Собор святой софии

Собор святой софии в турции - воплощение могущества византии

Введение новой религии и народные восстания

Когда у власти был Юстиниан I, то и дело вспыхивали народные бунты, самым крупным из которых было восстание «Ника». В это время шло активное введение христианства в Византии. Людям буквально навязывали его, угрожая казнями и тюрьмой. Многим сенаторам это было не по душе. И они поднимали простой народ на восстания. Восставшие жгли церкви. Сжигали налоговые бумаги, расписки. Подожгли даже дворец императора. С большим трудом восстание удалось подавить. В результате погибло 35 тысяч человек.

После бунта часть сгоревших зданий восстановили. Например, отстроили Собор Святой Софии. И если раньше, это была небольшая церквушка, то теперь это был великолепный и величественный храм. Также построили множество новых храмов. После Юстиниана император Феодосий окончательно ввёл христианство в Византии.

Набеги на Константинополь и уменьшение его значимости

В конце VII века Византия была ослаблена постоянными войнами. Арабы постоянно осуществляли набеги и отвоевали часть территорий. Пытались они напасть и на Константинополь, но город выстоял.

Следующий князь, Игорь, тоже попытался совершить поход на Константинополь. Но потерпел поражение.

В XI веке в Константинополе произошло разделение ранее единой церкви на католическую и православную. Также хотя город всё ещё был мировым центром торговли, он имел сильного конкурента в лице фессалоникийских ярмарок.

Первое падение Константинополя

В 1097 году в Константинополе начался Первый Крестовый поход. Византийцы помогли крестоносцам.

Несмотря на это у византийцев впоследствии сложились не очень хорошие отношения с крестоносцами. И в 1203 году рыцари начали поход против Константинополя. Это был уже Четвёртый Крестовый поход, и организовала его Венеция. Для неё Византия была главным торговым конкурентом. Первоначально крестоносцы собирались идти на Египет, но потом ситуация изменилась. Их привлекли богатства Византии.

И в апреле 1204 года князь крестоносцев, Бонифаций I захватил Константинополь. Город был полностью разграблен. Многие святыни вывезли на Запад. Все значимые христианские реликвии, хранящиеся сейчас в соборах Франции, Италии, Германии, были украдены из Константинополя.

После этого Византийская империя раскололась на несколько государств: Фессалоникийское (его возглавил Бонифаций I), Никейское (впоследствии объявило себя наследником империи), Латинское (Константинополь оказался в его составе) и Эпирское. Некогда могущественная столица пришла в упадок.

Дальнейшая судьба Константинополя

Самой могущественной оказалась Никейская империя, и её влияние всё усиливалось. В середине XIII века её правитель, Михаил VIII Палеолог попытался захватить Константинополь. Но Латинское государство отстояло его. Затем никейцы попробовали ещё раз. И в этот раз им удалось. Они проникли в город хитростью через водосток. Городом стала управлять династия Палеологов. Но вернуть ему прежний расцвет они так и не смогли.

Последнее падение Константинополя. Вхождение в состав Османской империи.

Венецианцам, для которых Константинополь был главным торговым конкурентом, его упадок был на руку. Несмотря на то что Михаил разрешил им пользоваться торговыми путями, они все равно нападали на пригороды Константинополя и грабили их, мешая городу восстановиться. Никейцы ничего не могли поделать.

Всё осложнялось тем, что с востока к городу двигалась Османская империя. В 1326 году они взяли город Бурса, затем взяли Эдирне (тогда он назывался Адрианополь). Несмотря на это взять Константинополь удалось лишь в 1453 году султану Мехмеду II.

Султан сразу оценил выгодное географическое положение города и сделал его столицей своего государства. Османы отстроили и укрепили город. Окончательно город расцвёл и снова стал торгово-ремесленным центром в XVI веке во время правления султана Сулеймана Великолепного.

Долгое время город сохранял своё название, Константинополь. Но 29 марта 1930 года был переименован в Стамбул.

Своды собора

Софийский собор, фото которого увозят с берегов Босфора туристы, свой характерный силуэт приобрёл не в последнюю очередь благодаря грандиозному купольному завершению. Сам купол имеет относительно небольшую высоту при внушительном диаметре. Такое соотношение пропорций в дальнейшем войдёт в архитектурный канон византийского стиля. Высота его от уровня фундамента — 51 метр. Превзойдён он по величине будет только в эпоху Ренессанса, при возведении знаменитого в Риме.

Особую выразительность своду Софийского собора придают две купольные полусферы, расположенные с запада и с востока от главного купола. Своими очертаниями и архитектурными элементами они повторяют его и в целом создают единую композицию свода собора.

Все эти архитектурные открытия древней Византии впоследствии много раз использовались в храмовом зодчестве, при возведении кафедральных соборов в городах средневековой Европы, а потом и по всему миру. В Российской купол Собора Святой Софии нашёл очень яркое отражение в архитектурном облике в Кронштадте. Как и знаменитый храм на берегу Босфорского пролива, он должен был быть виден с моря всем морякам, приближающимся к столице, символизируя тем самым величие империи.

Современная Святая София — Айя София — музей

Сегодня ведется огромное количество дискуссий на тему принадлежности собора и возврата его христианскому миру. Пока ведутся диспуты, Айя-София продолжает оставаться музеем мирового значения, удивительным образом сочетающая в себе элементы разных эпох, мировоззрений и культур.

Каждый год сюда приходит около трех миллионов человек.

Начать осмотр музея можно с западного сада, в котором собраны остатки колонн и другие фрагменты первых двух церквей, найденные в ходе раскопок, проводимых Стамбульским Институтом археологии.

Потом пройти внутрь, осмотреть все, что вас заинтересовало, на выходе зайти в бывший баптистерий собора, где теперь находится мавзолей Мустафы I и Ибрагима.

И в завершение посмотреть на мавзолей султана Селима II — произведение гениального Мимара Синана, мавзолеи Мурада III и Мехмеда III, которые находятся на небольшой отдельной территории слева от выхода из баптистерия.

Из истории древнего мира

Даже самое подробное описание Храма Святой Софии в Константинополе не обеспечит всей полноты представления об этом архитектурном феномене

Без последовательного рассмотрения той череды исторических эпох, сквозь которую ему довелось пройти, вряд ли получится осознать всю важность этого места. Прежде чем он предстал перед нашим взором в том состоянии, в каком его могут видеть современные туристы, утекло много воды

Собор этот изначально возводился как высший духовный символ Византии, новой христианской державы, возникшей на обломках античного Рима в четвёртом веке нашей эры. Но история Храма Святой Софии в Константинополе началась ещё до распада Римской империи на западную и восточную части

Самому этому городу, расположенному на стратегически важном рубеже между Европой и Азией, необходим был яркий символ духовного и цивилизационного величия. Император Константин I Великий понимал это как никто другой

И только во власти монарха было начать возведение этого грандиозного сооружения, не имевшего аналогов в древнем мире.

Дата основания храма навсегда связана с именем и периодом правления этого императора. Даже несмотря на то что фактическими авторами собора были другие люди, жившие гораздо позже, в эпоху правления императора Юстиниана. Из исторических источников нам известно два имени этих крупнейших архитекторов своей эпохи. Это греческие зодчие Анфимий Тралльский и Исидор Милетский. Именно им принадлежит авторство как инженерно-строительной, так и художественной части единого архитектурного проекта.

Что посмотреть рядом

Рядом, конечно же, много всего интересного — и Голубая мечеть, и Дворец Топкапы, и Археологический музей, и музей исламского и турецкого искусства, и еще много чего.

Но раз уж в этом тексте речь идет о главной достопримечательности византийского православия, дабы не смешивать все вместе, назову лишь пару тематических мест.

Собор Святой Ирины

Выйдя из Айя-Софии прогуляйтесь в сторону дворца Топкапы, буквально в пяти минутах ходьбы вы увидите еще один собор, который совсем недавно открыли для посетителей.

Это один из старейших храмов Константинополя — Собор Святой Ирины, который после строительства Святой Софии был объединен с нею.

Сейчас там еще вовсю ведутся реставрационные работы, и лично мне очень понравилась идея открытия собора-музея для посещения на раннем этапе его восстановления.

Кучук Айя-София (Малая Святая София)

Я уже писала, что пятью годами раньше начала строительства Святой Софии ее архитекторы Анфимий и Исидор построили храм Великомучеников Сергия и Вакха. Юстиниан его очень любил и пригласил тех же зодчих повторить его образ в более крупном масштабе, поэтому в сходстве соборов нет ничего удивительного.

В период Бейязида II османы превратили храм Сергия и Вакха в мечеть и дали ей название «Кучук Айя-София», что значит «Маленькая Святая София».

Если вы пройдете от музея Айя-София в сторону Голубой мечети, затем будете двигаться вниз в сторону моря,

вы попадете в довольно тихое место. Лично мне здесь очень нравится.

Зайдите во двор, познакомьтесь с его «обитателями».

А потом пройдите внутрь.

Мозаики все еще покрыты штукатуркой, внутреннее убранство скучновато, здесь нет ничего такого, от чего захватывает дух.

Но мне было любопытно сравнить собор с его «младшей сестрой», и впечатления остались довольно интересные. Зайдите, проверьте, это не займет слишком много времени.

Музей мозаики

И, если хотите дополнить художественный образ древнего Константинополя, зайдите в музей византийской мозаики, который находится на месте бывшего Большого Дворца императоров, буквально за Голубой мечетью.

Великолепные византийские мозаики были обнаружены при раскопках Большого Императорского дворца, но это уже другая история…

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий — император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали «Мегало Еклесия» — Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен — императором Юстинианом, в 532-537 г.г. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как , сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София — церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.

В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя — Айя-София — храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София — Святая Мудрость, Ая-Ирена — Святое Благодушие, Ая Динамис — Святая Сила.

Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора , то можно найти интереснейшие факты.

Храм Святой Софии — воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной : порфированные колонны Айя Софии — из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны — из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита — от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны — из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии — из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) — такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.

Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе. Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни — рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия — примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.

Император Юстиниан в день рождества — 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! » Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.

Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в . Только в 1935 году декретом Ататюрка — первого турецкого Президента — Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус .

Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному — великолепные слова о Святой Софии: «Купол на цепи подвязан к небесам…»

Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени…

Софийская мечеть

О последствиях превращения Святой Софии в мусульманскую Софийскую мечеть говорят изменения в интерьере храма — четыре огромных круглых щита из верблюжьей кожи, подвешенные под куполом. Надписи на этих щитах — изречения из Корана, а также имена первых халифов (духовных лидеров Ислама).

Ататюрк — первый Президент Турции, великий реформатор, превратив Софию из мечети в музей, велел снять щиты со стен православного храма, что и было сделано. Однако сразу после его смерти, в 1938 году их опять вернули на прежнее место.

Еще одно свидетельство превращения Софийского собора в мечеть — в алтарной апсиде храма мусульманами была устроена молитвенная ниша — михраб. Рядом с михрабом — ложа султана, напротив — место имама для чтения молитв.

Есть и другие мелочи, присущие атрибутике мусульманских мечетей — кувшины для омовений (недалеко от входа). В южной галерее храма отведено место для мусульманской библиотеки (клетка из бронзы, восемнадцатый век). Но главное свидетельство попыток превращения Великого храма в Софийскую мечеть — четыре минарета и полумесяц над куполом. Хотелось бы заметить, что все эти преобразования не стали единым целым со Святой Софией, они так и остались «инородными телами», «чужеродными включениями» на этой великой христианской святыне.

Последняя литургия в Софийском соборе Константинополя началась вечером 28 мая 1453 года и продолжалась всю ночь. Утром, выломав двери, в храм ворвались янычары, но православный священник с чашей в руках каким-то чудесным образом скрылся…

Во время экскурсий в храме нередко можно услышать из уст экскурсоводов повествование о том, что якобы Мехмед-Завоеватель, заехав в храм на коне, окровавленной рукой невольно прислонился к стене ( его конь поскользнулся на залитых кровью плитах пола). В качестве подтверждения этого события, как правило, всегда демонстрируется пятно — отпечаток ладони на стене храма, рядом с алтарем.

Не верьте. Помощник путешественника уверен, что не было этого. Конечно, пол в Храме в то утро действительно был залит кровью, но Мехмед-Завоеватель в Софийский собор в Константинополе не въехал, а — вошел, спешившись и посыпав свой тюрбан придорожной пылью — в знак смирения перед Святой Софией и ее божественной силой…

История строительства

Храм святой Софии в Константинополе, нынешнем Стамбуле, перестраивался три раза. Русские послы увидели его примерно в том виде, в каком он существует сейчас. Первое строительство в 330 году нашей эры начал сам Константин Великий — император Византии. В 360 году оно было закончено, храм назвали «Мегало Еклесия» — Большая церковь. Но в 404 году она, к сожалению, сгорела при пожаре. Однако, о Великом соборе не забыли: на деревянном фундаменте бывшего грандиозного сооружения строится новое, более устойчивое здание храма, в котором начались церковные богослужения уже 10 октября 416 года. В 532 году великий храм снова пострадал от кровавого мятежа и был снова отстроен — императором Юстинианом, в 532-537 г.г. Именно такой храм, постройки 532-537 годов возвышается, как гора Моисея, сегодня в Стамбуле.

Его называют Святая София — церковь Божественной Мудрости и считают одним из самых важных и самых прекрасных храмов в истории мировой архитектуры. А православные христиане считают собор Святой Софии главным собором христианства, Матерью всех православных соборов.

В мировых архитектурных кругах Айя-София занимает почетное четвертое место в мире среди музеев, равных ей по масштабу. Вот их перечень: церковь Св. Павла в Лондоне; Сан Пьетро в Риме; Дома в Милане.

Но как их можно сравнивать?! Все эти храмы, святые места, по крайней мере, на тысячу лет моложе Софийского собора!

Свое второе имя — Айя-София — храм святой Софии в Константинополе получил в качестве одного из трех эпитетов, которые употребляют, обращаясь к богу: Айя-София — Святая Мудрость, Ая-Ирена — Святое Благодушие, Ая Динамис — Святая Сила.

Османские завоеватели

29 мая 1453 года храм захватили турки и разграбили его драгоценное убранство. Молящихся убили. Султан Махмед II, зайдя в собор, был ослеплен его великолепием, так что приказал обосновать здесь мечеть. Вскоре к собору пристроили 4 минарета, назвав мечеть Айя-София.

В 1847 году по приказу султана Абдула I в мечети провели реставрацию. На колоннах здания разместили 8-метровые деревянные щиты, обтянутые кожей, с написанными на них именами Аллаха и пророка Магомета.

Внутреннее убранство собора

Внутренняя отделка отличается особой роскошью. Собор поражает небывалым блеском и царской роскошью. Потолок из золота, к которому подвешены золотые лампады, пол из чистого золота, покрытый мозаикой, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе, золотой крест в алтаре, украшенный жемчугом, роскошь отделки интерьера цветным мрамором и великолепие церемоний, происходивших в храме.

Все подчеркивает грандиозность, величественность, пышность и торжественность Святой Софии. Роскошное убранство святилища внушало многотысячной людской толпе мысль о мощной Византийской империи и Церкви.

Главное украшение собора – алтарная преграда с изображением Христа, архангелов, святой Марии, апостолов и пророков, выполненной в виде чеканки из серебра. Престол собора изготовлен из золота и меди, железа и стекла, яхонта, смарагды и бисера, оникса и алмазов Церковная утварь для богослужений изготовлена из серебра.

Мозаика в облицовке стен

Стены храма покрыты мозаикой с сюжетными композициями:

  • Тронное изображение Богородицы, держащей на коленях Младенца Христа. По сторонам от Богородицы – два архангела. Прекрасный, полный женственности лик Марии, мягкий овал лица, правильный нос, алые губы говорят о земном характере Богородицы и в тоже время подкупают одухотворенностью.
  • Полуфигуры 12 апостолов и четырех святых константинопольских патриарха: Германа, Тарасия, Никифора, Мефодия.
  • 16 ветхозаветных пророков и 14 святителей, одеяние которых ниспадает спокойными складками, так что хочется дотронуться до одежд, чтобы ощутить их тепло.
  • Иисус Христос, сидящий на престоле с Евангелием, открытым на словах: «Мир вам! Я свет миру!» в левой руке и благословляющий правой. По сторонам от него – полуфигуры Богородицы и архангела Михаила.
  • Портрет императора Александра I, представленного в облачении, украшенном драгоценными камнями, и короне с подвесками. В левой руке императора – держава. Мозаика с серебряными кубиками изображает императора за пасхальным изображением.

Мозаику отличает утонченная красота и величайшее мастерство исполнения. Фигуры выполнены с великолепным чувством пропорций. Образы одухотворены: большие глаза, исполненные печали, устремлены в неведомую даль. В торжественном спокойствии – отстраненность от земного мира.

Тончайшие переходы цвета без жестких контуров, мягкая красочная лепка придают ликам земной, чувственный характер. Христианские фрески соседствуют с элементами исламского убранства. На четырех больших щитах овальной формы – цитаты из Корана. Здесь же – мраморный резной минбар, откуда имам читал проповеди. По обеим сторонам – бронзовые подсвечники.

На стенах и колоннах более 70 славянских надписей, сделанных выходцами из Киевской Руси. На мраморных парапетах собора нацарапаны надписи воинами варяжской гвардии императора Византии в средние века.

Интересные факты

Если внимательно проанализировать историю строительства главного собора Стамбула, то можно найти интереснейшие факты.

Храм Святой Софии — воистину собиратель и коллекционер древностей: в нем нашли продолжение многие древние памятники архитектуры великого Рима и античной Греции: порфированные колонны Айя Софии — из Аврелиановского Храма Солнца в Риме; зеленые мраморные колонны — из храма Артемиды в Эфесе; колонны из зеленого гранита — от Эфесского портового гимназия; красные порфирные колонны — из Святилища Аполлона в Баалбеке (современный Ливан); мраморные плиты Святой Софии — из запасов этого камня в Анатолии, из древних каменоломен Фессалии, Лаконии, Карии и Нумидии. А мрамор, который привезли для храма с Пентеликона (возле древних Афин) — такой же, как и тот, из которого за 10 веков до великого Софийского собора в Константинополе был построен Парфенон (Храм Афины) в Акрополе.

Есть еще несколько легенд, связанных со строительством Святой Софии в Константинополе. Согласно им, известь для строительства храма разводили на ячменной воде, в раствор для кладки камня добавляли оливковое масло, а для патриаршего престола в расплавленное золото были добавлены драгоценные камни — рубины, топазы, ониксы, сапфиры, аметисты и жемчуга. Затраты на строительство были огромными и составили три годовых дохода государства Византия — примерно 320 тысяч фунтов золота, т.е. около 130 тонн.

Император Юстиниан в день рождества — 26 декабря 537 года (который и стал днем открытия храма), подняв руки к небу, воскликнул: «Слава богу, который дал мне возможность завершить эту постройку. Я превзошел тебя, Соломон! » Очевидно, что Юстиниан сравнил построенный по его приказу храм Святой Софии с библейским храмом Соломона, да и Константинополь он сравнивал с Иерусалимом и называл его не иначе, как Новый Иерусалим.

Третья, (нынешняя) София, отстроенная Юстинианом, в течение 916 (почти тысячу) лет была кафедральным христианским собором Константинополя, главным храмом Византийской империи и всего православного мира. Но после завоевания Византии османами великий Софийский собор в Константинополе почти на пятьсот (481) лет превратили в мечеть. Только в 1935 году декретом Ататюрка — первого турецкого Президента — Айя -Софии в Стамбуле присвоили статус музея.

Для тех, кто впервые входит в этот священный храм, впечатления становятся незабываемыми: он настолько огромен и могущественен, что перехватывает дыхание, а природный дневной свет из многочисленных окон собора делает его будто парящим в небесах, из-за этого даже стены храма кажутся прозрачными! Подтверждение вышесказанному — великолепные слова о Святой Софии: «Купол на цепи подвязан к небесам…»

Центральные Императорские двери (Врата) Собора сделаны, по преданию, из остатков Ноева ковчега. Сквозь них в Софию входил только Император. Для других посетителей предназначались соседние входы. По обе стороны Императорских дверей на мраморных плитах пола видны глубокие вмятины, образовавшиеся от ног императорских стражников, в течение сотен лет стоявших у этих дверей. В таких исторических местах поистине чувствуешь дыхание времени…

Столица Римской империи при Константине

В 330 году завершилось строительство Нового Рима. Освещение столицы было назначено на 11 мая. Торжественное мероприятие состоялось на гигантском Ипподроме, вмещавшем в то время более 80 тыс. зрителей. В свите императора были представлены как христианские священники, так и сохранившие свое влияние языческие жрецы. Торжества состояли из нескольких мероприятий:

  • спортивных состязаний;
  • гонок на колесницах, которые особенно нравились простому народу;
  • выступлений артистов.

В день церемонии простым жителям города бесплатно раздавали хлеб. Специально в честь торжественного события была отчеканена монета с изображением Константина.

Новый Рим быстро разрастался. За семь лет правления Константина Великого столица превратилась в крупный административный и экономический центр империи. Но достичь величия и значения Рима за столь короткий период городу не удалось. При Константине было заложено или построено множество сакральных и статусных сооружений, а также важных общественных зданий:

  • будущий храм Святой Софии, который изначально был христианской церковью; позже он превращен в мечеть, а сейчас это один из самых известных музеев Стамбула;
  • Августейон – небольшая церемониальная площадь, где было возведено здание сената, а позже – множество самых разных статуй;
  • Большой дворец, в котором размещалась резиденция Константина и нескольких его приемников; от сооружения остался лишь фундамент и полуразрушенные фрагменты;
  • христианские церкви: Св. Окакия, Св. Ирины и Св. Мокия; последняя была разрушена в XIV столетии;
  • два театра, 8 водопроводов, около 150 общественных бань, 30 храмов и дворцов, цирк, сотни хлебопекарен, более 4 тыс. зданий для знатных людей и десятки тысяч домов для простого народа.

Все это размещалось на семи холмах живописного Босфорского мыса. Из разных уголков обширной империи – прежде всего из Дельф, Афин, Антиохии, Эфеса, Коринфа и Рима – в столицу привозили статуи, колонны, черепицу и многое другое. Константин разделил город на 14 районов, учредил сенат, превратил Новый Рим в крупный торговый центр, а также добился значительного увеличения флота.

Несмотря на поспешность, проявлявшуюся во всем, монарху удалось создать новую столицу империи, хотя она в тот период уступала Риму по многим показателям. Здесь не было должности консула. Вместо него назначался проконсул. В Новом Риме также отсутствовали некоторые административные чины: преторы, квесторы и трибуны.

В мае 337 г. в Константинополе произошло трагическое событие. После успешной войны с сарматами и готами император заболел и вскоре скончался, приняв перед смертью крещение. Константину Великому было 63 года. Название, придуманное императором, не закрепилось за городом. Довольно быстро Новый Рим исчез из европейских языков, в том числе из русского.

Собор Святой Софии — яркий пример смешения культур

Турки замазали известью византийские мозаики, а на стенах повесили щиты из верблюжьей кожи, с сурами из Корана, написанными золотом. В 1935 году президент Турецкой Республики Ататюрк основал в Айя-София музей, и мозаики были расчищены. По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. В Софийском соборе найдены даже рунические надписи, сделанные варягами на мраморных парапетах. Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.

Интерьер собора Святой Софии

Из-за этой перестройки молящиеся вынуждены располагаться под наклоном относительно основного направления здания. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне». Согласно преданию, её волшебные свойства были обнаружены, когда император Юстиниан, случайно прислонившись к ней, избавился от мучительной головной боли. Чудеса случаются и сегодня, нужно только приложить руку к отверстию в колонне и повернуть его по часовой стрелке, и загаданное обязательно сбудется.

Рейтинг достопримечательности:

← ТУРЦИЯ АЗИЯ →

Основание Константинополя

В 324 году Константин Великий принял судьбоносное решение о строительстве новой столицы своей империи. Рим выполнял эту роль в течение 1075 лет. Но город, раздираемый распрями в среде знатных людей и борьбой за трон, не справлялся со своими функциями. Константин думал о поиске нового места для столицы разросшейся империи. Византий подходил по нескольким важным характеристикам:

  • в сравнении с Римом, более близкое расположение к войскам, а также к границам империи, проходившим по двум великим рекам: Евфрату и Дунаю;
  • соседство с богатыми азиатскими провинциями, снабжавшими двор товарами, экзотическими плодами и сокровищами;
  • удаленность от римских политиков, погрязших в спорах, противоречиях и битве за власть.

Строительство нового города продолжалось недолго – меньше шести лет – и завершилось в 330 году. Константин принимал активное участие в планировании столицы. Именно он определил границы будущего города. Следуя чертежам Константина, рабочие прорыли длинный земляной вал, внутри которого велось строительство. В возведении будущей столицы участвовали доказавшие свое мастерство годами плодотворной работы живописцы, каменщики, архитекторы, плотники, скульпторы и штукатуры. Все они были освобождены от обременительных государственных повинностей.

Для поощрения желающих переселиться в город из других уголков империи – прежде всего это относилось к ремесленникам, рыбакам и морякам – Константин предоставлял определенные льготы, а также бесплатное зерно, вино, хворост и масло. Владельцы жилья на побережье Черного моря, могли передавать недвижимость по наследству только при условии приобретения собственности в новой столице. Нередко крупных чиновников обязывали переселяться на берег Босфора, где вырос Новый Рим.

Рекомендации по посещению и осмотру

Общие рекомендации

Мечеть можно посетить в любой день недели во время работы музея, кроме понедельника.

Цена билета 60 Турецких Лир, каждый год эта цифра растет.

Есть категория граждан с правом бесплатного прохода в этот храм, вот некоторые из них:

  1. Турецкие дети до 18 лет
  2. Дети иностранцев до 12 лет и младше
  3. Турецкие граждане в возрасте 65 лет и старше.
  4. Гиды, при наличии аккредитации
  5. Государственные делегации

В музей приходить лучше заранее и в первую половину дня или ближе к вечеру. Когда солнце не так сильно печет.

А если получится так, что очередь не хочет продвигаться, можно приобрести абонемент, который дает право на проход в музей без очереди. Можно нанять гида, который также быстро проведет Вас во внутрь.

Лучшие дни для посещения среда и четверг, лучшие месяцы декабрь-февраль. Самые загруженные месяцы апрель-май, сентябрь-октябрь.

Последовательность осмотра.

Осмотр нужно начинать с первого этажа. Через императорские ворота проходим в помещение похожее на прихожую, называется притвором. Здесь находится чаша для крещения младенцев и экран, стоят стулья, приглашают посмотреть фильм о мечети.

С противоположной стороны стоит саркофаг, а немного дальше сувенирный магазин.

Затем проходим в помещение, откуда начинается лестница на 2 этаж.

Если пройти в правую часть, там будет дверь в дворик с каменной купелью. В ней крестили взрослых. В этом помещении также хранили масло для ламп. Сосуды были расположены вдоль стен дворика.

За двориком находится крестильная, сейчас это гробница Мустафы и Ибрагима.

Через императорские ворота нужно проходить в основной зал Собора. Осмотр лучше вести с центральной части, прямо под куполом. Здесь находится центр мира и открывается великолепный вид на все мозаичные изображения и медальоны.

В левой части находится плачущая колонна, а в правой находится библиотека султана Махмуда.

На второй этаж поднимаются по лестнице без ступеней. В правой части второго уровня пустая гробница предводителя крестоносцев, напротив мозаика с изображениями. Остальные мозаики можно разглядеть в дальней южной и северной части второго этажа.

https://youtube.com/watch?v=jOKlBTIkn1c

От Византия до Стамбула

Название любого города, играющего большую роль в экономической, культурной и политической жизни своей страны, становится всемирно известным. Это относится и к Константинополю. Но с названием этого великого города происходило немало трансформаций, связанных с важными историческими событиями.

Константин Великий перенес столицу своей империи в бывший Византий. Город официально был назван Новым Римом. Но как в повседневной жизни, так и в письменных источниках чаще использовалось название Константинополь – в честь римского императора. Нередко можно встретить и другие имена – «Восточный Рим» или «Второй Рим».

В период расцвета Константинополя, продолжавшегося с IV до XIII века, столицу Римской, Латинской и Византийской империй знали под разными именами:

  • для греков она была «Городом Монарха» – «Василевуса Полис»;
  • у варягов – Миклагард, что можно перевести как «Великий город»;
  • для славян – Царьград; это название до сих пор осталось у болгар и словенцев.

До 1930 года европейцы называли турецкую столицу Константинополем. Истанбул (Istanbul) появился после того, как в 1928 г. в стране сменился алфавит. Турки начали использовать латиницу вместо арабского письма. Эта реформа преследовала разные цели, в том числе внедрение турецких названий в европейские языки.

Давно существовавшее для турок слово «Истанбул», означавшее «в город», быстро вытеснило «Константинополь». В России постепенно начало использоваться искаженное турецкое название – Стамбул. Хотя в восточной православной церкви и в Греции город до сих пор продолжают называть Константинополем.

Слайд 9 И в заключение:Глядя на собор Святой Софии в

Византии действительно внесла великий вклад в историю развития мировой архитектуры.

Софийский Собор – одно из чудес света, и это не удивительно. Величественное сооружение, которое словно пропитано духом истории и незабываемых событий, это место представления огромного количества ликов святых, это храм души и потрясающее для современного глаза зрелищное здание, приветствующее туристов красивейшими мозаиками, искусными резными узорами, разнообразно украшенными колоннами, яркими солнечными лучами и древним историческим духом храбрости и понимания искусства древних византийцев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: