Этапы творчества М. Ю. Лермонтова
Ученический период
В литературоведении принято делить творчество писателя на два этапа. Тема родины в поэзии Лермонтова всегда была одной из главных тем, к которым писатель обращался в разные годы своей жизни. В стихотворениях Лермонтова, которые относятся к первому, так называемому ученическому периоду творчества, отчётливо виден культ декабризма, несмотря на то, что к 1828 году декабристское восстание было полностью подавлено. Неоднократно повторяются мотивы свободы и тираноборчества, борьбы с монархией и возможности нового бунта. Тема родины в творчестве Лермонтова «ученического» периода звучит иначе, чем у его предшественников (например, у А. Пушкина или у К. Рылеева).
Интересно, что гражданская лирика в чистом виде у Лермонтова практически не встречается. Очень часто в произведениях открывается сложный синтез философского, гражданского и личностного начал. В гражданской лирике нашёл отражение протест против рабства и угнетения:
В первых строках повторяется мотив свободы и стремления к ней. В финале этот мотив усиливается, выходит на новый уровень благодаря упоминанию родных земель. Получается, что лирическому герою Лермонтова чуждо не только общество с некими устоявшимися стандартами, но и сам менталитет. Примечательно: поэт использует слово «отчизна», а не «родина», это даёт основания полагать, что ему чужд и непонятен именно политический уклад государства.
Призыв бескомпромиссно следовать гражданскому долгу прослеживается в таких стихотворениях, как «Из Паткуля» ,1831.
И в стихотворении «Три ночи я провёл без сна»:
Зрелый период
В 1837 году, к 25-тилетию победы над французами в войне 1812 года, Лермонтов пишет «Бородино» — одно из наиболее известных нынешнему кругу читателей стихотворение. Именно с 1837 года начинается второй период творчества поэта. На зрелом этапе писательства Лермонтов несколько отходит от принципов романтизма, в его творчество проникают реалистические тенденции. Однако, при движении от романтической концепции к реалистической, наблюдается не замещение, а синтез, совмещение принципов двух литературных жанров. В «Бородино» впервые появляется не лирический герой, а рассказчик, который являлся участником событий. Это – обычный старый солдат, воевавший за свободу своей земли. Не военачальник или генерал, ведущий в бой армию, рефлексирующий и сомневающийся, одолеваемый сомнениями и тяжёлыми мыслями о том, что сражение может быть проиграно. «Бородино» написано с демократической, народной точки зрения. В стихотворении отчётливо прослеживается уравнивание «я» с «мы». Не «я» иду в бой, дожидаюсь картечи и иду на французов, а всеобъемлющее «мы», движущееся в едином порыве и с единой целью:
Тема Родины здесь сопряжена с темой Отчизны. Лермонтов не разделяет понятия государства и родного края, потому что в сознании простых бойцов они неразрывны. Солдаты готовы служить и умирать за родную землю просто лишь потому, что она для них родная. Они сражаются не с именами военачальников на устах, а с криками:
Одним из ключевых произведений в цикле о родине есть одноимённое стихотворение, написанное в 1841 году. Первые строки стихотворения стали крылатыми, именно они характеризуют отношение Лермонтова к родному краю:
Здесь дан цельный, единый, нерасчленённый образ крестьянской России. Тема родины и природы неразрывно связаны между собой. Автор вновь показывает, что его привлекает красота природы, духовное богатство народа, потрясающей красоты пейзажи, буквально дышащие размеренной жизнью и «преданиями старины». Здесь появляются описания бытовых реалий, тонкое изящество резных ставень и уют соломенных избушек. Поэт очарован буквально всем, что попадает в поле его зрения. Можно сказать, общий настрой произведения мечтательно-пасторальный, с негромкими нотками меланхолии.
Предположительно в 1841 году Лермонтов пишет ещё одно стихотворение – «Прощай, немытая Россия…». Оно противоположно по отношению к описанной ранее «Родине». Речь идёт о государстве с прогнившим изнутри политическим строем и народом, которого устраивает такое положение. Стихотворение состоит из двух четверостиший. Первое можно назвать обвинительным, во втором говорится о Кавказе.
Очевидно, что за поэтической фигурой «стены Кавказа» скрываются горы. Кавказ, безусловно, оказал большое влияние на формирование Лермонтова как поэта и как личности, однако, стоит заметить: автор говорит о побеге, но не из одной страны в другую, а из государства в другой, свободный от условностей и схем, край. Как и в «Родине» тут звучат мотивы природы, в которой лирический герой стремится найти убежище.
Вариант 2
Михаил Юрьевич неоднократно возвращается к теме Родины. Поэт был истинным патриотом. Однако, это не мешало ему объективно оценивать окружающую обстановку. Лермонтов часто сравнивал период времени, в котором проживал, с прошлым. Он идеализировал российскую историю.
Автора абсолютно не устраивало реальное положение дел. Он часто выказывал недовольство по поводу жизни современного народа и власти. Поэт не выставлял себя патриотом. Его любовь к стране можно проследить в работах, которые переполнены чувственной составляющей и восторгом.
Михаила Юрьевича глубоко впечатляла природа России. Однако, всё, что касалась народа, господ и власти, Лермонтов оценивал объективно. Ничего не приукрашал.
Писатель подчёркивал тот факт, что лучшие умы пытаются внести свой вклад в историю России. Они делают всё, чтобы изменить ситуацию. Но, к сожалению, все их старания абсолютно безуспешны. Михаил Юрьевич описывает Российскую империю, как государство, в котором правят господа. Слуги не имеют никаких прав, они приравниваются к вещам. Их ничто не может вытащить из подобного положения. Однако, при это писатель восторгается подвигами военнослужащих. Автор отражает подвиги бойцов, подчёркивает их отвагу, смелость, любовь к родине и самоотверженность.
Даже сам поэт говорит, что любит родную землю странную любовью. Данную мысль автор описывает в своей работе под названием «Родина». В нём он констатирует, что рассудок не может возобладать над сердцем.
Поэт не может забыть о красотах родной стороны. Михаил Юрьевич очень часто возвращается к детским воспоминаниям. Детство – лучшее время для многих, когда мир такой большой и прекрасный. Автор описывает всё в ярких тонах. Сам Лермонтов не может объяснить, почему так сильно любит родную страну. Эта любовь приносит поэту страдания и боль.
Автор часто описывает красоту лесов, степей, морей и водоёмов. Он не может налюбоваться окружающим миром. В своих стихотворениях писатель раскрывает свои мысли и чувства. Человек, не испытывающий подобных чувств, сможет узнать, каковы они.
Михаил Юрьевич открывает своё сердце и знакомит читателей с таинством, которое доступно не каждому. Это таинство кроется в истинной любви к родине. Автор знает, что никакая другая страна не сможет заменить ему Отечество. Даже если она будет обладать несметными богатствами.
Родина всегда лучше. Только потому что вся жизнь, лучшие воспоминания и грустные моменты – всё связано с ней.
Сочинение: Родина в лирике М.Ю. Лермонтова
(600 слов) Михаил Юрьевич Лермонтов является одним из выдающихся поэтов отечественной литературы, к которому признание пришло еще при жизни. В своем творчестве автор мастерски объединил насущные социальные проблемы с философскими темами и личными переживаниями. Можно заметить, что одной из основных тем произведений Лермонтова является судьба Родины. Ее можно проследить чуть ли не в каждом произведении известного писателя.
Тема Родины имеет огромное значение для русского поэта. Жизненный путь Лермонтова был очень непростым. Писатель подвергался гонениям, его неоднократно отправляли в ссылку на Кавказ. Однако, несмотря на все эти трудности, Лермонтову удалось сохранить свои идеалы и горячую, требовательную любовь к родному краю.
В раннем творчестве Михаила Юрьевича можно заметить, что образ Родины предстаёт в романтическом стиле. Доказательством этого может послужить знаменитое стихотворение Лермонтова «Я видел тень блаженства». Здесь автор рассуждает о бессмысленности жизни, а также о невозможности истинного счастья. При этом поэт выражает своё сильное чувство к Родине: «Я родину люблю и больше многих…». Несмотря на то, что в ней «есть место, где я горесть начал знать», автор чувствует близость к родной стране. Даже в самые тяжелые минуты Лермонтов находит утешение в России.
В более зрелом творчестве автор выражает свою боль за Россию, разоренную амбициями власть имущих и угнетённую рабским ярмом. В известном стихотворении «Прощай, немытая Россия» поэт критикует социальную и политическую жизнь общества. Не секрет, что Михаил Юрьевич был недоволен сложившимся укладом жизни своих современников. Россию поэт называет «страной рабов, страной господ». Этим автор выражает отрицательное отношение к самодержавию и крепостному праву. Михаил Юрьевич в глубине души надеялся, что родная страна сможет обрести силу, подобную другим, более развитым государствам. Нетрудно догадаться, что отъезд писателя на Кавказ становится признанием его несогласия, его протеста против разорения России. Он бросает обвинения в лицо общества и отделяет себя от тех, кто грабит народ и наживается на его скорби.
Не менее известным произведением Михаила Юрьевича Лермонтова является стихотворение «Родина». «Люблю отчизну я, но странною любовью!», — заявляет поэт. Он подчёркивает, что любит свой родной край любовью «странною». И это замечание Лермонтов делает неспроста. Ведь его искренняя и преданная любовь к Родине заметно отличается от общепринятых правил. Поэта не восхищают геройские завоевания предков и геополитические амбиции монархов. Он не патриот в общепризнанном смысле этого слова. Но Лермонтов очаровывается удивительной природой своего родного края, о. Читатель замечает невероятное единение известного поэта с простым русским народом. Лермонтов искренне любуется весёлыми гуляниями мужиков и находит в них больше русского, древнего, близкого, чем в солдафонстве и национализме существующей политической идеологии.
В своем позднем стихотворении «Бородино» Михаил Лермонтов воспевает силу и могущество русских солдат. Сравнивая прошлое с настоящим, известный поэт делает вывод: «Богатыри — не вы». Данное произведение описывает храбрость, мужество и невероятную силу русского народа. Поэту удалось найти в прошлом своей Родины источник веры и надежды. Но нынешнее состояние России его не устраивало, потому что он не верил, что представители его поколения смогут защитить Россию.
Можно утверждать, что образ Родины для знаменитого поэта включает в себя не только целую Россию. У Лермонтова была своя маленькая Родина — Пензенское имение Тарханы. Оно было описано в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен». Он противопоставляет тенистый сад суете города и делает выбор в пользу малой Родины, такой близкой и уютной. Известно, что у Михаила Юрьевича была еще одна любимая точка на карте — Москва. Свое восхищение и любовь автор выразил в сочинении «Панорама Москвы».
Михаил Лермонтов в своих стихотворениях описывал Родину как в романтической, так и в реалистической призме. Для известного поэта понятие Родины является очень многогранным: в нем соединились и родные просторы, и государственный строй, и русский народ. В его трудах наши отражение описания Кавказа, Москвы, а также малой Родины писателя. Михаил Юрьевич был по-настоящему влюблён в Родину, ощущая себя истинным патриотом своей страны, но не государства.
Вариант 2
Многие спрашивали себя, откуда к нам пришел такой праздник как День Святого Валентина, и почему этот день связан со всеми влюбленными? По всему миру влюбленные пары, супруги, прожившие вместе много лет, отмечают самый романтический праздник года. Они дарят друг другу цветы, конфетки и, самое главное, валентинки — маленькие открытки в основном красного или розового цвета в форме сердечка, символизирующего их любовь. Этот день становится еще одним способом напомнить своей второй половинке о преданности, крепких чувствах и сильной симпатии.
Нельзя утверждать, что существует какой-то определенный, конкретный и четко установленный способ отметить данный праздник. Для каждого все индивидуально; Одни начинают публично проявлять свою любовь, другие — старательно избегать первых, третьи — дарят валентинки не только второй половинке, но и друзьям и семье, ведь на этих людей тоже распространяются теплые чувства.
Вернемся к названию, которое получил праздник. Некогда Святой Валентин был священником и одновременно врачом. Во времена его существования существовали строгие правила, ограничивающие желание влюбленных закрепить свой союз, то есть жениться или выходить замуж и заводить детей. Священник же тайно венчал влюбленных, за что был казнен. Во имя любви человек распрощался со своей жизнью. Поэтому народ и назвал данный день Днем Святого Валентина. Именно 14 февраля можно признаться в своих чувствах или еще раз о них напомнить.
Наверное, многим бы хотелось, чтобы существовало больше подобных светлых, добрых и атмосферных праздников
Неважно, откуда к нам пришел данный праздник, с Запада или с Востока. Важно, какой посыл он несет в себе
Нельзя отрицать и то, что приятно получать знаки внимания от окружающих тебя людей. Начинаешь чувствовать себя ценным, чувствовать себя нужным. Даже небольшие подарочки, такие как валентинки, могут поднять настроение.
Кто-то может получить любовную записку, розу или валентинку, а кто-то — предложение руки и сердца, призванное закрепить союз двух влюбленных сердец. Дополнить праздник, празднующийся практически по всему миру, своими собственными, чувствами, эмоциями и переживаниями.
Любите, радуйтесь, дарите друг другу положительные эмоции и непередаваемые ощущения. Ведь мы стареем, но именно любовь может вернуть нас в те времена, когда мы были молоды, влюблены и счастливы.
4 пример сочинения
Имеем ли мы право судить гения? Именно такую проблему ставит в данном нам для анализа отрывке русский писатель Александр Степанович Грин.
Рассуждая над данной проблемой, автор утверждает, что в современном мире стало модным «подгонять искусство под свои мерки». «Подвергать сомнению величие Блока или Есенина не допустимо»,- пишет автор. А. Грин уверен, что зачастую люди не понимают, что от подобных «развенчаний величия» ни один развенчанный поэт или прозаик не становиться менее значимым. Автор пишет, что без культурного наследия не существует и самих людей.
Дабы подтвердить свою точку зрения, Грин вспоминает, что он чувствовал во время прочтения произведений А.С. Пушкина. Автор указывает на то, каким мастером слова был знаменитый писатель. «Входя в книги Пушкина, я переживал все, что было написано в них, с простотой летнего дня и со всей сложностью человеческой души», — пишет Грин. Тем самым автор предполагает, что если Пушкин или другие великие творцы, мастерски орудуя словом, могли вызвать в читателях такие чувства, то и с их наследием нужно обращаться бережно.
Таким образом. Грин уверен, что не следует «развенчивать» и попусту критиковать знаменитых творцов прошлого. Он убежден, что необходимо сохранять свое культурное наследие, дабы пыль непосредственного видения улеглась в ясный и великий пейзаж познания.
Я согласен с мнением Александра Грина. Действительно, порой, листая страницы какой-нибудь литературной газеты, невольно замечаешь обилие критических статей о том или ином писателе. Я считаю, что честная аналитика должна применяться к любому произведению, даже великих классиков. Однако я также уверен, что не стоит вычеркивать кого-либо из истории, забывать свое наследие, ведь наша литературная история – это тоже же часть всемирной истории, без которой не было бы нас.
Итак, нельзя «судить» писателя, а тем более забывать о его вкладе в наше культурное наследие. Каждый творец проделывает огромную работу. Мы должны всегда помнить об этом.
2 вариант
С одной стороны, для Лермонтова Родина, это край, где родился и вырос. Но с другой стороны, Родина – это страна правления деспотов и тиранов, которые жестоко подавляют инакомыслие.
Лермонтов и сам размышляет, как странно выражается его любовь к Родине. С одной стороны, он любит родные просторы, леса и поля. Русские берёзы. Всё это успокаивает душу Лермонтова, из неё уходит тревога. Даже «расходятся морщины на челе».
В стихотворении «Родина» он пишет и про избу, покрытую соломой, и окошко с резными ставнями. Он любит такую Россию, с её неразгаданными тайнами. Но тут же всплывает другая Россия – страна, где живут господа в голубых мундирах и рабы, преданный народ. Лермонтов не хочет, точнее не может, жить в такой России, поэтому, и прощается с «немытой Россией». Он едет в ссылку на Кавказ.
Стихотворение «Бородино» посвящено победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Лермонтов осознавал, что именно народ вынес на своих плечах всю тяжесть военной кампании. Они были всегда готовы тихо, без пафоса отдать жизнь за Родину, за Москву. И в этот раз, и раньше, как умирали братья, деды, прадеды. А с ними по царским указам обращаются, как со скотиной.
Время, когда жил Лермонтов, тоже можно назвать «застоем». Молодёжь ничего не хочет, ни к чему не стремиться. Для них главное личное благополучие и спокойствие, но не судьба России. Они не способны совершить подвиг, как их деды и прадеды. Не зря в уста старого солдата, Лермонтов вложил фразу о том, что в нынешнее время нет богатырей.
С другой стороны, к чему было стремиться молодёжи, если не было идеалов, всякое инакомыслие уничтожалось в зародыше. После неудачного восстания декабристов, в стране царил «тихий» террор – нагнеталась атмосфера страха и подозрительности.
Хорошо жилось только доносчикам и шпионам. От этого у Лермонтова возникает ощущение, что ему нечем дышать, тяжело на сердце, а душа тоскует о чём-то несбыточном, не испытав ни дружбы, ни любви.
Лермонтов любит Россию по-настоящему, поэтому, ему больно видеть, как люди могут так долго терпеть насилие над собой. Он не хочет это ни понимать, ни принимать и объяснять, даже гневается по этому поводу.
Я думаю, что если бы Лермонтов родился немного раньше, он бы примкнул к декабристам. Мне кажется, что он разделял их убеждения. Он остро реагировал на репрессивные меры по отношению к декабристам.
Патриотические взгляды автора, выраженные через лирического героя
Первые стихи были написаны под влиянием байроновского творчества, поэтому они наполнены романтическими образами, а вот поздняя лирика серьезно отличается и уже более реалистичная, зрелая. Литературоведы делят творчество поэта на этапы:
- ранний – с 1828 по 1837,
- поздний – с 1837 по 1841.
Не секрет, что поэт чаще всего использует своего лирического героя, чтобы отразить свою позицию по отношению к различным ситуациям. Какие чувства к Родине испытывает лирический персонаж?
Ранний период
В ранних стихах лирический герой отличается решительностью и бескомпромиссностью, живо реагирует на любую несправедливость. Ранний герой – эдакий романтик, который типичен для произведений западной литературы, многогранная личность, целью которого является свобода.
Он смел и отчаян, вызывает тиранов на бой и громко кричит об угнетении, одновременно с этим испытывает лирический герой к своей стране и любовь.
Отражается пылкая странная страсть поэта к Родине в лирике вместе с его желанием изменить то, что угнетает простых людей.
Поздний период
На этом этапе происходят серьезные изменения в мировоззрении героя, хотя тема Родины в лирике Лермонтова присутствует регулярно. Это уже умудренный опытом взрослый мужчина, который отличается рассудительностью и неторопливостью. Эти изменения можно прочесть в «Бородино», с которого и начинается второй этап творчества, характерный своим реализмом. Однако, в отличие от других, автор не полностью отказывается от романтизма, но совмещает его с реализмом. Его поздние стихи – это смешение двух этих приемов.
«Бородино» представляет уже не просто лирического героя, а человека, который принимал участие в важных событиях, выступающего в роли повествователя. Он не отличается красотой, возвышенностью или знатностью – это простой вояка, сражающийся за державу. Чувство грусти и тоски испытывает лирический герой позднего творчества поэта. Он уже не пылко реагирует на все события, но сомневается, боится поражения. Также можно заметить, что поздние герои произведения не выступают от своего лица, но олицетворяют собой весь народ.
На протяжении всего творчества, благодаря изменениям в мыслях и поступках героев, можно проследить, как изменялись мысли самого поэта, как он взрослел и уже не пылко реагировал на ужасающую действительность, но рассуждал, раздумывал и сомневался в правильности пути государства, ища не активных столкновений с правительством, но действительных изменений в ее политике.
Образ Родины в творчестве русских поэтов
В произведениях многих русских классиков звучит тема Родины. Она проходит через их творчество красной линией. Любовь к своей Родине, к своему народу выступает источником вдохновения для многих композиторов, художников, писателей и поэтов. Стремление сделать свою родную страну еще лучше, еще прекраснее является основой для их произведений. Родина вызывает в каждом человеке самые теплые чувства. И сложно назвать поэта или писателя, который бы не посвятил своей Родине строки, идущие от души, самые искренние, самые трепетные. Литературный материал, связанный с темой Родины, огромен. В данной статье анализируется образ Родины в творчестве таких поэтов, как:
М.Ю.Лермонтов. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики.
Основные темы творчества М.Ю. Лермонтова:
- тема судьбы поколения (отрицание существующей действительности, бездуховность общества);
- тема одиночества (мотив непонятости, усталости и безысходности);
- тема Родины (обращение к отечественной истории и поиск идеалов в прошлом);
- тема природы (природа как одухотворенная красота и как отражение трагических моментов жизни человеческой души);
- тема любви и дружбы (страсть и страдание как составляющие любви, поиск духовной близости и понимания);
- тема самопознания (противоборство земных и небесных сил, мотив духовных посков);
- тема избранности (судьба поэта и его творений).
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова:
- жажда свободы, вольности, борьбы («Парус», «Узник», «Пленный рыцарь);
- разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («В минуту жизни трудную…», «И скучно и грустно», «Горные вершины», «Утес», «Листок», «Когда волнуется желтеющая нива…»);
- любовь-страдание («Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…»);
- критика самодержавия и светского общества («Прощай, немытая Россия…», «Смерть поэта»); осмысление судьбы своего поколения («Дума»); положение народа и Родины («Родина», «Бородино»);
- трудность поэтического призвания и высокое предназначение поэзии («Я жить хочу! хочу печали…», «Не обвиняй меня, Всесильный…», «Поэт», «Пророк»);
Лермонтов был и реалистом, и романтиком. В его реалистических произведениях можно обнаружить черты романтизма, а в романтических — реализма.
Он начал свой творческий путь как поэт романтического направления и, воплощая идеи протеста против окружающего его общества, увлекаясь мечтами о светлом будущем, стал ярким творцом гражданственного, философско-психологического романтизма. Но уже в первых романтических произведениях Лермонтова возникали и росли реалистические тенденции.
В зрелой лирике критика Лермонтова становится социально острой и более конкретной. Протест и желание «дерзко бросить железный стих, облитый горечью и злостью», реализуются. Именно таким «железным стихом» стало стихотворение «Дума». В нем звучит упрек поколению в бесцельности и бесследности его существования, в бездушности и внутренней опустошенности.
В стихотворении «Прощай, немытая Россия…» горький оттенок скорби и негодования сменяется презрением и ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». Поэт противопоставляет себя этой «немытой России» и стремится покинуть ее.
Лермонтов выступал с гневным обличительным протестом против тех порядков, которые царили в России. В его произведениях звучит презрение к современности, отрицание ее, жажда борьбы и тоска, отчаянье от сознания своего одиночества и бессилия. Но это презрение поэта выражено не к родине, а к историческому моменту, в котором жил поэт.
Тема Родины занимает в творчестве М.Ю. Лермонтова одно из ведущих мест, но раскрывается им неоднозначно
Лермонтов создает конкретно-исторический образ России, он тесно связан с темой «потерянного поколения», важной для творчества поэта. Тема исторической судьбы поколения 30-х годов раскрыта в стихотворении «Бородино»
Это отклик на события 1812 года, поэт говорит о героическом прошлом России. Стихотворение представляет собой как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны, в лице старого солдата. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бессилии.
В творчестве Лермонтова проблема личности не только определяет весь комплекс его остальных идей, но во многом формирует его поэтическую систему. Изучение этого круга вопросов отчасти разъясняет своеобразие художественного метода Лермонтова.
Творчество Лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы.
Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.
В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. Вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и Родины.