Анализ произведения чужая кровь шолохова

Анализ произведения чужая кровь шолохова

Краткое содержание рассказа Шолохова «Чужая кровь»

Каждую ночь после первых петухов в донской станице Филипповке просыпается дед Гаврила, долго сидит возле дома, курит, кашляет и вспоминает о единственном сыне, пропавшим без вести в Гражданскую войну.

Когда грянула война, стали наступать красные, Гаврила сам снарядил сына Петра. Купил ему доброго коня, отдал дедовское седло с уздечкой и велел служить царю, как служили его деды и прадеды, и не срамить тихий Дон.

Через месяц после проводов Петра в станицу пришли красные. На фронте сын заслуживал урядницкие погоны, а в Филипповке отец вынашивал «ненависть стариковскую, глухую» к проклятым красным. Назло им носил на груди царские медали, пока председатель Совета станицы снять не велел.

Когда Пётр пропал, хозяйство в упадок пришло. Лошадей разобрали — сначала белые, потом красные, а последнюю неказистую лошадёнку махновцы увели. Дворовые постройки рушились, в них хозяйничали мыши. Руки у Гаврилы на работу не поднимались — не для кого было работать. Только весной не выдерживал старик, запрягал быков, шёл пахать и сеять пшеницу.

Приходили соседи с фронта, но о Петре никто из них не слышал. Однако и Гаврила, и его старуха-жена ждали сына, надеялись. Сшили ему полушубок, сапоги приготовили, папаху на гвоздь повесили, как будто сын вышел ненадолго и скоро вернётся.

Однажды Гаврила увидел, как жена оплакивает Петра, обняв ненадёванную им папаху. Налетел, с ног старуху сбил, папаху отобрал. С тех пор «левый глаз у старухи стал дёргаться, и рот покривило».

Прошло время. Вернулся из Турции сосед, служивший с Петром в одном полку, и рассказал Гавриле, что сын его погиб в битве с красными.

Вскоре по станице прошли слухи о продраз­вёрстке и о бандах, идущих с низовьев Дона. Но Гаврила в исполком не ходил и новостей не слыхал. Однажды к Гавриле явился председатель с тремя продотрядниками. Их начальник, молодой, высокий, белокурый, потребовал отдать излишки пшеницы, и старику пришлось подчиниться.

Не успел Гаврила выйти во двор, как налетела банда кубанцев. Началась перестрелка, и все продотрядники погибли. Когда всё стихло, Гаврила обнаружил, что белокурый начальник, оказавшийся мальчишкой лет девятнадцати, ещё дышит.

Четверо суток пролежал белокурый в Гавриловой хате, как мёртвый, только сердце билось. Потом у него начался жар. Выхаживали его старики три месяца, привязались и начали называть Петром. Очнувшись, белокурый назвался Николаем, но старики упорно называли его именем единственного сына.

Когда весной Николай встал на ноги, старики отдали ему одежду, справленную для Петра. Раны его почти зажили, только сломанная правая рука так и не срослась.

Родом Николай был с Урала. Отца его по пьянке убили, когда мальчику семь лет исполнилось, а мать ушла с подрядчиком. Вырос Николай при чугунолитейном заводе, туда и работать пошёл. Он был коммунистом, и это чуждое слово уже не казалось Гавриле таким страшным.

Узнав, что Николай — сирота, старики предложили ему остаться и быть вместо сына. Он обещал лето в Филипповке прожить, а там видно будет. Гаврилу он называл отцом, и от этого теплело у старика на сердце.

Николай оказался работящим, наравне с Гаврилой хозяйство поднимал. Ближе к осени пришло Николю письмо с Урала — звали его родной завод поднимать. Несколько дней он думал, мучился, но остаться не смог, решил уехать, куда звала его кровь.

Гаврила подвёз его до поворота дороги, попрощался, зная, что Николай больше не вернётся. Скоро ветер закручивал пыль там, где прошёл неродной сын.

«Возвращение»: содержание ночного разговора

Любовь Васильевна ожидала вечера, чтобы остаться наедине с мужем. Но разговор не получался. Проснувшийся Петрушка услышал громкие голоса родителей. Алексей обвинял жену в связи с Семеном Евсеевичем, а она пыталась объяснить, что между ними ничего не было. Любовь Васильевна рассказывала о нелегкой жизни с двумя малыми детьми — Петрушка не сразу стал хозяйственным. О том, что всегда думала лишь о муже. И лишь однажды поддалась чувствам, когда невмоготу уже было выносить и тяготы жизни, и нескончаемое одиночество. Но сразу же заметила, что встреча с инструктором райкома дала ей понять, как сильно она После этого жила надеждой на его возвращение

Платонов (краткое содержание разговора не может передать всех чувств героини) привлекает внимание к женщины, не испытывавшей вины, но и не способной убедить в этом мужа. Звук треснувшего на лампе стекла — его раздавил Алексей — заставил сына вмешаться в разговор

Он вступился за мать и рассказал историю о местном мужике Харитоне. Пока тот воевал, его жена жила с другими. Вернувшись, он сначала злился, а потом придумал историю, что у него тоже были женщины. Теперь они живут по-хорошему. Иванов смутился: «Я думал, он и про Машу мою скажет…».

Краткое содержание Шолохов Чужая кровь

Автор затрагивает непростую тему потерь близких, жизни и смерти. После смерти сына, дед с бабкой находят в раненом молодом человеке схожесть со своим. Название «чужая кровь» — это намёк этим старикам, что как бы они не привязались к парню, остаётся он им чужим. В сознательном уже возрасте их забота не способна привязать его к ним.

Рассказ повествует о кровавых временах гражданской войны. Начинается с обнаружения дедом Гавриилом у себя в гумне на первый взгляд трупа, а, как оказывается потом, ещё теплящегося жизнью тела красноармейца. Старик помещает бойца у себя в доме, пытается вместе с супругой его вылечить. Поначалу воин бредит, произносит ругательства и команды. Проходят недели и месяцы, парнишка постепенно поправляется, раны заживают. Пожилая пара чрезмерно привязывается к парню, и привязанность постепенно затмевает грусть о своём погибшем сыне. Это обстоятельство сильно заставляет их чувствовать вину. Когда Петя, так назвали парня дед с бабкой в честь своего умершего сына, приходит в себя, то называет Гавриила отцом. Начинает рассказывать о себе, что он командир и коммунист. Революционные власти в курсе происходящего, и поручают семье хорошо заботиться о парне.

Через некоторое время Петру приходит письмо с Урала, откуда он родом. Товарищ с завода зовёт его восстанавливать предприятие. Пётр больше за то, чтобы согласиться, рассказывает деду, как защищали завод от Колчака, как восьмерых потеряли, что нужны верные общему делу люди.

Парень и хочет остаться, но сильна тяга на завод. Понял Гавриил, что «не жить Петру в станице, не лохматить плугом степную целинную черную землю. По кирпичику разметал бы Гаврила ненавистный завод». Дед увещевает: «только старухе скажи, что возвернёшься, чтобы не затосковала. А может в самом деле возвернёшься, неужто не пожалеешь нашу старость? Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас».

Трогает за душу финал расставания, даже отъезд должен происходить по месту, где дорога провалилась. Но ничто не помешает планам красноармейца присоединиться к рабочим завода.

Оцените произведение:

3.22

Голосов: 51 Читать краткое содержание Чужая кровь. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Подписи к слайдам:

Рассказ «ВОЗВРАЩЕНИЕ» (1946)

Рассказ Андрея Платонова под названием “Возвращение” (1946) не был опубликован при жизни писателя, Фадеев назвал рассказ “лживым и грязноватым”, “перерастающим в злопыхательство”, даже “ выползшей на страницы печати обывательской сплетней”, Ермилов же охарактеризовал рассказ как произведение наполненное “мраком, цинизмом, душевной опустошенностью”, “гнуснейшей клеветой на советских людей”. По словам последнего, Платонов всегда любил “душевную неопрятность”, обладал “пакостным воображением”, у него тяга ко всему “страшненькому и грязненькому”, в духе дурной “достоевщины”, он превратил даже 11-летнего героя “в проповедника цинизма”

Почему, несмотря на отрицательную оценку критиков, состоялось возвращение к читателю рассказа А.Платонова «Возвращение»? Какую мысль посылает читателю автор?

1.Значение названия рассказа. Каково словарное значение слова возвращение? Раскрыть значение слова через подбор однокоренных слов. 2.Как устроена композиция рассказа? Определить завязку, кульминацию, развязку, экспозицию. 3.Обсудить цитатную характеристику героев в группе, выделить художественную деталь, наиболее ярко характеризующую героев 4.Обсудить какие языковые особенности были замечены в процессе чтения. Записать наблюдения.

Значение названия рассказа Возвращение – процесс, поворот в обратную сторону от войны к миру, преодоление отчуждения, воссоединение, воскрешение, преображение.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ВОЙНА МИР ВОКЗАЛ ДОРОГА МАША – дочь пространщика ВОЛЯ ПРОСТРАНСТВО Запах листьев СКУКА ДОМ ЛЮБОВЬ жена ДЕТИ Петр и Настя ОГОНЬ ПЕЧЬ ВЕЩИ Запах дома ЖИЗНЬ Убывал из армии Вышел вслед за Машей Откладывал час свидания с семьей Экспозиция Завязка Развитие действия Развязка Уезжал далее Обещал помнить Уехал Приехал Не сразу узнал ребенка Умылся Почувствовал тихую радость Рассматривал предметы Дышал запахом Что-то мешало чувствовать радость всем сердцем Взял мешок Сидел на вокзале Кульминация Сердце ожесточилось Посмотрел назад Закрыл глаза Почувствовал жар в груди Узнал все Почувствовал жизнь обнажившимся сердцем Сошел с поезда

Композиция рассказа: Рассказ строится на антитезе (война – мир) и перевернутом вечном сюжете. Дому и семье противопоставлен, ставший привычным за время войны, мир дороги, мир военной жизни, вольной и просторной. Все в рассказе перевернуто, искажено войной – отец ведет себя как ребенок, сын как взрослый, отца боятся, отец не чувствует в сердце любви к детям. В момент кульминации – все меняется. Сын снова ребенок – одет в разную обувь, неловко падает и нуждается в отце.

Тема рассказа – возвращение героя домой и обретение себя через активный выбор (определение своего места в мире) Идея рассказа – разрушенные войной связи может восстановить только очень сильная любовь к миру, к ближнему. Иванов обретает себя вновь через любовь к детям.

Составить синквейн

Написать сочинение на тему по выбору: «Смысл названия рассказа А.Платонова «Возвращение» или «Особенности художественного языка А.Платонова в рассказе «Возвращение»

Экранизация рассказа: «Возвращение» (1961) «Отец»(2007) «Возвращение» А.Звягинцева

Вариант 2

Это очень психологичный, жизненный рассказ. Конечно, нужно учесть, что дело происходит практически во время гражданской войны, что начинается продразверстка, когда отнимают у «зажиточных» зерно в пользу бедных… В стране новые порядки насаждают, люди ещё не оправились от трагедий, например, от потери близких.

Вот и главный герой – дед Гаврила – не любит большевиков. Его сын Пётр на стороне белых воюет. Вот только нет от него давно уж вестей… А тем временем большевики захватывают деревню, всё перестраивают по своему. Первая часть произведения показывает перемены в жизни. Образ деда обозначен таким самовольным, даже ершистым. Он не особенно подчиняется новым «хозяевам», шапку перед ними не снимает. В его душе теплится надежда, что вернётся сын – с победой, что выгонит красных. Но пока Петра нет, хозяйство приходит в упадок, так как Гаврила уже староват для работы по дому, в саду, в огороде… Он живёт ожиданием сына-героя. Старуха его потихоньку теряет надежду, плачет. Однажды, увидев её в слезах, дед её даже побил! После этого у несчастной начал глаз дергаться. Всё это показывает нрав деда, его неспокойное состояние. Он сам уже, на самом деле, теряет веру, но боится этого, поэтому все вокруг должны подтверждать его мысли.

Во второй части появляется вестник – сослуживец Петра. Приехал он из Турции, где воевал с красными. Сам бы он и не хотел приносить это известие, надеялся, что семья Петра уже знает о его судьбе. Но дед пришел к нему сам! И пришлось сослуживцу рассказать, что Петра «зарубили». Это огромная трагедия для Гаврилы. А тут ещё так некстати пришли требовать зерна, а ещё банда налетела… Стала изба Гаврилы полем сражения! Дед со старухой убежали, но через несколько дней вернулись к трупам. И вот Гаврила видит того продкомиссара, которым всех пугали. А он-то почти мальчик – чуть усы пробивались. И автор называет юношу зацелованным смертью сыном чужим. Гаврила тут же вспоминает своего Петра, также зарубленного где-то на чужой земле. Уже жалость в его сердце!

И вот новая часть, ведь все вдруг меняется – Гаврила уловил сердцебиение юноши. А мог бы брезгливо не обратить внимания, не расслышать слабый стук. Показано, как трогательно старики выхаживают раненого. Он, конечно, очень плох, но постепенно, благодаря их усилиям, начинает оживать. У стариков, которые ещё толком не расстались с образом сына, он перекладывается на раненого. Они даже стали называть его Петей, хотя оказывается, что он Николай. Они и ревнуют юношу друг к другу: кто больше с ним просидел, кто сколько раз подушки поправил. Это даже кажется детским чем-то, но это проявление их любви. С их стороны признанием Николая сыном стало то, что они отдали ему одежду Петра, которую бережно хранили. И ещё Гаврила попросил юношу, кстати, сироту, у которого никак не срастается рука, остаться с ними, не возвращаться на свой завод. А с завода родного приходит письмо, что ждут Колю обратно…

Анализ произведений русской литературы 11 класс

  • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения
    (813)

    Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю».

    С чем же никогда не сможет…

  • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века…» анализ произведения
    (802)

    Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели.
    Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить…

  • B.C. Высоцкий «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» анализ произведения
    (683)

    Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое худо­жественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот ска­зочный…

  • B.C. Высоцкий «Мерцал закат, как блеск клинка…» анализ произведения
    (727)

    Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистич­но удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни.
    Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка…»…

  • B.C. Высоцкий «Песня о друге» анализ произведения
    (1244)

    «Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравст­венной категории.

    Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъем­лемое качество человека с высокими моральными принципа­ми, и антимещанскую позицию, столь характерную для…

  • B.C. Высоцкий «Пссня о земле» анализ произведения
    (712)

    «Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у зем­ли, Не отнять, как не вычерпать моря».

    Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому…

  • А.А. Ахматова «Вечерние часы перед столом…» анализ произведения
    (776)

    В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А.А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о…

  • А.А. Ахматова «Я пришла к поэту в гости…» анализ произведения
    (636)

    Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гос­ти…» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок».

    Первая строфа произведения тонко…

  • А.А. Блок «Двенадцать» анализ произведения
    (526)

    Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями. Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная сти­хия ветра передает атмосферу общественных перемен. Дву­смысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истол­ковать как…

  • А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения
    (650)

    Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой…

Смысл названия рассказа «Чужая кровь»

Название книги напрямую связано с происходящими в ней событиями, о которых расскажем более подробно чуть позже. Заглавие показывает равнозначимость всех людей в военное время. Нет своих и чужих, когда смерть уносит большое количество человеческих жизней. На это нельзя смотреть беспристрастно, оставаясь в стороне от происходящего. Так и главный герой книги не смог оставаться безучастным к чужому горю, и приютил у себя раненого бойца, который потом заменил ему погибшего сына.

Несмотря на то, что у него была чужая кровь, герой заботился о солдате. На первом месте для него была забота о ближнем, не зависимо от того, чья кровь течет в его жилах. Эта человечность позволила старику исцелиться от перенесенной душевной травмы, не дав озлобиться на весь свет.

Мы напишем — Анализ рассказа Шолохова Чужая кровь. Подсказки школьнику

Произведение является завершающей составной частью прозаического цикла писателя под названием «Донские рассказы», рассматривающей в качестве основной тематики проявление человеческого гуманизма и заботы о ближних.

Главным персонажем рассказа представляется старый казак, дед Гаврила, который вместе с женой в период Гражданской войны отправляет на фронт своего единственного сына Петра для борьбы с ненавистными большевиками. С отъездом сына хозяйство больного старика постепенно разрушается, но долгожданного возвращения домой сына старикам дождаться не суждено, так как Петька оказывается убитым на поле боя.

Спустя время в станице появляются отряды большевиков, выполняющих задания по продразверстке, которых не желает воспринимать местное казачье сообщество, вступая с красноармейцами в военные стычки. В результате одного из боев дед Гаврила обнаруживает тяжело раненого бойца, возраст которого совпадает с Петькиным. Старик забирает парня в свой дом и совместно с женой начинает выхаживать раненого.

Боец по имени Николай через некоторое время становится для семьи деда Гаврилы родным человеком, заменившим старикам потерянного ребенка, несмотря на то, что в нем течет чужая кровь и он является для них приемным сыном. Даже обращаются дед Гаврила с женой к парню по имени собственного сына, воспринимая его в качестве близкого человека. 

Однако спокойное счастье стариков омрачается пришедшим в адрес Николая письмом, в котором его приглашают обратно на родной уральский завод, и молодой человек принимает решение о возвращении в родные края. Для стариков его выбор становится болезненным и страшным, поскольку они в очередной раз лишаются сына, пускай и приемного, но заменившего им родного ребенка.  

Смысловая нагрузка рассказа «Чужая кровь» раскрывает тематику преемственности поколений, являющейся фундаментом жизненного пути человека в его стремлении оставить на земле собственный след для грядущих потомков. Образ казака Гаврилы демонстрирует самобытность донского казачества, отличающегося добротой, милосердием, любовью к ближнему.

Писатель мастерски передает чувства и душевное состояние обычного человека, который, несмотря на внешние обстоятельства и классовую ненависть, ставит на первое место бескорыстную родительскую любовь, являющуюся неиссякаемым источником земной доброты.

Среди средств художественной выразительности автор применяет в рассказе эпитеты и символические образы, позволяющие более тонко и ярко подчеркнуть боль, горестную печаль пожилых людей, оставленных без сыновьей любви в одинокой старости и безрадостной жизни

Кроме того, в произведении присутствует художественный прием параллелизма, являющийся традиционным для использования элементов устного народного творчества, акцентирующий внимание читательской аудитории на жестокости и бессмысленности кровопролитных войн, сеющих ужас, смерть, боль и страх, а также гибель невинных людей

М.А. ШОЛОХОВ «Чужая кровь». Анализ произведения

Рассказ М.А. Шолохова «Чужая кровь» открывается по­этичной картиной зимней донской степи. Уже в этом неболь­шом описании читатель угадывает ключевой эпитет — «степь непаханая». Герой рассказа дед Гаврила стар, болен и все вре­мя думает о сыне, пропавшем в войну без вести.

По старинным казачьим обычаям снарядил Гаврила сына на фронт, на прощание отдал ему седло и дедовскую уздечку с се­ребряным набором — дорогую семейную реликвию, из поколе­ния в поколение передававшуюся от отца к сыну — своеобраз­ный оберег. Да еще взял с собой Петро горсть родной земли.

С пропажей сына пришло в упадок у Гаврилы все хозяйст­во: «Рушились сараи, ломала скотина базы, гнили стропила раскрытого бурей катуха. В конюшне, в пустых станках, по- своему захозяйствовали мыши, под навесом ржавела косилка».

С болью пишет М.А. Шолохов о трагедии деда Гаврилы, которого новая власть заставила снять полученные при царе кресты и медали, хотя он заслужил эти знаки военной доблести, честно п достойно выполнил свой долг перед родиной. А в ста­рости. оказалось, что нет у него ни моральных, ни материаль­ных опор. Лишь сама земля заставляла деда пахать и сеять.

Символом горя и запустения в рассказе становится образ тиши­ны, расплетавшейся по хате «незримой кружевной паутиной».

Мучаясь и плача по ночам, Гаврила и его жена заставляют себя верить в то, что сын вернется. Шьют ему папаху и полу­шубок, берегут от моли мундир. Но проходит время, и надеж­ды на то, что Петро вернется, остается все меньше и меньше. Символом быстротечного хода времени, как и во многих дру­гих произведениях М.А. Шолохова, в рассказе «Чужая кровь» становится течение Дона. Автор при этом использует харак­терный для устного народного творчества прием параллелиз­ма: «Текли дни и недели, текла вода в Дону, под осень про­зрачно-зеленая, всегда торопливая».

Вскоре возвращается в родные края Прохор Лиховидов, служивший с Петром в одном полку. От него и узнают убитые горем старики подробности о гибели единственного сына.

Во время продразверстки забирают у Гаврилы пшеницу. Прямо во дворе у него происходит стычка, в ходе которой кубанские казаки нападают на продотрядников и убивают председателя. Так в мирную жизнь хуторян входят реалии братоубийственной борьбы. Глядя на мертвые тела, Гаврила понимает, что кого-то из этих продотрядников тоже не дож­дутся домой старики. Внезапно обнаруживается, что один из красноармейцев еще жив. Осознав это, Гаврила забывает про личное горе, про убитого красными сына и спасает парня. Вы­хаживая больного, дед мучается: в душе его происходит борь­ба ненависти с жалостью. Постепенно Гаврила и его жена привязываются к спасенному Николаю, который напоминает им погибшего Петра. Отдают ему сшитую для сына одежду. Выясняется, что у парня тоже никого нет: отец умер, а мать его бросила в детстве. Постепенно старики привязываются к спасенному красноармейцу все больше и больше. Он даже на­чинает заслонять образ погибшего сына. Вдруг Николаю при­ходит письмо с далекого Урала: его зовут на родной завод. Старик понимает, что парень не будет вместо Петра пахать донскую землю. Тяжело переживает Гаврила прощание с при­емным сыном, когда тот решает уехать. «Солнышко ясное смеркнется без тебя у нас», — говорит он ему на прощанье. Так, едва обретя утраченного сына, старики вновь теряют его.

Солнце — один из ключевых символов в творчестве М.А. Шолохова. Для Гаврилы и его жены отъезд Николая означает одинокую старость, жизнь без цели и без радости.

Рассказ «Чужая кровь», несомненно, помогает постичь суть и последствия гражданской войны. Однако социально- исторический аспект нельзя отделить в нем от общефилософ­ского содержания. Для М.А

Шолохова важно показать тему преемственности поколений как основу всего человеческого бытия. Человек может быть счастлив, лишь осознавая, что вся его жизнь оставит на земле определенный след, все лучшее, что создано им, будет наследовано потомками

Потребность в продолжении рода — одна из важнейших потребностей чело­веческой жизни. И еще одна связанная с этим понятием тема важна в рассказе — тема бескорыстной родительской любви, неиссякаемого источника доброты на свете.

Похожие материалы:

  • А.В. ВАМПИЛОВ «Прошлым летом в Чулимске». Анализ произведения — —
  • А.В. ВАМПИЛОВ «Старший сын». Анализ произведения — —
  • А.В. ВАМПИЛОВ «Утиная охота». Анализ произведения — —
  • В.В. МАЯКОВСКИЙ «Баня». Анализ произведения — —
  • В.В. МАЯКОВСКИЙ «Клоп». Анализ произведения — —
  • МАКСИМ ГОРЬКИЙ «На дне». Анализ произведения — —
  • И.А. БРОДСКИЙ «На столетие Анны Ахматовой». Анализ стихотворения — —
  • И.А. БРОДСКИЙ «Рождественская звезда». Анализ произведения — —
  • Б.А. АХМАДУЛИНА «Не добела раскалена». Анализ стихотворения — —
  • < Назад
  • Вперёд >

Популярные сегодня темы

Иван Сергеевич Тургенев умел изобразить любовь с особым трепетом, ее пропитано каждое произведение великого поэта. Он, как никто, отразил весь спектр оттенков этого всепоглощающего чувства

В рассказе М. А. Шолохова «Семейный человек» война становится беспощадным противоборством двух сторон. Она способствует деградации моральных качеств героев, которые ранее были обычными людьми.

Рассказчик произведения «Бежин луг» является его главным героем. Он пошел на охоту, на улице была чудесная июльская погода. Мужчине повезло, он настрелял большое количество дичи. Уже к вечеру он пошел домой вместе с собакой

Сколько слов есть в русском языке? Много. Их нельзя сосчитать по щелку пальца. Для этого потребуются долгие годы, но даже тогда нельзя будет пересчитать все слова русского языка.

На скамеечке сидел седобородый старик. С помощью зонтика он что-то рисовал на песке. К нему подошёл сердитый мальчик и попросил подвинуться. Мальчика звали Павликом.

Источник

Чужая кровь

Выстрелы в станице утихли лишь к вечеру. Старик вышел во двор и увидел рядом со скирдом уложенных в ряд полураздетых продотрядников. Гаврила нагнулся над убитыми. Его взгляд привлек совсем молодой — не больше девятнадцати лет — мальчишка. Дед неосознанно дотронулся до его груди и вдруг почувствовал слабое биение жизни. Он втащил раненого в дом, где обмыл кровь, а затем до устали растирал «гадливо-холодную» грудь.

Четверо суток пролежал спасенный без сознания. Гаврила со старухой вливали ему в рот молоко и бараний бульон. А когда парнишка стал подавать признаки жизни, старик сидел у его постели и слушал бессвязные речи. Все чаще он чувствовал, глядя на юнца, как закипают внутри слезы, и испытывал непрошеную жалость. А когда однажды заехал к нему командир проезжавшего мимо полка и попросил позаботиться о раненом, Гаврила твердо ответил: «Поберегем».

Не отходила от больного и старуха, которая перенесла на него всю неистраченную любовь к пропавшему сыну.

Лишь на шестнадцатый день парень впервые заговорил. Старик, узнав, что его зовут Николаем, коротко сказал: «… мы Петром кликать будем».

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Солженицына Архипелаг ГУЛАГ

    Тема свободы существовала и существует в истории общества. Добровольное волеизъявление, возможность реализоваться в свободе слова и пера стремление писателей — бунтарей, существовавших в во все века. Вольнодумство часто не устраивало власть.

  • Анализ произведения Катаева Цветик-семицветик

    Сказка В. П. Катаева «Цветик-Семицветик», изданная в далеком 1940 году, не потеряла интереса читателей и в настоящее время. Это история из жизни девочки по имени Женя, которая на собственном опыте обрела мудрость

  • Анализ рассказа Чехова Спать хочется

    Как известно, Антон Павлович Чехов множество своих произведений опубликовывал под псевдонимом. Знаменитый рассказ «Спать хочется» был напечатан в 1888 году с подписью Чехонте. Писалась книга всего лишь полдня, ибо на писателя нашло вдохновение

  • Сочинение Мое читательское взросление 8 класс рассуждение

    Книга занимает значительное место в моей жизни! Интерес к чтению возник у меня еще совсем в раннем детстве, примерно в два года. Мама очень часто покупала яркие книжечки в толстой картонной обложке

  • Сочинение Здоровый образ жизни

    Здоровый образ жизни – это истинный путь к долголетию. Чтобы быть здоровым, сильным и красивым, нужно иметь железную силу воли и очень много трудиться, а именно работать в первую очередь над собой. ЗОЖ прививается с раннего детства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: