Анализ рассказа конь с розовой гривой астафьева (6 класс)

Анализ «конь с розовой гривой» астафьев

Краткое содержание

Отправляя главного героя с соседскими левонтьевскими ребятами за земляникой, бабушка пообещала, что продаст собранные внуком ягоды в городе и купит ему пряник конем – «мечту всех деревенских малышей». «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые». С таким пряником «сразу почету столько, внимания».

Отец ребят, с которыми бабушка отправляла мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал на «бадогах», заготовляя лес. Когда он получал деньги, его жена тут же бегала по соседям, раздавая долги. Их дом стоял без забора и ворот. Даже бани у них не было, поэтому левонтьевские ребятишки мылись у соседей.

Весной семейство пыталось сделать изгородь из старых досок, но зимой все это уходило на растопку. Однако на любые упреки о безделье Левонтий отвечал, что любит «слободу».

Рассказчику нравилось в дни получки Левонтия приходить к ним в гости, хотя бабушка и запрещала у «пролетариев объедать». Там мальчик слушал их «коронную песню» о том, как матрос привез из Африки маленькую обезьянку, и животное очень тосковало по дому. Обычно застолья заканчивались тем, что Левонтий сильно напивался. Жена и дети убегали из дому, а мужчина всю ночь «бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал». Утром он все чинил и уходил на работу. А уже через несколько дней его жена ходила по соседям с просьбами одолжить денег и еды.

Дойдя до каменистого увала, ребята «рассыпались по лесу и начали собирать землянику». Левонтьевский старшой начал ругать остальных, что они не собирают ягоды, а только едят их. И, возмущаясь, сам съел все, что успел собрать. Оставшись с пустой посудой, соседские ребята пошли к речке. Рассказчику хотелось пойти с ними, но он еще не собрал полной посудины.

Санька начал кривляться: «Бабушки Петровны испугался!» и называл обидным словом. Возмутившись, мальчик повелся на Санькино «слабо» , высыпал ягоды на траву, и ребята вмиг съели все собранное. Мальчику было жалко ягод, но, напустив на себя отчаянность, он помчался с остальными к реке.

Ребята «интересно и весело провели день». Домой возвращались вечером. Чтобы бабушка не ругала главного героя, ребята посоветовали ему заполнить посудину травой, а сверху присыпать ягодами. Мальчик так и сделал. Бабушка была очень рада, не заметила обмана и даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Санька не рассказал о случившемся Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть для него из кладовки несколько калачей.

Мальчик жалел, что дедушка его находился на заимке «километрах в пяти от села, в устье реки Маны», так бы он мог сбежать к нему. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.

Мальчика всю ночь не спал. «Бабушку надул, калачи украл!» – терзался он.Главный герой решил дождаться утра и рассказать все бабушке, но проснулся, когда она уже уплыла в город. Вместе с левонтьевскими ребятами он пошел на рыбалку. Санька наловил рыбы, развел костер. Не дождавшись, пока рыба допечется, левонтьевские ребята съели ее полусырой, без соли и без хлеба. Искупавшись в реке, все упали в траву.

Неожиданно из-за мыса показалась лодка, в которой сидела Екатерина Петровна. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Рассказчик до самой темноты пробыл у двоюродного брата. Домой его привела тетка. Спрятавшись в кладовке среди половиков, мальчик надеялся, что, если он будет думать о бабушке хорошо, «она об этом догадается и все простит».

Главный герой начал вспоминать свою мать. Она так же возила продавать ягоды в город. Как-то их лодка перевернулась, и мать утонула. Узнав о гибели дочери, бабушка шесть суток пробыла на берегу, «надеясь задобрить реку». Ее «почти волоком утащили домой», и после она еще долго грустила по умершей.

Главный герой проснулся от лучей солнца. На него был накинут дедушкин полушубок. Мальчик обрадовался – приехал дедушка. Все утро бабушка рассказывала каждому, кто наведывался к ним, как она продавала ягоды «культурной дамочке, в шляпке», и какую пакость совершил внук.

Зайдя в кладовку за вожжами, дедушка подтолкнул внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, мальчик попросил у бабушки прощения. Женщина «все еще непримиримо, но уже без грозы» позвала его есть. Слушая слова бабушки о том, «в какую бездонную пропасть ввергло» его «плутовство», мальчик снова разревелся. Закончив ругать внука, женщина все же положила перед ним белого коня с розовой гривой, приговаривая: «Глядишь,за это еще когда обманешь бабушку».

«Сколько лет с тех пор прошло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».

Проблема дружбы

В. Астафьев в своем произведении поднимает проблему ложной дружбы. Дети Левонтия оказывают негативное влияние на рассказчика. Когда они вместе идут собирать ягоды, ребята берут мальчика на «слабо», в результате чего вся земляника, собранная главным героем, была съедена. Причем рассказчику досталось лишь несколько ягодок, все остальное съели Левонтьевские. Съев свою ягоду, они специально подначивали главного героя, чтобы оказаться в равных условиях и съесть всю оставшуюся землянику. Ребят не грызли муки совести, для них такие подлые поступки – обычное дело. Таким же поступкам Левонтьевские пытались научить и главного героя. Такую дружбу нельзя назвать истинной.

Пример 2

Главный герой рассказа Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» – сам автор, только в далеком прошлом, когда он был маленьким мальчиком, так как это автобиографическое произведение. В книге присутствует много детских персонажей. Главный герой много видит, он очень наблюдательный, но не всегда понимает суть происходящего. Автор несколько противопоставляет себя и детей из семейства Леонтия. Маленький Витя, несмотря на то, что рос сиротой, жил в достаточно благополучной семье. И бабушка, и дедушка зарабатывали, старались обеспечить внуку хорошее детство, воспитать его добрым человеком. И у них это хорошо получалось, мальчик рос добрым, светлым, достаточно умным, но немного наивным и совсем бесхитростным. Он не умел и не хотел врать, всегда думал о своих родных. Идея со съеденной земляникой и травой в туеске принадлежала Сашке, самому хитрому и злобному из семейства дяди Леонтия. Все дети тёти Васёны и ее мужа жили в крайней нищете. Автор уделял много внимания описанию их быта, дома, одежды, нравов и характера. Леонтий – бывший моряк, пристрастившийся к алкоголю, мающийся небольшими подработками. Каждый раз во время получения заработной платы в его доме устраивался буйный пир с песнями и разнузданным весельем. В конце этого вечера Леонтий рушил дом, а дети и жена пережидали ночь, спрятавшись где-нибудь. Через 3-4 дня тётя Васёна начинала ходить по дворам и занимать в долг деньги и еду, чтобы потом вернуть их в день получки. Взрослые и мать, и отец не слишком заботились о деньгах, не умели их считать и копить, не пытались зарабатывать больше. Они практически не уделяли внимания детям, те жили и росли как хотят – невоспитанными дикарями, которые постоянно ссорились, дрались, не умели вести себя спокойно и слушали только старшего брата, и то, далеко не всегда. Второй по старшинству – Сашка. Он считался самым злым и хитрым из орлов дяди Леонтия. Именно Саша поспорил с главным героем, что тот не сможет съесть набранные ягоды, именно он заставил Витю украсть калач. Описанный Виктором Петровичем персонаж умел находить выгоду для себя во всем и добивался своих целей нечестными путями и способами, обманывая и водя за нос. Он имел огромное влияние на главного героя, знал это и активно им пользовался. В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Конь с розовой гривой» представлены очень разные детские образы. По моему мнению, дети отличались друг от друга в воспитании. Будущее этих ребят также может сильно разниться.

Оцените, на сколько материал был вам полезен [Всего: 7 Средний: 3.6/5]

ВоспитаниеДетствоСовесть

Школьные сочинения

  • 1 класс
  • 2 класс
  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Сочинения ЕГЭ
  • Свободная тема
  • Сочинения по картине

Литературные произведения

  • Бородино
  • Васюткино озеро
  • Война и мир
  • Гроза
  • Дубровский
  • Евгений Онегин
  • Кавказский пленник
  • Капитанская дочка
  • Конь с розовой гривой
  • Левша
  • Мастер и Маргарита
  • Муму
  • Обломов
  • Отцы и дети
  • Теплый хлеб
  • Шинель

Все произведения

Писатели и поэты

  • Астафьев
  • Булгаков
  • Гоголь
  • Гончаров
  • Горький
  • Грибоедов
  • Достоевский
  • Короленко
  • Лермонтов
  • Лесков
  • Некрасов
  • Островский
  • Паустовский
  • Платонов
  • Пришвин
  • Пушкин
  • Распутин
  • Толстой
  • Тургенев
  • Чехов
  • Шолохов

Все авторы

Проблемы и темы

Вера Верность Война Выбор Героизм Детство Добро и зло Доброта Долг Милосердие Нравственность Патриотизм Природа Совесть любовь мужество невежество сила характера сострадание ценности

Все проблемы

  • всего комплекса материалов

  • необходимых знаний

  • к ЕГЭ по русскому языку

  • доступ ко всей информации

Образцы сочинений по русскому языку и литературе: итоговые сочинения рассуждения для ЕГЭ, ОГЭ, примеры школьных сочинений на любую тему

Сочинения на любую тему

  • 3 класс
  • 4 класс
  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Сочинения по произведениям
  • Русские писатели и поэты
  • Сочинения по картине
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения ОГЭ
  • Сочинения ЕГЭ
  • Аргументы
  • Речевые клише
  • Проблемы в сочинении ЕГЭ

Вариант 4

В рассказе «Конь с розовой гривой», написанном В.П. Астафьевым по воспоминаниям о своём детстве, раскрывается тема трудного пути нравственного становления ребёнка, постижения им понятий о человеческой честности и подлости. Автор убеждает, что только любовь, доброта, умение прощать, встреченные им со стороны близких людей, могут помочь маленькому человеку выбрать правильную дорогу и окрепнуть в столкновении с миром, где есть неизбежное зло.

Центром рассказа являются две крестьянские семьи: мальчика-сироты, который живёт с бабушкой и дедом, и соседского семейства Левонтия, его непутёвой жены Васёны и их многочисленных отпрысков.

Сравнивая уклад жизни в двух домах, автор показывает решающую роль семейного воспитания в становлении личности подрастающего человека. В пьющей левонтьевской семье дети никому не нужны, до их будущего нет дела горе-родителям. Их потомство растёт, как бурьян, и во многих сценах ведёт себя под стать зверёнышам.

Например, на рыбалке они едят почти сырую рыбу, не дождавшись, когда она запечётся. Особенно отвратителен Санька: он требовал от героя рассказа носить ему ворованные калачи, пока «не нажрался». Этот испорченный мальчик давно привык подличать, сквернословить, хитрить и делать гадости.

Совсем не так воспитывают своего подрастающего без родителей внука бабушка Катерина Петровна и её старый муж. За то, что мальчишка, подстрекаемый Санькой, смошенничал и набил корзинку травой, лишь присыпав её сверху земляникой, он получил такой урок, который запомнил навсегда. Бабушка сумела найти слова, которые прожгли душу героя чувством стыда и страха за то, что он стал преступником.

Его горькое раскаянье и слёзы убеждают читателя, что герой никогда не станет обманывать и будет ограждён от дружбы с подлыми людьми прививкой, полученной в общении с негодяем Санькой.

Рассказ учит, что главная цель воспитания не только в том, чтобы дать ребёнку понять, как скверно он поступил, но и убедить, что он справится с ошибкой, вселить надежду на выход из тупика. Символом такой надежды в произведении стал «пряник конём» с розовой гривой, который Катерина Петровна подарила внуку из сострадания к его трепещущей раскаявшейся душе. Её милосердное прощение – урок подлинной любви, который герой запомнил на всю жизнь.

6 класс. Кратко

История создания

Главной идеей написания рассказа стал случай из жизни Астафьева. Виктор очень рано потерял мать: она перевернулась в лодке и утонула, когда ему было семь лет. Через какое-то время отец снова женился, а сына отдал в детский дом.

Самым родным и близким человеком в его жизни была любимая бабушка Екатерина Петровна, которая проживала в деревне. У нее был сосед Левонтий, Виктор дружил с его сыном Санькой. Они любили проводить много времени вместе, часто ходили на рыбалку и постоянно попадали в забавные истории. Одна из них и натолкнула автора на написание в 1963 году произведения о розовом коне.

Сочинение писателя относится к жанру автобиографической повести. В нем прослеживаются две основные тематики:

  • приключение сорванца Вити;
  • становление личности.

Характеристика героя Витя, Конь с розовой гривой, Астафьев

Витя – главный герой автобиографического рассказа В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой”, мальчик, рано потерявший мать и живущий с Бабушкой и дедушкой в сибирской глубинке. Несмотря на то, что времена были трудные, мальчик был всегда сыт, обут и ухожен, так как бабушка с дедушкой о нем хорошо заботились. Он водил дружбу с соседскими мальчишками, левонтьевскими ребятами. Бабушке это не очень нравилось, так как они были плохо воспитаны, жили несолидно и много хулиганили.

Однажды бабушка отправила его за ягодами, пообещав продать

их в городе и купить на эти деньги “пряник конем” с розовой гривой из глазури. Витю эта новость очень обрадовала и он изо всех сил пытался собрать побольше земляники в туесок. Сопровождавшие его левонтьевсние ребята по дороге передрались, съели все свои ягоды и заставили Витю поступить также. Он очень боялся гнева бабушки, но не хотел показаться жадным. В итоге, чтобы спасти себя от гнева бабушки, он по совету ребят накидал в туесок травы и прикрыл единичными ягодами.

На следующее утро бабушка, ничего подозревая, отправилась в город. Тем временем Витя с друзьями отправился рыбачить. Он очень хотел рассказать

бабушке правду, но не успел, так как она слишком рано уехала. На реке они увидели лодку бабушки, откуда она грозила ему кулаком. Придя домой, он забился в кладовке и не выходил. Витя сожалел о своем поступке и вспоминал мать, которая тоже однажды отправилась в город с ягодами и утонула в реке. Вскоре пришел дедушка и посоветовал ему поговорить с бабушкой, признаться во всем и просить прощения. Витя так и поступил. Несмотря на то, что она на него злилась, пряничного коня все же купила. Это мальчик запомнил на всю жизнь.

Другие работы по этой теме:

Характеристика героя Санек, Конь с розовой гривой, Астафьев Санек Санек – один из сыновей дяди Левонтия и тети Васены, персонаж рассказа “Конь с розовой гривой”. Санька был вторым сыном в семье и самым.

Характеристика героя Бабушка, Конь с розовой гривой, Астафьев Бабушка Катерина Петровна – бабушка Вити, добрая и заботливая женщина, проживающая в сибирской глубинке. Витя рано остался без матери и его воспитанием занимались бабушка с.

Сочинение на тему: Уроки доброты в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев Уроки доброты Важное место в рассказе В. П

Астафьева “Конь с розовой гривой” занимает тема доброты. Этот рассказ является автобиографическим и внесен в сборник “Последний.

Конь с розовой гривой – Виктор Астафьев Рассказ Астафьева “Конь с розовой гривой” повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок.

Сочинение на тему: Мой любимый герой в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев ­Мой любимый герой Рассказ “Конь с розовой гривой” можно отнести к разряду поучительных, потому что главный герой к концу произведения учится ценить и любить своих.

Сочинение на тему: Только с любовью держится и движется жизнь в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев ­Только с любовью держится и движется жизнь Рассказ В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” повествует об одном эпизоде из жизни самого писателя. Повествование ведется.

Сочинение на тему: Воспитание в рассказе Конь с розовой гривой, Астафьев ­Воспитание Основная тема многих рассказов В. П. Астафьева – тема взросления. Он часто возвращается к своему собственному детству, так как оно оставило неизгладимый отпечаток на.

Сочинение на тему: В какое время и где происходят события рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой”? В какое время и где происходят события рассказа Астафьева “Конь с розовой гривой”? Рассказ В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” вошел в автобиографический сборник.

Уроки доброты (по рассказу “Конь с розовой гривой”, Астафьев) Рассказ Виктора Астафьева “Конь с розовой гривой” погружает читателя в легкий и волнующий мир детства. Сюжет рассказа реалистичен от начала и до конца, однако читателя.

Конь с розовой гривой краткое содержание Астафьев В. П. Рассказ Астафьева “Конь с розовой гривой” повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно.

Совесть

За свои поступки рассказчик испытывает муки совести. Он не привык жить обманным путем, как это делают дети Левонтия. В отличие от них, мальчик понимает, что поступил неправильно, он старается исправить сложившуюся ситуацию. Герой не может заснуть, все думает о том, что он сделал: «Бабушку надул, калачи украл! Что только будет?». Он сравнивает себя с преступником, который вконец запутался. Мальчик решается все рассказать своей бабушке, но только утром. Однако решение свое герой не исполняет. На протяжении всего рассказа читатель наблюдает внутренний конфликт: главный герой постоянно находится перед нравственным выбором. Человек самостоятельно выбирает свой жизненный путь, однако ему нужно помочь в этом и направить на истинный путь. Именно это и делает бабушка рассказчика.

2 вариант

Каждое произведение Виктора Петровича Астафьева – это своеобразный жизненный урок, который интересен и юному читателю, и представителю взрослого поколения. В них имеют место положительные и отрицательные герои, природа, уклад деревенской жизни.

«Конь с розовой гривой» — рассказ, в котором автор представил историю из жизни мальчика, повествующего о себе. С раннего возраста оставшись без материнского внимания, он лишен многого. Единственным развлечением для него становится времяпровождение с соседскими мальчишками, которые иногда учат плохим поступкам. Главный герой подается их влиянию, не находя иного выхода. Именно так случилось после очередного похода за ягодой.

На этот раз посещение леса был удачным для рассказчика. Однако, подавшись влиянию товарищей он отдал им всю ягоду. Бабушку внук вынужден был обмануть. В противном случае мальчик остался бы без заветного подарка – сладкого пряника в виде коня.

Так, за трудолюбием, воспитанностью, наивностью, нежными чувствами к своей наставнице последовала ложь. Внук видит и жалость, и нежность со стороны бабушки – Екатерины Петровны. Но он не сразу принимает решение рассказать женщине о содеянном поступке.

Таким образом, В. П. Астафьев раскрыл перед читателем душу главного героя, который совершил ошибку. Но внутренний мир героя оказался наполнен самыми разными чувствами и эмоциями (совестью, стремлением к честности). Именно поэтому мальчик тяжело переживал происходящее, связанное с обманом любимого человека. Его сердце страдало от лжи, но он всем своим существом желал бы изменить ситуацию, рассказав бабушке правду. О том, что чувство стыда, раскаяния не покидало героя, говорило то, что он не мог заснуть, всю ночь ворочаясь в кровати. Наутро он получает обещанный пряник, но теперь он смотрит на него другими глазами.

В произведении В. П. Астафьева демонстрируется мудрость бабушки, которая в конце произведения сдерживает слово и вручает пряник внуку. Она понимает, что произошло на самом деле

Однако своим поступком еще раз акцентирует внимание внука на обмане, который можно было бы избежать

Это произведение говорит о том, что каждый человек может в своей жизни ошибаться

Но нужно уметь исправлять ситуацию, не важно, кого коснулась ложь. Если за ошибкой следует прощение, то человек получает очередной опыт, становится духовно богаче и счастливее

В противном случае виновника мучают угрызения совести.

Нравственный выбор

Герой на протяжении всего рассказа выбирает, как же ему поступить в той или иной ситуации. Мальчик сам хорохорится, когда Санька предлагает ему съесть всю собранную землянику, он сам приходит к такому решению. Рассказчик самостоятельно выбирает обман бабушки: он наполняет туесок травой и накладывает на нее немного ягод. Герой самостоятельно крадет у бабушки калач, чтобы Санька не рассказал ей об обмане. Герой мучится и решает рассказать бабушке правду, однако он понимает, что зашел слишком далеко, поэтому его пугает то, что его ждет за такие поступки. Рассказчик нуждался в настоящей помощи, которую не смогли оказать дети Левонтия.

Мы изучаем — Какие нравственные проблемы ставит перед читателем В. П. Астафьев? по рассказу Конь с розовой гривой. Подсказки школьнику

Виктор Петрович Астафьев прошел нелегкий жизненный путь. В детстве ему пришлось беспризорничать. Затем он попал в детский дом заполярного порта Игарка.

Наверное, поэтому Астафьевым много было написано рассказов для детей. для детей я всегда пишу со светлой радостью, говорил В. П. Астафьев, и постараюсь себя всю жизнь не лишать этой радости.

Рассказ Астафьева Конь с розовой гривой повествует об одном эпизоде из детства мальчика. Это сирота, оставшийся на попечении своей бабушки. Ребенку одиноко. Единственные друзья дети соседей Левонтьевых.

Но бабушка не одобряет эту дружбу. Ей не нравится их безолаберный образ жизни, постоянные скандалы, нерасчетливость в быту. Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, била себя по бедрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседний дом. Дом Левонтьевых стоял сам собою, на просторе, и ничего-то не мешало ему смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни. У Левонтьевых всегда не хватало денег, жили они впроголодь, и Левонтьиха частенько прибегала к бабушке попросить в долг.

Но когда Левонтий приносил свой нечастый заработок в семью, устраивался настоящий праздник.

Рассказ заставляет улыбнуться над проделкой главного героя и одновременно оценить замечательный урок, который преподала бабушка своему внуку. Однажды левонтьевская орда отправляется за земляникой.

Наш герой идет вместе с ними: собранную землянику можно продать на базаре, а это неплохое подспорье для маленькой семьи, вынужденной экономить на всем. Сбор земляники очень трудное и нудное занятие, но бабушка обещает внуку купить на вырученные деньги пряничного коня с розовой гривой. Для тяжелого полуголодного времени такой подарок просто великолепен.

Мальчик уже давно мечтал о таком прянике: когда-то ему довелось его попробовать. Но мальчишка попадает под влияние своих друзей, братьев Левонтьевых, которые съедают свои ягоды и его упрекают в жадности.

Но за то, что ягоды так и не были собраны, последует суровое наказание от бабушки. И мальчишка решается на мошенничество он набирает в туесок травы, а сверху закрывает ее ягодами. Бабушка ничего не замечает.

Мальчик переживает, страдает от собственного обмана, он не может уснуть ночью, наконец, он решается утром признаться во всем бабушке, но не успевает. Рано утром она уезжает в город, чтобы продать там ягоды. Мальчик боится разоблачения, и после возвращения бабушки даже не хочет идти домой.

Но возвратиться все-таки приходится. Как стыдно ему слышать сердитую бабушку, которая уже рассказала всем вокруг о его мошенничестве! Мальчик просит прощения и получает от бабушки того самого пряничного коня с розовой гривой.

Бабушка преподала своему внуку хороший урок и сказала: Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда обманешь бабушку… И действительно, автор говорит: Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! а я все не могу забыть бабушкиного пряника того дивного коня с розовой гривой.

В своем рассказе автор говорит об ответственности человека за свои поступки, о лжи и мужестве признать свою неправоту. Каждый человек, даже маленький ребенок, несет ответственность за свои действия и слова.

Маленький герой рассказа пообещал бабушке собрать ягод, значит, должен был выполнить свое обещание. Главный герой рассказа просто не осознает всей необходимости держать свое слово перед бабушкой. И страх наказания заставляет его решиться на обман.

Но этот обман больно отдается в сердце мальчика. Он понимает, что все вокруг вправе его осудить. Он не только не сдержал слово, данное бабушке, но и заставил ее краснеть из-за его обмана.

Для того чтобы ребенок запомнил эту историю как следует, бабушка и дает ему коня с розовой гривой. Ребенку и так стыдно, а тут еще этот чудесный пряничный конь. Конечно, после этого мальчик вряд ли станет обманывать не только бабушку, но и кого-то еще.

Основа сюжетной линии

Начинается рассказ с короткого диалога бабушки и внука. Она просит мальчика насобирать земляники, а за это даст ему пряник, названный ею «лошадью с золотой гривой». Далее идет отрывок с описанием лакомства. В этой части автор погружается в детство и вспоминает самые приятные моменты.

Центральным сюжетом считается сбор ягоды. Астафьев рассказывает о том, как он с друзьями отправился на поляну, и дети соседа больше ели, чем собирали. Однако он насобирал столько, сколько велела бабушка. Но постепенно его «урожай» уменьшался. Ребята половину съели, а остатки рассыпали. Витька очень испугался, что бабушка будет его ругать, а друзья посоветовали в корзину насыпать земли, а сверху положить ягоды. Мальчик подумал и решил так сделать.

Внимание уделить стоит эпизоду, когда бабушка приезжает с рынка домой. Мальчик заметил, как старушка размахивала кулаком, сидя в лодке

Эта картина вызвала у него грустные воспоминания, напомнив о смерти матери, которая погибла на Енисее.

Мальчику было стыдно за свой глупый поступок, он понимал, что поступил плохо. В то же время он не знал, как загладить свою вину перед любимой бабушкой. Но тут на помощь пришел дедушка, который дал мудрый совет. Он объяснил, что достаточно извиниться — и бабушка простит его. Витя прислушался к наставлениям и попросил прощения.

После этого можно наблюдать, что озорной мальчишка уже превратился в настоящего мужчину. Его бабушка и дедушка умерли, он сам уже стар, его жизнь скоро закончится. Но он всегда будет помнить «коня с розовой гривой». Концовка произведения дает понять, почему такое название у рассказа. Розовый конь для автора стал символом памяти о близких людях.

Прочитав текст, можно сделать анализ записок Астафьева. В одном произведении он объединил несколько моральных проблем: отношения людей разных поколений, обман, совесть, верная дружба и раскаяние.

Все события, которые описывались в рассказе, наталкивают на мысль, что обман всегда раскрывается. Лучше сразу говорить правду и жить с чистой совестью. Об этом нужно написать ученикам в сочинении на тему «Розовый конь» или в конспекте читательского дневника.

Герои рассказа

Фото: duckproxy.com

В рассказе есть несколько центральных и второстепенных героев. К ним относятся:

  • главный герой – мальчик, у которого нет мамы и отца. Живет с бабушкой и дедушкой, любит гулять с ребятишками соседа Левонтия. С их подачи обманывает бабушку, позднее извиняется перед ней;
  • Петровна – бабушка главного героя. Мудрая, строгая женщина. Держит хозяйство, иногда зарабатывает на продаже ягод;
  • Левонтий – сосед главных героев. Заготавливает дрова. Любит выпить, живет от получки до получки. Будучи пьяным, крушит в доме мебель, разбивает стекла. Протрезвев, чинит все;
  • Василиса – жена Левонтия. Терпит мужа когда тот буянит и по всей видимости бьет ее, когда пьян, потому что она уходит ночевать к соседке. После того, как тот пропивает полученные деньги, занимает у соседей до следующей получки. После торопится раздать долги – занимает не только денег, но и муки, картошки. Торопясь, может не вернуть 1,3 рубля Петровне, из-за чего та злится.
  • дети Левонтия – второстепенные персонажи, с которыми общается главный герой. Проказничают, берут главного героя «на слабо», учат, как обмануть Петровну.

Здесь более подробно о характеристиках героев произведения.

Проблема дружбы

В. Астафьев в своем произведении поднимает проблему ложной дружбы. Дети Левонтия оказывают негативное влияние на рассказчика. Когда они вместе идут собирать ягоды, ребята берут мальчика на «слабо», в результате чего вся земляника, собранная главным героем, была съедена. Причем рассказчику досталось лишь несколько ягодок, все остальное съели Левонтьевские. Съев свою ягоду, они специально подначивали главного героя, чтобы оказаться в равных условиях и съесть всю оставшуюся землянику. Ребят не грызли муки совести, для них такие подлые поступки – обычное дело. Таким же поступкам Левонтьевские пытались научить и главного героя. Такую дружбу нельзя назвать истинной.

Вариант 2

Главный персонаж рассказа – мальчик Витя. Он живет с бабушкой и дедушкой, которых очень любит и жалеет. Он сирота. Об отце Вити ничего неизвестно, а мать его давненько утонула, перевернувшись на лодке. Семья живет небогато, это ясно и по одежде мальчика в заплатках и по тому, что его заветной мечтой является красивый пряник в виде коня. Он мечтает о нем и представляет, как будет носить за пазухой, как его все будут уважать.

Именно ради заветного пряника Витя отправляется в лес за ягодами. Он аккуратно и старательно собирает землянику. Это говорит о том, что он трудолюбивый мальчик. Но он отправился в лес не один, а с соседскими ребятишками. Ему нравилось бывать в их доме, ведь Витя сирота, к тому же рос без братьев и сестер. Одному мальчику было тоскливо, поэтому он изо всех сил старался ускользнуть из дома к веселой компании. Дядя Левонтий жалел мальчика, Витя же испытывал к нему очень теплые чувства. Это говорила в нем грусть из-за отсутствия отца, недостаток внимания и ласки.

Когда же ребята передрались из-за земляники и съели все свои ягоды, то начали дразнить Витю. Он, мягкий и доверчивый по характеру, поддался на их уловки и отдал им всю свою землянику. Более того, стараясь показаться храбрым, пообещал своровать из дома калачи. После этого мальчишки еще больше стали шутить над ним, а затем посоветовали обмануть бабушку, присыпав ягодами пучок травы. Витя пошел на такой обман, хотя в душе понимал, что поступает нехорошо.

Главный герой – честный мальчик, который раньше не врал своим родным. После истории с земляникой и калачами его так мучает совесть, что он не может уснуть. Он хочет сразу сознаться во всем бабушке, но страх «уговаривает» его подождать до утра. Это типичное поведение ребенка, который знает, что будет наказан, но пытается этого избежать.

На следующий день соседские ребята на рыбалке советуют Вите не приходить домой, но мальчик уже понимает, что связался с дурной компанией и все их советы ничего хорошего не обещают. Он набирается смелости и отказывается их слушать. Этот поступок характеризует его как самостоятельного мальчика, который начинает взрослеть, думать своей головой и отвечать за свои поступки.

Конечно же, обман Вити был раскрыт и бабушка очень на него рассердилась. Мальчик стойко переносил ее жалобы всем соседям на случившееся, а затем весь в слезах пошел извиняться. Он раскаялся в своем поступке, осознал, что поступил очень плохо и навсегда запомнил этот урок.

Мы напишем — Тема и главная идея произведения Конь с розовой гривой Астафьева. Подсказки школьнику

Виктор Астафьев в своем рассказе «Конь с розовой гривой» открыл перед читателем одну из самых главных проблем человечества – тема становления личности и взросления человека. В нем он описывает случай, который в один миг может изменить и внутренний мир человека, и позволить взглянуть на мир по-другому.

Повествование ведет мужчина, от имени маленького мальчика по имени Витя, воспитание которого легло на хрупкие плечи бабушки. Ему все время казалось, что соседские мальчишки живут вольнее и веселее чем он. Мальчик думал, что если будет вести себя, так же как и они, жизнь его будет такой же веселой и беззаботной. И Витя, по совету своих приятелей обманывает свою бабушку.

Одним днем он со старшими друзьями отправился по просьбе бабушки в лес за земляникой. Бабушка пообещала, что привезет ему с рынка гостинец – пряничного коня с розовой гривой. Набрав лукошко ягод, Витя, не удержавшись, съел их с друзьями. Чтобы бабушка ничего не заметила, Витя набил лукошко травой, а сверху присыпал земляникой. НО мальчику стало очень стыдно перед бабушкой, и он хотел признаться ей в своем поступке, но не успел. Бабушка, ничего не заметив, уехала продавать землянику в город.

Витя так испугался разоблачения, что боялся возвращаться к себе домой. Но вернуться все же пришлось, бабушка была очень рассержена и сильно ругалась, но все угостила внука вкусным пряником. Вите было очень стыдно, и он попросил у бабушки за свой поступок прощения. С тех пор прошло много лет, а Витя помнит преподнесенный бабушкой урок и тот пряник в виде коня с дивной розовой гривой.

Главная тема рассказа «Конь с розовой гривой» – это умение признавать ошибки, учиться делать правильные выводы из плохих поступков, думать, а не слушать других людей и главное, любить и уважать своих близких

Важно всегда помнить, что ложь, как ее не скрывай, всегда будет раскрыта, только последствия от нее бывают печальные. Любовь бабушки, несмотря на поступок внука, остаются такой же бесконечной, как и ее доброта

Идея произведения » Конь с розовой гривой» – показать читателю, что только близкие люди способны искренне любить и простить родному человеку любую оплошность. Образ бабушки – это чистота и теплота души, искренняя любовь и трепетное отношение к тому, кого любишь. Именно эти качества помогли Вите вырасти настоящим человеком, оставаться искренним и добрым по отношению к окружающим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: