Краткая биография брюсова валерия яковлевича поэта

Краткая биография брюсова валерия яковлевича поэта

Валерий Брюсов: жизнь и творчество

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 – 1924) – русский и советский поэт, прозаик, редактор, переводчик. Один из первых русских литераторов, обратившийся к художественному направлению символизм.

Жизненный путь и творчество

Валерий Брюсов появился на свет в московской семье купца Якова Брюсова 1 (13) декабря 1873 года. Родители ограничивали доступ мальчика к религиозной литературе и пропагандировали теории Дарвина и атеизм. Не смотря на это, он получил великолепное образование в частных гимназиях.

«Юность гения» (1890-е – 1899).

В 1893-99 гг. Брюсов являлся студентом историко-филологического факультета Московского университета. К этому времени относится увлечение сочинениями французских символистов, решение развивать символизм в русской литературе. В 1894-95 гг. Брюсов, скрываясь под именем Валерия Маслова, издает 3 сборника под названием «Русские символисты», в которых публикует переводы, собственные стихи и стихи других авторов.

В 1895 году выпускает сборник стихов «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»). Для молодого Брюсова свойственна самовлюбленность и чувство превосходства над обыденностью. В это время он писал в дневнике: «Моя юность – юность гения». Для первого сборника и раннего творчества свойственны темы борьбы с устаревшим миром, желание уйти от будней и создать новый мир, подобный тому, что Брюсов находил в сочинениях символистов.

Молодой поэт активно экспериментирует с формой и рифмой стиха. Например, скандальный моностих «О закрой эти бледные ноги» (1895), в котором литературная общественность видела как издевку над поэзией, так эротический подтекст или библейские мотивы.

После университета работает в журнале «Русский архив», сближается с Бальмонтом. С 1899 года Брюсов возглавляет издательство «Скорпион».

Дореволюционный период (1900-1917)

Брюсов отмечен в истории русской литературы как активный издатель и редактор. После «Скорпиона» он участвует в издании альманаха «Весы», одного из ведущих журналов русского символизма.

Каждый три года выпускает сборник стихов: «Третья стража» (1900), высоко отмеченная в творческой среде; «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906), в которых обращается к образу города и гражданской лирике. Следующие сборники отмечены камерностью, задушевностью, простотой выражения мыслей и чувств: «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).

В Первую мировую войну поэт уходит на фронт как корреспондент, создает патриотические стихи. Этот духовный подъем вскоре сменяется другими настроениями, полными предчувствия скорой гибели современного строя. В период Первой русской революции 1905-1907 гг. Брюсов создает драму «Земля» (1904) о гибели человечества, новеллу «Последние мученики» (1906) о конце жизни русских интеллигентов.

Советский период (1917-1924)

Революция 1917 года и установление новой власти были приняты Брюсовым с воодушевлением. Это отмечено в поэтической (пять новых сборников стихов), переводческой, просветительской и преподавательской деятельности. В Московском университете поэт читал лекции по литературе и истории. Принимал участие в становлении различных советских литературных и поэтических объединений.

В 1919-1921 гг. возглавлял Всероссийский союз поэтов. Создал Литературно-художественный институт (1921), возглавлял его как ректор, получил ученое звание профессора.

Поздние стихи Брюсова отмечены воспеванием нового советского строя, интересом к науке как источнику вдохновения, поискам новых звучаний и стихотворных форм.

9 октября 1924 года поэт умер из-за воспаления легких. Похоронен в Москве.

Творчество Брюсова

В середине 90-х годов 19-го века, Брюсову удалось написать множество произведений. Тогда же он задался целью распространить идеи символизма по всей России.

Его первые три сборника назывались «Русские символисты». В них были размещены переводы некоторых французских символистов, а также стихи начинающих поэтов.

Следующими сборниками стали «Это я», «Романсы без слов» и «Шедевры».

После этого Валерия Брюсова начали считать не только основателем символизма, но и его популяризатором.

Вскоре из-под его пера выходят сборники стихов «Третья стража», «Венок», и «Все напевы».

Стихотворения Брюсова насыщены историческими, мифологическими и абстрактными сюжетами. В них присутствует любовь, политика, философия и частные проблемы человека.

Интересен факт, что его творчество оказало влияние на таких поэтов, как Александр Блок (см. интересные факты о Блоке), Сергей Соловьев и Андрей Белый.

В 1912 г. Валерий Брюсов опубликовал «Зеркало теней», где были представлены стихи, написанные в более простой, чем обычно, форме.

Поэт никогда не останавливался на чем-то одном, и постоянно экспериментировал со стилем.

Например, в более позднем его творчестве прослеживались идеи урбанизма, когда речь заходила о больших и высокоразвитых городах.

Интересные факты из жизни Брюсова

  • Брюсов был филателистом, специализировался на марках колониальных завоеваний европейских государств. Состоял во Всероссийском обществе филателистов, входил в редколлегию журнала «Советский филателист».
  • Родной брат Брюсова был активным участником поисков Янтарной комнаты.
  • Известно, что Брюсов пристрастился сначала — к морфию, а потом принимал и героин.
  • Нина Петровская после разрыва с Брюсовым нищенствовала за границей, пыталась покончить жизнь самоубийством: со второй попытки у неё это получилось.
  • Жена Брюсова была много раз беременна, но так и не смогла выносить и родить ни одного ребёнка.

Поэт-символист

В 1899 году Брюсов заканчивает университет и с головой окунается в творческий процесс. Он устраивается в журнал «Русский архив», где около двух лет проработает секретарем редакции. Вскоре владелец текстильного предприятия С.А. Поляков, увлеченный символизмом, основывает издательство «Скорпион», которое быстро объединило на своей площадке творцов «нового искусства». Среди его руководителей оказался «Валерий Яковлевич. Оно выпускало их книги, а также альманах «Северный вестник». В числе изданных работ «Скорпион» выпустил в свет ряд сборников Брюсова, в том числе «Зеркало теней», «Пути и перепутья».

Издательская деятельность поэта будет продолжена в начале XX века, когда он принял участие в создании альманаха символистов «Северные цветы». В нем публиковались как многие известные авторы той эпохи, так и представители русской классики. Этим подчеркивалась преемственность между классической литературой и новым искусством. Тем не менее со временем стало наблюдаться обособление тематики публикаций в сторону поэзии символизма. «Северные цветы» подготовили почву для появления на свет собственного журнала символистов «Весы» (1904). На протяжении 5 лет до 1909 года Брюсов будет работать над его редактированием.

Занимаясь с увлечением редактурой и издательской деятельностью, поэт не забывает о творчестве. Именно в начале XX века он пишет одни из самых сильных сборников «Граду миру» и «Венок». В первом автор, предвосхищая урбанизм В. Маяковского, посылает хвалу и проклятие капиталистическому городу. Привычные резкие формы и острые метафоры Брюсова пророчествовали о скором будущем и находили горячий отклик у читателей.

Ты гнешь рабов угрюмых спины Чтоб исступлены и легки Ротационные машины Ковали острые клинки!

Тема современного города в поэзии Брюсова тесно переплетается с судьбами человечества, с анализом прошлого и предвосхищения будущего. Именно там, впереди, он видел социальные и культурные перспективы общества. В 1900 году выходит в свет третья книга поэта «Третья стража», после чего его стали называть поэтом с большой буквы. Она была посвящена коллеге и единомышленнику К. Бальмонту. Основную канву сборника составляют стихи на историко-мифологические темы, в которых автор упоминает имена Данте, Орфея, Клеопатры. Особым пиететом наполнен сонет «К портрету Лейбница», в котором Брюсов отдает дань уважения любимому ученому.

В период 1900-1915 годов из-под пера поэта выходят три поэтических сборника: «Семь цветов радуги», «Все напевы» и «Зеркало теней», в которых критики обнаружили повторы самого себя, вместе с этим отмечая более простой и понятный поэтический язык автора.

В союзе с новой властью

В отличие от многих деятелей искусства Брюсов признал Советскую власть и даже вступил в ряды коммунистической партии. Такая позиция позволила ему занимать ряд важных должностей. Так, в период 1917-1919 годов он стоял во главе Комитета по регистрации печати, заведовал Московским библиотечным отделом, а затем трудился в Государственном издательстве. Он был организатором, ректором и профессором Высшего литературно-художественного института, позднее получившего его имя. Поэт участвовал в работе над первым изданием Большой советской энциклопедии в качестве редактора литературного отдела.

За всеми перипетиями государственной службы Валерий Яковлевич не забывал и о творчестве. В 1923-1924 годах выходят два его последних сборника — «Дали» и «Меа», в которых перед читателем предстает совершенно иной Валерий Брюсов. В своих стихах он использует рваный синтаксис, футуристические конструкции сложения стихотворных строк, множество аллитераций, что позволило назвать эту манеру «академический авангардизм». Также он пишет неопубликованные при жизни пьесы футурологического характера «Диктатор» и «Мир семи поколений». Валерий Брюсов скончался от воспаления легких в Москве 9 октября 1924 года.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Вале́рий
Я́ковлевич Брю́сов
1873- 1924

Слайд 2Вале́рий Я́ковлевич Брю́сов (1 (13) декабря 1873, Москва — 9

октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед,

литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма.

Слайд 3Валерий Брюсов родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве,

в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И.

Я

Бакулина (фамилией деда Брюсов подписывал некоторые свои сочинения); получив вольную, тот начал в Москве торговое дело.Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу («От сказок, от всякой „чертовщины“, меня усердно оберегали. При этом будущий поэт получил хорошее образование — он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год — в частной классической гимназии Ф

И. Креймана (был отчислен за пропаганду атеистических идей), в 1890—1893 годах — в частной гимназии Л. И. Поливанова; последний — великолепный педагог — оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой.

Слайд 4Вхождение в литературу. «Декадентство» 1890-хУже в 13 лет Брюсов связывал

своё будущее с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова

относятся к 1881 году; несколько позднее появились его первые (довольно неискусные) рассказы.

Слайд 5Лидер символизмаОрганизаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в

русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным

по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову». Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов (Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам), и футуристов (Пастернак, Шершеневич и др.).

начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к

борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»).

Слайд 7ПереводыКак переводчик Брюсов много сделал для русской литературы. Он открыл

переводчиком стихотворений Поля Верлена. Известны брюсовские переводы произведений Эдгара По (стихотворения), Ромена Роллана («Лилюли»), Мориса Метерлинка («Пеллеас и Мелезанда», «Избиение младенцев»), Виктора Гюго, Расина, Авсония, Мольера («Амфитрион»), Байрона, Оскара Уайльда («Герцогиня Падуанская», «Баллада Рэдингской тюрьмы»). Брюсов полностью перевёл «Фауста» Гёте, «Энеиду» Вергилия.

Слайд 8Брюсов-редактор
Брюсов занимался редакторской деятельностью — под его контролем производилось издание

к редактированию полного собрания сочинений Пушкина (работа, оборвавшаяся на первом томе, включала и деривацию — дописание неоконченных произведений).

бурь — «Русском архиве», где с конца 90-х годов прошёл

школу научного публикаторства под руководством видного историка и редактора журнала П. И. Бартенева, а с 1900 по 1903 год состоял секретарём редакции журнала. Публикуется в «Ежемесячных сочинениях» И. И. Ясинского (1900—1902).Позднее Брюсов стал основным действующим лицом в журнале «Весы» (1904—1909), главном органе русского символизма.[Всю свою энергию Брюсов вложил в редакторское дело. Брюсов был и основным автором, и редактором «Весов». Кроме него там печатались Андрей Белый, Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин. В. Я. Брюсов руководил также книгоиздательством «Скорпион» и участвовал в издании альманаха этого издательства «Северные цветы» (выходил в 1901—1903, 1905 и 1911 годах).[

Кризис и революция

В 1914 году Брюсов ушел на фронт как военный корреспондент «Русских ведомостей». В его работах 1914−1916 гг. отмечен рост патриотизма. В 1910—1916 гг. поэт пережил творческий кризис. Выпущенные в это время сборники и стихи повторяют прежние мысли. Некоторые критики вовсе говорили о том, что Брюсов себя исчерпал.

После Октябрьской революции Валерий Яковлевич работал в различных государственных учреждениях Москвы:

  1. 1917−1919 гг. — возглавлял Комитет по регистрации печати.
  2. 1918−1919 гг. — заведующий библиотечным отделом при Наркомпрессе.
  3. 1919−1921 гг. — председатель Президиума Всероссийского союза поэтов.

Также Брюсов руководил поэтическими вечерами в Политехническом музее и принимал участие в подготовке Большой советской энциклопедии, организовал Высший литературно-художественный институт (закрылся в 1925 году, опыт был учтен при создании Литературного института), был членом Моссовета.

Не оставил Валерий Брюсов и литературу. В революции он увидел преображение мира, уничтожение старой культуры и возрождение новой жизни. Однако стать частью этой эпохи он не смог: слишком радикально обновил стиль, перегрузил работы художественными средствами. Его стихи оказались сложны для восприятия читателей.

Начало литературного пути

Первые пробы пера Брюсова относятся к 1881 году: 8-летний мальчик пробовал писать стихи, позднее — рассказы. Во время учебы у Креймана он пробовал себя в поэзии, считал кумиром в литературе Некрасова, позднее Надсона.

В начале 1890-х Брюсов увлекся французскими символистами — Бодлером, Малларме, Верленом. Валерий написал несколько статей, посвященных им, а в 1893 написал письмо Верлену, в котором рассуждал о символизме и называл себя основоположником течения в России.

Творческий путь Брюсова протекал в несколько этапов:

  1. В конце 1893 — поэма «Декаденты». В ней затрагивалась тема отношений Верлена с Матильдой Моте и Артюром Рембо.
  2. В 1894—1895 изданы 3 сборника «Русские символисты». В них вошли многие стихотворения поэта, в том числе под псевдонимами (полный список насчитывает более 30 штук). Также там печатались Миропольский и мистик Добролюбов. В последней книге появился знаменитый моностих «О закрой свои бледные ноги», который вызвал жестокую критику и смех читателей.
  3. В 1895 появился сборник «Шедевры», состоящий исключительно из произведений поэта. Само название вызвало неприязнь критиков — оно явно не соответствовало содержанию, но в то время Брюсов был до крайности самолюбив и считал себя гением, который призван бороться с отжившим патриархальным миром купцов и которого смогут понять лишь потомки.
  4. В 1897 вышел сборник «Это я». Автор все еще представляется холодным мечтателем, живущим вне внешнего мира.

В 1897 еще студентом Валерий женился на Иоанне Рунт, гувернантке младших сестер и брата. Они познакомились в феврале 1897 года, а в конце сентября уже обвенчались. Детей у супругов не было, но некоторое время с ними жил племянник сестры Иоанны.

Кто такой валерий Брюсов. Детство

Будущий император символизма был по материнской линии внуком купца и поэта-баснописца Александра Яковлевича Бакулина, издавшего в 1840-х гг. сборник «Басни провинциала» (фамилией деда Брюсов подписывал некоторые свои сочинения). Дед Валерия по отцовской линии, Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещицы Федосьи Алалыкиной, владевшей землями в Карцевской волости Солигаличского уезда Костромской губернии . В 1850-х гг. он выкупился на волю и переехал в Москву, где начал торговое дело и приобрёл дом на Цветном бульваре . В этом доме поэт жил в 1878 — 1910 годах .

Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848—1907), сочувствовал идеям революционеров- народников ; он публиковал стихотворения в журналах; в 1884 году Яков Брюсов отослал в журнал « Задушевное слово » написанное сыном «Письмо в редакцию», описывавшее летний отдых семьи Брюсовых. «Письмо» было опубликовано (№ 16, 1884).

Увлечения и привычки

Одаренный во многих областях, поэт был сложной и противоречивой натурой. Можно сказать, что ничто человеческое не было ему чуждо:

  1. Брюсов был увлеченным филателистом, собирая почтовые марки всех стран. Особой страстью его были марки колоний государств Европы. В 1923 году он стал председателем редколлегии Всероссийского общества филателистов, а через год вошел в состав редакции журнала «Советский филателист».
  2. В молодости Брюсов увлекался спиритизмом. Спиритические сеансы в основном проходили у него в доме, по литературным средам, когда собирались друзья-символисты Федор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус. В архиве Брюсова сохранились дневники этих встреч, где детально описана обстановка каждого сеанса и загадочные переживания во время их действия.
  3. Как и его отец, Брюсов был азартным человеком и увлекался тотализатором. Когда Яков Кузьмич приобрел скаковую конюшню, сын с присущим ему темпераментом окунулся с головой в новый для него мир скачек, жокеев и призов. В 1889 году в газете «Русский спорт» появилась первая статья Брюсова о тотализаторе. Свою увлеченность скачками он передал друзьям-гимназистам, которые превратили гимназию в ипподром, а учителей класса — в скаковых лошадей. За это Брюсова исключили из гимназии.
  4. Брюсов был заядлым морфинистом. Страсть к морфию привила Нина Петровская еще в 1908 году, эта зависимость с годами только нарастала. К сорока годам его внешность приобрела все признаки морфинизма: рано поседел, часто болел и становился с каждым днем все безразличнее и пассивнее к окружающему миру.

Детство и семья

Валерий родился 13 декабря 1873 года в Москве. Его дедом по материнской линии был купец и поэт Бакулин — его фамилию Брюсов иногда использовал как псевдоним. Дед по отцу был крепостным: в середине XIX века он выкупил семью и уехал в Москву, где начал торговать и купил дом на Цветном бульваре.

Отец мальчика, Яков Кузьмич, поддерживал идеи революционеров-народников и публиковал стихи в журналах. В 1884 он отправил в «Задушевное слово» письмо сына, в котором тот описывал летний отдых семьи — это была первая публикация мальчика. Яков Кузьмич увлекался скачками, проиграл все состояние в тотализаторе и заинтересовал ими Валерия. Первая самостоятельная публикация последнего относится к 1889 — в журнале «Русский спорт» была опубликована статья, защищающая тотализаторы.

Родители мало занимались мальчиком. Ему разрешали читать практически все, кроме религиозной литературы. Валерий читал и французские бульварные романы, и научные статьи, и книги по естествознанию, и Жюля Верна с Майном Ридом.

При этом Брюсов получил хорошее образование:

  1. С 1885 по 1889 он учился в частной гимназии Клеймана, откуда был отчислен за пропаганду атеизма.
  2. С 1890 по 1893 — в гимназии Поливанова, который оказал на будущего поэта значительное влияние.
  3. С 1893 по 1899 — в Московском университете на историко-философском отделении.

Интересные ответы

Уникальным видом прикладного искусства является резьба по кости. Костяное кружево – это народный художественный промысел. Удивительно тонкие и изящные произведения выходят из-под умелых рук мастера. Каждое изделие неповторимо.

В Африке вблизи реки Нил в середине 4 века до н.э. образовалось государство Древний Египет. Государство очень быстро развивалось, и было известно своей культурой и искусством.

Магнитное поле – это поле, появляющееся из тока заряженных частиц. Оно может действовать на электрические заряды, а также на тела, обладающие магнитными свойствами.

Крапива известна как полезная и вызывающая раздражение на коже при прикосновении. Крапива – многолетнее зеленое растение, растущее в высоту до 1,2 м, в ширину куст растет до 1 м. Растет как сорняк и не привередлива к климату и уходу.

Эрих Мария Ремарк – знаменитый писатель XX в. Его произведения, разбираются читателями на цитаты, которые стали бессмертными. Военное время, молодое поколение, участвующее в них, основная тема творчества писателя.

Сочинение «Мой любимый поэт Валерий Брюсов»

Моим любимым поэтом является Владимир Брюсов.

Это очень необычный и самобытный поэт.

С его поэзией я впервые познакомилась в школе, и уже первое прочитанное стихотворение меня покорило. Это было стихотворение «Первый снег». В нём поэт создал удивительную картину начала зимы, подобной которой я никогда не встречала.

Он описал чудесный мир из серебра и при этом ни разу не назвал снег напрямую.

Если бы не название, можно было бы подумать, что автор описывает некую сказочную страну.

И это не исключение в творчестве этого поэта. Напротив, это закономерность.

Как я позже узнала, именно такая форма стихотворений характерна для символизма, поэтического течения, пользовавшегося популярностью в начале прошлого века. А он был одним из лидеров этого течения.

Его поэзия кажется мне хрустальной, настолько она совершенна и обманчиво хрупка. Но при этом каждая строчка в стихотворениях неслучайна, она несёт смысл, подчас скрытый и непонятный.

Но тем интересней читать его стихотворения и пытаться понять, что же в действительности имел в виду поэт.

В стихотворении «Весенний дождь», казалось бы, описывается просто явление природы, пусть и используя удивительные образы, сравнивая птиц с рыбами. Но далее становится понятным, что на самом деле это стихотворение — размышление о жизни, о роли и месте человека в мире.

Скоротечность дождя поэт сравнивает со скоротечностью жизни, «мы — миг, мы — дым». А значит прожить даже этот миг нужно с пользой.

Я очень люблю эту поэзию за то, что она заставляет думать. Люблю за то, что она очень красивая. И особенно за то, что она удивительно часто совпадает с моим настроением.

Хронологическая таблица жизни и творчества Брюсова

1873 — Валерий Брюсов родился в образованной купеческой семье. И дед, и отец Валерия писали стихи, хотя это не было их основным занятием. Мать Брюсова знала языки, увлекалась чтением книг. Родители Валерия не были верующими, в доме не было икон и религиозной литературы. В семье было пятеро детей, Валерий — старший.

1885-1893 — Валерий учится в гимназии. К этому времени относятся первые литературные опыты будущего поэта. В Гимназии издается рукописный журнал. Валерий принимает активное участие в его создании. Валерий поэзией творчеством Некрасова и Надсона.

1893-1899 — учеба в Московском Университете (историко-филологический факультет). Он знакомится с творчеством западных представителей символизма — Бодлера, Верлена, которое произвело на него огромное впечатление.

1894-1895 — выходит сборник «Русские символисты». Большая часть произведений этого сборника написана Брюсовым, но многие — под различными псевдонимами.

1896 — издание сборника стихов Брюсова «Шедевры».

1896-1899 — Брюсов становится признанным лидерам русского символизма. Литература становится главным делом его жизни.

1898 — работа в журнале «Русский архив». Написание программных литературоведческих статей.

1890 — сборник стихов «Третья стража».

1904-1909 — Брюсов руководит изданием «Весы». Этот ежемесячный журнал — трибуна символизма.

1905 — художник М. Врубель пишет портрет Брюсова.

1907 — выходит сборник «Земная ось». В нем собраны прозаические произведения Брюсова.

1909 — напечатан роман «Огненный ангел». В основе повествования — история личных любовных переживаний поэта. Она перенесена в другую эпоху и в нее внесены элементы фантастики. Сюжет романа вдохновил композитора Сергея Прокофьева на написание одноименной оперы.

1914 — Валерий Брюсов служит военным корреспондентом. В его лирике появляются патриотические настроения.

1917 — Брюсов с энтузиазмом встретил революцию, работал во многих советских учреждениях и комитетах. По его инициативе был открыт Высший литературный институт, которым поэт руководил до конца жизни в должности ректора.

Но поэзия Брюсова не была понятна и близка основной массе читателей.

1919 — вступление в ряды Коммунистической партии.

1924 — Валерий Брюсов скончался. Причиной смерти послужило воспаление легких. Поэт похоронен на Новодевичьем кладбище.

  • Наталья Дмитриевна в комедии Горе от ума Грибоедова характеристика героя В поэме этот образ занимает явно не первое место, но имеет большое значение. Многие персонажи – гости на балу, вообще, без имен. Те же княгини номер один-два, с которыми Наталья Дмитриевна обсуждает фасоны платьев
  • Характеристика и образ Ассоль в повести Алые паруса Грина сочинение Ассоль является одним из главных героев произведения, олицетворяющих романтичность, искренность и мечтательность человеческих чувств.
  • Анализ рассказа Друг детства Драгунского Жанровая направленность произведения представляет собой детские рассказы, основной тематикой которого является проявление человеком дружеских качеств.
  • Родители Пушкина Александра Сергеевича Отец Александра Сергеевича был военным человеком. Он получил французское образование. В отставку ушел майором. После службы начал карьеру статского советника.
  • Сочинение по картине Золотая осень Поленова 3, 4, 7 класс Большинство художников за основу своего творчества брали красоту родных равнин, лесов, рек. Особое вдохновение в красоте природы находили знаменитые писатели и художники

Валерий Брюсов: краткая биография и творчество

Валерий Яковлевич Брюсов — поэт, прозаик, литературовед (13.12.1873 Москва — 9.10. 1924 там же, возможно самоубийство). Родился Валерий Брюсов в купеческой семье. С 1892 года он изучал историю в Московском университете (окончил его в 1899 году).

На протяжении всей своей жизни Валерий Яковлевич занимался также научной и критической деятельностью.

Например, в 1903 году он издал письма Пушкина в сборнике под названием «Далекие и близкие» (1912), опубликовал статьи о русских поэтах от Тютчева до своих современников.

Следующие сборники Брюсова — «Chefs d’oeuvre» (Шедевры», 1895), «Me eum esse» («Это —я», 1897), «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900) и «Urbi et Orbi» («Городу и миру», 1903), как это видно из их названий и содержания, свидетельствуют об обращении автора к западноевропейской классике, о его большом, основанном на научном изучении, интересе к чужим и древним культурам.

В 1904-09 годах Валерий Брюсов руководил самым крупным журналом символистов «Весы» и стал ведущей фигурой среди московских символистов. Славе его существенно способствовал пятый сборник его стихов «Stephanos» («Венок», 1906).

И в дальнейшем Брюсов публиковал немало своих стихов, переводил со многих языков, но начал писать также прозу. Это были рассказы, насыщенные экзотикой и приключениями, и исторические романы «Огненный ангел» (1908 год) и «Алтарь победы» (1911-12 гг.).

Шестой сборник стихов «Все напевы» (1909) показывает дальнейшее развитие его экспериментов в области рифмы и языковой выразительности.

Валерий Брюсов много путешествовал, часто бывал в Западной Европе. В 1913-14 годах было начато издание его сочинений в 25-ти томах. Во время первой мировой войны Валерий Яковлевич занимался издательской деятельностью и переводами с армянского языка.

После революции он примкнул к режиму большевиков, в 1920 году Брюсов (единственный из не эмигрировавших поэтов-символистов) вступил в ВКП(б) и занимал должности в культурных учреждениях. В 1921 году он основал Институт литературы и искусства, которому позже было присвоено его имя.

Первый литературный опыт

Уже в тринадцатилетнем возрасте Валерий был уверен, что станет известным поэтом. Обучаясь в гимназии Креймана, молодой Брюсов стихи пишет довольно неплохие и выпускает рукописный журнал. В то же время случился его первый опыт в сочинении прозы. Правда, ранние рассказы были немного угловаты.

Будучи подростком, Брюсов страстно увлечен поэзией Некрасова и Надсона. Позднее с той же страстью он зачитывается произведениями Малларме, Верлена и Бодлера, которые открыли юному поэту мир французского символизма.

Под псевдонимом Валерий Маслов в 1894-1895 гг. Брюсов выпускает три сборника «Русские символисты», где под разными псевдонимами он размещает свои стихи. Наряду со стихами Брюсов включил в сборники произведения своего друга А. А. Миропольского и любителя опиума, поэта-мистика А. М. Добролюбова. Сборники были осмеяны критиками, но это не отвратило Брюсова от написания стихов в духе символизма, а скорее, наоборот.

Любовь и женщины

Подобно многим молодым людям своего времени, писатель вел записи всех важных жизненных событий. Значительную часть дневников составила личная жизнь Брюсова, его многочисленные любовные похождения, в которых он самозабвенно описывал свои чувства и переживания:

  1. Первым серьезным увлечением молодого символиста была 25-летняя Елена Андреевна Маслова из простой русской семьи, довольна некрасивая, с безумными глазами по описанию поэта. Роман длился около двух лет, пока болезнь и скоропостижная смерть девушки не прервали его.
  2. В 23 года поэт женился на обрусевшей чешке и гувернантке своих сестер Иоанне Рунт. По словам Зинаиды Гиппиус, девушка была «необыкновенно обыкновенной», тихого нрава, терпеливо переносила любовные похождения мужа. Хотя брак был бездетным, супруги прожили вместе до кончины писателя. Похоронив мужа, Иоанна дожила до глубокой старости, сохранив для потомков дневники поэта.
  3. Трагично сложилась судьба новой пассии Брюсова, дочери надворного советника Надежды Григорьевны Львовой, с которой литератор познакомился в 1913 году. Юная курсистка и молодая поэтесса очаровала уже маститого поэта, который был старше ее на 18 лет. Однако для Брюсова это было очередным увлечением. Не пережив неразделенной любви, она застрелилась из револьвера, оставив на имя писателя свои дневники и рукописи.
  4. «Ты — слаще смерти, ты — желанней яда», — так писал поэт о своей новой музе Нине Ивановне Петровской, с которой был связан узами любви более 7 лет. Отдаваясь чувствам одержимо и самозабвенно, Нина того же требовала и от Валерия. Но у него была другая всепоглощающая страсть, тогда она решила навсегда уехать из России. А в 1928 году, пережив поэта всего на 4 года, покончила жизнь самоубийством, включив газ в гостиничном номере.

Этапы творчества

В 1900 году издательство «Скорпион» выпустило сборник «Третья стража», с которого начался урбанистический период творчества поэта. В книге нашлось место и истории с мифологией, и большому городу. Брюсов воспевает городскую среду и социальные противоречия, возвращается в мир людей, наблюдает, как на месте разрушенного вырастают улицы будущего.

В 1903 вышел сборник Брюсова «Граду и миру». Урбанистическая тема все еще играет важную роль, но все чаще поэт обращается к гражданской лирике. Этот сборник оказал большое влияние на младосимволистов (Белого, Блока, Соловьева).

Возвышенное настроение во время Русско-Японской войны быстро сменилось упадком, верой в близкую гибель мира и искусства. В лирике Валерия Яковлевича появляются мотивы «последнего дня», гибели человечества и сменой его миром машин. Упадническое настроение сохранилось до последних дней Брюсова.

В конце 1905 вышел «Венок» — как считал сам автор, вершина его дооктябрьской поэзии. В нем сильны мотивы гражданской лирики, грядущих перемен и революции, разрушения современной культуры ради строительства новой. Изредка встречаются и мысли о том, что человек может быть счастлив только на природе, не в городе, втиснутый в шахту или фабрику.

«Весы» перестали выходить в 1909, со следующего года активность символизма начала снижаться. Брюсов перестает выполнять роль лидера направления и сосредотачивается на прозе и критике.

В 1911 он заводит роман с молодой поэтессой Надеждой Львовой, который через 2 года закончился ее самоубийством из-за любви. Поэт тяжело переживал ситуацию, у него начался духовный и личный кризис. В 1914 он отправился на фронт в роли военного корреспондента «Русских ведомостей». В это время в его работах сильны патриотические настроения, однако критики считают работы этого периода крайне слабыми.

Слайд 6Основные черты творчества БрюсоваВ стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные

начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к

борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: