Краткое содержание (подробно)
В театре молодой человек беседует с двумя знакомыми и замечает, что хорошие актёры иногда встречаются, а вот хорошие актрисы практически никогда. У них начинается спор и в его разгар, к ним подходит знакомый художник, которого они спрашивают – знает ли он хоть одну хорошую актрису. Он утверждает, что знал одну, в маленьком губернском городке, которая потрясающе играла в “Сороке-воровке”. Все просят его подробностей про неё, и он начинает свой рассказ.
Начинал он свою артистическую карьеру в одном из дальних городков. Однажды с другом они решили поехать в другой маленький провинциальный городок, где был неплохой театр, которым заправлял богатый князь. После встречи с ним, они понравились друг другу, и князь захотел взять его в театр.
Молодой художник решил сходить на Сороку-воровку, чтобы посмотреть на труппу. Там он и увидел актрису, которую считает единственной великой актрисой в России. Её игра произвела на него сильное впечатление, даже спустя столько лет он весь покрылся потом, рассказывая собеседникам, как она играла в пьесе. Он бросился за кулисы, чтобы её увидеть, но оказалось, что без ведома князя, увидеть её нельзя.
На следующий день, он, получив, с некоторым трудом, одобрение князя, встретился с Анетой, актрисой, которая его так поразила. Она была грустна. На вопрос почему, она решила рассказать ему свою печальную историю. Анета была в труппе своего помещика, он их любил, и они достигли хороших высот. Были отличные перспективы, но внезапно он умер, и их труппу продали этому князю. Через некоторое время он стал домогаться её любви, а после отказа, сделал её жизнь невыносимой. Ей стали давать только плохие роли и плохие костюмы, обращались грубо. Однажды, она пыталась пойти в город и сама купить костюм для сцены, но князь при всех опозорил её, сказав, что рано ещё по любовникам ходить. Тогда она заявила ему, что если он её целомудренность хочет сохранить, то эти меры недостаточные. Я сдержала слово, тихо сказала актриса. Но это не была любовь, и это не принесло мне радости.
Молодой художник был в шоке от её рассказа, и естественно, предложил ей свою помощь, но она отказалась, поблагодарив его за встречу, она для неё была очень важна. Весь в слезах он ушёл от неё, и, несмотря, на хороший предложенный контракт князем, он решил немедленно уехать, уговорив присоединиться к нему и друга.
Потом он узнал, что она умерла через 2 месяца после родов.
см. также:Краткие содержания других произведений
Очень краткое содержание (в двух словах)
В спор, есть ли хорошие актрисы в стране или нет, вмешивается художник и сообщает, что знал одну такую. Её звали Анета, с ней он встречался в одном уездном театре, куда его пригласил князь, владелец театра. Она играла просто изумительно, но когда он с ней встретился, она рассказала, что несчастна. Князь её изводит, даёт только плохие роли, так как она ему отказала в любви. Князь запер её и не выпускал из театра, охраняя её невинность. Тогда она, назло ему, всё же потеряла её. Художник был потрясён рассказом, и не стал заключать контракт с князем. А вскоре узнал, что Анета умерла через 2 месяца после родов.
О книге
В течение дня современный человек сталкивается с различными стрессовыми нагрузками, что неизбежно приводит к эмоциональному истощению. Именно поэтому необходимо уметь отвлекаться от реальности и восполнять баланс положительных эмоций. Чтение во все времена спасало от уныния и скуки, поэтому и сейчас является эффективным способом справиться с этим. Книги позволяют справится со многими личными переживаниями, отвлекают от жизненных неурядиц и являются отличным источником знаний и вдохновения.
Отличным примером литературы, заслуживающей внимания, в жанре русская проза, выступает книга Герцена Александра Ивановича «Сорока-воровка»
Размышляя на многие актуальные проблемы и события, автор заставляет задуматься о том, что важно в нашей жизни, а что второстепенно. Тонкое описание отношений между героями, продуманный сюжет и завораживающие пейзажи произведения определенно вызовут интерес читателя
С этой книгой читают
Момент истины Изд.1989Богомолов Владимир Осипович
Владимир Богомолов. Момент истины (В августе сорок четвёртого…),роман. Изд.1989г.
«Момент истины» – самый знаменитый в истории отечественной литературы роман о работе…
3.99
(10)
Завтраки сорок третьего годаАксенов Василий Павлович
Повести и рассказы Василия Аксенова, собранные в этой книге, как зеркало отразили целую эпоху жизни нашей страны — от «Завтраков 43-го года» до «Гибели Помпеи», до…
4.2
(1)
Сорок первыйГорбатов Борис Леонтьевич, Лавренев Борис Андреевич
По желтым пескам Средней Азии, преследуемый белыми, умирая от жажды, идет отряд красноармейцев во главе с комиссаром Евсюковым. Среди них Марютка – лучший стрелок отряда,…
4.3
(1)
Год рождения — сорок первый Кузьмичев Анатолий Петрович
Новая книга ветерана Великой Отечественной войны писателя Анатолия Кузьмичева рассказывает о начале боевого пути 100-й ордена Ленина стрелковой дивизии, которая…
3.9
(5)
Сорок дней Муса-ДагаВерфель Франц
История жителей семи армянских деревень, отказавшихся подчиниться приказу османских властей о депортации и полтора месяца державших на горе Муса-даг оборону против…
4.7
(2)
Ронины из Ако, или Повесть о сорока семи верных вассалах. В 2 томахДзиро Осараги
Перед Вами первый перевод на европейский язык знаменитой исторической эпопеи Дзиро Осараги «Ронины из Ако».
Эта книга, написанная почти сто лет назад по мотивам…
4.3
(1)
Сорок лет ЧанчжоэЛипскеров Дмитрий Михайлович
B маленьком старинном русском городке Чанчжоэ случилось событие сверхъестественное — безмолвное нашествие миллионов кур. И были жертвы… Всю неделю после нашествия город…
4.2
(1)
День состоит из сорока трех тысяч двухсот секундПитер Устинов
В рассказах известного английского писателя Питера Устинова выведена целая галерея представителей различных слоев общества. В ироничной, подчас переходящей в сарказм…
4.6
(4)
«Сорока-воровка».
Вслед за романом «Кто виноват?» Герцен пишет повесть «Сорока-воровка» и посвящает ее М. С. Щепкину. Созданная в январе 1846 года, она смогла появиться в свет с большими цензурными искажениями лишь в 1848 году. В основу ее был положен действительный случай, происшедший с артисткой Кузьминой в Орловской труппе графа С. М. Каменского. Герцен услышал его из уст М. С. Щепкина, с которым познакомился в Москве в 1839 году.
«Сорока-воровка» продолжает антикрепостническую тему всех предшествующих произведений писателя. Весьма оригинальная по структуре, эта повесть сочетает публицистичность и яркую художественность. Повесть открывается спором на тему, «почему в России нет талантливых актрис». Дискуссия развертывается между демократом (остриженным под гребенку), либералом-западником (вовсе не стриженным) и славянофилом (остриженным в кружок). По сути дела, это спор об условиях и возможностях развития русского искусства, всей русской культуры. Славянофил, проповедуя патриархальную покорность, утверждает, что место русской женщины, преданной семье, поглощенной ее интересами, «дома, а не на позорище». По его мнению, она скромная, покорная, безгласная, «никогда не привыкнет выходить на помост сцены». Поэтому так мало крупных русских актрис. Западник-космополит, проявляя барское пренебрежение ко всей отечественной культуре, считает, что русская женщина не способна стать большой артисткой по своей национальной ограниченности, по бедности культуры, по примитивизму мысли и чувств. Демократ, оспаривая мнения того и другого, видит причину недостатка русских артисток лИшь в положении русской женщины, занятой семейными обязанностями и лишенной образования. Об этом споре Белинский сказал: «Прелесть, умно чертовски». Дискуссия решается в пользу демократа. Знаменитый артист рассказывает о крепостной артистке, виденной им в небольшом провинциальном городке в труппе князя Скалинского — помещика-мецената.
Искусство композиции образов крепостной артистки и мецената заключается в том, что они лепятся постепенно, приобретая все большую ясность и рельефность. Великая, человечески прекрасная артистка возникает в начале рассказа перед читателями явно символически в глубоко родной ей роли несчастной Ане-ты из исторической мелодрамы Кенье и д’Обиньи «Сорока-воровка» ( «La pie voleuse»). Уже здесь, в ее игре, гордое сознание своей правоты. Она показана затем в условиях казарменно-тюремного застенка, в противопоставлении себялюбиво-чванливому тирану — меценату Скалинскому, применяющему к ней самые жестокие средства истязания. В обрисовке князя Скалинского используются приемы сатиры. Ведущие свойства его характера — тщеславная надменность, необузданный деспотизм, лицемерие, мстительность, грубость крепостника, видящего в подвластном не человека, а раболепного холопа, обязанного беспрекословно выполнять все желания господина. Образ «просвещенного» мецената постепенно, но последовательно разоблачается. Оказывается, что у этого человека «огромного вкуса» и с «тактом роскоши» все артисты живут взаперти, за малейшую провинность их сажают «в сибирку», за ними шпионят. Трагическая история исполнительницы роли Анеты окончательно срывает с него ложную маску мецената.
В рассказе артиста искусно сочетается повествование от первого лица с диалогом. При этом в диалоге индивидуальность обоих собеседников очерчена с изумительной рельефностью. Лишь тонкий знаток человеческой психологии, мастер сценического искусства и художник слова, каким рекомендуется «известный художник» — артист, мог с такой проникновенностью понять и с такой выпуклостью воспроизвести все оттенки игры крепостной артистки в роли Анеты. Только женщина могучей нравственной силы и незаурядной культуры, какой является крепостная артистка, побывавшая в Италии и Франции, видевшая Тальму и Марс (Анна Буте), могла рассказать свою историю с такой потрясающей простотой сердечности.
Герцен, будучи истинным художником, возвел жизненный эпизод до огромного обобщения. Его рассказ о судьбе крепостной актрисы перерастает в критику всего крепостного строя. Рисуя в повести горестную историю выдающейся крепостной актрисы, сохранившей свою человеческую гордость и в уничижении, в рабстве, писатель утверждает гениальную даровитость, неисчерпаемые творческие возможности, духовное величие порабощенного русского народа. Против крепостничества, за свободу личности, за эмансипацию женщины — такова основная идейная направленность повести. «Герцен, — писал Горький, — первый в 40-х годах в своем рассказе „Сорока-воровка“ смело высказался против крепостного права».
Реклама от Literature-XIX.Ru