Советский период
После свержения императора Сусанин был зачислен в список «слуг царей». Пропаганда в то время предусматривала уничтожение памятников в честь старых правителей и их слуг. В 1918 году был ликвидирован костромской памятник. В последующее десятилетие пропаганда втолковывала, что сусанинский подвиг — это миф. Однако ближе к концу 30-х годов ему начали давать другое значение. В итоге Сусанина реабилитировали, а вместе с ним и других известных личностей:
- Кузьму Минина;
- Дмитрия Пожарского;
- Александра Невского;
- Ивана Грозного и др.
Сусанин вновь стал народным героем, лишившимся жизни за родину. В конце 30-х годов в Большом театре состоялась постановка оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя». Без одобрения высшего руководства это мероприятие попросту бы не состоялось. Помимо этого, в честь старосты были названы район и районный центр, где он проживал и умер.
Советские историки разделились на два фронта: одни были согласны с дореволюционными коллегами в том, что Сусанин спас царя, другие признавали его героем, но не считали спасителем правителя.
Украинская литература утверждает, что прообразом русского героя был казак Никита Галаган, дезинформировавший шляхтичей в 1648 году. Во время Корсунской битвы он привел врага в засаду.
Жизнь за царя
Польский король Сигизмунд, который желал русский престол для собственного сына, отдал приказ отыскать избранного царя до его помазания на царство. Взять в плен или убить, как получиться. Полякам приходилось сторожиться ополченцев и действовали они тайно. Зная приблизительно, где находится Михаил Романов, они пытались найти проводников, чтобы пройти через топи и болота.
Хватали попадавшихся им крестьян и силой выпытывали место, где прятали Михаила Романова. Староста села Домнино Иван Сусанин отправил своего зятя, чтобы тот переправил молодого царя в более надежное место, а сам вызвался быть проводником у поляков.
Долго водил он их по глухим лесным тропам и вывел к непроходимому Исуповскому болоту. Когда ему стало понятно, что поляки не смогут организовать погоню, он сознался, что специально завел их совсем не туда.
подвиг Ивана Сусанина фото
Разъяренные враги зарубили Ивана Сусанина на месте и попытались выбраться самостоятельно. Но время уже было упущено. Посланцы от Земского Собора первыми встретили Михаила Романова и Россия получила законно избранного русского царя. Закончилась пора смут и бесправия на Руси.
Трудно представить как сложилась бы история нашего государства без героического поступка простого русского мужика, не пожалевшего своей жизни ради спасения сотней тысяч своих соотечественников. Он видел, к чему приводит безвластие, порождающее смуту, распри и разбой.
Род Романовых отблагодарил семью Ивана Сусанина Жалованной грамотой, которую получил его зять Богдан Собинин в 1619 году.
По этой грамоте потомство героического крестьянина освобождалось от повинностей. Кроме того, им был дарован надел земли.
Но самое главное – это человеческая память, которая по сию пору хранит имя Ивана Сусанина – спасителя жизни русского царя и в его лице российской государственности.
Любопытный факт
Опера Михаила Глинки, рассказывающая о подвиге Ивана Сусанина, изначально называлась «Жизнь за царя”, но после свержения царизма и установления власти народа, опера получила второе название «Иван Сусанин”.
Родственники Сусанина
Некоторые предположения, что мать Сусанина звали Сусанна, а сам он был сельским старостой являются скорее домыслами. А вот отчество Сусанина – Осипович, было придумано историками уже в XIX веке и не подтверждается никакими документами.
Однако сам тот факт, что царь снизошел до простого крестьянина и еще дважды из Москвы подтверждал привилегии, освобождавшие от податей, в 1633 и 1691 годах заслуживает внимания.
В рассказе Глинки, по сравнению с текстом грамоты, есть два основных вымышленных сюжета. Первый – сын Сусанина. Как мы знаем, наследовала ему дочь Антонида (в том числе и царские привилегии), что было возможно только в отсутствие мужского потомства. Но ведь сын мог умереть и раньше? Как показывают исследования (Велижев, Лавринович) это не так. Еще в 1731 году потомками Сусанина была сделана попытка ввести в рассказ о спасении царя еще одного родственника – будущего мужа Антониды. Его якобы послал Сусанин предупредить царя об опасности.
Однако этой выдумке не поверили и прошение (имевшее целью получить более широкие льготы) не утвердили. Таким образом, и сын и зять Сусанина не существовали и были добавлены в легенду о спасении царя позднее. То же можно сказать и о том, что Сусанин увел поляков в чащи (или болота). В документах XVII века известно только, что Сусанин не выдал местоположение царя, а романтический эпизод с глухими местами был добавлен позже.
Разницы в версиях
Многие историки утверждают, что Иван Сусанин являлся простым крепостным крестьянином, живущим в селе Домнино. По одной из версий он являлся старостой деревни, а согласно другой — был приказчиком в вотчине Шестовых. И если верить в первую версию, то можно поставить под большое сомнение, откуда простой крестьянин знал, где остановился царь, бежавший от врагов.
Памятник Сусанину в Костроме.
Также под большим вопросом и само нахождение отряда польских воинов рядом с Костромой. Ни в одном из сохранившихся документов тех лет не упоминается, что в 1613 году поляки разыскивали царя в тех местах и пытались его захватить. Но на самом деле на тот момент убийство царя с целью возведения на престол польского кандидата было бессмысленно, ведь Михаил уже официально находился в своём законном статусе.
Кроме того, существует речь митрополита Филарета, где он перечислил все беды, которые причинили России воины Речи Посполитой в период Смуты, и как проходило изгнание поляков из Москвы. В этой речи нет ни единого упоминания о покушении на царя, хотя если бы оно и правда было, то митрополит о нём бы точно упомянул.
Стоит учесть и то, что разнятся версии о том, куда же Иван Сусанин завёл поляков. В некоторых версиях упоминается лес, в других — непроходимое болото. Но из леса отряд опытных воинов вышел бы по своим же следам на снегу, а непроходимых болот вокруг Домнино нет и никогда не было.
Вполне вероятно, что подвига Ивана Сусанина, как и его самого, никогда не было. Просто в царское время, а особенно при Николае I, России требовался герой из народа, герой, способный отдать власть за своего царя. Так и возник культ простого мужика-патриота Ивана Сусанина.
Еще:
- Русская зима глазами иностранцев
- Что такое сигнал «АТОМ», и спасёт ли метро от радиации?
- Каким в царской России было жильё, сдаваемое в аренду
- «Кружечные дворы» и сухие законы: как боролись с пьянством на Руси
- Откуда в русском языке взялось слово «сало»
История и вымысел
Реальность подвига, совершенного Иваном Сусанином вызвала сомнения у многих историков
Еще в XIX веке, когда по воле государственных органов началась героизация костромского крестьянина, некоторые исследователи обратили внимание на различные нестыковки между официальной версией и подлинными историческими событиями того времени
Доктор исторических наук Алексей Бычков в своей книге «Ледовое побоище и другие «мифы» русской истории» (Москва, 2008 г.) отметил, что широкую известность в российском обществе Иван Сусанин получил лишь через два века после своей смерти. Победа в Отечественной войне 1812 года вызвала среди дворян прилив патриотических чувств, тогда и возник интерес к героям Смутного времени.
«Литераторы внесли свою лепту в «украшение» реальной истории. Например, приписали Сусанину именно то, что лучше всего помнят до сих пор – заведение «вражеского отряда» в непроходимые дебри», – написал А.А. Бычков.
А между тем, в официальных документах отсутствуют сведения, подтверждающие сам факт мифологизированного подвига. Так, царь Михаил Федорович подписал две жалованные грамоты, даровав различные льготы семье Богдана Собинина. В первой из них, датированной 30 ноября 1619 г., говорится: «Как мы, великий государь, были на Костроме и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, и тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина, литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, были, и он, Иван, ведая про нас, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в ту пору были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».
Вторая грамота подписана Михаилом Романовым 30 января 1633 года. Поскольку Богдан Собинин к тому времени уже умер, царская милость была дарована его вдове Антониде «за терпение и за кровь, и за смерть отца ея Ивана Сусанина». Не были забыты русским монархом и внуки героя – Данилка и Костька.
Последующие представители дома Романовых тоже подписывали жалованные грамоты потомкам костромского крестьянина. Но и в этих документах, датированных 1644, 1691, 1723 и 1724 годами, по словам А.А. Бычкова, не содержится никаких сведений об отряде польско-литовских интервентов, заведенных героем в болото. И лишь в грамоте 1731 г., дарованной императрицей Анной Иоанновной крестьянину Ивану Лукьяновичу Собинину, впервые упоминается, что Иван Сусанин «отвел» поляков и литовцев от села Домнина. За это они его «посадя на столб, изрубили в мелкие части». А произошло это, согласно официальному документу, в селе Исупове.
Как полагает А.А. Бычков, спустя 118 лет вокруг смерти Ивана Сусанина начала складываться легенда, которую мы с вами все знаем. Причем, в первой половине XVIII века еще ничего не говорилось об отряде интервентов, погибшем в болоте.
Завел поляков в болото
Под влиянием множества публикаций, художественных и музыкальных произведений в массовом сознании сформировался устойчивый миф. Суть его известна всем. 21 февраля (3 марта) 1613г. специально созванный Земский собор избрал молодого Михаила Романова на царство. Эта новость не понравилась полякам, стремившимся посадить на русский трон своего королевича Владислава IV. Иностранные интервенты снарядили отряд, который должен был разыскать и убить новоизбранного царя.
Поляки знали, что Михаил Романов находится в окрестностях Костромы – в своем родовом поместье. Недалеко от села Домнино враги встретили крестьянина Ивана Сусанина и потребовали выдать местонахождение царя. Тогда народный герой обманул интервентов, пообещав привести их к Михаилу, а сам тайно поручил своему зятю Богдану Собинину отправиться к усадьбе, в которой молодой человек находился вместе со своей матерью – инокиней Марфой (в миру – Ксенией Ивановной), чтобы предупредить их о надвигающейся опасности.
Затем Иван Сусанин завел польских интервентов в непроходимое болото. Поняв это, враги пытали крестьянина, но он мужественно перенес все страдания. Убедившись, что ничего добиться от него они не смогут, поляки зарубили героя, а сами погибли в болоте. В это время Михаил Романов и его мать благополучно скрылись от опасности за стенами Ипатьевского монастыря.
То есть, крестьянин буквально отдал свою «Жизнь за царя», как следует из одноименной оперы Михаила Глинки.
Не было подвига
Известный русский историк Николай Костомаров посвятил данной теме статью «Иван Сусанин (Историческое исследование)», которая вышла в журнале «Отечественные записки» за февраль 1862 г. В ней ученый высказал мнение, что никакого подвига вообще не было.
Н.И
Костомаров обратил внимание, что ни в одной из летописей первой половины XVII века нет ни упоминания об Иване Сусанине, а ведь покушение поляков на жизнь новоизбранного царя и героизм простого крестьянина должны были быть хоть как-то отмечены
Кроме того, первая жалованная грамота Богдану Собинину была выдана лишь в 1619 г. А ведь Михаил Федорович вскоре после своего венчания на царство щедро наградил всех, кто оказывал ему или его матери хоть какую-то помощь в Смутное время. Например, уже в марте 1614 г. царскую милость получили крестьяне Тарутины из Толгуйской волости, поддерживавшие инокиню Марфу в ссылке, которую она отбывала по приговору Бориса Годунова.
Н.И. Костомаров не верил, что царь мог надолго позабыть о человеке, пожертвовавшем за него собственной жизнью. Исследователь предположил, что Иван Сусанин был одним из многих крестьян, погибших в Смутное время от рук разбойников. А через несколько лет Богдан Собинин решил выставить своего тестя героем и выпросить для семьи жалованную грамоту. Тем более что освобождение от уплаты податей и других повинностей – цель, которой в те времена многие добивались.
Когда некий крестьянин обратился к инокине Марфе с рассказом о подвиге своего тестя, то она растрогалась и поверила, что Иван Сусанин ценой своей жизни спас ее сына. Затем женщина решила помочь семье героя, а Михаил просто не стал перечить матушке. Поэтому первая жалованная грамота и начинается словами: «по нашему царскому милосердию и по совету и прошению матери нашей, государыни великой старицы иноки Марфы Ивановны».
По мнению Н.И. Костомарова, подвиг Ивана Сусанина был придуман через двести лет после его смерти и не имеет под собой никакой исторической основы. Просто к изначальному вымыслу крестьянина Богдана Собинина добавилось коллективное народное мифотворчество.
Подвиг, и почести после смерти
- 1613 – поздней зимой польско-литовский отряд выступил на поиски нареченного российского царя Михаила Романова. В это время он укрывался в окрестностях Костромы. У с. Домнина поляки захватили Ивана Сусанина, который знал о местонахождении Михаила. По одной версии Иван сразу отказался рассказывать, где скрывается царь и после пыток был убит. По другой – Сусанин специально завел вражеский отряд в непролазное болото и был умерщвлен после того, как это стало очевидным. До 1619 года о подвиге никому, кроме односельчан и родственников героя, известно не было.
- 1619 – 30 ноября, царь Михаил Федорович Романов, своей грамотой, жалует зятя Ивана Сусанина – Богдана Собинина – половиной деревни и освобождением от всех повинностей и податей. Именно эта грамота и послужила первым документальным подтверждением реальности подвига Сусанина. В последующем жалованные и подтвердительные грамоты, а также льготные указы, издавались монархами в 1633, 1644, 1691, 1723, 1724, 1731, 1741, 1767 и 1837 годах. Ими жаловались следующие, после Богдана Собинина, потомки Ивана Сусанина.
- 1767 – во время визита в Кострому императрицы Екатерины II, архиерей Дамаскин (Аскаронский), приветствуя ее, в своей речи упомянул о Сусанине, как о спасителе основателя царской династии Романовых. С того времени это стало официальной традицией.
- 1804 – выходит «Словарь географический Российского государства», под редакцией А.М. Щекотова, в котором Сусанин представлен спасителем царя.
- 1812 – прямое и безапелляционное возведение в статус народного героя. Это сделал историк, писатель и публицист Сергей Глинка, напечатав в «Русском вестнике» работу «Крестьянин Иван Сусанин, Победитель мести и Избавитель Царя Михаила Федоровича Романова». Хотя Глинка не приводил в статье никаких документальных источников, после ее выхода все учебники истории стали включать этого персонажа в описание героического прошлого России.
- 1825 – с началом правления Николая I образ героя становится непременным атрибутом официальной государственной политики.
- 1830 – 1831 – в борьбе с польскими повстанцами власти используют память о народном герое, как повод для поднятия патриотизма.
- 1836 – Михаил Глинка представил публике оперу в 4 актах «Жизнь за царя», о событиях, произошедших в 1613 году. Либретто к опере было написано бароном Розеном.
- 1838 – император Николай I подписал указ о возведении на центральной площади г. Костромы памятника Ивану Сусанину и наименовании самой площади его именем. В указе прозвучали слова о спасении им не только царя, но и православной веры, и русского государства.
- 1862 – в Великом Новгороде, на возведенном в честь 1000-летия Руси монументе, скульпторы М. Микешин, И. Шредер и архитектор В. Гартман, среди прочих героев, изобразили и Сусанина. В этом же году журнал «Отечественные записки» опубликовал статью профессора Санкт-Петербургского университета Н.И. Костомарова. В ней ученый открыто насмехался над предыдущими исследователями, заявляя, что гибель Ивана Сусанина была не подвигом, а он лишь стал случайной жертвой одной из многочисленных банд того времени.
- 1913 – в честь 300-летия царской династии Романовых, в Костроме состоялось открытие архитектурного ансамбля. В него включено изображение умирающего народного героя и склонившейся над ним женщины, символизирующей Россию.
- 1917 – начало развенчания «царских слуг», в число которых попал и костромской герой.
- 1918 – в Костроме начинают разрушать памятник на центральной площади города.
- 1920 – официальная пропаганда заявляет, что подвиг Ивана Сусанина – миф.
- 1938 – разворот политической пропаганды на 180 градусов. Теперь власть, в который уже раз нуждаясь в подъеме патриотизма, официально объявила спасителя царя национальным героем. В июле, в газете «Северная Правда», выходит статья, в которой он предстает смельчаком, отдавшим свою жизнь за Родину.
- 1939 – на сцене Большого театра представлена переработанная и переименованная версия оперы «Жизнь за царя». Теперь она называется «Иван Сусанин». Вышел Указ о переименовании райцентра и всего района в Ярославской области в честь народного героя. Позже в бывшем селе Молвитино, которое и подверглось переименованию, открыт музей его подвига.
- 1967 – в г. Костроме установили новый памятник Сусанину.
- 1992 – костромской «площади Революции» вернули историческое название.
Две версии
Начало 1613 года. Смутное время подходит к концу. Провинциальная посадская пехота под командованием князя Пожарского и мясника Минина выгнала наконец поляков из Москвы. Стихийный русский парламент — Земский собор — в результате жарких споров избирает новым царем шестнадцатилетнего Михаила Романова. Но самого Михаила нет в Кремле. Он вместе с матерью скрывается где-то под Костромой.
Такова предыстория сусанинского подвига. Далее мы призовем на помощь два примечательных текста, написанных с разницей в 200 лет. Один из первых обстоятельных рассказов о подвиге Сусанина принадлежит перу известного историка Сергея Николаевича Глинки. Накануне наполеоновского вторжения в Россию рассказ этот был опубликован в журнале «Русский вестник» под патетическим заголовком «Крестьянин Иван Сусанин, победитель лести и избавитель Михаила Феодоровича Романова». Версия Глинки стала канонической и была, с небольшими изменениями, включена во многие исторические учебники XIX века.
Итак, Глинка пишет:
«Поляки, продолжавшие буйствовать в русских областях, узнав о единодушном избрании на престол Михаила Феодоровича Романова, решились его погубить. В это время Михаил находился не с матерью в Ипатьевской обители, но в костромском своем поместье. Многочисленное скопище врагов туда устремилось: Враги, не зная куда идти, остановили встретившегося им крестьянина. Благодарность сохранила имя его: он назывался Иваном Сусаниным и был уроженцем села Домнина. Различными околичностями расспрашивали они о месте пребывания Михаила. Остроумный Сусанин, проникнув лесть и коварство врагов, сказал: «Ступайте за мной, я проведу вас в царское поместье»: К полуночи очутились они в непроходимом лесу. Злодеи возроптали на Сусанина. «Ты обманул нас», — воскликнули они. — «Не я, — отвечал Сусанин, — вы сами себя обманули. Ложно мыслили вы, что я выдам вам нареченного государя. Михаил Федорович спасен. Вы далеко от его поместья. Вот голова моя. Делайте со мной что хотите. Поручаю себя Богу». Сусанин умер в лютых муках и истязаниях. Вскоре и убийцы его погибли».
Другой текст опубликован только в прошлом году. Это цитата из школьного учебника под редакцией Александра Данилова и Людмилы Косулиной.
«Освобождение Москвы вызвало мощный подъем всенародной борьбы против остававшихся на территории России захватчиков. Местные ополчения с помощью воинов Пожарского истребляли и изгоняли иноземные отряды. Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Он завел польский отряд в непроходимые болота
Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться и выполнить важное задание короля — погубить вероятного кандидата на русский престол — Михаила Романова. Убийство Романова помогло бы сохранить русский трон для польского короля или для его сына». Как видим — различия не слишком существенны
На месте непроходимого леса появляется болото, а на месте избранного царя Михаила появляется кандидат на эту должность
Как видим — различия не слишком существенны. На месте непроходимого леса появляется болото, а на месте избранного царя Михаила появляется кандидат на эту должность.
Из каких источников черпают в данном случае информацию историки? Что вообще нам фактически известно об Иване Сусанине?
Памятники патриоту
В 1835 году главная площадь Костромы, носившая название Екатеринославская, была переименована в Сусанинскую. В марте 1851 года на ней был построен памятник, спроектированный В. И. Демут-Малиновским. Строение представляло собой гранитную колонну, где на четырехугольном пьедестале стоял бюст царя, на груди которого красовался золотой крест. У основания расположилась фигура Сусанина, а возле него — пара грамот.
На колонне были изображены двуглавый орел и герб Костромы, а также сцена гибели героя и текст. Вокруг памятника стояли фонари. В таком виде он просуществовал до 1918 года, после чего частично был разрушен. Площадь была переименована в честь революции. Полностью памятник уничтожили в 1934 году. В 1992 г. площади вернули старое название.
В 60-х годах прошлого столетия решено было создать новый памятник Сусанину. В 1967 году его поставили, автором был скульптор Н. А Лавинский. Символов монархии и религии на нем нет. Композиция незамысловатая: мужчина стоит в длинной одежде на большом постаменте. Памятник часто критикуют из-за того, что он не соответствует образу исторического центра.
Сусанин присутствует на памятнике Михаила Микешина, расположенном в Великом Новгороде. Помимо этого, на холме возле Чистого болота, где раньше была деревня Анферово, стоит огромный камень. На нем написано имя старосты.
В честь патриота Руси слагали героические поэмы, писали портреты, делали постановки в театрах и снимали фильмы. Существует популярное стихотворение, которое описывает подвиг Ивана Сусанина кратко и красочно, оно называется «Давайте отрежем Сусанину ногу!». Самой популярной постановкой в театре является «Жизнь за царя», первую партию в которой сыграл Осип Афанасьевич Петров.
О жизни Сусанина и его подвиге
Константин Маковский. Иван Сусанин. 1914
Николай Дмитриев-Оренбургский. Подвиг Сусанина. Гравюра, конец XIX века
Михаил Нестеров. Иван Сусанин. 1884
О жизни Ивана Сусанина в точности не известно почти ничего. Сусанин был крепостным дворян Шестовых, проживавших в селе Домнино, в центре довольно крупной вотчины (примерно в 60 верстах к северу от Костромы). Согласно преданиям, родом Сусанин был из находившейся неподалёку от Домнина деревни Деревеньки. Протоиерей А. Д. Домнинский, ссылаясь на бытовавшие в Домнине предания, первым указал, что Сусанин был не простым крестьянином, а вотчинным старостой. Позже некоторые авторы стали именовать Сусанина приказчиком (посельским), управлявшим домнинской вотчиной Шестовых и жившим в Домнине при боярском дворе. Поскольку о его жене ни в документах, ни в преданиях не упоминается, а его дочь Антонида была замужем и имела детей, можно полагать, что он был вдовцом в зрелом возрасте.
Согласно царской грамоте от 30 ноября (10 декабря) года, поздней зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать инокиня Марфа «были на Костроме». Зная об этом, польско-литовский отряд пытался отыскать дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и «пытали у него» местонахождение царя Михаила Фёдоровича. Сусанин был подвергнут жестоким пыткам, но не выдал места убежища царя и был замучен поляками и литовцами «до смерти». Бытует версия о том, что он стал их проводником, но повёл не к царю, а далеко в чащу леса к болотам.
Доказательством реальности подвига Ивана Сусанина считается царская грамота от 30 ноября (10 декабря) года о даровании зятю Сусанина Богдану Собинину половины деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»:
Последующие жалованные грамоты 1633 и 1644 годов («вдове Сабинина Антониде с детьми») и подтвердительная грамота 1691 года (потомкам Сусанина, жившим в деревне Коробовой, «и их детям и внучатам и правнучатам и в род их во веки неподвижно»), льготные указы 1723 и 1724 годов («Андрею Семёнову с братом»), 1731 («Ивану Лукоянову Сабинину»), подтвердительные грамоты 1741 и 1767 года («всем потомкам Сусанина, жившим в дер. Коробовой»), за исключением последней — 1837 года («Коробовским белопашцам»), повторяют слова грамоты 1619 года. В статье о Сусанине словаря Брокгауза и Ефрона утверждалось, что в летописях, хрониках и других письменных источниках XVII века почти ничего не говорилось о Сусанине, но предания о нём существовали и передавались из рода в род. Вместе с тем дореволюционный костромской историк и краевед Н. Н. Виноградов, целенаправленно собиравший сведения среди коробовских белопашцев, потомков Сусанина, указывал, что почти все легенды и предания носят явно книжный характер. Единственное опубликованное предание народного происхождения так же определялось им как «пример легенд новейшего времени».
Б. Чориков. Смерть Ивана Сусанина в 1613 году. «Живописный Карамзин, или Русская история в картинках»
В мемуарах литовского шляхтича Самуила Маскевича рассказывается про схожий героический поступок неизвестного крестьянина в марте 1612 года в районе Можайска:
Неудобная версия
Однако чем больше укреплялся культ Сусанина, тем больше вопросов возникало по поводу личности самого героя. Так как о его жизни не сохранилось никаких источников, то детали его биографии постоянно менялись. Непонятно было даже, в какой деревне он жил — в Домнино или в расположенных неподалеку Деревеньках. Если сначала Сусанина именовали «простым крестьянином», то затем он постепенно «дорос» до вотчинного старосты. А поздние авторы и вовсе «повысили» Сусанина до управляющего домнинской вотчиной Шестовых.
Неясности имеются даже с именем народного героя. На каком-то этапе у него вдруг появилось отчество Осипович, которое не встречается ни в одном документе XVII века. Затем оно вновь исчезло, так же таинственно как появилось. Единственным фактом, который никогда не вызывал сомнений и был подтвержден документально, оставалось то, что у Сусанина была дочь Антонида, вышедшая замуж за Богдана Сабинина.
Во второй половине XIX века за героический миф всерьез взялись ученые. Великий русский историк Николай Костомаров, не смущаясь, именовал весь сюжет об Иване Сусанине «анекдотом», который «сделался более или менее общепризнанным фактом». Признавая реальным сам факт существования костромского крестьянина, погибшего в 1613 году, Костомаров ставил под сомнение главное — историю со спасением царя. «Страдание Сусанина есть происшествие, само по себе очень обыкновенное в то время. Тогда козаки бродили по деревням и жгли и мучили крестьян. Могло быть, что разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год. Через несколько времени зять Сусанина воспользовался им и выпросил себе обельную грамоту», — писал ученый.
За такую позицию Костомаров подвергся серьезной атаке со стороны многочисленных патриотов, которые сочли его позицию оскорблением исторической памяти. В своей «Автобиографии» историк отвечал оппонентам: «Между тем истинная любовь историка к своему отечеству может проявляться только в строгом уважении к правде. Отечеству нет никакого бесчестия, если личность, которую прежде по ошибке признавали высокодоблестною, под критическим приемом анализа представится совсем не в том виде, в каком ее приучились видеть».
Анализ «Ивана Сусанина» Рылеева
Дума, как и все литературные исторические жанры того периода, имеет в своей основе реально происходящее событие. На дворе начало Смутного времени, 17-ый век. Польские власти, узнав о том, что на Земском соборе выбрали русского нового царя, поспешили отправить свое войско в Костромскую область, где на тот момент находился юный Михаил Романов. Целью поляков было убить царя, а на российский трон поставить своего цесаревича Владислава, и таким образом превратить Россию в провинцию Польши. Польскому войску требовался проводник, который смог бы им указать месторасположение монастыря, в котором скрывался Михаил и попросили помочь жителя близ лежащего села, Ивана Сусанина.
Естественно польское войско осознав, что Иван их обманул, тут же убило крестьянина. Героизм Сусанина заключается в том, что он понимал неизбежность своей смерти, и, не смотря на это, не побоялся совершить смелый поступок.
Сусанин как олицетворение русского национального характера
Дума Рылеева наполнена всепобеждающей любовью к своей Родине. Простой крестьянин, следуя примеру своих отцов, которые героически боролись с внешней экспансией, осознавал значимость для всего русского народа своей миссии. Несмотря на тяжелую жизнь крестьянства того периода, Иван Сусанин не отстаивает свои интересы, а защищает свое государство, которое ранее обрекло его на нищее существование. Однако долг перед своей Отчизной притупляет чувство несправедливости и возможной мести. Более того, Сусанин даже не осознает, что совершает героический поступок.
Смотря на главного героя, мы преклоняем головы перед тем, как спокойно, без видимой тревоги и волнения он идет на смерть. Психология Ивана Сусанина это мировоззрение всех крестьян 17 века: непобедимая вера в достойного царя, ненависть к иностранным захватчикам, а также твердая и спокойная любовь к родине. Знаменитый поэт А. С. Пушкин не воспринимал думы как жанр, он всегда говорил, что они, не смотря на присущее в них историческое описание, лишены патриотического наполнения. Однако, «Ивана Сусанина» он признал, как произведение, в котором каждая строчка наполнена национальным русским сознанием. Патриотизм, который заложен в думе, вдохновил гениальнейшего русского композитора М. И. Глинку на создание одноименной оперы.