Ф. М. Достоевский
Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Достоевский в романе «Преступление и наказание» знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того, что выпало на их долю. Главный герой романа – Родион Раскольников – студент, который вынужден жить в каморке, где даже мыши жить не могут. Вынужденный бедствовать и страдать, он идет на убийство, на смертный грех ради того, чтобы справедливость, наконец, восторжествовала.
Первоначальное название романа «Преступление и наказание» – «Пьяненький»–сосредоточивалось на судьбе семьи Мармеладовых. Мармеладов, чья семья едва сводит концы с концами, дает молчаливое согласие на то, чтобы его собственная дочь пошла на панель, дабы получить возможность расплатиться за жилье и купить еду. Эти люди, волей судьбы опущенные на самое дно, вынуждены нищенствовать и голодать. Старуха-процентщица, которая, хотя ей и жить-то осталось всего ничего, продолжает свою деятельность, унижающую, оскорбляющую людей, приносящих последнее, что у них есть, чтобы получить гроши, которых едва ли хватит на жизнь.
Среди жителей «желтого Петербурга» – униженных и оскорбленных, упавших и растоптанных, – на мой взгляд, особого внимания заслуживают женские образы, различные по своему характеру, но со схожими судьбами. Соня Мармеладова – главный женский образ романа – является носителем христианских идей, которые сталкиваются с бесчеловечной теорией Раскольникова. Именно благодаря ей главный герой постепенно понимает, как сильно он заблуждался, какое чудовищное деяние совершил, убив, казалось бы, бессмысленно доживающую свои дни старуху; именно Соня помогает Раскольникову вернуться к людям, к Богу. Любовь девушки воскрешает его измученную сомнениями душу.
Соня жертвует собой – идет на панель, – чтобы обеспечить больной чахоткой Катерине Ивановне и ее детям сносное существование. Несмотря на то что Соня – «отверженная» в обществе, падшая женщина, она живет ради высоких идеалов, помогающих спасать души человеческие. Раскольников считает Соню родственной душой. Но это только внешнее сходство, на упрек Сони в том, что он убил человека, Раскольников восклицает: «Да я вошь убил!» – на что Соня отвечает: «Это человек-то вошь?» Для нее любой человек достоин жалости и сострадания, любви и снисхождения.
Раскольников и Соня представляют в романе две противоположные правды о жизни и человеке. Соня для Раскольникова становится воплощением всего «безмерного страдания человеческого», во имя которого он восстает против общественной несправедливости своим преступлением. В то же время Раскольников видит в Соне преступницу, говорит, что они одного поля ягоды, ведь она, как и Раскольников, с точки зрения общепринятой морали тоже преступница, загубившая жизнь. Но при этом Раскольников не понимает, что Соня преступила по-другому. Ведь в высшем, человеческом смысле не все равно отдать свою жизнь или отнять чужую. А преступление Сони и состоит в том, что она отдала свою жизнь во имя спасения своей семьи.
Позиция Сони освещена в романе светом религии, христианства. Соня – кроткая героиня Достоевского. Ее религиозность сильна не мистической верой, а человеколюбием. Она представляет в романе деятельное добро, активное, но не агрессивное, не насильственное, как у Раскольникова. Ее кротость отнюдь не предполагает пассивности, покорности окружающему ее миру социальной несправедливости. Она сопротивляется злу, но не насилием, а добротой и самоотверженностью. Именно безграничная любовь помогает Соне не отвергнуть потерявшегося в мучительной безысходности своей теории Раскольникова и в конечном итоге помогает ему воскреснуть к новой жизни, основанной на братском единении с людьми.
Другой женский образ романа – Дуня Раскольникова, которая собирается выйти замуж за совершенно чуждого ей человека только потому, что не хочет позволить матери и брату опуститься до нищенского существования, чтобы улучшить материальное состояние своей семьи. Все три героя преступники, но все они и жертвы того времени, в котором они жили.
Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя, заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться талантом писателя, создавшего их.
ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница
Оглавление
Тимур и тимуровцы
Обложка повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Горький, 1942 год
Не многие помнят, что повести «Тимур и его команда» предшествовал сцена-рий к одноименному кино-фильму
Фильм появился раньше книжки, и имен-но он сначала привлек внимание советских детей к истории мальчика Тимура и его друзей. Только полгода спустя после окончания работы над сценарием, когда фильм уже был запущен в производство, Гайдар стал перерабатывать его в повесть
Сюжет ее таков. В подмосковном дачном поселке действует необычная коман-да — подростки тайно помогают семьям солдат и командиров Красной армии: носят из колодца воду, скла-дывают в поленницу дрова, ищут пропавших до-маш—них животных, защищают детей от жестокости со стороны взрослых. Па-рал-лельно ребята вступают в конфронтацию с местными хулиганами — разо-ри-телями садов и огородов — и одер-живают над ними убедительную мораль-ную победу.
Эта модель самоорганизации и соци-аль-ной активности немедленно нашла от-клик и стала образцом для подра-жания. Первые тимуровские команды появи-лись в СССР еще в 1940 году, сразу после выхода фильма на экраны. После нападения Германии на Совет-ский Союз тимуровские команды ста-ли активно распространяться: коли-чество участников в первые после-воен-ные годы исчи-слялось сотнями тысяч. Появилось даже выражение «тимуровское движе-ние» — по сути, так называли форму социального волонтерства, прочно завя-зан-ную на постулатах советской идеологии. Сегодня первоначальный кон-текст появления Тимура и тимуровцев мало понятен. Попробуем его вос-ста-новить.
Любой читатель повести, как и зри-тель фильма, не может не заметить, что огромное место в этих произве-де-ниях занимают описания перемеще-ний совет-ских войск и разного рода оружия Даже в дачном поселке у дяди Тимура оказы-вается пистолет, заряженный холостыми па-тронами, а у доктора Колоколь-чикова — охот-ничье ружье, и из обоих герои стреляют.
. Слово «фронт» появляется уже во втором предложении повести, а слово «бронедивизион» — и вовсе в первом. Когда Ольга, сестра главной героини, отправляется на дачу, сидя на плетеном кресле в кузове грузо-вика с котенком и букетом васильков на коленях, ее нагоняет по-ходная армейская мотоколонна. В этом смы-сле «Тимур и его команда», пожа-луй, одно из самых тревожных произве-дений советской детской литературы.
Признаки надвигающейся войны станут понятнее, если обратить внимание на даты начала работы над сценарием, а затем и над повестью. Из дневников Гайдара следует, что за сценарий он сел в первых числах декабря 1939 года, то есть сразу же после начала Советско-финской войны Советско-финская война
— война между СССР и Финляндией в период с 30 ноября 1939 года по 12 марта 1940 года.
14 июня 1940 года Гайдар запишет в дневник, что принялся за «повесть о Дун-кане» (сначала он собирался так назвать Тимура), к концу августа он ее закан-чивает. Дата начала работы очень важна: именно 14 июня Совет-ский Союз предъявил ультиматум Литовской Республике, прежде чем ввести туда войска. На следую-щий день аналогичные ультиматумы были отправлены Латвии и Эсто-нии, а за ними последовала оккупация всех трех прибалтийских стран.
Женские образы в романе «Преступление и наказание»: старуха-процентщица
Алена Ивановна – это сухая старушонка возрастом около 60 лет. У нее злые глаза и острый нос. Волосы, которые совсем мало поседели, обильно смазаны маслом. На тонкой и длинной шее, которая может быть сравнима с куриной ногой, повешено какое-то тряпье. Образ Алены Ивановны в произведении является символом совершенно никчемного существования. Ведь она берет чужое имущество под проценты. Алена Ивановна использует тяжелое положение других людей. Назначая высокий процент, она буквально занимается обкрадыванием других.
Изображение этой героини должно вызвать у читателя чувство отвращения и послужить смягчающим обстоятельством при оценке убийства, совершенного Раскольниковым. Однако, по мысли великого русского писателя, эта женщина тоже имеет право называться человеком. И насилие над ней, как и над любым живым существом, представляет собой преступление против нравственности.
Сочинение 3
Роман Ф.Достоевского «Преступление и наказание» по праву можно назвать не только художественным, но и историческим произведением. Автор настолько реалистично описывает особенности той эпохи, что невольно заставляет читателя с головой окунуться в сюжет и глубоко прочувствовать все нюансы в отношениях между людьми того времени.
Одна из главных героинь романа – это Софья Семёновна Мармеладова. Хрупкая блондинка с голубыми глазами отличается своей скромностью и нерешительностью. Она не обладает никакими особыми талантами, но ради своей семьи готова к самопожертвованию. Чтобы хоть как-то вытащить своих родных из нищеты, восемнадцатилетняя девушка вынуждена пойти «на панель» и заниматься этим унизительным ремеслом, потому что она просто не видит иного выхода из плачевной ситуации.
Но грязная работа не приносит никакого результата. Её отец и мачеха умирают, детей увозят в приют для сирот, а сама Соня следует за Раскольниковым, отдает ему всю себя и безумно счастлива только от того, что находится рядом с любимым человеком. И все испытания, которые довелось пережить Соне, не смогли испоганить её чистую душу и доброе сердце.
Немаловажную роль в романе играет шестидесятилетняя Алена Ивановна. Эта старуха сколотила себе внушительное состояние на чужом горе. Схема её обогащения проста: она берет за ничтожную сумму у людей ценные вещи, устанавливая свой процент и если человек просрочил с выплатой, пиши – пропало. Старуха очень алчная и жестокая женщина, что абсолютно не сочетается с её внешним видом. Страдающая чахоткой Алена Ивановна, маленькая и тщедушная, не знающая, что такое сострадание и милосердие.
Младшая сестра старухи, Лизавета, исполняет роль служанки в доме процентщицы. Несмотря на свою нескладную внешность и всякое отсутствие красоты, женщина отличается трудолюбием. Лизавета страдает слабоумием и часто оказывается жертвой развратных мужчин. Она постоянно оказывается в «интересном положении» и Бог знает, чем оканчиваются все ее беременности, потому что детей у нее нет.
Мать и сестра Раскольникова. Обеих героинь объединяет безмерная любовь к сыну и брату. Мать согласна прозябать в нищете, чтобы только он получил хорошее образование и сделал карьеру. После ареста Родиона она впадает в такое отчаянье, что теряет рассудок и умирает.
Младшая сестра Раскольникова, Дуня, красивая и благородная девушка, по расчету выходит замуж, преследуя одну цель – выбраться из нищеты и вытащить оттуда свою семью. Дуня, работая гувернанткой, часто терпит от своих хозяев обиды и унижения, но при этом гордость и чувство собственного достоинства она никогда не теряет и будучи смелой девушкой, может постоять за себя. Автор сравнивает её с ангелочком, который во всей этой грязи умудрился сохранить в чистоте свою красивую душу.
Значение образа
Образ Сони имеет большое значение в романе «Преступление и наказание». Ее воздействие на образ Раскольникова действительно велико. Персонажи много времени проводят за разговорами, в которых находят утешение. Соня является поддержкой Родиона, благодаря ее нравственным качествам Раскольников «вдруг переменился»: «выделано-нахальный и бессильно-вызывающий тон его исчез». Герой признается в убийстве старухи-процентщицы.
Сонечка не оставляет главного героя, она отправляется вместе с ним. Героиня даже в убийце смогла найти человека. Для Раскольникова она стала нравственным спасением, раскаянием за теорию. За характер и душевные качества ее любят все заключенные, она становится для них символом раскаяния и прощения. Так, роман Ф. М. Достоевского показывает, что Сонечка Мармеладова несет божественное начало, способное воздействовать на других людей.
Соня, подобно Христу, сознательно ведет себя к греху. Делает она это не из корыстных побуждений, а ради того, чтобы помочь своей семье. Ее падение – в то же время подвиг. Не каждый человек способен пойти на такой шаг, чтобы спасти близких людей.
Как и многие герои романа, Мармеладова имеет свою теорию – теорию Бога. Узнав о мировоззрении Раскольникова, она говорит ему, что не поддерживает его теорию, что в мире не может быть разделения на «право имеющих» и «тварей дрожащих», что все люди равны и что ни один человек не может вершить судьбу другого человека. Равны все люди, по мнению Сони, именно перед Богом.
Данная теория показывает героиню как настоящего христианина, что и пытался передать Ф. М. Достоевский.
Веря в Бога, Соня не призывает Раскольникова к этому, она хочет, чтобы он сам дошел до веры. Персонаж постепенно приходит к выводу, что ее убеждения – это теперь и его убеждения.
Значение Сони не только в том, что она ведет Родиона по верному пути к Богу, но и в том, что героиня является выразителем идей самого Федора Михайловича Достоевского, для которого религия занимала важное место в жизни. Образом Сонечки Мармеладовой он показал идеальный женский образ, чья вера способна возродить не только себя, но и других людей
Данная статья рассматривает образ Сони Мармеладовой, ее значение в произведении, также статья поможет написать сочинение «Соня Мармеладова».
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Преступление и наказание»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
для самых компанейских —
Главные герои «Преступление и наказание»
для самых любопытных —
Анализ «Преступление и наказание» Достоевский
для самых крутых —
Читать «Преступление и наказание» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы августа для 10 класса:
Краткое содержание «Идиот»
Краткое содержание «Тупейный художник»
Краткое содержание «Дом, где разбиваются сердца»
Краткое содержание «Братья Карамазовы»
Краткое содержание «Гиперболоид инженера Гарина»
Мышкин и Настасья Филипповна
Краткое содержание «451 градус по Фаренгейту»
Князь Мышкин
«Идиот» очень краткое содержание
Краткое содержание «Леди Макбет Мценского уезда»
Сочинение 2
Социально-психологический рома Федора Михайловича Достоевского был написан им в 1865-66 годах и практически сразу стал одним из самых обсуждаемых событий в литературе того времени. Сейчас роман стал классикой не только российской, но и мировой литературы в целом.
В центре сюжета – бедный студент Родион Раскольников, совершивший убийство старухи-процентщицы, у которой он арендовал нищую комнатку, в которой он и жил на протяжении всего романа. Для раскрытия этого персонажа, его чувств и переживаний после совершенного им преступления, а так же сюжета в целом в романе задействовано немало персонажей. В их числе особенное место занимают женские персонажи.
В первую очередь, это сама жертва преступления Раскольникова – старуха-процентщица, Алена Ивановна. В момент действия романа ей 60 лет, что делает её самой старой героиней в романе. Внешне она маленькая и тщедушная, слабенькая и больная чахоткой старушка, однако через её поступки раскрывается её истинный образ – алчная, жадная и бессердечная. Старуха даёт в долг беднейшим слоям населения, взамен требуя от них возврат суммы под огромный процент. При этом ей не знакомо ни чувство жалости, ни сострадания.
Лучше всего характер старухи раскрывается через ей общение с её собственной сестрой, Лизаветой. Фактически, младшая сестра угождает всем желаниям стервозной старухи, получая за это лишь побои и оскорбления. И это несмотря на то, что в произведении Лизавета предстаёт перед нами очень терпеливой и трудолюбивой, находящейся немного не в своём уме и отстающей в развитии, чем по сюжету пользуются мужчины, в результате чего Лизавета постоянно ходит беременной. Смерть неуклюжей и несчастной Лизаветы выходила за пределы плана Родиона.
Так же перед нами в произведении предстаёт мать Родиона, Пульхерия Александровна, и его сестра, Дуня. Мать Родиона описывается как мудрая и умная женщина, искренне любящая своего сына и сошедшая с ума вскоре после раскрытия его преступления. Дуня же описывается как молодая и красивая девушка, готовая на всё ради счастья и благополучия своей семьи.
Но, наверное, самым важным в произведении и «любимым» самим писателем женским персонажем является Соня Мармеладова. Молодая и красивая девушка, дабы прокормить свою семью, состоящую из отца-алкоголика, мачехи и трех её детей, вынуждена торговать своим телом. Но, несмотря на её профессию, Достоевский наделяет её такими качествами как искренность, честность, женственность. У Сони чистое и любящее сердце, она готова на всё ради своих любимых и близких, её роль в романе невозможно недооценить. Более того, большинство чувств и переживаний самого Родиона связаны как раз таки с мыслями, которые ему высказывает Соня.
Так же в произведении раскрываются и образы других женщин – Катерины, мачехи Сони – строгой и порой жестокой женщины, которая, несмотря на некоторые моменты злобы, искренне раскаивается в своём поведении, а так же слуги в доме, где живет Раскольников – Настасьи – простой трудолюбивой деревенской девушки, ставшей Родиону заботливым другом.
`
Пришвин Кладовая солнца анализ произведения
Пришвин — писатель, которого долгое время не признавали, а его произведения были не востребованными и только в последние десятилетия на данного автора обратили внимание, оценили его работы и стали активно изучать. Однако до конца Пришвина пока так и не изучили
Тем не менее, автора прекрасных работ, в том числе и сказок, изучают в школе
Однако до конца Пришвина пока так и не изучили. Тем не менее, автора прекрасных работ, в том числе и сказок, изучают в школе.
Вот и мы познакомились с прекрасным произведением, сказкой — былью под названием Кладовая солнца Пришвина, чей анализ ниже и представляем вниманию читателей.
Это тяжелое послевоенное время, однако детям удается выживать, ведь имеется и небольшое хозяйство, да еще и соседи добрые и постоянно помогают, называя ребят любимцами.
С первых строк описания, мы видим, насколько любит автор своих героев, он внимателен к ним и с любовью знакомит нас с детьми, которым рано пришлось повзрослеть и возложить на свои плечи домашнее хозяйство. Используя образы детей, Пришвин показывает, насколько трудолюбивы крестьяне и с любой трудностью и сложностями они способны справиться.
Сам сюжет незамысловат. Дети в рассказе не идеальные, они также ссорятся и мирятся, но в то же время они самостоятельны. Однажды они собрались к палестине на клюквой. Но куда идти не знали, вот и пошли наугад. Митраша еще и ружье захватил, ведь в лесу живет голодный волк.
Важно
Словом, пошли дети за приключениями и они их быстро настигли. Не найдя компромиссного решения, дети пошли разными дорогами и это все чуть не завершилось плачевно.
Митраша угодил в болото, которое чуть его не засосало, а сестра, увлекшись собиранием ягод, не сразу заметила, что ее брата долго нет и что он нуждается в помощи. Но все закончилось хорошо.
Митраша спасен, брат и сестра помирились, стали добрее и умнее и даже все ягоды отдали детям, которые были эвакуированы из Ленинграда.
В нашем анализе хочется отметить, насколько интересно обыгрывает писатель в своей работе Кладовая солнца сказочные мотивы. Читаешь произведение, и не сомневаешься, что описываются реальные жизненные ситуации.
Прекрасно описана здесь и природа, где автор не только описывает ее красоту, но и оживляет ее. Так, когда дети ссорятся, начинает выть ветер, как бы предупреждая, что дальше будут испытания и сложности.
Когда мальчик подходил к болоту, даже деревья и кусты пытались заслонить его от опасности, густо став на пути мальчика. Природа не бездействует, а всячески пытается помочь человеку.
Завершая анализ произведения Пришвина для 6 класса, скажу, данная работа пришлась мне по душе и я с удовольствием ее прочитал от начала и до конца, переживая за детей и за их судьбу.
Характеристика и образ Сони Мармеладовой в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение
Соня Мармеладова является одним из основных персонажей шедевра русской классики, романа Фёдора Михайловича Достоевского под названием «Преступление и наказание».
Девушка живёт по «жёлтому билету», она вынуждена продавать своё тело, чтобы помогать своей семье. Её отец, Семён Захарович Мармеладов, ранее занимал приличную должность, а теперь дошёл до грани нищеты и начал пить. Мачеха, Екатерина Ивановна, болеет чахоткой и всячески притесняет Сонечку. Чтобы хоть как-то обеспечить родителей и их младших детей, Соня решается на низменный в её понимании поступок: она становится публичной женщиной. Её семья голодает, поэтому Мармеладова переступает через себя и нарушает свои моральные принципы.
Девушке восемнадцать лет, она обладает женственной, стройной фигурой, имеет светлые волосы, маленькие нос, подбородок и ясные голубые глаза. У Сони низкий рост и миловидное, симпатичное лицо.
Люди, окружающие девушку, понимают её тяжёлое положение и не осуждают Соню. В некоторой степени, её поступки благородны и заслуживают уважения, ведь Мармеладова не тратит заработанные деньги на себя, а отдает их своим близким и безвозмездно помогает другим людям.
Несмотря на род деятельности, Мармеладова очень добрый, искренний и наивный человек. Её часто незаслуженно обижают, но она очень мягкая личность и не способна дать отпор, ведь обладает очень робким характером. Сонечка очень религиозна, а также, человеческую жизнь она считает наивысшей ценностью. Девушка способна на самопожертвование, ведь она вынуждена терпеть ужасный позор ради благополучия близких. Она старается появляться дома как можно реже, ведь ей стыдно за её способ заработка денег, Соня приходит лишь для того, чтобы отдать средства отцу или мачехе.
Она не согласилась с теорией Родиона Раскольникова о том, что людей нужно делить на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Соня считает, что все равны между собой, никто не имеет права осуждать кого-либо и отнимать чужую жизнь. Девушка искренне верит в Бога, поэтому думает, что только он может оценивать человеческие поступки.
В образе Сони Мармеладовой Достоевский воплощает своё понимание идеи гуманизма, человеческого сострадания и благородности. В её лице, автор создал антипод главного героя, Родиона Раскольникова. У читателей Соня вызывает сочувствие и понимание, а также, на её примере Достоевский показывает действительно ценные человеческие качества.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Женские образы в романе Преступление и наказание
Произведения Ф. Достоевского подарили миру не мало ярких и интересных персонажей, взять хотя бы бедного студента Раскольникова, но особое значение в творчестве гениального писателя всегда занимали женские роли
- Сочинение Человек — это звучит гордо по пьесе Горького На дне
Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году в сложный для России период. Приближается первая русская революция, в народе зреет недовольство, во власти разброд. Народ выходит из тени и все больше заявляет о себе царскому режиму
- Сочинение Что такое Отчаяние
Мир материален. Ежедневно у человека возникают потребности, которые ему нужно удовлетворить. Если человек не может получить желаемое, наступает состояние крайней безнадёжности. Негативные эмоции овладевают им.
- Какую мечту называют благородной — итоговое сочинение
Мечта. Каждый из нас, наверняка, имеет какую-либо мечту, жаждет ее скорейшего исполнения и стремится всеми силами помочь ей осуществиться. Так что же такое мечта? Почему люди мечтаю?
- Главные герои повести Полтава Пушкина (характеристика героев)
Иван Степанович имеет звание гетмана, проживает на территории Украины. Человек в возрасте, седой. Можно заметить, что произведение автора не только поднимает тему споров и распрей между государствами и их деятелями
Согласны ли Вы с высказыванием Шоты Руставели: «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом»?
Лучше открытый враг, чем коварный друг. Г. Сенкевич
Кто такой друг? А кто такой враг? Почему самым опасным врагом можно считать того, кто выдает себя твоим другом? Именно над этими вопросами хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.
Друг — это тот человек, который без лишних слов и раздумий придет к тебе на помощь, который скажет в глаза правду, осудит твой плохой поступок и никогда не предаст. А с врагами у нас складываются абсолютно противоположные взаимоотношения, которые основаны на недоверии, неприязни и ненависти. Я соглашусь с высказыванием Шоты Руставели о том, что «из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Ведь от того человека, который назвался другом, вошел в доверие, мы не ждем удара в спину. Фальшивый будет играть свою роль, а потом в один момент может взять и поставить подножку, предать. Верность моих суждений можно подтвердить примерами из литературы. Ведь многие писатели и поэты в своем творчестве рассуждали о проблеме истинной и ложной дружбы.
Вспомним произведение замечательного дагестанского поэта Расула Гамзатова «Бывшему другу». Автор в своем стихотворении вспоминает о том, что некогда у него был друг, которому он всецело доверял, считал «чуть ли не братом своим», делился с ним своей печалью, рассказывал о своих врагах. Герой и подумать не мог, что тот, кого он считал своим другом, окажется лживым и подлым. Улыбаясь ему и говоря «ласковые слова», бывший друг «ставил капканы» и мечтал поссорить с друзьями. Автор ругает себя за свою наивность и простодушие, за свое доверие. «Был друг — и нет. Утешусь. Не беда» — говорит он, имея в виду то, что самое страшное для него не потеря друга, а то, что теперь в каждом человеке поэт будет сомневаться и видеть в нем врага. Я думаю, что такие щемящие строки мог написать только человек, хорошо познавший, как писал Лермонтов, «ложь друзей и клевету врагов». По моему мнению, стихотворение Расула Гамзатова как нельзя лучше доказывает верность высказывания Руставели.
В качестве ещё одного примера может послужить произведение великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев, главный герой повести, не сразу распознав истинного лица Швабрина, поначалу доверился ему. Оба они молоды, происходят из дворянского сословия. У них схожие интересы, и они тесно общаются. От лица Гринева автор сообщает, что со Швабриным они виделись каждый день. Их мнимая дружба продолжалась до тех пор, пока Гринев не признается Швабрину в своих чувствах к Маше Мироновой. Именно в этот момент Швабрин начинает показывать свою эгоистичную и мелкую душу. Он, услышав признание Гринева, оклеветал Машу. Когда крепость захватили бунтовщики, он сразу же преходит на их сторону. Алексей Швабрин думает только о себе по выражению самого Пугачева, «при первой же неудаче…свою шею выкупят моею головою». Так, автор нам показывает, что один раз предавший человек, легко предаст и во второй раз.
В заключение хочется сказать, что самым опасным врагом является тот, кто действует исподтишка, наносит удар в спину, и этим человеком может оказаться «друг»
Очень важно уметь выбирать друзей, а если ты их нашел, то нужно дорожить этими отношениями и беречь их
Характер Сони Мармеладовой
Характер Сонечки — сплошные противоречия. Она считает себя грешницей, которая не может быть в комнате с другими хорошими женщинами. Другие отзываются о ней, как доброй и трудолюбивой девушке. Героиня не может постоять за себя, ее постоянно унижают окружающие ее люди. Скромность и слабость перед людьми сочетается с огромной душевной силой. Софья Мармеладова — это и сильный духом человек. Она способна простить свою мачеху за испорченную жизнь, из-за любви к сводным братьям и сестрам, она идет продавать себя, а из-за любви к Родиону Раскольникову едет за ним на каторжные работы, и ждет проявления его любви.
Рис. 2. «Преступление и наказание». Николай Каразин. 1893 годСилу духа героиня воспитала благодаря вере в Бога, и тут вновь идет противоречие. Сонечка постоянно говорит о том, что надо жить по закону Божьему, но все равно занимается непотребными делами. Она не принадлежит себе, Соня полностью зависима от окружения. Самопожертвование — ее главная цель в жизни, она привыкла жить в зависимости от кого-то. Даже мачеха Сони, Катерина Ивановна говорит о том, что Сонечка готова отдать последнее платье и остаться босой, если это нужно человеку.