1 вариант
Городничий. Вот когда зарезал, так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…
Воротить, воротить его! (Машет рукою.) Куды воротить! Я, как нарочно, приказал смотрителю дать самую лучшую тройку; черт угораздил дать и вперед предписание.Жена Коробкина. Вот уж точно, беспримерная конфузия!Аммос Федорович. Однако ж, черт возьми, господа! Он у меня взял триста рублей взаймы.Артемий Филиппович. У меня тоже триста рублей.Почтмейстер (вздыхает). Ох! и у меня триста рублей.Бобчинский. У нас с Петром Ивановичем шестьдесят пять-с на ассигнации-с, да-с.Аммос Федорович (в недоумении расставляет руки). Как же это, господа? Как это, в самом деле, мы так оплошали?Городничий (бьет себя по лбу). Как я — нет, как я, старый дурак?
Выжил, глупый баран, из ума!.. Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов…Анна Андреевна. Но этого не может быть, Антоша: он обручился с Машенькой…Городничий (в сердцях). Обручился! Кукиш с маслом — вот тебе обручился! Лезет мне в глаза с обрученьем!.
(В исступлении.) Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий! Дурака ему, дурака, старому подлецу! (Грозит самому себе кулаком.) Эх ты, толстоносый! Сосульку, тряпку принял за важного человека! Вон он теперь по всей дороге заливает колокольчиком! Разнесет по всему свету историю. Мало того что пойдешь в посмешище — найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит
Вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? — Над собою смеетесь!.. Эх вы!.. (Стучит со злости ногами об пол.) Я бы всех этих бумагомарак! У, щелкоперы, либералы проклятые! чертово семя! Узлом бы вас всех завязал, в муку бы стер вас всех да черту в подкладку! в шапку туды ему!.. (Сует кулаком и бьет каблуком в пол. После некоторого молчания.) До сих пор не могу прийти в себя. Вот, подлинно, если бог хочет наказать, то отнимет прежде разум. Ну что было в этом вертопрахе похожего на ревизора? Ничего не было! Вот просто на полмизинца не было похожего — и вдруг все: ревизор! ревизор! Ну кто первый выпустил, что он ревизор? Отвечайте!Артемий Филиппович (расставляя руки). Уж как это случилось, хоть убей, не могу объяснить. Точно туман какой-то ошеломил, черт попутал.Аммос Федорович. Да кто выпустил — вот кто выпустил: эти молодцы! (Показывает на Добчинского и Бобчинского.)Бобчинский. Ей-ей, не я! и не думал…Добчинский. Я ничего, совсем ничего…Артемий Филиппович. Конечно, вы.Лука Лукич. Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит…» Нашли важную птицу!Городничий. Натурально, вы! сплетники городские, лгуны проклятые!Артемий Филиппович. Чтоб вас черт побрал с вашим ревизором и рассказами!Городничий. Только рыскаете по городу и смущаете всех, трещотки проклятые! Сплетни сеете, сороки короткохвостые!Аммос Федорович. Пачкуны проклятые!Лука Лукич. Колпаки!Артемий Филиппович. Сморчки короткобрюхие!
Все обступают их.Бобчинский. Ей-богу, это не я, это Петр Иванович.Добчинский. Э, нет, Петр Иванович, вы ведь первые того…Бобчинский. А вот и нет; первые то были вы.
1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
2. Назовите фамилию героя, о котором упоминает Городничий.
3. К какому сословию принадлежат Бобчинский и Добчинский?
4. Ответ Городничего на реплику жены представляет собой законченное развернутое высказывание. Как называется подобный тип высказывания в драматургическом произведении?
5. Речь Городничего в данной сцене сопровождается комментариями «машет рукою», «бьет себя по лбу», «грозит самому себе кулаком» и др. Как в драматургии называются подобные авторские комментарии?
6. Городничий произносит фразу: «Чему смеетесь? — Над собой смеетесь». Как называют изречение, отличающееся краткостью, емкостью мысли и выразительностью?
7. Жена Коробкина не участвует в основном действии, появляется только в приведенной сцене. Как называется такой персонаж?
8. Каким предстает Городничий в данном эпизоде и какие драматургические средства способствуют раскрытию его характера?
9. Какие общечеловеческие пороки раскрывает Гоголь в «Ревизоре» и в каких еще произведениях русской литературы обличаются эти недостатки?
10. Почему Н.В. Гоголь называет городничего, так легко одураченного Хлестаковым, «неглупым человеком»?