Содержание рассказа «Тоска» с цитатами
Тоска Чехов краткое содержание с цитатами из рассказа:
Вечерние сумерки, идет крупный снег. Извозчик Иона Потапов сидит, сильно согнувшись на козлах, весь в снегу. Он выехал еще до обеда, но «почина все нет и нет». Иону окликает военный с требованием довезти на Выборгскую.
По дороге извозчику тут и там кричат, что он не умеет ездить. Иона же «ерзает на козлах», «словно не понимает, где он и зачем он здесь».
Извозчик пытается поделиться с военным, что на этой неделе у него от горячки умер сын. Но пассажир невнимательно слушает извозчика. Высадив военного, Иона снова сгибается на козлах и не шевелится.
Через пару часов извозчика окликают трое молодых людей с просьбой довезти к полицейскому мосту. По дороге пассажиры издеваются над Ионой. Но, слушая ругань и видя людей, извозчик ощущает, что «чувство одиночества начинает мало-помалу отлегать от груди». Иона пытается рассказать пассажирам, что у него умерли сын и жена, но им все равно. Высадив молодых людей, Иона снова чувствует себя одиноким.
Заметив дворника, Иона в надежде на разговор спрашивает у него, который сейчас час. Но тот отвечает, что десятый, и прогоняет извозчика. Иона отъезжает и «отдается тоске». «Обращаться к людям он считает уже бесполезным». Приехав домой, «ко двору», Иона пытается рассказать о смерти сына молодому извозчику, но тот тоже не слушает мужчину.
«Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем… Нужно поговорить с толком, с расстановкой…». Извозчик идет в конюшню и незаметно для себя начинает рассказывать о смерти сына своей лошади. «Иона увлекается и рассказывает ей всё…»
Заключение
Литературные критики высоко оценили произведение Чехова «Тоска», включив его в список лучших современных рассказов. Произведение было переведено на немецкий, французский, болгарский, финский и другие языки.
Это интересно: «Тоска» — опера Джакомо Пуччини в трех действиях на либретто Л. Иллики и Дж. Джакозы на основе одноимённой драмы В. Сарду (1887). На нашем сайте можно прочитать краткое содержание оперы « и ознакомится с сюжетом произведения в сокращении. Премьера состоялась 14 января 1900 года в Театро Костанци в Риме.
«Анатомии меланхолии… Просто и понятно»
В 1621 году
священник Роберт Бертон издал классический труд всей своей жизни с
подзаголовком: «Анатомия меланхолии, все о ней: виды, причины, симптомы,
прогнозы и некоторые лекарства. В трех частях со своими секциями, разделами и
подразделами. Философично, исторично. Просто и понятно».
Бертон сам
страдал меланхолией и, чтобы исцелиться, решил ее изучить. Книга в 900 страниц
большого формата вышла под псевдонимом Демокрита Младшего. Как и философ,
который изобрел атомы, Бертон будто атомизирует общество и человеческую душу,
видя повсюду меланхолию. Даже природа испытывает ее приступы. Откуда, вы
думаете, берутся землетрясения или извержения вулканов?
Композиция
Композиция произведения линейная, трёхчастная.
- Первые 4 четверостишия – вступление, завязка. В них рассказывается о том, как поэт вернулся на малую родину.
- Вторая часть, открывающаяся строкой «Вот вижу я…», содержит развитие действия, описывает сельскую жизнь — развитие действия. Её завершает лирический выпад, напоминающий шквал эмоций: «Вот так страна!». Кульминация произведения: «Моя поэзия здесь больше не нужна…».
- В третьей части произведения звучит личный вывод, сделанный поэтом: «У вас иная жизнь, // У вас иной напев…». Развязка – это уход от настоящего в область вечного, туда, где незыблемо и мощно восстаёт, как феникс из пепла, святая Русь.
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой»
Дж. Гордон Байрон — один из самых знаменательных поэтов Великобритании. При жизни он не был понят и принят своими современниками, лишь сейчас, с расстояния в несколько веков, перед нами раскрываются все краски его творчества.
Байрон был человеком скрытным, одновременно заносчивым и тихим, немного угрюмым и несколько меланхоличным. Неудивительно, что Лермонтов в самом начале своего творческого пути невольно сравнивал себя с ним. В возрасте 18 лет, когда к нему пришло осознание того, что жизнь свою он хочет связать с искусством, с литературой, он написал стихотворение, в котором не только противопоставил личности Байрона личность свою, но и сравнил судьбу английского поэта с возможным развитием своего собственного жизненного пути.
Так же, как и Байрон, Лермонтов был весьма скромны человеком, с изрядной толикой самоедства. Он никогда не считал себя поэтом особого таланта, не любил славу, а лестные отзывы воспринимал как сигнал для того, чтобы писать еще лучше. В том возрасте, Лермонтов считал себя «еще неведомым избранником», которому только предстоит выбрать свою судьбу. Сравнив себя и Байрона, Лермонтов находит много общего, и, в тоже время, отказывается подражать ему. Да, у обоих поэтов сложная судьба, но Лермонтов «другой», он начал раньше, позже и закончит. Этими строками он предрекает себе скорый конец, смиряется с тем, что его жизнь как поэта будет весьма скоротечной.
Рассматривая перспективы своего творчества, Лермонтов пессимистично и иронично о. Он видит, что в те смутные времена, творчеством и стихами вряд ли можно будет как-то повлиять на умы людей, изменить жизнь к лучшему. Эта ноша тяжким грузом легла на плечи поэта, этот лейтмотив разочарования, собственного бессилия проходит сквозь все его дальнейшее творчество.
Отрицая попытки подражать Байрону в его мрачной, ироничной и циничной манере, Лермонтов дает понять, что готов встретиться с недопониманием, тоской и людской злобой. При этом, он хочет сохранить в своей душе веру в лучшее, веру в людей и в бога. Уже тогда, в столь юном возрасте, Лермонтов понимает, что выбранный им путь сулит лишь одиночество и душевные муки. Но он не в силах, не в праве изменить это.
Обрекая себя на отрешенность от общества, он словно добровольно соглашается на сделку с некими высшими силами. Можно ли назвать это пассивностью, можно ли обвинить Лермонтова в пессимизме? Нет, конечно. Не нам судить, сквозь пелену времен. Но если взглянуть под правильным углом, то станет ясно. Выбор Лермонтова — это самый настоящий стоицизм. Это проявление веры в некие высшие идеалы. Это отказ от жизни по уже проложенному пути.
Рекомендуется к прочтению:
Тема
В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.
Уже в первых строках звучит мотив одиночества: «некому руку подать». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.
Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.
Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».
Актуальность
Стихотворение остается актуальным по сей день. Во все времена были свободолюбивые мыслители, поэты и другие деятели искусства, которые остаются верны своим представлениям.
Исследуя лирику М. Ю. Лермонтова можно предположить, что поэт был сверхчувствительной личностью. Лермонтов не был пророком как таковым, но был всегда на шаг вперёд своего времени.
Он искренне не принимал политический строй того времени с его самодержавно-крепостнической действительностью. Поэта не пугают гонения, он остаётся верен своему признанию до конца жизни. Лермонтов прекрасно понимает свою ответственность за свою деятельность не столько перед властью и народом, сколько перед Богом.
Стихотворение «Утес» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
Несмотря на то, что стихотворение “Утес” написано всего за несколько недель до трагической дуэли Лермонтова, в 1841 году, в нем нет и намека на предчувствие скорой смерти. Но история создания произведения все же тесно связана с его гибелью: поэт писал одухотворенные, наполненные романтической грустью строки как раз тогда, когда постоянно искал ссор с сослуживцами. Он как будто знал, что земная жизнь подходит к концу и хотел сам выбрать того, кто ее прервет.
Напечатал стихотворение журнал “Отечественные записки” – это произошло в 1843 году, то есть спустя два года после смерти его автора.
Тема
Михаил Юрьевич неоднократно поднимал в своей поэзии тему одиночества человека – ей посвящено и стихотворение “Утес”. Он говорит о том, что лишь на короткий миг можно встретить кого-то или что-то, что вызовет в душе трепет. Все остальное время человек вынужден проводить в “пустыне”: Лермонтов не случайно использует именно этот образ, ведь в романтической поэзии именно он символизирует глубокое одиночество.
Главная мысль, которую автор вкладывает в это небольшое произведение, заключается в том, что счастье человека всегда мимолетно.
Существует и еще одна трактовка этого произведения: считается, что поэт, используя пейзажные образы, рассказывает о взаимодействии духовного и материального миров. Так, для души, которую символизирует тучка, тело (то есть утес) является только временным пристанищем. А вот тело без души вечно страдает. Таким образом в материальном мире гармония достигается только при условии единства духовного и телесного начал.
Композиция
Это стих имеет линейную композицию: лирический герой в нем размышляет о смысле жизни, думая о природном явлении, которое, возможно, ему когда-то приходилось созерцать. Он ищет истинную одухотворенность именно в природе, поскольку люди, по мнению поэта, давно уже не способны на высокие чувства, на искренность и настоящую духовность.
В первой строфе Михаил Юрьевич рисует простую картину: золотая тучка опускается на грудь утеса, чтобы отдохнуть там, а утром снова умчаться в путь. Ее беззаботность подчеркивается тем, что она улетает, играя. Вторая строфа метафорически выражает мысль, которую Лермонтов хочет донести до читателя: он показывает старый утес, который понял, что значит – быть не одному, но потом лишился этого чувства. Он так потрясен, что это вызывает у него не только глубокую задумчивость, но и настоящие слезы. Это тем более печально, что тело утеса еще хранит влажный след, который напоминает ему о ночном визите тучки.
От героев к демократизации меланхолии
Изначально это
чувство было состоянием героев. Геракл совершил 12 подвигов, а в конце жизни
впал в меланхолию и сжег себя, потому что не было сил жить.
В греческих
Афинах скорбеть можно было только дома, чтобы никто не слышал. Это состояние
считалось заразным из-за паров желчи. Плакать было позволительно только богине
Афине.
Еще примеры.
Меланхолик Еклессиаст, который вкусил полноту жизни, но сказал: «Во многой
мудрости много печали» (Еккл 1:18). Пророк Иеремия, оплакивающий гибель
Иерусалима. Он впал в меланхолию, и было от чего. В западной живописи Иоанна
Крестителя в пустыне изображают с крыльями — человека, который знал, что такое акедия. Мария Магдалина, склоненная над
телом Христа: «блаженны плачущие» — это о тех, кто оплакивает своих погибших и
обреченных на смерть.
Преподобный Антоний Великий — отец монашества, важная фигура в западной живописи и для православных традиций. В начале своего жития он ушел в пустыню, потому что его с юности уже одолевала акедия, то есть уныние. Ему повстречался ангел и предупредил: «Ты идешь в пустыню, и тебя ждут страшные испытания, но в конце будет исцеление». Вся жизнь прп
Антония Великого, как и любого верующего, свидетельствует о важности поста: это исцеление, лекарство от уныния, присутствующее в нас как нечто первородное
Как понять, что вы в меланхолии: основные симптомы
Если вы подозреваете у себя меланхолическую депрессию, лучше обратиться к психиатру, который сможет поставить точный диагноз. Если же вы уверены, что вашему душевному здоровью ничего не угрожает и вы просто хотите разобраться, можно ли назвать ваше тоскливое состояние словом «меланхолия», то вот основные симптомы:
- Ангедония (греч. ἀν- отрицательная приставка + ἡδονή «наслаждение») — невозможность испытывать удовольствие и снижение мотивации []. Например, человек больше не получает радости от успехов на работе или общения с близкими людьми.
- Тоска — состояние душевной тревоги, уныния. Близкие тоске чувства — скука, печаль, грусть. Герои произведений русских классиков часто страдали от тоски. Например, лирический герой стихотворения «Зима. Что делать нам в деревне» А.С. Пушкина словом «тоска» описывает эмоции от вынужденного уединения в поместье зимой.
- Тревога — сильное душевное волнение, беспокойство, вызываемое опасениями, страхом, неизвестностью. Тревога может быть как вызвана реальными событиями, так и беспричинна. Если человек испытывает тревогу на протяжении долгого времени — нескольких месяцев и более — возможно, у него тревожное расстройство []. Точный диагноз должен поставить врач.
- Низкая самооценка — неуверенность в себе, склонность преуменьшать свои достижения и сильные стороны, а также завышать недостатки. Низкая самооценка заставляет человека верить, что другие лучше него, с трудом выражать свои потребности, часто испытывать страх и беспокойство.
- Чувство вины — уверенность человека в том, что его поступки привели к незаслуженным страданиям других людей. Чувство вины может возникнуть в любой ситуации, где был сильный стресс — и тогда, когда человек действительно в чем-то провинился, и когда он ни в чем не виноват. Например, в такой ситуации: два приятеля решили встретиться. Один из них по дороге попал в аварию. Второй может начать испытывать чувство вины — ведь если бы не договор о встрече, первый не вышел бы из дома. Это пример безосновательного чувства вины, которое тем не менее может отравить человеку жизнь.
- Апатия (др.-греч. ἀ- «без» + πάθος «страсть, волнение, возбуждение») — безразличие и отсутствие эмоций. Человеку в апатии все равно, что происходит вокруг.
Экономика образования
Пять способов избежать чувства апатии после отпуска
Мое любимое стихотворение Лермонтова Утес сочинение
6 класс
Сочинения по русской литературе
МЕЧТА О ДУШЕВНОЙ ГАРМОНИИ
(по стихотворению М. Ю. Лермонтова «Утес»)
1 вариант
Стихотворения М. Ю. Лермонтова, замечательного русского поэта, необычны и самобытны. Они будоражат сердца читателей яркими, часто трагическими персонажами, живостью языка, глубоким смыслом.
Стихотворение «Утес» проникнуто бесконечной тоской и одиночеством. Главный его герой — утес-великан, олицетворение живого человека. Автор наделяет его вполне человеческими качествами и чертами — способностью думать, переживать, плакать. Испещренное морщинами чело утёса говорит о том, что он уже очень стар. Но самое трагичное в том, что в бескрайней бесплодной пустыне он стоит один-одинешенек, не имея друзей, не зная счастья общения и дружбы. Только заночевавшая «на груди утеса-великана» тучка отвлекает его от печальных раздумий.
Я думаю, что утес отчаянно завидует маленькой «золотой» путешественнице. Ведь она не привязана к одному месту, может заглядывать в каждый уголок земли, любоваться ее красотой, получать новые впечатления, играть с ветром. Тучка вольна и свободна, а великану остается одиноко стоять, глубоко задумавшись, и лить горькие слезы.
Мне кажется, что утес устал от векового молчания и непонимания, и главное, о чем он мечтает, — душевная гармония. Если бы этот старик сумел прийти к согласию с самим собой, слиться с окружающей природой, он перестал бы чувствовать себя несчастным и одиноким.
2 вариант
М. Ю. Лермонтов — известный русский поэт. Его жизнь была короткой и яркой, как вспышка молнии, — он не дожил и до двадцати семи лет, но годы его жизни были наполнены взлетами вдохновения и горечью разочарований. Чувство мучительного одиночества, которое испытывал Лермонтов, нашло воплощение в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль поэта. Современники Лермонтова воспринимали его творчество как выражение своих дум и чаяний, в его стихотворениях — отношение к окружающей действительности, внутренний мир поэта. Лермонтов говорит о невозможности соединения любящих сердец, в его стихах возникает образ одинокого утеса, от которого утром умчалась «тучка золотая».
Жанровое направление
«Тоска» по своему жанру является рассказом, поскольку это прозаическое произведение, короткое по своему размеру и носящее повествовательный характер. Чехов описал настоящую жизнь, максимально правдивые ситуации и эмоции, используя для этого простонародный язык.
Это обозначает, что произведение входит в рамки направления, которое называется реализм. Можно уверенно говорить, что все творения Антона Павловича относятся именно к этому стилю написания, как и проза остальных авторов конца XIX столетия.
То, что случилось с Ионой в произведении, — это довольно реальная и даже повседневная ситуация, однако это не означает, что на нее не нужно обращать внимания. В некоторых случаях в обыденных вещах и скрывается проблема, определив суть которой можно найти истинную причину ее появления.
Как избавиться от меланхолии
Меланхолия сообщает человеку, что у него есть нереализованная потребность — что «нужно решение, новый поиск, взаимодействие со средой, с переживаниями, с токсичным опытом. Это сигнал, чтобы человек позаботился о себе и нашел какие-то способы совладать с собой», — заявил Эльдар Осипов.
При этом грусть полезна для человека, полагает он. «Она заземляет, дает ему возможность найти новые силы, чтобы изменить жизнь. Переживание грусти дает возможность принять какой-то отрицательный опыт и найти способы совладания с ним», — уверен психолог. А вот если грусть затяжная и из нее не удается выйти — то это уже депрессия. Ниже — несколько советов, как можно справиться с меланхолией самостоятельно.
Займитесь активной деятельностью
Для этого можно воспользоваться советами писателя Льва Толстого. Он сам страдал от тоски, когда бывал в Москве. Тогда писатель разработал несколько советов, как от нее избавиться [].
- Заняться спортом. Толстой занимался спортом дома и на улице. Сегодня можно пойти в зал, позаниматься дома йогой или побегать в парке. Кстати, для самого писателя любимым спортом была ходьба.
- Освоить новое дело. Писатель делал сапоги, в которых потом сам же и ходил. Современный человек может записаться на курсы шитья, сборки мебели или фотографии.
- Записывать свои мысли. Этот совет больше подойдет творческим людям. Из мыслей, записанных на бумагу, могут родиться литературные произведения или идеи для нового творческого проекта.
- Заняться общественно важным делом. Толстой, например, решил организовать перепись населения, чтобы выяснить, сколько в Москве бедных. Он стал одним из руководителей переписи и сам несколько дней ходил по квартирам с опросами. Сейчас же можно заняться волонтерством, помогать животным, собирать мусор.
Позвольте себе быть меланхоличным
Если грусть, которую вы испытываете, не мешает заниматься повседневными делами, жить привычной жизнью и не кажется опасной — такой, чтобы обращаться к врачу — можно ничего с этим состоянием не делать, а позволить себе побыть в меланхолии — например, по совету американской писательницы Ларен Стовер []. В статье для New York Times она предложила «встретить» меланхолию, надев лучший домашний наряд и полежать в этом наряде на роскошном диване. Еще Стовер посоветовала заварить зеленый чай и наблюдать, как его листья медленно раскрываются от кипятка, слушая «Дафниса и Хлою» композитора Мориса Равеля.
Концерт в исполнении симфонического оркестра Frankfurt Radio Symphony.
(Видео: hr-Sinfonieorchester – Frankfurt Radio Symphony / YouTube)
Примите ароматическую ванну (совет философа времен Ренессанса)
Философ Марсилио Фичино в своей книге о меланхолии предлагал восполнять «тонкий дух» следующим образом: нужно принимать ароматные ванны, пользоваться духами и отдыхать на солнце. Еще он советовал использовать благовония и слушать музыку, молиться и ходить в театр. Фичино также рекомендовал для профилактики упадка духа избегать любой неумеренности, разумно организовывать свой день, жить в правильно устроенном жилище, а еще правильно питаться и делать массаж головы.
Обратитесь к специалисту
Если вам не нравится состояние меланхолии и вам нужна помощь в том, чтобы выбраться из него, обратитесь к психологу. Если психолог решит, что вам нужна терапия — отправит к врачу-психиатру, который подберет медикаменты.
20
Я вышел из лесу. И вотПроснулся день, и хороводСветил напутственных исчезВ его лучах. Туманный лесЗаговорил. Вдали аулКуриться начал. Смутный гулВ долине с ветром пробежал…Я сел и вслушиваться стал;Но смолк он вместе с ветерком.И кинул взоры я кругом:Тот край, казалось, мне знаком.И страшно было мне, понятьНе мог я долго, что опятьВернулся я к тюрьме моей;Что бесполезно столько днейЯ тайный замысел ласкал,Терпел, томился и страдал,И все зачем?.. Чтоб в цвете лет,Едва взглянув на божий свет,При звучном ропоте дубравБлаженство вольности познав,Унесть в могилу за собойТоску по родине святой,Надежд обманутых укорИ вашей жалости позор!..Еще в сомненье погружен,Я думал — это страшный сон…Вдруг дальний колокола звонРаздался снова в тишине —И тут все ясно стало мне…О! я узнал его тотчас!Он с детских глаз уже не разСгонял виденья снов живыхПро милых ближних и родных,Про волю дикую степей,Про легких, бешеных коней,Про битвы чудные меж скал,Где всех один я побеждал!..И слушал я без слез, без сил.Казалось, звон тот выходилИз сердца — будто кто-нибудьЖелезом ударял мне в грудь.И смутно понял я тогда,Что мне на родину следаНе проложить уж никогда.
V
Прошло еще несколько лет. Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки, и кричит встречным «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог. У него в городе громадная практика, некогда вздохнуть, и уже есть имение и два дома в городе, и он облюбовывает себе еще третий, повыгоднее, и когда ему в Обществе взаимного кредита говорят про какой-нибудь дом, назначенный к торгам, то он без церемонии идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: Это кабинет? Это спальня? А тут что?И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот.У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. «Куда это Ионыч едет?» или: «Не пригласить ли на консилиум Ионыча?»Вероятно оттого, что горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным. Принимая больных, он обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о́ пол и кричит своим неприятным голосом: Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует.За всё время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней. По вечерам он играет в клубе в винт и потом сидит один за большим столом и ужинает. Ему прислуживает лакей Иван, самый старый и почтенный, подают ему лафит № 17, и уже все и старшины клуба, и повар, и лакей знают, что он любит и чего не любит, стараются изо всех сил угодить ему, а то, чего доброго, рассердится вдруг и станет стучать палкой о́ пол.Ужиная, он изредка оборачивается и вмешивается в какой-нибудь разговор: Это вы про что? А? Кого?И когда, случается, по соседству за каким-нибудь столом заходит речь о Туркиных, то он спрашивает: Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?Вот и всё, что можно сказать про него.А Туркины? Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему всё острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре. Она заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает с матерью в Крым. Провожая их на вокзале, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит: Прощайте пожалуйста!
скажи, чтобы дали нам чаю (франц.)
Тема стихотворения о грусти
В строчках стихотворения застыл широкий смысл восприятия окружающей действительности поэта. Они звучат, как вызов обществу, разрушающему моральные качества человека, сводящему любые стремления к низменным желаниям. Во многих своих произведениях талантливый поэт отобразил образы, по внутреннему ощущению идентичные его натуре. Мотив одиночества, непонимания со стороны окружающих звучит сквозь лирику всей его поэзии. Каждая строчка стихотворения несет глубокий смысл тематики бытия.
С одиночеством поэт столкнулся еще в раннем детстве, когда его мать рано умерла, а конфликт между бабушкой и ее зятем лишил маленького Михаила отца.
Являясь от природы творчески одаренной, уточенной натурой, он не находил союзников в лице окружающих. Никто из его родных и знакомых не понимал поэта, видел мальчика только поверхностно.
Уже во взрослой жизни мотив одинокого человека находит отголоски в творчестве. Грусть, скука, сожаление о мимолетности бурных чувств звучит мелодией тоски в стихотворении. В момент развязки поэт погружается в философские размышления о бессмысленности бытия и несбыточности желаний.
Проблемы
- В рассказе «Тоска» выявлена основная проблема одиночества в многолюдном городе. Благодаря художественным приемам, мы слышим и видим шумный беспокойный город с тысячами огней, с торопливо спешащими куда-то ожесточенными, нервными, одинокими людьми. В этом беспокойстве и суете человек остается один со своей бедой, мы видим это на примере извозчика Ионы. Чем острее его тоска, чем сильнее желание говорить хоть с одной живой душой.
- Чехов подробно и последовательно раскрывает проблему человеческого равнодушия. Извозчик не принят городом, его жителями. Ни один из встреченных им людей, будь то седоки или проезжающие мимо люди, или дворник, или жители постоялого двора по отношению к нему и его горю не только равнодушны, но и озлоблены. Остроту проблемы Чехов подчеркивает тем, что Ионе удается излить душу далеко не человеку, а его верной лошаденке.
- Автор так живо и правдиво воплощает состояние тоски – «тоски громадной, не знающей границ, которая распирает грудь с еще большей силой». Покинутость, ощущение людского безразличия, душевная тревожность определяют проблему боли и тоски в изображении Чехова.
- Проблема маленького человека также близка автору. К «маленькому человеку» окружающие чаще всего испытывают пренебрежительное отношение, даже сами авторы произведений. Ведь он согнут под ударами судьбы, он пуглив, осторожен и не в состоянии изменить свою судьбу. Но к Ионе мы вслед за Чеховым испытываем сочувствие, его мы не столько жалеем, сколько искренне сострадаем ему.
Повернуться лицом к страху
В конце фильма
героиня взывает: «Боже, хватит! Больше не могу, дай мне покоя!» Ее накрывает
глубокая молитва, которая всегда по ту сторону языка, такая, что вырывается из
сердца, как из жерла вулкана, и возносится к Богу. Она спасена, потому что
понимает: у нее нет выхода. Откровение фильма — даже над мрачным, как наша
жизнь, островом есть звездное лазурное небо.
В культовом фильме Ларса фон Триера «Меланхолия» можно высветить две морали. Первое, что акедия — это вирус, который разъедает ум, потому что правда лжет. Будто смотришь на мир через вуаль. «Меня никто не любит», — твердит меланхолик и не замечает любви близких.
Второе, что
депрессия — это предчувствие страха смерти и страданий, которые мы стремимся
избежать, чего категорически нельзя делать. Мы готовы на любые анестетики с
любыми побочными эффектами, лишь бы не увидеть смерти, избежать столкновения с
планетой-гигантом Меланхолия.