В. г. короленко. «дети подземелья» (1885). 5 класс

Главные герои «мцыри» характеристика персонажей поэмы лермонтова для сочинения (8 класс)

Характеристика главных героев

Рассказ Тургенева примечателен тем, что его события разворачиваются вокруг простых людей. Писатель в основном повествует о крестьянских детях — описывает их внешний облик, жизнь и мысли. Каждый герой по-своему примечателен и индивидуален.

  1. У Павлуши не совсем привлекательная внешность, но его умные серые глаза и властный, сильный голос компенсируют внешние недостатки мальчика. Парню 14 лет и друзья уважают его. Павлуша родился в бедной крестьянской семье и ходил в одежде с латками. При этом он довольно умен и рассказывает товарищам о разных явлениях природы. Он реалист и не верит во всяческие сказания и приметы, а также парень очень храбрый и решительный. В развязке произведения автор рассказал, что мальчишка разбился насмерть, когда упал с лошади.
  2. Федор был самым старшим среди мальчишек. Его семья была обеспеченной, а потому он сразу выделялся на фоне других хорошей, красивой одеждой. Ночная поездка была для него способом развлечь себя, а не заработать денег. У него светлые волосы и красивая внешность. Он мало говорит и по большей части слушает других мальчишек. Федя ощущает свое классовое превосходство, а потому ведет себя покровительственно. У Феди добрая душа, он спрашивает о том, как здоровье младшей сестры мальчика Вани и приглашает ее к себе. Он знает, что их семья бедная, а потому обещает вкусные угощения.
  3. Илье, кажется, лет двенадцать. Парень одет в чистую, аккуратную одежду и внешне он ничем не примечателен. Мальчишка работает вместе со старшим братом на предприятии по производству бумаги и знает, откуда берутся деньги. Он горд тем, что относится к рабочему классу, но не хвастается этим. Илюша слишком суеверный, а потому боится того, о чем предупреждают народные верования.
  4. Косте с виду лет десять, он добр и ласков. Этот мальчишка выглядит болезненно, совсем маленький и хиленький. Его семья очень бедная, и ребенок плохо одет. Его острое лицо напоминает белку, а большие, черные глаза выглядят грустными и вдумчивыми не по годам. Он немного трусливый, но Косте все равно нравится ходить в ночное и слушать рассказы друзей.
  5. Ванечка был самым неприметным и маленьким, с виду ему было лет семь. На его нежное детское лицо спускались кудрявые русые волосы. Он всю ночь лежал под рогожкой и промолвил всего пару слов. Но и из них было понятно, что у него отзывчивая и великодушная натура, а также он слегка картавит. Было заметно, что мальчик очень любит свою младшую сестру, почему и отказывается от обещанных Федей гостинцев в ее пользу. У Вани добрые глаза.

Направление и жанр

«Дядя Ваня» является произведением реалистического направления в литературе. В своей пьесе Чехов стремится достоверно отобразить живую действительность. Его персонажи максимально проработаны, диалоги натуралистичны, а многочисленные детали создают нужную автору атмосферу. Мы можем поверить, что описанная Чеховым ситуация могла произойти в реальной жизни.

Однако модернизм оставил свой отпечаток на драматургии Чехова. Для своего века он был новатором, его не понимали. Многие зрители видели лишь буквальный сюжет и оставались разочарованными: где конфликт? Где интрига? Но вместо этого автор, ставший одним из родоначальников театра абсурда (модернистского направления в театре), предложил публике глубинный психологический и социальный конфликт, который герои переживали внутри себя. О нем говорили лишь случайные реплики и жесты, звуки и движения. Лишь спустя столетие драмы Чехова стали более понятными зрителю, ведь весть о появлении модернизма и переосмысления традиционного театра дошла до большинства образованных людей.

Как и в случае с другими пьесами Чехова, достоверно определить жанр «Дяди Вани» представляется довольно трудной задачей. Сам писатель дал своей пьесе такое определение: «Не драма, не комедия — просто сцены…». На сегодняшний день принято считать «Дядю Ваню» трагикомедией. Произведение наполнено большим количеством комичных сцен и диалогов, но они служат лишь прикрытием для довольно трагичного сюжета о непростой человеческой судьбе и разочаровании в жизни.

История создания

В 1922 году Шмелев принимает решение навсегда покинуть Россию из-за неприятия революции. Не только разруха, но и опасность для жизни направили автора прочь из родной страны. Он был сыном богатого купца — строительного подрядчика, поэтому сразу же попал в ряды врагов пролетариата по признаку материальной обеспеченности.

Русский писатель отправляется в Берлин. Вскоре он уезжает в Париж, именно здесь Иван Сергеевич жил до конца своих дней. Когда писатель пребывал в эмиграции, он написал автобиографическую трилогию. Её частями стали «Лето Господне «, «Богомолье» и сборник «Родное». Анализируемое произведение занимает центральное место в трилогии. Энциклопедия православной жизни — именно так называют роман «Лето Господне». Известно, что над созданием данного произведения Иван Сергеевич трудился на протяжении долгих пятнадцати лет.

В основу своего романа Шмелев положил историю о православных праздниках, которую он рассказывал своему семилетнему крестнику. В 1948 году произведение «Лето Господне» было опубликовано. Роман был напечатан французским издательством, которое специализировалось именно на русской литературе. В России полное издание произведения впервые произошло в 1988 году — в эпоху гласности, когда советская цензура смягчилась.

Публикация

Первые публикации «Записок охотника» вместе с «Бежиным лугом» встречены были сдержанно. Критики во весь голос твердили, что не удовлетворены произведением. Чтобы не ошибиться в оценках, они еще раз перечитали рассказ. По мнению публицистов и читателей в рассказе идеализированы образы крестьянских детей. Да и смешение описания природы с народным бытом было непривычно для читателей. Даже самые маститые критики не оценили по достоинству рассказ, хотя сам сборник был не просто принят, а принят «на ура!».

В общем хоре негативных суждений было и положительные оценки, хотя сторонники автора все же считали, что дети изображены слишком идеально.

Но автор не стал переделывать рассказ. Он считал, что это только ухудшит его. и показать красоту природы, народа, души. Чудесная история, где переплелись частички детской души, народных легенд, суеверий и природных пейзажей. И хотя сам автор не ставил перед собой политических целей, читатели увидели в рассказе олицетворение будущего русских крестьян, поддержку сторонников отмены крепостного права.

Отъезд Серебряковых

В последнем действии пьесы Чехова показано, как рушатся все надежды героев на лучшую жизнь. Дядя Ваня пребывает в удрученном состоянии и решается на самоубийство. Поэтому он тайно забирает из аптечки Астрова морфий. Врач обнаруживает пропажу и просит Войницкого вернуть его. Дядя Ваня согласился только благодаря уговорам Сони.

Михаил Львович пытается уговорить Елену Андреевну остаться с ним. Но она не решается на этот поступок из-за книжных идеалов. Елена прощается с дядей Ваней и врачом в теплых чувствах. Войницкий внешне примиряется с профессором. Он обещает присылать ему столько же денег, сколько и раньше.

Все, кроме Телегина, покидают поместье. Расстроенная Соня призывает дядю заняться делами. Иван Петрович жалуется племяннице, что ему тяжело. Тогда девушка произносит свой монолог о том, что их предназначение в том, чтобы трудиться. И потом они будут вознаграждены за свои труды.

Композиция изложения

У рассказа сложная многослойная композиция. Он состоит из таких частей:

  • экспозиция — описание красоты природы днем;
  • завязка — образ охотника, рассказ про его скитания по лесу.
  • кульминация — встреча у костра с крестьянскими детьми.
  • эпилог — повествование о судьбе мальчишки по имени Павлуша.

Повествование ведется первого лица, любителя охоты. Если кратко, то он однажды июльским вечером охотился за тетеревами и заблудился. Герой увидел свет костра и пошел на него, тогда он оказался на большом луге, который местные прозвали Бежиным. Вокруг огня сидели пять деревенских мальчишек. Мужчина попросился у них на ночлег, и лежа, стал наблюдать за ними.

Рассказ о мальчиках начинается с портретной характеристики каждого из них. На смену ним поочередно приходят монологи мальчишек. Их яркие, ни на что не похожие характеры отпечатываются на манере их повествования. Как результат, история каждого крестьянина приобретает свои уникальные оттенки интонации. Между монологами мальчиков охотник вставляет собственные рассуждения, оценки их поведения и наблюдения за ними.

Ключевой особенностью композиции являются описания пейзажей, которым Тургенев уделил много внимания. Все события в рассказе непрерывно переплетаются с окружающей людей природой, ее изменениями, что происходят в течение дня. Сюжет произведения становится еще более насыщенным за счет включения писателем в композицию монологов, пейзажных зарисовок, портретов и своих кратких примечаний к событиям рассказа.

Герои рассказа глазами автора

Ребятишек, имена которых рассказчик узнал по ходу разговора, было пятеро. Автор дает подробное описание каждого из них, а также передает содержание разговора, пытаясь сохранить особенности речи, интонацию каждого из героев.

Внимание сразу же привлекает самый старший – Федя, лет четырнадцати. Он выделялся из числа других внешним видом и поведением

Добротная одежда подсказывала, что Федя был из зажиточной семьи и случайно попал на Бежин луг. Краткое содержание всех его реплик (он ловко управлял разговором, но сам участия в рассказывании быличек не принимал) выражает чувство превосходства над другими.

Второй, Костя, привлек внимание своим взглядом. Его большие блестящие глаза, казалось, скрывали какую-то тайну, а сам он выглядел человеком довольно интересным

Ничем особым не выделялся Ильюша, но именно он оказался самым талантливым рассказчиком.

Семилетнего Ванюшу (столько ему дал на вид повествователь) он сразу и не заметил. Из-за своего малого возраста мальчик только слушал старших товарищей. Однако именно он тонко чувствует природу: «… гляньте на божьи звездочки, — что пчелки роятся!»

Наконец, пятый – Павлуша. Из рассказа «Бежин луг» он запоминается больше других. Только его рассказчик называет полным именем – Павел, а также сообщает в конце рассказа о его трагической судьбе. Чем же интересен Павлуша автору и читателю?

Внешне его трудно было назвать привлекательным, но все в нем было правильно. Глаза излучали ум, а во всем облике сквозила невероятная сила. Если остальные мальчики слушают рассказы со страхом, то Павлуша всему дает правдивое объяснение – опыт житейский подсказывает. Он один мчится в ночь вслед за собаками, а потом незначительно машет рукой, будто ничего не произошло. Рассудительные реплики, в том числе комментарии к быличкам, и поступки – лучшая его характеристика.

Темы

Тематика пьесы «Дядя Ваня» весьма современна, ведь сотни зрителей вновь и вновь заполняют театральные залы, чтобы увидеть ее.

  • Любовь – Чехов показал, что в реальности, как правило, не места настоящей любви. Чувства его персонажей притуплены ежедневной рутиной и постоянной заботой о деньгах. Те чувства, которые люди принимают за любовь, обычно оказываются ложными и не приносят людям ничего, кроме разочарования. Но под эгидой любви один человек без зазрения совести использует другого.
  • Семья – семейная жизнь также изображена в пьесе довольно неприглядно. В семье Серебряковых царят холод и отчуждение, что не удивительно, ведь в мире, где нет настоящей любви, едва ли может появиться здоровая семья. Это понятие лишь служит прикрытием для взаимного использования друг друга.
  • Природа – из «Лешего» в «Дядю Ваню» перекочевал мотив охраны природы. Уже в самом начале двадцатого века Чехов, как и многие, беспокоился об окружающей среде, страдавшей под прессом промышленной эры.
  • Жизненные ценности – персонажи пьесы живут максимально бесцельной жизнью. Что погрязший в самодовольстве Серебряков, что сломленный годами тяжёлого труда Войницкий. Все персонажи кажутся нам потерянными, не понимающими, что для них главное в этой жизни. Лень Елены и труд Сони одинаково бессмысленны, ведь ни одна, ни вторая не чувствуют в этом своего предназначения.
  • Идеализация авторитето в – Елена и Иван в своё время обманули сами себя, простодушно вручив свои жизни в руки профессора, после чего ощутили жестокое разочарование, когда реальность оказалась не такой, какой они её себе представляли.
  • Труд – Чехов явно жалеет людей, которые целые дни проводят в тяжёлых трудах, плоды которых они не могут вкусить. И хоть такой образ жизни вызывает у него неприятие, дядя Ваня и Софья в его глазах достойны сочувствия и покоя после смерти.
  • Красота – красота в мире пьесы обречена на медленное увядание. Елена Серебрякова, губящая свою жизнь в браке с профессором, Софья, которая потратит все свои силы на бессмысленный труд, леса, гибнущие под топорами лесорубов – всё это символизирует наступление новой эры, в которой не останется места красоте и счастью.

Композиция и конфликт

Композиция пьесы классическая. Она поделена на четыре действия.

  1. Первое действие – экспозиция, призванная познакомить нас с персонажами и раскрыть предысторию.
  2. Второе действие – завязка, обозначающая зарождение конфликта.
  3. Третье действие – кульминация, когда конфликт достигает своего пика в самой яркой сцене пьесы.
  4. Четвёртое действие – финал, в котором конфликт разрешается, а все сюжетные линии приходят к логическому завершению.

Особенность конфликтов, создаваемых Чеховым, заключается в том, что все они не явные. На протяжении пьесы ситуация в имении не меняется каким-либо коренным образом. Всё идёт, как обычно, но в воздухе постепенно накапливается напряжение, порождённое долго накапливаемыми противоречиями между персонажами. Как результат, кульминация в третьем действии, взрыв кажется чем-то неожиданным, но вполне закономерным.

Так же особенность конфликтов, создаваемых Чеховым, заключается их моральной серости. Довольно трудно понять, какая сторона конфликта является добром, а какая — злом. Пьеса даёт огромный простор для фантазии и рассуждений. Как правило каждый читатель приходит к своему выводу, непохожему на выводы окружающих.

Проблемы

Проблематика пьесы «Дядя Ваня» не менее интересна современному зрителю и читателю:

  1. Экология – через персонажа Астрова Чехов выражает свою обеспокоенность вырубкой лесов. Деятельность доктора по спасению окружающей среды показана, как достойное дело. Он затрагивает не столько материальный вред природе, сколько его социальное воплощение. В месте, где нет красивых пейзажей и свежего воздуха, не могут жить счастливые люди.
  2. Пошлость – жизнь, изображённая в пьесе, заслуживает осуждения. Лишённое мыслей, творчества, красоты и искренности бесцельное существование, по мнению Чехова, является самым ужасным, что только может стать с человеком. Ни один из героев не нашел своего места и предназначения, поэтому им скучно жить.
  3. Равнодушие – персонажи пьесы практически начисто лишены эмпатии. Их совершенно не волнуют проблемы окружающих. Все их силы направленны только на удовлетворение своих потребностей.
  4. Тоска – произведение пронизано чувством беспросветной тоски и бессмысленности жизни. Все персонажи тяготятся ею и скучают без дела, которое могло бы стать достойным применением их сил.
  5. Мещанство – в пьесе показаны люди, которые всю жизнь тратят на бессмысленный труд, а свободное время — только на самих себя. Они ограничены бытовыми аспектами жизни и зацикленны на своей персоне. Осуждение такого мещанского быта стало лейтмотивом многих писателей рубежа девятнадцатого и двадцатого веков.
  6. Приспособленчество – персонажи пьесы не борются с обстоятельствами, а прогибаются под них. По мнению Чехова, такое поведение никогда не принесёт человеку счастья.
  7. Разочарование в жизни – почти все персонажи пьесы разочарованы своим местом в мире и недовольны своей судьбой. Эту проблему Чехов очень часто поднимал в своём творчестве.

Главные герои и их характеристика

Главные герои романа «Лето Господне» представлены в списке:

Главным персонажем романа «Лето Господне» является семилетний мальчик по имени Ваня — добрый, чувствительный и ласковый мальчик, который немного избалован своим высоким положением. Именно от его имени ведётся повествование. Смело можно сказать, что читатель воспринимает мир глазами ребёнка

Ваня родом из большой купеческой семьи, где важное значение имеет религия. Дом, где живёт Ваня, наполнен доброжелательной атмосферой

По своей натуре Ваня является веселым, жизнерадостным и способным мальчиком. Но заметна слабость его характера: в конфликтах он пасует, проявляет страх и ведомость. Но он умен, так как без особых затруднений выполнял задание гувернантки по грамматике и читал религиозные книги.
Отцом Вани является Сергей Иванович. Это довольно вспыльчивый и грубый человек. При этом он отличается особой совестливостью и отходчивостью. Сергей Иванович — очень религиозный человек. Он постоянно посещает церковь, не пропускает ни одного религиозного празднества, много жертвует в пользу бедных и балует рабочих. Герой обожает творчество Александра Сергеевича Пушкина. В образе отца Вани писатель воплотил очень доброго человека. Так, благодаря Сергею Ивановичу устраиваются обеды для бедных людей, выплачиваются пенсии и пособия. Отец Вани своей добротой смог заслужить поистине народную любовь.
Главным героем романа является также Михаил Горкин. В его образе представлен старый плотник, который на момент повествования уже не работает. Горкин является наставником Вани и главным духовным авторитетом в доме. Даже хозяин прислушивается к его мудрым советам и во всем ему доверяет. Горкин приставлен к Ване как гувернер. Он добр и ласков к ребенку, всегда защищает его интересы. Но он очень строг в отношении религии и не позволяет мальчику богохульствовать.

В чем смысл финала

Концовка рассказа трагична: Павлуша, самый симпатичный рассказчику мальчик, упал с лошади и умер. Неприятности, о которых предупреждали его друзья-мальчишки после того, как ему почудился голос утопленника, исполнились. Хотя и не так, как все предполагали.

Смысл такого печального финала рассказа «Бежин луг» можно объяснить стремлением автора еще раз подчеркнуть проблему невежества крестьян, необходимости образования. Наступивший рассвет, который так ярко и подробно описывает рассказчик, сменяется известием о смерти его любимого героя. Такая концовка символизирует опасность мистического народного сознания, способного так или иначе привести к беде, даже если не замечать этого страшного явления.

Три ключевых момента

Итак, чтобы понять смысл рассказа «Бежин луг» из цикла «Записки охотника» Тургенева, нужно проследить за несколькими важными темами:

  • красота русской природы: автор подробно и с любовью описывает краски, звуки и запахи трав, цветов и деревьев, добиваясь точного эффекта присутствия читателя;
  • сложность и противоречивость русского народного характера: с одной стороны, сила, трудолюбие, отзывчивость, с другой – удивительное невежество и наивность;
  • раннее взросление крестьянских детей, вынужденных с малых лет заниматься тяжелым трудом.

Рассказ «Бежин луг», смысл которого – показать жизнь простого народа, как и весь цикл «Записки охотника», лишен назидательности, что не мешает ему глубоко воздействовать на читательское сознание. Именно с Тургенева и журнала «Современник» началась эпоха реализма, описывающая крестьянский быт с простыми радостями и нелегким трудом.

Второстепенные персонажи

Монах

Чернец, который воспитал Мцыри и ухаживал за ним умирающим, когда тот вернулся в монастырь. Именно ему юноша поведал о своих скитаниях. Это безмолвный слушатель без характерных черт, последний свидетель угасающей юной жизни.

Грузинка

Прекрасная девушка, которую Мцыри увидел у реки.

Девушка, повстречавшаяся Мцыри и очаровавшая его своим пением. Олицетворение любви, от которой юноша сознательно отказался ради долгожданной свободы.

Барс

Зверь, с которым Мцыри сошёлся в схватке.

Грозный противник, сильный дикий зверь, с которым Мцыри пришлось пережить битву и выйти из неё победителем.

В поэме «Мцыри» герой представлен очень ярко и красочно и во многом является отображением самого автора. Краткое описание характеристики главного героя поможет при написании сочинения по программе литературы за 8 класс, а также будет полезным для читательского дневника.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Мцыри»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Мцыри»

для самых компанейских —

Главные герои «Мцыри»

для самых занятых —

Читательский дневник «Мцыри»

для самых любопытных —

Анализ «Мцыри» Лермонтова

для самых крутых —

Читать «Мцыри» полностью

Тест по произведению

  1. /18

    Вопрос 1 из 18

    Какое событие поспособствовало написанию поэмы «Мцыри»?

    • Лермонтов выдумал эту историю
    • Сюжет для «Мцыри» Лермонтов взял из грузинского эпоса.
    • На Военно-Грузинской дороге, в Мцхете, Лермонтов познакомился с монахом, рассказавшим ему историю своей жизни.
    • Сюжет для «Мцыри» рассказала Лермонтову его бабушка.

Самые популярные материалы августа для 8 класса:

«Ася» очень краткое содержание

Краткое содержание «Князь Серебряный»

Краткое содержание «Бегущая по волнам»

«Пиковая дама» очень краткое содержание

Краткое содержание «Песня о Соколе»

Краткое содержание «Земля Санникова»

Краткое содержание «Бахчисарайский фонтан»

«Куст сирени» очень краткое содержание

История создания поэмы «Василий Теркин»

Краткое содержание «Куст сирени»

Суть: о чём?

Профессор Серебряков вынужден из-за финансовых трудностей переехать в имение своей почившей первой жены, где заведуют его шурин – Иван Войницкий и помогающая ему дочь Серебрякова от первого брака — Софья.

Войницкий переживает мировоззренческий кризис, разочаровавшись в своей жизни и профессоре Серебрякове, которого он ранее боготворил и всячески поддерживал деньгами во вред себе и имению. Теперь же Иван считает Серебрякова ничтожеством и мошенником.

На фоне этого разворачивается и любовный треугольник между женой профессора – Еленой, доктором Астровым и Софьей, который, однако, ни к чему не приводит, а только лишь ещё больше раздражает Ивана, который явно неравнодушен к Елене.

Внезапно Серебряков собирает семейный совет, на котором предлагает продать имение Войницких, а на полученные деньги купить более доходный земельный участок. Иван приходит в ярость и отказывается продавать имение сестры. Между ним и профессором начинается словесная перепалка, которая заканчивается тем, что Войницкий дважды стреляет из ружья в профессора, но промахивается.

Пьеса заканчивается примирением Войницкого и Серебрякова, который с женой уезжает в Харьков. Иван и Софья остаются в имении, пообещав и дальше снабжать профессора деньгами.

Тематика

Смысловое богатство драмы Антона Павловича – уникальная черта его творчества. Поэтому спектр тем, затронутых им в произведении, чрезвычайно широк.

  • Трагическое самопожертвование маленького человека во имя фальши — главная тема «Дяди Вани» Чехова. В этом выражается преемственность в русской литературе, где авторы продолжают описывать глобальные и общечеловеческие вопросы из поколения в поколение. Всего себя отдавали и Акакий Акакиевич из «Шинели», и Самсон Вырин из «Станционного смотрителя», и Макар Девушкин из «Бедных людей» Достоевского. Несчастные и недооцененные судьбы были разбиты, но на восстание осмелился лишь Войницкий Чехова. Он стал раскованнее своих предшественников, но все равно не сумел довести бунт до логического завершения, так как природную робость души ему не перебороть. В этом было бы его нравственное падение.
  • Гибнущая красота и ее особенная эстетика овевают всю книгу. С ней же связана и тема экологии. Леса безжалостно вырубаются, все живое, что находило там пристанище, умирает безвозвратно. Люди вроде Астрова понимают всю чудовищность этого варварского истребления природы, страдают вместе с ней, но ничего не могут поделать.
  • Отношение к природе является для автора показателем духовного богатства. Профессор и ему подобные, кроме себя, ничего не видят. Чехов противопоставляет равнодушие и эгоизм этих слепцов чуткости, естественности и мягкости настоящих людей – Сони, Ивана и Астрова. В них скрыто подлинное душевное благородство, без которого человек погружается в пучину себялюбия и перестает замечать мир вокруг. Теряя способность любить что-то помимо себя, он сеет лишь губительную пустоту вокруг, сравнимую разве что с вырубленным лесом. Ведь природу люди тоже губят от внутренней нищеты.

Тема и проблематика

Основной темой произведения является природа и ее единение с людьми, их тесная взаимосвязь

Описанию мест, где разворачиваются события, Тургенев уделяет особое внимание. Настроения природы глубже раскрывают чувства и эмоции персонажей

В рассказе писателем была поднята тема проблема жизни простого люда. Ведь дети крестьян, казалось бы, должны были наслаждаться беззаботным детством, а вместо этого они обязаны работать не меньше взрослых. Мальчики ночами пасут лошадей и следят, как бы на табун ни напали волки. Но несмотря на такие тяготы жизни, ребята радуются каждому дню и не унывают. И даже на работе они всегда находят как развлечься, и часто рассказывают друг другу невероятные истории.

Писатель также поднял тему народных верований и легенд. На примере мальчишек, что так любили их пересказывать друг другу по ночам, автор продемонстрировал, как сильно необразованные деревенские жители больны верой в существование чего-то мистического.

Как пример, плотник Гаврила, который увидел русалку из-за своей буйной фантазии, потом становится мрачным и много думает о своем будущем и этом знаке. А Ульяна, которая случайно встретила своего «двойника», стала ждать своей скорой смерти. Ее бесконечные мысли о приближавшейся кончине действительно стали причиной ранней смерти. Сельская девушка Акулина, которой показался водяной, сошла с ума. С тоской и печалью Тургенев понимает, что причиной этого всего является элементарное отсутствие образования у сельских жителей. А вера в приметы делает их рабами своих страхов.

Еще одна затронутая в произведении проблема — это хрупкая детская душа, психология и мировосприятие ребенка. Тургенев хотел пробудить в читателях желание относится к крестьянским детям с нежностью и пониманием, думать о них и их судьбе. На примере пятерых мальчишек Иван Сергеевич показал как богат внутренний мир деревенских детей и как тонко они порой чувствуют природу.

Главные герои и их характеристика

Система образов в пьесе «Дядя Ваня» выстроена в виде строгой иерархии. Есть трутни и лентяи, которых содержат ничем не примечательные труженики, глубоко несчастные в своем кабальном труде. Многомудрый Литрекон объединил их в одну таблицу.

герои пьесы «дядя ваня»
характеристика
иван войницкий (дядя ваня)
уже не молодой мужчина — добрый, покорный и слабовольный неудачник. на протяжении всей своей жизни только отдавал и был дойной коровой для всего семейства. отказался от своей части наследства, чтобы семья смогла купить имение для сестры. когда сестра вышла замуж, он управлял её имением, выжимая из него последние соки, чтобы обеспечить профессора деньгами. на момент начала пьесы иван предстаёт перед нами полностью разочаровавшимся в своей жизни человеком, он считает, что зря потратил свои лучшие годы на содержание профессора, которого считает бездарностью. по ходу пьесы эмоциональное состояние войницкого ухудшается, что приводит сначала к попытке убийства серебрякова, а потом к краже морфия у астрова с целью покончить жизнь самоубийством. в конце пьесы войницкий, по всей видимости, смиряется со своей судьбой и продолжает влачить своё незавидное существование.
софья серебрякова
дочь профессора от первого брака. добра, скромна и трудолюбива. испытывает чувства к доктору астрову, который не отвечает её взаимностью. является последней отрадой дяди вани, поддерживающей в нём жизнь. в конце пьесы остаётся вместе с войницким в имении и произносит монолог о тяжёлой жизни, после которой их ждёт покой и рай. она некрасива, живет в глуши, работает за двоих и все деньги отдает отцу. но все же она старается сохранить веру в жизнь, хоть и с помощью алкоголя.
михаил львович астров
врач и владелец имения. деятельный, умный и энергичный человек, занимающийся посадкой новых лесов. в то же время жалуется на усталость и притупление чувств. местность, где не с кем поговорить, действует на него удручающе. разочарован в жизни, не способен на глубокие чувства, чем и объясняет свою холодность к софье.
елена андреевна серебрякова
жена профессора. красивая, но пустая и скучная женщина 27 лет. полюбила серебрякова из-за его авторитета и научной деятельности, однако вскоре поняла, что любовь эта была ошибкой. страдает в браке с капризным и холодным профессором, который годится ей в отцы. чувствуя напряжение в имении, елена очень тревожится, но не может ничего с этим поделать
профессор серебряков
пожилой профессор. по словам дяди вани, мошенник и лжеучёный, однако прямых подтверждений этому нет. капризен и самодоволен, но оправдывает это своим почтенным возрастом

он часто ноет, жалуется и привлекает внимание. эгоист

оказался способным разработать план по спасению финансового положения своей семьи, но не ставит в грош заслуги родственников. принимает их жертвы как должное, а сам живет на широкую ногу.

Нарастание конфликта

Вроде бы ничего особенного не происходит с героями пьесы «Дядя Ваня» Чехова. Краткое содержание третьего действия, однако, показывает, что между присутствующими на чаепитии назревает конфликт. Молодая жена профессора понимает, что Войницкий прав. Женщина не чувствует себя счастливой. Выйдя замуж за профессора, прельстясь его ученостью и положением, она не обрела того семейного уюта, которого ждала. Елене хочется настоящего чувства, она влюблена в Астрова.

Она с волнением соглашается поговорить с ним о Соне. Но женщина догадывается, что врач влюблен в нее. Астров подтверждает ее догадки. Он пытается поцеловать женщину: в этот момент их видит дядя Ваня. Елена Андреевна, боясь нравственного осуждения, говорит, что покинет имение вместе с мужем.

Раскрывается личность профессора: он оказывается корыстным и эгоистичным человеком. Ему кажется, что доходы с этого поместья недостаточны, поэтому он решает продать его. Часть денег поместить в банк и жить на проценты. Дядя Ваня в ужасе: куда деваться ему, старушке-матери и Соне? Ведь они столько лет для него трудились, старались побольше денег ему отправить.

Профессор говорит, что позже обдумает это. Соня не может поверить в то, что отец выставляет своих близких родственников на улицу. Потрясенный такой несправедливостью, дядя Ваня два раза стреляет в профессора, но оба раза промахивается.

История создания

Творческая история написания «Дяди Вани» началась с другой пьесы Чехова – «Леший», рассказывавшей о жизни интеллигентов в провинциальном имении и их конфликте вокруг продажи леса. Однако Чехов оказался не удовлетворен итоговым результатом, а потому решил, взяв за основу «Лешего», создать принципиально другую пьесу.

Несмотря на серьезные различия, в «Дяде Ване» прослеживаются некоторые детали из «Лешего». Имение в глухой провинции, отставной профессор с финансовыми затруднениями, его противостояние по этому вопросу с одним из центральных персонажей, деятельность Астрова по спасению лесов. Всё это, пусть и не явно, но выявляет определённую связь между двумя пьесами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: