Альберт лиханов: биография и творчество писателя

Лиханов, альберт анатольевич

Слайд 10Лиханов, А.А. Детская библиотека: повесть / Альберт Лиханов. – М.:

Дет. лит, 1986. – 254 с., ил.

Это необыкновенная повесть писателя Лиханова про детскую библиотеку, в которой мальчик Коля рассказывает о библиотеке своего детства, о первом знакомстве с книгами, которые потрясли его и открыли замечательный, прекрасный мир, оставили впечатление на всю жизнь. Книга рассказывает о жизни народа, сумевшего преодолеть все невзгоды и победить в страшной войне с фашистами. Детская библиотека. На глазах у Коли разворачивается судьба библиотекаря- бывшей балерины, эвакуированной из Ленинграда. Умирает от туберкулёза её внук, с которым Коля знаком,- это для Коли была первая реальная жертва войны.

Литературная деятельность

Писательский дебют Лиханова состоялся в 1962 году, когда был опубликован его рассказ «Шагреневая кожа». Первый опыт оказался удачным, и начинающий писатель продолжил работу.

В период с 1967 по 1976 годы Лихановым были написаны такие значительные произведения, как «Чистые камушки», «Лабиринт», «Обман», «Солнечное затмение».

Центральной темой произведений Лиханова стало становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых. Он много писал для детей и о детях, пытаясь вызвать интерес общества ко многим проблемам подрастающего поколения. К таким произведениям относятся «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Мой генерал», «Сломанная кукла», «Мальчик, которому не больно», «Девочка, которой всё равно» и другие.

Особое место в творчестве Лиханова заняла книга, посвящённая современному воспитанию, — «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций», которая была переведена на многие языки мира.

При изучении краткой биографии Лиханова Альберта Анатольевича стоит отметить его активную общественную деятельность в защиту детей. В 1987 году он организовал Детский фонд с отделениями во всех регионах СССР, многие из которых работают и по сей день. Именно Лиханов стал инициатором создания детских домов по семейному типу.

Слайд 21Лиханов, А.А. Никто: повесть / Альберт Лиханов. – М.: Астрель,

2002. – 66 с.В повести «Никто» ребёнок из детского дома пытается встать

на ноги, связывается с криминалом и в итоге гибнет. Окружающие взрослые относятся к нему по пословице: “Ты никто и звать тебя никак” (слово “никто” вынесено в название повести). Роман «Никто» — одно из самых драматических произведений А. Лиханова. Современная «рыночная действительность» переламливает судьбу паренька из детдома – Коли Топорова, которого бандиты именуют прозвищем Никто. В повести поднимаются важнейшие жизненные вопросы о добре и зле, об ответственности человека за свои поступки. Но не только светлые стороны жизни встают перед читателем, автор обнажает изнанку жизни, самую неприглядную её сторону.

Слайд 22Лиханов, А.А. Обман: повесть / Альберт Лиханов. -М.: Современник, 1984.

– 384 с. Повесть А. Лиханова «Обман» — это тревожащий

рассказ о нелегкой судьбе подростка, попавшего в сложную жизненную ситуацию, о трудном переходе из мира детства во взрослую жизнь. Перед героем повести Серёжей Журавлёвым поставлен один из вечных людских вопросов — о совести. Правда и обман, доброта и корысть соседствуют в мире взрослых. Шаг за шагом Серёжа выбирается из грязи, в которую угодил. Автор выворачивает читателя наизнанку вопросами — что лучше, горькая истина или сладкая ложь? Что для ребенка больнее: узнать неприглядную правду в раннем возрасте и примириться с ней, или, будучи подростком, пережить крушение всего, во что верил?

Фильмы[]

  •  — «Семейные обстоятельства», по мотивам повести «Обман». Режиссёр Л. Мартынюк, автор сценария А. Лиханов; Минск, Беларусьфильм.
  •  — «Мой генерал», 2-серийный телевизионный фильм. Режиссёр А. Бенкендорф, автор сценария А. Лиханов; Киев, Киностудия им. А. Довженко.
  • 1984 — «Благие намерения», по одноименной повести. Режиссёр А. Бенкендорф, автор сценария А. Лиханов; Киев, Киностудия им. А. Довженко.
  •  — «Карусель на базарной площади», по повести А. Лиханова «Голгофа». Режиссёр Н. Стамбула, автор сценария А. Лиханов. Москва, «Мосфильм»(снимался в г. Слободском Кировской области).
  •  — «Команда 33». По мотивам повести А. Лиханова «Воинский эшелон». Режиссёр Н. Гусаров, автор сценария В. Черных. Свердловск, Свердловская киностудия.
  •  — «Высшая мера» (на словацком языке), по мотивам одноименной повести А. Лиханова. Братислава (Словакия), Словацкое телевидение[источник не указан 3931 день].
  •  — «Последние холода», по мотивам одноименной повести А. Лиханова. Режиссёры Б. Калымбетов, Б. Искаков, авторы сценария Б. Калымбетов, С. Нарымбетов, Б. Искаков. Казахстан.

Слайд 12Лиханов, А.А. Крёсна: повесть / Альберт Лиханов. – М.: Детство.

Отрочество. Юность, 2007. – 94 с., ил. Крёсна. Крёстная мать.

Крёстная мать — не та, что родила, а та, что приняла тебя из купели и потом, как родная, всю жизнь свою, как умела, как понимала, как считала нужным, берегла тебя. «Учительница моя не была моей крёстной. А все-таки была… Где вы, дорогая моя Анна Николаевна? На каком небесном облачке? В какой небесной сини? Вы слышите меня? Так вот что хочу вам сказать. Вас давно уже нет. Но вы есть. Вы есть во мне. Вы есть — по-разному — во всех, кто учился у вас и кому вы крёсна навсегда — вашими уроками и вашей жизнью. Благодарю и помню вас, милая наша крёсна. Эту повесть автор посвятил своей первой учительнице Аполлинарии Николаевне Тепляшиной. «Господь призвал ее в девяносто семь лет. А шестьдесят из них она служила в школе» Учреждена премия имени Тепляшиной для учителей начальной школы.

Творчество[]

В 1962 году опубликовал в «Юности» первый рассказ «Шагреневая кожа», в выпустил историческую повесть «Да будет солнце!». Главная тема творчества Лиханова — становление характера подростка, формирование его мировоззрения, взаимоотношения с миром взрослых: повести «Звёзды в сентябре» (), «Тёплый дождь» (), трилогия «Семейные обстоятельства» (роман «Лабиринт», , повести «Чистые камушки», , «Обман», ), роман для детей младшего возраста «Мой генерал» (), повести «Голгофа», «Благие намерения», «Высшая мера» (), книга «Драматическая педагогика» (), дилогия романов в повестях «Русские мальчики» и «Мужская школа», повести последнего времени «Никто», «Сломанная кукла», «Слётки» и «парный портрет» трагического детства — повести «Мальчик, которому не больно» и «Девочка, которой всё равно» ().

Первое собрание сочинений в 4 томах вышло в 1986-87 гг.(«Молодая гвардия»). В 2000 г. — в 6 томах («Терра», Москва). В 2005 г. — «Библиотека Альберта Лиханова «Люби и помни», включившая в себя 20 нестандартно оформленных книг («Детство. Отрочество. Юность»). В 2010 году — собрание сочинений для детей и юношества в 15 томах («Детство. Отрочество. Юность») и собрание сочинений в 7 томах («Книговек») в качестве приложения к журналу «Огонёк».

Период созревания таланта Лиханова можно условно обозначить как 1967—1976 гг. В это время он создаёт такие значительные произведения, как роман «Лабиринт», повести «Чистые камушки», «Обман», «Солнечное затмение» и другие. Тема становления подрастающего поколения становится основной в его творчестве

Особое внимание писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Лиханов написал ряд замечательных произведений о военном детстве. Военная тема в творчестве писателя приобретает особую значимость и органичность, потому что воплотила в себе его представления о жизненных ценностях, о чести, долге, подвиге, о человеческом достоинстве. Произведения о военном детстве созданы писателем на жизненной основе — памяти о своём детстве. В них автор передаёт ощущение пережитого в годы Великой Отечественной войны. Публицистичность, увлечённость, правдивость — характерные черты лихановского стиля во всех литературных жанрах. Одно из наиболее драматических произведений о военном детстве — повесть «Последние холода» (). Эта повесть, повести «Магазин ненаглядных пособий» и «Детская библиотека», роман «Мужская школа», составляют своеобразный литературный цикл о военном детстве. Военную тему Лиханов затрагивает и в повести «Воинский эшелон», и в романе «Мой генерал». В книгах писателя чувствуется личность автора, она проявляется прежде всего в пафосе его творчества, в том, как он относится к нравственным поискам героев, к их неудержимому желанию найти самих себя, открыть в себе всё самое лучшее.

1970—1990 гг. — период активной писательской деятельности Лиханова. Он публикует произведения различных жанров, обращённые к разным по возрасту читателям. Из размышлений над письмами читателей родился замысел книги о современном воспитании «Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций» (), которая переведена на многие языки. За эту книгу в 1987 году А. А. Лиханов был удостоен Международной премии им. Януша Корчака. Творчество Лиханов успешно сочетает с активной общественной деятельностью в защиту детей.

Альберт Лиханов занимает активную гражданскую позицию защитника нравственных ценностей и традиций своего Отечества, поэтому борется словом писателя и делами Детского фонда за сохранение счастья в жизни каждого ребёнка, за понимание взрослыми проблем молодого поколения&

В предисловии к книге «За малых сих» Лиханов утверждает:

Сочинение-отзыв по книге А.А. Лиханова «Мой генерал»

В начале сентября, в день рождения Альберта Анатольевича Лиханова, библиотекарь Людмила Николаевна и ребята пришли в наш класс и интересно рассказали о книгах этого писателя. Я в этот же день сходил в библиотеку и взял книгу «Мой генерал». Она произвела на меня большое впечатление, особенно дедушка главного героя книги Антона Рыбакова. Дедушку тоже звали Антон.

Он был генерал в отставке. Когда у него умерла жена, и кончились все важные дела, он прилетел в Сибирь к семье сына, по которой очень скучал.

Здесь, в Сибири, дедушка не захотел «в стороне сидеть», а всегда искал случай быть полезным и нужным людям. Он «взял шефство» над семьей сына. Генерал, а не стеснялся мыть полы и печь пирожки, помогал Анне Робертовне нянчиться с детьми в то время, когда их родители были на работе.

Когда бывший сержант Иннокентий Евлампиевич попал в больницу, он вместо него стал работать кладовщиком, «потому что молодежь не идет, не интересно». Старый генерал относился ко всем с пониманием, не был равнодушным, не дал шабашникам «за счет государства руки погреть», пробудил совесть в пьянице-почтальоне, бывшем боевом офицере.

Дедушка никогда не забывал о своей малой родине, Вятской земле, побывал с внуком в деревне, где родился.

А еще он не забывал о своих боевых товарищах. О своих подвигах и заслуженных наградах он не говорит ничего, хотя он воевал в Испании и за храбрость получил свой первый боевой орден, прошел с боями всю войну, и свою генеральскую шинель надел в Сибири один раз, чтобы успокоить людей на стройке, когда на поселок обрушился небывалый снежный заряд, чтобы думали: раз генерал, значит, армия на выручку пришла, все в порядке. Зато мы узнаем потрясающую историю про генерала Иванова, который потерял на фронте обе руки, но вернулся в полк и снова стал воевать. В Германии, под Дрезденом, генерал Иванов заслужил вторую Звезду Героя, всю войну прошел до конца. Антон Петрович хотел, чтобы внук увидел этого замечательного человека. Вот о таких людях надо знать всем и брать с них пример.

Дедушка очень любил свою семью и воспитал своего сына (который не был ему родным, а был сиротой: родители погибли в войну) хорошим человеком, хотел, чтобы из внука вырос настоящий человек. Он рассказывал Антону о своей жизни, о бабушке, о своих товарищах, которых искренне считал необыкновенными людьми.

А я считаю, что дедушка Антона был тоже необыкновенным человеком, и мне жаль, что в конце книги умирает такой благородный, честный, веселый человек.

Слайд 19Лиханов, А.А. Музыка: повесть / Альберт Лиханов. – М.: Худож.

лит., 1988. – 48 с.Многим взрослым свойственно определять для своего

ребёнка род занятий и даже увлечений, что и произошло с Колей из повести «Музыка». Мать и бабушка хотели видеть ребёнка музыкантом. Коля попадает на обучение к дальней родственнице семьи — Зинаиде Ивановне, которая когда-то изучала музыку. И как-то всё в жизни Коли не складывается – одноклассница Нина посмеивается над ним, Юрка не даёт проходу, да ещё эта ненавистная музыка! Коле как будто медведь на ухо наступил, и как этого не понимает бабушка! История интересна тем, как мальчик постепенно приходит к правильному решению — занятия музыкой это не для него. Ведь каждый должен заниматься СВОИМ делом, тем ремеслом, к которому лежит душа.

Слайд 51. Биография писателя А.А. ЛихановаАльберт Анатольевич Лиханов родился 13 сентября

1935 года в городе Кирове, сейчас — Вятке, что стоит

на реке Вятке, а «вятские» всегда имели свое отличие, мастеровитость, конечно, и любили посмеяться над самими же собой, а когда над собой не боятся шутки шутить — это признак здоровья. Отец его, Анатолий Николаевич, был внуком полковника из обедневших дворян, сам уже слесарь. Мама — Милица Алексеевна — медицинский лаборант. В книгах Лиханова большое место занимает бабушка, ее прообразом стала Мария Васильевна Созонова, мамина мать, впрочем, роль семьи хорошо прописана в документальной, хотя и не вполне, повести «Родительская суббота».
Как нетрудно сосчитать — на раннее детство будущего писателя легла тень войны, и те четыре года в конечном счете обернутся писательским основанием Альберта Лиханова…

Детство и юность

Альберт Лиханов появился на свет 13 сентября 1935 года в семье рабочего-слесаря и медицинского лаборанта. Семья Лихановых только на первый взгляд казалась стандартной ячейкой советского общества: предки Альберта по отцовской линии принадлежали к потомственному дворянскому роду Санкт-Петербургской губернии.

Несмотря на то, что в СССР царила антирелигиозная пропаганда, чета Лихановых тайно крестила сына, дав ему второе православное имя — Глеб. Детство мальчика пришлось на тяжёлые военные годы. Отец сразу ушёл на фронт, и мать, как могла, пыталась поставить сына на ноги.

В этот период большое влияние на Альберта оказал его первая учительница Аполинария Николаевна Тепляшина, показавшая пример искренней любви к детям и самоотверженной работы в столь непростое время.

После окончания школы Альберт Лиханов отправился в Свердловск, где поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета.

Слайд 6Творческое наследие писателяО чем же пишет Лиханов в своих произведениях?

Конечно, его книги нельзя отнести к лёгкому чтению. Главные герои

– дети и подростки, очень часто сталкиваются с трудностями, иногда оказываются перед сложным выбором, когда некому помочь, подсказать, а душа просто кричит о помощи. Целый цикл произведений Лиханова посвящён военному и послевоенному детству: холодному и голодному, полному проблем и лишений, но, как утверждает писатель, счастливому. Все эти повести написаны по воспоминаниям о своём собственном детстве, которое пришлось на военные годы. Семья, впечатления, вынесенные из родительского дома – это должно быть у каждого человека. Все книги Лиханова – это нужные книги детства и отрочества. Его книги – это не выдуманная фантастика. Как про весь цикл «Русские мальчики», который создавался на протяжении 30 лет, так и другие произведения, написанные в разные годы, можно сказать словами, которыми заканчивается повесть «Последние холода»: «Это всё правда. Это всё было». Все произведения А. Лиханова о милосердии, о добре и человечности. Они учат быть чуткими к чужой беде. Благодаря неисчерпаемой энергии А. Лиханова, его произведения читают и любят во многих странах мира, что позволяет нам говорить о нём, как о писателе мирового уровня.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: