Сюжет
К. Е. Маковский. Тамара и Демон. 1889
Герой поэмы — летящий над миром «печальный Демон, дух изгнанья» — с высоты наблюдает за земными пейзажами, но ни Кавказские горы, ни Терек, ни пещеры, ни чинары не вызывают в нём никаких чувств, кроме холодного презрения
Внезапно внимание Демона приковывает к себе княжна Тамара — дочь седого Гудала. В его большом доме идёт подготовка к свадьбе — юная Тамара должна стать женой властителя Синодала, направляющегося с богатым караваном на брачный пир
Однако молодому князю не суждено добраться до свадебного стола: в пути на его караван нападают абреки, и конь приносит «удалого жениха» к воротам дома Гудала уже мёртвым.
Для Тамары всё происшедшее оборачивается потрясением. Её рыдания прерывает «волшебный голос», который произносит слова утешения и обещает прилетать к ней вновь и вновь. С этого момента юная княжна теряет покой. Понимая, что её «терзает дух лукавый», Тамара просит отца отправить её в монастырь. Но и в келье дочь Гудала постоянно слышит манящую речь. Наконец Демон, долго наблюдавший за своей избранницей, решает появиться в её обители. Ангел-хранитель Тамары пытается преградить визитёру путь, но безуспешно. Демон клянётся юной красавице в любви и обещает сделать её «царицей мира». Тамара откликается на его порыв и умирает в объятиях Демона.
В финале поэмы Гудал хоронит дочь возле храма, стоящего на высокой скале.
История создания поэмы «Демон» М. Ю. Лермонтова
Восемь редакций «Демона» История создания поэмы «Демон» Лермонтова сложна и длительна.
Лермонтов начал писать поэму «Демон» в четырнадцать лет и продолжал работать над дней на протяжении всей жизни. Несмотря на многочисленные переработки, первая строка произведения — «Печальный Демон, дух изгнанья» — сохранилась с 1829 г. до окончательной редакции.
Существует восемь основных редакций поэмы «Демон». Первый набросок поэмы «Демон» (I редакции) относится к 1829 г. К февралю 1839 г. относят последнюю, VIII версию поэмы. Место действия первых пяти редакций неопределенно, но в них есть намеки на Испанию.
Ссылка Лермонтова на Кавказ После пребывания Лермонтова в ссылке на Кавказе характер его «Демона» кардинально меняется: в тексте появляется описание кавказской природы, быта и нравов жителей Кавказа.
В феврале 1841 г. Лермонтов приезжает с Кавказа в Петербург и привозит начисто переписанную рукопись «Демона». Д. А.Столыпин, приятель Лермонтова, описывает эту рукопись так:
Чтения у императрицы
В начале 1839 г
поэма привлекла внимание придворных кругов. Ею также заинтересовалась императрица Александра Фёдоровна
Исправленный и каллиграфически переписанный текст (VIII редакция поэмы) был прочитан императрице 8-9 февраля 1839 г. и возвращен автору:
Цензурное разрешение
Вскоре после чтения у императрицы поэма получает одобрение от цензуры (по данным исследователя В. Э. Вацуро). Цензурное разрешение выдается 11 марта 1839 года, но сам Лермонтов не спешит публиковать свое произведение.
После этого А. А. Краевский предлагает Лермонтову напечатать «Демона» по частям в «Отечественных записках», но Лермонтов настаивает на публикации текста целиком, а после и вовсе забирает рукопись из редакции. Судя по всему, Лермонтов не печатает поэму из-за особого отношения к ней. Для него это произведение является чем-то глубоко сокровенным.
Так как поэма не публикуется официально, она распространяется среди любителей литературы в виде списков (рукописных копий). Эти копии порой серьезно расходились между собой.
Первые публикации При жизни Лермонтова поэма «Демон» не была напечатана. После смерти автора отрывки из поэмы были впервые напечатаны в «Отечественных записках (№6) в 1842 г.
Целиком поэма «Демон» была впервые издана в 1856 г. в Карлсруэ (Германия) генерал-адъютантом А. И. Философовым. Книга вышла тиражом 28 экземпляров
Важно отметить, что в этом издании был вырезан диалог Тамары с Демоном
П. К. Мартьянов описывает историю публикации так:
Вскоре в 1857 г. вышло второе карлсруйское издание «Демона», в котором диалог героев наконец был опубликован.
В России поэма «Демон» впервые была издана полностью в 1860 г. в собрании сочинений Лермонтова под редакцией Дудышкина. «Карлсруйские издания» как основные Каким образом исследователи получили канонический, наиболее достоверный текст поэмы «Демон», известный нам сейчас? Для этого в основу канонического текста «Демона» положили карлсруйское издание 1856 г. (как более точное) и вставили в него диалог Тамары с Демоном из издания 1857 г.
Современные исследователи считают, что, пока другие рукописи «Демона» не найдены, поэма должна печататься по «карлсруйским изданиям».
Такова история создания поэмы «Демон» М. Ю. Лермонтова: интересные факты о произведении.Все материалы по поэме «Демон»Все материалы по творчеству Лермонтова
Образы и символы
Образ юной и прекрасной девушки, которая верит в Бога, скромна и чиста, сталкивается с образом Демона. Он очень сложный и неоднозначный персонаж, обреченный на вечную тоску и одиночество. Главные образы в поэме «Демон» Многомудрый Литрекон расположил в таблице.
Демон | Падший Ангел блуждает и властвует над землей, но наскучившее зло не доставляет ему никакого наслаждения (Он не встречал сопротивленья – и зло наскучило ему). Все меняется, как только он замечает Тамару. Демон хочет обрести спасение через любовь к ней, он готов сеять добро. Впоследствии он раскрывается как дерзкий, настойчивый, страстный герой. Он не в состоянии совладать со своей гордыней и является ее жертвой, поэтому автор сочувствует ему, постоянно награждая его характеристикой «грустный». Злой дух — заложник судьбы, и бунт против нее для него оканчивается поражением. Образ Демона наделен типичными романтическими чертами: он одинок, горд и отрешен от мира. |
Тамара | Тамара скромна и благочестива, хотя именно она является самой прекрасной девушкой на земле. Она честна и до конца сопротивляется злой силе. Спасение героиня находит в монастыре, то есть она готова отречься от всего, чтобы сохранить чистоту своей души. В борьбе за нее она пала, но раскаялась, и за ее старания ангел не позволил пропасть ее душе в объятиях сатаны. |
Средства выразительности
Для создания образов М. Ю. Лермонтов использует разнообразные тропы в поэме «Демон», это помогает проследить отношение автора и чувства героев.
В первой части поэмы в описании Кавказской природы присутствуют сравнения: «как трещина жилище змея», «Терек, прыгая, как львица», «Казбек, как грань алмаза».
В описании Демона используются эпитеты «дух изгнания», «злой дух», «давно отверженный»
Обратим внимание, что «Божий мир» — дик и чуден. Это тоже эпитеты
Демон окидывает этот мир «презрительным оком», ведь не может радоваться тому, что делает счастливыми людей. Так автор противопоставляет демона всему земному. Вот еще примеры из текста: грешная земля, чистый херувим, счастливый первенец веков бесплодных, ряд унылый, однообразной чередой, золотые облака, лазурная высота, счастливый край, палящим днем.
Интересными средствами выразительности являются метафоры: блеск природы, бесплодная грудь (изгнанника), божий мир, творенье Бога…, за веком век бежал, зло наскучило ему, и скалы тесною толпою, глаголу вод его внимали, сторожевые великаны, ковром раскинулись вдали, с косматой гривой на хребте.
Также автор не скупится на олицетворения: «лучших дней воспоминанья пред ним теснилися толпой; Когда бегущая комета улыбкой ласковой привета любила поменяться с ним; И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте, ревел».
Один из главных средств выразительности является антитеза: Демон противопоставляется Богу, вера Тамары — безверию Демона, чистота души — пороку, невинность — страсти. Даже природа Грузии контрастна: на вершинах гор лежит снег, а на земле цветут яркие краски лета.
Не пренебрег автор и гиберболой: «Насквозь прожженный виден камень слезою жаркою, как пламень». Так ярко и преувеличенно он описал любовь демона к Тамаре.
Можно заметить в тексте и метонимию: «И по ковру скользит, плывет ее божественная ножка».
Не пропустим иронию: «А Бог! На нас не кинет взгляда. Он занят небом, не землей!».
Есть и диалектизм: «Играет ветер рукавами его чухи».
Средства выразительности
Для создания образов М. Ю. Лермонтов использует разнообразные тропы в поэме «Демон», это помогает проследить отношение автора и чувства героев.
- В первой части поэмы в описании Кавказской природы присутствуют сравнения: «как трещина жилище змея», «Терек, прыгая, как львица».
- В описании Демона используются эпитеты «дух изгнания», «злой дух», «давно отверженный».
- Также автор не скупится на олицетворения: «лучших дней воспоминанья пред ним теснилися толпой; Когда бегущая комета улыбкой ласковой привета любила поменяться с ним; И Терек, прыгая, как львица с косматой гривой на хребте, ревел».
- Один из главных средств выразительности является антитеза: Демон противопоставляется Богу, вера Тамары — безверию Демона, чистота души — пороку, невинность — страсти. Даже природа Грузии контрастна: на вершинах гор лежит снег, а на земле цветут яркие краски лета.
Темы и проблемы произведения
Тема данной поэмы не типична для авторов русской литературы. Здесь затрагиваются проблемы любви, одиночества, борьбы.
Любовь была воспета многими авторами, которые показывали то, что она способна излечить даже самые очерствевшие и раненые души. Она способна развеять одиночество, дать силы и смысл. Именно таким предстает перед читателем Демон, который ищет свое спасение в любви. Но его отверженный дух не намерен искать пути спасения. Выбор им был сделан давно. Он сам выбрал свой путь, вступив в противостояние с Богом. Поэтому даже любовь не в силах помочь Демону, который выбрал свою непростую дорогу.
Многие авторы показывали любовь – как вершину, идеал. Но достичь её было очень не просто, и дано далеко не всем. Лермонтов так же показывает картину любви, которая так и не имела счастливого конца.
Тема веры так же имеет огромное значение в этом произведении. Благодаря своей вере Тамара спасается от вечных мучений в Аду. Сила её веры огромна, она продолжает верить в то, что Бог ей поможет. Поэтому она совершенно не поддается искушению Демона. Благодаря тому, что она осталась в монастыре и выбрала религию, полностью отрекшись от страсти, ей на помощь приходит Ангел.
Основной темой произведения можно назвать тему борьбы. Борьба добра со злом была представлена многими поэтами и до сих пор является актуальной. В душе каждого человека есть свой Демон и Ангел. Каждый день они ведут свою борьбу, искушая человека. Благодаря аллегории Михаил Юрьевич описывает человеческую душу с двух противоположных сторон. Постоянная борьба противоречий как нельзя лучше представлена в образе Тамары.
Так же поэме «Демон» затрагивается тема мистики. Данный прием так же достаточно часто встречается у представителей романтизма. Благодаря мистическим явлениям, поэты показывают недостижимость идеала, уводя читателя далеко вверх, подальше от земных проблем. Автор показывает параллельно существование двух миров – реальный, в котором мы проживаем всю свою жизнь, и мифический – в котором так часто борются наши души.
Очень краткий пересказ поэмы «Демон»
Проносясь над землями Грузии, отвергнутый Богом и скучающий Демон наблюдает с высоты полета за грешной землей. Он омрачен, уже очень давно ничто не приносит ему радость. В один момент он замечает Тамару — юную девушку, обладающую невероятной красотой. Тамара — единственная дочь старого князя Гудала. Княжеский дом утопает в роскошных украшениях, раздается веселая музыка, танцуют и развлекаются гости.
Сегодня у князя торжество — молодая красавица выходит замуж, и все с нетерпением ждут жениха. Чтобы увлечь гостей, невеста исполняет танец с бубном. Она делает это так прекрасно и грациозно, что буквально завораживает Демона. Он так опьянен чувственностью Тамары, что не в силах сдержаться и спускается на землю.
Сегодня Тамаре не суждено связать себя узами брака со своим возлюбленным. Падший ангел подстраивает все так, что на ее жениха в дороге набрасываются разбойники и убивают прямо на пол пути к княжескому двору. Узнав об этом страшном происшествии, все семейство Гудала получает тяжелый душевный удар. Конечно, труднее всех ужасное событие переживает Тамара.
Демон, обезумевший от любви, доволен, что больше никто не стоит на его пути к сердцу девушки. С этого момента он каждую ночь пробирается в сон к убитой горем несостоявшейся невесте в образе красивого молодого человека. Эти ночные видения не на шутку пугают Тамару, и она обращается к отцу, надеясь получить разрешение уйти в монастырь, в надежде, что там она обретет покой. Видя, как страдает дочь, старый князь, скрепя сердце, соглашается.
В монастыре Тамара только и делает, что молится и направляет свои речи к Всевышнему с просьбой избавить ее от пугающих сновидений, травящих душу. Однако, незаметно для себя, она начинает испытывать чувства к таинственному ночному незнакомцу.
Злой дух счастлив: ему удалось вызвать у девушки нежные чувства. Ему известно, что лишь одно его касание способно погубить молодую красавицу, но он не намерен сдерживаться. Демон является к уединившейся молодой красавице и соблазняет ее сладкими речами. Тамара отравлена ядом своего искусителя и мучительно умирает. Ангел хранитель уносит душу страдалицы в рай. Убитый горем отец Тамары хоронит так рано покинувшую этот мир дочь на кладбище близ горной церквушки.
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Мой демон»
Первое произведение Лермонтова, раскрывающее образ демона. Образ, надо которым поэт размышлял всю свою жизнь. Дальнейшее развитие он получает в поэмах «Ангел смерти», «Азраил», и логически завершает свое оформление в поэме «Демоны» в 1839 году.
Именно с «Демонами» ассоциируется это краткое, но очень содержательное стихотворение из шестнадцати строф. «Мой демон» открывает тему демонизма в творчестве Лермонтова. Весьма распространенная в литераторской среде тех времен, у Лермонтова она получает не только экзистенциональный, но и политический подтекст.
Почему, с какой целью Михаил Юрьевич обратился к образу демона? Жизнь столкнула его с жестокой реальностью еще в раннем детстве. Смерть матери, потеря отца, недопонимание сверстников и строгая бабушка, которая взяла на себя его воспитание. Все это нашло отражение в творчестве поэта. Одиночество и необъяснимая тоска звучат сквозь все его творения, постепенно оформляясь в некое подобие внутреннего демона, противостоящего всему миру. Демон — тот, кто не согласен с Богом, тот, кто сражается за право существовать, несмотря на запреты, несмотря на ненависть и страх. Демон всегда одинок и может лишь искушать, подкупать и соблазнять людей, но никогда не испытает настоящей любви и близости.
И в этой желчи, среди ненависти и презрения, Демон с гордо поднятой головой встречает все невзгоды. Равнодушно наблюдая за тем, как люди разделяются на лагеря, спорят и убивают друг друга за различия во взглядах. «Он равнодушно видит кровь», не придавая этому никакого значения. Он презрел не только любовь, но и веру в человечество, страдания людские приносят ему наслаждение — ведь мы, твари божьи, заслужили все это по праву.
Лермонтов в своем цельном стихотворении из всего шестнадцати строф раскрывает образ демона намного глубже, чем это сделали до него другие европейские классики. Он вкладывает в него дополнительно образ природы, образ нашего мира — того, на который мы, зачастую, не обращаем внимания. Природа не замечает наших метаний, душевных терзаний, междоусобиц. Все то, что нам кажется важным, не имеет никакого значения. И демон находит свое отражение в бушующей стихии.
Буря не видит разницы между тем, кто прав и виноват, равно как и морской прилив смывает все на своем пути. Нельзя сказать, что образ демона положительный. Нельзя и причислить его к отрицательным. Это та сила, душевная сила, которая выше приземленных неурядиц.
Образ Демона в произведении
Лермонтов представляет главного героя непривычным мистическим существом. В поэме Демон имеет три облика. В самом начале это низвергнутое, уставшее от совершенного зла, презирающее все живое, одинокое существо. Демона терзают воспоминания о тех временах, когда беззаботным ангелом он мог еще верить, любить, сочувствовать. Наказание, заключенное не только в низвержении, но и в отсутствии забвения, ожесточило его. А зло, которое он нес людям на протяжении многих лет, опустошило душу.
Вторая сущность просыпается в Демоне после созерцания танца Тамары. Он приобретает черты призрачной красоты, вновь чувствует силу земной любви и страсти. Его целью становится возвращение в Божье царство, изменение судьбы. Любимой девушке он готов подарить вечность. Но на то, что ради этого ей придется умереть, Демон не обращает внимания.
Особым акцентом, привлекающим внимание на пробудившиеся чувства Демона, является слеза, скатившаяся по щеке. Однако Лермонтов не оставляет ему шанса на земное счастье, указав, что слезы прожигают камень
Одним из условий прощения является раскаяние, а Демон не ищет прощения и не прощает сам. Без этого все остается тщетным. Поэтому пробуждение в Демоне светлых чувств недолговечно.
Третий облик Демон обретает после встречи с ангелом в келье Тамары. Лермонтов представляет вниманию читателя злое и опасное существо, готовое пойти на все ради достижения собственной цели. В Демоне вновь просыпается гордыня, чувство собственничества. Для возрождения, возвращения в рай, освобождения от наказания Демон готов убить девушку. Те же черты присущи ему и во время борьбы за душу монахини после ее смерти. Однако, итогом всех его действий снова становится одиночество.
Образ Демона в поэме Лермонтова
Анализ: «Демон» Лермонтова примечателен, в первую очередь, тем, что автор необычно подошёл и к сюжету поэмы, и к изображению ключевого образа. Лермонтовский Демон – это удивительное сочетание огромной внутренней силы, стремления избавиться от гнетущего чувства одиночества, желания приобщиться к добру и трагического бессилия, связанного с невозможностью достичь желаемого. Читателю Демон представляется этаким мятежным протестантом, который противопоставил себя не только Богу, но также и всему миру, всем людям.
Главный герой – «царь познанья и свободы», который восстаёт против всего, сковывающего разум. Демон в поэме Лермонтова отвергает мир, в котором отсутствует истинное счастье, где люди равно боятся как любить, так и ненавидеть, постоянно пребывают во власти мирских страстей. Однако это глобальное отрицание демонстрирует не только силу Демона, а и его слабость. Ведь с высоты бесконечных просторов космоса он просто неспособен увидеть и оценить всю прелесть земной природы.
Надменное уединение тяготит Демона, он часто тоскует об общении с людьми и миром. «Жить для себя» ему опостылело, и выходом из темницы угрюмого одиночества ему видится любовь к простой девушке Тамаре. Однако для него остаются недостижимыми поиски красоты, гармонии, любви и добра.
Мы узнаем — История создания поэмы Демон Лермонтова + интересные факты. Подсказки школьнику
Лермонтов задумал свою поэму еще в 14-летнем возрасте и возвращался к ней почти всю свою дальнейшую жизнь, дополняя и в корне переделывая не только словесную составляющую поэмы, но и её идею и сюжет.
За все те годы, пока Михаил Юрьевич создавал «Демона», неизменной оставалась лишь знаменитая первая строчка — «Печальный демон, дух изгнанья». Именно с неё в 1829 начиналась работа над поэмой. Первоначально сюжет должен был повествовать о демоне, влюбившимся в монахиню и погубившем её назло ангелу. При этом события должны были происходить вне определённого времени, а окружающая обстановка носила условный характер, не отвлекая читателя от философских рассуждений юного творца. В 1832 году, Лермонтов всё же решает приурочить действия в поэме «ко времени пленения евреев в Вавилоне», однако уже через два года он решается отказаться от этого варианта, и переносит место действия на скалистый берег моря, где «…южный теплый день играет яркими лучами». Таким образом, уже 1834 году начинают появляться строки, которые войдут в самую последнюю редакцию поэмы.
Существенный скачок в творчестве происходит после поездки Лермонтова в Грузию в 1838 году. Величественные горы Кавказа вдохновляют его, у Михаила Юрьевича начинает складываться яркое представление о тех местах, куда и полетит его мятежный Демон. Безликая монахиня превращается в прекрасную Тамару, пейзажи неузнаваемо преобразились, в поэме начинают появляться конкретные детали из жизни и быта Грузии, а так же описания прекрасной природы этого края.
Сюжет так же претерпевает изменения — у Тамары появляется жених, «удалой князь» и противник Демона. Прослеживается влияние местного фольклора, поскольку Лермонтов берет за основу легенду о грозном горном духе, его любви к девушке-грузинке и о ревности её жениха. В начале второй части мы так же можем увидеть отсылки к народным легендам, поскольку «горный дух, прикованный в пещере, стонет» — это не кто иной, как Амирани, аналог Прометея в осетинских и грузинских легендах.
Вскоре Лермонтов возвращается в Петербург и резко начинает перерабатывать поэму. В 1838 создаются еще 3 редакции. Первая редакция, разошедшаяся в рукописных копиях в огромном количестве, датирована восьмым сентября 1838 года. В том же году Михаил Юрьевич вносит существенные поправки в поэму: характер Тамары смягчается, вычеркивается часть текста, содержащая строчку, восхитившую именитого критика Белинского, а так же Лермонтов дополняет произведение клятвой Демона («Хочу я с небом примириться…»). Именно в декабре 1838 года Лермонтов закончил работу над «Демоном». В 1839 Лермонтов представляет поэму для чтения императрице, но в результате некоторых изменений, до неё доходит искаженная версия. В 1842, после смерти Лермонтова, году цензура окончательно запрещает полную печать «Демона», публикуются лишь отрывки. Полностью поэма будет опубликована лишь в 1856 году, за границей, родственником поэта.
История создания и публикации
Замысел поэмы о монахине, в которую влюблены одновременно Ангел и Демон, возник у пятнадцатилетнего Лермонтова во время учёбы в университетском благородном пансионе. В первых, самых ранних версиях произведения отсутствовало конкретное место действия — история происходила на фоне «условного романтического пейзажа». В процессе работы усложнялись и сюжет, и образы героев, появлялись различные вариации диалогов между персонажами. Примерно в 1837 году Лермонтов «переселил» действующих лиц поэмы (получившей второе название — «Восточная повесть») в Грузию, насытил произведение деталями кавказского быта, добавил этнографические элементы. В 1838 году поэт подарил своей возлюбленной Варваре Лопухиной авторскую рукопись с посвящением: «Я кончил — и в груди невольное сомненье!»
Второй лист автографа-посвящения к поэме «Демон» с рисунком Лермонтова
Несмотря на посвящение, работа над поэмой продолжалась вплоть до февраля 1839 года. В марте «Демон» был представлен в цензурное ведомство. Цензор Александр Никитенко, на рассмотрении которого оказалась рукопись, собственноручно удалил из текста многочисленные «крамольные» фрагменты; тем не менее в итоге он дал разрешительный вердикт. Однако позже цензура объявила о недопуске «Демона» к печати. По словам литературоведа Анны Журавлёвой, лермонтовская поэма в определённом смысле повторила судьбу другого запрещённого произведения — грибоедовской комедии «Горе от ума»: и то, и другое обрело известность в российском литературном сообществе задолго до выхода первого издания благодаря чтению в кружках и распространению в списках.
Исследователям известно как минимум о восьми вариантах «Демона». Поскольку при жизни автора поэма не была опубликована, текстологи так и не пришли к единому мнению относительно того, какую редакцию следует считать канонической; рукописи, передававшиеся друзьями и знакомыми поэта, нередко оказывались комбинированными, собранными из разных версий. В 1842 году, уже после смерти Лермонтова, отрывки из поэмы появились в журнале «Отечественные записки». Впервые полный текст произведения увидел свет в Германии в 1856 году; четырьмя годами позже полный вариант «Демона» вышел и в России.