Анализ рассказа два помещика тургенева русский язык

Краткое содержание «два помещика»

Краткое содержание

Рассказ «Два помещика» Тургенева, краткое содержание которого интересует обычно школьников, написан от первого лица. Рассказчик знакомит читателями с двумя помещиками, с которыми он сам часто охотился. Хвалынский немного обрюзг, но всё же высок и строен. Черты лица приятные, но уже щёки обвисли, зубов нет, уже появились морщины. Он всегда опрятно одет, а его сюртук наглухо застёгнут.

Несмотря на свою доброту, принципы свои Вячеслав Илларионович не нарушает. Если человек низкого сословия, небогат, то он будет смотреть на него сбоку и слегка выговаривая слова. Если же человек дворянского происхождения, то и генерал-майор уже по-другому будет вести беседу. Хвалынский бережлив, но вот только управляющий у него совершенно глуп. Но у Хвалынского есть свои вредные привычки:

Он любит женский пол.
Играет в карты, но только с людьми низшего сословия.
Читает лишь только при гостях.
Из-за скупости отказывается от почётного звания предводителя.

Характеристика персонажа была бы неполной, если не вспомнить молодость помещика. В молодые годы Хвалынский был адъютантом значительного лица, а вот на войне он никогда не был, лишь только парил начальника в бане. Никогда этот персонаж не был женат, но зато у него есть ключница. Нравится Хвалынскому находиться в центре внимания, любит он и званые обеды.

Экипаж у генерала старинный, такие же старые лошади и лакеи. Не любит Вячеслав Илларионович и возражений. Соседи его уважают, но при этом он у себя никого не принимает. Совсем другой помещик Мардарий Стегунов. Автор выделяет такие черты в его внешности:

«Лесной царь» краткое содержание баллады Жуковского – читать пересказ онлайн

  • Полноват.
  • Лыс.
  • Низенький.
  • Имеет двойной подбородок.

Стегунов любит гостей и живёт просто. Он никогда не служил, поэтому и предпочитает ходить в ватном шлафроке. Он тоже холост, а своим имением он совершенно не занимается. Дом у помещика тоже старинный, в старинные одежды одеты и люди. Хозяйство ведёт сморщенная старуха. Основное занятие Стегунова — ничего не делать.

Однажды в летний вечер рассказчик приехал в гости к Стегунову. Тот обрадовался гостю. Когда они разговаривали на балконе, то увидели сначала, как дворовые гонялись за курами, а затем в саду, перескочив плетень, появляется девочка. Помещик тут же приказывает поймать Наталку. За обедом разговаривают обо всём: об опальных мужиках, которые живут в выселенных дворах, о наказании Васи-буфетчика.

Мардарий Стегунов

Второй персонаж по имени Мардарий Стегунов очень отличается от Вячеслава. Их объединяет лишь то, что они закоренелые холостяки. Он не служил в армии и его внешний вид мало привлекает женщин. Мужчина маленького роста, немного полноват и имеет залысину на затылке. Он очень любит жизнь, невероятно щедрый и добрый. Герой не любит заниматься хозяйством, поэтому сильно не вникает в домашние дела. Однако Мардарий просто обожает принимать гостей и удивлять их различными угощениями.

Однажды рассказчик и Вячеслав приехали к нему в гости. Они сидели на балконе усадьбы и неожиданно услышали вдали чьи-то громкие крики. Мужчины спросили у Стегунова, что это были за звуки. Оказалось, что по личному приказу помещика наказывали буфетчика. Когда повествователь возвращался от Мардария, ему по дороге встретился тот самый крепостной. Он сказал, что его наказали справедливо, потому что лучшего хозяина невозможно отыскать во всей губернии.

Весь оставшийся путь рассказчика мучает мысль, в каком жестоком рабстве находится местный народ, и как подобное положение дел изменяет сознание помещиков и крепостных. Это чувство очень крепко засело внутри них и еще долгое время не отпустит русских людей и даже их потомков. Повествователь назвал это слепым поклонением собственным рабовладельцам и их олицетворением с Богом.

Если внимательно читать «2 помещика», можно составить план пересказа произведения:

  • знакомство с Хвалынским;
  • описание Стегунова;
  • встреча помещиков и наказание крепостного;
  • рассказ буфетчика;
  • мысли рассказчика.

После ознакомления с пересказом произведения стоит прочитать книгу полностью.

История создания Записок охотника

Произведение «Два помещика», краткое содержание которого позволяет оценить события российской действительности девятнадцатого века, входит в тургеневский цикл «Записки охотника».

Известно, что в 1837 году Тургенев окончил филологический факультет Петербургского университета. И уже на следующий год, несмотря на то, что ему было всего лишь девятнадцать лет, он отправляется на учёбу в Берлин. Так осуществилась его мечта, так как помещичья среда, к которой принадлежал и сам автор, ему не только надоела, но вызывала в нём негодование и отвращение.

И лишь только в 1841 году он возвращается на родину и сразу же публикует своё первое произведение. Критик Белинский высоко оценил его поэму «Параша». Так началась писательская деятельность Тургенева. А в 1847 году, когда выходил первый номер журнала «Современник», он печатает в нём рассказ «Хорь и Калиныч», хотя вообще не собирался публиковать этот очерк.

Панаев, который был одним из основателей журнала, сделал к очерку ещё и подзаголовок «Из записок охотника», хотя никаких рукописей у автора больше не было. Но у очерка был большой успех, и вскоре читатели требовали продолжение «Записок охотника». И тогда Иван Сергеевич решил продолжить этот цикл рассказов. В 1847 году он снова уезжает за границу.

В разлуке с Родиной крепла любовь к своей стране. Он вспоминал своё детство и то, как охотился в Тульской и Орловской губерниях. Эти светлые стороны русской жизни давали ему силы для творчества, и работа над новым циклом продолжалась. Впоследствии рассказы также печатались в журнале «Современник», их оказалось двадцать один.

Отдельной книгой сборник рассказов «Записки охотники» вышел только в 1852 году, но только к уже ранее напечатанным произведениям добавился и двадцать второй рассказ. Им стал «Дикий помещик». Позже было написано ещё три рассказа:

  1. «Стучит».
  2. «Конец Чертопханова».
  3. «Живые мощи».

Герои

Тургенев даёт подробную характеристику своим героям, описывая их внешность, дом, привычки, поступки, характер и речь. Подобно Гоголю, создавшему в «Мёртвых душах» галерею помещиков, Тургенев, исходя их своей задачи, делает второго помещика более пропащим и безнадёжным в нравственном отношении, чем первого. Трудно даже понять, использует ли Тургенев гротеск как приём осмеяния помещиков или такие диковинные люди действительно водились на Руси в середине 19 в.

Внешность Хвалынского двойственна. С одной стороны, автор называет его человеком «в зрелом возрасте, в самой… поре», с другой сообщается, что у него нет некоторых зубов, щёки обвисли, сам он обрюзг, а редкие волосы поменяли цвет. По одежде героя можно сделать вывод, что он стремится выглядеть щеголем.

Хвалынский называется человеком очень добрым, но его привычки говорят о другом: в беседе с низшими чинами он презрительно проглатывает слова, стремится к почёту, но от звания предводителя отказывается, ведь это требует действий! Одним словом, генерал силён там, где надо произвести впечатление.

Тургенев скептически отзывается об уме Хвалынского, который книги читает только при гостях, а споров, особенно с молодыми людьми, избегает. Хвалынский скряга, хозяйство вести не умеет, но соседи считают его прекрасным помещиком, человеком бескорыстным, «с правилами».

На его фоне Стегунов (его фамилия тоже говорящая, он с удовольствием стегает своих крепостных) кажется открытым и искренним. Он – сама естественность, не пытается казаться чем-то иным. Стегунов нигде не служил, это низенький пухленький старичок с брюшком. Его одежда – полосатый шлафрок на вате. Жизнь его патриархальна. Его дом похож на множество домов других помещиков, где книги преданы забвенью, люди одеты по-старинному, по традиции обращаются к гостям. Стегунов хлебосолен.

Тургенев недаром несколько раз подчёркивает, что его герой ничем не занимается. Такое безделье приводит к нравственным извращениям, какие и проявляются в ловле чужих кур на своём участке (помещик пять раз подряд спрашивает, чьи куры ходят по его участку), травле крепостных или телесных наказаниях.

Главные и второстепенные герои

Повествование строится вокруг двух соседей рассказчика. Они оба — помещики, живут поблизости от автора и дружат с ним. Все вместе часто выезжают на охоту.

Помещиков зовут:

  • Мардарий Аполлоныч Стегунов;
  • Вячеслав Илларионович Хвалынский.

Отставной генерал Хвалынский высок и статен, как положено военному, но уже немножко обрюзг и потерял несколько зубов. Вячеслав Илларионович — не злой человек, но он почти не замечает нужд своих крестьян. Несмотря на жесткую дисциплину, его хозяйство плохо управляется и дышит на ладан.

Второй герой — Мардарий Аполлоныч Стегунов. Он абсолютно гражданский человек, далекий от армейских порядков, с полным телосложением и лысой головой. Мардарий Аполлоныч гостеприимен, охотно принимает гостей и до отвала их кормит. Кроме того, он любит старую жизнь и, в отличие от Хвалынского, не выносит новых порядков.

В тексте есть второстепенные персонажи:

  • важный петербургский чиновник — косвенно упоминается, как он распорядился посеять вместо пшеницы мак и носить крепостным бабам городские кокошники;
  • молодой, недавно закончивший семинарию священник;
  • Юшка — старик лет 80, дворовый Мардария Апполоныча;
  • Наталка — дочь Ермилы-кучера, девочка лет 11;
  • ключница Авдотья;
  • Вася-буфетчик.

Анализ рассказа «Два помещика» Тургенева показывает отрицательное влияние крепостного права на человека. Несвобода убивает достоинство не только в крестьянах, но и в их хозяевах.

Уже по описанию внешности, поведения и образа жизни Стегунова и Хвалынского видно старание автора донести до читателей мысль о том, что люди, управляющие крестьянами, никуда не годны.

Они не способны стать причиной положительных перемен, потому что не образованы.

Помещики не только не хотят, но даже и не могут облегчить жизнь крестьян.

Краткий пересказ

Очерк короткий. По большей части он описывает самих помещиков, дает им характеристику. Сюжет начинает развиваться только во второй половине текста.

Однажды в летний вечер рассказчик приезжает к Стегунову. Хозяин обрадовался визиту. В это время у него уже гостил молодой священник, но Стегунов поспешил от него избавиться, заставив выпить водки.

Далее рассказчик и хозяин вышли на балкон и завели разговор. Помещик увидел, что в его саду ходят три чужие курицы. Дворовые принялись отлавливать птиц. На помощь им через плетень перепрыгнула в сад Наталка — дочь кучера. Стегунов распорядился поймать девочку и искренне восхищался суматохой, которая поднялась в результате погони.

Затем главные персонажи перешли к чаепитию. Рассказчик поинтересовался у хозяина, почему выселены несколько дворов. Стегунов пояснил, что в них живут «недостойные» крестьяне, которые находятся у хозяина в немилости, так же как их отцы были в опале при покойном батюшке Стегунова. Затем раздались удары из конюшни — там наказывали кнутом шалуна Васю-буфетчика.

Отправляясь домой, рассказчик встретил в деревне вышеупомянутого Васю. Он спокойно грыз орехи, а на расспросы ответил, что барин наказал его справедливо.

Основная идея произведения

Автор откровенно высмеивает главных героев. Они проводят свои дни бессмысленно и бесцельно, не принося пользы ни себе ни людям. Пустая и никчемная жизнь их не угнетает. Наоборот, они считаются людьми достойными и уважаемыми. Это говорит о том, что остальные и хозяева округи под стать главным героям.

Тургенев изобразил два основных типа представителей помещичьего сословия:

  • военного, вышедшего в отставку и не имеющего никаких боевых заслуг, так как служба пришлась на мирное время;
  • штатского человека — малообразованного, получившего власть над людьми только по праву рождения.

Краткое содержание «Двух помещиков» показывает намерение автора хотел описать жизнь российской провинции во время крепостного права и показать, что тяжелое положение крестьян складывается в том числе из-за бездарного управления. Тургенев раскрывает тему ужасной жизни русского народа, находящегося в рабстве, и показывает, как неволя деформирует самих крестьян и их хозяев.

После ознакомления с кратким содержанием и анализом произведения Тургенева «Два помещика» рекомендуется самостоятельно прочитать его. Это поможет оценить богатство русского языка, благодаря которому автор метко передал особенности характера и образа жизни провинциальных обитателей.

Ася, Тургенев Иван Сергеевич

Краткое содержание, краткий пересказ

Краткое содержание повести

Н. Н., немолодой светский человек, вспоминает историю, которая приключилась, когда ему было лет двадцать пять. Н. Н. тогда путешествовал без цели и без плана и на пути своем остановился в тихом немецком городке N. Однажды Н. Н., придя на студенческую вечеринку, познакомился в толпе с двумя русскими — молодым художником, назвавшимся Гагиным, и его сестрой Анной, которую Гагин называл Асей. Н. Н. избегал русских за границей, но новый знакомый ему понравился сразу. Гагин пригласил Н. Н. к себе домой, на квартиру, в которой они с сестрою остановились. Н. Н. был очарован своими новыми друзьями. Ася сначала дичилась Н. Н., но скоро уже сама заговаривала с ним. Наступил вечер, пришла пора ехать домой. Уезжая от Гагиных, Н. Н. почувствовал себя счастливым.

Прошло много дней. Шалости Аси были разнообразны, каждый день она представлялась новой, другой — то благовоспитанной барышней, то шаловливым ребенком, то простенькой девочкой. Н. Н. регулярно навещал Гагиных. Какое-то время спустя Ася перестала шалить, выглядела огорченной, избегала Н. Н. Гагин обращался с ней ласково-снисходительно, а в Н. Н. крепло подозрение, что Гагин — не брат Аси. Странный случай подтвердил его подозрения. Однажды Н. Н. случайно подслушал разговор Гагиных, в котором Ася говорила Гагину, что любит его и никого другого не хочет любить. Н. Н. было очень горько.

Несколько следующих дней Н. Н. провел на природе, избегая Гагиных. Но через несколько дней он нашел дома записку от Гагина, который просил его прийти. Гагин встретил Н. Н. по-приятельски, но Ася, увидев гостя, расхохоталась и убежала. Тогда Гагин рассказал другу историю своей сестры.

Родители Гагина жили в своей деревне. После смерти матери Гагина его отец воспитывал сына сам. Но однажды приехал дядя Гагина, который решил, что мальчик должен учиться в Петербурге. Отец противился, но уступил, и Гагин поступил в школу, а затем в гвардейский полк. Гагин часто приезжал и однажды, уже лет в двадцать, увидел в своем доме маленькую девочку Асю, но не обратил на нее никакого внимания, услышав от отца, что она сирота и взята им “на прокормление”.

Образ России в Записках охотника

Большое внимание в Записках охотника уделено образу России. Однако писатель не говорит, что ждет Россию

Он передает свое видение через персонажей рассказов. Перспективы дальнейшего роста и развития русской цивилизации Тургенев показывает в фоне, оттеняемом событиями произведения. Именно в крестьянстве Тургенев нашел ту самую «почву, хранящую жизненные соки всякого развития». Тургенев нашел в жизни русского народа ту значительность и значимость на национально-государственном уровне, тот общенациональный смысл, который Толстой положил в основу художественного мира.

В «Записках охотника» сталкиваются и спорят две России: официальная крепостническая и народная крестьянская. Хорь погружен в атмосферу лесной обособленности. Калиныч своей бездомностью и душевной широтой сродни степным просторам. При этом можно отметить, что таким способом Тургенев показывает неоднородность Российского государства, которое существует не вопреки внутренним противоречиям, а в соответствии с синтезирующим взаимным влиянием разносторонних народных общностей. Живой образ России в книге Тургенева – природа. Тургенев ведет читателя к мысли, что в борьбе общенациональным врагом должна принять участие вся Россия, не только крестьянство, но и дворянство.

Учитывая сегодняшние события на Украине, которая оказалась не способной к национальному единству, что вылилось в 2014 году в раскол общества, Россия оказывается снова в ситуации, когда ей угрожает внешний враг. Пусть основные угрозы этого врага носят политический и дипломатический характер, население России как самостоятельная цивилизация отвергает попытки врагов диктовать русским, как им жить, как разговаривать и как вести себя на международной арене. В этой связи концепция и мысли Тургенева оказываются актуальными и для сегодняшней России.

Литература

  1. Богословский Н.. Тургенев. – М.: Молодая гвардия, 1961.
  2. Тургенев И.С. Записки охотника – М.: Издательство «Азбука», 2015

Анализ произведения

Проанализируем сатирическую сказку Михаила Салтыкова-Щедрина.

Основная мысль

Заключается в нехотении правящей элиты учитывать интересы простых людей, что может привести к гибели как самой элиты, так и государственности в целом.

В народе говорят проще – «нельзя пилить сук, на котором сидишь».

Композиция сочинения состоит из трех частей и представляет собой стандартный план художественного произведения:

  • вступление;
  • основная часть;
  • заключение.

Объем произведения небольшой. Сказка занимает всего три страницы текста.

Жанр и направление

Рассказ искусственно стилизован под произведение устного народного творчества. Жанр — сатирическая сказка, направление — эпос.

«Дикий помещик» является примером острой социальной сатиры. Это оригинальный эпос, который не теряет своей актуальности и в наши дни.

Сказочные элементы, использованные автором в рассказе, и небольшой объем произведения делают историю понятной и интересной для разной возрастной категории.

Особенности сюжета

Используя яркие сатирические приемы, автор обличает пороки нашего общества и ставит перед читателем ряд важных вопросов, ответы на которые ему придется искать самому.

В отличие от народных сказок, в повествовании видна работа писателя с текстом.

Образы и характеры персонажей прописаны емко и красочно. В произведении легко найти примеры иронии не только в адрес помещика, но и социального устройства царской России.

В произведении в полной мере использованы такие выразительные средства как:

  • ирония;
  • гротеск;
  • аллегория;
  • сравнение;
  • алогизм;
  • гипербола.

Проблематика

Несмотря на кажущую простоту, сказка имеет много скрытых смыслов и скорее ставит вопросы, чем дает ответы на них. Вдумчивое чтение текста приводит к размышлению о сложных философских категориях. Что есть глупость, человеческая мораль, справедливость и Бог, государство и народ? Чему учит сказка?

Как говорили древние пророки – «человек может отвернуться от общества, но если общество отвернется от человека, наступит его полная деградация».

Основная тема и идея произведения – отношение власти к простым людям, которые являются фундаментом любого государства.

Жанр, сюжет, композиция

В сборнике «Записки охотника» есть рассказы, которые тяготеют к сатире, так как в этих произведениях звучит антикрепостническая тема, но при этом присутствует лирическое описание природы, которую Тургенев очень любил. «Записки охотника» — это лирические рассказы с элементами сатиры.

В цикле рассказов «Записки охотника» представлена целостная картина России, которая освещена поэтическим отношением Тургенева к родной земле, размышлениями писателя о настоящем ее народа и его будущем. В этом произведении писатель не предлагает ярких сюжетных линий с активным действием

Большое внимание уделяется портретным характеристикам, привычкам, манерам и вкусам героев рассказов. Однако общий сюжет в цикле рассказов все же есть. Рассказчик совершает путешествие по России, однако география этого путешествия необширна – это Орловская область

По пути рассказчик встречается с различными людьми, в итоге вырисовывается картина российского быта

Рассказчик совершает путешествие по России, однако география этого путешествия необширна – это Орловская область. По пути рассказчик встречается с различными людьми, в итоге вырисовывается картина российского быта.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 440 ₽ Реферат Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 270 ₽ Контрольная работа Туршенев И.С. «Записки охотника». Краткий анализ 210 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Замечание 1

Расположению рассказов в книге сам автор придавал большое значение. В результате появилась не просто подборка тематически однородных рассказов, а единое произведение, внутри которого действуют закономерности, присущие образной взаимосвязи очерков.

Цикл рассказов открывается двумя тематическими фразами, каждая из этих фраз включает три рассказа. Сначала идут вариации на народную тему: «Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Малиновая вода». Затем следует тема разоряющегося дворянства: «Уездный лекарь», «Мой сосед Радимов», «Однодворец Овсяников». Следующие рассказы вновь развивают тему народа, однако в них появляются мотивы вредного влияния крепостного права на души людей. В следующих рассказах «Бурмистр», «Контора» и «Бирюк» продолжается тема дворянства, но уже в обновленном варианте.

Первый рассказ цикла «Записки охотника» называется «Хорь и Калиныч». Здесь автор выступает в роли зрелого мастера народного рассказа. В этом рассказе определился своеобразный крепостнический пафос всего сборника, в котором изображаются сильные, мужественные, яркие характеры. Существование этих характеров превращало крепостнический строй в унижение и позор России, в явление, которое несовместимо с достоинством человека.

В рассказе «Бурмистр» автор разоблачает разрушительные экономические последствия цивилизаторской деятельности. Постепенно в книге происходит развитие художественной мысли о нелепости крепостнического уклада.

Основными особенностями книги «Записки охотника» являются:

  • место действия в рассказах – сельская Россия;
  • главным героем рассказов является крестьянство;
  • присутствует сквозной образ рассказчика-охотника;
  • главной темой является патриотическая тема
  • главная идея рассказов – антикрепостническая.

Мы напишем — Анализ рассказа Два помещика Тургенева. Подсказки школьнику

Рассказ Тургенева «Два помещика» был напечатан в журнале Современник. Вот только его не пропустили, а все, потому что в нем было очень много цензуры. И только спустя некоторое время автору удалось его выпустить и сделать так чтобы его стали читать.

Главными героями стали два помещика. Одного зовут Слава. Он очень добрый человек и отзывчивый. Вот только не всегда это играет с ним положительно. С другими помещиками он ведет себя открыто и даже немного дерзко. А некоторыми из них даже старается командовать и управлять. Но когда он видит людей высшего света, то замолкает и больше не произносит ни единого звука пока этот человек не покинет их. Домик у него небольшой, да и книг он практически не читает. У него есть человек, который выполняет все дела по дому, а вот сам герой ничем практически не занимается.

А второго зовут Мардарий. Многим может показаться, что он является полной противоположностью первого героя. У него не было никогда девушки. Да и никто никогда не бегал за ним. Больше всего ему нравится сидеть дома и кушать разные вкусные штучки, которых у него очень много. Дом у него намного больше, чем у предыдущего героя и состоит из нескольких комнат. Практически никогда он не убирается в каждой из своих комнат. Именно поэтому в каждой из них уже давно поселился таракан и не один. Очень редко он выезжает на поля или сорвать цветов с полей. Если раньше больше всего на свете ему нравилось читать сонник, то теперь и это дело ему наскучило, а чем заниматься дальше он пока не решил. Кроме этого к нему приходит очень много разных гостей, и он принимает их со всеми почестями.

Больше всего на свете ему нравится при этих гостях читать умные книги, но спорить или вступать в беседу о них он не хочет и сразу отметает любые напоминания об этих книгах. Но при этом все его соседи считают его умным и начитанным человеком, который соблюдает все правила и законы и ни в коем случае не нарушает их. Частенько к нему приходит батюшка из церкви и тогда он приносит из подвала большую бутылку водки и не отпускает ее, пока она не опустеет. Кроме этого ему нравится, когда бьют плетьми разных людей. А вот про своих крестьян порой забывает и очень долго не вспоминает. Он может сначала подарить кур, которые пасутся у него в ограде, а уже через пять минут отправить людей и привезти кур назад.

Здесь автор старается высмеять каждого из героев. Ни у одного из них нет определенного занятия, и они делают только то, что считают нужным и удобным для них. У них не только пустая, но еще и никчемная жизнь.

Все сочинения

Вячеслав Хвалынский

В произведении рассказывается о двух помещиках. Один из них является бывшим боевым офицером, которого зовут Вячеслав Хвалынский. Это мужчина маленького роста, молодо выглядящий для своего возраста. Он всегда очень подвижный и радуется жизни. Большого количества морщин на его лице практически не видно, когда помещик смеется или просто улыбается.

Но, несмотря на добродушный характер, с людьми, которые находятся ниже по положению, офицер не может говорить на равных. Он общается с ними свысока и довольно пренебрежительно. Однако с высокопоставленными персонами ведет себя чересчур благосклонно и почтительно. Если мужчина проигрывает им в любую игру, предпочитает не жаловаться окружающим.

Вячеслав считается большим охотником до красивых женщин. Он не любит много читать, и мало рассказывает о собственном прошлом. Помещик живет в небольшой, но уютной усадьбе. Ему помогает по хозяйству глупый управляющий и ключница, которой уже много лет, но выглядит она довольно молодо.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с обращения рассказчика к читателям. Он сразу сообщает о намерении рассказать о двух помещиках и начинает с рассказа об отставном генерал-майоре Хвалынском. Тургенев сначала перечисляет черты помещика милые и даже забавные, как, например, лиловый цвет волос Хвалынского, покрасившего их составом, купленным у мошенника («жида, выдававшего себя за армянина»).

В этом первоначальном обмане – вся суть двойственности героев рассказа.

О Хвалынском читатель узнаёт, что он по-разному разговаривает с людьми более или менее богатыми и чиновными, читает только при гостях, а на войне не бывал, хоть и генерал. Рассказ о ключнице очень близок к истории об одном из гоголевских Иванов, который женат не был, но ключница его имела множество детей, зовущих его тятей.

В целом генерал Хвалынский соответствует своей говорящей фамилии, то есть хочет казаться гораздо лучше, чем есть на самом деле, но человек он пустой.

Второй помещик, Стегунов, поначалу во всём противопоставляется первому, включая внешность, быт и занятия. Читателю уже кажется, что этот помещик будет более симпатичным. Но тут охотник рассказывает, как гостил у милейшего гостеприимного Стегунова, а «таких помещиков у нас на Руси ещё довольно много». При ближайшем знакомстве добряк-помещик оказывается бесчеловечно жестоким, способным травить человека, как лесного зверя, не заботящимся о своих крепостных. Он расправляется с крепостными за малейшую провинность и получает от этого истинное удовольствие.

3 стр., 1162 слов

Характеристика и образ Помещика в сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина

… своей жизни в лесу. Также читают: Картинка к сочинению Характеристика и образ Помещика в сказке Дикий помещик Популярные сегодня … и режиссёр помещика глупым назвал. Решил помещик соседей-генералов в гости позвать, в картишки перекинуться. Генералы были … в одиночестве. Поведение неспешное и задумчивое В произведениях Антона Павловича Чехова всегда присутствовали прозвища и говорящие фамилии. Рассказ …

Таким образом, второй помещик оказывается гораздо хуже первого, потому что, хотя и не выказывает своего презрения к безродным крестьянам, но унижает их человеческое достоинство.

Кульминация и развязка рассказа – разговор с только что выпоротым буфетчиком Васей, считающим своего барина лучшим во всей губернии. Его человеческое достоинство уже исчезло, запоротое добрым барином.

Последние слова рассказа – мысль рассказчика о старой Руси – были обидны многим современникам, считавшим, что герои рассказа – большая редкость.

Герои

Тургенев даёт подробную характеристику своим героям, описывая их внешность, дом, привычки, поступки, характер и речь. Подобно Гоголю, создавшему в «Мёртвых душах» галерею помещиков, Тургенев, исходя их своей задачи, делает второго помещика более пропащим и безнадёжным в нравственном отношении, чем первого. Трудно даже понять, использует ли Тургенев гротеск как приём осмеяния помещиков или такие диковинные люди действительно водились на Руси в середине 19 в.

Внешность Хвалынского двойственна. С одной стороны, автор называет его человеком «в зрелом возрасте, в самой… поре», с другой сообщается, что у него нет некоторых зубов, щёки обвисли, сам он обрюзг, а поменяли цвет. По одежде героя можно сделать вывод, что он стремится выглядеть щеголем.

Хвалынский называется человеком очень добрым, но его привычки говорят о другом: в беседе с низшими чинами он презрительно проглатывает слова, стремится к почёту, но от звания предводителя отказывается, ведь это требует действий! Одним словом, генерал силён там, где надо произвести впечатление.

Тургенев скептически отзывается об уме Хвалынского, который книги читает только при гостях, а споров, особенно с молодыми людьми, избегает. Хвалынский скряга, хозяйство вести не умеет, но соседи считают его прекрасным помещиком, человеком бескорыстным, «с правилами».

На его фоне Стегунов (его фамилия тоже говорящая, он с удовольствием стегает своих крепостных) кажется открытым и искренним. Он – сама естественность, не пытается казаться чем-то иным. Стегунов нигде не служил, это низенький пухленький старичок с брюшком. Его одежда – полосатый шлафрок на вате. Жизнь его патриархальна. Его дом похож на множество домов других помещиков, где книги преданы забвенью, люди одеты по-старинному, по традиции обращаются к гостям. Стегунов хлебосолен.

Тургенев недаром несколько раз подчёркивает, что его герой ничем не занимается. Такое безделье приводит к нравственным извращениям, какие и проявляются в ловле чужих кур на своём участке (помещик пять раз подряд спрашивает, чьи куры ходят по его участку), травле крепостных или телесных наказаниях.

Краткий пересказ

Очерк короткий. По большей части он описывает самих помещиков, дает им характеристику. Сюжет начинает развиваться только во второй половине текста.

Однажды в летний вечер рассказчик приезжает к Стегунову. Хозяин обрадовался визиту. В это время у него уже гостил молодой священник, но Стегунов поспешил от него избавиться, заставив выпить водки.

Далее рассказчик и хозяин вышли на балкон и завели разговор. Помещик увидел, что в его саду ходят три чужие курицы. Дворовые принялись отлавливать птиц. На помощь им через плетень перепрыгнула в сад Наталка — дочь кучера. Стегунов распорядился поймать девочку и искренне восхищался суматохой, которая поднялась в результате погони.

Затем главные персонажи перешли к чаепитию. Рассказчик поинтересовался у хозяина, почему выселены несколько дворов. Стегунов пояснил, что в них живут «недостойные» крестьяне, которые находятся у хозяина в немилости, так же как их отцы были в опале при покойном батюшке Стегунова. Затем раздались удары из конюшни — там наказывали кнутом шалуна Васю-буфетчика.

Популярные сегодня пересказы

  • Девяносто третий год — краткое содержание романа Гюго В 1793 года во Франции происходили разные переломные моменты. Действие исторического романа происходит, начиная с конца мая месяца.
  • Валькирия — краткое содержание оперы Вагнера Начинается опера со страшной грозы. В лесную хибару спешно вбегает воин. Он изранен и лишен оружия. Незнакомец сообщает, что его преследуют. Он просит приюта. Зиглинда (именно так зовут хозяйку дома) пускает его.
  • Огниво — краткое содержание сказки Андерсена Бравый солдат возвращается с войны домой. Он в хорошем расположении духа, бодр, весел и готов к новым свершениям на гражданском поприще. Дорога лежит через лес, в котором он встречает странноватую старуху. Та оказывается колдуньей.
  • Краткое содержание рассказа Лебедянь Тургенев В начале произведения автор рассуждает о плюсах и минусах охоты, выделяет удовольствия и трудности. Автор делится с читателем тем, что ему очень нравится путешествовать по губерниям, общаться с людьми
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: