На службе в армии
Даже война не меняет привычки этих господ. Такие понятия, как патриотизм, честь, отвага не находят оклика в душах штабных офицеров. Они издеваются над несчастным генералом Маком, разбитая армия которого была союзницей России. Думают о наградах и чинах, забывая передать важные распоряжения. Из-за безответственности и трусости таких офицеров гибнут солдаты, страдают по-настоящему честные и мужественные бойцы. Анатоль Курагин не имеет представления о месте своей службы. Долохов, используя небольшую рану, пытается вернуть привилегии. Борис Друбецкой готов использовать рекомендательное письмо Николая Ростова для своего продвижения по службе. Мелочный Берг занят покупкой «шифоньерки и туалета» для Веры, в то время как враг у стен Москвы. Личные интересы интриги, карьера становятся для них главной целью.
Образ светского общества в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Скачать сочинение |
В романе “Война и мир” Толстой создал правдивую и целостную картину русской жизни первой четверти XIX века. В этот период в России главную общественную роль играли дворяне, поэтому немалое место в романе отводится описанию светского общества. Надо отметить, что высший свет в тот период был представлен в основном двумя столичными обществами, довольно сильно отличающимися друг от друга: петербургским и московским. Петербург — столица, холодный, неприветливый город, стоящий в одном ряду с европейскими городами. Петербургский высший свет — особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, — неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, навязанные им обществом или взятые ими добровольно, недаром князь Василий в романе сравнивается с актером. Одним из основных видов времяпрепровождения членов высшего света были светские приемы, на которых обсуждались новости, положение в Европе и многое другое
Человеку новому казалось, что все обсуждаемое важно, а все присутствующие очень умные и думающие люди, всерьез заинтересованные предметом беседы. На самом же деле в этих приемах есть что-то механическое, равнодушное, и Толстой сравнивает присутствующих в салоне Шерер с разговорной машиной
Человека умного, серьезного, пытливого не может удовлетворить такое общение, и он быстро разочаровывается в свете. Однако основу светского общества составляют те, кому такое общение нравится, для кого оно необходимо. У таких людей вырабатывается определенный стереотип поведения, который они переносят и в личную, семейную жизнь. Поэтому в их отношениях в семье мало сердечности, больше практичности и расчета. Типичная петербургская семья — семья Курагиных. Совсем другим предстает перед нами московское светское общество, которое, впрочем, в чем-то все же сходно с петербургским. Первым изображением московского света в романе является описание именин в доме Ростовых. Утренний прием гостей напоминает светские приемы в Петербурге: обсуждение новостей, правда уже не общемирового масштаба, а местных, притворные чувства удивления или негодования, но впечатление сразу меняется с появлением детей, которые приносят в гостиную непосредственность, счастье, беспричинное веселье. На обеде у Ростовых проявляются все качества, присущие московскому дворянству: хлебосольство, радушие, семейственность. Московское общество во многом напоминает одну большую семью, где все всем известно, где прощают друг другу маленькие слабости и могут прилюдно поругать за проказы. Только в подобном обществе могла появиться такая фигура, как Ахросимова, и снисходительно оценена выходка Наташи. В отличие от петербургского, московское дворянство ближе к русскому народу, его традициям и обычаям. Вообще симпатии Толстого, по-видимому, на стороне московского дворянства, недаром его любимые герои Ростовы живут в Москве
И хотя многие черты и нравы москвичей писатель не может одобрить’ (сплетничество, например), он и не заостряет на них внимание. В изображении светского общества Толстой активно пользуется приемом “отстранения”, позволяющим с неожиданной точки зрения взглянуть на события и героев
Так, при описании вечера у Анны Павловны Шерер писатель сравнивает салон с прядильной мастерской, освещая с неожиданной стороны . светский прием и позволяя читателю проникнуть в суть взаимоотношений на нем. Французский язык в речи героев тоже является приемом “отстранения”, давая возможность полнее создать образ светского общества, говорившего в то время в основном по-французски. Роман “Война и мир” был создан во второй половине XIX века. Это означает, что с жизнью светского общества начала века Толстой был знаком лишь по литературе того времени или по рассказам современников той эпохи. Поэты и писатели начала XIX века нередко обращались к изображению дворянства в своих произведениях, то есть в литературе тогда уже существовала определенная традиция в изображении высшего света, и Толстой во многом продолжает эту традицию, хотя часто и отходит от нее. Это позволило ему создать очень . полный и достоверный образ светского общества России начала XIX века.
125738 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Сочинение Образ светского общества
Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» — величайшее произведение отечественной литературы. В нем автор затрагивает жизнь различных слоев населения страны: от интеллигенции до обычных, простых солдат. Важную роль в сюжете романа занимает яркий образ светского общества.
С его представителями мы знакомимся уже в самом начале произведения: писатель описывает салон Анны Павловны Шерер и ее приближенных. В ее обществе никто не любит Пьера, внебрачного сына богатого графа Безухова. Его не любят за простоту, непосредственность и за неопределенное место в обществе. Анна Шерер пытается отвлечь своих гостей от вольных речей Пьера, который, по ее мнению, портит всю атмосферу в салоне. Здесь процветает лицемерие и фальшь, его представители гонятся лишь за чинами да богатством. Это подтверждает необычное событие, произошедшее с Пьером, который оказался единственным наследником огромного состояния умершего графа Безухова. Став богачом и владельцем множества имений, Пьер превратился в самого завидного жениха в светском обществе. Именно это и доказывает, что в салоне Шерер всем управляют деньги. После этого красавица Элен Курагина становится женой Пьера, а он сам – многоуважаемым и почетным гостем в доме Анны Павловны. А иногда эгоистичность представителей светского общества доходит до абсурда. В день Бородинского сражения Анна Шерер устраивает в своем салоне роскошный прием гостей – в то время, когда русские солдаты проливали свою кровь за благополучие страны и мир на родной земле. Л.Н.Толстой наглядно показывает, что светское общество очень далеко от простого русского народа. Но писатель доказывает и то, что победу в Великой Отечественной войне одержало Российское государство только благодаря народу – обычным жителям, которые боролись за мирную жизнь. А светское общество порой даже поддерживало французское правительство.
18 стр., 8710 слов
Женские образы в литературе 19-20 вв
… в жизни общества, в семье. С этой целью он выводит в своём романе большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в … Шерер, Жюли Курагина и другие. Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой. В … эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества. 1.1. «Я всё та … Но, тем не менее, Наташа вдруг влюбляется в Анатоля …
Таким образом, образ светского общества в романе представлен крайне негативно
Автор обращает внимание на его неестественность, фальшь и лицемерие в нем. А его представители лишь создают иллюзию любви к Родине, но не принимают участие в борьбе за ее благополучие и процветание
Образ светское общество в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Сейчас читают:
-
Весна является замечательным сезоном года. Весной природа оживает. Все вокруг становиться ярким зеленым и привлекательным. Солнышко освещает землю и согревает все живое вокруг.
-
С каждым годом население планеты становиться более образованным и развитым. Все мы пользуемся компьютерами и телефонами. С легкость играем на планшете и используем в быту умную технику, которая сама может стирать, готовить и убирать.
-
В субботний вечер мы всей семьей собираемся дома. В этот день мама всегда готовит очень много вкусных блюд, а папа всегда проводит время со мной. Утро, в субботу, у нас начинается с совместного завтрака.
-
В повести автор описывает три смерти. Первая смерть сына Тараса Бульбы Андрия. Его убивает сам отец, за предательство своего Отечества и своих товарищей. При этом, когда он перешёл на другую сторону, он опозорил свою семью
-
Нижний Новгород – прекрасный город. Он имеет богатую и интересную историю. Меня очень радует, что с каждым годом мой родной город становится все лучше и лучше. Мой город относится к одним из самых красивых, а если обратится к историческим фактам,
-
Прекрасный шедевр русской литературы, который рассказывает читателю очень непростую жизненную история, которая превратилась в настоящую историческую эпопею, так как ее герои проходят сквозь различные исторические перемены, и это очень сильно привлекает
57 стр., 28355 слов
Система образов в романе «Война и мир»
… Первоначально роль Болконского в романе была очень скромной. … в бескрайнее прекрасное небо помог герою осознать мелочность и … становится реальностью. Андрей Болконский видит беспорядок, панику в войсках. Он берет знамя и … и по внешнему виду и такой же, но во внутреннем мире началась его новая жизнь». И в … и более благородным правилам жизни. В разговоре с Пьером князь объясняет свой уход на войну: …
2 вариант
Особое место в романе Льва Толстого «Война и мир» занимает светское общество.
Сам роман начинается со сцены в салоне Анны Павловны Шерер. Здесь собран весь высший свет Петербурга! Здесь царят фальшивые улыбки, верность приличиям, наигранная вежливость. У всех героев вместо лиц маски, которые они меняют так, как им удобно. Анна Павловна является связующим звеном данного коллектива. Она направляет поток беседы, знакомит тех, кто еще не знаком.
Пьер, присутствующий на данном мероприятии, чувствует себя не уютно. Он открыт, сердечен, немного наивен. Пьер ведет себя свободно и непосредственно, поэтому он неприятен светскому обществу, которое стремится ему угодить из-за его скорого обогащения.
Князь Василий занимает не последнее место в салоне. К его мнению прислушиваются, его уважают и почитают. Ни одно светское мероприятие не обходится без Василия Курагина. Он не так уж и прост! В одном обществе он говорит одни вещи, а в другом уже отрицает то, что говорил ранее. Василий Курагин стремится угодить всем, поэтому лжет, но так, чтобы его репутация не была испорчена.
В советском обществе каждый знакомиться друг с другом ради какой-то цели. Например, Анна Михайловна на всех собраниях говорит про своего сына Бориса. Она хочет устроить его получше на службе, помочь ему сделать карьеру. Больше ничего не волнует Анну Михайловну. Она и говорит только об этом.
Князь Василий стремиться удачно устроить жизнь своих детей: сына Анатоля и дочери Элен. Судьба девушки складывается неплохо. Князю Василию удается хитростью женить дочь на Пьере, который стал богатым наследником. Элен — истинная светская барышня. Она очень красива, но ее красота холодна. Элен сосредоточена только на себе. В ней нет мягкости, чуткости, доброты. Она в открытую смеется над своим мужем, говорит ему всякие гадости.
Анатоль Курагин интересуется лишь светскими развлечениями. Отец пытался женить его на Марье Болконской, богатой девушке, но не удалось. Анатоль подлый и всегда готов на все ради себя. Он хотел заполучить Наташу силой, но девушка была вовремя остановлена.
Светское общество изображено автором с некоторой насмешкой. Писатель не принимает таких людей всерьез. Ему противна их фальшивость, примитивность мышления. Они ни на что не способны, кроме как красоваться друг перед другом. В них нет милосердия, доброты, открытости, которые составляют истинную красоту.
Сочинение на тему Высший свет Война и мир
В своем романе «Война и мир» Лев Николаевич Толстой показывает нам свое неблагоприятное отношение к так называемому «высшему свету» : лживому, лицемерному, криводушному и фальшивому. В каких-то героях он души не чает, других же презирает. Читая произведение мы встречаем представителей разных сословий, от бедных до богатых. Если для Льва Николаевича ценным в человеке является простодушие и доброта, то говоря о высшем свете этого нет, для людей подобного общества нормальным является лживость и фальшь, о честности речи идти не может.
С первых страниц романа мы знакомимся со сливками общества в салоне Анны Шерер, всевозможными вельможами, дипломатами и дворянами. Взяв любого из них сняв фальшивые маски, лживые утонченные манеры, стерев весь внешний блеск, мы увидим пустое духовное убожество. Сама же Анна Павловна которую волнует лишь соблюдение внешних приличий и то, как гости будут вести себя в салоне, предстает нам возвышенной и непоколебимой. Сдержанная улыбка на ее лице и легко заметная неискренность, она будто бы следует четкой инструкции, своему шаблону слов, дел, мыслей и жестов, следя за тем чтобы в салоне ненароком не выскользнуло искреннее чувство, излишнее свободомыслие. Лев Николаевич отождествляет обладательницу помещения с владельцем предприятия, кой, «усадив трудящихся по местам, прохаживается по заведению, замечая очень громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход…».
Присутствуют иные фрагменты произведения, где проявляется столь же меркантильная обстановка, к примеру в покоях умирающего графа Безухова, вспомните момент, когда у находящегося при смерти господина, портфель с завещанием озлобленно оскалившись разрывали «горем убитая» Друбецкая и князь Василий. В буквальном смысле началась облава на невинного наследника Пьера, единственного приемника, продуманная до мельчайших деталей князем Василием и Анной Шерор
Окружающих мало волнует состояние умирающего графа, им важно урвать побольше кусок от его наследства
Писатель обнажает читателю пустую, эгоистичную, тщеславную советскую жизнь, духовно мертвую, лишенную ценности.
Высший свет в романе Л. Н. Толстого Война и мир
Сейчас читают:
-
Сочинение на тему День рождения подруги
День рожденья получился очень насыщенным и интересным. Начинали праздник мы в развлекательном центре. Там мы играли в детской комнате, катались с горок, прыгали на батуте.
-
Нравственные идеалы и заветы Древней Руси сочинение
Наши предки оставили нам немало памятников своей культуры. В том числе и литературные творения. А в них мы видим нравственные идеалы людей того времени. И, не только примеры нравственности оставили они нам в них, но и заветы.
-
Сочинение-рассуждение Забвению не подлежит
Что по вашему мнению не подлежит забвению? В наше время всё чаще происходят попытки переписывания истории. Допускать этого, конечно, нельзя,
-
Тихон и Борис — сравнительная характеристика сочинение
В данном сочинении я буду сравнивать двух персонажей из комедии А. Н. Островского « Гроза » это произведение одно из самых популярных в творческой жизни писателя. В комедии описана история девушки Катерины,
-
Сочинение на тему О чем шепчутся снежинки
Подул холодный северный ветер. Тяжелые синие тучи повисли над головой. А колючий мороз начал пощипывать щеки. И вдруг свершилось чудо – с неба посыпался миллион белых звездочек.
-
Аргументы к сочинению Русский язык 11 класс ЕГЭ
К великому сожалению в наше время красота и богатство русского языка утратили свою актуальность. Молодежь общается на своем сленге, представляющего, собой некую смесь английского языка, исковерканного на русский манер с жуткими сокращениями русских слов.
Описание московской светской жизни и ее представителей
Впервые с обычаями и атмосферой московского дворянства автор знакомит читателя на утреннем приеме семьи Ростовых. На первый взгляд может показаться, что светская картина Москвы мало чем отличается от общества Северной столицы. Однако беседы представителей знати уже не такие обобщенные и пустые, в них можно услышать и личное мнение, споры и дискуссии, что говорит об искренности взглядов, истинном волнении за судьбу своего края и государства в целом. На светских мероприятиях есть место детским шалостям и добродушному смеху, искреннему изумлению, простоте и прямоте мыслей и поступков, доверию и прощению.
В то же время не стоит полагать, что Толстой, который, несомненно, симпатизирует в романе обществу Москвы, идеализирует его. Напротив, он подчеркивает многие его качества, которые не находят одобрения в лице автора, такие как зависть, высмеивание, страсть к сплетням и обсуждению чужой частной жизни. Однако, создавая образ светского общества Москвы, автор отождествляет его с характерными как позитивными, так и негативными чертами, присущими русскому народу.
Цитаты из романа «Война и мир» Толстого (афоризмы, мудрые высказывания)
Том 1 часть 1 «. Ничто так не нужно молодому человеку, как общество умных женщин . » (князь Василий Курагин) «. влияние в свете есть капитал, который надо беречь, чтоб он не исчез. » (автор) «. Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было. » (Андрей Болконский)
«. В самых лучших, дружеских и простых отношениях лесть или похвала необходимы, как подмазка необходима для колес, чтобы они ехали. » (автор)«. Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что-нибудь необыкновенное . » (Марья Львовна Карагина)«. деньги, сколько от них горя на свете. » (графиня Наталья Ростова)
«. Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы. » (Анна Михайловна Друбецкая)
«. Ах, ежели бы не было у нас утешения религии, жизнь была бы очень печальна. » (Марья Болконская)
«. человечество забыло законы своего божественного спасителя, учившего нас любви и прощению обид, и что оно полагает главное достоинство свое в искусстве убивать друг друга. » (Марья Болконская) «. Все кажется хорошим, что было прежде. » (Андрей Болконский)
«. В минуты отъезда и перемены жизни на людей, способных обдумывать свои поступки, обыкновенно находит серьезное настроение мыслей. В эти минуты обыкновенно поверяется прошедшее и делаются планы будущего. » (автор)
«. надо быть снисходительным к маленьким слабостям; у кого их нет. » (княжна Марья Болконская)
Это были избранные цитаты из романа «Война и мир» Толстого: интересные высказывания героев и автор, знаменитые афоризмы на самые разные темы.
В плену у алчного графа
За поведением знакомых лиц мы наблюдаем в квартире Василия Курагина. Князь Василий не выпускает из своих цепких рук Пьера, неожиданно ставшего богатым наследником. Его не интересуют вопросы нравственности и морали. Женить Пьера на своей дочери ‒ предел мечтаний алчной натуры
Неважно, что молодой человек не собирается делать предложения, что между женихом и невестой нет никакого искреннего чувства. Главное, загнать в ловушку бесхитростного человека, воспользовавшись его честностью и благородством
Элен Курагина своей порочной натурой похожа на своего отца. Ей легко удаётся одурачить Пьера и сделать его жизнь несчастной. «Где вы, там разврат, зло», ‒ говорит супруге прозревший Пьер. Ради денег эти люди готовы переступить любые законы морали. В трудное для России военное время в этом обществе были «те же выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы службы и интриги…»
Главные герои «Телеграмма» характеристика персонажей рассказа Паустовского списком
Литература[ | ]
- Craven, Wayne. Gilded Mansions: Grand Architecture and High Society (2009).
- Ellenberger, Nancy W. «The Transformation of London ‘Society’ at the End of Victoria’s Reign: Evidence from the Court Presentation Records.» Albion 22.04 (1990): 633-653.
- Foulkes, Nick. High Society: The History of America’s Upper Class (2008).
- Hood, Clifton. In Pursuit of Privilege: A History of New York City’s Upper Class and the Making of a Metropolis (Columbia University Press, 2017). xx, 488 pp. covers 1760-1970.
- Ingham, John N. The Iron Barons: A Social Analysis of an American Urban Elite, 1874-1965 (1978).
- Lotman, Yuri. High Society Dinners: Dining in Tsarist Russia (2014).
- McKibbin, Ross. Classes and Cultures: England 1918-1951 (2000): 1-43.
- Noel, Thomas J. «Colorado’s Rush to Culture A Gold Rush Legacy.» Journal of the West 49#2 (2010).
Семья Ростовых
Эти люди также являются лучшими представителями дворянского сословия рассматриваемого времени. Они сильно отличаются от Болконских как по характеру, так и по образу жизни. Однако их объединяет честное и порядочное поведение, открытость, доброта, искренность. Первые более замкнуты, другие — открыты, общительны, дружелюбны. Однако ни те, ни другие никак не вписываются в привычное понятие светского общества.
Ростовы пользуются всеобщим уважением и любовью. И это является показательным в том смысле, что не все высшие слои были чопорны и холодны, как гости в салоне княгини Шерер. Образы старого графа, его жены, Сони, юной Наташи, её братьев — Николая и Петра — очень симпатичны и привлекательны. Они сразу к себе располагают открытостью и непосредственность. Вместе с тем писатель, стремясь к максимальному реалистичному изображению действительности, описывает и недостатки этих людей, показывая, что им также свойственно ошибаться. Например, Николай Ростов проигрывает крупную сумму и вообще ведёт разгульный образ жизни. И всё же в этих людях больше положительных качеств, чем отрицательных. Поэтому автор именно их, наряду с Болконскими, считает лучшими представителями дворянского сословия.
Семья Болконских как лучшие представители дворянства
Характеристика светского общества в рассматриваемом романе-эпопее должна быть дополнена обзором семей главных действующих лиц. Поскольку именно в их персонажах автор воплотил те черты, которые считал наилучшими среди высшего света. Например, Болконские ведут довольно замкнутый образ жизни. И только князь Андрей периодически является в свете. Но читатель сразу понимает, что он делает это исключительно для соблюдения необходимых формальностей.
На самом же деле он так явно чужой, хотя его везде принимают, как представителя богатого и знатного рода. Тем не менее князь не любит окружающих его людей, поскольку чувствует фальшь и лицемерие в их общении. Поэтому он так и стремится на войну, чтобы вырваться из надоевшего ему существования, которое было наполнено бессмысленными визитами, балами и приёмами. Это сразу выделяет князя среди остальных представителей знати Петербурга.
Княжна Марья, его сестра, вела очень уединённый образ жизни. И сохранила свои лучшие качества нравственного человека. Именно поэтому она привлекает Николая Ростова, который, в конце концов, женится на ней, а не на Соне, в которую был влюблён с самого детства. Князь Николай Андреевич был старинным вельможей, который, несмотря на всю свою суровость, сохранил благородство, честность и открытость дворянина. Возможно, именно поэтому он никак не вписывался в столичные аристократические круги и безвыходно сидел в своём поместье, никуда не выезжая.
Роль эпизода «Салон А. П. Шерер в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»
Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого начинается со сцены «Салон А. П. Шерер». Именно в этом эпизоде происходит наше знакомство с большинством главных героев произведения. Здесь и зарождаются основные проблемы романа: красота истинная и ложная, общение, любовь, патриотизм, проблема возможности мира во всем мире. Всех своих героев Толстой разделяет на любимых и нелюбимых.
Автор открыто показывает свое отношение к ним. Попадая в салон, мы окунаемся в самый центр всех событий и в жизнь героев. Сцена в салоне Шерер рисует нам
все дворянское общество, высший свет. Описывая героев, Толстой использует прием антитезы. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Хозяйка салона — Анна Павловна Шерер. Смысл ее жизни заключается в содержании своего салона. Она обладает всеми качествами, чтобы быть успешной светской дамой.
Анна Павловна имеет свой шаблон, по которому она действует. Дама обладает чувством юмора, умом, она преподносит новые «лица» своим гостям, чтобы сделать интереснее свой вечер: «в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала Виконта, потом Аббата, как что-то сверхъестественно утонченное». Весь вечер
в салоне Шерер Толстой сравнивает с прядильной машиной. Она, как и все остальные, играет свою роль: «Быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением». Еще одна дама — Элен Курагина.
Она очень хороша собой, что заменяет ей внутреннюю красоту, которая у нее совершенно отсутствует. В портрете Толстой выделяет одну запоминающуюся деталь и часто указывает на нее при описании данного персонажа. Для Элен это ее мраморные плечи и улыбка, которая никогда не изменяется. Даже при описании ее одежды все указывает на ее холодность и похожесть на статую. Что касается мужских образов, то вся семья Курагиных тоже увлечена своей игрой.
Князь Василий втягивает в это своих детей. Он пришел сюда по личным интересам. Главное для него — богатство.
В его планах получить наследство от умирающего князя Безухова. Его сын — Ипполит. Он всегда ведет себя неестественно, сначала говорит, а потом думает.
Из-за его маски все считают, что он умен, раз говорит столь самоуверенно. Совершенно не вписывается в салонную обстановку Пьер Безухов. Он только что приехал из-за границы и впервые попал на подобный вечер, поэтому Пьер ведет себя не так как все остальные. Мы видим в нем естественность и желание быть откровенным.
Анну Павловну совсем не радует то, что начинает происходить: «в лице Анны Павловны изобразилось беспокойство и страх, подобный тому, который выражается при виде чего-нибудь слишком огромного и несвойственного месту». Она боялась, что своим детским желанием поделиться своими мыслями со всеми, вступить в ненужные споры не умеющий жить Пьер испортит ей весь вечер. Толстой симпатизирует Безухову, сравнивая его с ребенком, у которого разбегались глаза, как в игрушечной лавке. Есть еще один герой, который тоже не совсем вписывается в обстановку. Это Андрей Болконский.
Возможно, молодой князь когда-то увлекался подобными вечерами, но по его поведению мы видим, что все это ему надоело, он разочарован в свете. Даже его жена подчинена законам высшего общества и не может жить в другой среде. Здесь она также играет свою роль, подыгрывая Анне Павловне.
Маленькая княгиня умела очаровать всех своими недостатками. Все, что она делала, радовало ее: «будто все, что она ни делала, было увеселением для нее и для всех ее окружающих». Даже дома с мужем Лиза продолжала играть эту роль.
Светские вечера, сплетни, богатство, балы — это все чем они живут. Толстому противно все, что здесь происходит. Все здесь — фальшь, маска, скрывающая эгоизм, равнодушие ко всему, кроме собственных интересов. Все здесь происходит подобно спектаклю в театре.
Почти каждый скрывается под маской, которую хотят видеть на нем окружающие и делают не то, что хочется, а то, что нужно делать. Их речь, жесты, слова определяются правилами светского поведения. Цель их жизни — быть богатым и знаменитым. Во всем этом Толстой видел мертвое начало, ведь эти герои не изменяются на протяжении всего романа.
Данный эпизод играет большую роль во всем произведении, ведь именно отсюда начинают завязываться сюжетные линии и намечаются основные проблемы произведения.