Понятие литературного направления: признаки, классификация, примеры

Анализ повести «тарас бульба» (н.в. гоголь) | литрекон

Слайд 17Кожевников появился на свет в глухой русской дореволюционной Сибири — в

Томской губернии Нарымского края в селе Тогур — 9 апреля 1909 года в семье ссыльных социал-деморкатов. Практически все свое детство и юность он провел в Томске с родителями. Но пришло время, он выпорхнул из родительского гнезда и в 1925 году отправился покорять Москву. Там он поступил в МГУ на литературное отделение этнологического факультета, который окончил в 1933 году.

Первые профессиональные шаги начинающего литератора Вадим Кожевников сделал в 1930 году, опубликовав свой первый рассказ «Порт». В 1933 году он устроился журналистом в газету «Комсомольская правда», затем работал в популярных социально-политических журналах «Смена», «Огонек» и «Наши достижения». Поднабравшись бесценного опыта, через шесть лет, в 1939 году, он выпускает сборник «Ночной разговор». Через год Кожевников уже являлся членом Союза писателей СССР.

Исторические предпосылки

После 1830 года произошло изменение духовного климата во многих странах Европы. Романтические мечты об идеальном мире сменились верой в торжество разума, способствующее развитию науки и технического прогресса. В мышлении людей возникают идеи позитивизма, направленные на сбор доказанных фактов для их дальнейшего анализа. Становление личности рассматривается с точки зрения общественных отношений.

Быстрое развитие науки, в том числе социальной, не могло не отразиться на литературе, которая прониклась духом правдивого отображения действительности, основанном на всем богатстве явлений в обществе и окружающем мире. Разнообразие человеческих типажей давало возможность представителям реализма делать героями своих произведений не только выдающихся личностей, но и «маленького человека».

Для понимания законов развития личности и общества рассматриваются те же принципы, что действуют в природе — механизмы естественного отбора. Когда окончательно сложилась буржуазная система, стало понятно, что каждая личность в ней относится к определенной классовой среде и такое романтическое понятие, как свобода, ограничено социальными рамками, поэтому в реализме даже при использовании психологических приемов романтизма человек вписывается в исторически достоверные жизненные условия.

Личность и общество

Типичность характеров и обстоятельств выражается в достоверном описании социальной среды, в которой они появились и сформировались, но в то же время акцент делается на своеобразии героев. Изображаются и типичные общественные конфликты — лишнего человека или людей, опередивших свое время, и социума.

Взаимоотношения между личностью и обществом становятся основной темой реализма. Как правило, героями произведений реалистической литературы становятся незаурядные личности, не вписывающиеся в свое окружение и не удовлетворенные жизнью, но способные бросить вызов общественным устоям. Это не пафосные герои романтизма, а узнаваемые читателями их современники.

Личностные характеристики персонажей приобретают все большую глубину и многогранность. Описание их образа жизни и поступков, речь и мысли — все это служит для отображения внутреннего мира и переживаний героев. Реализм дает больше возможностей писателям для создания образов, обладающих сложной и противоречивой структурой личности. В то же время представители реализма неоднозначно относятся к своим персонажам, т. е. не показывают их исключительно как положительных или отрицательных.

Основными жанрами реализма сначала были рассказ, повесть и роман, но постепенно рамки расширились и появилось жанровое разнообразие, отразившееся в произведениях разных направленностей — лирических, сатирических, драматургических и других. Образность и точность литературного языка обогатилась элементами разговорной речи, а настоящая действительность могла изображаться с помощью вымысла и фантастики.

Основные черты и признаки

Реализм возник как противоположность романтизму – многие деятели искусства «перешли» из одного направления в другое. Они отошли от идеалистического и упрощенного изображения мира, от возвышения обыденности. Для реализма характерны следующие черты:

отображение мира таким, какой он есть;
соблюдение принципов народности, историзма, психологизма;
зависимость героев от социальных условий;
внимание к деталям: описанию быта, условий жизни, одежды и т.д.;
типизация героев;
в основном изображение простых людей (в романтизме все внимание было уделено представителям знати).

Своеобразие реализма заключается в том, что его объектом стала жизнь без прикрас и помпы. Во многих странах (например, в царской России) искусство говорило то, что не могла позволить себе сказать журналистика. Одна картина Репина «Бурлаки на Волге» выражала то, что не мог передать правозащитник (которого в ту пору не было). Это направление было вызвано социальной необходимостью в справедливости, которую ощущали мыслящие люди. Они хотели правды, которую никто не мог сказать. Традиции реализма определили его развитие: он стал критическим, затем социалистическим, словом, он показывал подноготную, суть, изнанку жизни. Поэтому многие читатели и зрители изначально воспринимали его в штыки.

Слайд 33В Москву путь был закрыт. Талантливая солистка стала исполнять песни в

лазаретах. И ей стало спокойней. Наступила зима и кругом лежало много снега. Отношение к окружающей обстановке её переменилось, всё стало устраивать.Татьяна Петровна освоилась и в чужом жилом помещении. И к старому роялю, и старым фотоснимкам. Потапов раньше работал механиком кораблей. На рабочем находилась макет крейсера. Он на нём служил. Варе не разрешали брать его. А, впрочем, и всё остальное. Ей было известно, где-то служит сын. Его фотография казалось ей знакомой.Зимой стали появляться письма на имя Потапова. Она сложила их на письменный стол. Как то она встала ночью. Кругом лежал снег. Кот Архип, личный кот старика, развалился на диване. Посмотрев назад, взяла письмо и стала читать.

Романтизм как литературное направление

В европейской и американской культуре конца 18 – первой половины 19 века сформировалось идейное и художественное направление под названием романтизм.

Определение 1

Романтизм – это направление в искусстве и литературе, которое характеризуется утверждением ценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных характеров и страстей, зачастую бунтарских, а также воспеванием целительной и одухотворенной природы.

Романтизм распространился на различные сферы деятельности. Примечательно, что в 18 веке романтическим называлось все странное и живописное, существующее не в действительности, а в книгах. А в начале 19 века романтизмом стали обозначать новое направление, которое было противоположным классицизму и Просвещению.

Формирование романтизма происходило в Германии. Предвестниками романтизма являются натиск и сентиментализм в литературе.

Если для Просвещения характерен культ разума и цивилизации, основанной на его началах, то в романтизме утверждается культ естественных качеств человека и культ природы. В эпоху романтизма формируются феномены пикника, туризма и альпинизма, которые призваны восстановить единство природы и человека. Образ «благородного дикаря», которому присуща «народная мудрость» и неиспорченность благами цивилизации, оказывается чрезвычайно востребованным.

Зарождение романтизма как литературного направления происходило еще в 18 веке, однако наивысшую степень популярности это направление достигло в 1830-х годах. Начиная с 1850-х годов в романтизме происходит спад, однако его черты наблюдаются еще на протяжении всего 19 века. романтизм дал основу направлениям символизма, декаданса и неоромантизма.

Главная особенность романтизма как направления в литературе состоит в основных конфликтах и идеях. Главной идеей практически каждого произведения является постоянное передвижение литературного героя в физическом пространстве. Этим фактом отражается смятение души героя, его постоянные, непрерывные размышления и одновременно изменения в окружающей действительности.

Как и для любого художественного направления, для романтизма присущи собственные конфликты. Вся концепция в этом направлении основана на сложных взаимоотношениях главного героя произведения с окружающим его миром. Главный герой является эгоцентричным, но в то же время он бунтует против пошлых, низменных, материальных составляющих действительности. Это проявляется и в поступках, и в мыслях и идеях литературного персонажа. Наиболее яркими примерами являются следующие персонажи романтизма – Чайльд-Гарольд, являющийся главным героем произведения Байрона «Паломничества Чайльд-Гарольда» и Печорин – главный герой произведения Лермонтова «Герой нашего времени». Таким образом, основой любого произведения направления романтизма является разрыв между действительностью и идеализированным миром, и этот разрыв имеет достаточно острые грани.

Смысл названия

Из множества теорий, которые истолковывают смысл заглавия «Войны и мира», выделяются три:

  1. Первая теория гласит о том, что название «Война и мир» отражает два состояния общества. В первой половине романа Толстой изображает «войну» в разобщённом и слабом обществе. А во второй он показывает нам народ, сплочённый внешней угрозой, который находится в «мире» с самим собой.
  2. Вторая теория строится на том, что слово «мир» в названии на самом деле означает «народ». Таким образом на современный лад название романа звучит как «Война и народ». Это подчёркивает главную тему романа — народ во время войны и его роль в ней.
  3. Третья связана с композицией романа: одни части повествуют о мире, другие — о войне. На контрасте автор показывает, как раскрывается характер русского народа в разных состояниях и реалиях.

Слайд 34Оказывается, сын был ранен. Из писем она поняла что нужно отремонтировать

рояль и повесить звонкий металлический колокольчик.Она нашла свечи и вставила в рояль. И зажгла их тихим вечерним часом и стала играть. Сын Николай Потапов подсчитал, что будет у отца только сутки. Поезд прибыл днём. От знакомого лейтенанту стало известно, что отец его мёртв. И в его доме проживает певичка. Он скромно, застенчиво вошёл в дом, где он родился. В нём всё было так, как он мечтал в посланных письмах. Хозяйка его скромно встретила. Военному не спалось. А спустя время он прислал письмо — признание в любви.Надо дорожить близкими людьми и ценить каждую минуту проведённую друг с другом.

Проблемы

Проблематика романа «Война и мир» столь же многогранна и обширна, как и повествование автора.

  1. Война. Толстой изображает войну, как жестокое и бессмысленное явление, на котором негодяи посылают на смерть тысячи людей ради своих корыстных целей. В то же время писатель осознаёт необходимость защиты своей земли и всячески приветствует патриотическую войну русского народа, в особенности, партизанскую. Проблема войны с примерами и цитатами из произведения раскрыта в эссе.
  2. Истинное и ложное. Автор пытается понять, какие вещи в нашей жизни являются ложными, а какие — истинными. К ложным ценностям он относит деньги, власть и известность. Тогда как истинными ценностями являются любовь, семья и простое человеческое счастье.
  3. Светское общество. Толстой с неприятием описывает дворянское общество, погрязшее в интригах, карьеризме и бездуховности. В то же время он показывает, что даже среди аристократии есть благородные и умные люди, правда, количество их невелико, и появляются они скорее вопреки, чем благодаря дворянской среде.
  4. Россия и социальная несправедливость. В пику дворянам-паразитам, которые давно отвернулись от своих предков и живут только ради себя, Толстой возводит на пьедестал простого русского человека, который в час нужды, несмотря на все несправедливости, никогда не отвернётся от своей родины. Однако роман остаётся довольно пессимистичным, ведь все плоды победы русского народа пожали те самые бесполезные для общества дворяне.
  5. Личность. Толстой отрицал решающую роль отдельной личности в истории человечества. Человек (для автора) не значит ничего в масштабах вселенной. Но, тем не менее, каждый человек остаётся хозяином своей судьбы. Он может и должен стремиться к счастью и самосовершенствованию, именно это и делает его собой.

Слайд 6Вот Звягинцев на краю поля подбирает обгорелый колос пшеницы, подносит его

к лицу и, словно обращаясь к живому собеседнику, говорит: “Милый ты мой, до чего же ты прокоптился”. И не нужно ничего больше добавлять: видно, как соскучился этот человек по тому, что оставил в мирной жизни, как больно ему видеть разоренное и развороченное хлебное поле, поле, дающее жизнь.
А вспомним сцену операции, когда Звягинцеву разрезают на раненой ноге совсем новый сапог. Как неистово протестует бывший крестьянин, сколько оскорблений выливает он на усталого хирурга, самое страшное из которых — “враг народа”. И вновь перед нами встает то время, когда ничего не было страшнее этих слов.

Cookie файлы бывают различных типов:

Необходимые. Эти файлы нужны для обеспечения правильной работы сайта, использования его функций. Отключение использования таких файлов приведет к падению производительности сайта, невозможности использовать его компоненты и сервисы.

Файлы cookie, относящиеся к производительности, эффективности и аналитике. Данные файлы позволяют анализировать взаимодействие посетителей с сайтом, оптимизировать содержание сайта, измерять эффективность рекламных кампаний, предоставляя информацию о количестве посетителей сайта, времени его использования, возникающих ошибках.

Рекламные файлы cookie определяют, какие сайты Вы посещали и как часто, какие ссылки Вы выбирали, что позволяет показывать Вам рекламные объявления, которые заинтересуют именно Вас.

Электронная почта. Мы также можем использовать технологии, позволяющие отслеживать, открывали ли вы, прочитали или переадресовывали определенные сообщения, отправленные нами на вашу электронную почту. Это необходимо, чтобы сделать наши средства коммуникации более полезными для пользователя. Если вы не желаете, чтобы мы получали сведения об этом, вам нужно аннулировать подписку посредством ссылки «Отписаться» («Unsubscribe»), находящейся внизу соответствующей электронной рассылки.

Сторонние веб-сервисы. Иногда на данном сайте мы используем сторонние веб-сервисы. Например, для отображения тех или иных элементов (изображения, видео, презентации и т. п.), организации опросов и т. п. Как и в случае с кнопками доступа к социальным сетям, мы не можем препятствовать сбору этими сайтами или внешними доменами информации о том, как вы используете содержание сайта.

Краткий анализ

Год написания – 1863–1869 годы.

История создания – Первоначально Толстой планировал написать повесть о декабристе, который вместе с семьёй вернулся домой из многолетней ссылки. Однако в ходе работы замысел существенно расширился: появились новые герои, были отодвинуты временные рамки. В результате появился роман-эпопея, работа над которым заняла у Толстого почти 7 лет.

Тема – Центральная тема произведения – историческая судьба русского народа в Отечественной войне 1812 года. Также автором подняты темы любви, семьи, жизни и смерти, долга, войны.

Композиция – Роман состоит и 4 томов и эпилога, каждому тому соответствует определённый временной промежуток. Композиция романа отличается сложностью и многослойностью.

Жанр – Роман-эпопея.

Что такое файл cookie и другие похожие технологии

Файл cookie представляет собой небольшой текстовый файл, сохраняемый на вашем компьютере, смартфоне или другом устройстве, которое Вы используете для посещения интернет-сайтов.

Некоторые посещаемые Вами страницы могут также собирать информацию, используя пиксельные тэги и веб-маяки, представляющие собой электронные изображения, называемые одно-пиксельными (1×1) или пустыми GIF-изображениями.

Файлы cookie могут размещаться на вашем устройстве нами («собственные» файлы cookie) или другими операторами (файлы cookie «третьих лиц»).

Мы используем два вида файлов cookie на сайте: «cookie сессии» и «постоянные cookie». Cookie сессии — это временные файлы, которые остаются на устройстве пока вы не покинете сайт. Постоянные cookie остаются на устройстве в течение длительного времени или пока вы вручную не удалите их (как долго cookie останется на вашем устройстве будет зависеть от продолжительности или «времени жизни» конкретного файла и настройки вашего браузера).

Признаки реализма

  • отход от «идеального» в сторону «обыденного» — изображаются реальные неидеализированные люди и ситуации;
  • писатели и художники пытались найти аутентичность; например, пейзажисты в этих поисках отправлялись в провинции (в живописи реализм встречается практически во всех жанрах, включая историческую живопись, портреты, пейзажи);
  • темы реалистов: обычно изображается заурядная, будничная жизнь главного героя – современника; сцены жизни рабочего класса, обыденные сцены жизни на улице / в кафе, а также откровенные сцены с обнажённым телом;
  • изображается правда — нет больше симпатичных нищих детей, здоровых и довольных крестьян, вся правда жизни, как она есть.

Слайд 10В пыльных одесских окопах, в сосновом высоком лесу под Ленинградом, в

снегах на подступах к Москве, в путаных зарослях севастопольского горного дубняка — везде видел я сквозь распахнутый как бы случайно ворот защитной шинели, ватника, полушубка или гимнастерки родные сине-белые полоски «морской души». Носить ее под любой формой, в которую оденет моряка война, стало неписаным законом, традицией. И, как всякая традиция, рожденная в боях, «морская душа» — полосатая тельняшка — означает многое.Так уж повелось со времен гражданской войны, от орлиного племени матросов революции: когда на фронте нарастает опасная угроза, Красный флот шлет на сушу всех, кого может, и моряки встречают врага в самых тяжелых местах.

Реализм в литературе

Реализм — это одно из направлений художественной литературы, для которого характерно объективное и верное воспроизведение действительности посредством типизации.

Данный термин происходит от латинского слова «realis», что в переводе означает «действительный», «вещественный».

В рамках реализма жизнь изображается наиболее приближенной к существующей реальности, в ней показаны «типические характеры в типической обстановке», конкретные исторические события, эпохи и т.д.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

История происхождения

Несмотря на то, что некоторые черты реализма начинают просматриваться уже в литературе Эпохи Ренессанса или Просвещения (к примеру, в произведениях Мигеля де Сервантеса или Даниеля Дефо), само направление формируется в европейской литературе в 30-е годы XIX века. В противовес романтизму, на смену которому он пришел, реализм обнаруживал интерес к типическим повседневным событиям и обыкновенным людям, тогда как в романтизме наблюдался интерес к особенному, идеальному. Постепенно реализм получает свое развитие и становится ведущим литературным направлением.

Основоположниками реализма являются:

  • Фредерик Стендаль, Оноре де Бальзак, Гюстав Флобер (Франция);
  • Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей (Англия);
  • Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь (Россия).

Со временем помимо классического реализма появляются и другие его виды со своей спецификой: критический (Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев), социалистический (связанный в первую очередь с понятием «советский реализм»: М. Горький, М. Шолохов), магический (Г.Г. Маркес «Сто лет одиночества», А.С. Пушкин «Пиковая дама»). 

Жанр

Определить жанр «Войны и мира» достаточно просто – это роман-эпопея. Главными его отличиями от других литературных жанров является большой объём произведения, масштаб отображаемых исторических событий и проблематики.

В жанровом отношении «Война и мир» представляет собой очень сложное произведение, поскольку в нём присутствуют характерные черты исторического, социально-бытового, философского, батального романов, а также мемуаров, хроник.

Поскольку в романе задействовано много исторических лиц и даны описания реальных исторических событий, показаны судьбы героев из разных социальных слоёв, а также критическое отношение к придворным лжепатриотам, роман принято относить к литературному направлению критический реализм.

Этапы развития

Определение и признаки реализма не оставались неизменным, направление прошло несколько этапов развития. Обычно выделяют 3 главных:

  1. Реализм ренессанса.
  2. Эпоха просвещения.
  3. Критический реализм.

Многие искусствоведы находят реалистические черты в отдаленных эпохах. Они обнаруживаются в произведениях, созданных в древности и в эпоху Средневековья, но формирование реализма в качестве художественной системы связано с важнейшими прогрессивными изменениями, произошедшими в эпоху Ренессанса (Возрождения). Впервые новые взгляды на жизнь человека, отвергнувшего церковные постулаты рабской покорности, были отражены в творчестве Ф. Петрарки, У. Шекспира, Ф. Рабле, М. Сервантеса.

Во время просветительского этапа в западной Европе литература сыграла немаловажную роль в возникновении готовности общества к буржуазно-демократическим преобразованиям. Просветительский реализм сложился в Европе к XVIII веку. Его представителями можно назвать Д. Дидро во Франции, Д. Дефо в Англии и Г. Лессинга в Германии. В литературе появились образы с демократичными взглядами:

  • Фигаро из трилогии П. Бомарше.
  • Луиза Миллер, «Коварство и любовь» И. Ф. Шиллера.
  • крестьяне в произведениях А. Н. Радищева.

Просветителям было свойственно оценивать общественные явления и поступки людей с точки зрения разумности и неразумности. Положительными героями выступали разумные личности, отрицательными — невежды и варвары. В реализме эпохи Просвещения часто допускалась условность, т. е. обстоятельства, в которые попадал герой литературного произведения, не были типичными. Его действия показывались не со стороны правдоподобия, а как это представлялось писателю.

Герой

Реалистических героев почти во всех случаях нельзя однозначно отнести ни к положительным, ни к отрицательным. Их образ, как правило, имеет прототипа или же тот набор характеристик, который отражает реальную эпоху. Их читателю так и хочется обозвать «жизненными».

Как правило, в центре произведения находится заурядная личность, та, которую всем мы узнаем в своих знакомых. Писатель создает типичные обстоятельства, в которых проявляется характер главных героев. Раскрытие внутреннего мира персонажей становится основной задачей многих авторов–реалистов (Достоевского, Толстого, Чехова). Однако некоторые герои воплощают лишь общественные пороки, отражают проблемы действительности (Башмачкин, Брудастый, Курехин).

Черты героя реализма:

  1. Типичность: он принадлежит к какой-то социальной группе и воплощает в себе все ее признаки;
  2. Многогранность характера: он проявляет себя по-разному, в зависимости от обстоятельств;
  3. Приближенный к реальности внешний вид и характер: писанная красавица тоже имеет изъяны, а уродливый старик – искру в глазах.

Вывод

Писатель вырисовывает образ патриота, который готов пожертвовать даже семьёй и чувствами, если на другой стороне весов будет его страна. Чему он учит? Конечно же, страстной любви к отечеству и уважению к его истории.

Гоголь осуждает предательство, вероотступничество, жадность и разобщённость общества. Он учит человека всегда ценить единство русского народа и хранить своё человеческое достоинство. Мораль в повести «Тарас Бульба» — нравственный урок верности своему идеалу. Все герои книги остались преданы своим принципам, даже Андрий, который принял справедливое наказание отца, но сохранил в сердце любовь к полячке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: