Сочинение Женские образы в романе Тургенева Отцы и дети
«Отцы и дети» И. С. Тургенева роман пронизанный лирикой и поэтичностью. Исключительную поэтичность творению придают тонкие женские образы. “Тургеневская женщина” — это женский идеал, объединяющий в себе все самые лучшие черты, красоту человеческой души, Авдотья.
Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка, Авдотья и Кукшина — яркие женские образы в поэтичном произведении Тургенева. Три женских образа исключительно не похожи на друг друга. Но читатель сравнивает их, зачитываясь романом. Уважительное отношение автора к женскому полу очень чувствуется в строчках произведения. Единственное объединяет этих дам, знакомство с Базаровым. Каждая без исключения внесла изменения в его мировоззрение.
С особым трепетом и любовью на страницах романа описана героиня Фенечка. В ней преобладает натуральность и тепло. Она крестьянская девушка, проживающая у Николая Петровича и родившая ему сыночка Митю. Стесняясь своего двойственного, семейного положения, Фенечка ни с первых страниц появляется в романе. Фенечка чувствует себя очень скованно, несмотря на то, что Николай Петрович ее приютил и признал Митю. Автор относиться к ней очень положительно. Он чувствует ее сиротскую душу и любуется ей, описывая ее как молодую красивую мать со здоровым ребенком на руках. Помимо автора к ней очень хорошо относиться Базаров, рад с ней общаться, перешагивая свою угрюмость.
Городская героиня, особа, борющая за равноправие и полная противоположность Фенечке Авдотья Никитишна Кукшина. В середине XIX века появилось много эмансипированных женщин, у Тургенева они не вызывали положительных эмоций. И объединил автор их в карикатурном образе Авдотье и показывает свою неприязнь через ее образ. Авдотья внешне не привлекательна, не отличалась опрятностью, скудоумна и развязна. Базаров, поморщился, услышав Авдотью, и вынес один плюс из общения с ней, от нее он впервые услышал об Одинцовой, которой он в дальнейшем увлекся.
3 стр., 1265 слов
Базаров — человек и мыслитель — по роману Отцы и …
… образ мятежного нигилиста будил мысль, заставлял каждого задуматься над своей собственной жизнью. Иван Тургенев Отцы и дети Роман Сочинение … -не союзник», -говорил Добролюбов. Так рассудил и Базаров, порывая с Аркадием, в котором он видел … борца, человека с огромной силой воли, это отрицание выродилось в его одностороннее развитие, в глубокую крайность, которая привела к духовному одиночеству и …
На балу у губернатора перед читателем появляется Анна Сергеевна Одинцова. Она производит неизгладимое впечатление на Базарова в связи с тем, что неординарна и отличалась очень от других женщин. Ее тонкие черты и штрихи ее портрета, верно, указывали на происхождение из высшего общества. Также ее манеры не оставляли сомнений — тонкая, едва заметная улыбка, томный взгляд, ровная осанка. Овдовевшая рано Одинцова получила все наследство супруга. Она на нарушала безмятежного течения своей жизни, хотя могла позволить жить «на широкую ногу». В ее судьбе не было места большой любви и сильным чувствам.
Противоположным образом Одинцовой стала ее младшая сестра Катя. Она девушка простая и лишена высокомерности. У читателя складывается первое впечатление, что Катя находиться в тени старшей сестры и под влиянием ее. Но для Катерины свойственна внутренняя сила характера и собственная индивидуальность. Это и делает ее привлекательной для молодого Кирсанова.
У героинь романа «Отцы и дети» нет практически ничего общего и нет первоцели любовь, они не добиваются ее всеми возможными способами, а ждут. Любовь приходит к ним и женщины выходят замуж, становясь хорошими женами и матерями. Сильные женщины стали Тургеневскими героинями. Они умеют полюбить и жертвовать всем во имя любимых. Героини сильные духом женщины. И каждая выполняет свою особую роль и очень важную, хотя и может ни очень заметную сперва.
Для 10 класса
Цитаты Евгений Базаров
Я ничьих мнений не разделяю; я имею свои.
Всякий человек сам себя воспитать должен, — ну хоть как я, например…
Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат.
Настоящий человек — не тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.
Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе.
Кто злится на свою боль — тот непременно ее победит.
В чемодане оказалось пустое место, и я кладу в него сено; так и в жизненном нашем чемодане: чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было.
Тебе не для чего горячиться, мне ведь это совершенно все равно. Романтик сказал бы: я чувствую, что наши дороги начинают расходиться, а я просто говорю, что мы друг другу приелись.
Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть, — проворчал Базаров и, обратившись к Аркадию, прибавил вполголоса: — Жаль, что помешал.
Коли может женщина получасовую беседу поддержать, это уж знак хороший.
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.
Иван Сергеевич Тургенев. Отцы и дети
Человек все в состоянии понять — и как трепещет эфир и что на солнце происходит; а как человек может иначе сморкаться, чем он сам, этого он понять не в состоянии.
Может быть, точно, всякий человек — загадка.
Базаров встал и подошел к окну.
– И вы желали бы знать причину этой сдержанности, вы желали бы знать, что во мне происходит?
И вы не рассердитесь?
– Да, – повторила Одинцова с каким-то, ей еще непонятным, испугом.
– Нет? – Базаров стоял к ней спиною. – Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились.
Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения
Важно то, что дважды два четыре, а остальное все пустяки
Прежде, в недавнее еще время, мы говорили, что чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда. А потом мы догадались, что болтать, все только болтать о наших язвах не стоит труда, что это ведет только к пошлости и доктринству; мы увидали, что и умники наши, так называемые передовые люди и обличители, никуда не годятся, что мы занимаемся вздором, толкуем о каком-то искусстве, бессознательном творчестве, о парламентаризме, об адвокатуре и черт знает о чем, когда дело идет о насущном хлебе, когда грубейшее суеверие нас душит, когда все наши акционерные общества лопаются единственно оттого, что оказывается недостаток в честных людях, когда сама свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет нам впрок, потому что мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.
Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!
Популярные сегодня темы
Отрочество – это самая загадочная пора в жизни человека, человек постоянно находится в смятениях, он постоянно думает, развивается. Многое, о жизни главного героя мы узнаем прочитав первую
Алексей Кириллович Вронский – один из главных персонажей в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Вронский спокойный, красивый и подающий большие надежды человек; добрый, честный и благородный.
Осенью, как правило, наступает время собирать последний долгожданный урожай. То, что сажали весной и летом, наконец-то начинает приносить свои дары
Шедевром можно назвать уникальный и неповторимый плод творчества человека, аналогов которому нет, и не может быть. Соответственно, такая работа является верхом мастерства – ее невозможно превзойти, улучшить либо перерасти.
Я хочу стать пограничником, так как это важно. Для страны важно, пусть это звучит так пафосно, но если вдруг враг придёт, кто его первым отражает?
Роль женских образов
Главный герой произведения относит себя к нигилистам. Представители этой мировоззренческой позиции не признаю́т никаких общепризнанных ценностей и норм морали. К искусству, как и к человеческим чувствам, Евгений Базаров относится скептически. Он не приемлет романтизма, а проявление нежности, любви и заботы и вовсе высмеивает. Отношения между мужчиной и женщиной он объясняет только физиологией.
В начале романа всех женщин Базаров называет бабами и оценивает только их внешний вид. Например, Фенечку он характеризует словом «хорошенькая». Впервые увидев Анну Одинцову, Евгений восхищается её богатым телом и плечами.
Чтобы понять отношение Базарова к женщинам и любви, достаточно вспомнить, как он отреагировал на рассказ Аркадия Кирсанова о судьбе Павла Петровича. Евгению непонятны страдания аристократа. Человека, который «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», он не может считать достойным мужчиной. Ещё больше Базаров иронизирует по поводу выражения «загадочный взгляд». Герой говорит, что, с точки зрения анатомии, никакой загадки в глазах быть не может.
Иван Сергеевич Тургенев полагал, что женщины являются олицетворением нежности и духовности. Именно эти качества так презирал Базаров. Автор создал сразу несколько женских образов в «Отцах и детях», противопоставленных главному герою.
- Катенька;
- Фенечка;
- мать Базарова.
Кукшина демонстрирует ложные нигилистические взгляды. Одинцова не понимает философии мужчины, хотя, как и Базаров, боится собственных чувств. Именно благодаря женщинам герой начинает сомневаться в правильности своих взглядов на жизнь. Любовь к Анне меняет героя. Он боится своих романтических порывов и даже пытается с ними бороться.
История создания
Рассказ А. П. Чехов написал для журнала «Русская мысль» в 1898 г. Год его написания совпадает и с двумя другими рассказами цикла. Существуют некоторые данные, которые говорят о биографической основе этого рассказа.
Об этом стало известно из воспоминаний Авиловой Лидии Алексеевны, имевшей в молодые годы теплую дружбу с Чеховым. Он так же как Алехин был другом семьи, был желанным гостем в доме Авиловых, а Лидия Алексеевна была замужем и воспитывала с мужем детей. Однако сам Чехов никогда не упоминал об этой истории.
После выхода всех рассказов цикла в журнале «Русская мысль», критика высоко оценила замысел Чехова, рассказ же «О любви» был признан в особенности, как наиболее драматичный и полный мировой скорби.
Рецензия на рассказ А. Измайлова подтверждает эту точку зрения критиков: «рассказы его, написанные за последние годы, носят драматический характер, иногда возвышаясь до высокого трагизма».
Женские образы в романе Отцы и дети Тургенева 10 класс сочинение
Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев создал большое количество замечательных образов русских женщин. Отношение писателя к прекрасной половине человечества было особенным. В своих бессмертных произведениях Тургенев показал, какие сокровища таятся в сердце и уме женщины, ее готовность к самопожертвованию, мужество и духовную силу.
В романе “Отцы и дети” представлено несколько ярких женских портретов, каждый из них по- своему дополняет и раскрывает характер главного героя Базарова.
Анна Сергеевна Одинцова – главный женский образ произведения. Читатель видит высокую красивую женщину с умными глазами. Она держится с большим достоинством, несмотря на все нелестные слухи. Богатство и независимость сделали ее жизнь легкой и размеренной. Любить Одинцова не умеет и не знает, чего хочет.
Базаров поразил воображение Анны Сергеевны своим оригинальным мышлением. Она думала о нем, хотя и не скучала в его отсутствие. Эта женщина пробуждает в главном герое жгучую страсть. Он забывает, как совсем недавно с презрением отзывался о высоком чувстве любви.
Переживания Базарова глубоки и серьезны, страсть окружает его ореолом возвышенности. Однако Одинцова не отвечает взаимностью, хотя и добивается признаний молодого человека. Она остается спокойна, равнодушна, в душе ее лишь пустота. В финале Анна Сергеевна второй раз выходит замуж и опять не по любви.
С гораздо большей теплотой и симпатией Тургенев повествует о двух других героинях романа, Фенечке и Кате Локтевой.
Федосья Николаевна – молодая женщина, живущая с Николаем Петровичем и родившая ему сына. Материнство очень красит ее. У Фенечки чистое нежное лицо и пухлая фигурка. Ей присущи степенность, рассудительность и любовь к порядку, унаследованные от матери. Женщина до крайности стеснительна, ее положение в доме неопределенно. Это не мешает всем окружающим симпатизировать ей, Базаров в какой- то момент даже пытается приударить за этой милой особой. В конце романа Фенечка заслуженно обретает тихое семейное счастье, став официально женой Кирсанова.
Младшая сестра Одинцовой Катя Локтева – это настоящая “тургеневская девушка”. Она миловидна, застенчива, совершенно не похожа на холодную Анну Сергеевну. Обожает природу, поэзию и прекрасно играет на фортепиано. Кирсанов – младший постепенно влюбляется в юную красавицу, ему легко и спокойно с ней, между ними много общего.
Роман Аркадия Кирсанова и Кати – одна из любовных линий произведения. После смерти Базарова молодые люди женятся, у них рождается сын.
Совершенно не типичный для Тургенева женский образ – это Авдотья Никитична Кукшина. Ее маленькая, невзрачная фигура и неприятное выражение лица вызывают неприязнь у читателя. Она неловко и развязно двигается, хотя и стремится выглядеть просвещенной и эмансипированной.
Карикатурную нигилистку Тургенев ввел в роман не для того, чтобы опорочить идеи Базарова. Наоборот, ее неуклюжее подражание лишь усиливает искренность и глубину взглядов подлинного нигилиста. Писатель не изображает современную женщину, она и ее приятель Ситников представляют яркую пародию на людей, заимствующих прогрессивные идеи лишь внешне. Базаров и Аркадий относятся к ним с явным презрением.
Женские образы в романе “Отцы и дети” помогают понять характер главного героя, проникнуть в глубину его души. Тургенева очень волновали трагические моменты в любви, эта тема была близка писателю. Он жалеет Базарова и сочувствует ему, отвергнутому любимой женщиной.
Тургенев – певец возвышенной любви. Для писателя это чувство было силой, способной противостоять и эгоизму, и даже смерти.
Женщина раздора
Мягкий образ Фенечки выведен в тип женщин, приведших к раздору. Заботливая мать, скромная и тихая, стала причиной дуэли между Евгением и Павлом Петровичем. Между мужчинами много сходства. Они ненавидят друг друга, но в своих чувствах дуэлянты смешны. Комичность описана автором специально, ему хочется, чтобы читатели усмехнулись над пафосом поединка.
Фенечка не хочет быть причиной раздора, но судьба гонит ее к этому. Удивительна сцена свидания Базарова с Фенечкой в беседке, она с симпатией относится к обоим мужчинам, но внутри ее страх, вводящий в ужас. Отношение Базарова к женщинам иное.
Образ Одинцовой
Образ главной героини романа «Отцы и дети» отличается сложностью и многогранностью. Перед читателем предстаёт молодая красивая женщина, вдова, у которой после смерти мужа осталось роскошное имение и приличное состояние. Однако Одинцова не торопится покорять столичное общество и ярко прожигать свою жизнь. Напротив — она уединяется в усадьбе в компании младшей сестры Кати и злобной тётушки.
Тишина и спокойствие, которые окружают Анну Сергеевну, представляют для неё наибольшую ценность. Пережив в юности множество потерь и жизненных испытаний, она превыше всего ценит комфортную, размеренную жизнь, в которой нет места ни страстям, ни душевным переживаниям.
Одинцова — умная, рассудительная, практичная женщина, которой удалось выстроить свою жизнь так, как она считает правильным. Чтобы выбраться из ненавистной нужды, она приносит в жертву собственную юность и красоту и выходит замуж по расчёту за богатого старика. Никогда не знавшая любви, Одинцова мечтает об этом чувстве и вместе с тем боится его. Холодным рассудком она понимает, что за страсть ей придется заплатить своим покоем и независимостью, а это слишком высокая цена для неё.
Анна Сергеевна ненадолго увлекается Базаровым. Её привлекает эта незаурядная, яркая личность, однако о чувствах не может быть и речи — героиней движет одно лишь любопытство. Одинцова признаётся Евгению, что устала жить, чувствует себя старой, несчастной. Однако она не намерена что-либо менять в своей жизни, идти на жертву ради того, чтобы испытать сильное чувство.
Спустя время Одинцова вновь удачно выходит замуж, и вновь не по любви — богатство, ум и социальное положение избранника для неё представляют наибольшую ценность. Но автор, симпатизирующий героине, выражает надежду, что она может дождаться в этом браке настоящей любви, потому что супруги хорошо ладят друг с другом.
Знакомства в городе
Там принимали его радушно, и он завел много приятных знакомств. Так он на свою беду, а может быть, и нет, встретился с семьей Лугановичей. Жена Лугановича, Анна Алексеевна, произвела на Алехина необыкновенно теплое, милое впечатление и вызвала ощущение, что он давно ее знает. Было видно, что это дружная семья, даже по тем мелочам, как они вместе варили кофе, как понимали друг друга, не нуждаясь в словах. Алехин уехал, но воспоминание о милой женщине ненавязчиво было с ним. Осенью ему довелось снова встретиться с Анной Алексеевной. И снова она вызвала те же самые чувства — необыкновенной близости и бьющих в глаза красоты и изящества. Любовь — чувство экзистенциальное. Если его дано пережить, то понять что-то можно. Если оно прошло мимо, то никакие самые лучшие произведения не помогут. Алехин начал довольно часто бывать у Лугановичей и стал «своим», «домашним человеком»: ему предлагали деньги в долг, преподносили подарки, его любили дети и прислуга.
Сочинение Характеристика Анны Одинцовой
Анна родом из знатной семьи, но ее отец проиграл все свое состояние. Поэтому большую часть жизни Анна провела в деревне, отец проигрался, и вся семья вынуждена была жить в маленьком домике в деревне.
Мать Анны из рода обедневших князей. После смерти родителей Анна вела сама хозяйство. Ей повезло, местный богач Одинцов предложил ей руку и сердце, благодаря этой удачной партии она стала богатой и независимой женщиной.
После смерти мужа все наследство перешло к Анне. Она жила спокойной, обеспеченной жизнью и ни к чему не стремилась и ничего не хотела, так как все необходимое для жизни у нее было.
Внешне героиня произведения Анна Одинцова очень привлекательная и красива женщина, обладающая грациозной походкой, правильной осанкой и великолепными манерами. Она очень спокойна, даже абсолютно равнодушна ко всему, происходящему вокруг.
Но это не мешает Базарову без ума влюбиться в нее, но как он ни старался своими знаками внимания и ухаживаниями зажечь в Анне костер любви так у него ничего не вышло. Лишь один раз Анна проявила чувства к возлюбленному, но спустя некоторое время опять же стала холодна и спокойна.
Одинцова обладает очень сильным характером и свободой, которую ей обеспечивает ее богатство. Поэтому полюбив, Базарова она ему в этом не призналась, чтобы не нарушать свою размеренную и спокойную жизнь.
Характер у нее свободолюбивый, она горда, и при этом полностью лишена высокомерия. Она полностью является дворянкой новой волны, которая полностью поддерживает свободу мысли и слова, откровенна в своих суждениях и высказываниях.
Анна очень умна, и легко вписывается в любой круг общения. В высший сословный круг дворян. Так же свободно и уверенно она чувствует себя в деревне среди деревенских жителей.
Она очень умна, рассудительна, решительна, но полностью спокойна и безучастна, ее не волнует ничего, что происходит вокруг. Все события у нее вызывают только короткие проблески любопытства.
Встречаясь с Базаровым Анна не испытывает к нему сильных чувств, он просто ее развлекает своими разговорами, приглашениями на прогулки, балы и прочие мероприятия. Анна с ним общается, гуляет, но в сердце себе его не пускает, а просто хорошо и весело для себя проводит время.
Чтобы не полюбить, Базарова Анна укрывается в специальном коконе, который ей помогает остаться все той же независимой и живущей привычной жизнью дамой. В результате можно сделать вывод что она не способна ни любить, ни сочувствовать другим людям.
Она просто бесчувственная и холодная особа, прекрасная и жестокая своей безразличностью одновременно. Всю свою жизнь она не живет, а влачит жалкое существование. Базаров же хотел пробудить в ней любовь к жизни, но ему это не удалось.
Используя Одинцову, автор четче и откровеннее показывает характер и душу Базарова, который в итоге отказался от своих нигилистических идей. А Анна так и осталась тем, кем и была, одинокой и не способной любить и сочувствовать другим людям хладнокровной женщиной.
Главная цель в жизни для Анны вести спокойную и финансово благополучную, размеренную жизнь. Поэтому отвергнув Базарова, она выходит замуж за более благородного и состоятельного человека.
Сочинение 100-летие со дня рождения Солженицына
11 декабря 2018 года русскому писателю, драматургу, общественному деятелю Александру Солженицыну исполняется 100 лет. Ровно сто лет назад родился этот удивительный человек, который получил известность не только в России, но и за рубежом.
Образ и характеристика Сони В дурном обществе Короленко сочинение
Повесть «В дурном обществе» показывает читателю сложные детские судьбы, на которые взрослые не всегда обращают внимания. Короленко в своей повести заставляет читателя вспомнить
Образ и характеристика Луки Лукича Хлопова в комедии Ревизор Гоголя сочинение
Лука Лукич – чиновник, персонаж комедийного произведения под названием «Ревизор», он занимал должность в небольшом уездном городе, так же был смотрителем училищ.
Немаловажную роль для раскрытия основного идейного содержания романа «Отцы и дети» играют женские образы, которые введены Тургеневым в качестве воплощения некоторых, особенно значимых, качествах характера человека. Например, образ Фенечки олицетворяет мягкость и женственность, Катя Локтева – практичность и деловитость, мать Базарова – материнскую любовь и заботу. Особо тщательно и объемно автор описывает Анну Сергеевну Одинцову, так как ей он отводит главную роль.
Женские образы в романе Отцы и дети кратко
В произведении Тургенева есть несколько женщин, которые заслуживают особого внимания. Первой при этом хочется упомянуть Фенечку. Она обладает естественной привлекательностью, нежна и мила. Это простая крестьянка, которая жила в доме у аристократа. Она родила Николаю Петровичу сына, которого назвали Митей. Правда, положение ее в семье было двойственным. Даже в романе она упоминается не сразу. Женщина ведет себя скованно, стеснительно. Это при том, что ее мужчина признал ребенка и приютил саму Фенечку. Писатель показывает ее с положительной стороны, особо трепетно. Он демонстрирует, насколько многогранна ее душа, какая она любящая, заботливая мама. К ней хорошо относится и главный герой, перестает быть угрюмым во время общения с девушкой.
Кардинальной противоположностью этой героине выступает Кукшина. Это весьма эмансипированная особа, не вызывающая позитивных эмоций. Этот образ автор сделал явно карикатурным, продемонстрировал собственную неприязнь к подобным персонам. Внешность у Авдотьи далека от идеала. Женщина явно неопрятная, ведет себя развязно, да и умом не блещет. Базарову было неприятно общение с Кукшиной. Правда, из него он все-таки смог вынести определенную пользу. Ведь благодаря этому ему удалось узнать об Одинцовой. Именно эта женщина в дальнейшем и вызовет у него интерес.
Первая встреча с Анной происходит на балу. Евгений восхищен этой особой. В ней его привлекает неординарность. Одинцова явно отличается от других женщин, с которыми приходилось общаться главному герою. У нее уточненные черты лица, указывающие на аристократическое происхождение. Она ведет себя невероятно изысканно, осанка у нее ровная, взор несколько томный, а улыбка лишь слабо заметна. Женщина рано оказалась вдовой и получила наследство мужа. Тем не менее, продолжала жить безмятежно, не растранжиривая богатство. Для любви, страсти, искренних чувств при этом в ее жизни места не находилось.
Анне противопоставляется Катя. Это сестра Одинцовой. Она довольно простая, совсем не высокомерная. Кажется, что эта девушка постоянно находится под влиянием своей сестры, в ее тени. Правда, это впечатление оказывается обманчивым. У девушки огромная сила воли, она способна проявить свою индивидуальность
Не удивительно, что она привлекает внимание Кирсанова. Столь нежная, душевная особа попросту не может вызывать равнодушие
Взаимоотношение между родителями и Базаровым
Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни
И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью
Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.
На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.
Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.
Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.
Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.
Темы
Одной из главных тем рассказа «О любви» является тема человеческого счастья и его недостижимости. Герои Чехова живут оседлой, комфортной жизнью. Оковы подобного образа даже не жизни, а существования настолько прочны, что даже такое сильное чувство, как любовь, не способно заставить героев выйти из зоны комфорта. И Алехин, И Анна Алексеевна испытывают страдания – об этом свидетельствует эмоциональная сцена их прощания, но счастье для героев остается навсегда упущенным.
Размышления Павла дают ответ на вопрос «почему счастье в любви было невозможно для этих двух героев?». Они слишком много задавались вопросами о том, насколько правильно любить, либо будучи влюбленным в чью-то жену, либо будучи замужем за хорошим и добрым человеком, имея при этом двоих детей. Только позже Алехин понимает, что безграничное и довлеющее над ним чувство не поддается законам, не вписывается в рамки и не терпит многочисленных вопросов. Счастье находится вне категорий греха и добродетели. Рассуждения – лишь помеха высшему чувству, но для чеховских персонажей эта истина открывается слишком поздно.
Анализ произведения
Сложен и неоднозначен в понимании творческий анализ Чехова. «О любви» — рассказ, наполненный невероятным психологизмом. Его герой, пережив боль утраты, осознает свою вину в том, что все закончилось так печально.
Любовь не поддается никаким правилам, и здесь человеческий опыт совершенно бесполезен. И как всегда, Чехов остается верен себе, он никого ничему не учит. Писатель бесстрастно рассказывает истории человеческих жизней, а читатель вправе сам сделать вывод. Поэтому его авторскую позицию так сложно определить.
Рассматриваемый нами рассказ является частью целого, которым выступает трилогия Чехова. «О любви», наряду с произведениями «Крыжовник» и «Человек в футляре», входит в цикл, объединенный тремя героями-рассказчиками.
Грациозная Одинцова
Отрицающий любые чувства, способные оказать на человека воздействие, вызвать любовь и привязанность, Базаров оказывается в сетях эмоций. Умная Анна интересует нигилиста. Ему с ней приятно общаться. Евгений начинает погружаться во внутренний конфликт рассудка и любви. Базаров понимает, что все его убеждения неправильны. Чувства сильнее идей. Одинцова предстает красавицей, спокойной, уверенной в себе. Холод женской души не способен растопить даже такой сильный мужской характер, как у главного героя. Но доказать, что любовь есть, она может. Базаров и Одинцова боятся чувств, одной дороже собственное спокойствие, другому – убеждения.
Грациозная Одинцова
Отрицающий любые чувства, способные оказать на человека воздействие, вызвать любовь и привязанность, Базаров оказывается в сетях эмоций. Умная Анна интересует нигилиста. Ему с ней приятно общаться. Евгений начинает погружаться во внутренний конфликт рассудка и любви. Базаров понимает, что все его убеждения неправильны. Чувства сильнее идей. Одинцова предстает красавицей, спокойной, уверенной в себе. Холод женской души не способен растопить даже такой сильный мужской характер, как у главного героя. Но доказать, что любовь есть, она может. Базаров и Одинцова боятся чувств, одной дороже собственное спокойствие, другому — убеждения.
Суть
О чем же повествует данное творение Чехова? Как ни удивительно, название исчерпывающе отражает основную линию произведения – любовную.
Сюжетной основой является история одного из героев «Маленькой трилогии» — Павла Константиновича Алехина. Павел учился в университете, а после смерти отца был вынужден заняться его имением в Софьине, чтобы погасить отцовские долги. Работа на земле, с крестьянами тяготила молодого человека, привыкшего к культурному обществу. Постепенно Алехин отказывался от роскоши, что нашло отражение в его бытовых привычках. Вскоре главный герой был произведен в мировые судьи, и на одном из судов он познакомился с добрым и простодушным Дмитрием Лугановичем. На обеде у нового приятеля Алехин встретил жену Дмитрия – Анну Алексеевну, оставившую о себе яркое впечатление в сознании дворянина. По мере общения с красивой и умной женщиной Алехин стал понимать, что его любовное чувство к ней отнюдь не безответно. В то же время главного героя мучило чувство вины перед семьей Лугановичей, ведь и муж, и жена были очень благосклонны к нему. Однако, ни Анна, ни Павел не признавались друг к другу в своих чувствах.
Чувство недостижимости счастья в запретной любви стало в последствие мучить Анну Алексеевну. Она легко раздражалась и даже лечилась от нервного расстройства. Ее отношение к Алехину изменилось. На тот момент мужу Анны пришло повышение до председателя одной губернии, супругам предстоял переезд. В сцене проводов Анны Луганович и наступила развязка этого негласного романа. В купе поезда произошло слезное объяснение между Павлом и Анной, после которого они расстались навсегда, а к главному герою пришло осознание упущенного счастья.