Базовое образование
Находясь в монастырских стенах, юный Франсуа получил прекрасное образование. Кстати, по тем временам францисканские монахи предоставляли наиболее всеобъемлющие и прогрессивные знания, из их рук вышло много математиков, врачей, юристов, философов. Благодаря тому, что монахи вели строгие хроники всего абсолютно, что происходило на территории монастыря, доподлинно известно, что Рабле изучал следующие дисциплины:
- древнегреческий язык и литературу;
- латынь;
- основы римского права;
- естествознание, в те времена этот предмет включал в себя все существующие естественные науки, включая анатомию, медицину, алхимию и другие;
- филологию;
- историю;
- основы управления хозяйством, этот предмет включал в себя учет и распределение различных продуктов, основы мелиорации и бухгалтерского учета и многое другое.
И, разумеется, все духовные дисциплины, по которым он так же отлично успевал, как и по естественным и гуманитарным наукам.
Взрослея, Рабле стал уделять много времени изысканиям и опытам в области естествознания, даже напечатал ряд монографий в Германии, которые заслужили одобрение многих прогрессивных умов того времени, включая Гийома Бюде, известнейшего филолога, математика, педагога, философа и юриста. Причем Бюде был знаменит не только во Франции, но и во всей Европе, а его труды читал сам папа Климент VII.
Такая деятельность юного Рабле не шла вразрез с принятыми в ордене Святого Франциска правилами и традициями, но направленность и приоритеты образования и научной деятельности францисканского монастыря не могли дать достаточную базу знаний для самого Рабле, даже местная библиотека уже не была в состоянии обеспечить его всем нужным багажом материалов.
С ведома и разрешения Папы Климента VII, Франсуа Рабле меняет церковный орден и переезжает в монастырь в Мальезе, принадлежащий ордену Святого Бенедикта, то есть, завершает свое, так сказать, базовое образование «под крылом» бенедиктинцев.
Кстати, далеко идти Рабле не пришлось, оба аббатства были тогда и являются сейчас соседями. Бенедиктинский монастырь, в котором доучивался великий французский гуманист сегодня также доступен для всех желающих. Причем достаточно любопытен такой парадокс: как в начале 16 века бенедиктинцы были известны более светским, не консервативным подходом ко всему, включая образование, так и в наши дни — в стенах аббатства действует ресторан, небольшой отель и маленький театр, а его газоны периодически забывают подстричь.
Биография
Франсуа Рабле – писатель-гуманист, представитель эпохи Возрождения. Мировую известность автору принесла книга «Гаргантюа и Пантагрюэль». Гротескный роман погружает читателя в фольклорные традиции, современные писателю идеалы и характерные образы.
Писатель Франсуа Рабле
Франсуа Рабле родился в 1494 году во французской провинции Турень, в городке под названием Шинон. Некоторые исследователи уверены, что датой появления на свет правомерно считать и 1483 год. Дискуссии о месте рождения, дате, социальном положении родителей и семейных обстоятельствах, в которых жил маленький Франсуа, разнятся.
Биографы предполагают, что его отец мог быть адвокатом, предпринимателем или мелким дворянином. Точных данных об этом не найдено, поэтому простор для рассуждений исследователей велик. Мать автора погибла, когда мальчик был совсем юн, хотя и на этот счет ведутся споры.
Франсуа Рабле в молодости
Достоверно известно, что в 1510 году ребенка передали на воспитание во францисканский монастырь, где он получил образование. В 1521-м послушник принял обет. В то время священнослужители являлись носителями знания. Среди них воспитывались математики и врачи, философы и юристы. Владея грамотой, они вели хроники происходящего на родной земле.
Находясь в монастыре, Рабле изучал латынь, римское право и естествознание, медицину и анатомию. В спектр его интересов входили история, филология, литература и естествознание. Мальчика приобщали к гуманитарным и естественным наукам, не забывая о развитии духовности. Юный Рабле увлекался исследованиями и создал несколько монографий, которые после публикации снискали похвалы светил науки того времени.
Бюст Франсуа Рабле
Для ордена Святого Франциска деятельность молодого Франсуа приносила пользу и не шла против традиций и устоев, принятых в монастыре. Но имеющаяся библиотека перестала подпитывать юного ученого. В 1524 году в его персональной библиотеке были найдены греческие книги, которые воспринимались богословами как материал, пропагандирующий протестантизм. С их помощью якобы можно было иначе трактовать Новый Завет.
Изъятие книг спровоцировало уход Рабле к бенедиктинцам, чьи взгляды считались более лояльными. Монастырь Святого Бенедикта в Мельезе стал обителью, в которой Франсуа продолжил получение образования. Позднее монах оставил служение церкви, начав изучать медицину. В 1532-м он издал труды Галена и Гиппократа и занялся врачебной практикой. Рабле стал светским священником, доктором медицины и читал лекции слушателям в Пуатье и Монпелье.
Наследие Рабле
Так это задумывал сам автор или нет, но основным наследием Франсуа Рабле, краткая биография которого представлена в этой статье, считаются высказанные в его книгах идеи духовного и просветительского прогресса, по пути которых должен идти каждый человек, борясь со встреченными сложностями в виде косности, тугодумия, реакционности, бюрократических препон и всего остального.
Что касается способов этой борьбы, то сам автор рекомендует и использует смех как самое сильное и самое гуманное средство, несущее эмоциональную разрядку и достаточно эффективно действующее на предмет осмеяния.
), точная дата рождения неизвестна — в качестве версий называют , 1493 и г. Предположительно он был сыном содержателя кабака (некоторые утверждают — аптекаря, занимавшегося и питейной торговлей), лишившимся матери в самом раннем возрасте, или (по другим известиям) очень рано отвергнутым ею и отданным в монастырь, чем некоторые биографы, с немалой натяжкой, объясняют отсутствие в произведениях Рабле чистоты, идеальности, нежности.
Прямо из кабацкой среды, где проходят первые 10 лет жизни Рабле, он, по воле отца, попадает учеником в францисканский монастырь Сёльи, оттуда в монастырь Де Ля Бометт, затем, также в качестве ученика, в кордельерское аббатство в Фонтене-ле-Конт (Fontenay le Comte
). Сохранилось известие, что во время этих переходов он встретил среди своих товарищей-учеников юношу, который впоследствии послужил ему образцом для одной из самых выдающихся фигур в его романе — монаха Жана де Энтомуара (в переводе Н. М. Любимова — Жан Зубодробитель).
Недостаточно образованный, чтобы посвятить себя одной из «либеральных профессий», Рабле поступил в монахи. Побудила его к этому, между прочим, и возможность, при известном материальном обеспечении, заниматься «гуманистическими» науками, занявшими в ту пору, то есть в разгар Возрождения во Франции, самое видное место в умственной жизни французов. Монашеская жизнь (и главным образом — ордена францисканцев), которой Рабле обрек себя 25 лет от роду, находилась в резком противоречии с натурой Рабле, неприязненной всяким мистическим крайностям и аскетическому умерщвлению плоти. Нерасположение его к монашеству усиливалось невежеством, фанатизмом и, вместе с тем, праздностью и развратом тех монахов, среди которых ему пришлось жить, и которые уже теперь давали ему драгоценный материал для его будущих сатирических изображений. Тем ревностнее занимался он, в кружке нескольких единомышленников и благодаря сношениям с выдающимися деятелями Возрождения (например, с Буде), своими любимыми науками.
Когда неудовольствие монахов, которому немало способствовали и издевательства Рабле над ними, приняло форму преследования, Рабле бежал; хотя он скоро вернулся, но через год окончательно вышел из францисканского ордена и перешёл в бенедиктинский . В монастырь он, однако, уже не поступал, и в качестве простого священника жил при дворе епископа мальезесского (Maillezais
), Жоффруа д’Эстиссака, отличавшегося образованностью и эпикурейскими наклонностями и собиравшего вокруг себя многих французских «гуманистов». Весьма вероятно, что к этому же времени относится начало сношений Рабле с Эразмом Роттердамским , к которому он всегда питал глубочайшее уважение, называя его своим «отцом», даже «матерью»
Покровительство епископа, а также игравших значительную роль в истории тогдашнего просвещения и занимавших важное положение братьев дю-Беллэ, дало Рабле возможность, не обременяя себя исполнением своих церковных обязанностей, заняться ботаникой и медициной
Литература
Франсуа Рабле был автором просветительских идей. Его библиография состоит из 20 трудов, среди которых книги по анатомии и произведения, комментирующие работы Гиппократа. Рабле публиковался в альманахах, выдвигая теории о влиянии внешности, личности и поведения врача на пациентов. Он также стал автором работ по античной архитектуре и культуре. Биографы называют эти произведения археологической монографией.
Иллюстрация к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Главным литературным достижением в жизни Франсуа Рабле стал роман о великанах по имени Гаргантюа и Пантагрюэль. В цикле из 5 книг автор проявил себя как тонкий сатирик. К созданию величайшего произведения его подтолкнуло знакомство со сказаниями о Гаргантюа. В подражание Рабле решил дописать своеобразное продолжение, дополнив повествование историей о короле дипсодов Пантагрюэле. В 1532 году вышла книга «Пантагрюэль», изданная под псевдонимом Алькофрибас Назье. Ее осудили в Сорбонне, признав непристойной. Публика в противовес ученым умам была в восторге от творчества Рабле.
Спустя 2 года Франсуа написал книгу «Гаргантюа», которая по своей сути предваряла события, описанные в первом произведении, так как Гаргантюа приходился Пантагрюэлю отцом. В 1546 году на свет появилась 3-я книга. Ее автор подписал собственным именем, отказавшись от псевдонима. В издании Сорбонной также была усмотрена ересь. Но осуждение пришло и от других читателей: парламент запретил произведение. История разрешилась благополучно, так как в окружении Рабле было много влиятельных покровителей, чьей поддержкой пользовался гуманист.
Издание книги Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» 1571 года
За издание 3-й части опуса о Гаргантюа и Пантагрюэле Рабле не получил наказания свыше благодаря приятельским отношениям его друга, Жана дю Булле, с Франциском I. Монарх лично дал разрешение писателю на публикацию продолжения романа. Правда, после смерти короля правительство вновь остановило продажи опубликованных на тот момент книг о великанах.
5-я книга цикла вышла после смерти Рабле. Некоторые литературоведы считают, что ее не следует относить к творчеству писателя, так как финал повествования мог создать кто-то из учеников или последователей автора. Помимо истории о Гаргантюа и Пантагрюэле, Рабле писал сатирические произведения и на другие темы. Публика с радостью встретила его «Энциклопедию смеха». Тонкая ирония, насмешки, сопряженные с узнаваемой народной культурой эпохи 16 столетия, приносили читателю истинное удовольствие.
Иллюстрация к роману Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Поклонники творчества Рабле по достоинству оценили и короткие рассказы писателя. Комизм, к которому прибегал автор, связан с сиюминутными темами и с тем, что вызывает смех читателя в любой исторический период. Франсуа высмеивал физиологию. В своих исследования Михаил Бахтин рассуждал на тему традиции народной смеховой культуры в произведениях Рабле. Исследователь называл манеру писателя амбивалентной. Поэтому шутки Рабле остаются забавными и сейчас, хотя теряют точность в процессе перевода.
Вариант 2
Великий французский писатель Франсуа Рабле родился в 1483 или в 1494 году (точная дата неизвестна) в семье достаточно зажиточного землевладельца, который по некоторым сведениям занимался юридической практикой, а по некоторым — работал аптекарем.
Мать мальчика рано умерла, а в возрасте 10 лет Рабле был отдан в монастырь на обучение.
Посвятивши себя монашеству, Рабле начинает интересоваться литературой, хотя по тогдашним правилам это было запрещено.
В 1530 году будущий писатель поступает в университет на медицинский факультет. Кстати, он учился вместе со знаменитым предсказателем Нострадамусом.
Рабле добивается больших успехов в своей профессии. Он с успехом вел врачебную практику, основываясь на трудах Гиппократа. Широко использовал психоанализ для лечения больных.
Только после окончания университета Рабле начинает свой литературный путь, хотя и во время работы врачом также публикует некоторые сатирические памфлеты. Есть данные, что обращение к литературе могло произойти благодаря Эразму Роттердамскому, с которым Франсуа переписывался.
В 32-33 годах 16 века появляются на свет первая и вторая части знаменитого произведения «Гаргантюа», прославившего автора на весь мир. Поводом для написания произведения стала публикация книги «Великие и неоценимые хроники о великом и огромном великане Гаргантюа». Эта книга была анонимной и считалась народной. Она включала в себя различные нелепые авантюры. Именно они привели Рабле к мысли о том, что таким способом лучше описать более серьезные и важные темы. Поэтому в 1533 году, продолжая народную книгу, он выпустил «Страшные и ужасающие деяния и подвиги преславного Пантагрюэля, короля дипсодов, сына великого великана Гаргантюа».
Однако Рабле, опасаясь преследований монашества, публикует книги под псевдонимом «Алькофрибас Назье» или вообще оставляет без автора.
К сожалению, преследования, которых так боялся Рабле, все же были: его книги сжигались. А самому писателю приходилось каждый раз переезжать на новое место.
Выпуском частей знаменитого на весь мир романа писатель занимался почти всю оставшуюся жизнь, при этом он сочетал и литературную работу, и медицину.
Четвертая часть романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» рассматривалась в суде, после чего Рабле был приговорен к заключению в тюрьму. И только смерть не позволила совершиться этому приговору. Умер Франсуа Рабле в 1553 году.
Рабле внёс огромный вклад не только во французскую, но и в мировую литературу.
Издания
Переводы на русский язык
- Повесть славного Гаргантуаса, страшнейшего великана из всех, доныне находившихся в свете. — СПб., 1790 (первый русский перевод)
- Избранные места из «Гаргантюа» и «Пантагрюэлля» Рабле и «Опытов» Монтеня. / Перевод С. Смирнова. — М., 1896.
- Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод В. А. Пяста. — М.-Л.: ЗИФ, 1929. — 536 с., 5 000 экз.
- Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н. М. Любимова. — М.: Гослитиздат, 1961. Издание содержит многочисленные сокращения цензурного характера, в том числе удалённые главы.
- Гаргантюа и Пантагрюэль. / Перевод Н. М. Любимова. — М.: Художественная литература, 1973. — (Библиотека всемирной литературы). Тот же перевод, но с почти полностью восстановленным текстом.
В честь Франсуа Рабле назван астероид Рабле (англ.) (рус., открытый Л. Г. Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 14 октября 1982 г.
Продолжение учебы
Закончив свое начальное образование в аббатстве Святого Бенедикта в Мельезе, Франсуа Рабле сделал выбор в пользу медицины и изучал все входящие в это понятие в то время науки в светских университетах Пуатье и Монпелье. Университет в Пуатье не устроил будущего писателя излишней консервативностью и чопорностью в преподавании медицинских наук, невозможностью свободомыслия и ведения собственных изысканий, включая анатомические, и скудно представленным материалом в области фармацевтики. То есть история повторилась, и Рабле сменил учебное заведение на не такое престижное, но более прогрессивное — на медицинский университет в Монпелье.
Этот университет и сегодня обучает медицине студентов, причем как в корпусах времен обучения в нем Рабле, так и в современных.
В старом корпусе медицины действует небольшой музей, доступный всем желающим, среди его экспонатов есть картины, рисунки и гравюры, изображающие лекции по медицине в начале 16 века, например, изображения лекций по анатомии немецкого врача и профессора фон Меера.
Кстати, занятия немца посещал и Франсуа Рабле. И был одним из лучших его учеников, согласно хроникам из архивов университета. Так что вполне возможно, что будущий гуманист «засветился» на одной из зарисовок среди студентов.
Новаторские идеи
Однако, помимо манипуляций и «притягивания» наследия сатирика 16 века к революционным настроениям, что, кстати, продолжили в своих трудах К. Маркс и Ф. Энгельс, у Рабле действительно существовал ряд идей, касаемых организации процесса обучения, образования в целом и, разумеется, подготовки врачей.
Все эти мысли были изложены в его заметках в альманахах и в монографиях. Касались они организации лекций по анатомии. Рабле настаивал на необходимости наличия при каждой кафедре не только лекций с демонстрациями, но и анатомического театра, в котором каждый студент мог бы практиковаться как в учебные часы, так и самостоятельно. Также много он писал об этике профессии – должном внешнем виде и поведении докторов по отношению к пациентам.
Рабле высказывался за организацию полностью независящего от церковных орденов светского начального образования. Считая неверным, что оно возможно либо под духовным руководством, либо в домашних условиях. По сути, он предлагал что-то наподобие традиционных британских школ–интернатов.
Также Рабле выступал против засилья Сорбонны, не считая этот университет самым передовым и престижным, утверждая, что фундаментальность сорбонского образования давно не выдерживает столкновения с реальностями жизни.
Нужно отметить, что ни борцом, ни тем более революционером Рабле не был. Подобные мысли об организации получения образования беспокоили в то время очень многих профессоров из разных университетов, так же «непререкаемость» Сорбонны вызывала недовольство многих.
Пострадал от властей Рабле только раз – при публикациях историй о Гаргантюа и Пантагрюэле. И то основное недовольство вызвала не политическая подоплека сатиры, а ее острота, даже «низменность» бытовых описаний. По сути, книги пострадали из-за ханжества критиков, они их «смутили» своим цинизмом и непристойностью в содержании, «грубостью» и простотой метафор, «простолюдинством».
Жизнь
Сын сенешаля и адвоката Франсуа Рабле начал свою жизнь в стенах францисканского монастыря, а затем — продолжил свое обучение в монастыре бенедиктинцев, где он начал изучать древние латинские и греческие тексты и вступил в переписку с известными гуманистами его эпохи, в частности с Гийомом Бюде.
Некоторое время он жил при дворе мальезесского епископа, потом в Париже и в Монпелье, где он получил степень бакалавра медицины (1530) и стал преподавать, читая курсы о Гиппократе и Галене. Через несколько лет он под псевдонимом опубликовал сначала свою книгу о Пантагрюэле (1532), а затем о Гаргантюа (1534).
Книги получили известность, стали пользоваться огромной популярностью, но Сорбонна и французский Парламент осудили и запретили распространение книг, и Рабле, вынужденный скрываться от преследований даже несмотря на покровительство французского короля Франциска I, уехал в Рим, где в качестве врача жил у своего друга и патрона кардинала Жана дю Белле.
В 1537 Рабле получил степень доктора и позволение папы римского практиковать врачевание. Пока Рабле жил в Турине и занимался медициной, ему разрешили напечатать третью книгу о Пантагрюэле (1546), которую он посвятил Маргарите Наваррской, сестре короля Франциска I.
Преследования со стороны инквизиции
Однако содержание этих сочинений встретило негативную реакцию со стороны инквизиции.
С их осуждением выступили и учёные мужи из Парижской Сорбонны и заседатели парламента, который во Франции того времени был не законодательным а судебным органом. Рабле едко высмеивал и обличал ханжество, невежество и многочисленные средневековые предрассудки. Над Рабле нависла угроза ареста и серьёзных кар, за своё вольнодумство.В его сочинениях представители духовной и светской власти не без оснований разглядели подрыв устоев, скреплявших общество и государство. Они были способны поколебать авторитет церкви и веру в справедливость сословного разделения общества.
Мы узнаем — Франсуа Рабле — доклад сообщение. Подсказки школьнику
Начало эпохи Возрождения представляет собой интереснейший период европейской истории. С одной стороны перед нами мрачное средневековье, со всеми отвратительными подробностями и упадком этого времени, с другой – целый ряд великолепных мыслителей и творческих деятелей, которые как лучики света во всем этом мраке распространяли гуманизм.
Рабле, который родился в 1483 или 1494 во Франции и прожил до 1553 года, был именно таким лучиком света в темном царстве. Он создавал великолепные произведения, которые до сих пор являются эталонами сатиры (конечно, речь в первую очередь про Гаргантюа и Пантагрюэль) и также занимался медициной, философией. Благодаря великолепному монастырскому образованию Рабле имел довольно много ценных профессий, благодаря чему он легко мог сочетать, например, медицинскую практику в Лионе, куда перебрался в 1532 году, с переводами латинских текстов и написанием собственных сатирических произведений.
Подобно многим другим оригинальным мыслителям, которые обличали и высмеивали нелепости общественного уклада своего времени, Рабле не особенно нравился властям. Он был особенно критикуем богословами и если бы не помощь от знатного рода дю Белле, то какие-либо книги сатирика вряд ли бы вообще издавались. К слову, Рабле предпочитал сатиру как наиболее точный и полезный жанр для разоблачения пороков общества и видел в этом инструменте оптимальный способ для улучшения общества, он высмеивал пороки.
Рабле много путешествовал по территории Европы. Иногда самостоятельно, иногда с Жаном дю Белле, кардиналом и его другом. Иногда проживал у своих родственников, благодаря образованию, устраивался работать в университеты, к примеру, в 1534 и 1539 он преподавал медицину в городе Монпелье, а в Медоне и Сен-Кристоф-дю-Жамбе служил викарием.
В целом, Рабле был человеком эпохи Возрождения в полном смысле – невероятные познания, тяга к развитию собственной личности и позитивному преобразованию общества, смелое обличение любых пороков и несправедливости, богатое творческое наследие, служение людям. Многие считают именно Рабле одним из авторов, которые создали основы европейской литературы.
Характеристика творчества
Самый замечательный писатель своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрождения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий., Он является гуманистом, медиком, юристом, филологом, археологом, натуралистом, богословом, и во всех этих сферах — «самым доблестным собеседником на пиршестве человеческого ума». Все умственное, нравственное и социальное брожение его эпохи отразилось в двух великих его романах.
Образцом для «Гаргантюа» послужила народная книга под тем же заглавием, рисовавшая в карикатурном виде отживший мир рыцарских подвигов, романтических гигантов и волшебников. Последующие книги как этого романа, так и его продолжения, «Пантагрюэль», появлялись затем последовательно в течение нескольких лет, в разных переработках; последняя, пятая, появилась в полном виде лишь через двенадцать лет после смерти Рабле.
Замеченные в ней недостатки вызвали сомнение в принадлежности её Рабле и разные на этот счет предположения, из которых самое основательное — то, что план и общая программа принадлежат Рабле, и даже все главные подробности были намечены им, а многие и вполне им написаны.
Внешняя форма их — мифологически-аллегорическая, бывшая в духе того времени и составляющая здесь только рамку, которую автор находил наиболее удобной для выражения своих заветных мыслей и чувств. Великое значение книги Рабле (ибо «Гаргантюа» и «Пантагрюэль» составляют одно нераздельное целое) заключается в соединении в ней сторон отрицательной и положительной. Перед нами, в одном и том же лице автора, великий сатирик и глубокий философ, рука, беспощадно разрушающая, создаёт, ставит положительные идеалы.
Орудие сатиры Рабле — смех, смех исполинский, часто чудовищный, как его герои. «Страшному общественному недугу, свирепствовавшему повсюду, он предписал огромные дозы смеха: все у него колоссально, колоссальны тоже цинизм и непристойность, необходимые проводники всякого резкого комизма». Этот смех, однако, отнюдь не цель, а только средство; по своей сущности то, что он рассказывает, вовсе не так смешно, как кажется, на что указывает сам автор, прибавляя, что его произведение похоже на Сократа , у которого под наружностью Силена и в смешном теле жила божественная душа.
В честь Рабле назван кратер на Меркурии .
Начало взрослой жизни
Закончив университет в 1532 году, Рабле переезжает в Лион, открыв там практику. Выбор Лиона вряд ли был случаен, так как именно этот город в то время был культурным и прогрессивным центром всей Франции. Здесь собрались ведущие печатники, мыслители, врачи, исследователи и так далее.
Вероятно, Франсуа Рабле, биография которого содержит много противоречивых фактов, несколько наскучила медицина и естественные науки, поскольку большую часть времени он уделял не своим немногочисленным пациентам, а написанию фельетонов, сатирических памфлетов, причем как для публикации, так и для местных уличных театров. К слову сказать, этот репертуар всегда добавлял артистам зрителей. А печатные листы моментально раскупались, ведь авторство Алькофрибаса Насье – такой взял себе псевдоним Рабле, составив анаграмму от собственного имени, – означало острую сатиру, насмешки над сложившимся укладом жизни, над пафосом мелких нищих аристократов и обязательного героя-простолюдина, который обводит вокруг пальца надутых вельмож и толстых прелатов.
В то же время Рабле работает редактором и переводчиком всевозможных трудов на латыни у известного на всю Францию печатника Себастьяна Грифа, печатающего заказы для церкви, двора короля, ведущих древних родов аристократов, не разорившихся, разумеется, и для многих местных крупных буржуа, обладающих серьезным капиталом и стремящихся к внешним атрибутам респектабельности, таким, как собственные библиотеки.
В этом месте жизни Рабле биографы также расходятся. Одни объясняют работу в печатной мастерской нуждой в средствах, другие же исключительно интересом и желанием ознакомиться с этой частью жизни. Аргументы есть и у тех и у других.
Как бы там ни было, до момента своей славы, а именно до публикации в том же 1532 году первой книги – «Пантагрюэль», которую потом сам автор сделал второй частью истории о Гаргантюа и Пантагрюэле, трудился он именно там.
Примечания
- Huchon, 2011, P. 31.
- https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k365263/f80.image.r
- ↑ 123 Czech National Authority Database
- Archivio Storico Ricordi — 1808.
- data.bnf.fr платформа открытых данных — 2011
- Рабле, Франсуа // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- М. М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса (рус.). — 1965. Архивная копия от 22 января 2013 на Wayback Machine
- Rabelais, François (неопр.) . The Columbia Encyclopedia, Sixth Edition. 2001–07.. Архивировано 4 апреля 2013 года.
- Febvre, Lucien. The Problem of Unbelief in the Sixteenth Century, the Religion of Rabelais (англ.). — Harvard College, 1982. — P. 264. — ISBN 0-674-70825-3.
- Сент-Бёв Ш. «Французские легенды. Рабле». Сочинение Эжена Ноэля // Литературные портреты. Критические очерки. — М: Художественная литература, 1970. — С. 296.
- Гюго В. Предисловие к Кромвелю(неопр.) . rulibs.com. Дата обращения: 2 августа 2021.
- Бальзак об искусстве 1941, С.129. — М: Искусство, 1941. — С. 129.
- Nodier Ch. Oeuvres de Rabelais // Quotidienne. 1823. 7 août.
- О Шарле Нодье и его книжных пристрастиях // Читайте старые книги: Новеллы, Статьи, эссе о книге, книжниках, чтении. Кн.1 / Сост. и прим. В. А. Мильчиной. — М: Книга, 1989. — С. 22.
- Карл Кантор. Двойная спираль истории. Историософия проектизма. Том I. Общие проблемы. — Litres, 2018-03-24. — 901 с. — ISBN 9785041073749.
- Франс А. Рабле // Собрание сочинений в восьми томах. Том 7. Восстание ангелов. Маленький Пьер. Жизнь в цвету. Новеллы. Рабле(неопр.) . litlife.club. Дата обращения: 4 августа 2021.
- The joke
Литературная деятельность Франсуа Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Франсуа Рабле является пропагандистом просветительских идей. В его библиографии двадцать трудов, в числе которых произведения с комментариями работ Гиппократа, а также книги по анатомии. Работы Рабле, в которых он выдвигал теории о влиянии личности, внешности, поведения врача на пациентов, публиковались в альманахах.
Замечание 1
Также Рабле является автором работ по культуре и архитектуре античности. Эти произведения исследователями были названы археологической монографией.
Самым главным творческим достижением писателя в литературе является роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Цикл состоит из пяти книг:
- «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами» (1532)
- «Пантагрюэль, король дипсодов, показанный в его доподлинном виде со всеми его ужасающими деяниями и подвигами» (1534)
- «Третья книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины» (1546)
- «Четвертая книга героических деяний и речений доблестного Пантагрюэля, сочинение мэтра Франсуа Рабле, доктора медицины» (1552)
- «Пятая, и последняя, книга героических деяний и речений доброго Пантагрюэля, сочинение доктора медицины мэтра Франсуа Рабле» (1564)
В этом произведении Франсуа Рабле показал себя как тонкий сатирик, а главным объектом для сатиры писателя является монашество, белое духовенство и церковь.
В своем знаменитом романе Франсуа Рабле высмеивает невежество монахов и лень, а также многочисленные притязания церкви. Писатель ярко описывает все пороки католического духовенства, вызвавшие во время Реформации массовый протест: претензии католических пап на политическое господство в Европе, чрезмерное стремление к богатству и наживе, ханжеское благочестие, которые прикрывает развращенность церковнослужителей. Не оставляет писатель без внимания и церковную схоластику.
Замечание 2
Церковная схоластика – оторванные от реальности размышления о месте Бога в земном бытие.
Достается от великого сатирика и известным философам – схоластам.
В романе Франсуа Рабле пародирует религиозный фанатизм, слепую веру в чудеса. Все книги «Гаргантюа и Пантагрюэля» были резко осуждены богословским факультетом Сорбонны и признаны еретическими.
Франсуа Рабле в этом произведении не только борется со старым миром, прибегая к инструментам сатиры и юмора, но и пытается провозгласить новый мир так, как он его видит. Писатель противопоставляет идеалы самодостаточности и свободы человека против средневекового бесправия и косности.
Любимыми литературными приемами Франсуа Рабле является гипербола и гротеск. Это связано с личностями главных героев произведения, великанов Пантагрюэля и Гаргантюа. В романе много места отводится юмору, порой грубоватому, связанному с человеческим телом. Много говорится о вине, одежде, еде, венерических заболеваниях. Для средневековой романистики это абсолютно не типичное явление, так как эти темы считались низкими и недостойными какого-либо упоминания.
Обилие чрезвычайно подробных и при этом комичных перечислений наук, денежных сумм, законов, животных, трапез и блюд является характерной особенностью «Пантагрюэля».
Роман Франсуа Рабле тесно связан с народной культурой Франции периода позднего Средневековья и Ренессанса. Оттуда писатель и позаимствовал главных героев, а также ряд литературных форм и сам язык повествования, в котором множество непристойных оборотов, комических аллюзий разного рода священных текстов. Язык повествования – язык, который проникнут атмосферой веселого праздника, где нет места серьезности. Поэтому язык романа Рабле сильно отличается от языка, которым написаны латинизированные сочинения современников сатирика и схоластические трактаты средневековых авторов.
Педагогические идеи Франсуа Рабле
Впервые о «педагогических» и иных идеях в творческом наследии Франсуа Рабле заговорили после Французской революции. Новой власти очень была нужна идеология, ведь после того, как бунт низов успокоился, грабить стало нечего, мародерство и убийства аристократии и состоятельных граждан завершились, наступило время растерянности.
И власть удержалась, не только отправив на гильотину вчерашних вождей и героев бунта, но и найдя идеологов в наследии эпохи Ренессанса. Что касается непосредственно Франсуа Рабле, педагогические идеи этого человека впервые были «обнаружены и растолкованы» в труде поэта и публициста революции Женгене «О влиянии Рабле на нынешнюю революцию и на предоставление гражданских прав духовенству», увидевшем свет в 1791 году. Таким образом, Франсуа Рабле стал «предчетей» идей и самой идеологии Французской революции.