Основные школы культурологии
Общественно-историческая школа
Общественно-историческая школа имеет наиболее давние, «классические» традиции и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно историков и философов, в том числе и религиозных. Её представителями считают иногда: в Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н. Я. Данилевский (фото).
Главными особенностями общественно-исторической школы являются органицизм культур (в каждой культуре есть периоды рождения, роста, расцвета, увядания и гибели), деление на типологии, локальность, отсутствие единой линии культур.
Расово-антропологическая школа
Основная идея этой школы — показать решающее влияние расового фактора на историческое и культурное развитие. По мнению представителей данной школы, расы не равны между собой, что обуславливает неравенство создаваемых ими ценностей. Всё поведение людей детерминировано биологическим происхождением, расовые смешения вредны, так как они наносят урон развитию культуры. Основные представители: Жозеф Гобино, Людвиг Вольтман, Жорж Лапуж.
Социологическая школа
В центре культурологического внимания представителей данной школы находится само общество, его структура и социальные институты. Определяющая идея данной школы заключается в том, что культура есть продукт общественный. Основные представители: Томас Элиот, П.А.Сорокин, Альфред Вебер.
Символическая школа
Самая молодая и одна из самых влиятельных современных школ. Все процессы, происходящие в культуре, рассматриваются представителями данной школы как чисто коммуникационные. Культура понимается как некая знаковая система, созданная человеком в силу присущей только ему способности к символизации, а через неё — и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод Леви-Стросс.
В данном разделе Вы найдете ответы на тесты по культурологии.
Культурология (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание; др.-греч. λόγος — мысль как причина) — совокупность исследований культуры как структурной целостности, выявление закономерностей её развития. В задачи культурологии входит понимание общих характеристик её бытия, системный анализ ее развития. Как самостоятельное направление культурология сложилась в новое время.
Терминология
Термин «культурология» был предложен известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Культурология является интегративной сферой знания, рождённой на стыке философии, истории, психологии, антропологии, языкознания, этнографии, религии, социологии и искусствоведения. Однако, в зарубежной научной классификации культурологию как отдельную науку не выделяют. Данная область знаний в англоговорящих странах называется Cultural studies, а в немецкоговорящих странах — Kulturwissenschaft. Феномен культуры в Европе и Америке понимается преимущественно в социально-этнографическом смысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология.
Предмет культурологии
Предмет культурологии, тесты с ответами по которому приведены выше, — это исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передаётся из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в «культурных текстах» философии, религии, искусства, права. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры. Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.
Метод культурологии
В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими; Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: — Генетический: направлен на обнаружение генезиса. — Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а также сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований).
ТЕМА № 3: АНТИЧНЯ КУЛЬТУРА
Задание 5
Вопрос 1. Когда появилось понятие
«античность»?
- в эпоху
Возрождения
+ - в эпоху
Просвещения - В Новое
время
Вопрос 2. Когда сформировалась микенская
(ахейская) культура?
- около 1500
г. - около 1700
г. + - около 1800
г.
Вопрос 3. На какое время приходится
архаический период греческой истории?
- 4-3 вв. до
н.э. - 6-5 вв. до
н.э. - 8-6 вв. до
н.э.
+
Вопрос 4. В какой период происходит
формирование античного полиса?
- в архаический
+ - в классический
- в период
кризиса
Вопрос 5. В честь какого
бога проводились Олимпийские игры?
- в честь
Аполлона - в честь
Посейдона - в честь
Зевса
+
Задание 6
Вопрос 1. В
какой форме существовало в Греции
литературное творчество?
- в устной +
- в письменной
- все перечисленное
Вопрос 2. Сколько
этапов было в греческой системе
образования?
- один
- два
- три
+
Вопрос 3.
В каком году был основан Рим?
- в 753 г. до н.э.
+ - в 770 г. до н.э.
- в 786 г. до н.э.
Вопрос 4.
В какое время в Римской
империи возникло Христианство?
- в 1 тыс. до н.э.
+++++++++++++++++++ - во 2 тыс. до н.э.
- в 3 тыс. до н.э.
Вопрос 5.
В каком году был основан Константинополь?
- в 300 г. до н.э.
- в 330 г. до н.э. +
- в 335 г. до н.э.
Культурология в России
Становление культурологической науки в России связано с деятельностью советского-армянского ученого Э.С. Маркаряна (1929-2011) и его первыми научными исследованиями по культурологии в 1960-1970-х гг., открывшими новое направление в советской науке.
На рубеже 1980-1990-х гг. культурология в России получила официальное признание и была легализована как направление науки и направление высшего образования. За последние десятилетия в России сложились школы:
— философии культуры (А. И. Арнольдов, Г. В. Драч, Н. С. Злобин, М. С. Каган, В. М. Межуев, Ю.Н. Солонин, М. Б. Туровский и др.).
— теории культуры (Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Вал. А. Луков, А. А. Пелипенко, Э. В. Соколов, А. Я. Флиер и др.),
— истории культуры (С. Н. Иконникова, И. В. Кондаков, Э. А. Шулепова, И. Г. Яковенко и др.),
— социологии культуры (А. С. Ахиезер, Л. Г. Ионин, Л. Н. Коган, А. И. Шендрик и др.),
— культурной антропологии (А.А. Белик, Э. А. Орлова, Ю. М. Резник и др.),
— прикладной культурологии (О.Н. Астафьева, И. М. Быховская и др.),
— культурологии искусства (К. Э. Разлогов, Н. А. Хренов и др.),
— семиотики культуры (Ю.М. Лотман, В. Н. Топоров, Вяч. В. Иванов, Е. М. Мелетинский и др.),
— культурологического образования (Г. И. Зверева, А. И. Кравченко. Т. Ф. Кузнецова, Л. М. Мосолова и др.).
С 1992 г. приступил к работе научно-исследовательский Российский институт культурологии, а в 2006 г. было образовано Научно-образовательное культурологическое общество (НОКО), объединившее в своих рядах основную массу российских культурологов. В вузах России ведется широкая подготовка специалистов-культурологов, диссертационными советами присваиваются ученые степени по специальностям теория и история культуры, философская антропология и философия культуры. Как научно-исследовательское направление культурология находится на подъеме в связи с возрастающей значимостью таких социокультурных процессов, как «культуроцентрическая» тенденция развития современного мира, глобализация, мультикультурализм и пр.
ТЕМА № 4: ДРЕВНЕРУССКАЯ КУЛЬТУРА 9-17 ВЕКОВ
Задание 7
Вопрос 1. К какому времени
восходит становление русского этноса?
- к 1 в. до
н.э. ++++++++++++++++++++++ - ко 2 в. до
н.э. - к 3 в. до
н.э.
Вопрос 2. Сколько этапов
в своей эволюции прошла Древняя
Русь?
- один
- два
- три
+
Вопрос 3. Русское православие
имеет:
- византийский
источник
+ - римский
источник - греческий
источник
Вопрос 4. Сколько памятников
архитектуры дошло до нас от домонгольского
времени?
- около 100
- более 150
+ - 250
Вопрос 5. В каком году
при Ярославе Мудром был сооружен
Софийский собор?
- в 1037 г.
+ - в 1040 г.
- в 1945 г.
Задание 8
Вопрос 1. Из какого материала
на Руси набирались мозаичные изображения?
- из кусочков
камня - из мрамора
- из смальты
+
Вопрос 2. Когда появились
первые каменные постройки в московском
княжестве?
- в 1—11 вв.
- в 12-13 вв.
- в 14-15 вв.
+
Вопрос 3. В какое время наметился
разрыв между «двумя культурами» (церковной
и светской)?
- с 15 в.
- с 16 в.
- с 18 в.
+
Вопрос 4. Когда была основана Славяно-греко-латинская
академия?
- в 1645 г.
- в 1687 г.
+ - в 1695 г.
Вопрос 5. Когда началось формирование
русской нации?
- в 15 в.
+ - в 16 в.
- в 17 в.
ТЕМА № 5: КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ЕВРОПЫ
Задание 9
Вопрос 1.
Кто ввел термин «средние века»?
- историки-гуманисты
+ - философы
- ученые
Вопрос 2.
На какое количество языков делили
латинский язык гуманисты-философы?
- два
- три
+ - четыре
Вопрос 3.
Когда шло Великое переселение
народов?
- на этапе
раннего Средневековья
+ - на этапе
зрелого Средневековья - на этапе
позднего Средневековья
Вопрос 4. Какой
век был переломным в истории
Западной Европы?
- 11 век
+ - 13 век
- 14 век
Вопрос 5. Какой
университет в Европе считается
наиболее древним?
- Оксфордский
- Парижский
+ - Неаполитанский
Задание 10
Вопрос 1. Сколько университетов
было в Европе в 1500 г.?
- 30
- 45
- 65
+
Вопрос 2. Кто был автором
«Божественной комедии»?
- Данте
+ - Петрарка
- Боккаччо
Вопрос 3. В каком году Италия окончательно
переходит под власть Испании?
- в 1450 г.
- в 1559 г.
+ - в 1570 г.
Вопрос 4. Какой центр гуманизма
был особенно сильным к началу
16 в. в Германии?
- при Эрфуртском
университете
+ - при Кельнском
университете - при Нюрнбергском
университете
Вопрос 5. Кто был автором «Утопии»?
- В. Шекспир
- Ф. Бэкон
- Т. Мор
+
ТЕМА № 6: КУЛЬТУРА РОССИИ
18 ВЕКА
Задание 11
Вопрос 1. Когда
лозунг «Москва – третий Рим» потерял
свое значение?
- в начале 17 в.
- в середине 17 в.
- в конце 17 в.
+
Вопрос 2.
Когда появились первые сведения
о русских масонах?
- в 1731 г. +
- в 1740 г.
- в 1741 г.
Вопрос 3. В
какое время разошлись понятия
«государь» и «отечество»?
- в начале 18 в.
- 2 в середине 18 в.
- в конце 18 в.
+
Вопрос 4. Где
учились дети разночинцев и купцов?
- в духовных семинариях
- в профессиональных школах
+ - на дому
Вопрос 5.
Когда был издан «Атлас Российский»
И.К. Кириллова?
- в начале 18 в.
- в середине 18в.
+ - в конце 18 в.
Задание 12
Вопрос 1. Кто был председателем
Российской академии?
- Е. Дашкова
- М. Щербатов
- Л. Блюментрост
+
Вопрос 2. Кто был крупнейшим
мастером барокко в России?
- В. Растрелли
+ - В. Баженов
- Ю. Фельтен
Вопрос 3. Кто был автором
главной статуи Петергофского каскада
фонтанов – «Самсона»?
- И.П. Мартос
- М. Козловский
+ - А. Кокоринов
Вопрос 4. Где было создано Филармоническое
общество?
- в Петербурге
+ - в Москве
- в Казани
Вопрос 5. Когда появился жанр камерной
лирической песни?
- в начале
18 в. - в середине
18 в. - на рубеже
18-19 вв. +
ТЕМА № 7: ЕВРОПЕЙСКАЯ
КУЛЬТУРА 19 ВЕКА
Задание 13
Вопрос 1. 19 век в истории
Западной Европы стал:
- веком «науки
и техники»
+ - веком философии
и религии - веком промышленной
революции
ТЕМА № 1: КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ
Задание 1
Вопрос
1. По материалам, из которых люди изготавливали
орудия, историю первобытного общества
делят на:
- два века
- три века
+ - четыре века
Вопрос
2. На сколько эпох делится каменный
век?
- две
- три
- четыре
+
Вопрос 3. Сколько этапов выделяют
в палеолите?
- один
- два
- три
+
Вопрос 4. Сколько этапов изобразительной
деятельности существовало в эпоху
палеолита?
- Три
+ - четыре
- пять
Вопрос 5. В каком веке появилась
огнеупорная глина?
- в древнекаменном
- в среднекаменном
- в новокаменном
+
Задание 2
Вопрос 1. В какой период первобытной
эпохи появились крепости?
- в начале
эпохи - в середине
эпохи - в конце эпохи
+
Вопрос 2. Что
понимают под неукрепленными поселениями?
- стоянки
- селища
- все перечисленное
+
Вопрос 3.
Что понимают под укрепленными поселениями?
- Городища +
- стоянки
- селища
Вопрос 4. Какой
материал использовался для строительства
римских террамар?
- глина
- мергель (ракушечник)
+ - камень
Вопрос 5. В
каком месте римляне строили
террамары?
- на сухом месте
+ - на болоте
- на озере