Сообщение на тему как появилась русь срочно!!!!​

Древняя русь: могущественное государство восточных славян

Возникновение Древнерусского государства

Древнерусское государство Киевская Русь возникла в Восточной Европе в последнюю четверть 9 века. В период наивысшего расцвета занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере.

Существуют две основные гипотезы образования Древнерусского государства. Согласно норманской теории, опирающейся на Повесть временных лет XII века и многочисленные западноевропейские и византийские источники, государственность на Руси была привнесена извне варягами – братьями Рюриком, Синеусом и Трувором в 862 году.

Антинорманская теория основывается на идее возникновения государства как этапа внутреннего развития общества.

Основоположником этой теории в русской историографии считался Михаил Ломоносов. Кроме того, существуют различные точки зрения на происхождение самих варягов.

Учёные, относимые к норманистам, считали их скандинавами (обычно шведами), часть антинорманнистов, начиная с Ломоносова, предлагает их происхождение из западнославянских земель.

Существуют и промежуточные версии локализации – в Финляндии, Пруссии, другой части Прибалтики. Проблема этнической принадлежности варягов независима от вопроса возникновения государственности.

Первые сведения о государстве русов относятся к первой трети IX века: в 839 году упомянуты послы кагана народа Рос, прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого.

Термин «Киевская Русь» появляется впервые в исторических исследованиях XVIII – XIX веков.

Киевская Русь возникла на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племен – ильменских словен, кривичей, полян, охватив затем древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян, вятичей.

Киевская Русь IX-XII веков – огромное феодальное государство, раскинувшееся от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги.

Основателями Киева летописная легенда считает правителей племени полян – братьев Кия, Щека и Хорива. По данным археологических раскопок, проводившихся в Киеве в XIX–XX веке, уже в середине I тысячелетия н.э.

на месте Киева существовало поселение.

Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы – сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества.

На северо-востоке славяне углубились в земли угро-финнов и селились по берегам Оки и верхней Волги; на западе достигли реки Эльбы в Северной Германии.

И все же большинство их тянулось к югу, на Балканы – с их теплым климатом, плодородными землями, богатыми городами.

Существование Киевской Руси охватывает период с IX века по 30-е года XII века. Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин.

Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с зашитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии.

С 862 г. Рюрик, согласно «Повести временных лет», утвердился в Новгороде.

В тот период славяне подвергались постоянным набегам со стороны кочевников. Князь Олег завоевал Киев, убив Рюрика, расширил российские границы, покорив древлян, северян, радимичей.

Князь Игорь завоевал Киев и прославился походами в Византию.

Убит древлянами при сборе дани. После него правила его жена Ольга, которая жестоко отомстила за смерть мужа.

Потом престол Киева занял Святослав, который всю жизнь посвятил походам.

Князь Ярополк был завоеван Владимиром (Святым).

Он принял христианство и крестил Русь в 988г.

Во времена правление Ярослава Мудрого (1019–1054гг.) наступает период наивысшего расцвета Киевской Руси. Князь Ярослав Мудрый изгнал Ярополка Окаянного, боролся с братом Мстиславом, установил родственные связи со многими странами Европы. Но уже во второй половине 11 века между князьями начинается так называемая княжеская, которая приводит к ослаблению Киевской Руси.

Единство государства пытаются сохранить Владимир II Мономах (1113–1125гг.) и его сын Мстислав (1125–1132гг.), но это им не очень удалось.

Во второй половине 12 века Русь распадается на самостоятельные княжества.

Возрастание княжеской власти

В середине IX веке роль князя на Руси постепенно возросла. Предводитель местной племенной дружины властвовал над ней и своими соплеменниками лишь во время ведения боевых действий. В остальное время он ничем не отличался от других, обладал равными с ними правами и статусом. В период формирования государства положение вещей меняется. Князь перестает быть исключительно военным предводителем, структура княжеской власти усложняется. На князя возлагаются:

  • судебные обязанности (князю доверяют вершить суд и в мирное время, его слово становится окончательным при разборе бытовых, военных и иных споров);
  • дипломатические обязанности (для ведения переговоров ранее выбирались лучшие представители племени, теперь договариваться с соседями по поводу торговли, заключения мира или объявления войны мог лишь князь);
  • обязанности по созданию и внедрению новых законов;
  • обязанности по сбору и распределению дани.

Сильная княжеская власть обеспечивала закон и порядок в государстве. Князь полностью содержал дружину. Соответственно, только он мог контролировать ее действия и направлять на защиту рубежей государства. Дружинники постоянно находятся при князе, поддерживают его, защищают. Являясь наиболее преданными его сторонниками, дружинники способствовали развитию и усилению княжеской власти на Руси, от которой напрямую зависело их положение в обществе.

Ярослав Мудрый

Князь Ярослав (1019−1054) отличался мужественностью, разносторонними знаниями, политической хитростью и любовью к книгам, за что был назван мудрым. Он продолжал дело своего отца по укреплению Киевского государства. Заслуги Ярослава:

  • подчинение западного берега Чудского озера и основание там г. Юрьева;
  • последний поход на Византию;
  • помощь Польше по укреплению власти;
  • присоединение ряда территорий финских и прочих племён;
  • создание родственных связей с большинством европейских правителей;
  • издание кодекса законов «Русская правда»;
  • строительство новых храмов, соборов и монастырей;
  • расширение Киева.

Первые правители Руси таблица

Рюрик. О реальности его существования идут споры среди ученых. Некоторых считают, что Рюрик — собирательный персонаж. Его прообразом стали первые правители на Руси. Также есть мнение, что он был не варягом, а славянином.

Тем не менее именно он считается первым правителем Древнерусского государства. Рюрик смог объединить множество славянских племен, далее эту задачу выполняли другие правители.

Олег. У Рюрика был сын Игорь, но когда отец умирал, он был слишком маленьким. Поэтому на престоле оказался дядя Игоря — Олег. Новый князь прославился своей воинственностью и невероятной удачей, которая сопутствовала в сражениях. Самым известным стал поход князя на Константинополь, который открыл возможности вести торговлю с восточными государствами. В народе Олега прозвали «вещим».

Игорь. Также как и отец любил военные походы, присоединял земли. Но не был удачливым воином. На войне Игорь отличался жестокостью, забирал у побежденных всё. Это его и убило. Князя предупреждали, чтобы на сбор полюдье брал больше людей, но тот не послушался. И его убили древляне во время одного из таких сборов.

Древляне убивают Игоря

Ольга. Древляне вскоре были жестоко наказаны Ольгой — женой убитого Игоря. Она сожгла город древлян (Коростень). Княгиня отличалась жесткостью и острым умом. Она не потеряла ни кусочка земли, завоеванного мужем и предками. Перед смертью успела принять христианство.

Святослав. О нем говорят как о смелом и решительном правителе, отличавшемся прямотой. Он был прекрасным воином, завоевал многие славянские племена и бил печенегов. Предпочитал с завоеванными землями договариваться мирно. Поэтому племена часто признавали верховенство Киева и откупались данью.

За время правления успел присоединить вятичей, побить хазар и завоевал Тьмутаракань. Его дружина была небольшая, но несмотря на это успешно сражалась на Дунае. Святослав завоевал Андрианополь, а когда грозился взять Константинополь, греки спаслись большой данью. Князь погиб на обратном пути: его и дружину убили печенеги на порогах Днепра.

Норманнская теория и ее критика

Ее последователи утверждают, что именно варяги основали на Руси государство, которого до их приходя у славян не было. Ее подвергали критике Такие известные ученые, как М. Ломоносов и С. Соловьев. Несостоятельность норманнской теории доказывается следующими фактами:

  • у славян была собственная армия (дружина), что является одним из признаков государства;
  • они объединялись в суперсоюзы;
  • у них была развита торговля и имело место разделение труда.

Норманнская теория появилась во времена “бироновщины”, когда необходимо было доказать, что славянская государственность является вторичной по отношению к государственности европейской.

Становление государства

По завещанию Святослава каждому из сыновей доставался престол в самых значимых городах Руси. В Киеве остался править Ярополк. Но, невзирая на завещание отца, дети начали воевать за власть. В результате её погибли два Святославовича – Ярополк и Олег. Киевский престол достался Владимиру.

Владимир понимал, что для укрепления государства должна быть единая вера. Он остановил свой выбор на христианстве. В 988 г Владимир первый принял эту веру, а вслед за ним христианство принял весь народ, находившийся на территории Киевской Руси.

Владимир создал новую систему управления государством и построил богатырские заставы в пограничных городах.

Расцвет Древний Руси приходится на годы правления Ярослава Владимировича, прозванного в народе Мудрым, который:

  • пресекал распри;
  • вершил суд;
  • издавал законы, «Русская правда»;
  • поставил Русь на один уровень с самыми значимыми странами Европы;
  • расширил династические связи;
  • заботился о распространении христианской религии.

Внешняя и внутренняя политика древнерусского государства

С самого начала внешняя политика имела сразу несколько направлений: нужно было противостоять и Византии, которая распространяла свою экспансию на Северное Причерноморье, и хазарам, которые препятствовали торговле в восточном направлении, и кочевникам-печенегами – они просто опустошали Русь своими набегами.

Византия неоднократно пыталась подчинить Древнюю Русь, но не все ее попытки были успешны. Так, после морского похода Олега на Царьград, в 907 году между странами был заключен выгодный для восточнославянского государства торговый договор, правда, при правлении Игоря, после его менее удачных военных действий, условия изменились на менее благоприятные для Руси. В 945 году Игорь был убит в результате восстания древлян в городе Искоростень. Во время полюдья (объезда земель для сбора дани) Игорь решил взят дважды дань с этого племени, вернулся туда без дружины. Это разозлило древлянского князя Мала, вспыхнуло восстание и Игорь был убит.

Самым успешным во внешнеполитическом плане было правления Святослава – он не только разбил войско Хазарского каганата и Волжскую Болгарию (предварительно захватив вятичей), но и покорил северокавказские племена и основал Тмутараканское княжество. Святослава называют “русским Александром Македонским”.

Рис. 1. Святослав Игоревич.

Также Святослав заключил договор с Византией, после чего обратил свой взор на Балканы. Однако завоевание Болгарского царства в 967 году обернуло против него коварного союзника: византийский правитель оказал поддержку печенегам, те пошли на Киев, однако были разбиты Святославом. Тот вновь вернулся на Дунай и уже при поддержке болгар пошел на Царьград. Кстати, именно в Переяславец на Дунае Святослав хотел перенести столицу Киевской Руси. Карта военных действий с византийцами постоянно менялась, верх брал то Святослав, то византийская сторона, и в какой-то момент киевский князь решил вернуться в свою столицу, однако по дороге был убит печенегами.

Считается, что на убийство Святослава печенегов уговорили подосланные к ним византийское дипломаты.

Самым политически стабильным было правление его сына Владимира (980-1015 гг.). Владимир Красное Солнышко расширил территорию государства, для обороны от печенегов построил оборонительные сигнальные башни. Князь стремился укрепить и объединить государство, повысить международный авторитет Руси. В 987 году захватил город Корсунь (Херсонес Таврический), там же вместе с дружиной принял христианство. В 988 году произошло Крещение Руси, которое не только укрепило внутриполитическое и международное положение государства, но и способствовало развитию культуры. Однако уже в 1015 году развернулась борьба за власть между сыновьями князя Владимира. В 1019 году в Киеве стал править князь Ярослав Мудрый. Он разгромил печенегов, строил храмы, распространял письменность и грамотность на Руси, при нем был основан храм Святой Софии. Для укрепления порядка в государстве Ярославом Мудрым был создан первый сборник законов “Русская правда”. После смерти князя его сыновья только укрепили власть Киевской Руси. Но это не спасло государство от феодальной раздробленности, начало которой было уже положено: единовластие киевских князей пало. Владимир Мономах (1113-1125 гг.), который пробовал ей противостоять, добился только временного усиления власти: держал оборону от половцев, дополнял законы “Русской правды”, написал “Поучение детям” – призыв к наследниками против междоусобиц. Еще в 1097 году по инициативе Владимира Мономаха был созван съезд князей в Любече, на котором все князья договорились не воевать и править вместе “Каждый держит вотчину свою”.

Рис. 2. Владимир Мономах.

Предпосылки возникновения государства у восточных славян

А) Духовные предпосылки

— Общая языческая религия.

— Схожие обряды, обычаи.

— Схожая общественная психология.

Б) Социально‑экономические предпосылки

— Развитие земледелия приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско‑дружинной группировки (происходило отделение военно‑управленческого труда от производительного). В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины, которая стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную). На обширной лесной территории восточнославянского мира сохранялась подсека, которая из‑за своей трудоемкости требовала усилий всего родового коллектива. Так наметилась неравномерность в развитии отдельных племенных союзов.

— Отделение ремесла от земледелия, сосредоточение ремесла в городах. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии сделали возможным отдельным членам общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать: сначала их труд носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В северных источниках Русь называют страной городов — Гардарикой. Древнерусские летописи, византийские и скандинавские источники дают сведения о существовании в IX-X вв. по крайней мере 24 русских городов: это Белгород, Белоозеро, Искоростень, Киев, Ладога, Любеч, Муром, Новгород, Переяславль, Полоцк, Псков, Ростов, Чернигов и др.

— Преобладание свободного труда над рабским.

В) Социально‑политические предпосылки

— Борьба между племенами приводила к складыванию межплеменных союзов во главе с наиболее сильным племенем и его князем. Эти союзы приобретали форму племенных княжений.

— Потребности родоплеменной знати в аппарате для защиты своих привилегий и захвата новых земель.

— Формирование племенных союзов.

Г) Внешнеполитические предпосылки

— Угроза нападения внешних врагов.

— «Давление», которое оказывали норманны и хазары. Их стремление взять под контроль торговые пути ускоряло складывание княжеско‑дружинных группировок, которые втягивались во внешнюю торговлю. Местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников.

— Взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно‑политических форм их жизни.

Только взаимодействие внутренних и внешних факторов при недостаточной социально‑экономической зрелости восточнославянского общества привело к историческому прорыву IX-X вв.

Особенности и историческое значение образования государства восточных славян

— Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян.

— Сложное взаимодействие внутренних и внешних факторов позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе.

— Полиэтнический состав в дальнейшем способствовал тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

— Межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия и углубляя социокультурный раскол.

Значение крещения Руси

Принятие христианства стало важнейшим этапом развития Древнерусского государства. Благодаря этому событию в Древней Руси произошли следующие изменения:

  • объединение некогда разобщенного народа;
  • церковь взяла под свою защиту самые беззащитные слои населения: немощных и больных, стариков, сирот;
  • начало развиваться образование, в государстве появились первые школы для мальчиков;
  • появились церковные суды, в которых решались многие спорные вопросы простого люда;
  • начало стремительно развиваться зодческое искусство: на территории государства стали появляться прекрасные храмы, в которых было развито искусство проповеди, звучало церковное пение, а стены были украшены иконами.

Князь Владимир, как основоположник христианства на Руси, был возведен церковью в ранг святых.

Рис. 3. Князь Владимир.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Во времена Древней Руси» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, как было образовано Древнерусское государство. Мы выяснили, каким был государственный строй, во что верили и кому поклонялись славяне. Также мы узнали, как произошло крещение Древней Руси, и какое значение это событие оказало на историю нашей страны.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Восточные славяне в древности. Предпосылки образования государства

После появления первых племенных союзов появились предпосылки (условия) образования государства у славян. Кратко предпосылки образования государства у восточных славян можно поделить на внешние и внутренние.

К внешним предпосылкам относят:

  1. Изменения, происходящие у соседей. К началу 9 века аналогичные процессы уже произошли или происходили на территории Франции, Испании, Италии. Византийская империя, как постоянный торговый партнер, и вовсе являлась сильным централизованным государством.
  2. Наличие сильного внешнего врага. С половцами, печенегами, варягами и другими воинствующими народами было легче бороться сильной армии под руководством князя, чем отдельным разрозненным отрядам.
  3. Переход от язычества к христианству. Единый Бог – один князь и общее государство. Многочисленность языческих богов предполагала, что и в настоящей жизни есть место нескольким равным перед другими и между собой владыками. Единобожие это отрицало. Постепенно в умах простых людей того времени сложилась убежденность в том, как нельзя поклоняться нескольким богам одновременно, так и не может быть в стране нескольких князей.

Образование Древнерусского государства, города, походы князя Олега на Византию  

К внутренним предпосылкам образования государства у славян относятся:

  1. Распад родовой общины и образование общины соседской. Связанные кровными узами родственники помогали друг другу обороняться во время набегов, сажать поле, охотиться. Лишенные такой связи соседи на подобную поддержку рассчитывать не могли, потому единственной их надеждой стала княжеская дружина и те законы, которые постепенно устанавливала княжеская власть. Именно князь был способен оградить от набегов недругов, повелеть вместе сажать поле, выделить часть добычи из той, что была получена на охоте. Неравенство в родовой общине практически незаметное, в общине соседство стало основой существования, и это также привело к необходимости формирования государства.
  2. Межплеменная борьба за власть. Небольшие племена не имели собственной армии, а значит, не могли защитить себя от недружественно настроенных соседей. Образование единого государства решило эту проблему.
  3. Более четкое разграничение занятий, развитие торговли. В больших семьях все выполняли одни и те же работы. Плотник умел сажать поле и охотиться, ткачихи нередко помогали мужьям в создании глиняной посуды, с наступлением лета и осени все семейство занималось собирательством, запасаясь грибами, орехами и ягодами на зиму. К моменту формирования государства в общине появляются люди, выполняющие исключительно одну или две функции. Так, воин больше не шел на пашню, а кузнец не занимался собирательством. Нужные им продукты и вещи они окупали или обменивали. Ремесло и сельское хозяйство разделилось. Экономические предпосылки образования государства у восточных славян некоторые историки рассматривают как первостепенные. Социальные предпосылки образования государства у восточных славян были не столь значимы как необходимость вести торговлю и обмениваться результатами труда.

Распад родовой общины, растущее неравенство, появление сословий (военного, ремесленного, крестьянского), внешняя угроза и обретение единого Бога (принятие христианства) привело к тому, что на рубеже IX-X веков на Руси формируется единое государство. Центром его становятся города Новгород и Киев.

Крещение Руси. Последствия. Значение

В 987 г. византийский император Василий II, против которого выступил ряд крупных феодалов, попросил у Владимира военной помощи для подавления мятежников. Киевский князь согласился, но потребовал выдать за него сестру императора — Анну. Это была чрезвычайно высокая цена, ведь в соответствии с существовавшими тогда правилами византийские принцессы могли выходить замуж только за равных себе или хотя бы за представителей семьи германских императоров.

Однако обстоятельства были сильнее традиции: реальная угроза Константинополю заставила Василия II пойти на уступки, в то же время, он сам потребовал, чтобы Владимир крестился и, выполняя условия русско-византийского соглашения, приступил к обращению в христианскую веру жителей Киева и других древнерусских городов.

В результате христианство как официальная государственная религия было введено на Руси в 988 г., после того как Владимир принял крещение в Корсуне (Херсонесе). Этим актом Русь окончательно определила своё место в Европе. Возрос международный авторитет государства, началось его политическое сближение с европейскими государствами, в первую очередь с Византией.

Византийским наследием на Руси стала ярко выраженная зависимость церковных институтов от светской власти. Митрополиты, а затем и патриархи, должны были следить за тем, чтобы духовенство, которое находилось в их подчинении, последовательно обосновывало необходимость абсолютизма княжеской — царской — императорской власти, заставляя массы принять идею полной покорности монарху. Византийские теологи убеждали прихожан, что земная империя является своеобразным прототипом небесной империи, а верховный правитель — исполнителем и проводником Божественной воли. Он поддерживает равновесие земных сил и спокойствие жизни своих подчинённых.

В самой Руси принятие христианства привело к бурному развитию письменности, литературы, искусства, архитектуры. С утверждением идеи равенства всех перед Богом и неотвратимости Страшного суда начали происходить изменения в мировоззрении людей. Наблюдалась определённая гуманизация общественных отношений в сравнении с языческим периодом. Важным центром образования, литературы и искусства стали монастыри и храмы. Уже в годы правления Ярослава Мудрого (1019-1054) на Руси существовало около 70 больших монастырей, самым крупным из них был Киево-Печерский. Новая религия, стерев племенные и этнические различия, оказала значительное влияние на процесс формирования древнерусской народности, способствовала укреплению государственного единства Руси.

В то же время распространение христианства нередко сталкивалось с непониманием и агрессией местного населения, продолжавшего почитать старых языческих богов (погребения по языческим традициям проводились на Севере Руси вплоть до XVI в.). Христианизация Руси растянулась на несколько веков своеобразного двоеверия, утвердившись на окраинах намного позже, чем в Киеве и Новгороде.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: