богу много не молится, чтобы не наскучить.

Лукерья чувствует свою пользу: она передает девочке-сиротке, которая ходит к ней, свое умение петь песни, а знает она их множество.

Единственное, о чем просит Лукерья — уговорить барыню уменьшить оброк для крестьян. Жалеет она только о косе, которую пришлось отрезать.

Восхищения рассказчика ее терпением она отвергает, вспоминая о подвигах Симеона Столпника, Иоанна Затворника и Жанны д’Арк .

Барин-рассказчик

Рассказчик называет Лукерью несчастным, полумертвым существом. Проникнувшись сочувствием к Лукерье, он хочет везти ее в больницу, потому что она там «будет не одна». Он старается «для ее же пользы», рассуждая так же, как доктор, который обследовал Лукерью и не велел ей противиться: «Я для вас же, дураков, стараюсь».

Постепенно ужас перед несчастным существом сменяется в рассказчике несказанной жалостью.

Единственное полезное дело, которое барин может сделать для Лукерьи, — достать ей лекарство от бессонницы.

Особенности стиля

Лукерья описана очень поэтично. То, что должно бы внушать страх и отвращение, красиво, почти божественно. Ее лицо окаменелое, голос поющей женщины бедный, колеблющийся, как струйка дыма.

Ее крохотные пальчики холодны, а темные веки, опушенные золотистыми ресницами, похожи на веки древних статуй. Во всем образе Лукерьи есть какое-то окаменение, окостенение, так что рядом с ней каменеет и рассказчик. Эта неподвижность контрастирует с движением жизни вокруг.

Особую смысловую и образную нагрузку несут сны Лукерьи. Первый сон, в котором она услышала призыв, стал причиной ее болезни. Последний ее сон, в котором Смерть предсказывает ей время ее кончины, сбывается.

Надо думать, что правдивы и остальные сны, в которых Иисус забирает ее в Царство Небесное и родители благодарят за молитвы.

«Живые мощи», анализ рассказа Тургенева

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: