Сюжет комедии «Горе от ума»
Сначала Грибоедов хотел назвать произведение «Горе уму», но назвал «Горе от ума». Главный герой воплощает в себе все черты романтической личности. Действие разворачивается в Москве, потому что столицей был Петербург. Москва была важным городом, но отчасти деревенским, м доживали свой век сановники, мало служили. Московские аристократические нравы, не были нравами служивых людей.
После трехлетнего отсутствия в Москву возвращается молодой человек Чацкий. Он приезжает в дом Фамусовых, навестить подругу Софью, в которую был влюблен. Но обнаруживает перемены в возлюбленной, в отношениях между людьми. Вступает в конфликт с обыденностью, с Фамусовым и отчасти с Софьей. У Фамусова новый помощник Молчалин, в него влюблена Софья. Чацкий не замечает этого. Он не может представить, что девушка, с ее развитием может влюбиться в безличного Молчалина.
Комедия просветительская, подчиняется классическим образцам.
Принципы драматического произведения
- Единство времени. Действие длится не более суток.
- Единство места. Действие разворачивается в одном доме.
- Единство действия. Сюжет не должен быть усложнен.
Все эти правила соблюдены. Однако сам Чацкий не похож на героя просветительской комедии. Мы читали «Недоросля» Фонвизина, в произведении Грибоедова все иначе.
План
- Предыстория главного героя пьесы «Горе от ума»
- Противоречия в характере Чацкого
- Своеобразие мировоззрения героя
- Чувства и особенности внутренних переживаний героя
- Значение образа Чацкого
Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова занимает особое место в истории русской литературы. Она сочетает в себе черты уходящего классицизма с новыми художественными методами: реализмом и романтизмом. В связи с этим литературоведы отмечают особенности изображения героев пьесы. Если в комедии классицизма до этого все персонажи четко делились на плохих и хороших, то в «Горе от ума» Грибоедов, приближая действующих лиц к реальной жизни, наделяет их как положительными, так и отрицательными качествами. Таков и образ Чацкого главного героя пьесы «Горе от ума».
Свободолюбие героя
Чацкий мыслит свободно и не придерживается правил, навязываемых ему старшим поколением. Именно речи пугают Фамусова. Старый помещик включает его в число якобинцев и карбонариев. Ему не понятны идеи Чацкого. Вольномыслие вызывает страх и опасение. Свободолюбие привело молодого человека к непонятному для стариков пути. Привычными для века были две карьерные линии:
- воинская служба;
- работа чиновником.
Чацкий не стал ни тем, ни другим. Он не принял законов службы, где следовало подчиняться установленным правилам. Служба сковывала чувственного человека, мешала его развитию. Роль чиновника не подошла к Чацкому. Сидеть за рутиной, бумагами не давала возможности заниматься творчеством, исканиями. Александр пытается найти себя в научной деятельности или на нише литературного творчества:
«В науки вперил ум…».
«В душе …жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».
Не интересуют его ни должность среди чиновников, ни повышения в рангах воинской службы и чины штатских.
Правдолюбие – основная черта характера. Герой везде добирается до истины, какой бы она ни была. Именно свобода мыслей, либерализм позволили вести его в разряд сумасшедших.
Образ Чацкого в комедии Грибоедова Горе от ума 9 класс
Произведение « Горе от ума» является отображением жизни дворянства и светского общества. В комедии хорошо описана жизнь и привычки дворянства. В светском обществе всегда царит ложь, предательство, подхалимство. И, к сожалению не уважаются права простых крепостных. В «Горе от ума» хорошо показан характер людей живущих в России.
Произведение написано тогда, когда происходил раскол общества на два лагеря. Один лагерь был за сохранение традиционных устоев, а другой лагерь-за введение новых традиций и устоев. Чацкий является главным героем произведения «Горе от ума». Своим неповторимым образом он придает произведению оригинальность.
Чацкий очень интересная личность. Он выступает против традиционных устоев дворянства. Обычно в светском обществе царило предательство, взяточничество, подхалимство. Дворяне не уважали не ценили крепостных. Против этого всего был Чацкий. Он хотел все изменить но не смог. Чацкий не уважает тех дворян, которые мыслят только в одном ракурсе. Герой гибкий человек со всесторонними интересами.
Любовь Чацкого
Чацкий в любви был очень непоследовательный. Герой испытывал свое первое чувство влюбленности в доме детства у Фамусовых. В ненавидимом им обществе находится только из-за Софьи. Герой после своего длительного отсутствия приехал обратно в Москву. За время своего путешествия он многое понял. Появился новый взгляд на жизнь на прежние идеалы. Чацкий очень хочет найти свою любовь. Чайкой не силен в любовных делах. Он не может правильно цепочку общения с Софьей. Когда Чайкой уехал за границу, то он полностью прекратил общение с Софьей. А приехав обратно в Москву начал свое общение с Софьейт так как будто они не расставались. А все дело в том, что герой испытывает духовную близости с Софьей. Он считает ее родным человеком.
Чайкой даже не в состоянии понять, что Софья может влюбиться в другого молодого человека.
У Чацкого есть эгоизм. Он очень самоуверен в любви. Узнав о том, что новой любовью Сойти является Молчалин, у него пропадает уважение к героине.
Противоречия в характере героя
- когда он приезжает к Софье и начинает беседу со слов, в которых использует сарказм и язвительный тон: «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»;
- при этом не задается целью уколоть своих собеседников и Софью, поэтому удивленно спрашивает ее: «…Ужели слова мои все… клонятся к вреду?».
Образ Чацкого в пьесе представляет собой вспыльчивого и в некоторых словах бестактного дворянина, в чем его и упрекает возлюбленная. И все же этот резкий тон можно оправдать искренним возмущением существующей безнравственностью общества, в котором он вынужден находиться. А бороться с ним — дело его чести.
Такое поведение героя связано с тем, что все вопросы, которые его затрагивают, не находят отклик в душе этого противоборствующего человека, ведь он умен и способен анализировать и прогнозировать новое будущее, без крепостного права и чванства. Именно поэтому он не может справиться с собственными эмоциями и возмущением. Его ум не в ладу с сердцем, а это означает, что он расточает свое красноречие в том числе и на тех, кто совершенно не готов к восприятию его убеждений и доводов.
Сочинение 2
В произведении А. Грибоедова «горе от ума» заложена мысль о том, что в обществе не ценят умных людей. В комедии одним из основных персонажей считается Александр Андреевич Чацкий.
Главный герой описан автором с позитивной стороны. Он дает ему характеристику умного человека. Грибоедов выделяет Чацкого из всех двадцати пяти человек. Он отличается от всего Фамусовского общества своей уникальностью и умственными способностями. Окружающие люди его не принимают и т не хотят понять. Его не любят потому, что умнее, чем все остальные. А таких персонажей посредственное общество не воспринимает и отвергает. Чацкий сильно выделяется, он яркий и заметный персонаж. Его ум мешает герою влиться в коллектив.
Чацкий благодаря своему уму смог выучится и получить хорошее образование. Его семья не была сильно богатой. Чацкий был коренным москвичом. Он родился и рос в этом городе. Покойный отец Александра Андреевича был хорошим товарищем Фамусова, поэтому парень хорошо знал это общество. Бывая в гостях у семьи Фамусовых, парень познакомился с Софией и влюбился в нее. Эта девушка была дочкой хозяина дома.
Чацкий вынужден был отправиться в путешествие на три долгих года, но он понимал, что не вынесет разлуку с любимой, поэтому вернулся раньше. Во время вынужденной поездки парень общался с разными людьми, от которых узнал много новой и полезной информации, приобрел новые навыки. Приехав в Москву парень решил поведать Софии все. Что ему удалось узнать. Но, девушке были не интересны его рассказы, ведь она совсем не интересовалась наукой. За время отсутствия Чацкого в Москве София охладела к нему и влюбилась в другого героя.
От своего путешествия парень взял многое. Он пообщался с умными личностями и узнал много поучительных и интересных умозаключений. Чацкий был умным, но на его родной территории его никто не оценил. Фамусовское общество не хотело его слушать и воспринимать его истории. Им все это не было интересно. Всем коллективом они воспринимали Чацкого как ненормального и сумасшедшего человека. Александр Андреевич понимал, что это общество невозможно исправить и донести до них истину. Чацкий не стал уподобляться всем им и пошёл против коллектива. В итоге он очень пострадал от Фамусовского общества.
Чацкий был достаточно умным человеком и стремился развиваться и познавать новое. Из-за своего большого склада ума он понимал, что окружающее его общество деградирует. От этого осознания реальности ему становилось невыносимо плохо, и однажды он покинул Москву. Чацкого можно смело назвать умным и трудолюбивым человеко.
Можно ли назвать умным Чацкого в комедии Горе от ума
Назвать-то можно, но вот только от этого ума, как в названии и говориться, одно горе. Ещё можно было б назвать это произведении «Бессердечный ум».
Чацкий всех критикует, но никого не жалеет. Все показаны плохими, глупыми, но ведь в каждом человеке должно быть что-то хорошее! Люди ещё могут ошибаться. Например, Софья точно ошиблась в этом Молчалине! Она поверила ему, а он использует её, готов изменять ей даже с горничной. Конечно, Софья и разочарована в Молчалине, и на себя злится, но больше злится на Чацкого. Он как бы стал причиной этой проблемы, хотя без него Софья ещё больше б запуталась – связала свою жизнь с негодяем. Она должна быть благодарна Чацкому, а он её раздражает… Как учитель, который поставил «двойку» за невыученный урок
Ты ведь сам виноват, что не выучил! То есть всегда есть те, кто мог помешать в этом важном деле, но ответственность на тебе! А если это пробный ЕГЭ? Лучше пусть на пробном поставят «два», ты успеешь подготовиться, чем провалить настоящий экзамен!
Или его друг с женой? Чацкий смеется над ним, а нужно пожалеть. В такой семье не хорошо ни мужчине, ни женщине. Ей кажется, что она себя хорошо чувствует, но я так не думаю. Управлять мужем, не уважая его?.. И всё это фамусовское общество, они ведь просто привыкли так жить. Легенды ходят о дедах, которые делали карьеру лестью и глупостью. И так учили детей, а они – своих! Они просто и не пробовали жить по-другому.
Понятно, что глупым его назвать нельзя. Он образован, внимателен, понимает причины событий… Действительно, представляет, как лучше и правильней. Но это больше в теории, всё-таки. Думаю, что он хорошо учился, много читал. Все отмечают, как он сильно изменился за время своего путешествия.
И разве всё можно изменить за одну секунду – примером какого-то почти чужака, который вполне может даже оказаться сумасшедшим! Чацкий решил, что очень умный и всех может учить, но всё не так просто! Он не глуп, конечно, но его уму как раз не хватает доброты, человеческого отношения к людям. Поэтому они все так легко поверили, что он сумасшедший, ополчились на него, а ему пришлось сбегать в глушь. Может, природа на него хорошо повлияет, и он станет видеть в людях лучшее. Можно ведь даже исправить людей, но потихоньку, когда они сами этого хотят. А всех обвинить, когда ты сам один только правильный? Они тебя в учителя жизни не звали! Нужно быть достаточно умным, чтобы это всё понимать.
`
Сочинение 2
В произведении А. Грибоедова «горе от ума» заложена мысль о том, что в обществе не ценят умных людей. В комедии одним из основных персонажей считается Александр Андреевич Чацкий.
Главный герой описан автором с позитивной стороны. Он дает ему характеристику умного человека. Грибоедов выделяет Чацкого из всех двадцати пяти человек. Он отличается от всего Фамусовского общества своей уникальностью и умственными способностями. Окружающие люди его не принимают и т не хотят понять. Его не любят потому, что умнее, чем все остальные. А таких персонажей посредственное общество не воспринимает и отвергает. Чацкий сильно выделяется, он яркий и заметный персонаж. Его ум мешает герою влиться в коллектив.
Чацкий благодаря своему уму смог выучится и получить хорошее образование. Его семья не была сильно богатой. Чацкий был коренным москвичом. Он родился и рос в этом городе. Покойный отец Александра Андреевича был хорошим товарищем Фамусова, поэтому парень хорошо знал это общество. Бывая в гостях у семьи Фамусовых, парень познакомился с Софией и влюбился в нее. Эта девушка была дочкой хозяина дома.
Чацкий вынужден был отправиться в путешествие на три долгих года, но он понимал, что не вынесет разлуку с любимой, поэтому вернулся раньше. Во время вынужденной поездки парень общался с разными людьми, от которых узнал много новой и полезной информации, приобрел новые навыки. Приехав в Москву парень решил поведать Софии все. Что ему удалось узнать. Но, девушке были не интересны его рассказы, ведь она совсем не интересовалась наукой. За время отсутствия Чацкого в Москве София охладела к нему и влюбилась в другого героя.
От своего путешествия парень взял многое. Он пообщался с умными личностями и узнал много поучительных и интересных умозаключений. Чацкий был умным, но на его родной территории его никто не оценил. Фамусовское общество не хотело его слушать и воспринимать его истории. Им все это не было интересно. Всем коллективом они воспринимали Чацкого как ненормального и сумасшедшего человека. Александр Андреевич понимал, что это общество невозможно исправить и донести до них истину. Чацкий не стал уподобляться всем им и пошёл против коллектива. В итоге он очень пострадал от Фамусовского общества.
Чацкий был достаточно умным человеком и стремился развиваться и познавать новое. Из-за своего большого склада ума он понимал, что окружающее его общество деградирует. От этого осознания реальности ему становилось невыносимо плохо, и однажды он покинул Москву. Чацкого можно смело назвать умным и трудолюбивым человеко.
Сочинение на тему Умен ли Чацкий
Автор называет картину, написанную в комедийном жанре, «Горе от ума», чтобы полностью описать все мучения человека, наделенного умом и здравым смыслом в обществе людей глупых и обделенных любой возможностью мыслить разумно.
В названии автор подчеркивает общий смысл произведения, горе, человека, наделенного умом, в компании глупых людей. Он не может разделить с кем-то интеллектуальные разговоры, а наблюдать за глупыми людьми отчасти бесполезно и занудно.
Он подчеркивает эту идею в письме к Катенину, говоря о том, что его комедия рассказывает о том, что на 1 умного человека обычно приходиться 25 глупцов, в окружении которых ему приходиться жить. Это ключевая идея произведения, которую автор красной нитью протягивает на протяжении всего повествования, он также покажет, как герой начинает меняться под влиянием окружающей среды и мнения людей.
Основной чертой Чацкого является настоящий ум. Критики были удивлены и смущены тем, что поведение Чадского отличается безрассудством, но при этом остальные лица не отличаются особенной глупостью. Этим он выделяется на фоне окружающих людей. С одной точки зрения он безумно умен, а с другой не обладает никакими мыслительными способностями.
Но кроме этих двух точек зрения существует еще и третья. Читатель не может отрицать у Чацкого наличие живого и пылкого ума. Но при этому нельзя отрицать его безрассудства и крайней резкости. Особенно видной на фоне окружающих его людей. Он не понимает, почему судьба поступает с ним столько несправедливо, ведь он обладает живым и пылким умом.
Такова натура главного героя, у него есть собственные достоинства и недостатки, она отчасти кажется гениальной, но в тоже время достаточно простой. Только гениальный человек мог повести себя в бытовой драме именно таким образом, он не готов решать возникающие на бытовом уровне проблемы.
Автор подчеркивает, что в русском обществе человек гениальный не способен выжить в обыденности и реализме. Он старается сохранить здравый ум, но не может. Окружающая среда влияет на него губительно. При этом на фоне других людей он выглядит достаточно скучно, при этом он думает, что возможности его фактически исчерпаны.
Трудно сказать, обладает ли главный герой абсолютным умом и восприятием окружающего мира. Он старается думать положительно, но внешняя глупость губит все на корню.
Ему трудно разобраться с происходящим в окружающем мире. При этом автор говорит о том, что молодой человек не просто умен, он гениален. И именно поэтому не может выжить в бытовой обстановке. Гениальный ум страдает в окружении глупых людей, не способных размышлять о трудностях и проблемах.
История создания
Комедия «Горе от ума» Александра Грибоедова вошла в программу школьного образования не зря – писатель создал произведение с новыми веяниями в литературе. В стихотворной пьесе вместе с традиционными чертами классицизма поселились романтизм и реализм, и эта смесь подарила творению славу новаторской комедии.
Александр Грибоедов
К тому же автор нещадно избавился от идеи трех единств, оставив только единство места и времени, наделив творение двумя сюжетами: линия любви соседствует с конфликтом с обществом. Плюс ко всему, произошла небывалая вещь – в конце произведения нравственные ценности не побеждают над пороками.
Работа над пьесой стартовала, когда писатель жил в Тифлисе – на дворе стоял 1820 год. Здесь родились первые два акта, основанные на воспоминаниях Жени Греховой, подруги детства Грибоедова. А за образец автор взял комедию Мольера «Мизантроп», в которой главный герой так же, как и Чацкий, обличает несовершенства общества. Спустя три года писатель с головой погрузился в светскую жизни Москвы, чтобы лучше узнать, прочувствовать изнутри современные нравы дворянского общества.
Комедия «Горе от ума»
Произведение трижды переименовывалось. Сначала Александр Сергеевич нарек его «Горе уму», затем «Горе не от ума», и только перед самым окончанием работы пьеса обрела название «Горе от ума». В 1825 году комедия была готова, но цензура ее не пощадила, вырвав часть эпизодов. Впрочем, до театра литературный труд тоже не дошел.
Пьеса Грибоедова разошлась в виде копий среди читающей публики еще годом ранее, «без купюр» ее с восторгом приняли в кругах декабристов. Впервые официально увидела свет после смерти писателя, а без цензуры печатать «Горе от ума» разрешил Александр II только в 1862 году.
Вариант 2
1822 год. В России время крепостного права. Население разделено по разным сторонам: с одной «небожители» — аристократы, владеющие богатствами и людьми, а с другой закрепощённый народ, страдающий от отсутствия свободы, до обретения которой ещё очень далеко.
В тот год талантливый дипломат и публицист Александр Сергеевич Грибоедов пишет самое известное своё произведение, комедию «Горе от ума», которая всколыхнула современное ему общество и заставила думающих людей по-новому взглянуть на устройство жизни в России.
Немало способствовал тому главный герой пьесы Александр Андреич Чацкий. Он появляется не с первых строк. Читатель узнаёт о нём от остроумной девушки-служанки Лизы, горничной дочери Фамусова Софьи. «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как Александр Андреич Чацкий!», -говорит она своей хозяйке.
Чацкий, рано потерявший родителей, воспитывался в доме Фамусова вместе с его дочерью и с детства её любил. Он ещё молодой человек, но жизнь воспринимает уже серьёзно и в определённый момент, чувствуя, что ему не хватает домашнего образования, отправляется путешествовать за границу. Он тянется к наукам, хочет лучше узнать мир. В путешествиях он проводит три года, но «дым отечества» зовёт его домой, где, как он надеется, ждёт его любимая девушка. Он сам верен своей любви и романтически полон благих намерений. Возвращается он внезапно. » Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков»,- говорит ему Фамусов при встрече. И что же суждено ему найти в своём Отечестве? Он чувствует перемену в Софье, но ещё не может понять в чём дело, а пока вспоминает общих знакомых и, как он считает, безобидно подшучивает над ними. Он просто насмешлив и умён, он видит людей, какими они есть на самом деле, но девушке это не нравится. «Не человек, змея!»,- говорит она о нём.
В отличие от многих молодых людей своего времени, Чацкий независимый самостоятельный человек, он считает, что каждый волен выбирать себе дело, не оглядываясь ни на чьё мнение. Оставив военную карьеру, хотя для каждого дворянина военная служба была почётна в то время, не захотел он стать и чиновником, ибо видел, что для успешной карьеры на этом поприще нужно было унижаться перед начальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно»,-отвечает он Фамусову на его поучения. Ему досадно, что ничего не изменилось за то время, пока он отсутствовал. » Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят ни годы их, ни моды, ни пожары»,-замечает он в разговоре с Фамусовым и Скалозубом.
Наблюдательный и язвительный человек, он даёт очень меткие характеристики московским аристократам. Весьма ограниченный солдафон Скалозуб-«cозвездие манёвров и мазурки», «Нестор негодяев знатных»,-помещик, продавший за долги детей своих крепостных. Он высмеивает систему образования дворян, которую отдали на откуп заезжим иностранцам , а те ничему путному научить не могут. И, конечно же, общество, в котором людей судят не по заслугам, а за умение низко кланяться и угождать, принимает враждебно этого непонятного для них человека. В ход идёт старый проверенный способ борьбы с такими людьми: Чацкого объявляют сумасшедшим. Он не может в одиночку биться с этим сословным монолитом. Он вынужден бежать из Москвы.
Его время ещё не наступило, а один в поле не воин. Но всегда бывает первый, который подаст пример любви к свободе и справедливости другим. Таким первым и был Чацкий, герой, которого создал умнейший русский дипломат и писатель Александр Сергеевич Грибоедов.
Сочинение Смысл названия произведения Горе от ума
Можно подумать, что название это – поговорка, но сейчас, если она и есть в словарях, то это название комедии, которое уже все подхватили. Просто Грибоедов выбрал очень емкую, точную фразу, которая ещё и прекрасно отражает смысл всего произведения.
Я понимаю название так, что главный герой несчастен из-за своего ума. Так и получается: в московское общество возвращается умный Чацкий, видит все недостатки людей, их отношений, поэтому чувствует себя несчастным, оказывается отвергнутым и уезжает. Андрей когда-то сам был частью этого общества, но он был слишком молод, чтобы понимать что-то. После путешествия по разным странам, знакомств с разными людьми, обучения, чтения книг он, конечно, поумнел. (Да и просто повзрослел!) А его «родное» общество осталось, как и было. Может быть, ещё и хуже стало. Молодые живут, как советую старики. Процветают глупость, сплетни, тщеславие, погоня за выгодой и деньгами. Молодые, может, и не так уж глупы, но они просто даже никогда не видели своего мира со стороны, как его увидел Чацкий.
Целостный анализ рассказа И. Бунина «Муза»
Андрею больно от того, что он не может не замечать недостатков родных людей. Над чьей-то ограниченностью он ещё смеётся, но видеть, например, что его любимая Софья предпочитает «подхалима» Молчалина, ему невыносимо. (Тем более что Молчалин её специально обманывает!) И замечать, как жена мучает его друга своей глупой заботой, мешая ему реализовываться, тоже неприятно.
А люди вокруг тоже понимают, что Чацкий чужой им. Сначала даже пытаются его «добрые люди» учить, давать советы, как угодить всем, «выслужиться»… Но, конечно, Андрей и слушать не хочет. Был бы он еще богат! Его, может, и послушали, как достойного жениха или коллегу, а у него и состояния нет… Вот поэтому, с «легкой» руки Софьи, его объявляют сумасшедшим.
Действительно, горько герою от того, что он такой умный. Но уверена, что Чацкий ни за что бы не отказался от своего ума, чтобы просто жить среди этих «токсичных» людей. Ему оставалось только бежать от них, чтобы не «ослепнуть». Хотя, конечно, у людей всегда есть недостатки. Главное для умного Чацкого – не искать плохое, а смотреть более позитивно, а то он так один и останется. И он ведь тоже не совершенство!
Вот так для меня раскрывается данное название. Но тут нужно, понятно, читать произведение, а то можно подумать, что горе может быть и от того, что учишь литературу с математикой – развиваешь свой ум. (тут беда, если, наоборот, не выучил.)
Своеобразное мировоззрение героя
Чацкий в комедии раскрывает мировоззрение самого автора. Он, как и Грибоедов, не может понять и принять рабского преклонения русского народа перед иностранцами. В пьесе несколько раз подвергается насмешкам традиция, согласно которой для воспитания детей принято нанимать учителей из-за границы, автор подчеркивает: «…хлопочут набирать учителей… числом поболее… подешевле».
Особенное отношение Чацкий имеет и к службе. Для отца Софьи, оппонента Чацкого, в данном произведении точно определено к нему отношение Фамусова в следующих словах: «не служит… и в том… пользы не находит». Ответ Чацкого относительно такого высказывания также четко отражает его позицию: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Поэтому он с таким гневом говорит о привычках общества, которое возмущает его, а именно в презренном отношении к обездоленным людям и умении выслуживаться в глазах влиятельных лиц. Если Максим Петрович, дядя Фамусова, для удовольствия императрицы у нее на приеме нарочно подает образец для подражания и старается услужить ей, то для Чацкого он — не больше чем шут, и он не видит в кругу консервативного дворянства тех, кто мог бы подать достойный пример. В глазах героя пьесы эти аристократы — противники свободной жизни, склонные к праздности и мотовству, они «страстные к чинам», и им нет дела до справедливости.
Раздражает главного героя и стремление дворян везде цепляться за полезные знакомства. Он считает, что они посещают балы именно с этой целью, и не согласен с этим, ведь, по его мнению, не стоит смешивать дела с весельем, т. к. всему должно быть свое время и место.
В одном из монологов Чацкого автор подчеркивает его недовольство тем, что, как только в обществе появляется человек, который желает посвятить себя искусству или науке, а не жажде чина, все его начинают опасаться. Он уверен, что таких людей боятся, ведь они угрожают комфорту и благополучию дворян, потому что вносят в устройство устоявшегося общества новые идеи, а аристократы не хотят расставаться со старым укладом своей жизни. Именно поэтому сплетни о его сумасшествии оказываются очень кстати, т. к. это позволяет обезоружить противника в неугодных дворянам взглядах.
Второстепенные персонажи
Лиза
Служанка Софьи, молодая девушка.
Ветреная девушка, прислуга в доме Фамусова, смешливая, весёлая. Ей нравится буфетчик Петруша. К ней благосклонно относится Фамусов. Покрывает ночные похождения своей госпожи Софьи.
Подробная характеристика Лизы.
Репетилов
Старинный приятель Чацкого, молодой человек.
Яркий представитель фамусовского общества, который является пародийным отображением Чацкого. Простодушный, глуповатый, заурядный человек.
Подробная характеристика Репетилова.
Загорецкий
Молодой светский человек, картёжник и шулер.
Вхож в дом Фамусова, светский человек, поверхностный, глуповатый, мошенник и плут.
Хлестова
Свояченица Фамусова, пожилая женщина.
Зловредная одинокая старуха, от одиночества завела свору собачек и армию приживалок.
Платон Михайлович Горич
Дворянин, офицер в отставке, товарищ Чацкого.
Приятель Чацкого, разочарован в женитьбе на молодой женщине, покорно ей подчиняется. Отставной военный.
Супруга Горича, молодая женщина.
Назойливая и властная жена Горича, большая любительница балов.
Князь Тугоуховский
Столичный аристократ, пожилой болезненный мужчина.
Глуховатый старичок, приятель Фамусова, цель жизни – выгодно пристроить шесть своих дочерей.
Княгиня Тугоуховская
Супруга князя, мать шести дочерей.
Поддерживает взгляды Фамусова, противница образования, мечтает о выгодной партии для дочек.
Графини Хрюмины
Столичные аристократки, старая бабушка и внучка.
Имена их неизвестны, роль незначительна. Престарелая бабка ездит с внучкой по балам, надеясь выдать её замуж.
Максим Петрович
Покойный дядя Фамусова, чиновник.
Внесценический персонаж. Богатый придворный вельможа во времена императрицы Екатерины II. Дядя Фамусова, поступки которого приводятся как пример для подражания молодёжи.
Петрушка
Слуга в доме Фамусова, молодой парень.
Знает азы грамоты, помогает хозяину делать записи, неопрятный.
В комедии «Горе от ума» показан конфликт поколений и взглядов — прогрессивных и устаревших. В пьесе много действующих лиц и внесценических персонажей — представителей московского общества. Главные герои пьесы «Горе от ума», в основном не имеют прототипов, в некоторых второстепенных персонажах выражены черты современников автора. Эта таблица, в которой дана характеристика героев, поможет в изложении краткого содержания пьесы, а также при написании письменной работы.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Горе от ума»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Горе от ума»
для самых компанейских —
Главные герои «Горе от ума»
для самых занятых —
Читательский дневник «Горе от ума»
для самых любопытных —
Анализ «Горе от ума» Грибоедов
для самых крутых —
Читать «Горе от ума» полностью
Тест по произведению
-
/15
Вопрос 1 из 15
Самые популярные материалы августа для 9 класса:
«Белые ночи» очень краткое содержание
Анализ «Анна на шее» Чехов
Краткое содержание «Бедные люди»
Краткое содержание «Анна на шее»
Краткое содержание «В людях»
Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина
Краткое содержание «Мои университеты»
Краткое содержание «Первая любовь»
Краткое содержание «Убить пересмешника»
«Крыжовник» очень краткое содержание