Тургенев «Ермолай и мельничиха» – краткое содержание
Тургенев знакомит читателя со своим частым спутником по охоте – бродягой Ермолаем. Во время одной их совместной ночёвки у мельницы, к костру ночью приходит знакомая Ермолая – мельничиха Арина. Разговорившись с ней, писатель понимает, что это – бывшая горничная помещика Зверкова, о чьей истории он слышал раньше. Жена Зверкова держала у себя лишь незамужних служанок, считая, что замужним помешают «как следует ухаживать за барыней» заботы о детях. Арина же полюбила Петрушку-лакея и забеременела от него. Зверковы с позором выгнали её в деревню, разлучив с Петрушкой. От горя тот добровольно поступил в солдаты, а Арине пришлось пойти в жёны к нелюбимому мельнику.
полный текст рассказа «Ермолай и мельничиха» и его краткого содержания.
И. С. Тургенев. Ермолай и мельничиха. Аудиокнига
Тургенев «Мой сосед Радилов» – краткое содержание
Во время охоты Тургенев и Ермолай случайно заходят в сад помещика Радилова и знакомятся с ним самим. Радушный приветливый Радилов приглашает их к себе в дом на обед, знакомит со своей старой матерью, с опустившимся приживалом Фёдором Михеичем, с серьёзной и красивой сестрой жены Ольгой. Он старается развлечь гостей, однако Тургенев замечает в выражении лица нового знакомого знак какой-то тяжкой думы. Из разговора случайно выясняется, что у Радилова недавно умерла горячо любимая жена и эта утрата страшно потрясла его. Утешая Радилова, Тургенев выражает надежду, что какой-нибудь поворот судьбы выведет его из горя. Вдруг оживившись, Радилов ударяет рукой по столу со словами: «Да, стоит только решиться»… Вскоре Тургенев узнаёт, что Радилов внезапно уехал неизвестно куда с Ольгой, бросив поместье и мать.
На нашем сайте вы можете прочесть полный текст рассказа «Мой сосед Радилов».
Сюжет и композиция
Экспозицией рассказа становится посещение рассказчиком леса, в котором он гулял в детстве с гувернёром-французом. Лес пострадал от морозов в 1840 г. Приём контраста позволяет сопоставить прежний живой и прохладный лес и нынешний мёртвый.
Рассказчик называет дубы и ясеня старыми друзьями и описывает их, как больных или умерших людей: «Засохшие, обнажённые, кое-где покрытые чахоточной зеленью… безжизненные, обломанные ветви… мёртвые сучья… повалились и гнили, словно трупы, на земле».
Экспозиция настраивает читателя на рассуждения о человеческой смерти, такой же тихой, как и смерть деревьев. Тургенев выбирает разные смерти: несчастные случаи (пришибло деревом, обгорел), болезни (надорвался, угас от чахотки) и смерть от старости. Описывается смерть людей разных сословий и профессий: подрядчика, крестьянина, мельника, учителя, помещицы.
Смерть помещицы – кульминация, своеобразная притча с моралью: «Да, удивительно умирают русские люди». Этот рефрен – основная мысль рассказа.
Популярные сочинения
Рыбная ловля в наши дни является очень популярным занятием. Удить рыбу любят как маленькие дети, так и взрослые. С раннего детства (мне тогда было около пять лет) отец постоянно брал меня с собой на рыбалку
Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» был выпущен после отмены крепостного права и произвел фурор в обществе. В книге повествуется о событиях, предшествующих отмене крепостного права
В основу произведения М. А. Шолохова «Судьба человека» лег рассказ, услышанный писателем в ожидании парома от случайного знакомого. Впоследствии Шолохов очень жалел, что не узнал его имени.
Источник статьи: http://supersochinenie.ru/sochineniya/na-svobodnuyu-temu/imya-sushchestvitelnoe-i-ego-vazhnost
Анализ 2
В русской литературе имеется огромное количество примеров произведений, которые побуждают человека к борьбе, к действиям. Одним из таких и является произведение «Записки охотника» Ивана Сергеевича Тургенева. Для того чтобы произвести полный анализ данного произведения, нужно рассмотреть жизнь писателя и понять его мотивы.
Смотря на издевательства барского слоя общества над крепостными, автор не мог понять: «Почему же так должно быть и так завелось?». Данный вопрос глубоко засел в сердце молодого парня и нашёл своё отражение в рассказе «Записки охотника».
Название произведения связано с любовью писателя к охоте. Бывало, что он целыми неделями пропадал из дома с ружьем наперевес. Блуждая по своей губернии пешком в поисках достойного трофея, автор не мог не сталкиваться с простым людом – крепостными. Которые с радостью делились своими проблемами и невзгодами, мыслями и желаниями. Это и послужило толчком к написанию рассказа «Записки охотника».
Для того, чтобы понять основную мысль рассказа, стоит разобрать хотя бы один из очерков. Например, разберём «Хорь и Калиныч». В данной главе представлены основные черты психологического поведения крестьян и русского человека в общем. Глава начинается с того, что писатель приезжает к знакомому барину поохотиться, где знакомиться с двумя главными героями – Хорем и Калинычом. Хорь – зажиточный крестьянин, работящий, изобретательный и мастер на все руки. Мог бы давно выкупить себя у барина, но боится неизвестности, поэтому пребывает в крепостничестве и платит оброк, тихо посмеиваясь над барином. Калиныч – человек умудренный, талантливый, с тонкой душой. Ничего не имеющий и всегда нуждающийся, но может оценить прекрасное и хорошо понимает природу, за что его очень уважают в округе.
Читателю представлены два основных характера русского человека – рассудительного и беззаботного. Но автор, как и окружение этих крепостных, находит в них и огромную пользу для общества, давая тему для рассуждения о том, что крепостные – такие же люди как и барский слой.
Будущий светило отечественной литературы Тургенев родился осенью 1818. Его семья, хоть и была дворянами, но особого счастья не имела. Отец ушёл из семьи и вскоре умер. Воспитывала писателя матушка, Варвара Петровна. Характер Варвары был очень строгий и властный. Она ни раз применяла избиения в виде наказания для молодого мечтателя. Но, несмотря на это, женщина была очень образованной и много путешествовала по Европе, привила любовь Ивана Сергеевича к русской литературе и познакомила с бессмертными произведениями Пушкина, Лермонтова и Гоголя.
Крепостное право в «Записках охотника»
Кроме матери, большое влияние на становление будущего писателя оказал его камердинер, который был крепостным. Надо сказать, что в общем тема крестьян весьма интересовала Ивана Сергеевича. Многое он увидел своими глазами, многое передумал. Крепостные постоянно были навиду у ребенка, и живя деревенской жизнью, Тургенев наблюдал за порабощением простого народа, за издевательствами и тяжелой жизнью обычных тружеников и земледельцев.
Когда Тургенев вырос, он постоянно находился в разъездах по стране, продолжал наблюдать за тем, как живут и работают крепостные. И это ключевая деталь в анализе цикла «Записки охотника», ведь благодаря этим факторам Тургенев решил написать сборник рассказов, о котором мы сейчас говорим.
Роль в сюжете пьесы
Паратов, будучи частым гостем в доме Огудаловых, стал объектом обожания Ларисы Огудаловой. Он распугал все женихов и провел с ней ночь на своем пароходе. После этого, Паратов уехал в свое имение, решать проблемы с управляющим. Ясно, что живя в таком духе, богатым оставаться трудно. Паратов разорился, но тут же нашел выход, воспользовавшись своей фамилией и внешними данными. Он обвенчался с девушкой, имеющей богатое приданое.
Продав свой пароход Вожеватову, Паратов снова приехал в город, где жили Огудаловы. Он пришел к ним гости и снова растревожил сердце Ларисы, которая собиралась выйти замуж за Карандышева. Поссорившись с последним, он, с помощью своего шута Робинзона, напоил его и увез Ларису на пароход (отметить его продажу). Проведя с ней ночь, Сергей Сергеевич, сказал ей, что она ему не нужна. В результате, отчаявшуюся Ларису застрелил ревнивый Карандышев.
Мы напишем — Анализ рассказа Смерть Тургенева. Подсказки школьнику
Произведение относится к особым сочинениям писателя, поскольку в качестве основной тематики рассматривает отношение человека к собственной смерти.
Главными персонажами рассказа становятся обыкновенные русские люди, на примере жизненных судеб которых автор демонстрирует принятие ими своей кончины.
Отличительной особенностью рассказа является изображение смертей героев произведения, представителями которых представляются не только простые крестьяне, но и людей из дворянских родов и русской интеллигенции, имеющие внешне разрозненные жизненные судьбы.
В качестве основного персонажа рассказа писатель представляет бригадира подрядчиков Максима, смерть которого наступает от упавшего на него ствола дерева. При этом, умирая и тяжело перенося боль от полученного ранения, Максим не падает духом, а старается из последних сил раздать подчиненным необходимые в дальнейшей работе указания.
Также не теряет самообладания и выдержки местный мельник, который, приехав в фельдшерский пункт, узнает о своей смертельной болезни. Понимая собственное безнадежное состояние, он отказывается от госпитализации в больницу, а отправляется домой для окончания всех начатых им дел и дачи последних распоряжений работникам и близким.
Писатель изображает и смерть патриархальной старухи-помещицы Татьяны Борисовны, умирающей на собственном одре, но желающей собственноручно оплатить услуги приглашенного священника. В момент, когда рука старушки тянется к целковому, помещица испускает последний вздох.
Наблюдает автор и за постепенным уходом из жизни знакомого нищего студента по имени Авенир Сорокоумов, заболевшего чахоткой и неспособного более продолжать обучение. Осознавая приближение скорой смерти, Сорокоумов не вздыхает, не сокрушается о своем положении, а продолжает вести с навестившими его товарищами беседы об искусстве, литературном кружке, вспоминая студенческие посиделки, шутя о проделках товарищей и всячески выражая благодарность собственной судьбе, при этом словно забыв о тяжелой жизни у злобного барина Крупянникова, преподавателем детей которого он является.
Смысловая нагрузка рассказа «Смерть» заключается в изображении писателем истинной, цельной, простой и правдивой русской души, которая, несмотря на различия в происхождении, имеет одинаковое отношение к наступлению смерти, не проявляя эгоистическую сосредоточенность собой и своими чувствами, а демонстрируя озабоченность дальнейшей жизнью близких и родных людей. Герои принимают собственную кончину, выражая безропотность и бесстрашие, осознавая ее наступление в качестве одной из составных частей земной жизни, тем самым писатель выражает авторское восхищение данной необыкновенной способностью русских людей.
Все сочинения
Образец 2
Кто читал пьесу Островского А.Н. «Бесприданница» знают главного героя: богача, красавца и любимчика женщин Паратова. Вот уж по истине, какие мужчины нравятся. Обаятельный, богатый, умеет завоевать любовь, да еще и властный.
Любая провинциальная девушка почтет за честь уже только то, что он поглядел в ее сторону, а если еще пригласил провести вечер или проехать по улице, тогда уже фантазий нет придела. Паратов не только нравится слабому полу, но и мужчинам. Хотя не столько нравится, сколько они его боятся. У него все куплено, силой и наглостью природа его не обидела. Поэтому Сергей Сергеевич никого не боится и добивает всего чего только его душе угодно
Неважно, что при этом бывают, унижены люди, разбиты сердца. Его это не волнует
Главное это он и его желания.
Умение держаться в обществе, набитый кошелек, желание нравится женщинам, бесстрашие все эти качества позволяют ему быть в центре внимания. При этом может заслужить уважение тем, что даст хорошие чаевые в трактире слуге, поддержит разговор с теми, кто ниже по рангу и беднее его. Ради развлечения может потратиться на понравившуюся женщину. При этом не испытывая к другим ни уважения ни сострадания, ни тем более любви. Да он расточительный. В силу своего характера любит вести веселую жизнь. Но ради наживы и завладения богатством он пойдет на то чтобы жениться на нелюбимой женщине.
С таким мужчиной и встретилась провинциальная бедная девушка Лариса. Ей и в голову не могло прийти, что она для него одна из тех, с кем можно провести время и больше ничего. Обещания его и клятвы в любви ничего не значат. Он их говорит только потому, что девушки хотят это слышать. Он способен не только на обман, но и предательство. Лариса просто не хотела видеть отрицательные качества его характера в силу своей молодости. Разве может такой человек красавец с умными речами быть плохим человеком.
Паратов не из благородных рыцарей, которые мечтают о любви великой и единственной. Для него самая большая любовь это богатство и этому чувству он не изменит никогда.
Многие приятели знали о цинизме и черствости характера Паратова, но никто не предупредил Ларису об опасности. Все молча, смотрели, как гибнет девушка, и не протянули руку помощи. От этого ей стало совсем не выносимо.
Коротко о семье Тургенева и его детстве
Итак, как мы отметили, очень важно сначала разобраться, каких взглядов на жизнь придерживался автор и на чем строилось его мышление. Только после этого стоит читать сам сборник и, тем более, анализировать его
Семья Ивана Сергеевича Тургенева была состоятельной, родители были дворянами. Однако в браке отец с матерью счастливы не были. Отец, в конце концов, бросил семью, и дети остались на попечении матери. Хотя материально семья ни в чем не нуждалась, юный Иван Тургенев сильно переживал и его детство выдалось тяжелым. Кроме того, его мама была воспитана так, что ее характер можно назвать сложным, хотя она много читала и была значительно просвещена в разных вопросах. К сожалению, мать Тургенева не только физически наказывала своих детей, но и жестко относилась к крепостным.
Этот исторический фон очень помогает более точно сделать анализ цикла «Записки охотника», поскольку мы понимаем, что любовь к русским литературным трудам была привита юному Ивану Сергеевичу именно Варварой Петровной, которая помогла полюбить сыну таких писателей, как: Гоголь , Пушкин , Лермонтов , Жуковский и Карамзин.
Характеристика личности Паратова
Сергей Сергеевич Паратов был видным красивым мужчиной, любимцем женщин (“блестящий барин, лет за тридцать, из судохозяев”). В отличии от своих приятелей, купцов Кнурова и Вожеватова, Паратов был настоящим аристократом и сорил деньгами направо и налево (проматывал семейный капитал, полученный в наследство). Цыгане, роскошный пароход, рестораны. – в общем, Паратов умел “красиво жить”.
Вместе с тем, он, судя по всему, по-настоящему любил простых людей и, ради развлечения, иногда разделял с ними их тяжелый труд (как Петр I).
Обладая недюжинной физической силой (он ходил на медведя с рогатиной, а также в одиночку переставил коляску с Ларисой поближе к сухому месту), Паратов был весьма сильной натурой, альфа-самцом. Об этом говорит сцена с офицером, которому Сергей Сергеевич показал, что такое настоящая смелость (этому посвящена отдельная статья) и сцена с Карандышевым, который пренебрежительно отозвался о бурлаках (разозлившись на бедного чиновника, Паратов отомстил ему, напоив его с помощью Робинзона).
Естественно, Лариса влюбилась в богатого, сильного и умеющего очаровать женщину барина. Моральных устоев Паратов не имел и делал то, что захочется (У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно). Поэтому он дважды воспользовался Ларисой, заманив ее на корабль (при это не собираясь на ней жениться).
По большому счету, Паратов – пустой человек. Конечно, он умел сорить деньгами и пускать пыль в глаза, но настоящего стержня и благородства души у него не было.
Герои рассказа
Стёпушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.
Только рассказав о жизни Стёпушки, автор описывает его внешность, подчёркивая, что Стёпушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «Лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, волосы вплоть до бровей…» Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Стёпушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».
Стёпушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Стёпушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нём, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мёртвой душой.
Стёпушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Стёпушку с муравьём, который хлопочет только ради пропитания. Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.
Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», всё делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приёмах, одежде и даже господской морали. Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.
Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запылённая дорожная одежда и котомка выдают в нём человека, проделавшего дальний путь. Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублёв с тягла». Поэтому он пошёл в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича. Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идёт о другом.
Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Пётр Ильич, «вельможа старого века», проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием. Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.
Читатель узнаёт подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: «Побьёт, бывало, тебя – смотришь, уж и позабыл».
Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты (а их было 40 человек, целый оркестр) и так «своё дело понимают». По словам Тумана, барина разорили матрески (любовницы), имевшие над ним власть.
Рассказчик – выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина «мой бедный Влас», задаёт Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.
Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек (Стёпушка) вообще перестаёт быть человеком.
«Солдат и смерть» очень кратко
Краткое содержание «Солдат и смерть» для читательского дневника:
Отслужил солдат и пошел домой, а по дороге волшебной сумой разжился. Помог солдат барину от чертей избавиться, в мешок чертей загнал, да гирей отлупил. Забрала смерть солдата, только не было солдату места ни в раю, ни в аду.
Стоял солдат на часах у райских врат и три года посылал от имени бога смерть дубы грызть. Рассердился Бог, велел солдату смерть откармливать, а солдат только пуще над ней издеваться начал. Видит Бог, что ничем солдата не проймешь, и оставил его в покое.
Главная мысль:
Над храбрым солдатом ни бог, ни черт не властны, да и смерть ему не страшна. Сказка учит никогда не унывать и всегда стоять на своем до конца, если уверен в своей правоте. Учит не признавать авторитетов и жить своим умом. Учит не бояться смерти. Учит смелости, находчивости, отзывчивости.
Герои рассказа
Автора в рассказе интересует встреча героя со смертью. Поводом к размышлению стала смерть подрядчика Максима, которого в лесу убил падающий ясень, срубленный крестьянами. В смерти Максима (как и других героев) нет ничего безобразного. Несмотря на то, что ветки падающего дерева переломали Максиму руки и ноги, он почти не стонал, покусывал посиневшие губы, глядел вокруг «словно с удивлением». Дрожащий подбородок, прилипшие ко лбу волосы, неровно поднимающаяся грудь делают его похожим на романтического героя в сильном волнении. Он и правда волнуется перед встречей со смертью, которая, как он чувствует, подступает.
Но для Тургенева важно не то, как выглядит герой, а то, что он думает и чувствует в момент смерти. Первая мысль Максима о том, что он сам виноват в своей смерти: Бог наказал его за то, что он велел мужикам работать в воскресенье
Дальше Максим распоряжается насчёт имущества, не забыв купленную вчера лошадь, за которую дал задаток, просит прощения у мужиков. Рассказчик так охарактеризовал смерть русского мужика: «Он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто», – но не тупо или равнодушно, как может показаться со стороны.
Другой мужик, мужественно ждущий смерти – обгоревший крестьянин соседа. Рассказчика поражает не столько поведение мужика, сколько его жены и дочери, которые в гробовом молчании сидят в избе и тоже ждут смерти, так что рассказчик «не вытерпел и вышел». При этом другие члены семьи относятся к подступающей к родственнику смерти как к чему-то обыденному, даже не прекращают повседневных дел.
Лыбовшинский мельник Василий Дмитрич, у которого случилась грыжа, только на 10 день пришёл к фельдшеру за помощью: «И умирать мне из-за этакой дряни?» Мельник произносит почти анекдотическую фразу о том, что умирать лучше дома, где в его отсутствие «господь знает что приключится». Никакой паники перед лицом смерти у мельника нет, по дороге домой он со встречными раскланивается, и это за 4 дня до смерти!
Рассказчик описывает смерть приятеля Авенира Сорокоумова, учившего детей помещика Гура Крупяникова. Сорокоумов обладал младенчески чистой душою. Он радовался успехам товарищей, не знал зависти и самолюбия. Авенир наслаждается отведёнными ему днями: читает любимые стихи, вспоминает с гостем Москву, Пушкина, говорит о литературе и театре и жалеет умерших друзей. Сорокоумов доволен прожитой жизнью, уезжать и лечиться не хочет, потому что «всё равно, где умирать». Крупяников известил о смерти Сорокоумова в письме, добавив, что тот скончался «с таковою же бесчувственностью, не изъявляя никаких знаков сожаления». То есть Сорокоумов принял смерть как должное.
Совсем уж анекдотической выглядит ситуация смерти старушки-помещицы, которая пыталась заплатить попу за собственную отходную и была недовольна тем, что священник сократил положенную молитву.
Герои рассказа
Автора в рассказе интересует встреча героя со смертью. Поводом к размышлению стала смерть подрядчика Максима, которого в лесу убил падающий ясень, срубленный крестьянами. В смерти Максима (как и других героев) нет ничего безобразного. Несмотря на то, что ветки падающего дерева переломали Максиму руки и ноги, он почти не стонал, покусывал посиневшие губы, глядел вокруг «словно с удивлением». Дрожащий подбородок, прилипшие ко лбу волосы, неровно поднимающаяся грудь делают его похожим на романтического героя в сильном волнении. Он и правда волнуется перед встречей со смертью, которая, как он чувствует, подступает.
Но для Тургенева важно не то, как выглядит герой, а то, что он думает и чувствует в момент смерти. Первая мысль Максима о том, что он сам виноват в своей смерти: Бог наказал его за то, что он велел мужикам работать в воскресенье
Дальше Максим распоряжается насчёт имущества, не забыв купленную вчера лошадь, за которую дал задаток, просит прощения у мужиков. Рассказчик так охарактеризовал смерть русского мужика: «Он умирает, словно обряд совершает: холодно и просто», – но не тупо или равнодушно, как может показаться со стороны.
Другой мужик, мужественно ждущий смерти – обгоревший крестьянин соседа. Рассказчика поражает не столько поведение мужика, сколько его жены и дочери, которые в гробовом молчании сидят в избе и тоже ждут смерти, так что рассказчик «не вытерпел и вышел». При этом другие члены семьи относятся к подступающей к родственнику смерти как к чему-то обыденному, даже не прекращают повседневных дел.
Лыбовшинский мельник Василий Дмитрич, у которого случилась грыжа, только на 10 день пришёл к фельдшеру за помощью: «И умирать мне из-за этакой дряни?» Мельник произносит почти анекдотическую фразу о том, что умирать лучше дома, где в его отсутствие «господь знает что приключится». Никакой паники перед лицом смерти у мельника нет, по дороге домой он со встречными раскланивается, и это за 4 дня до смерти!
Рассказчик описывает смерть приятеля Авенира Сорокоумова, учившего детей помещика Гура Крупяникова. Сорокоумов обладал младенчески чистой душою. Он радовался успехам товарищей, не знал зависти и самолюбия. Авенир наслаждается отведёнными ему днями: читает любимые стихи, вспоминает с гостем Москву, Пушкина, говорит о литературе и театре и жалеет умерших друзей. Сорокоумов доволен прожитой жизнью, уезжать и лечиться не хочет, потому что «всё равно, где умирать». Крупяников известил о смерти Сорокоумова в письме, добавив, что тот скончался «с таковою же бесчувственностью, не изъявляя никаких знаков сожаления». То есть Сорокоумов принял смерть как должное.
Совсем уж анекдотической выглядит ситуация смерти старушки-помещицы, которая пыталась заплатить попу за собственную отходную и была недовольна тем, что священник сократил положенную молитву.
Герои рассказа
Стёпушка – самое жалкое существо, которое могло быть порождено крепостным правом. Это человек без прошлого, неизвестно откуда взявшийся в деревне Шумихино и живущий при садовнике Митрофане, которого помещики поселили на месте сгоревшего когда-то господского дома.
Только рассказав о жизни Стёпушки, автор описывает его внешность, подчёркивая, что Стёпушка – маленький человек не только в переносном, но и в прямом смысле: «Лицо у него маленькое, глазки жёлтенькие, волосы вплоть до бровей…» Детскую, примитивную внешность дополняет речь героя. Говорил Стёпушка запинаясь, «словно пуды языком ворочал».
Стёпушка не только не был дворовым, не получал никакого жалования или пособия, но его даже нельзя было считать человеком. У Стёпушки не было ни положения в обществе, ни связей, ни родственников, никто не знал о нём, у него даже прошлого не было. И он не числился по ревизии, то есть был мёртвой душой.
Стёпушка жил, как животное, в клети позади курятника, зимой – в предбаннике или на сеновале. Он питался тем, что подавали добрые люди. Автор сравнивает Стёпушку с муравьём, который хлопочет только ради пропитания. Движения его суетливы, он в любую минуту готов спрятаться.
Туман – прозвище вольноотпущенного Михайла Савельева, который раньше был дворецким у графа Петра Ильича. Это был семидесятилетний человек с правильным и приятным лицом. Он разговаривал немного в нос, «добродушно и величаво», всё делал не торопясь, даже сморкался и нюхал табак. С удовольствием Туман рассуждает о разных сторонах жизни помещиков: о собаках и псовой охоте, о богатых барских приёмах, одежде и даже господской морали. Он недоволен утратой положения при барине, потому что вместе с этим утратил свою значимость.
Третий крестьянин, с которым встречается рассказчик – Влас. Это мужик лет пятидесяти. Его запылённая дорожная одежда и котомка выдают в нём человека, проделавшего дальний путь. Влас очень пострадал от крепостного права. Он потерял сына и не мог больше платить оброк «девяносто пять рублёв с тягла». Поэтому он пошёл в Москву к барину Валериану Петровичу, сыну Петра Ильича. Но барин отказался перевести его на барщину, велев сначала заплатить недоимку. Влас относится к жизненной несправедливости как к чему-то естественному, будто речь идёт о другом.
Особое место в галерее реалистических типов русской деревни занимают помещики. Граф Пётр Ильич, «вельможа старого века», проживал в селе Троицком в огромном деревянном доме в 2 этажа. Граф любил принимать гостей, наслаждаясь их подобострастием. Он созывал всю губернию и жил на широкую ногу, а разорившись, уехал в Петербург искать себе места и умер в забвении в гостинице.
Читатель узнаёт подробности жизни графа из рассказа его дворецкого. Туман восхищается пышностью барских банкетов. В пример доброй души графа Туман приводит обыкновенную, видимо, историю: «Побьёт, бывало, тебя – смотришь, уж и позабыл».
Туман считает мудростью самодурство барина, который выгнал капельмейстера из немцев, захотевшего кушать с господами за одним столом, потому что музыканты (а их было 40 человек, целый оркестр) и так «своё дело понимают». По словам Тумана, барина разорили матрески (любовницы), имевшие над ним власть.
Рассказчик – выразитель авторского отношения к крепостному праву. Если мужики не понимают во всей полноте трагедии своего подневольного существования, оправдывают господ, то рассказчик искренне сочувствует крепостным. Это отражается в деталях: он называет крестьянина «мой бедный Влас», задаёт Туману неудобные вопросы о строгости покойного барина.
Тургенев осуждает систему, выпавший из которой человек (Стёпушка) вообще перестаёт быть человеком.