Исторические источники и их использование в драме «мария стюарт»

Исторические источники и их использование в драме «мария стюарт» ❤️ - шиллер

Детство и юность

Йоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер родился в Марбахе-на-Некаре, Вюртемберг, Священная Римская империя. Его родителями были Йоганн Каспар Шиллер — военный фельдшер и Элизабет Доротея Кодвайс.

В 1763 году его отца назначили вербовщиком в немецком городе Швебиш-Гмюнд, из-за чего вся семья Шиллера переехала в Германию, поселившись в маленьком городке Лорх.

В Лорхе Шиллер посещал начальную школу, но из-за недовольства качеством образования он часто прогуливал занятия. Так как его родители хотели, чтобы он стал священником, они наняли местного священника, который и обучал Шиллера латинскому и греческому языкам.

В 1766 году семья Шиллера вернулась в Людвигсбург, куда перевели его отца

В Людвигсбурге на Шиллера обратил внимание Карл Евгений Вюртембергский. А через несколько лет Шиллер закончил медицинский факультет в учреждённой Карлом Вюртембергским академии — «Высшей школе Карла»

Его первое произведение, драма «Разбойники», была написана во время его учёбы в академии. Опубликована она была в 1781 году, а уже на следующий год в Германии по ней был поставлен спектакль. В драме рассказывалось о конфликте двух братьев.

Смерть писателя

У Шиллера было хроническое воспаление легких, а в последние годы жизни он страдал от туберкулеза. Болезнь и стала причиной смерти. 9 мая 1805 года писатель скончался, так и не успев дописать пьесу «Димитрий». Ему было всего 45 лет.

Хотя за всю жизнь Фридрих создал множество научных и литературных трудов, он так и не смог на них заработать. Из-за его бедности тело похоронили в склепе Кассенгевельбе. Он рассчитан на дворян, у которых нет семейной усыпальницы.

И только через 20 лет останки перезахоронили в княжеской усыпальнице. Но с этим событием связан один интересный факт. В то время сложно было определять, кому именно принадлежат кости. Археологи раскопали скелет и просто заявили, что это Шиллер. Его и похоронили рядом с могилой Гете. А в 2008 году гроб вскрыли и исследовали останки. Оказалось, что кости принадлежат трем разным личностям. Сегодня могила философа остается пустой, так как отыскать скелет практически невозможно.

Популярные сегодня пересказы

  • Остаток дня — краткое содержание романа Исигуро В центре сюжета дворецкий по фамилии Стивенсон, который на протяжении практически всей жизни служил у одного человека, но вот обстоятельства меняются и он переходит к другому хозяину. Теперь в этом доме живет богатый американец
  • Краткое содержание Девушка и Месяц (Чукотская народная сказка) Чукотская девушка посла стадо далеко от дома. Ее увидел Месяц и решил утащить к себе на небо. Желание Месяца вовремя заприметил олень девушки. Он показал ей на небо, где ночное светило уже спускалось на нартах на землю
  • Лесная газета — краткое содержание рассказа Бианки «Лесная газета» — наиболее известное произведение В.Бианки. Обо всем, что происходит в природе, можно узнать из его необыкновенной газеты. Героями публикаций автора стали животные, птицы, растения
  • Краткое содержание книги Время ночь Петрушевской Данная повесть написана в формате дневника, который вела поэтесса в пожилом возрасте, которую зовут Анна Андриановна. В этой повести женщина рассказывает читателю о своих семейных проблемах.

В России и СССР

  • 1825 — Московская казенная сцена (Мария — М. Д. Львова-Синецкая, Елизавета — Анна Борисова).
  • 1829 — Большой театр (Петербург; Мария — А. Каратыгина-Колосова, Лейстер — В. Каратыгин). В 1835 Каратыгины гастролировали с этим спектаклем в Москве (Мортимер — Мочалов).
  • 1886 — Малый театр. Бенефис М. Н. Ермоловой (Елизавета — Федотова, Мария — Ермолова, Лейстер — Ленский, Мортимер — Южин).
  • 1910 — Малый театр (Елизавета — А. А. Яблочкина, Мария — В Н. Пашенная, Мортимер — А. А. Остужев).
  • 1889 — Театр Горевой, Москва.
  • 1898 — Казанский, Саратовский театры.
  • 1901 — Театр Литературно-художественного общества.
  • 1910 — Харьковский театр под рук. Н. Н. Синельникова; Таганрогский театр.
  • 1914 — Театр Соловцова (Киев).
  • 1918 — Петроградский Малый театр.
  • 1922 — Малый театр (основные исполнители — постановки 1910 года).
  • 1935 — Смоленский театр.
  • 1936 — Русские театры в Махачкале и Орджоникидзе.
  • 1938 — Ленинградский Новый театр (реж. Бромлей; Мария — Вера Будрейко).
  • 1939 — Томский театр (1958).
  • 1940 — Каунасский театр (реж. Б. Даугуветис).
  • 1940 — Театр им. Ленсовета.
  • 1941 — Театр Революции (Москва; реж. Майоров, худ. Вильямc; Елизавета — Ю. С. Глизер).
  • 1952 — Архангельский театр.
  • 1954 — Калининградский театр.
  • 1955 — Театр им. К. А. Марджанишвили (Тбилиси; реж. Кушиташвили; Елизавета — Такайшвили, Мария — В. И. Анджапаридзе).
  • 1956 — Художественный театр Латвийской ССР (реж. Смильгис, Эртнер; Елизавета — Абеле, Мария — Берзинь).
  • 1957 — МХАТ (пер. Б. Л. Пастернака; Елизавета — А. Степанова, Мария — А. Тарасова).
  • 1958 — Театр драмы Литовской ССР (Елизавета — Яцкевичюте, Мария — Купстайте, Лейстер — Каваляускас), Северо-Осетинский театр (реж. Бритаева), Оренбургский театр.
  • 1959 — Русский драматический театр им. В. Маяковского Тадж. ССР (Сталинабад). Пост. В. Я. Ланге, худ. Л. С. Карнеев (Мария — Г. Савельева, Елизавета — Е. Рогулина, Мортимер — Л. Бочавер, Лестер — Е. Забиякин)
  • 1960 — Куйбышевский, Хабаровский театры.
  • 1975 — Кишинёвский русский драматический театр имени А.П. Чехова. Пост. Н.И. Бециса, Елизавета — Н.И. Каменева, Мария — Е.Г. Ретнёва.
  • 1996 — Театр им. М. Н. Ермоловой. Пост. В. А. Андреев, худ. Т. Сельвинская, композитор — М. Таривердиев.
  • 2000 — «Играем… Шиллера!». Театр «Современник». Реж. Р. Туминас.
  • 2006 — Большой драматический театр (Петербург). Реж. Т. Чхеидзе.
  • 2006 — Малый театр. Режиссёр В. Н. Иванов, художник В. Левенталь, композитор Э. Артемьев.
  • 2019- Театр «ТОК» ( Санкт-Петербург) Режиссёр Андрей Богданов

Карьера

В 1780 году Шиллера назначили на должность полкового врача в Штутгарте, Баден-Вюртемберг, Германия. Он не был рад этому назначению, и поэтому однажды оставил службу без разрешения, чтобы посмотреть на первую постановку своей пьесы «Разбойники». Так как он оставил расположение части без разрешения, Шиллер был арестован и приговорён к 14 суткам ареста. Ему также запретили публиковать свои работы в будущем.

В 1782 году Шиллер через Франкфурт, Мангейм, Лейпциг и Дрезден сбежал в Веймар. А в 1783 году в Бонне, Германия, была представлена следующая постановка Шиллера с названием «Заговор Фиеско в Генуе».

В 1784 году в театре «Schauspiel Frankfurt» была представлена пьеса из пяти частей «Коварство и любовь». А через несколько лет пьеса была переведена на французский и английский.

В 1785 году Шиллер представил пьесу «Ода к радости».

В 1786 году он представил новеллу «Преступление из-за потерянной чести», которая была написана в виде криминального отчёта.

В 1787 году в Гамбурге была представлена его драматическая пьеса в пяти частях «Дон Карлос» в Гамбурге. В пьесе речь идёт о конфликте между Доном Карлосом и его отцом — испанским королём Филиппом II.

В 1789 году Шиллер начал работать преподавателем истории и философии в Йене. Там же он начинает писать свои исторические работы, одна из которых — «История отпадения Нидерландов».

В 1794 году выходит его произведение «Письма об эстетическом воспитании человека». Работа была написана на основе событий во время Французской революции.

В 1797 году Шиллер написал балладу «Поликратов перстень», которая была опубликована в следующем году. В том же году он также представила следующие баллады: «Ивиковы журавли» и «Дайвер».

В 1799 году Шиллер завершил написание трилогии «Валленштейн», которая состояла из пьес «Лагерь Валленштейна», «Пикколомини» и «Смерть Валленштейна».

В 1800 году Шиллер представил такие работы: «Мария Стюарт» и «Орлеанская дева».

В 1801 году Шиллер представил переведённые им пьесы «Карло Гоции, Турандот» и «Турандот, принцесса Китая».

В 1803 году Шиллер представил свою драматическую работу «Мессинская невеста», которая впервые была показана в Веймаре, Германия.

В 1804 году он представил драматическую работу «Вильгельм Телль», основанную на швейцарской легенде об искусном стрелке по имени Вильгельм Телль.

Личная жизнь

За свою биографию Шиллер неоднократно влюблялся в женщин, делая им предложения руки и сердца. Однако каждый раз он слышал отказы по причине своей материальной несостоятельности.

Когда Фридриху исполнился 31 год, он познакомился с Шарлоттой фон Ленгефельд. Парень был очарован своей возлюбленной и вскоре решился сделать ей предложение, на что та ответила согласием. Молодые люди сыграли свадьбу в 1790 г.


Портрет Шарлотты фон Ленгефельд

Интересно, что Шиллер неоднократно отзывался о супруге, как об очень умной и мудрой женщине. Однако друзья поэта напротив отмечали, что Шарлотта являлась простой и весьма недалекой девушкой.

Постановки

  • Премьера состоялась 14 июня 1800 года в Веймарском театре (Елизавета — К. Ягеман, Мария — Фос).
  • 1801 — Берлинский королевский театр (Елизавета — Унцельман, Мария — Флекк, Унцельман, Шрузбери — А. В. Иффланд; 1884, 1888).
  • 1801 — Гамбургский и Дессауский театры.
  • 1803 — Мюнхенский театр (затем в 1854).
  • 1804 — Данцигский и Мангеймский театры.
  • 1814 — «Бургтеатр» (Вена; 1814; 1819, Елизавета — С. Шредер; 1841, 1862, 1881; Мария — Ш. Вольтер).
  • 1819 — «Ковент-Гарден» (Лондон).
  • 1820 — «Комеди Франсез» (Париж) (Елизавета — Парадоль, Мария — Дюшенуа, Мортимер — Мишелот, Лейстер — Тальма)
  • 1821 — «Театр ан дер Вин» (Вена).
  • 1828 — Миланский театр.
  • 1830 — Труппа Г. Модены (Венеция)
  • 1838 — «Йозефштадтеатр» (Вена; Париж, 1840, Мария — А. Ристори).
  • 1880 — «Корт-тиэтр» (Лондон; Мария — Х. Моджеевская).
  • 1884 — Мейнингенский театр.
  • 1902 — Труппа Шульца с участием С. Огнянова (София).
  • 1903 — Софийский Народный театр (1934, реж. Н. О. Массалитинов; 1940).
  • 1934 — Варна, Болгария.
  • 1922 — Труппа Мс-лато (?), Италия.
  • 1956 — «Бургтеатр» (Вена).
  • 1941 — Театр «Монпарнас» (Париж).
  • 1948 — «Штатсшаушпиль» (Дрезден).
  • 1949 — Веймарский Национальный театр (затем в 1955).
  • 1950 — Альтенбургский театр, Горлицкий театр Г. Гауптмана, Франкфуртский-на-Одере театр.
  • 1954 — Deutsches Theater (Берлин); «Шаушпильхауз» (Лейпциг).
  • 1951 — Театр «Национале» (Рим).
  • 1952 — Магдебургский театр им. М. Горького.
  • 1955 — Бранденбургский, Потсдамский, Тулузский театры.
  • 1956 — «Вьё коломбье» (Париж).
  • 1959 — «Олд Вик» (Лондон).
  • 2000 — «Драматен». Реж. И. Бергман.
  • 2005 — Вест Энд (Лондон); Мария — Джанет Мактир, Елизавета — Гарриет Уолтер. (В 2009 году на Бродвее; реж. Филида Лойд).
  • 2006 — «Шаубюне ам Ленинерплатц». Реж. Л. Персеваль.

Действующие лица

  • Елизавета, королева английская.
  • Мария Стюарт, королева шотландская, английская пленница.
  • Роберт Дадли, граф Лестер.
  • Джордж Тальбот, граф Шрусбери.
  • Вильям Сесиль, барон Берли, государственный казначей.
  • Граф Кент.
  • Вильям Девисон, государственный секретарь.
  • Амиас Паулет, главный смотритель Марии.
  • Мортимер, его племянник.
  • Граф Обепин, французский посланник.
  • Граф Бельевр, чрезвычайный посол Франции.
  • Окелли, друг Мортимера.
  • Дреджен Друри, помощник Паулета, второй сторож Марии.
  • Мельвиль, её домоправитель.
  • Бергойн, её врач.
  • Анна Кеннеди, её кормилица.
  • Маргарита Керл, её камеристка.
  • Шериф графства.
  • Офицер гвардии.
  • Французские и английские вельможи.
  • Гвардейцы.
  • Придворные слуги английской королевы.
  • Слуги и служительницы шотландской королевы.

Сотрудничество с Гете

Благодаря одинаковым взглядам на Французскую революцию Шиллер сблизился с Иоанном Гете. Фридрих в 1794 году пригласил товарища принять участие в литературном обществе и получил согласие. В Йене мыслители познакомились более тесно. Они гуляли по улицам города после собрания естествоиспытателей и добрались до квартиры Шиллера. Здесь Гете поделился своей теорией о метаморфозах растений. После этой беседы дружба укрепилась, началась частая и длительная переписка. Довольно интересные письма стали эпистолярным памятником мировой литературы.

Совместная творческая деятельность была направлена на осмысление и послереволюционной поэзии. В письмах оба просветителя часто затрагивали тему античности, где нашли для себя образ совершенной человеческой красоты. Издания «Альманах муз» и «Орах» напечатали произведения Шиллера и Гете, которые отражали нравственный и гражданский пафос, культ античности.

В таком жанре Гете и Шиллер работали почти восемь месяцев, они посылали друг другу новые стихи в Йену и Веймар. Всего за один год с 1795 по 1796 они создали более 800 эпиграмм, 414 из которых опубликовали в «Альманахе муз». Тематика двустиший была разной: от политики до искусства. Это наиболее воинственное произведение из всех совместных.

В 1799 Шиллер вернулся в Веймар и начал издавать литературные журналы. Вместе с Гете он стал основоположником Веймарского театра. В этом городе поэт жил до самого конца. А в 1802 Франц Второй, император Священной Римской империи, пожаловал ему дворянский титул. Это обстоятельство показалось Фридриху забавным, но он принял милость ради жены и детей, к которым испытывал сильную любовь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: