Сочинения по произведению «Недоросль»
Одним из обязательных видов работ при изучении комедии «Недоросль» является сочинение. Вот несколько образцов.
«Не хочу учиться, а хочу жениться» – проблема воспитания в повести
В комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизин поднимает самые острые и злободневные проблемы, стоявшие перед обществом в те годы. Так, он рассуждает о социально-политической ситуации в России, о произволе помещиков и бесправии крестьян; о роли образования и воспитания.
Причина того, что помещики-самодуры унижают своих крестьян, что дворяне идут на службу не ради блага Отечества, а для получения чинов и званий, кроется в воспитании. Эта тема раскрывается на сопоставлении и противопоставлении представителей молодого поколения – Софьи и Митрофана. На их примере Фонвизин показывает, какую роль играет воспитание для отдельной личности и для государства в целом.
Софья получила от родителей прекрасное воспитание. Она хорошо образованна, умна и начитанна. Но главное ее достоинство, по мнению Стародума, – доброе и чистое сердце. Даже оскорбляющей и унижающей ее Простаковой она никогда не грубит и остается почтительной с ней. А в конце пьесы даже вступается за нее, простив все нанесенные обиды. Девушка ценит любовь и заботу дядюшки Стародума. Она благодарна ему за все, что он делает для нее.
Полная ее противоположность Митрофан. Госпожа Простакова воспитывает сына так же, как воспитывали ее и брата родители. Она убеждена, что «без наук люди живут и жили». Будь ее воля, она и сына не стала бы обучать грамоте. Но по царскому указу он должен получить образование.
К Митрофану ходят учителя, но делается это лишь для галочки. Невежественную помещицу не волнует, что сами не слишком образованные Цыфиркин, Кутейкин и Вральман мало что могут дать ее сыну. Да и сам Митрофан не испытывает никакой тяги к науке и знаниям. Куда интереснее ему гонять голубей. «Не хочу учиться, а хочу жениться», – провозглашает герой, а Простакова всячески поддерживает сына.
Но страшно не только то, что Митрофан остается необразованным юношей в свои почти 16 лет. Гораздо ужаснее, что он растет эгоистом и жестоким человеком. У Простаковой нет уважения к окружающим. Даже с близкими людьми, мужем и братом, она ведет себя грубо. Для нее ничего не стоит оскорбить человека и унизить его.
А уж своих крепостных она и вовсе за людей не считает. Для нее они лишь рабочая сила, обязанная обслуживать ее и платить ей оброк. Митрофанушка растет копией своей матери. Он оскорбляет преданную и обожающую его няню Еремеевну, грубит и диктует свои правила учителям, обижает отца. Ему неведомы жалость и сострадание, он эгоист до мозга костей.
Плоды своего воспитания Простакова пожинает в конце пьесы: управлять поместьем будет Правдин, Митрофан должен отправиться служить в армию. Лишившись власти, жестокая помещица остается одна. От нее отворачиваются все, даже обожаемый сын: «Да, отвяжись, матушка, как навязалась»
Стародум подытоживает: «Вот злонравия достойные плоды!», – подчеркивая важность воспитания молодого поколения
Актуальные проблемы
Д. И. Фонвизин вскрыл актуальные для своего общества проблемы. Именно от воспитания и образования зависит будущее поколение
От этого зависит жизнь современного и будущего поколения, ведь важно, кто стоит у власти – образованный или необразованный человек
Воспитание и образование в «Недоросле» становится двигателем сюжета, основой конфликта противопоставленных позиций. Автор словами Стародума выразил свое мнение: необходимо воспитывать человека так, чтобы он получал знания, которые сделают из него нравственного человека.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образование и воспитание в комедии «Недоросль»», рассмотрит то, как Стародум воспитывает Софью и как госпожа Простакова занимается воспитанием Митрофанушки.
Отношение к родителям
Госпожа Простакова и ее муж любят своего сына и делают для него все возможное. Мать Митрофана буквально боготворит его, считая сына во всем правым. Родители героя заботятся о нем, хотя и слишком опекают. Но Митрофан не ценит родительскую заботу, он считает, что они обязаны ему. Это с самого детства воспитывает в персонаже ощущение вседозволенности. Родители балуют его, выполняя все его прихоти. Это приводит к огромной избалованности Митрофанушки и к его равнодушному отношению к собственным родителям. Герой часто срывается на них, а в финале комедии Фонвизина Митрофанушка просит госпожу Простакову «отвязаться» от него, потому что она ему надоела.
Вариант 4
Пьеса «Недоросль» — одна из наилучших отечественных произведений. С помощью персонажа Митрофана осознаем пагубность в большой родительской опеке.
Митрофан – характерный пример необразованного и невоспитанного героя. Из-за большой опеки своей семьи, у Митрофана сложный характер. Ему 15 лет, но все его еще считают дитем. Ему многое дозволяют, утверждая тем, что он еще маленький ребёнок. Простаковы во всем ему потакают – они утверждают, что его необходимо баловать, так как взрослая жизнь сложна, и детство должно быть беззаботным. В итоге подобного воспитания Митрофан изнежен и избалован сильной любовью своих родителей. Однако для него чужды добро и приветливость – Митрофан зачастую спорит со слугами и преподавателями, грубо и жестоко относится не только к ним, но к своей семье. За свои невежественные поступки его не наказывают. Он считает, что его поступки правильные и тем самым ожесточается. Митрофан не желает заниматься обучением, игнорирует преподавателей, его интересует лишь женитьба. Он не способен увидеть в чем-то красоту. Для него окружающий мир однообразен. В какой-то степени он напоминает животное, которое следует своими природными интуициями.
Митрофан ленив, тунеядец и ябеда. У него нет четких целей и стремлений в жизни. В общем, в целом он сам понимает, что он глуп и ленив, но в этом не видит проблем. Он считает, что живут же подобные люди и поэтому он легко сможет отыскать себе компанию.
Систематически Митрофан старается упрекнуть свою мать, что она ему мешает со своей любовью. Он угрожает матушке покончить самоубийством. Таким образом он пытается её шантажировать. Родители его не образованы, но желают его увидеть образованным человеком из-за вынужденных мер, ведь это дань моде. Митрофан не любит обучаться. Сама Простакова ненавидит образование, считая его злом. Мать никогда не судит сына за его немыслимые поступки, еще больше его уверяет, что образование принципиально для галочки.
За продолжительное время учёбы Митрофан считается «недорослем», то есть недоученным человеком. Из-за нехватки багажа знаний, он так и не смог получить аттестат о получении грамотности, однако никого данное явление это не беспокоит. Митрофан так и не научился хорошо читать, он читает по слогам. Арифметику он тоже не любит, он освоил лишь до трех чисел. В итоге Митрофан – неумный малообразованный детина, с жалкой душонкой, такими же мечтами и потребностями. Он не имеет никакого потенциала, прожигая свою жизнь легкомысленно.
`
Софья
Взгляды Стародума относительно образования и воспитания полностью противоположны взглядам Простаковой. Стародум видит, что поступки Митрофана – «злонравия достойные плоды». Стародум выражает авторскую позицию, гласившую о том, что человека нужно воспитывать в соответствие с честью и достоинством. Только в этом случае вырастет человек с высокими нравственными принципами. В соответствии с ними Стародум и воспитывает Софью. Она прислушивается к его советам. Он в свою очередь обращается с ней как с равным человеком, а не как с ребенком. Стародум наставляет героиню и направляет ее на путь истины. Это положительно влияет на личность Софьи. Она живет честно и достойно, что нельзя сказать про семью Простаковых, которая хочет воспользоваться ее деньгами.
Сочинение 3
Чтобы показать собственное видение проблем воспитания и образования в обществе, каждый писатель по-своему показывает это в произведениях, наделяя героев яркими чертами, необходимыми для того, чтобы читатель мог сделать правильный вывод для себя. Для этого он создает ситуации, познакомившись с которыми, мы может проанализировать положительные и отрицательные стороны происходящего.
Герои комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» в отношении содержания вопросов образования и воспитания разделились на две противоборствующие стороны: это те, кто не видит смысла в обучении, и те, кто любым способом стремится к собственному развитию. Каждый эпизод произведения содержит подтверждение этому.
Появление на страницах комедии сына госпожи Простаковой – Митрофанушки – говорит о многом. Описание ценностей и смысла существования шестнадцатилетнего юноши укладывается в несколько слов: «Не хочу учиться, хочу жениться». Его времяпровождение характеризуется ленью, отсутствием интереса к познанию. Слепая любовь матери приносит вред сыну тем, что поддерживает его в нежелании учиться: «коли ученье так опасно…, так перестань». Посещение им уроков – это лишь вынужденное исполнение указа царя. Однако даже его учителями оказываются бывший кучер и отставной солдат.
Крепостной портной Тришка так же, как и его хозяйка не знает, что такое процесс обучения, поэтому отказывается шить ее сыну кафтан, объясняя это тем, что «не учился портяжному ремеслу».
Д. И. Фонвизин семье Простаковых дает характеристику образа «злонравных невежд». Это малообразованные люди. Отсутствие знаний не пугает их. Так, например, хозяйка считает, что достаточно уметь считать деньги. Не умея навыков чтения, она не может даже прочесть письмо, адресованное Софье. Подобное мнение она внушает и окружающим. Она готова бы дать сыну образование лишь для того, чтобы следовать моде.
Эти герои, у которых отсутствует культура, страдает воспитание, нет грамотности, выглядят жалкими, их действия и решения выглядят нелепыми. А на первое место выходят жадность, зависть, жестокость. Низкий уровень образованности приводит к драматическому финалу.
Понятие воспитанного человека не знакомо семье Простаковых и их близкому окружению. Потому они не понимают Софью, Стародума, Правдина, которые старались дать понять, что неискренность в отношении к гостям или близким будет всегда раскрыта, а слепая любовь хозяйки к сыну и жадность не приведут к добру.
По мнению Стародуба, в них не было благонравия, тех манер, той культуры и ума, без которых сложно занимать в обществе интеллигентных людей достойное место.
Ироничное отношение автора к отрицательным героям произведения помогает раскрыть не один порок общества. Он показывает последствия действий невоспитанного человека и отсутствия стремления к образованности, а симпатия к положительным героям поясняется их верными жизненными принципами. Главная мысль, которую автор передал героям – стремление не к наживе, а духовным ценностям и доброте.
Просветитель Вральман
Вральман является бывшим кучером, из всех учителей Митрофана он наиболее высокооплачиваемый. Основная обязанность мужчины заключается в изложении французского языка и светских манер, принятых в высшем свете того времени. Вральман отличается ужасным произношением, и если Цыфиркин с Кутейкиным предпринимают хоть какие-то действия ради обучения юноши, то он даже не пытается заниматься преподавательской деятельностью.
«Эксперт» по французскому языку чрезмерно ленив и хитер. Об этом несложно догадаться, разложив его фамилию на «враль» и «ман», кстати, происхождение у нее немецкое. Его мнение поддерживает Простакова, которая считает, что нет необходимости пичкать подростка бесполезными науками. Так уж сложилось, что неграмотный недоросль берет уроки у непрофессионального учителя, которому выплачивается самое высокое жалование.
Учителя Митрофанушки изображены в комедии псевдопедагогами, они не имеют никакого отношения к наукам и преподавательской деятельности:
- сержант в отставке Цыфиркин сам с трудом считает;
- семинарист в прошлом Кутейкин едва ли может прочитать пару строк в книге;
- Вральман, у которого лень родилась раньше него.
В театральных постановках играть роли этих персонажей поручено интересным актерам, в полной мере соответствующим своим образам.
Вральман
Учитель, которого Простакова считала лучшим, и готова была платить ему 300 рублей в год, тогда как остальным учителям выделяла всего по десять. Но лучший по мнению невежественной и глупой хозяйки учитель оказался простым кучером. Простакова ценила его за то, что он «ребенка не неволит». Именно это заложило в Митрофанушке осознание, что можно и даже нужно ничего не делать вместо того, чтобы учиться. В итоге «лучший» учитель оказывается самым плохим из всех, ведь он не только не помогал, но еще и вредил учебному процессу. Характерстика Вральмана говорит о том, что он плут, проныра и пройдоха, но никак не высококлассный учитель для барского сына. В итоге оказывается, что он просто бывший кучер Стародума. Не найдя работу по своей профессии, он прикидывается учителем и добивается расположения Простаковой.
Фонвизин в своем произведении «Недоросль» четко и ярко описывает то, как плохие учителя могут сделать из плохого худшее. Митрофанушка глуп, но именно «с помощью» учителей он становится еще глупее и невежественнее, а мать потакает ему в этом.
Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Учителя Митрофанушки», дать их характеристику и описать их роль в произведении.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Недоросль»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Недоросль»
для самых компанейских —
Главные герои «Недоросль»
для самых занятых —
Читательский дневник «Недоросль»
для самых любопытных —
Анализ «Недоросль» Фонвизин
для самых крутых —
Читать «Недоросль» полностью
Тест по произведению
-
/18
Вопрос 1 из 18
Выберите основные признаки классицистической пьесы, присущие комедии «Недоросль»:
- Фантастическое место действия; исключительные, выдающиеся герои;
- Единство места, действия и времени; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;
- События пьесы длятся несколько лет, герои списаны с реальных исторических персонажей;
- Обширная география происходящих событий; типичные, шаблонные герои.
Самые популярные материалы августа для вашего класса:
Краткое содержание «Куст сирени»
Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина
Характеристика Василия Теркина
Анализ «Анна на шее» Чехов
Краткое содержание «Бахчисарайский фонтан»
Образ Василия Тёркина
«Бегущая по волнам» очень краткое содержание
Краткое содержание «Земля Санникова»
«Очень страшная история» очень краткое содержание
Краткое содержание «Убить пересмешника»
Вариант 3
Д. И. Фонвизин – писатель – классицист и просветитель. Самыми яркими представителями этого направления в русской литературе являются М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин. Просветители считали, что можно изменить государственное устройство, сделать жизнь более справедливой, если дать хорошее образование и воспитание правящему классу – помещикам. Образованный человек, по мнению просветителей, не способен к жестокости, будет всегда справедлив и добр к своим крепостным. Более того, писатели – классицисты проводили мысль о справедливом монархе, который установит в государстве главенство закона.
Но что происходит в реальной жизни? Вот стало известно, что в своем имении бесчинствует г-жа Простакова: крестьяне в ее имении совсем обнищали, она оскорбляет и избивает своих дворовых, да и родственников мучает и унижает, хочет принудить к замужеству со своим братцем сироту Софьюшку, дабы и ее деревеньки прибрать к рукам.
Сама г-жа Простакова невежественна, она убеждена, что главное родовитость: ее батюшка занимал доходное место и умер, сидя на сундуке с деньгами. Но и до нее дошло новое веяние: дворяне должны учить своих отпрысков, чтобы получить государственные места. Вот Простакова и нанимает для своего ненаглядного сыночка Митрофана учителей: недоучившегося семинариста Кутейкина, бывшего солдата Цыфиркина, кучера в прошлом Вральмана. Даже те малые знания, которые могут дать «учителя», Митрофан не хочет усвоить. Сцена «Урок Митрофанушки» демонстрирует полное невежество ученика: он не может ответить на самые простые вопросы. Его жизненное кредо: «Не хочу учиться – хочу жениться!»
Кто же по-настоящему занимается воспитанием и просвещением недоросля? Г-жа Простакова! Каждый день она подает негативный пример своему сыну (Митрофан – в переводе с греч. означает «подобный матери»). Она учит его жадности и жестокости. Вот г-жа Простакова бранит крепостного портного Тришку, который «изряднехонько сшил кафтан, мамушка Еремеевна каждый день получает оплеухи, Простакова обирает своих крепостных, они голодают и больше не способны платить оброк. Да и мужа своего Простакова бьет и бранит, с братцем затевает драку, как только узнает, что Софья – богатая наследница, а значит, должна выйти замуж за Митрофана. Безумная любовь к сыну, пожалуй, единственное ее положительное качество.
Она не видит никакого проку в учебе: ни с кем не делись, если что нашел, зачем знать географию, если есть извозчики, которые отвезут туда, куда нужно, дверь от того, где она находится, может быть именем существительным или прилагательным, а история сводится к байкам кучера Вральмана. Ее убеждение: дворянство – высшее сословие, а крепостные и дворовые должны выполнять их указы. Скотинина – такова девичья фамилия матушки, и она является сутью образа оскотинившейся помещицы.
В конце комедии торжествует справедливость: чиновник Правдин изымает под государственную опеку имение Простаковых, Софьюшка выходит замуж за Милона и ее находит дядюшка Стародум, именно в уста этого героя автор вложил свои мысли: «Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
Заключительная сцена поистине трагична: г-жа Простакова ищет поддержку и опору у своего сыночка, но тот отталкивает ее со словами: «Отвяжись, матушка». Слова Стародума венчают комедию: «Вот воспитания достойные плоды».
Во времена Фонвизина слово «недоросль» означало недоучившегося подростка, не служившего еще в армии. Комедия «Недоросль» дала слову новое переносное значение – невежественный, необразованный, грубый подросток.
Вральман
Вральман, как и многие герои Фонвизина, предстает в произведении с говорящей фамилией. Видимо для опровержения мифа о немцах, каждый из которых является исключительно умным и дельным человеком, в комедии представлен этот образ немца-учителя. Он, в отличие от остальных педагогов имения, получает больше жалования. Как и положено иностранцу, Вральман нанят учить Митрофанушку языкам, но, по большом счету, пренебрегает своими обязанностями, не принуждая ленивого помещичья сына к занятиям.
Потакает немец не только недорослю, но и его матери. Несмотря на то, что Простакова наняла учителей и платит им деньги, по ряду фраз видно, что она считает образование своего сына только уступкой моде. Высказывания Вральмана, что российская граматика и математика не нужны показывают, что образ этого нерадивого учителя введен для гротеска, чтобы продемонстрировать глупость некоторых дворян. Считая ненужным обучение недоросля действительно полезным вещам, Вральман говорит Митрофанушке, что нужно лишь знать, как правильно жить. Немец-педагог показан просто в роли гувернера, приставленного развлекать своего воспитанника. В этом, отчасти, виден патриотизм Фонвизина, высмеивающего чрезмерное преклонения перед Европой и ее ученостью.
Комедия «Недоросль»: учителя Митрофанушки
Иначе, чем крепостники-помещики, показаны в комедии «Недоросль» учителя Митрофанушки. Из них с наибольшим сочувствием обрисован отставной сержант Цыфиркин. Это человек прямой, честный, трудолюбивый. Свое появление в роли учителя он объясняет так: «Праздно жить не люблю. На досуге ребят обучаю». Учит он в меру своих знаний и возможностей, но учит добросовестно. Когда обнаруживается, что Митрофанушка ничему не научился, Цыфиркин отказывается от платы за труд: «Не за што».
На ругню Митрофана он ловко отвечает пословицей: «Собака лает, ветер носит». Цыфиркин вообще часто пользуется меткими народными пословицами и поговорками. Но на его язык сильный отпечаток наложила служба в армии. По первому же его высказыванию офицер Милон сразу узнает в нем служивого. Говорит Цыфиркин четко и точно формулируя свою мысль; его фраза немногословна; встречаются слова, принятые в армии: «приказ», «ваше благородие», «беглый огонь», «здешни господа добры командиры».
С юмористическим оттенком обрисован Кутейкин, дьячок, недоучившийся семинарист, «убоявшийся бездны премудрости». Кутейкин не лишен остроумия. По-видимому, он не без задней мысли заставляет Митрофанушку твердить своеобразную самохарактеристику: «Аз же есмь червь… А не человек». И Цыфиркин и Кутейкин с сочувствием относятся к участи крепостных слуг Простаковой. Оба возмущаются тем, что Вральман мешает им учить Митрофанушку по-настоящему. Оба они не лишены добродушия и шутливости, как это показывает их разговоре Еремеевной в конце 6 явления II действия. Эго типы домашних учителей, обычных в глухих провинциальных усадьбах XVIII века, далеких от учености, но добросовестно выполняющих свою трудную задачу обучения дворянских «недорослей».
Явно сатирическими красками обрисован третий учитель Митрофанушки — немец Вральман, тип учителя-проходимца (он кучер по профессии). Увидев полное невежество Простаковой и ее слепую любовь к сыну, Вральман разыгрывает роль доброго, нетребовательного педагога. Простакова в восторге от него, Митрофан тоже, а самому Вральману такая роль дает возможность скрыть свое невежество. Цыфиркин и Кутейкин разгадывают подлинное лицо этого тунеядца, но сделать ничего не могут. Типы подобных учителей из иностранцев были нередким явлением в домах дворян в XVIII веке. Тип такого учителя-проходимца, мосье Бопре, вывел впоследствии и Пушкин в повести «Капитанская дочка».
В комедии «Недоросль» очень удачно индивидуализирован язык каждого из этих учителей. У Цыфиркина язык бывшего военного: ругань в доме Простаковой он называет «беглым огнем», а Вральману угрожает: «А мы те и честь отдадим. Я — доской». Язык Кутейкина, как выходца из духовной среды, пестрит церковнославянскими оборотами: «Зван бых, и приедох», «Зубы грешников сокрушу» и т.п. Язык Вральмана — ломаный язык иностранца, с комическим произношением звуков и синтаксически неправильным построением предложений. Речь Вральмана принимает подобострастный характер, когда он говорит с хозяевами, нагло-развязный и высокомерный — при разговорах со слугами, что выразительно характеризует его лакейскую душу.
Таковы, в общих чертах, в комедии «Недоросль» учителя Митрофанушки.
Отношение к образованию
Митрофанушке 15 лет. Он 4 года занимается с учителями, которых наняли госпожа и господин Простаковы для своего сына. Однако за это время Митрофан ничему не научился. Как отмечает один из его учителей, Митрофанушка «вперед шагать не любит».
Со своими учителями Митрофан учит грамоту, арифметику, французский язык и другие науки. За то время, которое герой потратил на обучение, он смог достичь только минимальных успехов: Митрофан умеет читать по слогам, считать до трех. Французского языка недоросль не знает вовсе.
Во многом такие неудачи связаны с тем, что учителя Митрофана сами мало что понимали в преподаваемых предметах, однако основной причиной необразованности Митрофанушки является его нежелание учиться. Он мечтает о женитьбе, а не о том, чтобы стать умнее.
Родители Митрофана не видят то, что их сын глуп, они его поддерживают и хвалят, поэтому Митрофанушка и не имеет мотивации учиться и становиться умнее. Его все устраивает также, как все устраивает родителей. Госпожа Простакова не видит смысла в образовании, это же видение перенимает и Митрофан.
Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»
Д.И. Фонвизин в своей комедийной пьесе «Недоросль» затрагивает проблему образования. В произведении высмеиваются отрицательные черты человека: лень, невежество, грубость, эгоизм. Вопросы воспитания детей, грамотного обучения со стороны родителей и учителей остро стояли в XVIII веке. Спустя более двух веков основная тема комедии до сих пор остаётся актуальной.
Во времена Фонвизина «недорослем» называли молодого дворянина, который не получил образования и не принят на службу. Главный герой – пятнадцатилетний Митрофан Простаков. Его мать – госпожа Простакова – грубая и жестокая помещица. Её материнская любовь к единственному ребёнку проявляется во вседозволенности. Имя Митрофан переводится с греческого как «матерью явленный» и подчёркивает негативное влияние Простаковой на избалованного сына.
Отец – господин Простаков – необразованный человек без силы воли и собственного мнения. Всеми делами руководит его жена, не позволяющая супругу принимать решения и выражать свою точку зрения. Митрофанушка унаследовал от обоих родителей отрицательные черты и пороки.
Подросток жесток по отношению к кормилице, крестьянам и учителям, он не знает ни уважения, ни жалости. Он подло грозит Еремеевне пожаловаться матери. При этом, в конфликте со Скотининым Митрофан прячется за няню, просит защиты. Мальчик ведёт себя нагло и вызывающе, но при любой опасности проявляется трусость.
В сценах обучения показана глупость и нежелание получать знания. У молодого человека нет целей в жизни, родители не настаивают на образовании. Митрофанушка и сам осознаёт свою глупость, но его это не расстраивает. Для него чужда духовность, он любит есть, не зная меры, отдыхать, бесцельно и лениво проходят его дни. Ситуация усугубляется отсутствием навыков преподавания самих учителей.
Несмотря на своё невежество, Митрофан довольно хитёр. Он умеет льстить ради собственной выгоды. Чтобы получить расположение матери, сын жалеет её, но не от тёплых чувств, а от желания заработать одобрение. Родители всегда потакают капризам своего дитя. Недоросль же пользуется своей вседозволенностью.
Слепая любовь Простаковых к сыну оборачивается против них. В финале пьесы раскрывается вся чёрствость и бессердечность мальчика. Он не умеет любить никого, даже собственных родителей.
В образе Митрофана воплотились все отрицательные качества его родителей. Он груб и жесток, как госпожа Простакова. От отца ему досталось безволие и отсутствие собственного мнения. Семейной чертой Простаковых является безграмотность и невежество. После выхода комедии Д.И. Фонвизина имя Митрофанушка, как и само слово «недоросль», стало нарицательным, так называют невоспитанного, ленивого, глупого человека.
Смысл последних сцен
В названии комедии раскрывается сущность Митрофана, его отрицательная характеристика. Недоросль не только глух к вопросам просвещения, но и проявляет элементарное неуважение к старшему поколению. Он шокирует свою мать, которая не чаяла в нем души и делала для него все самое лучшее. О таких, как госпожа Простакова, говорят, что они перелюбили своих детей. «Да отвяжись, матушка» — говорит ей Митрофанушка, после чего бедная женщина падает в обморок, а Стародум заключает: «Вот злонравия достойные плоды». В финал автор заложил глубокий смысл: люди, которые поначалу были глухи к наукам, очень редко обретают желание обучаться через долгие годы, поэтому продолжают оставаться неучами. Необразованность порождает и другие отрицательные человеческие качества: скупость, грубость, жестокость.
В конце пьесы носители добродетели — Софья, Милон, Правдин и Стародум — уезжают из деревни Простаковых. «Невеждам без души» остается самим выбрать путь своего развития: у них должно поменяться мировоззрение, или они останутся такими же бездушными.