Анализ поэмы Пушкина «Медный всадник»
Скачать анализ, историю написания бесплатно (группа ВК ЕГЭ Литература 2022-2023)
istoria_sоздания поэмы — ozdania_i_analiz_poemyСкачать
Анализ поэмы — analiz_mednogo_vsadnikaСкачать
Тема поэмы
- тема Петра, «строителя чудотворного»
- тема «простого» («маленького») человека
- тема взаимоотношений простого человека и власти
Основная идея выражается в конфликте простого человека и государства. Александра Сергеевича волнует вопрос: должно ли государство руководствоваться интересами простых граждан, принимая масштабные решения.
Тема Петра: Петр I — воплощение государственности в поэме, выбирал для города место, руководствуясь собственными политическими интересами (отсюда весьма удобно «грозить шведу»). Петра 1 не заботили ни благоприятный климат, ни возможные стихийные бедствия. Это наводит на мысль: конфликт между человеком и государством неразрешим.
А.С. Пушкин описал реальное событие 1824 г. в Петербурге:
7(19) ноября 1824 года в Санкт Петербурге и Кронштадте произошло самое сильное наводнение за всю историю этих городов. Историки описывали, что накануне разрушительного наводнения был сильный холодный ветер с дождем. Барометр к вечеру упал на целый дюйм, и непогода разошлась сильнее. Очевидцы рассказывали, что в 7 часов вечера на адмиралтейской башне зажгли сигнальные фонари, но горожане продолжали пребывать в беспечности.
Поэма «Медный всадник» — одно из самых глубоких, философ ских и не до конца разгаданных произведений Пушкина. Написан ная во время 2 й Болдинской осени 1833 года, она отражает глубокие раздумья поэта над судьбами России, над ее прошлым, настоящим и будущим. В концепции этой поэмы можно видеть аллегорическое осмысление итогов восстания декабристов, в частности, и смысла восстания против власти вообще — ведь в 30 е годы XIX века восста ния и революции прокатились по всей Европе, и Пушкин не мог не задуматься над кровавыми их последствиями.Поэма состоит из вступления и двух частей.
Творческая свобода поэта проявилась в смелом совмещении эпики и лиризма, реализма и фантастики, конкретности деталей и символической обобщенности и многозначности их смысла. Начинается поэма с описания монолит ной фигуры Петра, задумавшего на «мшистых, топких берегах» Невы по политическим и стратегическим соображениям построить новуюстолицу Российского государства.
Имя не названо, но местоимение «он», выделенное в тексте, приравнивает Петра к Богу, творцу всего сущего. Образ Петра императора во вступлении предваряет симво лический образ Медного всадника, «кумира на бронзовом коне», ко торый увековечил царя преобразователя. Злободневные цели Петра («отсель грозить мы будем шведу.. все флаги в гости будут к нам») во вступлении преобразуются в вечное значение его деятельности для России, которое невозможно переоценить: «Над самой бездной, / На высоте, уздой железной / Россию поднял на дыбы…»
Замысел Петра нашел достойное воплощение в прекрасном го роде, описание которого естественно и органично перерастает в лирическое отступление. Описательные эпитеты (оживленные бе рега, стройные громады, богатые пристани), переходят в эпитеты лирические, эмоциональные, психологические: задумчивые ночи, строгий, стройный вид города, державное течение Невы, спящие громады пустынных улиц и т.д. Поэт любит город и желает ему доб ра и благоденствия, он видит в его красоте и силе символ неколеби мости России. И чем громче и убедительнее одические ноты вступления, тем ярче контраст его с главой, описывающей жизнь и ха рактер маленького чиновника Евгения, которому жизнь в Петер бурге не принесла счастья и покоя.
Представитель некогда знатно го, но ныне обедневшего рода, Евгений по своим взглядам и образу жизни приближается к разночинцам, характеры и судьбы которых еще не стали предметом пристального внимания и изображения в литературе. Таким образом, Пушкина можно назвать первооткры вателем такого типа, наряду с Гоголем.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Над омраченным ПетроградомДышал ноябрь осенним хладом.Плеская шумною волнойВ края своей ограды стройной,Нева металась, как больнойВ своей постеле беспокойной.Уж было поздно и темно;Сердито бился дождь в окно,И ветер дул, печально воя.В то время из гостей домойПришел Евгений молодой…Мы будем нашего герояЗвать этим именем. ОноЗвучит приятно; с ним давноМое перо к тому же дружно.Прозванья нам его не нужно,Хотя в минувши временаОно, быть может, и блисталоИ под пером КарамзинаВ родных преданьях прозвучало;Но ныне светом и молвойОно забыто. Наш геройЖивет в Коломне; где-то служит,Дичится знатных и не тужитНи о почиющей родне,Ни о забытой старине. Итак, домой пришед, ЕвгенийСтряхнул шинель, разделся, лег.Но долго он заснуть не могВ волненье разных размышлений.О чем же думал он? о том,Что был он беден, что трудомОн должен был себе доставитьИ независимость и честь;Что мог бы бог ему прибавитьУма и денег. Что ведь естьТакие праздные счастливцы,Ума недальнего, ленивцы,Которым жизнь куда легка!Что служит он всего два года;Он также думал, что погодаНе унималась; что рекаВсё прибывала; что едва лиС Невы мостов уже не снялиИ что с Парашей будет онДни на два, на три разлучен.Евгений тут вздохнул сердечноИ размечтался, как поэт: «Жениться? Мне? зачем же нет?Оно и тяжело, конечно;Но что ж, я молод и здоров,Трудиться день и ночь готов;Уж кое-как себе устроюПриют смиренный и простойИ в нем Парашу успокою.Пройдет, быть может, год-другой —Местечко получу, ПарашеПрепоручу семейство нашеИ воспитание ребят…И станем жить, и так до гробаРука с рукой дойдем мы оба,И внуки нас похоронят…» Так он мечтал. И грустно былоЕму в ту ночь, и он желал,Чтоб ветер выл не так унылоИ чтобы дождь в окно стучалНе так сердито… Cонны очиОн наконец закрыл. И вотРедеет мгла ненастной ночиИ бледный день уж настает… Ужасный день! Нева всю ночьРвалася к морю против бури,Не одолев их буйной дури…И спорить стало ей невмочь…Поутру над ее брегамиТеснился кучами народ,Любуясь брызгами, горамиИ пеной разъяренных вод.Но силой ветров от заливаПерегражденная НеваОбратно шла, гневна, бурлива,И затопляла острова,Погода пуще свирепела,Нева вздувалась и ревела,Котлом клокоча и клубясь,И вдруг, как зверь остервенясь,На город кинулась. Пред неюВсё побежало, всё вокругВдруг опустело — воды вдругВтекли в подземные подвалы,К решеткам хлынули каналы,И всплыл Петрополь как тритон,По пояс в воду погружен. Осада! приступ! злые волны,Как воры, лезут в окна. ЧелныС разбега стекла бьют кормой.Лотки под мокрой пеленой,Обломки хижин, бревны, кровли,Товар запасливой торговли,Пожитки бледной нищеты,Грозой снесенные мосты,Гроба с размытого кладбищаПлывут по улицам! НародЗрит божий гнев и казни ждет.Увы! всё гибнет: кров и пища!Где будет взять? В тот грозный годПокойный царь еще РоссиейСо славой правил. На балкон,Печален, смутен, вышел онИ молвил: «С божией стихиейЦарям не совладеть». Он селИ в думе скорбными очамиНа злое бедствие глядел.Стояли стогны озерами,И в них широкими рекамиВливались улицы. ДворецКазался островом печальным.Царь молвил — из конца в конец,По ближним улицам и дальнымВ опасный путь средь бурных водЕго пустились генералы Спасать и страхом обуялыйИ дома тонущий народ. Тогда, на площади Петровой,Где дом в углу вознесся новый,Где над возвышенным крыльцомС подъятой лапой, как живые,Стоят два льва сторожевые,На звере мраморном верхом,Без шляпы, руки сжав крестом,Сидел недвижный, страшно бледныйЕвгений. Он страшился, бедный,Не за себя. Он не слыхал,Как подымался жадный вал,Ему подошвы подмывая,Как дождь ему в лицо хлестал,Как ветер, буйно завывая,С него и шляпу вдруг сорвал. Его отчаянные взорыНа край один наведеныНедвижно были. Словно горы,Из возмущенной глубиныВставали волны там и злились,Там буря выла, там носилисьОбломки… Боже, боже! там —Увы! близехонько к волнам,Почти у самого залива —Забор некрашеный, да иваИ ветхий домик: там оне,Вдова и дочь, его Параша,Его мечта… Или во снеОн это видит? иль вся нашаИ жизнь ничто, как сон пустой,Насмешка неба над землей? И он, как будто околдован,Как будто к мрамору прикован,Сойти не может! Вкруг негоВода и больше ничего!И, обращен к нему спиною,В неколебимой вышине,Над возмущенною НевоюСтоит с простертою рукоюКумир на бронзовом коне. |
Александр Николаевич Бенуа. «За ним повсюду Всадник медный». 1905. Вариант фронтисписа к поэме Пушкина Медный всадник |
Сюжет
В маленьком городке юный продавец баварского кваса вечером направляясь домой увидел женщину. Она стояла посередине огромной лужи и топала ногами, так что брызги разлетались далеко в разные стороны, и пела песню, по ее голосу я понял, что она пьяна. Я вступил в лужу взял женщину под локоть и потащил на сухое место. Женщина сначала перепугалась, и пару минут стояла молча, а потом опять полезла в лужу. И начала кричать, на ее крики вышел ночной сторож, когда он увидел женщину сказал, что она местная пьянь Машка. Мне пришлось вести ее к ней домой. Мы подошли во двор двух этажного дома, она аккуратно обошла тележки, ящики, бочки, валяющиеся доски, и остановилась возле какой-то дыры в фундаменте и сказала мне:
— Залезай.
Я осторожно спустился по скользким ступенькам, нащупал в темноте дверь, открыл ее боясь шагнуть дальше.
— Мама это ты? Услышал детский голос мальчика.
— Я- аа..
Мальчик поджёг фетиль. И я немного рассмотрел его детское лицо .
— успокоение мое,- сказала женщина и шатаясь упала на большую приготовленную кровать которая стояла на кирпичах.
Запах был жуткий, воняло сыростью «Дом» напоминал подвал. В нем живёт женщина с ребенком у которого нет одной ноги. Она родила его очень рано, от старика у которого работа горничной. Ленька (так зовут мальчика) все время сидит в этом подвале, и очень редко видит белый свет.
Сынишка Развлекался тем, что собирал в отдельные коробки разных насекомых которых у него получается поймать, и придумывает им разные клички( паук Барабанщики, муха — Чиновница и т.п.) и наделяет в своих мыслях их человеческими чертами, которые он видит в людях которых его мать таскает в дом. Эти насекомые для мальчика значат особенный мир, который заменяет ему реальный. Хотя о реальном мире он невысокого понятия, потому что он судит по тем, кто ходит к его матери к ним в дом.
На следующий день я принес наловленных с моего двора ребятами красивых бабочек. Купил сладостей и пошел к мальчику. И у нас начался диалог, который можем понять только мы вдвоем. Ребенок признался, что его мечта увидеть поле, и когда он вырастет, у него появятся силы и он выйдет в чистое поле… После еды мальчик уснул, а его мать, начала рассказывать про его отца – мужчина был в возрасте его уже нет в живых, он был нотариусом, а она работала у него горничной. Потом добавляет: не брезгуйте мной, я уже не заразная; спасибо вам за моего сына, что устроили ему праздник… И я начал уходить. Выйдя за дверь я услышал как она начинает петь песню своему сыну который проснулся.
Выйдя на улицу от жалости и горя мне хотелось заплакать. Я пошел быстро прочь со двора.
Тема. В своем произведении Горький показывает: бедную жизнь женщины с ребенком.
Главные герои: Машка – мать мальчика, мальчик Ленька, торговец- он же рассказчик.
Композиция: в произведении переплетается бедная несоциальная жизнь мамы с мальчиком, и человека непривыкшего к такому образу жизни.
Читательский дневник.
klassreferat.ru
В. Г. Короленко Сон Макара Макар — главный герой, крестьянин. Сам автор отнес свое произведение к «святочным рассказам». Написанный в якутской ссылке (зима 1883-го), рассказ навеян реальными бытовыми впечатлениями молодого писателя (он жил у крестьянина Захара Цыкунова, который и стал прототипом Макара). Но, называя в первоначальных набросках героя Захаром, Короленко, очевидно, недаром сменил его имя на Макара — на него, по русской поговорке, «все шишки валятся»; с другой стороны, короленковский Макар живет именно там, куда другой фольклорный Макар «телят не гонял». Макар — потомок русских крестьян, житель «глухой слободки Чалган», затерянной «в далекой якутской тайге». Отделяя себя от «поганых якутов», он по-русски говорит «мало и довольно плохо»; «работал он страшно, жил бедно, терпел голод и холод», много пил. В канун Рождества, выпив и отправившись осматривать свои ловушки в тайге — в надежде поймать лисицу, Макар заблудился и стал замерзать. Во сне он видит попика Ивана, умершего четыре года назад, всю свою незадавшуюся жизнь, а потом оказывается на суде у «старого Тойона», в котором персонифицирован Бог. Тойон начинает взвешивать грехи Макара, и их оказывается так много, что Тойон велит отдать Макара в наказание церковному трапезнику в мерины. Но тут в избу входит «сын старого Тойона» и просит отца разрешить Макару «что-нибудь» сказать. И Макар, вдруг ощутив в себе «дар слова», рассказывает в подробностях о своей жизни: как «его гоняли всю жизнь! Гоняли старосты и старшины, заседатели и исправники, требуя подачи; гоняли попы, требуя ругу; гоняли нужда и голод; гоняли морозы и жары, дожди и засухи; гоняла промерзшая земля и злая тайга!..» Горький рассказ его сменяется яростью: «Как он мог до сих пор выносить это ужасное бремя». Он надеялся на «лучшую долю», по «теперь он стоял у конца, и надежда угасла…» От рассказа Макара заплакал старый Тойон, «старый попик Иван», «молодые божьи работники», а чаша весов, где находились грехи Макара, «подымалась все выше и выше!» Этот рассказ Короленко был чрезвычайно популярен у современников, а его аллегорическая подоплека позволяла давать различные интерпретации — как революционного характера, так и сугубо христианские. Рассказ допускает и менее драматическое толкование: обстоятельства позволяют предположить, что Макар не замерз в тайге, а видит сон, отлеживаясь после попойки (ср. первую фразу рассказа и начало гл. IV).
Рекомендуем посмотреть:
- Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
- «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
- Эсхил Семеро против Фив краткое содержание
- Эсхил Прометей прикованный краткое содержание
- Эсхил Орестея краткое содержание
- Эко У. Имя Розы краткое содержание
- Шукшин В.М. Срезал краткое содержание
- Шукшин В.М. Охота жить краткое содержание
- Шукшин В.М. Обида краткое содержание
- Шукшин В.М.. До третьих петухов краткое содержание