Леонардо да винчи

Леонардо да винчи философ и творец эпохи «возрождения»: биография, факты

Краткая биография

  1. В 1466 г. во Флоренции Леонардо поступает в мастерскую художника Андреа дель Верроккьо в качестве подручного. Молодой подмастерье обучался вместе с Перуджино, Аньоло ди Поло и пр., познакомился с Сандро Боттичелли, Гирландайо и другими известными мастерами. Помимо рисования он изучал черчение, скульптуру, моделирование, гуманитарные науки и приобретал важные технические навыки.
  2. В 1473 г. Гильдией Святого Луки Леонардо да Винчи была присвоена квалификация мастера.
  3. Примерно в 1475 г. Верроккьо совместно со своим учеником закончил работу над картиной «Крещение Христа» для бенедиктинского монастыря. Леонардо мастер доверил написать на картине одного из ангелов, и тот справился настолько великолепно, что превзошёл своего учителя. После этого Верроккьо перестал заниматься живописью.
  4. Ещё работая в мастерской Верроккьо, примерно в 1472-1475 гг., молодой художник создаёт одну из первых своих картин – «Благовещение».
  5. В 1476 г. у Леонардо появляется собственная мастерская во Флоренции.
  6. В 1481 г. художник получил первый большой заказ – монахи-августинцы из монастыря Сан Донато в Скопето попросили Леонардо написать алтарный образ «Поклонение волхвов». Картина осталась незаконченной, т.к. через год мастер вынужден был уехать, и монахи, не став дожидаться его возвращения, обратились к другому мастеру.
  7. В 1482 г. по просьбе Лоренцо Медичи Леонардо отправился в Милан к герцогу Лодовико Сфорца в качестве придворного инженера. Лодовико заказал да Винчи статую, посвящённую своему отцу, Франческо Сфорца. Она должна была стать самой большой конной статуей в мире. Глиняную модель для этой статуи Леонардо выполнил в 1490 г.
  8. В 1483 г. художник приступил к картине «Мадонна в скалах».
  9. В 1489-1490 гг. была написана картина «Дама с горностаем».
  10. Также в 1490 г. Леонардо выполнил свой знаменитый рисунок «Витрувианский человек». Это была иллюстрация для книги об античном римском архитекторе Витрувие.
  11. В 1490-1491 гг. для правителей Милана художник написал картину «Мадонна Литта». Впоследствии картина попала к миланскому семейству Литта (отсюда и название), в коллекции которого пробыла долгое время.
  12. С 1495 по 1498 гг. мастер работает над фреской «Тайная вечеря» в миланском доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие. Фреска расположена на задней стене в монастырской трапезной.
  13. В 1499 г. Леонардо уезжает из Милана, т.к. город захватывают французы.
  14. В 1502-1503 гг. возвращается во Флоренцию, служит придворным архитектором у Чезаре Борджиа.
  15. Во Флоренции художнику заказывают написать батальную сцену на стене во дворце Синьории. Темой фрески Леонардо выбрал сражение при Ангиари. Примечательно, что противоположную стену должен был расписывать Микеланджело. Оба мастера представили на суд публики подготовительные картоны, которые произвели сильнейшее впечатление, это были шедевры. По ряду причин фреска Леонардо не была закончена и в дальнейшем не сохранилась, а Микеланджело к самой росписи так и не приступил.
  16. В период между 1503 и 1505 гг. Леонардо да Винчи создаёт свою самую известную картину – «Мона Лиза».
  17. В 1506 г. художник снова прибывает в Милан и поступает на службу к французскому королю. В этот период маэстро изучает строение глаза человека, создаёт эскизы для памятника Джакомо Тривульцио.
  18. В 1512 г. Леонардо приезжает в Рим, где проводит 4 года. Ему покровительствует папа Лев X (Джованни Медичи).
  19. В 1513-1516 гг. маэстро работает над картиной «Иоанн Креститель».
  20. В 1516 г. художник вместе со своим учеником Франческо Мельци по приглашению французского короля Франциска I уезжает во Францию и поселяется в замке Кло-Люсе, где и проводит последние годы своей жизни, работает в качестве инженера, архитектора и распорядителя придворных празднеств. Франциск I назначил мастеру годовую ренту, подарил виноградники и предоставил полную свободу действий. Это был счастливый, но недолгий период в жизни Леонардо. За 2 года до смерти художник тяжело заболел, у него онемела правая рука, и он с трудом мог самостоятельно передвигаться.
  21. 05.1519 г. в возрасте 67 лет Леонардо да Винчи скончался.

Популярные темы сообщений

Почему надо беречь водоемы и реки Без чистой воды сложно представить нашу жизнь. Мы ее пьем, готовим еду, купаемся в ней, используем для прочих нужд

Именно поэтому важно сохранять чистоту воды и препятствовать ее загрязненности. С каждым годом чистой воды становится все меньше.
История Олимпийских игр Первые олимпийские игры начали проводить в Греции, примерно в IX до нашей эры

В те далекие времена велись войны, и чтоб сохранять мир в стране и придумали проводить спортивные состязания между странами.
Национальный Сочинский парк В окрестностях города курорта Сочи, для сохранения местной флоры и фауны, был создан первый в Советском Союзе национальный парк. Туристы не только с разных уголков России, но еще и с соседних стран приезжают в эти края, чтобы посетить удивительные долины,

Начало самостоятельной карьеры

По всей видимости, Леонардо покинул Верроккьо и основал собственную мастерскую в 1476 году. В это время он развивается как художник реалист. В записях Леонардо осталось множество набросков с предельной точностью, изображающих растения и животных. Известно, что вскоре после переезда от Верроккьо мастер создал два крупных полотна:

  • «Мадонна с графином»;
  • «Голова Медузы» (не закончена).

К сожалению, ни одна из этих картин не дошла до наших дней. Но, по свидетельствам современников, обе работы производили неизгладимое впечатление на зрителей. В эти годы Леонардо приобрёл дурную привычку: начинать сразу несколько работ и ни одну не доводить до конца. Из-за этого множество его полотен, которые могли бы сегодня быть жемчужинами музейных коллекций, были незакончены и утеряны.

Скоро на молодого художника обратил внимание Лоренцо Медичи, весьма интересовавшийся флорентийским искусством. От Медичи Леонардо получил крупный заказ на изображение Мадонны для капеллы св. Бернарда

Впрочем, и этот проект через несколько месяцев оказался заброшенным, доводить работу Леонардо до конца пришлось Филиппо Липпи

Бернарда. Впрочем, и этот проект через несколько месяцев оказался заброшенным, доводить работу Леонардо до конца пришлось Филиппо Липпи.

В 1470-е годы из-за расточительной политики Медичи Флоренция начала беднеть. Чтобы позволить себе прежний уровень жизни, Леонардо приходилось всё больше работать. Известно, что в этот период он трудился над:

  • «Мадонной с кошкой» (дошла до нас только в виде набросков);
  • «Мадонной Бенуа» (не закончена, сегодня находится в Эрмитаже);
  • «Святой Иероним» (не закончен).
  • «Поклонение волхвов» — алтарный образ для монастыря Сан Донато (не закончен).

Краткая биография

  1. В 1466 г. во Флоренции Леонардо поступает в мастерскую художника Андреа дель Верроккьо в качестве подручного. Молодой подмастерье обучался вместе с Перуджино, Аньоло ди Поло и пр., познакомился с Сандро Боттичелли, Гирландайо и другими известными мастерами. Помимо рисования он изучал черчение, скульптуру, моделирование, гуманитарные науки и приобретал важные технические навыки.
  2. В 1473 г. Гильдией Святого Луки Леонардо да Винчи была присвоена квалификация мастера.
  3. Примерно в 1475 г. Верроккьо совместно со своим учеником закончил работу над картиной «Крещение Христа» для бенедиктинского монастыря. Леонардо мастер доверил написать на картине одного из ангелов, и тот справился настолько великолепно, что превзошёл своего учителя. После этого Верроккьо перестал заниматься живописью.
  4. Ещё работая в мастерской Верроккьо, примерно в 1472-1475 гг., молодой художник создаёт одну из первых своих картин – «Благовещение».
  5. В 1476 г. у Леонардо появляется собственная мастерская во Флоренции.
  6. В 1481 г. художник получил первый большой заказ – монахи-августинцы из монастыря Сан Донато в Скопето попросили Леонардо написать алтарный образ «Поклонение волхвов». Картина осталась незаконченной, т.к. через год мастер вынужден был уехать, и монахи, не став дожидаться его возвращения, обратились к другому мастеру.
  7. В 1482 г. по просьбе Лоренцо Медичи Леонардо отправился в Милан к герцогу Лодовико Сфорца в качестве придворного инженера. Лодовико заказал да Винчи статую, посвящённую своему отцу, Франческо Сфорца. Она должна была стать самой большой конной статуей в мире. Глиняную модель для этой статуи Леонардо выполнил в 1490 г.
  8. В 1483 г. художник приступил к картине «Мадонна в скалах».
  9. В 1489-1490 гг. была написана картина «Дама с горностаем».
  10. Также в 1490 г. Леонардо выполнил свой знаменитый рисунок «Витрувианский человек». Это была иллюстрация для книги об античном римском архитекторе Витрувие.
  11. В 1490-1491 гг. для правителей Милана художник написал картину «Мадонна Литта». Впоследствии картина попала к миланскому семейству Литта (отсюда и название), в коллекции которого пробыла долгое время.
  12. С 1495 по 1498 гг. мастер работает над фреской «Тайная вечеря» в миланском доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие. Фреска расположена на задней стене в монастырской трапезной.
  13. В 1499 г. Леонардо уезжает из Милана, т.к. город захватывают французы.
  14. В 1502-1503 гг. возвращается во Флоренцию, служит придворным архитектором у Чезаре Борджиа.
  15. Во Флоренции художнику заказывают написать батальную сцену на стене во дворце Синьории. Темой фрески Леонардо выбрал сражение при Ангиари. Примечательно, что противоположную стену должен был расписывать Микеланджело. Оба мастера представили на суд публики подготовительные картоны, которые произвели сильнейшее впечатление, это были шедевры. По ряду причин фреска Леонардо не была закончена и в дальнейшем не сохранилась, а Микеланджело к самой росписи так и не приступил.
  16. В период между 1503 и 1505 гг. Леонардо да Винчи создаёт свою самую известную картину – «Мона Лиза».
  17. В 1506 г. художник снова прибывает в Милан и поступает на службу к французскому королю. В этот период маэстро изучает строение глаза человека, создаёт эскизы для памятника Джакомо Тривульцио.
  18. В 1512 г. Леонардо приезжает в Рим, где проводит 4 года. Ему покровительствует папа Лев X (Джованни Медичи).
  19. В 1513-1516 гг. маэстро работает над картиной «Иоанн Креститель».
  20. В 1516 г. художник вместе со своим учеником Франческо Мельци по приглашению французского короля Франциска I уезжает во Францию и поселяется в замке Кло-Люсе, где и проводит последние годы своей жизни, работает в качестве инженера, архитектора и распорядителя придворных празднеств. Франциск I назначил мастеру годовую ренту, подарил виноградники и предоставил полную свободу действий. Это был счастливый, но недолгий период в жизни Леонардо. За 2 года до смерти художник тяжело заболел, у него онемела правая рука, и он с трудом мог самостоятельно передвигаться.
  21. 05.1519 г. в возрасте 67 лет Леонардо да Винчи скончался.

Несколько малоизвестных фактов

Леонардо да Винчи уделял большое внимание зрению человека, точнее, его виденью изображения, восприятию. Как человек видит и понимает картину, на что уделяет особое внимание

«Хороший художник должен связать два элемента воедино – это человек и его намерения, – говорил да Винчи. – Человека изобразить легче, намерения – сложнее, ибо оно проявляется в жестах и движениях тела, его конечностях».

Намереваясь более детально изучить жесты и движения человека, Леонардо приступает к углубленному изучению анатомии человека. Для того чтобы подробнее разобраться в человеческой анатомии, он получил разрешение на расчленение умерших. Изучал строение человеческого тела на трупах. Зарисовки внутренних органов, сердца, мышц и костей человека, органов выделения в истории изучения строения человека представлены одни из самых первых.

Леонардо и Франциск I

Король Франции в 1516 году «пригласил» Леонардо в свою страну, где он и прожил последние годы своей яркой и насыщенной жизни. Милостью Франциска Первого Леонардо получил официальное звание главного инженера, архитектора и художника при дворе. Высокие договаривающиеся стороны составили контракт, в который, по настоянию да Винчи, внесли пункт, о том, что за живописцем закреплялась «свобода грезить, мыслить и творить».

Однако договоры не особо помогают в подобной ситуации: ничем примечательным «французский период» в жизни Леонардо не ознаменовался. Живописью во Франции да Винчи почти не занимался. Основными его занятиями были организация праздников при дворе короля, планирование конструкции нового дворца, проект канала между двумя реками, а также конструкция новой лестницы в Шамборском замке.

Затосковав по родине и потеряв интерес к искусству, Леонардо проводил много времени в беседах со священниками, коих в замке короля было всегда предостаточно. Этот период жизни Леонардо историки отмечают, как наиболее приближенный к Богу. Леонардо да Винчи в чужих землях стал религиозен, он все больше размышлял о Боге и религии

Обращая внимание на период застоя в жизни да Винчи, нужно сказать о том, как он попал во Францию. Историческое сражение, битва при Мариньяно, сражение Франциска I за Миланское герцогство

Полная победа Франциска I над Львом X привела его в Милан и первое, что он захотел увидеть – это «Тайную вечерню» в церкви Санта-Мария делле Грацие. Король был в восхищении от увиденного, собрав своих придворных архитекторов и художников, он велел перенести фреску во Францию, даже если при этом придется перевезти всю церковь. Поломав голову над прихотью короля, придворные архитекторы сообщили, что сделать этого невозможно. Фреска будет повреждена и утрачена навсегда. Смирившись с обстоятельствами, король принял другое решение: «Раз уж я не могу забрать с собой картину, то заберу художника, пусть он мне изобразит произведения не менее гениальные». Так Леонардо да Винчи попал во Францию, и хоть к нему относились с почтением и уважением, творить во Франции он так и не смог. Последней работой Леонардо был механический лев, который самостоятельно передвигался.

Леонардо да Винчи механизмы и чертежи

Многие знают о том, что Леонардо да Винчи придумал прототип танка, вертолета, подводной лодки, дельтаплана и прочих механизмов. Стоит отметить одно обособленное изобретение – это первый «унитаз». Когда Леонардо прибыл в Париж по зову короля Франциска I, его поразили в Париже, знаменитом городе любви и романтики, зловония, да, да именно зловония.

У парижан были явные проблемы с гигиеной. Леонардо был тонкой и чуткой натурой, поэтому детально разработал проект водопровода, смыва и самого «унитаза», специально для короля. Король оценил проект, а также оценил стоимость проведения водопровода в замок, в итоге «чудо-изобретение», так и осталось на бумаге.

Последние дни Леонардо да Винчи

За два года до своей смерти у Леонардо стала отниматься правая рука. Ему было трудно передвигаться без посторонней помощи. В последние годы жизни ему помогал один из его учеников – Франческо Мельци, который в последующем остался распорядителем картин и экспонатов, а также рукописей Леонардо.

По мнению современных учёных, причиной недуга с рукой и последующей смерти да Винчи стал инсульт. Первый приступ почти обездвижил правую руку, второй приступ, случившийся двумя годами спустя, стал причиной смерти великого мастера. Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 года, в возрасте 67 лет в замке Кло-Люсе во Франции в окружении своих учеников и друзей, среди которых был Франциск I.

Рождение и семья

Леонардо появился на свет в поселении Анкиано, неподалеку от городка Винчи во Флоренции. Родители малыша не были в браке. Отец, Пьеро да Винчи – зажиточный нотариус. Мать – привлекательная поселянка Катарина. Вскоре отец будущего гения женился на другой знатной девушке. Около трех лет мальчик проживал с родной матерью. Но поскольку отец с законной супругой не имели детей, мальчик был взят на воспитание в их дом.

Когда Леонардо исполнилось тринадцать лет, мачеха умерла во время родов. Отец снова вступил в брак — и через некоторое время опять овдовел. За всю свою жизнь он женился четыре раза и имел двенадцать детей. Пьеро да Винчи безуспешно пытался привить своему первенцу желание стать нотариусом – законы общества юноше были не интересны.


Леонардо да Винчи

Из книги Вазари (ученика да Винчи), описывающей биографии знаменитых людей его времени, известен случай, когда знакомый крестьянин попросил сэра да Винчи найти для него художника. Нужно было разрисовать деревянный щит. Отец поручил это Леонардо, и тот изобразил на нем голову страшного мифического чудовища – горгоны Медузы. Произведение получилось впечатляющим, и отец решил не отдавать его заказчику – он заменил его купленным у старьевщика, а работу сына продал за 100 дукатов.

Интересные факты

  • Леонардо был требователен и точен во всех своих делах. Даже увлекаясь живописью, он настаивал на полном изучении объекта перед началом рисунка.
  • Леонардо да Винчи сделал огромный вклад в инженерию и гидравлику, ученый изобрел велосипед, колесцовый замок, прожектор, катапульту и др.
  • Рукописи Леонардо да Винчи бесценны. Их полностью опубликовали лишь в XIX–XX веках. В своих заметках Леонардо отмечал не просто размышления, а дополнял их рисунками, чертежами, описанием.
  • Жизнь Леонардо да Винчи, биография которого была полна невероятных событий, описана многими известными авторами – Д. Мережковским, В. Зубовым, М. Ландрус, Р. Джакобо, А. Гастевым и др. Многие из книг о художнике были созданы для детей.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Леонардо да Винчи

Леонардо – философ

Леонардо в свои молодые годы не получил гуманистического образования. Он был чужд книжного знания. Его больше привлекали художники, скульпторы, ученые естественных наук. Не будучи философом Леонардо пытался осмыслить многие теоретические вопросы, проявляя повышенный интерес к проблемам познания. Он считал опыт главным источником представлений о человеке и мире. Мудрость он называл дочерью опыта.

Взглядам Леонардо присуща пантеистическая тенденция. Согласно его представлениям, разумное, божественное начало природы открыто человеку, так как он сам является неотъемлемой ее частью. Он верил в силу человеческого разума и знания, в созидательную силу человека. Леонардо считал, что человек-творец может не просто сравниться с природой, а превзойти ее.

Особенно значимыми Леонардо считал творческие возможности живописца, который силой своего воображения, но на базе научных знаний создает на полотне новые формы и облики. Леонардо сумел разглядеть в художнике ученого. Глаз живописца он рассматривал как тонкий инструмент научного познания и на основе этого создал апологию возможностей глаза.

3. Поворотный мост

Раздвижной поворотный мост Леонардо был не только чудом инженерной мысли и огромным новшеством в военном деле, но и любопытным ранним примером плоского дизайна. Разработанный в 1480-х годах для герцога Сфорца, мост позволял войскам быстро пересекать реки, и его можно было легко собрать и перевезти для повторного использования в другом месте.

В техническом плане предполагалось, что мост будет иметь противовес, который позволит сбалансировать конструкцию с обеих сторон. Что касается простоты транспортировки, то конструкция была разработана с использованием колес и канатно-шкивной системы для эффективного развертывания за короткий промежуток времени.

Обучение мастерству

В возрасте 14-ти лет мальчика, уже проявившего свой художественный талант, отдают в ученики к живописцу Верроккьо, школа которого находилась во Флоренции. Здесь, помимо живописного мастерства, да Винчи постигает азы прочих наук — геометрии, химию, учится основам ваяния — работает с металлами, гипсом и камнем.

В мастерской Верроккьо частенько бывали знаменитые итальянские скульпторы и живописцы эпохи Возрождения, в том числе и Боттичелли. В 1473 г. 20-летний Леонардо сдаёт экзамен на мастера в гильдии художников и скульпторов.

Да Винчи в ту пору оставался в стороне от дискуссий о новом искусстве, продолжая работать в мастерской Верроккьо, совершенствую живописное мастерство.

Однажды учитель получил заказ на написание полотна на тему крещения Иисуса Христа. Основную часть картины Верроккьо написал собственноручно, а вот изображение двух ангелов он доверил своему подмастерью Леонардо.

В результате, ангелы вышли на картине намного профессиональнее, чем всё остальное полотно. В итоге, учитель, поражённый мастерством молодого Леонардо, выбросил свои рисовальные принадлежности и перестал с тех пор писать картины.

Универсальный человек Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи — универсальный гений

Леонардо да Винчи принадлежит к тем людям, которых по праву называют титанами Возрождения. Многообразие его интересов и талантов поражает. Стремясь к совершенству в живописи, он изучал анатомию; стараясь достигнуть успехов в инженерном деле, он предложил множество изобретений, которые опережали свое время на несколько веков, материал для них черпал в живой природе. Для строительства мостов и статуй он использовал математику, которой поверял и музыку. Леонардо казался живым воплощением идеи универсального человека—идеала итальянского Ренессанса. Его называли служителем дьявола и божественным духом, итальянским Фаустом и чародеем. Так кем же он был?

Полное имя гения звучит так: Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи. Но родился он, быть может, не в самом этом флорентийском городке, а поблизости, в селении Анкиано 15 апреля 1452 г. Его родители — молодой нотариус Пьеро и крестьянка Катарина — не были женаты, и вскоре заключили брачные союзы с другими людьми. Несколько лет мальчика воспитывала мать, а потом отец забрал сына в свою семью. Считается, что Леонардо всю жизнь старался воссоздать образ матери в своих живописных трудах. Отец пытался приобщить Леонардо к юриспруденции, но вскоре понял, что у мальчика другая судьба, и отдал его в ученики к знаменитому флорентийскому художнику Вероккьо. В 1480 г. у Леонардо уже была собственная мастерская. Через два года его пригласили в Милан, ко двору Лодовико Сфорца.

Здесь он начал работу над конным памятником Франческо Сфорца. В 1495—1498 гг. создал знаменитую фреску «Тайная вечеря» в монастыре Санта Мария делла Грацие в Милане.Времена были неспокойными, из-за династической распри страна оказалась на много лет полем боя. В 1499 г. Милан захватили французские войска, и модель памятника Сфорцабыла сильно повреждена. В 1502 г. Леонардо предложил свои услуги архитектора и военного инженера кардиналу Чезаре Борджиа, но уже через год возвратился в Милан, чтобы служить французскому королю Людовику XII, под чьим контролем находился в то время север Италии.

В 1512г. Леонардо переехал в Рим, под покровительство папы Льва X. А в 1 51 б г. принял приглашение нового короля Франции Франциска I и переселился во Францию, где и умер тригода спустя. Он был похоронен в замке Амбуаз. На его могильной плите выбили надпись: «В стенах этого монастыря покоится прах Леонардо из Винчи, величайшего художника, инженера и зодчего Французского королевства».

Так что Франция считала гения своим. Благодаря этому переезду именно во Франции оказалась, пожалуй, самая загадочная картина Леонардо — «Мона Лиза», или «Джоконда». Художник Джоджо Вазари сообщает, что в 1503 г. флорентийский торговец шелком Франческо дель Джокондо заказал Леонардо портрет своей жены Лизы Герардини. По непонятной причине Леонардо не отдал картину заказчику, а увез ее с собой во Францию. Этот поступок пытаются объяснить тем, что на картине изображена вовсе не Мона Лиза. Думают, что это Екатерина Сфорца, дочь миланского герцога, маркиза Мантуи Изабелла д’Эсте, или же герцогиня Костанца д’Авалос, возлюбленная Джулиано Медичи, который после брака с Филибертой Савойской отдал портрет обратно Леонардо. Думают также, что художник вообще изобразил идеальную женщину, чтобы воплотить свои идеи, высказанные в трактате о живописи. Подругой, весьма распространенной, версии Джоконда — автопортрет самого Леонардо. Однако скорее всего, он все же написал именно Мону Лизу, потому что сегодня живы люди, принадлежащие к тому же роду, очень похожие на нее.

Город будущего

В течение 15-го века Европа все еще оправлялась от черной смерти — чумы, которая уничтожила более трети населения. Да Винчи заметил, что города более уязвимы для чумы по сравнению с сельскими районами.

Его решением стал совершенно новый футуристический город, полностью спроектированный сверху донизу для обеспечения наилучших санитарных условий для жителей. Город будущего Да Винчи был разделен на несколько «слоев». Все, что считалось негигиеничным, должно было располагаться в нижнем слое, содержимое которого могло быть удалено через каналы. Каждая часть города могла пользоваться проточной водой благодаря сложной гидравлической системе, которая также послужила основой современной сантехники.

Однако да Винчи, так и не мог найти покровителя, который поддержал бы его интересное, но очень дорогое начинание.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: