10 работ альбрехта дюрера, которые нужно знать

Альбрехт дюрер: жизнь и творчество художника

Этюд 93-летнего старика (1521)

Дюрер — непревзойдённый график. Его этюд к картине «Святой Иероним», выполненный тушью по бумаге, непросто виртуозен. Это полностью законченное графическое произведение, представляющее настоящее высочайшее мастерство. Тончайшие линии, оставленные пером, создают немыслимую сеть оттенков и полутонов. Лицо старика, изрезанное глубокими морщинами, очень выразительно. Прекрасно передана кожа старца. Его густая седая борода курчавится и завивается в изящные колечки. Виден каждый освещённый волосок. Голову дремлющего старика поддерживает правая рука. От этого рисунка веет спокойствием и усталостью от жизни.

13

Портреты и автопортреты

Важнейшее место в живописном наследии Дюрера занимает портрет. Уже в раннем портрете Освальда Креля (ок. 1499, Старая пинакотека, Мюнхен) Дюрер предстает как сложившийся мастер, блестяще передающий своеобразие характера, внутреннюю энергию модели. Уникальность Дюрера и в том, что ведущее место среди его ранних портретов занимает автопортрет. Тяга к самопознанию, водившая рукой 13-летнего мальчика («Автопортрет», 1484, рисунок серебряным штифтом, Альбертина, Вена) получает дальнейшее развитие в трех первых живописных автопортретах (1493, Лувр; 1498, Прадо; 1500, Старая пинакотека, Мюнхен), причем в последнем из них мастер изображен строго в фас, и его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа-Пантократора.

Гравюры

Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве), и в области резцовой гравюры на меди. Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. В его гравюрах получил выражение беспокойный, мятущийся дух его творческой натуры, волновавшие его драматические нравственные коллизии. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498).

В своих гравюрах Дюрер в гораздо большей мере, чем в живописных работах, опирается на чисто немецкие традиции, проявляющиеся в чрезмерной экспрессии образов, напряженности резких, угловатых движений, ритме ломающихся складок, стремительных, клубящихся линий. Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием «Немезида» (начало 1500-х гг.).

Характерные для немецкой художественной традиции обилие подробностей, интерес к жанровым деталям заметны в самом спокойном и ясном по настроению графическом цикле Дюрера «Жизнь Марии» (ок. 1502-05, ксилографии).

Драматической экспрессией отличаются два больших графических цикла, посвященных страстям Христа, т. н. «Большие страсти» (ксилографии, ок. 1498-1510) и две серии «Малых страстей» (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11); они получили наибольшую известность у современников.

Важнейшее место в творческом наследии Дюрера занимают гравюры «Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513), «Св. Иероним в келье» (1514), «Меланхолия»(1514), образующие своеобразный триптих. Выполненные с виртуозной тонкостью в технике резцовой гравюры на меди, отличающиеся лаконизмом и редкой образной сосредоточенностью, они, видимо, не были задуманы как единый цикл, однако их объединяет сложный морально-философский подтекст, истолкованию которого посвящена обширная литература. Образ сурового немолодого воина, движущегося к неведомой цели на фоне дикого скалистого пейзажа, невзирая на угрозы Смерти и следующего по его пятам Дьявола, навеян, по-видимому, трактатом Эразма Роттердамского «Руководство христианского воина».

Св. Иероним, углубившийся в ученые занятия, предстает как олицетворение духовной самоуглубленности и созерцательной жизни. Величественная, погруженная в мрачное размышление крылатая Меланхолия, окруженная хаотическим нагромождением орудий ремесла, символов наук и быстротекущего времени, трактуется обычно как олицетворение мятущегося творческого духа человека (гуманисты эпохи Возрождения видели в людях меланхолического темперамента воплощение творческого начала, «божественной одержимости» гения).

22 стр., 10598 слов

Альбрехт Дюрер Травы По Картине

… картины Дюрера ценятся в Италии «столь же высоко, как картины Паррасия и Апеллеса». Сочинение по картине дюрера травы Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет назвать третью из «Мастерских гравюр» … А. Дюрера центральное место по праву принадлежит трём гравюрам на меди, … типографию. Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился … разве что портрет и гравюры на религиозные …

Женитьба и семейная жизнь художника Дюрера

Четырехлетнее путешествие Дюрера закончилось внезапно. Отец прислал ему письмо, в котором настаивал, чтобы Альбрехт вернулся домой. Повод был критический: старший Дюрер сватал своему 22-летнему сыну подходящую невесту. 15-летняя Агнес Фрей была дочерью богатого инженера и производителя точных приборов (а Дюрер имел хорошую репутацию в Нюрнберге — например, карманные часы и даже глобус были изобретены именно там). Будущий тесть Дюрера был членом городского правительства и, по слухам, был связан кровными узами с итальянской банковской династией Медичи. В целом, эта гонка была чрезвычайно прибыльной для сына великого и отнюдь не богатого венгра. В конце концов, Агнес стоила гордую сумму в 200 гульденов.

Согласно документам, Дюрер не имел внутренних возражений против заочного брака. Он был очень уважаемым сыном, любил своего отца и обожал свою мать; ему и в голову не приходило ослушаться. И: знаменитый луврский автопортрет с рыжими локонами и маскарадным костюмом, за который художника никогда не обвинят в нарциссизме (как за более поздний автопортрет из Прадо), Дюрер написал специально для своей невесты, которая никогда его не видела. Он представил «лик благости».

Этот брак, который продлился до смерти Дюрера и был внешне достаточно благополучным, мало кто осмеливался назвать счастливым. Ближайший друг Дюрера, гуманист Виллибальд Пиркгеймер (из той же отцовской семьи, что и Пиркгеймер, в браке с которым отец Дюрера был счастлив), писал: «Семейная жизнь между Альбрехтом Дюрером и Агнес Фрей не сложилась — возможно, потому, что у них не было детей. А может быть, у них не было детей именно потому, что жизнь не сложилась…». Письма Дюрера к другу полны сальных шуток о любовных похождениях Пиркхаймера, но не дают никакой информации о любовных похождениях Дюрера. Кажется, что эта меланхоличная красавица с тонкими чертами лица, длинными пальцами и выразительными глазами, которая не заботилась о своей внешности, была равнодушна к тому, за что многие готовы отдать жизнь — эротической страсти и романтическим приключениям.

… Брак состоялся в июле 1494 года, а в сентябре Дюрер впервые бросил Агнес, как он часто делал впоследствии. Он отправил жену в деревню в Нюрнберг под предлогом приближающейся чумы, а сам отправился в Венецию.

Детство и юность

Отец художника, которого также звали Альбрехт Дюрер, был ювелиром по специальности. Он эмигрировал из Венгрии в Германию и поселился в Нюрнберге. Получив квалификацию мастера, Дюрер Старший женился на Барбаре Холпер, которая была дочерью его хозяина.

Их третий ребенок, названный как отец Альбрехтом, родился 21 мая 1471 г. Всего в семье было 18 детей, до зрелого возраста дожили только Альбрехт и два его брата.

С шести лет маленький Альбрехт начал обучение в латинской школе, одновременно отец стал привлекать его к ювелирному делу. Но у мальчика были явные способности и интерес к живописи. Знаменитый автопортрет в технике рисунка серебряной иглой он выполнил в возрасте 13 лет.

Автопортрет в 13 лет

Отец сожалел, что сын не склонен продолжать семейное дело, но, видя его талант, в 1486 г. отдал на обучение живописи.

Учителем будущей знаменитости стал Михаэль Вольгемут, который был известным художником Нюрнберга и имел большую мастерскую. Он обучал Альбрехта живописи и гравюре по дереву. Юный художник участвовал в создании иллюстраций к известной в XV в. «Книге хроник».

Автопортрет в 26 лет

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Альбрехт
Дюрер

Основоположник искусства немецкого Возрождения, Дюрер учился ювелирному делу у своего

отца, выходца из Венгрии, живописи – в мастерской нюрнбергского художника М.Вольгемута (1486–1489), у которого воспринял принципы нидерландского и немецкого позднеготического искусства, ознакомился с рисунками и гравюрами мастеров раннего итальянского Возрождения (в том числе А.Мантеньи). В эти же годы Дюрер испытал сильное влияние М.Шонгауэра. В 1490–1494, во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю дураков” С.Бранта и др

Воздействие на Дюрера гуманистических учений, усилившееся в результате его первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось в стремлении художника к овладению научными методами познания мира, к углубленному изучению натуры, в которой его внимание привлекали как самые, казалось бы, незначительные явления (“Куст травы”, 1503, собрание Альбертина, Вена), так и сложные проблемы связи в природе цвета и световоздушной среды (“Домик у пруда”, акварель, около 1495–1497, Британский музей, Лондон). Новое ренессансное понимание личности Дюрер утверждал в портретах этого периода (автопортрет, 1498, Прадо)

Слайд 4 Настроения предреформационной эпохи, кануна мощных социальных и религиозных битв

он выразил в серии гравюр на дереве “Апокалипсис” (1498), в

художественном языке которой органично слились приемы немецкого позднеготического и итальянского ренессансного искусства. Второе путешествие в Италию (1505–1507) еще более укрепило стремление Дюрера к ясности образов, упорядоченности композиционных построений (“Праздник четок”, 1506, Национальная галерея, Прага; “Портрет молодой женщины”, Музей искусств, Вена), внимательному изучению пропорций обнаженного человеческого тела (“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид). При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики(циклы гравюр на дереве “Большие Страсти”, около 1497–1511, “Жизнь Марии”, около 1502–1511, “Малые Страсти”, 1509–1511). Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейша

к измерению…”, 1525; “Четыре книги о пропорциях человека”, 1528).Художественные искания

Дюрера завершила картина “Четыре апостола” (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.

Поздние работы

Работая после 1514 при дворе императора Максимилиана I, Дюрер был загружен официальными заказами, самым трудоемким из которых было создание колоссальной, отпечатанной на 192 досках раскрашенной литографии «Арка Максимилиана I» (в работе над ней, кроме Дюрера, участвовала большая группа художников).

Начало нового творческого подъема связано с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-21), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов («Эразм Роттердамский», уголь, 1520, Лувр; «Лука Лейденский», серебряный карандаш, Музей изящных искусств, Лилль; «Агнец Дюрер», металлический карандаш, 1521, Гравюрный кабинет, Берлин, и др.).

В 1520-е гг. портрет становится ведущим жанром в творчестве Дюрера и в гравюре на меди (портреты крупнейших гуманистов его времени Филиппа Меланхтона, 1526, Виллибальда Пиркхеймера, 1524, Эразма Роттердамского, 1526), и в живописи («Портрет молодого человека», 1521, Картинная галерея, Дрезден; «Мужской портрет», 1524, Прадо; «Иероним Хольцшуэр», 1526, Картинная галерея, Берлин-Далем, и др.).

Эти небольшие подгрудные портреты отличаются классической завершенностью, безупречной композицией, чеканностью силуэтов, эффектно усложненных очертаниями широкополых шляп или огромных бархатных беретов. Композиционным центром в них является данное крупным планом лицо, вылепленное тонкими переходами света и теней. В легкой, едва заметной мимике, очертаниях полуоткрытых или чуть изогнутых в улыбке губ, взгляде широко раскрытых глаз, движении нахмуренных бровей, энергичном рисунке скул проступает отблеск напряженной духовной жизни. Сила духа, открытая Дюрером в его современниках, обретает новый масштаб в его последней живописной работе большом диптихе «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), написанном для нюрнбергской ратуши. Огромные фигуры апостолов Иоанна, Петра и Павла, евангелиста Марка, олицетворяющие, по свидетельству некоторых современников Дюрера, четыре темперамента, трактуются с такой монументальностью, что могут быть сопоставлены только с образами мастеров итальянского Высокого Возрождения.

Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства 1-й половины 16 в. В Италии гравюры Дюрера пользовались таким успехом, что даже выпускались их подделки; прямое воздействие его гравюр испытали многие итальянские художники, в том числе Понтормо и Порденоне.

Альбрехт Дюрер кроме того, что был гениальным живописцем Северного Возрождения, был также автором нескольких трактатов, которые были написаны в последние годы его жизни. Среди них «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Руководство по укреплению городов, замков и крепостей» (1527), «Четыре книги о пропорциях человеческого тела» (1528).

Эти труды являлись частью задуманной Дюрером теоретической энциклопедии искусства, которая должна была называться «Пища для изучающих живопись». Ее цель — создать новую дисциплину, основанную на универсальном законе природы и на практике — на знании и на значении искусства.

15 стр., 7247 слов

Портрет в изобразительном искусстве

… . Портрет как жанр изобразительного искусства Портрет не случайно считается одним из самых трудных и значительных жанров изобразительного искусства. «Прогресс живописи, — … портретных образов Леонардо да Винчи, Тициана, Альбрехта Дюрера. Гольбейна Младшего и других художников. Расцвет … копировали рисунки известных мастеров, потом переходили к работе с натуры. Русские художники проходили строгую школу …

В черновиках Дюрера мы находим: » Желание много знать и через это постигнуть истинную сущность всех вещей заключено в нас от природы. Наш слабый разум не может достигнуть полного совершенства во всех науках, искусствах, истине и мудрости. Это не значит, однако, что нам вообще не достигнуть мудрость. Если бы мы захотели отточить учением наш ум и упражнялись бы в этом, мы могли бы, следуя верным путем, искать, учиться достигать, познавать и приближаться к некой истине».

Cписок литературы

//URL: https://liarte.ru/referat/albreht-dyurer-klass/

1. «Трактаты. Дневники. Письма». СПб., «Азбука», 2000г.,

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Работа и творчество

За свою жизнь Альбрехт создал невероятное количество гравюр, икон, портретов и пейзажей. Уже при жизни его считали великим мастером, он был званым гостем у многих императоров. Самые знаменитые произведения:

  • полиптих «Семь скорбей» (1500);
  • автопортреты (1493, 1498, но особенно известна работа, написанная в 1500);
  • картина «Христос среди учителей» (1506);
  • «Четыре апостола» (1526).

Последней работой мастера стала картина «Путь на Голгофу», нарисованная за два месяца до смерти. Оригиналы его работ сегодня находятся во многих музеях мира: от Бостона и Нью-Йорка до Вены и Мадрида.

Дюрер считается одним из классиков Северного Возрождения. Однако ни один мастер не может формироваться без учителей и примеров для подражания. Колоссальное влияние на творчество Дюрера оказали:

  • первый учитель Михаэль Вольгемут;
  • немецкий гравировщик Мартин Шонгауэр;
  • итальянские художники Андреа Мантенья и Джованни Беллини;
  • немецкий мастер резьбы по дереву Ганс фон Кульмбах.

Слайды и текст этой презентации

личность германской школы, родился в Нюрнберге.Будучи сыном ювелира, Дюрер некоторое

время в своей биографии работал учеником, сначала в мастерской отца. Начиная с 1489 года, он трудился в студии художника Михаэля Вольгемута. По окончанию обучения отправился в путешествие, побывал в Колмаре, Базеле, Страсбурге, а в 1494 году в Италии. Во время путешествий Дюрер добывает множество знаний из первоисточников. Так многому научился у Мартина Шонгауэра, известнейшего гравера того времени.Подробнее: http://all-biography.ru/alpha/d/dyurer-albrext-durer-albrecht#ixzz3nm2RHDVG

Будучи сыном ювелира, Дюрер некоторое время в своей биографии работал учеником, сначала в мастерской отца. Начиная с 1489 года, он трудился в студии художника Михаэля Вольгемута. По окончанию обучения отправился в путешествие, побывал в Колмаре, Базеле, Страсбурге, а в 1494 году в Италии. Во время путешествий Дюрер добывает множество знаний из первоисточников. Так многому научился у Мартина Шонгауэра, известнейшего гравера того времени.

Автопортрет в 28

Слайд 3Автопортрет в 26Находясь в Италии, Дюрер увлекся стилем Мантегны и

Беллини. Внимательно наблюдая за реалистичными деталями в живописи, Дюрер развил

рациональную систему перспективы, а также человеческих пропорций. Однако кроме этого Дюрер создавал полотна под влиянием воображения (например, «Four Horsemen of the Apocalypse»). В 1498 году он выполнил серию громадных гравюр на тематику пророческих предвидений.

Слайд 4После 1500 года Дюрер начинает больше интересоваться историей искусств, а

его гравировочные работы насыщаются множеством мелких деталей. В первом десятилетии

16 века Дюрер создал две серии гравюр «Passion of Christ», «Life of the Virgin». В 1505 году он совершил вторую поездку в Италию. Он остался в Венеции примерно на два года.

Слайд 5 Его чувственное восприятие окружающего мира отразилось на множестве полотен,

в том числе акварельных, изображающих растительный и животный мир. Кроме

того он создал превосходную серию пейзажей Альп, выполненную во время его путешествия в Италию.

Лесной пруд

Куст первоцвета

Слайд 6Будучи другом известнейших в его время гуманистов, Дюрер в некоторых

своих работах выразил гуманистические наклонения (например, «Knight, Death, and the

Devil», «St. Jerome in his Cell», «Melencolia I»). Некоторое время он исследовал идеальные человеческие пропорции.

St. Jerome in his Cell

Слайд 7Для императора Максимилиана I Дюрер разработал несколько проектов, включая гравюру,

известную как «Triumphal Arch», «Triumphal Procession». Будучи теоретиком, Дюрер написал

трактат о человеческих пропорциях, работу по практической геометрии, а также трактат по построению укреплений.

Triumphal Arch

Слайд 8В некоторых поздних работах Альбрехта Дюрера отразилось влияние теорий Лютера

(«Last Supper»). В 1502 году Дюрер отправился в Нидерланды, где

он был признан как мастер. Таким образом, Дюрер стал первым немецким художником, признанным за пределами своей родины. Во второй декаде 16 века Дюрер сосредоточенно работал над переводом световых и тональных эффектов в графику.

Last Supper

Слайд 9Полотно Дюрера «Portrait of His Father» (1409) находится во Флоренции,

его автопортрет (1493), а также некоторые ранние известные полотна –

в Лувре. Другими известными работами Дюрера являются «Paumgartner Altar» в Мюнхене, «Feast of the Rose Garlands», «Adoration of the Trinity» в Вене. Работа «Heller Altar» была уничтожена пожаром в 18 веке.

Portrait of His Father

Слайд 10Дюрер изображал человеческие фигуры, а особенно это проявилось в мифологических

сценах, с превосходным чувством пропорций. Будучи талантливым художником и гравером,

за всю биографию Дюрер создал множество превосходных гравюр. Его работы оказали большое влияние на следующие поколения.

Мадонна с грушей

Творческий путь

1490 год стал началом традиционного для начинающих художников странствия с целью учебы у мастеров других стран. За четыре года молодой Дюрер побывал в городах Германии, Швейцарии, Нидерландов, где совершенствовался в технике живописи, получил навыки гравировки на меди.
В 1493 году в Страсбурге Альбрехтом написан «Автопортрет с чертополохом», который он послал в Нюрнберг в качестве подарка невесте, выбранной ему отцом.
В 1494 г. Дюрер возвращается в родной город и вступает в брак с Агнесой Фрей, дочерью друга отца.
По прошествии двух месяцев после свадьбы художник отправляется в очередное путешествие, на этот раз в Италию.
Итальянские мастера Мантенья, Беллини, Поллайоло, ди Креди, оказали огромное влияние на творчество молодого Дюрера. Характерными для этого периода являются акварельные зарисовки пейзажей, которые стали новшеством в искусстве Западной Европы. В последующие годы художник использует их при создании гравюр.
После возвращения в Нюрнберг в 1495 году художник открывает собственную мастерскую и следующие десять лет занимается гравюрами. Он начинает применять новые техники гравировки, создает гравюры на меди.
Благодаря своему крестному Антону Кобергеру, который был известным в Германии издателем, Альбрехт начинает продажу своих работ, участвует в оформлении изданий различных произведений. Для выпущенного в 1498 году Кобергером «Апокалипсиса» художник создал 15 ксилографий, что прославило его в Европе, как мастера гравюры.
В этот период написан ряд известных произведений живописи, среди которых портрет отца и «Поклонение волхвов».
С 1505 по 1507 год Альбрехт Дюрер опять находится в Италии. Цели его поездки неясны, мнения специалистов расходятся. Известно, что большую часть времени он провел в Венеции. Под влиянием венецианской школы живописи значительно изменилась манера письма художника. Его работа «Праздник венков из роз», выполненная на заказ, заставила других художников признать его талантливым живописцем, а не только специалистом по гравюрам.
Образцом для подражания для Альбрехта Дюрера стал Джованни Беллини, с которым у него сложились дружеские отношения. Считается, что картины венецианского периода «Мадонна с чижиком» и «Христос среди учителей» написаны под влиянием и по просьбе Беллини.
В 1507 г. Альбрехт Дюрер с сожалением покидает Венецию, где его высоко ценили и даже предлагали денежное содержание.
С 1509 г

художник становится членом Большого Совета в Нюрнберге и приобретает в собственность дом в Циссельгассе, где сейчас находится его музей.
Основное внимание в этот период Дюрер сосредоточил на совершенствовании гравюрного мастерства, поскольку именно гравюры составляют его основной доход. Он выполняет их как на заказ, так и для продажи.
В 1512 г

знаковой для Альбрехта работой становится создание иллюстраций для «Книги фехтования» по заказу Максимилиана I, императора Священной Римской империи. После этого немецкий художник находится под покровительством императора.
В течение следующих семи лет Дюрер получает многочисленные заказы, пишет портреты Максимилиана I. Не имея финансовых возможностей достойно оплатить труд художника, император назначает ему пожизненное содержание из суммы городских налогов, предоставляет грамоту для защиты против копирования гравюр.
После смерти Максимилиана городской совет остановил выплату пенсии художнику до распоряжения нового императора. В 1520 г. Дюрер с женой отправляется в Нидерланды, где должен пройти коронацию новый император Карл V.
Сохранился «Дневник путешествия в Нидерланды», в котором художник в ярких красках описывает события, местные обычаи, достопримечательности, произведения искусства нидерландских мастеров. Его везде ждал радушный прием, поскольку известность мастера распространилась по всей Европе.
Во время путешествия Дюрер плодотворно работает, пишет графические портреты, при его участии создается триумфальная арка для въезда Карла V.
4 октября 1520 г. новый император подтвердил право Альбрехта Дюрера на ежегодную выплату в 100 гульденов. После этого события художник прекращает ведение дневника.
Вернувшись в Нюрнберг в 1521 г., Дюрер продолжает занятия живописью. В последние годы им были созданы глубокие произведения, в которых отразился дух нидерландского искусства.
В Нидерландах художник заразился, предположительно, малярией. Болезнь не отпускала его в течение семи лет и стала причиной смерти. Альбрехт Дюрер умер 6 апреля 1528 г. в возрасте 56 лет.

Автопортрет (1500 г.)

Ранние годы в биографии художника Альбрехта Дюрера

Отец Дюрера прибыл в Нюрнберг 25 июня 1455 года. В тот день у местного патриция Филиппа Пиркгеймера была свадьба, её играли у крепости, под большими липами. Это показалось венгерскому золотых и серебряных дел мастеру хорошим предзнаменованием, и он остался в городе насовсем. Нанялся на работу к бюргеру Иерониму Холперу, который вскоре, оценив честность и трудолюбие венгра Альбрехта, отдал за него свою дочь, «красивую проворную девицу по имени Барбара, пятнадцати лет». Благодаря этому браку отец Дюрера получил статус гражданина Нюрнберга. Предзнаменование не обмануло: в семье Дюреров родилось огромное число детей – восемнадцать, из которых, правда, до зрелых лет доживёт лишь трое сыновей, включая художника. Он был третьим ребёнком из 18-ти. Отец рано заметил, насколько рука Альбрехта-младшего тверда, а глазомер точен: он уверенно может провести линию или окружность, не прибегая к линейке и циркулю. Конечно, отец надеялся, что сын станет ювелиром, продолжит династию.

Но сын – не захотел. Лет в 10 он открыл для себя, какую ни с чем не сравнимую радость доставляет ему чудо прикосновения карандаша к бумаге: «Я рисовал втайне от отца. Знал: он будет недоволен. Но рисование уже стало необходимо мне, как воздух».

Старший Альбрехт Дюрер сдался – и отдал Альбрехта-младшего в мастерскую Михаэля Вольгемута, известного в Нюрнберге художника и скульптора (см. портрет Вольгемута кисти Дюрера). Главное, чему за три года научился у него Дюрер, – гравирование на дереве. Интерес к линии, формам, пропорциям был для него на первых порах важнее интереса к краскам и колориту, и искусство гравюры как нельзя лучше отвечало его природным склонностям.

Альбрехт Дюрер — Жизнь и Лучшие Работы. Адам и Ева (1504)

Изображение Дюрером «грехопадения», момента в христианской мифологии, когда первые два человека — Адам и Ева — ослушались наставлений Бога и вкусили от Древа Познания, остаётся уникальным в своём смелом изображении человека и природы. Эта гравюра была создана вскоре после возвращения молодого художника из Италии, и в ней больше говорится о его собственном интересе к эпохе Возрождения в сочетании с гордостью за собственный дом, чем об истории из книги Бытия.

Фигуры героев картины основаны на классических обнажённых фигурах и идеальных человеческих пропорциях, предложенных греко-римскими художниками и архитекторами того времени. Дикая листва позади пары напоминает немецкие леса, с которыми художник был знаком, и поэтому он буквально помещает итальянские фигуры в своё местное окружение. Адам держит маленькую ветку с висящей на ней табличкой, которая смело провозглашает имя художника, написанное как «Альбрехт Дюрер из Нюрнберга» на латыни.

На конце ветки сидит попугай. Звук, который издают попугаи, был тогда интерпретирован как «Аве Мария», и, таким образом, птицы являлись символами Святой Девы Марии, которая здесь обозначается как женщина, которая позже компенсирует первородный грех Евы в католицизме. Как и змея, которая, согласно Библии, буквально является дьяволом, каждое животное имеет особый символизм. Согласно древнегреческим и римским врачам и философам, в организме каждого человека есть четыре различные жидкости, и что избыток или недостаток этих жидкостей напрямую коррелирует с личностью и здоровьем.

В Райском саду Дюрера лось олицетворяет собой чёрную желчь и меланхоличную личность; бычья мокрота и флегматичную личность; кроличья кровь и кровожадность; кошачья жёлтая желчь и холерический темперамент. Художник иронично использует библейскую историю о грехопадении человека, неудаче и изгнании, чтобы проиллюстрировать научные и философские успехи, а также людские темпераменты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: