Жили счастливо и умерли в один день
Если отбросить в сторону сказочные элементы о коварном Змие, искушавшем жену Павла, брата Петра, и «Агриковом мече», с помощью которого Петр смог победить Змия, а в его лице — и темного духа, то коротко жизнь Петра и Февронии выглядит так. Сначала в Муроме княжил старший брат, князь Павел (в других источниках — Владимир). Младший Петр в это время возглавлял княжескую дружину, защищал границы княжества. В одном из походов князь заразился кожной болезнью, от которой местные целители не знали лекарства. Кто-то из знахарей посоветовал князю отправиться в рязанские земли. Там, в деревне Ласково, жила девушка, дочка бортника. Только она могла исцелить князя. Девушка была мудрой, ясновидящей. Она поняла, что князь Петр – ее судьба, и только она сможет стать ему советчицей и опорой. Она поставила князю условие, что вылечит его, а тот в благодарность женится на ней. Князь пообещал жениться, но слова не сдержал. Не хотел он связывать свою судьбу с простолюдинкой. Феврония такой исход событий предвидела. Не долечила она князя до конца, оставила на теле один струп. От него снова пошли болячки по всему телу, и пришлось князю во второй раз ехать в Ласково за целебной мазью. Юная знахарка снова поставила условие жениться на ней. На этот раз князь сдержал обещание, привез Февронию в Муром, и они обвенчались. Жили они благочестиво, соблюдая Божьи заповеди. А когда старшего брата не стало, Петр сел на княжеский трон. Но против князя бояре стали строить заговор, стремясь занять его место. Они требовали, чтобы князь взял в жены девушку, равную себе по знатности. Князь Петр отказался. Он предпочел остаться верным клятве, которую дал Богу и супруге перед алтарем.Сев на суда, погрузив на них еду и все, что требуется для жизни, Петр и Феврония уплыли по Оке. Суда остановились в некоем безлюдном месте. Князь переживал, как они жить будут, княгиня Феврония утешала его, верила, что Бог не оставит их. А тем временем бояре в Муроме устроили побоище, каждый хотел стать князем. В городе поднялась смута. Несколько горожан, посланных вдогонку за князем, уговорили его вернуться, чтобы установить мир в городе. Князь Петр и княгиня Феврония вернулись в Муром.Правили они справедливо, не стремились к богатству и роскоши. А когда пришел час их кончины, упросили Бога, чтобы позволил им умереть в один день. Они удалились в монастыри. Завещали похоронить их вместе, в одной гробнице, но это противоречило монашеским уставам. Поэтому общий гроб с перегородкой, который был сделан по поручению князя заранее, оставался в соборном храме Пречистой Богородицы, а тела их положили в отдельные гробы: князя Петра – в соборной церкви святой Богородицы; княгиню – в загородной церкви Воздвижения, принадлежащей женскому монастырю. Наутро люди увидели, что тела князя и княгини лежали в общей усыпальнице, а отдельные гробы оказались пустыми. Люди разделили супругов, положив их в отдельные домовины. Наутро история повторилась. Верные друг другу супруги снова лежали вместе в общем гробу. Тогда их разъединять не стали, похоронили вместе у стен соборной церкви Святой Богородицы. Княгиня Феврония при жизни исцеляла людей, поэтому верующие в ее целительную силу больные люди приходили к княжеской гробнице, припадали к святым мощам и получали исцеление.
Повесть о Петре и Февронии
Сейчас есть переводы ее на современный русский язык. Это относительно небольшое произведение, занимающее примерно 6-7 стр. печатного текста. Бегло просмотреть житие можно за несколько минут, а вот на внимательное прочтение этого отнюдь не простого для понимания текста может уйти и несколько часов.
Сказ о Петре и Февронии (кадр) Режиссер: Юрий Кулаков, Юрий Рязанов
Краткое содержание
Современные церковные историки выделяют в этом произведении 4 части:
- рассказ о битве князя Петра с «огненным змием»; убив чудовище, он заболел, покрывшись «струпами», так как на него попала кровь змия;
- встреча Петра с будущей супругой, поселянкой Февронией, которая обещает излечить его под условием, что Петр женится на ней; они действительно поженились после исцеления Петра;
- изгнание князя с его престола боярами, которые не хотели принять простолюдинку как свою княгиню, требовали, чтобы Петр оставил жену; но для него были равно святы как его любовь к Февронии, так и узы брака – и Петр оставил княжение; однако, скоро в Муроме началась междоусобица, и бояре уже сами упрашивали князя с княгиней вернуться;
- последняя часть рассказывает, как, уже будучи преклонных лет, Петр и Феврония оставили мир, приняв иноческий постриг; предание сообщает их иноческие имена, Давид и Евфросиния, а также то, что они завещали по кончине похоронить их в одном гробу; «Повесть» рассказывает, что они умерли в один день, но окружающие сочли совместное их погребение неуместным для монахов, и положили их в разных могилах – однако, вскоре тела святых оказались во гробе, который они заблаговременно для себя приготовили.
Анализ произведения
Историки единодушны во мнении, что оно составлялось как «учительное», для чтения в храме, иными словами, должно было войти в состав Великих Четьих Миней свт. Макария – наряду с житиями других русских святых. Однако, под 25 июня в Минеях свт. Макария жития святых мы не найдем: есть лишь житие мученицы первых веков Церкви Февронии, которой была тезоименита супруга князя Петра.
8 июля — память преподобномученицы девы Февронии.
Можно предположить, что свт. Макарий не включил «Повесть» в число читаемых в храме текстов ввиду значительного числа, как теперь бы сказали, «фольклорных» подробностей. А «фольклор» (сказки, поговорки, пословицы) у русских крестьян представлял собой, как правило, «гремучую смесь» христианства и язычества. К примеру:
- сюжет о сражении героя со змием присутствует во многих русских сказках;
- принадлежность «фольклора» же – состязание в «мудрости», которое устраивает Феврония сначала посланцу князя, с которым говорит загадками, а затем – уже ему самому;
- есть в «Повести» рассказ о том, что Феврония, вставая из-за стола вроде бы собирала в руку крошки «аки гладна», за что ее обличали бояре; этот сюжет уж очень похож на известную сказку о царевне-лягушке – Василисе, которая складывала в рукав то косточки, то крошки (притом, как помним, с целью магической); именно поэтому в позднейшие, уже XIX в., редакции жития святых этот сюжет не вошел вообще.
Впоследствии возникли благочестивые перетолкования «фольклорных» сюжетов: например, интерпретация битвы князя со змием как борьбы с грехом, загадок Февронии – как своего рода юродства (хотя предание ничего не говорит о том, что святая несла этот подвиг).
Но факт остается фактом: сказочный, языческий элемент явственно присутствует в «Повести», и рассказы эти добросовестно записаны ее автором со слов благочестивых христиан XVI в. Значит ли это, что святые были «двоеверами», полуязычниками?
Нет. Это «всего лишь» говорит о смешении двух вер в сознании их современников и дальних потомков – ведь именно они передавали историю Петра и Февронии, украшая ее подробностями по своему разумению.
Потому и вышло:
- Собор 1547 г. принял решение о канонизации;
- житие святых распространялось, по сути, как апокриф, читать который в храме не благословлялось.
Литература
- Андроник (Трубачёв), игум. Канонизация святых в Русской православной церкви // Православная энциклопедия. Том: Русская православная церковь / Общ. ред. Алексий II. М.: Церковно-научный центр “Православная энциклопедия”, 2000.
- Буслаев Ф.И. Песни древней Эдды о Зигурде и муромская легенда // Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 1. С. 269–300.
- Веселовский А.Н. Новые отношения муромской легенды о Петре и Февронии и сага о Рагнаре Лодброке // ЖМНП. 1871. Т. 4. Отд. 2. С. 95–142.
- Гладкова О.В. К вопросу об источниках и символическом подтексте «Повести от жития Петра и Февронии» Ермолая-Еразма // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 13 / Отв. ред. Д.С. Менделеева. М.: Знак, 2008.
- Демкова Н.С. К интерпретации «Повести о Петре и Февронии»: «Повесть о Петре и Февронии» Ермолая-Еразма как притча // Демкова Н.С. Средневековая русская литература: Поэтика, интерпретации, источники. СПб., 1997.
- Дмитриева Р.П. Повесть о рязанском епископе Василии в ее отношении к Повести о Петре и Февронии // Повесть о Петре и Февронии / Подготовка текстов и исследование Р.П. Дмитриевой. Л.: Наука, 1979.
- Дмитриева Р.П. Ермолай Еразм – автор Повести о Петре и Февронии // Повесть о Петре и Февронии / Подготовка текстов и исследование Р.П. Дмитриевой. Л.: Наука, 1979.
- Дмитриева Р.П. Ермолай-Еразм // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV–XVI в.). Ч. 1. А–К / Отв. ред. Д.С. Лихачев. Л., 1988.
- Дмитриева Р.П. Агиографическая школа митрополита Макария (на примере некоторых житий) // Труды Отдела древнерусской литературы / Российская академия наук. Институт русской литературы (Пушкинский Дом); Отв. ред. Д.С. Лихачев. СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. — Т. 48.
- Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI в. М., 1958.
- Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного / Отв. ред. член- корр. АН СССР В.Т. Пашуто. М.: Наука, 1982. – 185 с. – (Из истории нашей Родины).
- Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.
- Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996.
- Моление к царю // Повесть о Петре и Февронии / Подготовка текстов и исследование Р.П. Дмитриевой. Л.: Наука, 1979.
- Памятники старинной русской литературы / Под ред. Н. Костомарова. Вып. 1. СПб., 1860.
- Пиккио Р. Агиографическое обрамление древнерусской повести о князе Петре Муромском и мудрой деве Февронии // Пиккио Риккардо. Slavia Orthodoxa: Литература и язык / Отв ред. Н.Н. Запольская, В.В. Калугин; ред. М.М. Сокольская. М. : Знак, 2003.
- Плюханова М.Б. Сюжеты и символы Московского царства. СПб. : Акрополь, 1995. – 336 с.
- Попов А. Библиографические материалы. VIII. Книга Еразма о святой троице // Чтения ОИДР. – 1880. – Кн. IV.
- Ржига В.Ф. Литературная деятельность Ермолая-Еразма // ЛЗАК. Т. 33. –Л., 1926.
- Руди Т.Р. О первом авторском сборнике Ермолая-Еразма из библиотеки Соловецкого монастыря // Книжные центры Древней Руси: Книжное наследие Соловецкого монастыря / Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом) РАН; Отв. ред. О.В. Панченко. СПб.: Наука, 2010. – 599 с.
- Семячко С.А. Восточнославянская житийная литература // Православная энциклопедия. Т. XIX: Ефесянам послание – Зверев. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008.
- Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских в ее отношении к рус. сказке // ТОДРЛ. – 1949. – Т. 7.
- Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1 (А–Б). М.: Издательство «Наука», 1975.
- Ужанков А.Н. Историческая поэтика древнерусской словесности. Генезис литературных формаций: Монография. М.: Издательство Литературного института им. А.М. Горького, 2011. – 512 с.
- Фефелова Ю.Г. Повесть о Петре и Февронии в контексте традиционной обрядовой практики // Русская агиография. Исследования, публикации, полемика. – СПб.: Издательство «Дмитрий Буланин», 2005. – 788 с.
- Филарет. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. . – Чернигов, 1863.
- Шайкин А.А. Новелла и житие (Фольклорные традиции в «Повести о Петре и Февронии Муромских») // Шайкин А.А. Поэтика и история. На материале памятников русской литературы XI–XVI веков. – М., 2005.
- Шляпкин И. Ермолай Прегрешный, новый писатель эпохи Грозного // С. Ф. Платонову ученики, друзья и почитатели. СПб., 1911.
- Яворский Ю.А. К вопросу о лит. деятельности Ермолая-Еразма, писателя XVI-го в. // Slavia. Praha, 1930. Roč. 9. Č. 1, Č 2.
Бестелесный дух и телесная болезнь
Теперь о том, мог ли Петр убить диавола мечом. Да, в «Повести…» сказано, что змий умер от меча Петра. Но, как уже было упомянуто вначале, сочинение сие является поэтическим, литературным произведением. Конечно, демон бессмертен, но победить его, сделать безопасным, отогнать от человека и отправить обратно к «отцу лжи» вполне возможно. И тому есть масса примеров.
Могут ли представители разных миров – духовного и материального – сражаться друг с другом? Да, могут. И самый известный пример – это чудо великомученика Георгия о змии. Правда, там мы видим зеркальную ситуацию: святой Георгий уже после своей кончины является, чтобы спасти дочь царя от страшного ящера, которому приносили человеческие жертвы. И эта чудовищная рептилия, судя по всему, имела не инфернальное, а вполне земное происхождение. Некоторые исследователи считают его одним из сохранившихся динозавров. Мы знаем, что святой Георгий пронзил змия копьем, после чего великомученик приказал отвести змия в город, где он был показан жителям и обезглавлен мечом того же Георгия.
По попущению Божию бесы могут нанести человеку не только духовные, но телесные раны и язвы
Во время битвы змий наносит Петру раны: там, куда попала его кровь, появляются язвы, от которых князь испытывает тяжкие страдания, – его поражает болезнь, подобная проказе. Возможно ли это? Может ли бесплотный дух нанести урон плоти? Еще как может! И «тому в истории мы тьму примеров слышим». Сам апостол Павел говорит: «Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился» (2 Кор. 12: 7). Однажды диавол так вооружился на преподобного Антония Великого и подверг его таким ужасным побоям, что он долго лежал после этого без движения, не в силах сказать ни слова. Сам он говорил, что причиненные ему мучения превосходили все человеческие страдания. Святого Епифания Кипрского демоны избивали в течение десяти дней. В житиях святых мы часто читаем про тяжелые последствия бесовских воздействий. По попущению Божию бесы могут нанести человеку не только духовные, но телесные раны и язвы.
Красивая легенда или портрет исторических личностей?
Критики канонизации святых и их жития, помимо наличия в сказаниях немалой доли «легендарности» и «фольклора», отмечают также, что русские летописи вообще не упоминают о князе Петре Муромском, не говоря о его супруге.
Святые Петр и Феврония. Вымышленные персонажи или нет? Картина-икона А Простева
На этом основании предлагается считать святых «вымышленными персонажами легенд», чем обесценивается их почитание. Правда, остается вопрос, как же быть с необычным гробом «на двоих», и чудесами, которые происходят несколько веков по молитвам к угодникам Божиим. Современные историки придерживаются более взвешенной позиции:
- многие отмечают, что отсутствие упоминания в летописи вообще не критерий того, существовал человек или нет: хотя бы потому, что от «домонгольского» времени до нас дошло не более 1% письменных источников;
- возможно, упоминание все же есть: во всяком случае, на каком-то древнем источнике основывались авторы «Книги Степенной царского родословия», когда упоминали князя «Петра Юрьевича Муромского, во иноцех Давида, чудотворца».
Таким образом, Петр и Феврония, конечно, исторически существовавшие люди, а не «красивая легенда».
И то, что сведения об их жизни крайне скудны – не основание для «деканонизации», подобной той, что произошла, например, у католиков в XX в., когда было прекращено почитание сотен святых первых веков Церкви просто потому, что о них не осталось «достоверных исторических данных». Таковым можно возразить: ведь и рукописи Евангелия середины I в. до нас тоже не дошли – значит ли это, что сказанное там – не истинно?
Молитва, тропарь и кондак
Тропарь благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8
Я́ко благочести́ваго ко́рене пречестна́я о́трасль был еси́,/ до́бре во благоче́стии пожи́в, блаже́нне Пе́тре,/ та́ко и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ в ми́ре Бо́гу угоди́вше, и преподо́бных житию́ сподо́бистеся./ С ни́миже моли́теся Го́сподеви,/ сохрани́ти без вреда́ оте́чество ва́ше,// да вас непреста́нно почита́ем.
Кондак благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам, глас 8
Ми́ра сего́ княже́ние и сла́ву вре́менну помышля́я,/ сего́ ра́ди благоче́стно в ми́ре пожи́л еси́, Пе́тре,/ ку́пно и с супру́жницею твое́ю прему́дрою Февро́ниею,/ ми́лостынею и моли́твами Бо́гу угоди́вше./ Те́мже и по сме́рти неразлу́чно во гро́бе лежа́ще,/ исцеле́ние неви́димо подава́ете,/ и ны́не Христу́ моли́теся// сохрани́ти град же и лю́ди, и́же вас сла́вящих.
Молитва благоверным князьям Петру, во иноцех Давиду, и Февронии, во инокинях Евфросинии, Муромским чудотворцам
О, вели́цыи уго́дницы Бо́жии и преди́внии чудотво́рцы благове́рнии кня́же Пе́тре и княги́не Февро́ние, гра́да Му́рома предста́тели и храни́тели, и о всех нас усе́рднии ко Го́споду моли́твенницы! К вам прибега́ем и вам мо́лимся с упова́нием кре́пким: принеси́те за нас гре́шных святы́я моли́твы ва́ша ко Го́споду Бо́гу и испроси́те нам у бла́гости Его́ вся благопотре́бная душа́м и телесе́м на́шим: ве́ру пра́ву, наде́жду бла́гу, любо́вь нелицеме́рну, благоче́стие непоколеби́мое, в до́брых де́лех преуспе́яние, ми́ра умире́ние, земли́ плодоно́сие, возду́ха благорастворе́ние, душа́м и телесе́м здра́вие и ве́чное спасе́ние. Исхода́тайствуйте у Царя́ Небе́снаго: ве́рных рабо́в Его́, в ско́рби и печа́ли день и нощь вопию́щих к Нему́, многоболе́зный вопль да услы́шит и да изведе́т от поги́бели живо́т наш. Испроси́те Це́ркви святе́й и всей держа́ве Росси́йстей мир, тишину́ и благоустрое́ние, и всем нам житие́ благополу́чное и до́брую христиа́нскую кончи́ну. Огради́те оте́чество ва́ше, град Му́ром, и вся гра́ды Росси́йския от вся́каго зла и вся правове́рныя лю́ди, к вам приходя́щия и моще́м покланя́ющияся, осени́те благода́тным де́йством благоприя́тных моли́тв ва́ших, и вся проше́ния их во бла́го испо́лните. Ей, чудотво́рцы святи́и! Не пре́зрите моли́тв на́ших, со умиле́нием вам возноси́мых, но бу́дите о нас при́снии предста́тели ко Го́споду и сподо́бите нас по́мощию ва́шею свято́ю спасе́ние ве́чное получи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́довати; да славосло́вим неизрече́нное человеколю́бие Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице покланя́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Советуем почитать:
Петр и Феврония // Православная энциклопедия. Т. 56. С. 30-33.
Почитание
Хотя в 1547 г. святых канонизировали как местночтимых, уже через несколько лет их почитание фактически становится общецерковным. Правда, довольно долго святых не чтили именно как «покровителей семьи»:
- в 1552 г. у их мощей молился царь Иван IV, прося благословения перед военным походом на Казань; после же взятия города на средства государя в городе был выстроен новый каменный собор, куда были перенесены мощи святых;
- есть предположение историков, что 8 июля, праздник святых – изначально память победы войск Ивана Грозного над Крымским ханом в 1571 г.;
- у гробницы часто бывали многие русские государи – например, императоры Петр I, Екатерина II, Павел I и другие.
Представление о святых как именно покровительствующих семейным парам, сложилось уже в 2000-е гг.
Праздник Петра и Февронии
Впервые он отмечен как «Российский день влюбленных» 8 июля 2005 г. в Волгограде. Через три года праздник получил официальный статус «Дня семьи, любви и верности» на уровне страны – в противовес западному «дню святого Валентина».
Дкень Петра и Февронии. Муром. После богослужения у мощей святых семейные пары архиерей благословляет иконой
Могила и мощи
Уникальная «двойная» гробница святых в соборе Рождества Богородицы Мурома (том самом, что возвел Иван Грозный по взятии Казани) была утрачена после вскрытия их мощей в 1923 г. После этого честные останки находились в местном краеведческом музее, являясь частью «антирелигиозной экспозиции».
Вскрытая гробница свв. Петра и Февронии
Вернуть святыню Церкви удалось лишь в 1989 г. Так как собор Рождества Богородицы был разрушен, мощи святых Петра и Февронии водворились сначала в Благовещенском мужском монастыре Мурома, а затем – перенесены в Троицкий женский монастырь, где пребывают в соборном храме.
Было это 19 сентября 1992 г. – ныне это второй день памяти святых. Его установление связано с желанием многих верующих венчаться именно на память свв. Петра и Февронии, что невозможно 8 июля, так как день приходится на Петров пост.
Детали: Муром, Соборный храм Троицкого монастыря.Рака с мощами святых Петра и Февронии по воскресеньям открыта для поклонения
Троицкий монастырь в Муроме
Обитель основана в XVII в., а закрыта в 1933 г. С 1991 г. началось ее возрождение. Сейчас главная святыня монастыря – мощи свв. Петра и Февронии. Добраться до Мурома из Москвы можно на автомобиле, поезде (станция Муром 1). Город находится в 312 км от Москвы.
Зимний Муром. Свято-Троицкий женский монастырь расположен в центре Мурома, его адрес пл. Крестьянина 3А.
Первая икона
На сегодняшний день одним из самых древних образов святых считается покров на их мощи, который датируется 1593 г. и является вкладом в Муромский собор Рождества Богородицы царя Феодора Иоанновича (сына Ивана IV)и его супруги царицы Ирины, урожденной Годуновой, которая, возможно, вышивала покров лично. С первых изображений идет традиция писать свв. Петра и Февронию в иноческих одеждах.
Покров с изображением Петра и Февронии — вклад в Богородице-Рождественский собор царя Фёдора и царицы Ирины. Изготовлен в царицыной мастерской в 1593 году.
В руке св. Петра – свернутый свиток, руки его супруги молитвенно скрещены, либо она держит крест. Впрочем, есть и более современные образы святых, где они показаны в княжеских одеяниях.
Свв. Петр Муромский и его супруга Феврония. Икона XVI в.
Памятники
К настоящему времени в России их известно 89 – в Благовещенске, Абакане, Архангельске, Великом Новгороде, Сергиевом Посаде, Ярославле и десятках других городов.
Памятник свв Петру и Февронии в Муроме
Далеко не все из этих изображений подобны иконописным: например, в Ласково Рязанской области (село считается родиной блгв. Февронии) святые представлены в одеждах своего времени, взявшимися за руки.
Памятник Петру и Февронии в селе Ласково Рязанской области. Фото Максима Шанина
Храмы и источники
Храмов и часовен святых на сегодняшний день насчитывается 98, включая и строящиеся. В честь святых освящаются водные источники – самые известные из них находятся в Муроме.
Как молиться о замужестве
Существуют как краткие молитвы святым, так и более пространные, например, канон, акафист. Кроме домашней молитвы, многие:
- заказывают им молебен в храме;
- отправляются в паломничество в Муром, чтобы помолиться у их мощей.
Мы почти ничего не знаем об их земной жизни и подвиге. Мы много знаем о них – нынешних, пребывающих в Царстве Небесном. «Крепка, как смерть, любовь,» – говорит премудрый Соломон. Такова была любовь, которую они имели друг к другу – и с которой они сейчас помогают всем, кто с верой просит помощи.
Наталия Сазонова
Крылатый змей
Из «Повести…» мы узнаём, что у князя Павла (Владимира) была супруга. И вот «диавол, испокон веку ненавидящий благо человеческого рода, послал жене князя на блудное дело злого крылатого змея» (здесь и далее «Повесть…» цитируется в русском переводе. – прот. П.Г.). Этот змей почему-то видится некоторым исследователям самым фантастическим и нереальным персонажем данного сказания. Скептически настроенные, они тут же начинают видеть здесь сказки об Огненном змии и проводить параллели с какими-то уже совсем не славянскими мифами.
Змей, упомянутый в «Повести…», конечно же, просто некий виртуальный морок, личина, принимаемая на себя врагом рода человеческого, которого Священное Писание называет «великий дракон, древний змий…» (Откр. 12: 9). Диавол, как известно, падший ангел, бесплотный дух, но он может принимать вид любого одушевленного существа или неодушевленного предмета. В древние времена диавол любил являться нашим предкам (да и другим народам тоже) в виде чудовищного, часто огнедышащего ящера. Поэтому-то в былинах так и распространен образ змея, дракона, с тремя головами или с одной.
Это чудище в представлении людей прошлого было олицетворением зла, нечистой силы. Недаром лешие, русалки, всевозможные бабки-ежки, змеи-горынычи, прочие огненные змеи кратко именовались нечистью – как представители инфернального мира. И для человека древности весь этот мир был такой же реальностью, как для нас полтергейст и прочие потусторонние паранормальные, темные явления.
Итак, нечистый дух в виде змия прилетает к супружнице князя и совершает с ней блуд. Что это не просто какая-то рептилия, а темная духовная сущность, видно из того, что змий является в двух обличиях: как ящер и как человек. Он принимает облик князя Павла. Притом змей скоро настолько обнаглел, что уже не скрывает перед княгиней своего мерзкого вида, но при других в целях конспирации является в виде князя. «А посторонним людям казалось, что это сам князь с женою своею сидит». Наконец княгиня не выдерживает и рассказывает всё мужу. Тот советует жене хитростью выведать у змия, что может послужить причиной его смерти. В минуту откровенности злодей проболтался, что «смерть мне суждена от Петрова плеча, от Агрикова меча».
Павел делится своим горем с родным братом, Петром. Через некоторое время тому во время молитвы является некий отрок (видимо, ангел) и указывает в расселине стены алтаря церкви Воздвиженского монастыря место, где спрятан меч. Петр берет Агриково оружие, находит удобное время, врывается в покои княгини и убивает коварного змея. Но перед тем как удалиться к себе в преисподнюю, змей обрызгал князя Петра своей кровью. Князь тяжело заболевает: на всем его теле появляются язвы.
Давайте пока остановимся на этом моменте и поразмыслим над тем, могла ли такая история произойти в действительности. Если немного абстрагироваться от несомненно эпического, поэтического описания чуда со змеем, которое дает нам «Повесть…», мы не видим в данном эпизоде с точки зрения агиографии и духовного опыта Церкви ничего мифологического. Жена князя, видимо, подолгу находилась в разлуке со своим супругом. Князья тогда все время воевали и, отправляясь в продолжительные походы, надолго оставляли своих жен одних.