Детство и юность
Биография Джин Айрис Мёрдок началась 15 июля 1919 года в столице Ирландии — Дублине. Ее отец являлся кавалеристом на Первой мировой войне, а позже поступил на государственную службу. Мать девочки была оперной певицей. Молодые люди впервые встретились в Дублине, а в 1918-м связали себя узами брака. Спустя год в семье появилась дочь.
В 1920-м Айрис вместе с родителями переехала в Лондон. Именно в столице Англии и прошли детские годы писательницы. Несмотря на это, проблемы родной Ирландии всегда задевали женщину за живое, она не открещивалась от своего происхождения. В интервью автор упоминала, что ее детство было счастливым, а свой союз с родителями называла «совершенной троицей любви».
Мёрдок окончила независимую школу в Рохемптоне, после чего поступила в учебное заведение для девочек в Бристоле. В 1938-м она стала студенткой Сомервиллского колледжа, относящегося к Оксфордскому университету. Сначала девушка училась на курсе английского языка, а позже стала изучать античную и британскую литературу. В 1942-м она получила диплом 1-й степени, окончив колледж на отлично.
Продолжить образование Айрис не удалось из-за начавшейся войны. После учебы она поступила на работу в Министерство финансов, а в 1944 году перешла в ООН на должность клерка, где продержалась 2 года. В 1947-м девушка поступила в аспирантуру Ньюнхемского колледжа при Кембриджском университете, начав изучать философию.
В молодости Мёрдок начала карьеру преподавательницы, получив должность учителя философии в колледже Святой Анны при Оксфордском университете. Этой работе женщина посвятила 15 лет своей жизни. Оксфорд стал для нее судьбоносным местом: именно здесь случились важнейшие события в ее биографии.
Личная жизнь
В личной жизни Айрис пережила 2 серьезные драмы: в период войны умерли горячо любимые ею мужчины — Франц Штайнер и Фрэнк Томпсон. По этой причине женщине долгое время не удавалось завязать серьезных отношений.
В начале 50-х годов Мёрдок познакомилась в Оксфорде с коллегой по имени Джон Бейли. Он работал учителем, писателем и литературным критиком, так что у мужчины и женщины было много общих интересов. В 1956-м они связали себя узами брака и впоследствии не разлучались до самой кончины великой писательницы. У пары так и не появились дети.
Интересным фактом является то, что после смерти Айрис ее муж сочинил книгу-биографию с архивными фото, послужившую впоследствии основой для популярного фильма, получившего несколько статуэток «Оскар». Несмотря на это, близкие Мёрдок с негативом восприняли книгу, утверждая, что в ней искажены и преувеличены события из ее биографии.
Книги
Писательская карьера Мёрдок началась довольно поздно. Ее дебютный роман, озаглавленный «Под сетью», был опубликован в 1954-м. Для женщины написание историй поначалу являлось любительским занятием. Она сочиняла и до официального выхода своей книги, но начальные литературные попытки до этого не были продемонстрированы массовой публике.
Критики приняли «Под сетью» совершенно по-разному: кто-то восторгался, а кто-то категорически отрицал сложное сочетание традиций плутовского романа и философии. В будущем книга вошла в список «100 непревзойденных англоязычных романов всех времен» по версии журнала Time. Дебютное произведение Айрис стало единственным из всей ее библиографии с доминированием юмористического жанра.
Решив заниматься литературным трудом профессионально, Мёрдок стала действовать продуктивно и уверенно. Спустя всего 2 года после первого успеха на прилавках книжных магазинов появилась ее вторая книга под названием «Бегство от волшебника», на которую во многом повлияла популярная тогда философия экзистенциализма.
В 1953 году женщина создала книгу о Жан-Поле Сартре. В самом начале своего творческого пути, увлеченная философией экзистенциализма, девушка подверглась влиянию таких романов этого автора, как «Стена» и «Тошнота».
Конец 60-х годов ознаменовался публикацией серии книг, названой исследователями творчества Айрис «романами ужаса и тайн»: «Единорог», «Время ангелов», «Отсеченная голова», «Итальянка». В них Мёрдок исследует влияние на человека разрушительных страстей.
Комический подтекст продолжен в произведении Мёрдок «Дикая роза». В нем женщине удалось проявить себя как талантливого писателя-реалиста, а также продолжателя традиций, заложенных классиками британской литературы. Роман рассуждает о свободе, любви и браке, а автор изучает взаимосвязь между этими феноменами. В 1974-м на американском телевидении вышел 4-серийный фильм, являющийся экранизацией этой книги.
1970-е годы характеризовались зрелостью Айрис как писательницы. Она стремилась продолжить традиции, заложенные Шекспиром, являющимся образцовым воплощением добра. Автор погрузила своих читателей в театральную поэтику и создала собственные версии классических литературных сюжетов. «Шекспировский» цикл включает в себя такие работы, как «Дилемма Джексона», «Черный принц», «Море, море»
Классические герои получили у Мёрдок обновленную трактовку и переключили свое внимание на поиск смысла жизни и добра
Весомый период своей творческой жизни Айрис черпала вдохновение у Платона. Она стала размышлять в своих книгах о поиске нравственной жизни, соотношении иллюзии и реальности. В произведении «Человек случайностей» женщина обильно рассуждала о моральных исканиях, а также исследовала нравственную проблему ответственности индивида перед другими людьми, используя при этом комическую форму подачи.
Роман Айрис «Черный принц», который традиционно принято считать лучшим, вышел в 1973-м. Это произведение представляет авторскую интерпретацию истории о Гамлете. Также литературные критики причисляют его к «платоновской» серии.
«Черному принцу» свойственны символичная и мудреная структура, а также насыщенность философскими взглядами. Сложное построение сюжета сменяется частыми размышлениями главного героя. Таким образом, книга получилась непростой, но очень захватывающей. Кроме того, автор не полностью интерпретирует роман, предлагая читателям несколько вариантов его трактовки. Роман, награжденный призом Джеймса Тейта и номинированный на Букеровскую премию, с восторгом встретили критики.
Творчество писательницы 1980-х годов ознаменовалось увеличением игровой составляющей, она начала создавать романы как ребусы — с зашифрованными смыслами, различными сюжетными коллизиями и поворотами, скрытыми в сложных цитатах, аллюзиях, отсылках. Роман «Школа добродетели», опубликованный в 1985-м, рассказывает о психоаналитике, являющемся и человеком, и демоном, и волшебником, которого обуревают страсти.
Последние произведения, написанные Мёрдок, утратили то нескончаемое обаяние прозы, которое было присуще ее ранним работам. В них укрепилась моралистичность. Последний роман писательницы, опубликованный в 1992-м, получил название «Дилемма Джексона».
В 1987-м Айрис удостоилась звания «Почетный профессор Оксфорда». В следующем году она стала обладателем престижного Приза Шекспира. Кроме того, в 1989 году женщину наградили высочайшим званием «Дама Командора Британской империи», а в 1997-м — почетной премией «Золотое перо» за заслуги перед британской литературой.