Кризис идентичности в подростковом возрасте
Многочисленные трудности подросткового возраста неизбежно накапливаются и проявляются в нескольких кризисах. Во время первого из них происходит поиск, а затем и выбор взрослой идентичности, нового отношения к внешнему миру и к себе. Внешне это проявляется в активизации интереса – подростки постоянно общаются на разные темы, затрагивая нравственные и моральные вопросы, а также межличностные отношения. Они не устают что-то доказывать друг другу и проявлять интерес к исследованию самого себя и уровня своих способностей. Именно поэтому подросткам так интересны прохождения тестов и участие в школьных олимпиадах.
Изменения в подростковом возрасте неизменно сопровождаются бурным развитием сознания и самосознания. Именно поэтому подростки часто склонны к уходу в себя, чрезмерно самокритичны и чувствительны к посторонней критике. Любые оценки и замечания со стороны значащих для них людей могут вызывать активную и подчас непредсказуемую реакцию.
Независимо от возраста подростка становление нового уровня его самосознания (так называемой «Я-концепции») выражается в желании понять себя, осознать свои особенности и потенциал, найти сходство с окружающими людьми и оценить свою уникальность и неповторимость. Соответственно, именно в этот период отмечается существенное снижение ценности общения в кругу семьи, гораздо больший авторитет приобретают друзья. Требования со стороны родителей сохраняют свое влияние только при условии их значимости за пределами семейства.
Познание себя через схожесть с другими у подростка происходит во время общения со сверстниками. По сути, подростки образуют свою особую подростковую субкультуру, так как имеют свои собственные установки, нормы и специфические формы поведения. Для них крайне важным является чувство принадлежности к референтной группе, поэтому они всеми силами стремятся занять в ней свое место. Внешне это может противоречить бунту против общепринятых норм взрослых, однако именно в подобной ситуации и формируется самосознание – перенесенное вовнутрь социальное сознание.
Совет 4. Не читайте морали — разговаривайте по душам
Возрастные ограничения медиков неслучайны: ваш ребёнок — ещё действительно ребёнок, как бы логично ни рассуждал и как бы «не по годам» держался.
Вредные привычки и прочее рискованное поведение в переходном возрасте связано с потребностью быть причастным к сообществу, проявлять себя, испытывать новые сильные переживания.
Ошибочно думать, что подросток пробует сигареты или алкоголь ради эффекта от самих веществ. Он ищет возможности усмирить колебания своих эмоций и хочет убедиться, что все эти «взрослые штуки» ему не помогут.
Ребёнок, который уже, возможно, выше вас ростом, нуждается в заботе, внимании и поддержке не меньше, чем едва вставший на ноги малыш.
Не читайте подростку морали, тем более не стоит выливать на него свои переживания за его жизнь и здоровье. Постарайтесь спокойно рационально объяснять, каковы могут быть последствия тех действий, что он совершает.
Если подросток получает необходимую поддержку дома, чувствует себя уверенно, даже ошибаясь, и знает, что его поддержат в любых начинаниях, то он не испытывает необходимости искать альтернативное сообщество и проверять свои границы на улице. Гораздо ценнее для него открытая поддерживающая беседа с матерью или отцом, совместный просмотр фильма ужасов или поход в парк аттракционов за ясной, но контролируемой порцией адреналина.
<<Форма бесплатного курса>>
Учись Учиться
Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям: ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних; воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности; непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений; воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.
Влияние взрослой преступности на преступность несовершеннолетних чаще всего осуществляется опосредованно — через преступность молодежи. Потому характеризовать преступность несовершеннолетних только ее настоящим состоянием неправильно. Связь преступности несовершеннолетних и молодежи двусторонняя. Преступность несовершеннолетних это как бы отражение или тень преступности молодежи, так как младшие пытаются повторять поведенческие стереотипы старших, а преступность старших пополняется за счет притока вчерашних несовершеннолетних. Преступность несовершеннолетних как бы несет в себе и прошлое (допреступное социально отклоняющееся) поведение подростков и их будущее преступное поведение при переходе в старшие возрастные группы.
Характер и физическое развитие детей подросткового возраста
Подростковый возраст не имеет четких, абсолютных и определенных границ и характеристик. Всегда имеются некоторые различия, которые могут быть довольно существенными. Они объясняются влиянием:
- специфических социальных факторов;
- различных условий воспитания и обучения подростков.
И все же основную характеристику и линию развития детей в переходном периоде выделить можно. Прежде всего, стоит отметить, что именно для этого возраста характерно интенсивное и довольно часто неравномерное физическое созревание. Если условно изобразить этот процесс на графике, то получится довольно характерная кривая: постепенное плавное развитие ребенка до десяти лет сменяется стремительным и неравномерным подъемом, на пике которого происходит перелом и где-то к 15 годам кривая снова становится пологой и мягкой.
Младший подростковый возраст – это время бурного роста и формирования организма. Интенсивно растет тело, идет процесс окостенения скелета, совершенствуется мускульный аппарат. При этом апогей роста обычно приходится на 13 лет у девочек и 15 лет у мальчиков. Подчас подросток выглядит угловатым и нескладным. Всему виной неравномерное физическое развитие. Особенно интенсивно растут скелет и конечности в длину, при этом рост и формирование грудной клетки немного отстают. Все это и провоцирует некоторые характерные психологические особенности подросткового возраста. Подросток осознает свою нескладность и угловатость, стесняется ее и старается замаскировать, принимая вычурные и порою неестественные позы
Нередко он пытается отвлечь внимание от своей внешности напускной грубостью и бравадой. Даже легкая ироничная насмешка в отношении его походки, позы или фигуры может вызвать бурную реакцию, ведь подростка сильно угнетает мысль, что он нелеп и смешон в глазах окружающих его людей
Именно поэтому отношения в подростковом возрасте нужно строить крайне аккуратно, при этом особенную осторожность должны проявлять именно взрослые. Возможны возрастные несоответствия и в развитии сердечно-сосудистой системы
В этот момент происходит значительное увеличение в объеме сердца, которое становится сильнее и работает более мощно. При этом кровеносные сосуды в развитии отстают, что нередко приводит к:
Возможны возрастные несоответствия и в развитии сердечно-сосудистой системы. В этот момент происходит значительное увеличение в объеме сердца, которое становится сильнее и работает более мощно. При этом кровеносные сосуды в развитии отстают, что нередко приводит к:
- краткосрочным расстройствам кровообращения;
- возрастному напряжению сердечной деятельности;
- повышению кровяного давления.
В результате у некоторых подростков могут порой наблюдаться головокружения, временная слабость, учащенное сердцебиение, головные боли и сравнительно быстрая утомляемость. Все это совпадает с началом интенсивной деятельности щитовидной железы и прочих желез внутренней секреции и, как правило, приводит к скоропроходящим нарушениям в работе нервной системы подростка. Этим объясняется излишне бурное поведение в подростковом возрасте. Для подростков характерна повышенная возбудимость, раздражительность и вспыльчивость, которые часто выражаются в резких реакциях.
Нервная система подростков не всегда может выдерживать воздействие сильных или длительных монотонных раздражителей, и под их влиянием она часто переходит в состояние сильного возбуждения либо торможения. Подобным образом на подростка может подействовать длительное ожидание волнующего события, обилие впечатлений или сильные нервные потрясения. Реакция на подобные раздражители может быть кардинально противоположной. Одни подростки под их влиянием становятся вялыми, рассеянными и сонливыми, так как их нервная система тормозится. Другие могут совершать абсолютно несвойственные им поступки, порой вообще бессмысленные. Они становятся нервозными и раздражительными, начинают нарушать дисциплину, ставя в тупик учителей и родителей.
Естественно, все это не означает, что подростковый возраст является каким-то «инвалидным». К подростку вовсе не нужно относиться как к больному. Напротив – это возраст грандиозных замыслов и больших дел, пора активности и кипучей энергии. И грамотный педагог обязательно должен учитывать это в процессе организации учебно-воспитательного процесса.
Психологические факторы и коррекция отклоняющегося поведения подростков
Подростковая преступность проявляется, прежде всего, в высоком динамизме подростковых криминальных проявлений, росте удельного веса подростковой преступности в общей преступности и возрастании коэффициента. Снижается нижняя возрастная граница приобщения
В ходе эмпирического исследования обнаружены устойчивые связи элементов социального поведения с особенностями личности, выявленными с помощью личностных опросников Д.Кейрси (в соответствии с юнговской типологией). Показано, что такая важная поведенческая характеристика личности, как уверенность, существенно зависит от личности таб. 2.4. -таб.2.6..
Слайд 8 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ходе своей проектной
ПДН старшего сержанта полиции Ивановой А.А. (фамилия инспектора и название
района изменены в связи с требованием источника информации).По данным исследований выяснено, что за 2020г. несовершеннолетними было совершено 35 преступлений. Причем выявлен рост преступности по особо тяжким преступлениям по сравнению с 2019г.Также было проведено 209 рейдовых мероприятий в целях выявления подростков, находящихся в общественных местах без сопровождения родителей (законных представителей) в нарушение требований Закона Краснодарского края №1539. В ходе рейдовых мероприятий было выявлено 52 нарушения требований закона.
Осложнения и последствия девиантного поведения
Подростковый период очень важен для формирования личности. От того, как подросток проживет эти годы, во многом зависит его будущее. Например, будет ли он страдать от алкогольной или табачной зависимости, вспышек гнева, проблем с законом, сложностей с самостоятельной жизнью.
Как мы заботимся о телесном здоровье наших детей — водим к врачам, лечим зубы, покупаем лекарства — точно также стоит позаботиться и об их психологическом здоровье. Своевременная коррекция девиантного поведения у подростка поможет избежать возможных проблем в будущем.
Конечно, проявления даже большинства из перечисленных девиаций не означает, что подросток обязательно вырастет в пропащего взрослого, но ему будет гораздо проще и приятнее жить, если вы поможете максимально мягко пройти через этот сложный период.
Интеллектуальное и эмоциональное формирование подростка
В подростковом возрасте продолжается эмоциональное и интеллектуальное формирование личности, которое началось практически сразу же после рождения, однако именно в подростковом возрасте формирование этих сторон личности особенно активно.
Педагоги и психологи неоднократно отмечали, что и эмоционально, и интеллектуально мальчики и девочки развиваются неодинаково.
Что касается мальчиков, то, как выяснилось в результате многих наблюдений, именно мальчикам гораздо проще абстрагироваться, поэтому у них лучше, чем у девочек, развито абстрактное мышление и восприятие. Как правило, мальчики имеют более широкий круг интересов и самых разных увлечений, которые иногда могут быть и совершенно неожиданными.
Но есть и другая сторона медали — несмотря на некоторые явные преимущества, мальчикам гораздо сложнее ориентироваться в реальной жизни и принимать безошибочные решения в ситуациях, которые встречаются в реальных обстоятельствах.
По поводу девочек неоднократно отмечено, что девочки более практичны, более реалистичны и более крепко стоят на ногах в обыденных житейских ситуациях. Кроме того, отмечается, что девочки умеют более ясно и отчетливо доносить до собеседника свою мысль, то есть словесно-речевая деятельность развита у девочек лучше, чем у мальчиков этого же возраста.
Отмечается и то, что девочки более остро и более болезненно реагируют на нелестные отзывы об их внешности, чем на такие же острые высказывания по поводу их сообразительности и интеллектуальных возможностей.
Социализация в период подросткового возраста
Психология подросткового возраста достаточно сложна, так как именно в этот период происходит переход от детства к взрослости (поэтому нередко его еще называют переходным). Это время связано с перестройкой всех психических процессов, что, как правило, сказывается на деятельности школьника. Именно поэтому воспитание подростка требует постепенных, но решительных изменений форм взаимоотношений, а также грамотного руководства со стороны взрослых (родителей и учителей). Довольно часто трудности в воспитательной и учебной работе со школьником-подростком возникают из-за дефицита знаний или игнорирования закономерностей и особенностей психического развития личности в данном возрасте. Главные психологические новообразования подросткового возраста – взрослая логика мышления, чувство взрослости, формирование «Мы-концепции», эмансипация от родителей.
Чувство взрослости внешне проявляется в стремлении к независимости и самостоятельности. Именно в борьбе за них подросток узнает свои возможности, удовлетворяет потребности в самоутверждении и самопознании, учится действовать самостоятельно
При этом важно, чтобы такая борьба не принимала крайних форм и проходила в безопасных условиях. По сути, для подростка важна даже не сама самостоятельность, а признание взрослыми возможности самостоятельно распоряжаться собой
Процесс превращения ребенка во взрослого крайне непрост, потому как связан с:
- изменением деятельности и условий жизни;
- серьезной перестройкой психики;
- ломкой старых, устоявшихся форм общения и отношений с людьми.
Возможно, именно поэтому период подросткового возраста считается более трудным для воспитания и обучения, чем младший и старший. Действительно, для подростков старые методы и формы объяснения нового материала становятся непригодными. Если еще недавно школьник охотно выслушивал подробные объяснения учителей, то теперь эта же форма знакомства с новыми знаниями нередко вызывает у него скуку, равнодушие и явно тяготит. Ученик, который еще недавно был склонен к дословному воспроизведению усвоенного материала, теперь стремится излагать выученное «своими словами» и нередко протестует, когда от него требуют точного воссоздания формул, законов и определений. Еще вчера послушный и вежливый подросток может начать проявлять недисциплинированность, упрямство, резкость и грубость. Беспрекословно принимавший ранее требования и указания взрослых, он начинает относиться к ним избирательно-критически. Он считает, что поступающие требования и указания должны быть логически убедительны и достаточно аргументированы (с его точки зрения). У подростка появляется собственное мнение, которое, к удивлению учителя, нередко расходится с общепринятым. Часто эти процессы сопровождаются преувеличенным представлением о собственном достоинстве и необъяснимой обидчивостью. Все это – традиционная характеристика подросткового возраста, которая иногда становится причиной возникающего конфликта педагога с учениками-подростками.
Проблемы подросткового возраста, связанные с обучением и воспитанием подростка, как раз и состоят в необходимости изменения привычных форм взаимодействия со школьниками. Удачные в прошлом методы влияния и воздействия, в частности, контроль за деятельностью и жизнью подростка, нужно менять. Нередко педагогу приходится находить какие-то свои, совершенно новые средства и приемы воспитательного и учебного воздействия, которые оказываются наиболее эффективными.
Уже не ребенок…
Физиологическое вхождение в подростковый возраст, разумеется, не оставляет без изменений психологию детей. Или уже не детей. В этот период у подростков начинают формироваться особой направленности чувства и мысли, их привлекают какие-то новые неизвестные стремления и действия. «Уже не дети» вступают в игру, правила которой очень близки к деятельности и ответственности взрослых.
Почему подростковый возраст называют трудным? Многие родители ответят, что с подростками невозможно договориться «по-хорошему», что дети становятся эгоистами и не слышат взрослых. Скорее всего, подростковый возраст сложен для самих подростков. В этот период у детей появляется чувство «взрослости». Они перестают ощущать себя детьми, но понимают, что еще не выросли. Поэтому именно это время порождает интерес к себе как к личности, толкает к сопротивлению и преодолению – подросток не знает, как показать окружающим, что «уже не ребенок», поэтому взрослые наблюдают упрямство, даже хулиганство, протест устоявшимся авторитетам.
Сложным этот период делает не только преображение подростка, но и неготовность взрослого менять привычный стиль взаимодействия (направлять и контролировать) – ребенок пока по-прежнему полностью зависим от родителей. А недавний «малыш» стремится выйти из сложившегося круга родительской опеки и начинает сопротивляться обычным требованиям. Попытки ограничить его самостоятельность очень обижают обострившееся чувство собственного достоинства. Подросток начинает претендовать на некое равноправие со взрослыми, не принимая свое подчиненное и ведомое положение. Соответственно, он пытается ограничить права взрослых и расширить свои, претендуя на уважение к своей личности и признание себя равным взрослому.
Половое созревание подростка в возрасте 11-13 лет
Определяющим фактором физического развития подростка является половое созревание. В этот переломный период начинают функционировать половые железы и появляются характерные угри на коже. Когда именно начнутся эти процессы, во многом зависит от национально-этнографических и климатических факторов. К примеру, у жителей южных регионов половое созревание начинается раньше, чем у северян. Немалое значение имеют также особенности индивидуальной жизни подростка: начиная от состояния здоровья, питания, режима работы, отдыха и заканчивая перенесенными болезнями и окружающей обстановкой. Со всеми поправками началом полового созревания принято считать возраст 12-13 лет у мальчиков, и 11-12 – у девочек. Завершается этот процесс к 15-16 и 13-14 годам соответственно (старший подростковый возраст). К концу этого периода, как правило, происходит отделение подростка от семьи, поиск новых отношений и впечатлений от внешнего мира. Появляется влечение к противоположному полу. Подросток стремится к любовным отношениям.
Особенности физического развития становятся одной из главных причин неуравновешенности характера подростков, эмоциональной возбудимости, сравнительно частых, резких и непрогнозируемых скачков настроения, которые в сочетании с активностью и бурной энергией при недостаточной выдержке и дисциплинированности нередко приводят в детских коллективах к крикливости и несерьезности. Особенно опасен подобными проявлениями ранний подростковый возраст, поэтому довольно часто мы наблюдаем беготню по лестницам и возню именно 10-13-летних детей.
Разумеется, подобные черты вовсе не являются обязательными спутниками подросткового периода. В прекрасно организованном коллективе с твердыми требовательными руководителями картина поведения подростков, как правило, иная. Однако бодрость, подвижность, шумность, импульсивность и активное общение в подростковом возрасте являются неизменными спутниками.
Заметное развитие наблюдается у волевых черт характера. В подростковом возрасте формируются настойчивость и упорство, умение преодолевать трудности и неприятности на пути к своей цели. В отличие от школьников помладше подростки способны не только к отдельным волевым поступкам, но и к полноценной деятельности. В младшем возрасте ученики крайне редко самостоятельно ставят перед собой цели и задачи, для достижения которых требуются усилия воли. Как правило, их к этому подталкивают родители и учителя. Однако подростки гораздо чаще сами ставят перед собой такие задачи и самостоятельно планируют деятельность по их решению.
Тем не менее, волевые качества в подростковом возрасте развиты еще не полностью, поэтому проявлять их во всех аспектах своей жизни подросток не может. Чаще всего настойчивость проявляется в одном виде деятельности (например, в спорте) в ущерб другим (например, учебе).
Слайд 10 ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТИ1. Ликвидировать правовую неграмотность
образования с просьбой привлечь дополнительное количество посетителей в кружки, секции,
клубы;3. Пропагандировать Здоровый образ жизни. 4. Вести активную работу и агитацию за здоровый образ жизни самими учениками. 5. Вовлекать родителей в жизнь их детей путем организации совместных мероприятий, тем самым увеличивая значимость семейных отношений и ответственность самих родителей.6. Ввести в школе службу разбора конфликтных и неправомерных ситуаций, и, может даже в форме театрализованного суда рассматривать эти ситуации.7. Проводить больше классных часов, нацеленных на профилактику подростковых правонарушений, с привлечением органов ПДН.
Особенности наказаний
Несовершеннолетними закон именует лиц, которые на момент совершения деяния достигли 14 лет, но им еще не исполнилось 18. К таким субъектам могут применяться не все виды наказания. В частности, тюремное заключение не может длиться более 10 лет, а исправительные работы — больше года. Отбывание наказания, как правило, осуществляется в воспитательных колониях усиленного или общего режима. При вынесении приговора суд учитывает условия жизни несовершеннолетнего, особенности психического развития, степень влияния старших. Недостижение совершеннолетия считается смягчающим обстоятельством. К подросткам могут применяться следующие наказания:
- Штраф.
- Обязательные или исправительные работы.
- Запрет на осуществление какой-либо деятельности.
- Арест.
- Тюремное заключение на определенный срок. Если деяние небольшой или средней тяжести совершено впервые, суд может освободить несовершеннолетнего от ответственности и по отношению к нему могут применяться принудительные воспитательные меры.
- Предупреждение.
- Вменение обязанности загладить нанесенный ущерб.
- Передача под родительский надзор или под контроль специализированного госоргана.
- Ограничение досуга, установление особых правил поведения.
К несовершеннолетнему может применяться несколько мер одновременно. Предупреждение состоит в разъяснении лицу того вреда, который оно причинило, а также последствий, которые возникли от его действий. Загладить ущерб материально субъект может, только имея заработок. К нему законодательство относит не только з/п, но и стипендию и прочие выплаты. В случае систематического невыполнения несовершеннолетним предписанных правил воспитательные меры отменяются, а материалы его дела направляются в суд, где рассматривается вопрос о привлечении его к ответственности по УК.
Подростковая преступность в России
- Решение ключевых задач, касающихся преодоления наследственных патологий, сокращения рождаемости от субъектов, страдающих наркоманией и алкоголизмом, аномалиями физического и психического развития. В рамках этого направления принимаются меры, ориентированные на устранение негативного влияния на семьи разнообразных химических, в том числе медицинских, препаратов, экологических процессов, совершенствование родовспомогательной службы и пр.
- Безусловное и первоочередное выделение материальных средств, поддержка каждой семьи не по возможности, а в действительно необходимом размере с учетом инфляционных и прочих экономических явлений.
- Формирование и развитие службы помощи, располагающей высококвалифицированными кадрами, достаточной материальной базой. Ее создание должно сопровождаться одновременным сокращением отделов, в особенности в структуре МВД, призванных осуществлять инспекцию и контроль семей.
- Формирование технических, материальных и прочих условий для обеспечения систематического участия несовершеннолетних в посильной и хорошо оплачиваемой трудовой деятельности.
В стране с высокой криминогенной обстановкой отмечается угрожающий уровень подростковой преступности. В обществе в таком случае формируются условия для вовлечения несовершеннолетних в незаконную деятельность. В такой ситуации юридические нормы должны обеспечить адекватную реакцию государства на происходящее. Рассмотрим далее проблемы подростковой преступности.
Важные обстоятельства
Все годы, на протяжении которых изучается подростковая преступность, РФ входит в перечень суверенных государств бывшего СССР, где она была наиболее высока. В среднем отмечалось, что каждые 5 лет она увеличивалась на 14-17 %. Рост подростковой преступности с 1975 г. сопровождался сокращением либо крайне незначительным повышением общей численности этой категории населения. Вместе с этим отмечалось усугубление вообще по стране. Преступность охватывала все слои населения, но в подростковой группе почти всегда была наиболее интенсивной.
Негативные тенденции отмечались и в те периоды, когда были введены достаточно суровые карательные меры для несовершеннолетних. За 1973-1984 годы рост судимости подростков опережал увеличение количества выявленных преступлений этой группы. При этом общее количество несовершеннолетних, приговоренных к тюремному заключению в указанный период, было значительным. В 1981-1985 гг. среднегодовое число осужденных стало самым большим за все послереволюционное время. Существенную поправку в статистические результаты может внести учет латентности. Из-за дефектов регистрации, плохого выявления неправомерных деяний несовершеннолетних фактические показатели больше в 3-4 раза официально отражаемых данных.
Коммуникативная сфера в жизни подростков
Сложно не согласиться, что совершенно особенное значение для любого человека и, тем более, для подростка, имеет коммуникативная сфера, то есть сфера общения между людьми, а также возможность и умение общаться
Именно в процессе общения (коммуникации) подросток получает знания, которые ему непременно понадобятся в жизни, причем эти необходимые знания далеко не ограничиваются школьными предметами.
Подростку очень важно научиться понимать принципы общения между людьми, принципы построения иерархии в любом обществе или сообществе, принципы совместной деятельности и многое другое.
Проблемой подросткового возраста много и плодотворно занимался блестящий американский психоаналитик (немец по происхождению) Эрик Хомбургер Эриксон, который очень много работал как психолог, изучающий и корректирующий психологию развития. Именно Эрику Эриксону принадлежит теория восьми стадий психосоциального развития личности и именно он стал автором популярного сегодня термина «кризис идентичности»
Что имеется ввиду?
Не секрет, что одна из важнейших особенностей любого подростка — поиск себя, своего места в мире, стремление найти себя как личность и как индивидуальность. Иногда этот путь может быть не просто длительным и сложным, но еще и болезненным, когда самолюбие подростка будет подвергаться многочисленным испытаниям, а то и ударам.
Психологи и педагоги отмечают, что главная суть так называемого подросткового комплекса состоит в свойственных именно этому возрастному периоду поведенческих моделях и в специфических, свойственных именно для подростков, поведенческих реакциях на любое воздействие и вмешательство извне, то есть на любую попытку вмешаться в жизнь подростка или попытаться подкорректировать его поведение.