Краткое содержание повести «васек трубачев и его товарищи» валентины осеевой

Краткое содержание горький детство кратко и по главам

Краткое содержание

В «Волшебном слове» основной персонаж — юный мальчик по имени Павлик, который растёт грубияном. Он чрезмерно нетерпим и хамоват.

Тяжёлые отношения в семье

Повествование начинается с того, что однажды невоспитанный мальчик Павел встречает в парке на скамье седовласого деда. Тот отмечает, что мальчишка опечален, и спрашивает, что же так расстроило Павлика. Юному Павлу захотелось открыть свою тоску незнакомому старичку, и он описывает свои тяжёлые взаимоотношения с семейством. Что бы он ни спросил или не попросил, его родственники забывают и оставляют без внимания.

Сестрица Лена, милая и всегда спешащая помочь девчонка, отказывается поделиться с братом рисовальным набором. Павлик даже порой хочет её стукнуть, чтобы отомстить за такое поведение. Бабушка обычно находится на кухне у плиты и готовит всевозможные лакомства. Но она не балует родного внука лишним кусочком сладкого, выгоняя его подальше от вкусностей.

Брат Павла интересуется лодками и всем, что с ними связано. Он не берёт с собой на прогулки по реке. Картина такая, что все родственники несправедливы и излишне строги к маленькому Павлику.

Волшебный метод

Особое волшебное слово дедушка сообщает Павлу по секрету на ушко. Он остерегает мальчика, чтобы тот произносил его только лишь спокойно и вполголоса. Также необходимо глядеть в глаза тому, к кому обращаешься.

Юный Павел весьма удивился. Он намерен посмотреть, работает ли этот чудодейственный метод. Мальчишка отправляется домой. Сразу же с порога он идёт к сестрёнке просить её набор для рисования. Павлик произносит тихим голосом «пожалуйста». К изумлению мальчугана, сестрица Лена без колебаний протягивает брату свои краски.

Затем мальчик оказывается в кухне у бабушки. Там он спрашивает о пирожках, добавляя волшебное «пожалуйста». Бабуля была очень довольна удивительной вежливостью внучка. Она на радостях впервые угощает юного Павлика заветным лакомством.

Волшебное слово оказывается эффективным и в беседе со старшим братом. Тот поначалу не поверил в чистосердечность грубияна-брата. Но вмешались сестрица Ленка и бабушка. В итоге было решено отправиться на очередную речную прогулку в компании с братиком Павлом.

Обрадованный своими подвигами Павлик отправляется в парк, где рассчитывает вновь встретить удивительного дедушку. Он хотел поблагодарить незнакомого старичка за столь полезные советы. Но скамейка давно опустела. Только витиеватый рисунок от зонтика старика остался неподалёку.

Краткое содержание

В «Волшебном слове» основной персонаж — юный мальчик по имени Павлик, который растёт грубияном. Он чрезмерно нетерпим и хамоват.

Тяжёлые отношения в семье

Повествование начинается с того, что однажды невоспитанный мальчик Павел встречает в парке на скамье седовласого деда. Тот отмечает, что мальчишка опечален, и спрашивает, что же так расстроило Павлика. Юному Павлу захотелось открыть свою тоску незнакомому старичку, и он описывает свои тяжёлые взаимоотношения с семейством. Что бы он ни спросил или не попросил, его родственники забывают и оставляют без внимания.

Сестрица Лена, милая и всегда спешащая помочь девчонка, отказывается поделиться с братом рисовальным набором. Павлик даже порой хочет её стукнуть, чтобы отомстить за такое поведение. Бабушка обычно находится на кухне у плиты и готовит всевозможные лакомства. Но она не балует родного внука лишним кусочком сладкого, выгоняя его подальше от вкусностей.

Брат Павла интересуется лодками и всем, что с ними связано. Он не берёт с собой на прогулки по реке. Картина такая, что все родственники несправедливы и излишне строги к маленькому Павлику.

Волшебный метод

Особое волшебное слово дедушка сообщает Павлу по секрету на ушко. Он остерегает мальчика, чтобы тот произносил его только лишь спокойно и вполголоса. Также необходимо глядеть в глаза тому, к кому обращаешься.

Юный Павел весьма удивился. Он намерен посмотреть, работает ли этот чудодейственный метод. Мальчишка отправляется домой. Сразу же с порога он идёт к сестрёнке просить её набор для рисования. Павлик произносит тихим голосом «пожалуйста». К изумлению мальчугана, сестрица Лена без колебаний протягивает брату свои краски.

Затем мальчик оказывается в кухне у бабушки. Там он спрашивает о пирожках, добавляя волшебное «пожалуйста». Бабуля была очень довольна удивительной вежливостью внучка. Она на радостях впервые угощает юного Павлика заветным лакомством.

Волшебное слово оказывается эффективным и в беседе со старшим братом. Тот поначалу не поверил в чистосердечность грубияна-брата. Но вмешались сестрица Ленка и бабушка. В итоге было решено отправиться на очередную речную прогулку в компании с братиком Павлом.

Обрадованный своими подвигами Павлик отправляется в парк, где рассчитывает вновь встретить удивительного дедушку. Он хотел поблагодарить незнакомого старичка за столь полезные советы. Но скамейка давно опустела. Только витиеватый рисунок от зонтика старика остался неподалёку.

Другие персонажи

Алина – старшая сестра Динки, 12-летняя девочка, серьезная и правильная во всех отношениях.

Мышка (Анжела) – средняя сестра Динки, нежная, добрая, заботливая, но очень болезненная девочка 10-ти лет.

Александр Дмитриевич Арсеньев – отец девочек, революционер, смелый и решительный мужчина.

Марина Арсеньева – мать девочек, интеллигентная, умная женщина с мягким характером.

Катя – младшая сестра Марины, гордая и уверенная в себе 22-ухлетняя девушка.

Костя – молодой человек, пылкий революционер, жених Кати.

Гордей Ревякин – отчим Леньки, очень жестокий мужчина, беглый каторжник.

Меркурий – сыщик, агент царской охранки, следивший за семьей Арсеньевых.

III.

Позже Цыганок объяснял Алеше, как вести себя во время порки, чтобы не было больно. Он был подкидышем, его воспитала бабушка, а из ее восемнадцати детей выжили трое. Цыганку было 17 лет, но он был наивен, как ребенок: воровал на базаре, чтобы привезти больше продуктов и порадовать деда. А бабушка была уверена, что его когда-нибудь поймают и убьют.

Ее пророчество сбылось: Цыганок погиб. По словам мастера Григория, его уморили дядья. Они из-за него ссорились, ведь каждый хотел, чтобы после раздела наследства Цыганок достался именно ему: из него мог стать отличный мастер.

Иван погиб, когда нес вместе с дядьями тяжелый дубовый крест на могилу жены Якова. Ему достался комель, он споткнулся, а дядья, чтобы их не покалечило, отпустили крест — Ивана придавило насмерть.

Несправедливость

Есть в произведении еще один герой, с которым Алеша познакомился сразу по приезду в Новгород. Это Григорий Иванович, мастер, работавший у деда. Он был стар и слеп, и мальчишки, так же как и дядья, часто издевались над ним. Например, могли подложить под руку раскаленный наперстник. Когда Каширины поделились и дед переехал на Полевую улицу, мастера просто выгнали на улицу. Это было мучительно стыдно: видеть, как побирается Григорий, потому Алеша избегал с ним встречи и всякий раз при его появлении прятался, — вспоминает Максим Горький. «Детство», герои которого — люди разных социальных пластов, показывает, как в мальчике постепенно зрело недовольство той жизнью, которую он видел. И заслуга писателя в том, что он дал понять: не всегда человек плывет по течению. Многие находят в себе силы противостоять злу, тем самым понемногу изменяя мир в лучшую сторону.

Что касается Григория, бабушка часто звала его к себе и пыталась хоть как-то умалить беды, выпавшие на долю того, кто всю жизнь отдал ее семье. Однажды она сказала Алеше, что Бог сильно накажет их за этого человека. Спустя годы, когда Акулины Ивановны уже не стало, дед сам пошел побираться, повторив судьбу своего мастера.

Сторож

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят. — Мое! Мое! — кричал он, закрывая игрушки руками. Дети не спорили — игрушек хватало на всех. — Как мы хорошо играем! Как нам весело! — похвалились ребята воспитательнице. — А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик. — Почему? — удивилась воспитательница. — У тебя так много игрушек! Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно. — Да потому, что он не игральщик, а сторож, — объяснили за него дети.

Наталья Савишна

Это женщина преклонного возраста, находящаяся на службе в семье Николая (была няней его матери). Она — крепостная крестьянка, как и другие слуги. Наталья Савишна добра и скромна, ее взгляд выражал «спокойную печаль». В молодые годы она была полной и здоровой девушкой, а в старости сгорбилась и осунулась. Отличительная ее черта — самоотверженность. Она все силы посвящала заботам о господской семье. Николай часто говорит о ее трудолюбии, усердии, добронравии.

Главный герой доверял старушке свои переживания, ведь ее искренность и честность были несомненны. Она гордится лишь тем, что никогда не воровала у господ, поэтому они поручают ей самые ответственные дела. Любовь героини ко всей семье была тем более удивительной, ведь дед Николеньки запретил ей выходить замуж за любимого человека. Однако обиды она не затаила.

Другие персонажи

Алина – старшая сестра Динки, 12-летняя девочка, серьезная и правильная во всех отношениях.

Мышка (Анжела) – средняя сестра Динки, нежная, добрая, заботливая, но очень болезненная девочка 10-ти лет.

Александр Дмитриевич Арсеньев – отец девочек, революционер, смелый и решительный мужчина.

Марина Арсеньева – мать девочек, интеллигентная, умная женщина с мягким характером.

Катя – младшая сестра Марины, гордая и уверенная в себе 22-ухлетняя девушка.

Костя – молодой человек, пылкий революционер, жених Кати.

Гордей Ревякин – отчим Леньки, очень жестокий мужчина, беглый каторжник.

Меркурий – сыщик, агент царской охранки, следивший за семьей Арсеньевых.

[править] Персонажи

Персонажи из СССР

  • Витя Перестукин — главный персонаж повести, от лица которого ведётся повествование. Ученик четвёртого класса. В начале повести учится плохо, после посещения Страны невыученных уроков начинает учиться намного лучше.
  • Кузя — рыжий кот Вити. Отправляется вслед за своим хозяином в Страну невыученных уроков, где становится говорящим. Сопровождает хозяина на протяжении всей повести и является ему верным другом.
  • Мама Вити — её имя не упоминается. Умеет читать по глазам. Отчитывает сына за то, что тот плохо учится и не имеет силы воли.
  • Люся Карандашкина — одноклассница Вити. Учится так же плохо, как он, и впоследствии не начинает учиться лучше. Не поверила в его рассказ о Стране невыученных уроков.
  • Катя Пятёркина иЖеня Семёнов — одноклассники Вити и Люси. Учатся лучше них, а потому задаются перед ними. Женя имеет обыкновение постоянно поддакивать Кате.
  • Зоя Филипповна — учительница Вити. Не поверила в то, что он побывал в Стране невыученных уроков, но поверила в то, что он станет учиться лучше.
  • География ,Арифметика иГрамматика — учебники Вити, которые непонятным образом ожили и отправили своего хозяина в Страну невыученных уроков. Впоследствии География вернула Витю в СССР.

Персонажи из Страны невыученных уроков

  • Глагол — хозяин замка. Описывается как старик с длинной седой бородой.
  • Запятая — подданная Глагола. Описывается как горбатая старуха. Злится на Витю за то, что тот ни разу не поставил её на место.
  • Вопросительный Знак иВосклицательный Знак — охранники замка Глагола. Приходятся друг другу братьями. Один постоянно задаёт вопросы, другой постоянно кричит.
  • Засуха — старая ведьма, которая всегда говорит стихами. Появилась в лесу после того, как Витя на уроке естествознания неправильно ответил о круговороте воды в природе.
  • Белый медведь — зверь, потерявший Северный полюс после того, как Витя на уроке географии неправильно ответил о климатических поясах.
  • Плюс иМинус — продавцы газированной воды. Продают газировку не за деньги, а за правильные ответы.
  • Гонщик — велосипедист, которому пришлось слишком долго ехать из-за того, что Витя неправильно решил задачу по арифметике.
  • Портной — был посажен в тюрьму по обвинению в краже, так как из-за неправильного решения Витей задачи по арифметике получилось, что он слишком много сшил.
  • Полтора землекопа — один землекоп и нижняя половина другого землекопа. Верхняя половина исчезла из-за неправильного решения Витей задачи по арифметике. Когда Витя правильно решил задачу, у нижней половины землекопа появилась верхняя половина и стало два землекопа.
  • Старичок истарушка — брат и сестра, которые в течение шестидесяти лет не могли встретиться друг с другом из-за неправильно решённой задачи по арифметике. Когда задача была решена правильно, превратились в мальчика и девочку.
  • Опричники — подданные Ивана Грозного. Им пришлось отражать нашествие Наполеона Бонапарта, так как Витя на уроке истории сказал, что Иван Грозный воевал с Наполеоном.
  • Корова — является хищницей, так как Витя на уроке естествознания назвал её плотоядной.
  • Птица-кенгуру — кенгуру с крыльями. Приобрела крылья после того, как Витя сказал на уроке естествознания, что кенгуру умеет летать.
  • Негритёнок ,обезьяна иэскимос — товарищи по несчастью белого медведя. Потеряли свои климатические пояса после неправильного ответа Вити.

Книга 3

В родном городе всюду военные, воют сирены, очереди. Ребята, «фронтовые товарищи», возвращаются к мамам. Отцы у всех на войне, как и любимый учитель Сергей Николаевич. Ребята, скучая без дела, помогают в госпитале. Мальчишки стали настоящими мужчинами. В письме Митя убеждает их учиться самим. «Учеба и труд», чистая совесть, вот главное. Среди учителей у ребят мачеха Пети. Мальчику она как родная мать.

Ребята рады, что бойцы отстояли Москву, впечатлены подвигом партизанки Зои Космодемьянской, мужеством раненого подносчика снарядов Кондакова. Весь народ встал на защиту Родины. Ушла на фронт и юная сирота Таня, соседка Трубачевых. А пионеры вместе с директором занялись ремонтом дома под школу. Помогают все, и новые друзья Васька тоже: сын генерала Кудрявцева и сирота Андрейка из отцовского депо. Ребята получают письмо из Украины от Генки. Он пишет, что Митя ранен. Ребята стараются не плакать, а работать на совесть. Митя это бы одобрил. У Васька появилась мечта стать моряком.

Трубачев узнает, что его отец теперь Герой Советского Союза. Он вел поезд через линию огня, ранен, но жив. Он возвращается к сыну. Ребят экзаменуют и разрешают идти в 6 класс. К ним возвращается дорогой Сергей Николаевич, любимый командир того самого подносчика снарядов Кондакова. У него погибли родные. Но остались преданные, чуткие ученики, строители и бойцы по характеру. Первого сентября в новой школе прозвенел первый звонок.

Прошло 10 лет. Васек Трубачев, Алеша Кудрявцев и Витя Бобров стали моряками на Балтике, Саша Булгаков учителем, Сергей Николаевич создал семью с учительницей Еленой Александровной, Сева Малютин стал художником, Мазин и Русаков – геологами, девчонки – медиками, а Гена – селекционером. Навещает школу и храбрый майор Бурцев, когда-то любимый вожатый Митя. Свой здесь и герой Павел Трубачев. А за партами уже другие школьники, но с теми же искренними, честными сердцами. И будущее будет у них счастливым.

Книга 2

Ребята в восторге от гостеприимной и цветущей Украины. Поселяются они в новой колхозной школе. С ними Сергей Николаевич (он родом из этих мест, здесь его сестра Оксана) и Митя. Ребята знакомятся с местными школьниками и их учительницей Мариной Ивановной, вместе поют и танцуют. Васек дружит с сиротой Генкой. Тот мечтает выучиться в Москве на селекционера.

В день начала войны, 22 июня, ребята видят над своим лесным походным лагерем самолеты со свастикой. Ребята готовы защищать Родину, «как родную мать». А в селе уже все знают: немцы перешли границу. Отовсюду едут красноармейцы и первые беженцы, идет эвакуация, враг наступает и бомбит. Первыми вывозят девочек. Все думают, что они погибли. Председатель колхоза Степан Ильич не дает ребятам пасть духом. Вместе они копают, ссыпают зерно. Когда Митя хочет увести их на станцию, в село входят немцы. Арестованного Митю угоняют. За командира остается Васек. Для старых бойцов еще Гражданской войны, живших на пасеке, он собирает сведения о численности врага и орудий, бегает с поручениями. Помогает ему и Сева, знавший немецкий язык.

К счастью, Митя смог бежать. Теперь он жил в лесу, в их бывшем лагере. Генка отдал ему своего любимого коня Гнедого. В лесу собирались будущие партизаны. Нашлись в селе и предатели, стали полицаями. А Степан Ильич пошел в старосты. Не сразу Васек понял, что об этом старика попросили партизаны. Оказалось, что три девочки остались живы: Нюра, Лида и Валя. Они стали как сестры. Жили у хороших людей, тайком кормили партизан и скучали по своей школе. И знали, что «все папы сейчас на фронте».

После подрыва эшелона фашистов и ночного боя немцы схватили деда Генки, хотели допросить мальчишек. Ребята кинулись на пасеку, а там пожар и партизаны убиты. Дед Михайло был повешен. Его слова внуку: «Живи, Генка! Матерь твоя – Украина!» Пока немцы расстреливали возмущенных казнью сельчан, был взорван штаб фашистов. Убили учительницу-партизанку Марину Ивановну и защищавшую ее от выстрела Валю. У Васька и его друзей нет выхода: они идут в лес на поиски Мити.

Встретившись с девочками и Митей, ребята попадают в партизанский лагерь. Партизаны рады, что Васек и его товарищи такие дружные. Всех их хотят отправить подальше от фронта. Только Гена остается в отряде «бить Гитлера». Ребята прощаются со всеми как с родными, любимыми людьми. Девочек и Севу забирает самолет, остальные идут через фронт пешком.

Читательский дневник по повести «Васек Трубачев и его товарищи» Осеевой

Сюжет

Отличник рыжий Васек Трубачев – ученик 4 «Б» класса школы под Москвой. Сергей Николаевич – их любимый и авторитетный учитель, вожатый Митя – друг. Ребят награждают летней поездкой в украинское село. 22 июня 1941 года начинается Великая Отечественная война. Немцы занимают село. Часть детей вывозит учитель. Митя уходит в партизаны. Ребята, рискуя жизнью, добывают для них сведения. За командира Васек. С ним Саша Булгаков, Коля Мазин и Петя Русаков, Сева Малютин и местный Гена Наливайко.

Немцы вешают деда Гены, расстреливают учительницу Марину Ивановну и ученицу 4»Б» Валю, убивают семью Сергея Николаевича. Отряд Васька находит партизан в лесу. Детей отправляют по домам. Война сделала из них фронтовых товарищей, честных и смелых людей, защитников Родины. Дома они трудятся в госпитале, учатся, строят новую школу. Отец Васька за подвиг стал Героем Советского Союза. Спустя годы Васек стал моряком, Митя – майором, Гена – селекционером, Саша – учителем, Коля с Петей – геологами, девочки – медиками, Сева – художником. А родная школа воспитывает новое поколение достойных людей.

Отзыв

Повесть о школьниках, которым из-за войны пришлось рано повзрослеть. История дружбы и фронтового товарищества, любви к Родине и своему народу. В каждое дело нужно вкладывать душу, больше думать о других, чем о себе, чтить память героев славными делами. Повесть учит быть честным, благодарным, бескорыстным, жить по совести, защищать Родину, дорожить друзьями и близкими, жалеть людей, уважать старших, приходить на помощь, жертвовать собой, отвечать за свои поступки, с удовольствием учиться и трудиться, бороться сообща и верить в победу.

Другие герои

Варвара – мать Алексея, «сама на всю жизнь сирота».

Михаил – дядя Алексея, «чёрный гладковолосый».

Яков – дядя Алексея, «сухой, как дед, светлый и кудрявый».

Григорий – полуслепой мастер, служивший у Кашириных, «плешивый, бородатый человек в темных очках».

Иван-Цыганок – приемный сын Кашириных, подмастерье, «квадратный, широкогрудый, с огромной кудрявой головой». Веселый и находчивый парень, но наивный как ребенок.

Хорошее Дело – нахлебник, один из постояльцев Кашириных, «худощавый, сутулый человек, с белым лицом в чёрной раздвоенной бородке, с добрыми глазами, в очках», «молчалив, незаметен».

Евгений Максимов – отчим Алексея, второй муж Варвары.

Книга 3

В родном городе всюду военные, воют сирены, очереди. Ребята, «фронтовые товарищи», возвращаются к мамам. Отцы у всех на войне, как и любимый учитель Сергей Николаевич. Ребята, скучая без дела, помогают в госпитале. Мальчишки стали настоящими мужчинами. В письме Митя убеждает их учиться самим. «Учеба и труд», чистая совесть, вот главное. Среди учителей у ребят мачеха Пети. Мальчику она как родная мать.

Ребята рады, что бойцы отстояли Москву, впечатлены подвигом партизанки Зои Космодемьянской, мужеством раненого подносчика снарядов Кондакова. Весь народ встал на защиту Родины. Ушла на фронт и юная сирота Таня, соседка Трубачевых. А пионеры вместе с директором занялись ремонтом дома под школу. Помогают все, и новые друзья Васька тоже: сын генерала Кудрявцева и сирота Андрейка из отцовского депо. Ребята получают письмо из Украины от Генки. Он пишет, что Митя ранен. Ребята стараются не плакать, а работать на совесть. Митя это бы одобрил. У Васька появилась мечта стать моряком.

Трубачев узнает, что его отец теперь Герой Советского Союза. Он вел поезд через линию огня, ранен, но жив. Он возвращается к сыну. Ребят экзаменуют и разрешают идти в 6 класс. К ним возвращается дорогой Сергей Николаевич, любимый командир того самого подносчика снарядов Кондакова. У него погибли родные. Но остались преданные, чуткие ученики, строители и бойцы по характеру. Первого сентября в новой школе прозвенел первый звонок.

Прошло 10 лет. Васек Трубачев, Алеша Кудрявцев и Витя Бобров стали моряками на Балтике, Саша Булгаков учителем, Сергей Николаевич создал семью с учительницей Еленой Александровной, Сева Малютин стал художником, Мазин и Русаков – геологами, девчонки – медиками, а Гена – селекционером. Навещает школу и храбрый майор Бурцев, когда-то любимый вожатый Митя. Свой здесь и герой Павел Трубачев. А за партами уже другие школьники, но с теми же искренними, честными сердцами. И будущее будет у них счастливым.

В одном доме

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська. Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська. Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой и сильный. Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня — хозяйка, трогать её нельзя. Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает её Барбос: — Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя. — Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка. — Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня. — И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит. Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

Книга 2

Ребята в восторге от гостеприимной и цветущей Украины. Поселяются они в новой колхозной школе. С ними Сергей Николаевич (он родом из этих мест, здесь его сестра Оксана) и Митя. Ребята знакомятся с местными школьниками и их учительницей Мариной Ивановной, вместе поют и танцуют. Васек дружит с сиротой Генкой. Тот мечтает выучиться в Москве на селекционера.

В день начала войны, 22 июня, ребята видят над своим лесным походным лагерем самолеты со свастикой. Ребята готовы защищать Родину, «как родную мать». А в селе уже все знают: немцы перешли границу. Отовсюду едут красноармейцы и первые беженцы, идет эвакуация, враг наступает и бомбит. Первыми вывозят девочек. Все думают, что они погибли. Председатель колхоза Степан Ильич не дает ребятам пасть духом. Вместе они копают, ссыпают зерно. Когда Митя хочет увести их на станцию, в село входят немцы. Арестованного Митю угоняют. За командира остается Васек. Для старых бойцов еще Гражданской войны, живших на пасеке, он собирает сведения о численности врага и орудий, бегает с поручениями. Помогает ему и Сева, знавший немецкий язык.

К счастью, Митя смог бежать. Теперь он жил в лесу, в их бывшем лагере. Генка отдал ему своего любимого коня Гнедого. В лесу собирались будущие партизаны. Нашлись в селе и предатели, стали полицаями. А Степан Ильич пошел в старосты. Не сразу Васек понял, что об этом старика попросили партизаны. Оказалось, что три девочки остались живы: Нюра, Лида и Валя. Они стали как сестры. Жили у хороших людей, тайком кормили партизан и скучали по своей школе. И знали, что «все папы сейчас на фронте».

После подрыва эшелона фашистов и ночного боя немцы схватили деда Генки, хотели допросить мальчишек. Ребята кинулись на пасеку, а там пожар и партизаны убиты. Дед Михайло был повешен. Его слова внуку: «Живи, Генка! Матерь твоя – Украина!» Пока немцы расстреливали возмущенных казнью сельчан, был взорван штаб фашистов. Убили учительницу-партизанку Марину Ивановну и защищавшую ее от выстрела Валю. У Васька и его друзей нет выхода: они идут в лес на поиски Мити.

Встретившись с девочками и Митей, ребята попадают в партизанский лагерь. Партизаны рады, что Васек и его товарищи такие дружные. Всех их хотят отправить подальше от фронта. Только Гена остается в отряде «бить Гитлера». Ребята прощаются со всеми как с родными, любимыми людьми. Девочек и Севу забирает самолет, остальные идут через фронт пешком.

II.

Вся семья жила в огромном доме, но жили недружно. Он чувствовал взаимную вражду между дедом и его сыновьями, Михаилом и Яковом. Нижний этаж занимала красильная мастерская – предмет раздоров. Сыновья хотели получить свою часть наследства и отделиться, но дед противился.

Сами дядья часто дрались, и Алеша стал свидетелем их потасовски. Мальчика это напугало, ведь он вырос в дружной семье, где его не наказывали, а здесь дед Каширин в субботу провинившихся внуков сек розгами. Алеша случайно испортил парадную скатерть (хотел покрасить) и этой участи тоже не избежал. Он сопротивлялся деду, укусил его, за что тот засек мальчика до полусмерти.

Алеша потом долго болел; дед пришел к нему мириться и рассказал о своей тяжелой молодости. Еще мальчика поразило, что Цыганок, подмастерье, вступился за него и подставил руку, чтобы розги сломались.

Танины достижения

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке. — Ну, какие ваши достижения? — спрашивал он. Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку. Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш: — Ну, какие ваши достижения? — Таня мыла посуду и разбила чашку, — сказала бабушка. — Гм… — сказал отец. — Папа! — взмолилась Таня. — Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду! — Хорошо! — засмеялся папа. — Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

Встреча с матерью

Варвара появилась в доме Кашириных неожиданно. Алеша сразу заметил, что она изменилась, но по-прежнему не похожа на братьев и отца. И опять подумал: долго здесь не проживет. Мать стала учить сына читать и даже решила заняться его воспитанием. Но за время, проведенное вдалеке друг от друга, они перестали понимать друг друга. Мальчика угнетали и постоянные ссоры деда и матери, тем более что Варвара не собиралась меняться в угоду кому-либо. И все-таки она переломила Каширина. После отказа выйти замуж за старого часовщика, которого присмотрел дед, Варвара практически стала хозяйкой в доме, – продолжает Максим Горький «Детство». Главы, посвященные матери героя, знакомят с тем, как она против воли отца вышла за совсем не похожего на ее семью Максима. Как молодые приходили кланяться старику-Каширину, но отказались жить в его доме, чем вызвали новый гнев старика. Как невзлюбили мужа сестры Михаил и Яков, мечтавшие отхватить ее долю в наследстве. Как, наконец, Пешковы уехали в Астрахань, где зажили дружно и счастливо.

И хотя мать вызывала в Алеше всегда только теплые чувства, она так и не стала для сына человеком, который помогал ему побороть первые жизненные невзгоды, выстоять перед ударами судьбы.

Мама

Николай — очень чувствительный ребенок, он сильно любил свою мать, но помнит только ее добрые глаза, ласку и любовь. Просто находиться с ней рядом, чувствовать прикосновение ее рук, млеть от ее нежности было для него настоящим счастьем. Она рано умерла, именно тогда и закончилось его детство. Повзрослевший герой думает, что если бы он мог видеть улыбку maman в самые трудные моменты своей жизни, то никогда бы не узнал горя.

У десятилетнего мальчика очень богатая внутренняя жизнь, в нем часто борются эгоизм и любовь к близким, добро и зло, и все-таки уже заложенная нравственность помогает сделать правильный человеческий выбор уже в подсознании. В нем много совести и стыда. Он очень глубоко анализирует свои чувства, любые их внешние проявления часто подкреплены внутренним противоречием. Николай замечает, что его слезы приносят ему удовольствие, что, потеряв мать, он горюет как будто напоказ. Его молитвы всегда за здоровье и благополучие близких, за маменьку и папеньку, за бедного Карла Ивановича, он просит, чтобы Бог дал счастья всем. Именно в этом сострадательном порыве проявляется влияние матери, которой писатель уделяет не так уж много внимания. Он показывает ее через сына, добрая душа не канула в лету, когда умерло тело, она осталась на земле в ребенке, который перенял ее отзывчивость и нежность.

В одном доме

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська. Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська. Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит — мальчик большой и сильный. Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня — хозяйка, трогать её нельзя. Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает её Барбос: — Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя. — Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка. — Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает. Услыхала Таня. — И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит. Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

VI.

Однажды в дом ворвался Яков с сообщением, что сюда идет Михаил убить деда и забрать себе Варварино приданое. Бабушка отправила Алешу наверх — предупредить, когда придет Михаил. Дед его прогнал, а бабушка плакала и молилась, чтобы господь вразумил ее детей.

С тех пор дядя Михаил пьяный являлся каждое воскресенье и учинял скандалы на забаву мальчишкам всей улицы. Он держал в осаде дом всю ночь. Как-то запустив кирпичом в окно, чуть не попал в деда. А один раз Михаил выбил маленькое окошко колом и сломал бабушке руку, которую она высунула, чтобы отогнать его. Дед рассвирепел, окатил Мишку водой, связал и уложил в бане. Когда к бабушке пришла костоправка, Алеша принял ее за смерть и хотел прогнать.

На катке

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком. — Молодец! — крикнул ему один из мальчиков. Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался. — Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась? Девочка улыбнулась: — Коленку… Сзади раздался смех. «Надо мной смеются!» — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки. — Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников. — Иди к нам! — позвали они. Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

VIII.

Вскоре дед продал дом кабатчику и купил другой, с садом. Стали брать квартирантов. Среди всех выделялся нахлебник Хорошее Дело. Его так прозвали, потому что он всегда так говорил.

Алеша наблюдал за тем, как тот в своей комнате плавил свинец, что-то взвешивал на весах, обжигал пальцы. Мальчику было интересно — он познакомился с постояльцем и подружился. Он стал приходить к нему каждый день, хотя дед и колотил Алешу за каждое посещение нахлебника.

Этого человека не любили в доме за странное поведение, считали колдуном, чернокнижником, а дед боялся, что он сожжёт дом. Через некоторое время его все-таки выжили, и он уехал.

Хорошее

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать. Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!» А сестрёнка тут как тут: — Погуляй со мной, Юра! — Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!» А няня тут как тут: — Убери посуду, Юрочка. — Убери сама — некогда мне! Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!» А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!» — Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл: — Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове: — Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: