Мы узнаем — Андреас Везалий вклад в биологию. Подсказки школьнику
Андреас Везалий — выдающийся итальянский учёный-естествоиспытатель, который сделал множество открытий в области биологии, был личным врачом Карла V, затем Филиппа II.
Андреас Везалий несколько лет создавал свой знаменитый труд «О строении человеческого тела», напечатанный в 1543 году. В книге приводится доскональное изучение органов и всего строения человеческого тела; доклады, которые он делал в Падуе, а также большое количество картинок.
Поскольку Везалий вырос в семье медиков, он очень сильно любил медицину и практически всё своё время посвящал изучению анатомии. Поэтому видя, как Гален описывает строение человеческого тела, основываясь на вскрытии животных, Андреас не мог с этим мириться, и в своей книге исправил все ошибки Галена, а также Аристотеля, который утверждал, будто у мужчины 32 зуба, а у женщины 38. После выхода книги, репутация Галена сильно пострадала. В какой-то степени и Везалий тоже пострадал, ведь сразу же от него отрёкся его учитель – Сильвий, который всячески пытался его оскорбить и унизить. Гвидо Гвиди смог собрать против Андреаса целую группу учёных, в которую входит ученик Андреаса – Реальдо Коломбо. Сильвий даже выпускает против Везалия язвительную книгу из 28 глав, в которой всячески пытался высмеять своего ученика и говорил о ненормальности его мыслей. В итоге недоброжелатели смогли выставить медика из Падуи.
Книга «О строении человеческого тела» смогла принести Везалию не только обвинения и агрессивное отношение со стороны Сильвия, но и финансовую обеспеченность и известность. Андреаса определили придворным хирургом при Карле Пятом, и он также часто замещал его личного врача.
Андреас Везалий составил анатомическую терминологию на латинском языке, в которой убрал все слова, оставшиеся из времён Средневековья, и свёл к минимуму все слова греческого происхождения.
С юношеского возраста Везалий занимается вскрытием человеческих трупов. Хотя он и жил в очень сложное время, когда церковь строжайше запрещала вскрывать трупы и жестоко наказывала за непослушание, медик не намерен был отступать. Любовь Андреаса к медицине была настолько сильна, что он рискнул переступить через запреты и традиции. Все исследования Везалия основывались на вскрытиях умерших людей.
Долгое время в биографии Везалия имела место история о том, как он во время вскрытия трупа зарезал человека, из-за чего был осуждён испанским судом к смертной казне, но благодаря тому, что за него заступился Филип II, лишение жизни было заменено паломничеством в Иерусалим. Многие современные историки считают эту историю вымыслом, так как предполагают, что Везалий по своей инициативе отправился в путешествие для того, чтобы беспрепятственно покинуть двор Филиппа II и вернуться в Падую.
К большому сожалению этого не произошло. Совершив хадж в Иерусалим, Везалий получает письмо с приглашением вернуться в Падуанский университет. На обратном пути из Иерусалима судно, на котором был Андреас, попадает в кораблекрушение и его выбрасывает на остров Закинф, где он и умирает.
Изобразительное искусство как вид творческой деятельности
Рассмотрим специфику изобразительного искусства, выявим основные виды изобразительного искусства.
«Искусство — форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения» Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х тт. — Т. 1 — СПб., 1998. — С. 274..
Критерии определения искусства различны: они зависят от специфики культуры, в рамках которой творит художник, от места и времени создания и восприятия произведения.
В самом широком смысле понятие «искусство» употребляется в двух значениях:
1. Искусство — это искусность, мастерство, умение, ловкость, высокая оценка способности выполнять какую-либо работу. Часто так оценивают человека, который не просто профессионально выполняет свою работу, но делает это красиво, легко или как-то особенно вдохновенно. Поэтому и дворник, разметающий листья, может сам себя чувствовать или восприниматься другими как поэт.
2. Искусство — это творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, эстетически выразительных форм.
Если соединить эти два значения, то получится следующее определение:
Искусство — это художественная деятельность, основанная на мастерстве и умении Рыклин М. Искусство как препятствие. — М.: Изд-во «AdMarginem», 1997. — С. 12..
К искусству принадлежат литература, музыка, театр, изобразительное искусство, кино, телевидение. Каждый вид искусства имеет свой язык.
Литература — искусство слова; музыка — мир звуковой гармонии; кино, театр — синтез литературы, музыки, игры актеров.
В изобразительном искусстве явления окружающей жизни отображаются с помощью линий, тональных соотношений, цветовых сочетаний, объемных форм, ярких ритмов.
Изобразительное искусство — комплекс пластических искусств, исходно связанных с созданием статических изображений и материальных форм. Произведения изобразительного искусства возникают в результате эстетического освоения визуальной сферы восприятия.
Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества. Это скульптура, живопись, графика, фотоискусство, цифровая живопись, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство, микроминиатюра, каллиграфия, дизайн, архитектура.
Для изобразительного искусства характерны произведения, эстетическая ценность и образность которых воспринимается чисто зрительно. Произведения изобразительного искусства могут быть беспредметны и даже нематериальны, (заставка на экране, гарнитура книжного шрифта), но, независимо от материальности и предметности, типичные произведения изобразительного искусства обладают чертами объекта (ограниченностью в пространстве, стабильностью во времени). Способность генерировать объекты — важнейшее свойство изобразительного искусства, связанное с его происхождением, определившее его историю и обуславливающее его развитие. Изобразительное искусство либо создаёт самостоятельные объекты, не имеющие утилитарной ценности (скульптура, живопись, графика, фотоискусство), либо эстетически организует объекты утилитарного назначения и информационные массивы (декоративно-прикладное искусство, дизайн). Изобразительное искусство активно влияет на восприятие предметного окружения и виртуальной реальности Большая советская энциклопедия: В 30 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1969-1978..
Таким образом, для изобразительного искусства характерно отражение явлений действительности. Образов с помощью линий, тональных соотношений, цветовых сочетаний, объемных форм, ярких ритмов.
Ее работы
Из материала humani corporis fabrica
- Парафраз в nonum librum Rhazae medici arabis Clarissimi ad regem Almansorum deffectuum singularum corporis partium curatione , 1537 .
-
Tabulae anatomicae секс 1538
первые анатомические пластины (всего 6). Три из них исполнены Яном Стефаном ван Калькаром, учеником Тициана, остальные — самим Везалием. Эти доски революционизируют преподавание анатомии. Однако, точно следуя галенской догме, он воспроизводит свои ошибки (например, пятилепестковая печень).
- Institutionum anatomicarum secundum Galeni sententiam до кандидата медикаментов libri квартет . Венеция , 1538 , Падуя , J. Fabranus, 1550 .
- Anatomicarum insitutionum ex Galeni sententia, libri III .. Его доступ: Theophili Protospatarii, De corporis humani fabrica, libri V. Пункт Hippocratis Coi De medicatum purgatories, libellus nunquam ante nostra tempora in lucem editus. Выступает Жунио Пауло Крассо Патавино . Лугдуни (Лион), 1541 г. (из собрания Жана Гинтера д’Андернаха (де) ).
-
De humani corporis fabrica Bâle, Johannes Oporinus,,2- е изд. в1555 г.
Величайший трактат по анатомии со времен Галена . Везалий исправляет самые вопиющие ошибки древнего врача, но некоторые ошибки или приближения все еще сохраняются (например, связь между желудочками сердца). Во втором издании, опубликованном в 1555 году , Везалии предоставляют другие исправления , и именно это издание , которые будут власти в XVIII — го века. Этот трактат не положил конец галенизму, Везалию представили себя наследником древней медицины, но с момента его публикации он вызвал споры, которые надолго исключили Везалия из его исследований.
-
Epistola, rationem modumque propinandi radicis Chynae decocti, quo nuper inuictissimus Carolus V Imperator usus est, pertractans: & praeter alia quaedam, epistolae cuiusdam ad Iacobum Sylvium sententiam recnsensaens, veritatis ac fabricmusimum humanistile . Basileae ex officina Иоаннис Опорини 1546
Первое описание корня Chyne ( radix Chinae или ( Smilax chinae ), используемого при лечении сифилиса . Но этот текст также является защитой методов и доктрин, изложенных в его Фабрике . Между прочим, Везалий также раскрывает элементы своей биографии: опыт преподавания в Пизе , уничтожение некоторых его рукописей, его магистры медицины и т. д.
.
Fabrica и Воплощение вдохновили многие работы анатомии и художественной анатомии.
- Анатомические изображения всех частей человеческого тела, выполненные глубокой гравировкой по приказу покойного Генри Хуиктиес Роя из Англии. Вместе аббревиатура Андре Весала и их объяснение, сопровождаемое анатомическим описанием . Париж Андре Вешель 1569 г. (из коллекции Жака Гревена ). Первое издание французского перевода Воплощение в Везалия.
- Anatomia Viri in hoc Genere Princip … in qua tota humani corporis fabrica, iconibus eleganceissimis iuxta genuinam Auctoris delineationem aeri incisis, lectori ob oculos ponitur. Амстелодами Иоанн Янссоний . Перепродажа издания Epitome , подаренного Анри Боттером в Кельне в 1600 году .
- Opera Omnia anatomica &urgica . Lugduni Batavorum Joannem du Vivie & J. и H. Verbeek 1725, 2 тома. Издание полного собрания сочинений Везалия, данное Германом Бурхааве и Бернхардом Зигфридом Альбинусом .
- Аннотация анатомии адаптирована к искусству живописи и скульптуры . Париж, JB Crepy, .
- Tabulae Anatomicae . — Факсимиле семи пластинок из Кельнского издания и шести пластин из Аугсбургского издания с единичных экземпляров, принадлежащих Королевской библиотеке Бельгии . Культура и цивилизация 1965 .
- De humani corporis fabrica (факсимиле), Париж, Les belles lettres. .
Описание
Современные слоны имеют длинный, мускулистый хобот, который функционирует почти как пятая конечность. У самцов азиатских слонов, а также самок и самцов африканских слонов есть пара огромных клыков (бивней), которые представляют собой растущие резцы верхней челюсти.
Их зубы уникально приспособлены к грубой пище. Как и в случае с их предками, современные слоны имеют 6 коренных зубов. Однако у современных слонов первые три зуба маленькие и относительно простые. Четвертый начинает расти в 4-5 лет. Он постепенно продвигается вперед челюсти и через восемь лет заменяется пятым зубом. Шестой зуб начинает расти, когда слон достигает возраста около 25 лет.
Череп современных слонов короткий и высокий. Скелет этих млекопитающих приспособлен для прикрепления огромных мышц, необходимых животному, для питания, самозащиты и выкорчевывания деревьев. Кости конечностей крепкие, а пальцы ноги раздвигаются и поддерживаются подушечкой плотной соединительной ткани.
Отличительной особенностью этих животных являются их огромные уши, с помощью которых они регулируют температуру тела и отлично улавливают звуки на дальнем расстоянии.
Слоны живут долгую жизнь (60-70 лет).
Озеро Селигер — сообщение доклад
В Новгородской и Тульской областях есть уникальное место — озеро Селигер. На самом деле озеро понятие не совсем точное для Селигера.
Расположенный на Валдайской возвышенности комплекс мелких озер соединен в один большой природный памятник. Селигер образовался в результате таяния льда в период ледниковой эры.
Озера разделены между собой узкими протоками, большинство из которых имеют свои имена: Святое, Величко, Глубокое и другие.
Русские летописи XII века свидетельствуют о существовании озера Серегер. Ученые до настоящего времени дискутируют о происхождении названия.
Площадь бассейна природного комплекса озер составляет 2,3 тыс. кв. км., озеро имеет площадь 260кв. км. Изрезанная береговая линия представляет собой красивейшие мысы, причудливой формы острова, заливы. Километраж линии берега более 500 км. В озеро впадают около 110 водоемов ( рек, ручьев), выходит же из него лишь река Селижаровка.
Удивительной чистотой отличается вода в озере, видимость глубины достигает 5 метров. Судак, язь, щука, лещ, налим- это лишь немногие из 30 видов рыб, обитающих в водоеме. Кроме того не прекращается работа по разведению на Селигере новых пород (угря, пеляди, сазана).
По береговой линии множество птиц- рыболовов: цапли, чайки, журавли, утки, рябчик и другие.
Сосновый бор окружает практически все озера Селигера. Красота природы нашла свое отражение в картине художника Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу». Свои зарисовки он делал именно в этом месте на острове Городомле. Даже в пасмурную погоду лес стоит прозрачным. Много грибов, ягод встречаются в чаще леса.
Помимо природных памятников на Селигере встречаются рукотворные творения. Нилова пустынь- красивейший православный мужской монастырь. Расположен он на острове Столобном. Свое название он получил в честь преподобного Нила Столобенского, прожившего на острове 27 лет и завещавшего построить на этом месте храм. В монастырь открыт доступ паломников.
Озеро Селигер судоходно, по нему осуществляются пароходные прогулки, в г. Осташкове имеется речной вокзал.
Удобное расположение природного памятника ( между Санкт-Петербургом и Москвой) делает его любимым местом отдыха туристов.
Вариант 2
Озеро Селигер считается одним из известных зон отдыха в России. Кроме природы и исторических памятников, Селигер популярен своим расположением. Озеро располагается на Валдайской горе на территории Тверской области, между Санкт – Петербургом и Москвой. Площадь Селигер составляет 260 км2.
На площади в 38 км2 расположены острова Селигера. Самым крупным является Хачин. В озеро впадает 110 притоков, образующих одну реку Селижаровка. Благодаря своему ледниковому происхождению озеро Селигер имеет своеобразную форму. Селигер состоит из небольших озер, которые соединяются между собой неширокими протоками.
Прибрежная линия отличается изрезанной формой и имеет расстояние более 500 км. С увеличением количества прибывающих туристов на озере ухудшается экология. Зарыбление на озере не проводилось уже давно. А рыбаки занимаются рыболовством, несмотря на запрет.
В озере обитают примерно 30 видов рыб. В Селигере постоянно ведется акклиматизация пеляди и угря, также карпа. В Селигере обирают также кабан, лось, бурый медведь, волки, зайцы и лисы, куницы, еноты и летучие мыши. На песчаной отмели растут осоки, тростники, рогозы и камыши, и белые кувшинки. В лесах Селигера растут широколиственные растения и хвойные деревья.
Селигер охватывают Осташковские и Пеновские районы, являющиеся курортной зоной страны. Инфраструктура Селигера напоминает Сочи. Несмотря на малоразвитую инфраструктуру и обслуживание, отдых в Селигере обходится в круглую сумму.
На озере путешественники могут остановиться в клубных гостиницах или в частных домах, сдаваемых местными жителями. Путешественники сюда приезжают круглый год. Зимой для путешественников работают турбазы.
Зимой местные и приезжие катаются на лыжах и катаются на снегоходах.
В Селигере работает ограниченное количество мест общепита. Большинство ресторанов и кафе работает только в гостиницах и турбазах. При этом в ресторан могут зайти только постояльцы. Кроме мест общепита в Селигере трудно найти магазины.
Дачники привозят продукты из города, а для местных работает автолавка. Нехватка ресторанов компенсируется изобилием копченой рыбы. Рыбу продают местные жители. Любители дешевого отдыха устраивают дикий туризм. На берегу можно установить палатку и отдыхать на бесплатной основе.
Кроме отдыха на пляже, туристов привлекают местные природные достопримечательности.
3, 4, 8 класс
Детство и юность
Будущий мастер появился на свет 15 апреля 1452 года в предместье небольшого итальянского городка Винчи. Его отцом был молодой нотариус – Пьеро да Винчи, а матерью – крестьянка Катерина. Молодые люди не состояли в браке, поэтому Леонардо был незаконнорожденным. Впрочем, в те времена итальянцы очень спокойно относились к детям, рождённым вне брака, и наделяли их такими же правами, как и законных наследников. «да Винчи» (в переводе с итальянского «из Винчи») нельзя назвать фамилией в полном смысле этого слова. Это прозвище указывало на происхождение семьи Леонардо, поскольку в Винчи находилось их родовое имение.
Пьеро да Винчи очень скоро женился на девушке из знатной и богатой семьи, а Катерину выдал замуж за одного из местных горцев. Через три года он забрал сына в свой дом и передал на воспитание жене и своим родителям. В доме отца Леонардо все полюбили, поэтому его детство было спокойным и умиротворённым. Однако когда Леонардо был подростком его мачеха, заменившая мальчику родную мать, и дед скончались.
Активный и честолюбивый Пьеро, которому наскучила провинция, решил перебраться вместе с сыном во Флоренцию. На тот момент Флоренция была богатым и роскошным городом, где правила могущественная семья Медичи. Оплотом их власти были деньги и авторитет. Как раз незадолго до прибытия Пьеро и Леонардо главой Флоренции стал Лоренцо Медичи – покровитель наук и искусств.
Во Флоренции Пьеро нашёл себе новую жену, а Леонардо стал обучаться наукам и искусствам, как и подобало юноше из достойной семьи. С первых лет жизни мальчик много рисовал, и однажды Пьеро решил показать несколько работ сына своему приятелю – Андреа Верроккьо – известному флорентийскому художнику и скульптору. Верроккьо был поражён талантом юного Леонардо и пригласил его в свою мастерскую.
Нужно заметить, что итальянская художественная мастерская (боттега) эпохи Возрождения была местом, где юноши не только обучались художественным приёмам, но и постигали основы точных и естественных наук. Художники того времени уже были знакомы с понятиями сечения и перспективы. Для успешной работы живописец (а уж тем более, скульптор или архитектор) должен был изучить основы геометрии, оптики, механики, физики и химии. К тому же, именно во Флоренции возникло движение гуманистов, после охватившее почти всю Европу. Гуманисты интересовались естественными науками, античной и национальной культурой и отвергали сухую средневековую схоластическую традицию, установившуюся в науке. Флорентийские художники – Альберти, Брунеллески, Мазаччо, Бруни и многие другие – были одними из флагманов этого прогрессивного движения. Поэтому Леонардо оказался в творческой среде наиболее образованных и широко мыслящих людей своего времени.
Уже в годы своего ученичества Леонардо продемонстрировал превосходство над учителем. Верроккьо получил заказ на полотно, изображающее крещение Христа. В углу картины он решил поместить фигуры двух ангелов: одного он нарисовал сам, а второго – поручил Леонардо. В итоге, ангел ученика вышел намного живее и красивее, чем ангел самого Верроккьо.
Появление новой анатомии
В 1540 году, в возрасте 25 лет, Андрей Везалий начал работать над иллюстрированным учебником анатомии De humini corporus fabrica («О строении человеческого тела»). Эта книга стала его наиболее значимым произведением. В 1543-м Везалий взял академический отпуск в университете Падуи. Он поехал в швейцарский Базель, чтобы завершить подготовку книги к изданию.
«О строении человеческого тела» стала впечатляющей работой объемом 700 страниц в семи томах. Ее визуальное воздействие – более 270 захватывающих иллюстраций – было огромным. Во втором томе, например, представлены потрясающе детализированные изображения людей, в серии иллюстраций слой за слоем демонстрирующие мышечную структуру тела. Эти рисунки, наверное, стали самыми известными медицинскими изображениями в истории.
Сложно переоценить значение книги, которую написал Андрей Везалий. Вклад в медицину был огромным
Кроме того, произведение стало важной вехой в истории искусства. К сожалению, имя художника, который работал с ученым, осталось неизвестным
Изображения сопровождались описанием работы мышц.
Неудивительно, что, учитывая богатство иллюстраций и большой объем, книга была дорогостоящим приобретением. Она предназначалась для врачей, библиотек и аристократов. Понимая, что и другие могут быть заинтересованы в его работе, автор одновременно выпустил практичную, более доступную книгу с меньшим количеством рисунков под названием Epitome. Андрей Везалий в «Эпитоме» для иллюстраций использовал намного больше мужских тел, чем женских, вероятно, потому, что казненных преступников мужского пола было значительно больше, чем женского.
Fabrica стала родоначальницей современной науки об анатомии человека. Она решительно порвала с Галеном и Гиппократом. Андрей Везалий открытия свои основывал только на том, что на самом деле видел при вскрытиях, а не на том, что ожидал увидеть. Вот лишь некоторые из его утверждений:
- У основания сердца нет кости. Ее описание Галена на самом деле относилось к хрящу у основания сердца оленя и других животных, который затвердевал по мере старения зверя.
- Грудина состоит из трех, а не из семи частей, как утверждал Гален, основываясь на проведенных вскрытиях обезьян.
- Перегородка сердца не пористая. В ней отсутствуют отверстия.
- Полая вена начинается в сердце, а не в печени, как утверждал Гален.
- Не существует такого органа, как rete mirabile – «чудесного сплетения» внутренних артерий, которое якобы вело от сердца к мозгу.
- Мужчины и женщины имеют равное количество ребер. У представителей сильного пола нет отсутствующего ребра, как было принято считать.
- Мужчины и женщины имеют одинаковое количество зубов. Гален же утверждал, что у первых их больше.
Большинство читателей встретили книгу положительно. Она стала настольной у серьезных анатомов и врачей. Однако некоторые медики и ученые почувствовали угрозу, так как они построили свою карьеру на работе Галена, и набросились на Везалия.
Например, Якоб Сильвий, обучавший Андрея в Париже, описал своего бывшего студента как наглого и безграмотного клеветника, который вероломно напал на своего учителя с агрессивной ложью, снова и снова искажая истину природы. Говоря это, он, возможно, таким образом отомстил своему ученику, который ранее сказал, что методы преподавания Сильвия, заключавшиеся в изучении трупов кошек и собак, а не людей, не способны привести к прогрессу в науке об анатомии человека.
Андрей Везалий «О строении человеческого тела» посвятил императору Карлу V. Он также подарил ему особый экземпляр, напечатанный на пергаменте. А Epitome Везалий посвятил сыну Карла — принцу Филиппу.
Везалий, Андреас — это… Что такое Везалий, Андреас?
Андреас Везалий
Андре́ас Веза́лий (часто Андре́й Веза́лий, нидерл. Andries van Wesel, лат. Andreas Vesalius; 31 декабря 1514(15141231), Брюссель, Семнадцать провинций — 15 октября 1564, Закинф, Венецианская республика) — врач и анатом, лейб-медик Карла V, потом Филиппа II. Младший современник Парацельса, основоположник научной анатомии.
Биография
Учился медицине в Нидерландах (университет Лёвена) и во Франции (университеты Монпелье и Парижа), работал и преподавал преимущественно в Италии, будучи профессором университетов Падуи, Болоньи и Пизы одновременно. Одним из первых стал изучать человеческий организм с помощью проведения вскрытий.
Изучая труды Галена и его взгляды на строение человеческого тела, Везалий исправил свыше 200 ошибок канонизированного античного автора. Трупы ему приходилось тайно добывать на кладбище, так как в то время вскрытие трупа человека было запрещено церковью неавторитетный источник?.
В 1543 году в Базеле издаёт свой главный труд «De corpore humani fabrica» («О строении человеческого тела»), в котором обобщил и систематизировал достижения в области анатомии. Текст книги сопровождался 250 рисунками художника Яна Стефана ван Калькара, постоянного иллюстратора книг Везалия.
Противники Везалия, придерживавшиеся традиций средневековой схоластической медицины, добились изгнания учёного из Падуи за посягательство на авторитет Галена.
Всегда интересно узнать, как выглядел тот или иной человек. Портретную гравюру (см. справа) Везалия, занятого анатомированием руки, исполнил нидерландский художник Ян Стефан ван Калькар (1499 — ок. 1550).
Любопытно, что есть ещё один портрет Везалия в Эрмитаже (Петербург) того же художника, но исполнен масляными красками. Портрет приобрели в Париже из собрания Бодуэна в 1781 г. Его приписывали то неизвестному художнику XVI века, то перу Моретто да Брешиа.
Последняя атрибуция — работа Джованни да Калькара (итальянизированная фамилия художника, ученика Тициана, долго жившего в Италии и умершего в Неаполе).
Примечания
- ↑ Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. заведений. — М.: «Дрофа», С. 22
- ↑ И.В.Гайворонский. Нормальная анатомия человека (учебник для медицинских ВУЗов), — СПб, СпецЛит, 2001, второе издание, С.29
- Богоявленский Н. А. К переводу на русский язык анатомического трактата Андрея Везалия // «Клиническая медицина», 1959. Т. 9.
- Жданов Д. А., Фомичева Т. Д. Андрей Везалий и его живописный портрет в Эрмитаже // «Архив анатомии, гистологии и эмбриологии». Т.2, 1964.
- Терновский В. Н. Андрей Везалий М.: «Наука», 1965.- 256 с.
- «История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения» (Под. ред. Брагиной Л. М.). — М.: «Высш.школа», 1999
- O’Malley, CD. Andreas Vesalius of Brussels, 1514—1564. Berkley: University of California Press, 1964.
Личная жизнь и кончина
В 1544 году Везалий женился на дочери богатого советника в Брюсселе — Анне ван Хамме. У них был один ребенок, девочка, которая родилась в 1545 году. Родители назвали ее Анной. Семья жила вместе большую часть времени. Но когда Везалий отправился в свое паломничество в Иерусалим, его жена и дочь вернулись в Брюссель.
Ученый добрался до Иерусалима, где получил письмо с приглашением принять кафедру анатомии и хирургии в Падуанском университете. К сожалению, Андрей Везалий, краткая биография которого трагически прервалась, так никогда и не вернулся в Падую. Его путешествие из Иерусалима было омрачено жестокими бурями. К тому времени, когда корабль достиг порта на греческом острове Закинф, Везалий был отчаянно болен. Он умер через несколько дней. Андрей Везалий, основоположник научной анатомии, скончался в возрасте 49 лет. Это случилось 15 октября 1564 года. Похоронен он на Закинфе.