Основные положения философии Аквинского
В своей философской системе Фома Аквинский решает две основные задачи – это систематизировать схоластическое наследие предыдущих авторов, а также упорядочить взаимоотношения философии и теологии, разума и веры, для чего он в значительной степени опирается на учение Аристотеля.
С точки зрения Фомы Аквинского разум является необходимым дополнением к вере в том отношении, что разум позволяет изложить положения веры более понятным для многих обывателей языком и даже убедительно обосновать их, что, впрочем, нисколько не умаляет значение самих теологических откровений. Философия в системе Аквинского занимает положение служанки теологии, обслуживая генеральную религиозно-идеологическую позицию католицизма. Именно к обоснованию данной позиции относятся такие знаменитые высказывания Фомы как «разумею, чтоб верить», а также о том, что разум остается всемогущим до тех пор, пока он не вступает в противоречие с верой.
В онтологии Аквинский разделяет понятие сущности и существования. В боге, который рассматривается им как первопричина всего, сущности и существование тождественны друг другу, однако в других вещах, даже ангелах, такого не наблюдается. Главную роль играет существование, которое задается богом в качестве интенции, т.е. бог задает не саму вещь, а ее цель, бытийность, в то время как конкретная сущность, смысл данной вещи воплощается в зависимости от конкретных условий ее возникновения и осуществления. Именно поэтому несмотря на однородность существования в вещах принадлежащих одному типу их сущности могут значительно отличаться.
Вслед за Аристотелем Фома Аквинский выделяет несколько форм, которые определяют сущность предмета:
- внешняя определенность вещи, из которой возникают неорганические предметы;
- конечная определенность, целесообразность вещи, задающая ее форму изнутри и присущая растениям;
- форма как действующая причина, содержащая в себе не только цель, но и возможность действия, и присущая животным;
- форма независимая от материи, организующая себя в качестве духа, души. К ней относятся как человеческие души, существующие в материальном, животном теле, так и бестелесные существа, такие как ангелы.
Замечание 1
Аквинский не противопоставляет тело и душу так жестко, как это делали другие религиозные авторы, согласно его позиции, значительная часть человеческого поведения детерминирована животной, действующей душой, в то время как значение человеческой души заключается в действии разума и воли. Таким образом разум и воля выступают у Фомы положительными проявлениями человека, который способен продвигаться к богу, исследуя окружающий мир.
Аквинский разделяет все знания в мире на три типа:
- божественное откровение,
- теологическое знание,
- метафизическое знание.
Божественное откровения является высшей формой знания, так как открывается человеку непосредственно богом, через прозрение, в качестве очевидных истин, таких как существование бога. Его отличительной чертой является тот аспект, что оно не может быть объяснено через разум и логику, как например, триединство бога.
Теологическое знание также является божественным, однако оно уже подлежит разумному обоснованию, хотя и не нуждается в нем поскольку получено из высшего источника
Однако теологам следует уделять внимание его обоснованию для лучшей пропаганды и борьбы с еретиками
Наконец, метафизическое знание представляет собой человеческую мудрость заключающееся в познании природы и иных творений божьих.
Детство и юность
Родился философ в 1225 году в семье обеспеченного феодала. Его отцом был граф Ландольф Аквинский, который приходился троюродным братом императору. Фома был седьмым ребенком в семье, и его участь была предопределена с рождения — ему предстояло получить сан священника, в то время как старшие братья философа строили военную карьеру.
Фома Аквинский
Фоме пророчили успешное будущее и должность аббата бенедиктинской обители — такой сан уже занимал дядя мальчика в одном из монастырей. Так как молодой человек происходил из знатного рода, он мог в будущем даже стать Папой. С детства Фома воспитывался у дяди, при монастыре ордена бенедиктинцев.
В детстве Фома отличался высоким ростом, был грузным и неповоротливым мальчиком. Он был кротким и сдержанным, поэтому ему часто доставалось от сверстников. В юные годы другие студенты называли парня «сицилийским быком». Учитель Фомы, чтобы остудить пыл смеющихся студентов, сказал, что однажды этот бык взревет так громко, что его голос оглушит мир, и был прав.
Важно! Учения Фомы получили широкое распространение по всему миру. Впоследствии его стали называть всеобщим наставником и князем философов
Ссылки
- — Полное собрание сочинений Фомы Аквинского (лат.)
- — латинские тексты и переводы на европейские языки
- — статья в энциклопедии Кругосвет
- — в Католической энциклопедии
Учители Церкви
Отцы Церкви | |
---|---|
Римские | Греческие |
Амвросий Медиоланский · Блаженный Августин · Григорий Великий · Блаженный Иероним · |
Афанасий Александрийский · Василий Великий · Григорий Богослов · Иоанн Златоуст |
Другие Учителя Церкви | |
Альберт Великий · Альфонсо Лигуори · Ансельм Кентерберийский · Антоний Падуанский · Беда Достопочтенный · Бернар Клервоский · Святой Бонавентура · Кирилл Александрийский · Кирилл Иерусалимский · Ефрем Сирин · Франциск Сальский · Иларий Пиктавийский · Исидор Севильский · Иоанн Дамаскин · Иоанн Креста · Лаврентий Бриндизийский · Лев Великий · Пётр Канизий · Пётр Хрисолог · Пётр Дамиани · Роберто Беллармино· Фома Аквинский | |
Женщины | |
Тереза Авильская · Екатерина Сиенская · Тереза из Лизьё |
Что такое ПДВ?
Предприятия, загрязняющие воздух, должны провести инвентаризацию источников поступления вредных соединений в воздух. Обычно эта работа находит свое логическое продолжение при определении Необходимость получения этого документа связана с нормированием техногенной нагрузки на атмосферный воздух. На основании сведений, которые включены в том ПДВ, предприятие получает разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Данные о нормативных выбросах используются для расчета платежей за отрицательное воздействие на окружающую среду.
Если тома ПДВ и разрешения нет, то за выбросы из источников загрязнения, расположенных на территории объекта промышленности либо другой отрасли, предприятия платят в 2, 5, 10 раз больше. Нормирование загрязняющих веществ в воздухе ведет к сокращению негативного влияния на атмосферу. Есть экономический стимул для выполнения мероприятий по охране природы от поступления в неё чужеродных соединений.
Платежи за загрязнение среды, поступающие от предприятий, аккумулируются местными и федеральными органами власти в специально созданных бюджетных экологических фондах. Финансовые средства расходуются на природоохранную деятельность.
Волчье лыко
Научное название: Daphne mezereum
Другие народные названия: волчник, волчий перец, боровой перец, пухляк, волковник и др.
Характерныеособенности:
Это кустарник с желто-серой корой, на верхушке каждой ветки есть пучок листьев. Цветет розовыми трубчатыми цветами. Цветет раньше, чем появляются листья. В июле-августе созревают ягоды. Ягода в виде сочной красной костянки, внутри темно-бурая блестящая косточка. Форма ягод — продолговатая.
Где растет?
Встречается во всех русских лесах. Любит хвойные и смешанные леса. Не требует хорошего освещения, может расти в темных лесах, в горах.
Какая часть растения ядовита?
Очень опасно все растение, особенно кора. Но люди обычно травятся ягодами. Растение содержит кумарины и дитерпеноиды. Они оказывают местное раздражающее воздействие на кожные покровы и слизистые, могут вызвать усиленную кровоточивость.
Симптомыотравления:
При контакте сока растения с кожей развиваются дерматиты, на глаза — конъюнктивиты. Если лизнуть сок коры, то в горле начинается жжение, как от перца. От ягод во рту чувство жжения, жажда, рвота. Затем развивается гастроэнтерит с геморрагическим течением. Быстро развиваются судороги, которые могут привести к смерти.
Проект по литературному чтению «Куликовская битва» ( 4 класс)
Проект по литературному чтению «Куликовская битва» 1380 год.
Проект выполнили
учащиеся 4 «Б» класса .
Цели и задачи.
- Познакомиться с историей Куликовской битвы.
- Узнать значение битвы для Руси
План.
Просмотрела энциклопедии.
Нашла материал в интернете.
Весь материал я собрала в проект.
Битва начался поединком
Пересвета и Челубея.
Куликово поле
И река Дон.
Сергей Радонежский
лечит раненого.
Монастырь на
Куликовом поле.
Схема битвы.
Книги о Куликовской
Битве.
Выводы
Делая этот проект я многое узнала.
Например , с чего началась битва.
Кто одержал победу .
Кто благословил воинов на победу.
Образование
Последующие пять лет Фома проводит в бенедиктинском монастыре, завершая начальное образование. В это время он усердно изучает труды Аристотеля, которые впоследствии станут отправной точкой его собственный философских поисков. Именно в этом монастыре, тесно сотрудничавшем с Неапольским университетом, у Фомы возникает интерес к монашеским орденам с передовыми взглядами, проповедующим жизнь в духовном служении.
Около 1239 г. Фома учится в Неапольском университете. В 1243 г. он втайне вступает в доминиканский орден, а в 1244 г. принимает постриг. Узнав об этом, семья похищает его из монастыря, и целый год держит пленником. Однако от своих взглядов Фома не отказывается и, освободившись в 1245 г., возвращается в доминиканский приют.
С 1245 г. по 1252 г. Фома Аквинский продолжает обучаться у доминиканцев в Неаполе, Париже и Кёльне. Оправдывая пророчество святого отшельника, он становится примерным учеником, хотя, по иронии судьбы, скромность его часто приводит к неверным представлениям о нём как о человеке недалёком.
Женитьба и семья
В 1856 году он женился на одной из дочерей вице-губернатора, Елизавете Аполлоновне Болтиной, с которой познакомился во время ссылки. Она была младше Михаила Евграфовича на 14 лет, кроме того, ее семья вскоре после знакомства переехала во Владимир, и писатель дважды нарушал запрет на выезд, чтобы повидать девушку. Мать Салтыкова была против: невеста слишком молода и небогата. Отец девушки также считал, что дочь еще не готова к семейной жизни.
Свадьба состоялась через год, в июне 1856 — жениху было 30 лет, невесте — всего 16. Мать Салтыкова не приехала. Отношения супругов складывались сложно — сказывалась разница в характерах, возрасте и воспитании. Елизавета была мягкой, терпеливой и не очень умной, часто в разговоре говорила глупости и жеманничала. Однако девушка была прекрасной хозяйкой, сумела правильно распорядиться наследством (муж регулярно влезал в долги и не желал покупать недвижимость, считая это глупостью), благодаря чему семья ни в чем не нуждалась. Она же переписывала произведения супруга.
Вступление в орден доминиканцев
Во время обучения юноша пристрастился к науке. Несмотря на то, что доминиканцы были немногочисленным орденом, большинство монахов были очень образованными людьми. В средние века быть образованным человеком было даже опасно, таких людей обвиняли в ереси и называли слугами сатаны.
Бенедиктинский орден, куда хотели устроить Фому родители, поражал внешним величием, но не ставил своей целью познание истины и донесение ее до простых людей. Фома же считал такую жизнь бесполезной, поэтому он бежал из дома и присоединился к ордену доминиканцев.
Старшие братья похитили Фому по приказу родителей и привезли его в родовое поместье, где молодой человек просидел взаперти 2 года, прежде чем ему удалось сбежать. Во время заточения к нему даже подсылали блудниц, чтобы они совратили монаха, но он был непоколебим. Родители хотели, чтобы молодой человек одумался и отказался от служения науке, но не смогли добиться желаемого.
Основные принципы томизма
Исходя из античного учения и христианских догматов, Фома выделил пять доказательств существования Бога:
- Перводвигатель. По мнению Аквината, все происходящее в мире происходит после толчка извне, все что движется, приходит в движение по воле Бога.
- Первопричина. Не существует такого события, которое было бы причиной самого себя, следовательно, за этим стоят высшие силы.
- Необходимость. Все, что мы считаем сущим, было создано с какой-то целью, с какой-то необходимостью. Эта необходимость лежит в нематериальной сфере.
- Степени бытия. Человечество стремится с каждым шагом к лучшей, новой степени бытия, отличной от предыдущей. Все сущее находится в стадии совершенствования, а высшее совершенство — это Творец.
- Целевая причина подразумевает существование того, кто полагает эту цель. Философ утверждал, что все в мире имеет цель и движется к ней.
В своем учении Фома Аквинский определял и принципы, которым подчиняется все сущее. Основные принципы бытия, согласно Аквинату:
- Все существующее на земле состоит из материи и идеи;
- Сущее есть не что иное, как единство материи и идеи;
- Идея — это основа, а материя — лишь форма;
- Идея существует в Божественном замысле, в собственной форме и в восприятии человека.
Важно! Многие церковные истины, такие как воскресение Христа, не поддаются рациональному объяснению, так как свидетельствуют о сверхъестественных качествах Бога
Биография Фомы Аквинского
Фома Аквинский появился на свет примерно в 1225 году в итальянском городе Аквино. Он рос и воспитывался в семье графа Ландольфа Аквинского и его супруги Теодоры, которая происходила из богатой неаполитанской династии. Кроме Фомы у его родителей родилось еще шестеро детей.
Глава семейства хотел, чтобы Фома стал аббатом в бенедиктинском монастыре. Когда мальчику едва исполнилось 5 лет родители отдали его в монастырь, где он пробыл около 9 лет.
Когда Аквинскому было примерно 14 лет он поступил в университет Неаполя. Именно здесь он начал тесно общаться с доминиканцами, вследствие чего решил вступить в ряды доминиканского ордена. Однако, когда родители узнали об этом, они запретили ему это сделать.
Родные братья даже поместили Фому на 2 года в крепость, чтобы он «образумился». Согласно одной версии, братья пытались искусить его приведя к нему проститутку, чтобы с ее помощью разрушить обет безбрачия.
В итоге Аквинский якобы защищался от нее горячим поленом, сумев сохранить нравственную чистоту. Этот случай из биографии мыслителя изображен на картине Веласкеса «Искушение святого Фомы Аквинского».
Выйдя на свободу юноша все же постригся в монахи Доминиканского ордена, после чего уехал в Парижский университет. Здесь он учился у известного философа и теолога Альберта Великого.
Картина Веласкеса. «Искушение святого Фомы Аквинского»
Любопытно, что обет безбрачия мужчина смог сохранить до конца своих дней, вследствие чего у него никогда не было детей. Фома был очень набожным человеком, проявляющим интерес к схоластике – средневековой философии, представляющей собой синтез католического богословия и логики Аристотеля.
В 1248-1250 гг. Аквинский обучался в Кельнском университете, куда отправился вслед за своим наставником. По причине грузности и покорности, однокурсники дразнили Фому «Сицилийским быком». Однако в ответ на издевки, Альберт Великий однажды произнес: «Вы называете его немым быком, но его идеи однажды взревут так громко, что оглушат мир».
В 1252 г. монах вернулся в доминиканскую обитель Св. Иакова в Париже, а через 4 года ему доверили преподавать теологию в Парижском университете. Именно тогда он написал свои первые работы: «О сущности и существовании», «О началах природы» и «Комментарий к „Сентенциям“».
В 1259 г. Папа римский Урбан IV вызвал Фому Аквинского в Рим. На протяжении последующих десяти лет он преподавал богословие в Италии, продолжая писать новые труды.
Монах пользовался большим авторитетом, в связи с чем долго занимал пост советника по богословским вопросам при папской курии. В конце 1260-х он возвратился в Париж. В 1272 г., оставив должность регента Парижского университета, Фома обосновался в Неаполе, где выступал с проповедями перед простыми людьми.
Согласно одному преданию, в 1273 г. Аквинский получил видение – по окончании утренней мессы ему якобы послышался голос Иисуса Христа: «Ты хорошо описал меня, какую награду ты хочешь за свой труд?». На это мыслитель ответил: «Ничего, кроме тебя, Господь».
В это время здоровье Фомы оставляло желать лучшего. Он был настолько слаб, что ему пришлось оставить преподавательскую и писательскую деятельность.
Бог и мир у Фомы Аквинского
Для Фомы Аквинского мир предстает как собрание отдельных субстанций. Каждая вещь может быть представлена через две категории – субстанциональная форма (универсальный признак, что, есть общего между членами данного рода) и первичная материя (та материя, которая всегда неизменна). Внизу его иерархии вселенной лежит неорганическая субстанция, далее все субстанции выстраиваются в виде пирамиды, вершину которой занимает Бог. Бог совершенен, поэтому только он обладает актуализированностью (имеет законченную форму). Человек находится между материей (чистой потенцией) и полной актуализацией, т.е. Богом.
Для существования мира Бог создал ряд законов. Вечный закон представляет из себя рациональный порядок, которому все необходимы следовать, но только люди способны в нем различить моральную сторону. Моральным поведением человека ведает естественный закон, т.к. человек выступает как природное, так и общественное существо. Божий закон, содержащийся в священном писании, указывает путь к вечному блаженству. Самая последняя форма закона – человеческий закон, устанавливаемый правителями, регулирующими отношения уже между людьми.
Последние годы и смерть
В июне 1272 г. принимает предложение отправиться в Неаполь, чтобы обучать монахов-доминиканцев в примыкающем к университету монастыре. Он по-прежнему много пишет, но значимости в его трудах становится всё меньше.
Во время празднования Дня св. Николая в 1273 г. Фоме Аквинскому является видение, которое отрешает его от работы.
В январе 1274 г. Фома Аквинский отправляется в паломничество во Францию, на богослужения в честь Второго Лионского собора. Однако по пути его сражает недуг, и он останавливается в цистерцианском монастыре г. Фоссанова в Италии, где и скончается 7 марта 1274 г. В 1323 г. Фома Аквинский был канонизирован папой Иоанном XXII.
Теология и философия
Закончив учёбу, Фома Аквинский посвящает жизнь странствиям, философским трудам, преподаванию, публичным речам и проповедям.
Главным предметом средневековой мысли является дилемма о примирении теологии (веры) и философии (разума). Мыслители никак не могут объединить знания, полученные через божественные откровения, с теми сведениями, что получаются естественным путём, с использованием разума и чувств. Согласно «теории двойной правды» Аверроэса, два вида знаний полностью противоречат друг другу. Революционные взгляды Фомы Аквинского состоят в том, что «оба вида знаний, в конечном итоге, исходят от Бога», а потому совместимы друг с другом. И не только совместимы, но и дополняют друг друга: Фома утверждает, что откровение может направлять разум и оберегать его от ошибок, в то время как разум может очищать и освобождать веру от мистицизма. Фома Аквинский идёт дальше, рассуждая о роли веры и разума, как в постижении, так и в доказательстве существовании Бога. Он также всеми силами защищает образ Бога как всемогущей сущности.
Фома, единственный в своём роде, говорит о связи надлежащего социального поведения с Богом. Он верит, что государственные законы, по своей сути, являются естественным продуктом человеческой природы, а потому являются неотъемлемой частью социального благосостояния. Неукоснительно следуя законам, человек может заслужить вечное спасение души после смерти.
Интересные ответы
- Третьяковская галерея – сообщение доклад (2, 3, 7, 8 класс)
Одним из самых известных в России и мире художественных музеев, который в год посещает более полумиллиона человек, является Третьяковская галерея. Её создал в 1856 году купец, меценат, коллекционер
- Охрана растений – сообщение доклад
Растения играют огромную роль для поддержания жизни на планете. Без них на земле не будет кислорода и почти все живые организмы вымрут. Поэтому уничтожение растительного мира, особенно лесов, считается проблемой номер 1
- Акулы – сообщение доклад
Акулы относятся к классу хрящевых рыб и подклассу пластиножаберных. Выделяется 350 видов акул. Большинство из них – хищники, но некоторые (наиболее крупные китовая и гигантская акулы) питаются планктоном.
- Горная болезнь и симптомы – сообщение доклад по ОБЖ 6 класс
- Ветер – сообщение доклад (2, 3, 5, 6 класс, Окружающий мир, География)
Ветер – это следствие перемещения воздушных масс из-за изменения уровня давления в атмосфере. Воздух находится в постоянном движении, то вверх (восходящее движение), то вниз (нисходящее движение).
Достижения философской мысли Фомы Аквинского
Итогами деятельности Фомы Аквинского стали:
- Доказательства существования Бога;
- Систематизация схоластики;
- Разделение понятия эссенции и экзистенции;
- Доказательство господства идеи над материей, следовательно, божественного над сущим;
- Разделение философии и теологии;
- Доказательство истинности ряда утверждений теологии и схоластики;
- Создание нового философского учения — томизма.
Важно! Под эссенцией подразумевается чистая идея, то есть замысел Господень, а под экзистенцией — сам факт бытия. Благодаря трудам Фомы Аквинского, философия перестала быть служанкой богословия
Рациональное объяснение религиозных истин изменило привычную картину мироздания и обусловило научный подход к христианскому вероучению. Философские знания сделали христианство более понятным для простого человека, и тем самым укрепили его в вере
Благодаря трудам Фомы Аквинского, философия перестала быть служанкой богословия. Рациональное объяснение религиозных истин изменило привычную картину мироздания и обусловило научный подход к христианскому вероучению. Философские знания сделали христианство более понятным для простого человека, и тем самым укрепили его в вере.
Фома Аквинский
Создавая бесконечность
В XIII веке богословы погрузились в яростный спор о природе мироздания — существовала ли Вселенная всегда или она была создана в определенный момент. Эти споры продолжаются и сегодня, но Фома Аквинский был уверен, что он нашел ответ на этот вопрос.
Он был не только священником, он был философом-схоластом, а неиссякаемыми источниками вдохновения для него служили христианская доктрина и учение Аристотеля. Аристотель утверждал, что Вселенная существовала всегда и не было бы момента, когда бы ее здесь не было. Однако книга Творения описывает процесс создания мира Богом. Так какая же концепция верна? Философы-схоласты были согласны с Аристотелем, но это приводило их к расхождениям с официальной религиозной доктриной — что не очень-то поощрялось в Средние века. В любом случае, древние философы нашли изъян в доводах Аристотеля. Возможно ли, что великий Стагирит ошибался?
Аргумент, опровергающий концепцию вечной Вселенной, звучал примерно так: Аристотель утверждал, что Вселенная будет существовать бесконечное количество дней и уже существует столько же. В Древней Греции бесконечность была сложной темой: настоящая бесконечность, предполагающая одновременное существование бесконечного числа вещей, считалась непостижимой человеческим разумом и оставалась в ведении богов, и таким образом получалось, что Аристотель признал это невозможным.
Аристотель, умерший задолго до пришествия Иисуса на землю, ничего не знал о концепции Святой троицы. Но Фома Аквинский замечал, что это не значит, что он не согласился бы с этой идеей.
Однако бесконечное время признавалось возможным в формате «потенциальной бесконечности», так как дни проходят один за другим. Если это так, замечали противники Аристотеля, то число бессмертных человеческих душ, которые накопились за бесконечное число времен прошлого Земли, составили бы истинную бесконечность, что противоречит доводам самого Аристотеля.
Аквинат разрушил это противостояние Аристотелю. Бог всемогущ, значит, ему совершенно по силам создать вечную Вселенную. Он создал ее в какой-то момент времени в прошлом, как и утверждают Библия и другие священные книги, но Бог дал ей бесконечное прошлое и бесконечное будущее. И поэтому уже в момент творения Вселенная всегда существовала и не было времени, когда бы ее не было, как и утверждал Аристотель. Логическое искусство Фомы Аквинского позволило признать обе точки зрения абсолютно правильными!
Аристотелизм
Философия Аристотеля повлияла на работу многих поколений философов. Фома Аквинский давал простое разъяснение в тех случаях, когда учение Аристотеля противоречило христианским догмам: Бог создал Аристотеля, поэтому его идеи не могли быть ложными. Они только кажутся противоречащими слову Божьему, потому что Аристотель жил задолго до Христа, и поэтому ему не было дано откровение Божье.
Меры предосторожности
Отравление ядовитыми растениями проявляется либо через несколько минут, либо спустя один — два дня, иногда через неделю. Нельзя пробовать на вкус неизвестные или подозрительные плоды. Детям нужно всегда спрашивать у взрослых разрешения, прежде чем сорвать тот или иной цветок, ягодку.
Если всё-таки человек не сумел отличить опасное растение от безопасного и успел отравиться, нужно срочно вызвать неотложку. А до её приезда уложить больного в постель и оказать первую медицинскую помощь. При повышении температуры обёртывают тело влажной простынёй, прикладывают холод к голове. При тошноте — промывают желудок раствором марганцовки или питьевой соды, дают слабительное средство. Если человек перестаёт дышать, то проводят искусственное дыхание.
Схема оказания первой помощи при пищевом отравлении.
Лучшая профилактика отравлений ядовитыми растениями — это изучить, как они выглядят, и обходить их стороной.
2018-04-02
Последствия загрязнения воздуха
Во время сгорания различных видов топлива в воздух попадает углекислый газ. Наряду с другими парниковыми газами, он порождает такое опасное явление нашей планеты, как . Это приводит к разрушению озонового слоя, который в свою очередь защищает нашу планету от интенсивного воздействия ультрафиолетовых лучей. Все это приводит к глобальному потеплению и климатическим изменениям планеты.
Одним из последствий накопления углекислого газа и глобального потепления является таяние ледников. В результате поднимается уровень вод Мирового океана, и в дальнейшем может произойти затопление островов и прибережных зон материков. В некоторых районах постоянным явлением будут наводнения. Погибнут растения, животные и люди.
Загрязняя воздух, различные элементы выпадают на землю в виде . Эти осадки попадают в водоемы, изменяют состав воды, и это становится причиной гибели флоры и фауны в реках и озерах.
На сегодняшний день загрязнение воздуха – это локальная проблема многих городов, которая переросла в глобальную. Сложно найти место в мире, где остался чистый воздух. Кроме негативного влияния на окружающую среду, атмосферное загрязнение приводит к заболеваниям у людей, которые перерастают в хронические, и сокращают продолжительность жизни населения.
Известно, что без пищи человек может прожить больше одного месяца, без воды — только несколько дней, а вот без воздуха — всего лишь пару минут. Так он необходим нашему организму! Поэтому вопрос о том, как защитить воздух от загрязнения, должен занимать первоочередное место среди проблем ученых, политиков, государственных деятелей и чиновников всех стран. Чтобы не убить себя, человечество должно принять срочные меры по предотвращению этого загрязнения. Заботиться о чистоте окружающей среды обязаны и граждане любой страны. Это только кажется, что от нас практически ничего не зависит. Есть надежда, что совместными усилиями все мы сможем защитить воздух от загрязнения, животных от — исчезновения, леса — от вырубки.
Труды
Труды Фомы Аквинского включают:
- два обширных трактата в жанре суммы, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»)
- дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)
- комментарии на:
- несколько книг Библии
- 12 трактатов Аристотеля
- «Сентенции» Петра Ломбардского
- трактаты Боэция,
- трактаты Псевдо-Дионисия
- анонимную «Книгу о причинах»
- ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы
- несколько трактатов об алхимии
- стихотворные тексты для богослужения, например работа «Этика»
«Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.
Труды
Труды Фомы Аквинского включают:
- два обширных трактата, охватывающих широкий спектр тем, — «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» («Сумма философии»)
- дискуссии по теологическим и философским проблемам («Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы»)
- комментарии на:
- несколько книг Библии
- 12 трактатов Аристотеля
- «Сентенции» Петра Ломбардского
- трактаты Боэция,
- трактаты Псевдо-Дионисия
- анонимную «Книгу о причинах»
- ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы
- стихотворные тексты для богослужения, например работа «Этика»
«Дискуссионные вопросы» и «Комментарии» явились во многом плодом его преподавательской деятельности, включавшей, согласно традиции того времени, диспуты и чтение авторитетных текстов, сопровождающихся комментариями.
Детство и юность
Михаил родился 27 января 1826 года в родительском имении в Тверской губернии. Он стал шестым ребенком в семье потомственного дворянина Евграфа Васильевича и дочери московского дворянина Ольги Михайловны Забелиной.
Интересный факт: в романе «Пошехонская старина» повествование идет от лица Никанора Затрапезного. Несмотря на авторское примечание о том, что Никанор является выдуманным лицом, сходства биографий позволяет считать роман автобиографическим.
Образование Михаил получил в несколько этапов:
К лицейским годам относятся первые литературные труды Михаила. В то время пушкинские отголоски были еще сильны. На каждом курсе был свой поэт, на 13 курсе им стал Салтыков, сыскавший славу «мрачного лицеиста». Несколько его стихов были напечатаны в «Библиотеке для чтения» в 1841 и 1842 годах и в «Современнике» в 1844 и 1845 годах. Они пронизаны искренностью и меланхолией. Неудивительно, что в списке «грехов» лицеиста значилось и «написание стихов неодобрительного содержания».
Вариант 2
Фома Аквинский был одним из знаменитых теологов эпохи Средневековья, который в своих трудах приводил анализы работ древнегреческих философов в соответствии с реалиями своего времени.
Фома родился в Италии приблизительно в 1225 г. в семье местного феодала. Он был 7-м сыном и получить солидное наследство у него не получилось бы. Он отправился в религиозный орден доминиканцев и принял постриг. Затем в Кельне он стал учеником одного из известных в ту эпоху теологов-схоластов Альберта Великого. Так, Фома познакомился с великими трудами древних греков. Наибольшее впечатление на него произвели идеи Аристотеля. Именно в тот момент у Ф.Аквинского зародилась мысль ознакомить с работами тех философов западноевропейское общество.
Фома Аквинский написал много работ в популярном в Средневековую эпоху стиле – схоластике, главным из которых считают работу «Сумма теологии». На основании этой работы долгое время и после его смерти изучалась догматика католицизма. Кроме того, его идеи были одними из предпосылок зарождения философии Нового Времени.
Учитывая реалии той эпохи, основной идеей философии Ф.Аквинского была мудрость познания Бога, которая могла проявляться только в неопределенных божественных откровениях. Аквинский также указывал, что основой изучения философии должно стать бытие, которое делится на два вида: материальное (реальные вещи) и идеальное (субстанции и сущности, идеи). Эти идеи, по сути, являются средневековой адаптацией идей Аристотеля о бытии и материи.
Отличительной чертой философии Аквинского, отделяющей его мысли от трудов древнегреческих философов, было наделение Бога центральным местом в его идеологии. Так, он полагал, что Бог находится над всем бытием и материей и не соединяется ни с чем. Бог образует уникальный высший вид формы, которую ничто и никто не может повторить. Бог единственный является чистой формой, совершенством, все остальное только производное от него и является несовершенством. Так, Бог включал в себя также абсолютную истину, которой он сам и был. Эти идеи были, в основном, обусловлены наличием главенствующей роли религии в жизни средневекового общества и сознании людей той эпохи. Главной целью своей философии Ф.Аквинский считал доказывание того, что Бог существует на самом деле, поскольку Бог есть истина, а без истины существовать нельзя, значит, Бог существует. Идеи Ф.Аквинского в определенной мере продлевают жизнь и работы святого Августина.