Вариант 3
Эти два офицера являются полной противоположностью по своим человеческим качествам. Оба происходят из рода дворян, поэтому нет сомнения в их воспитании. Но различия начинаются там, где оно заканчивается.
Швабрин играет отрицательную роль. Он находится на службе в белгородской крепости. Туда его направляют потому, что он совершает убийство. Когда начинается восстание Емельяна Пугачева, он без какого-либо сомнения поддерживает мятежника. Поскольку его главными качествами является хитрость и коварство, то моральный долг не заботит вообще. Про чувства окружающих его людей говорить нечего. Его возлюбленная Мария Миронова не отвечает ему взаимностью и он решает взять ее силой. Но, поскольку это выглядит не так, как должно быть офицеру, его действия предугадать не сложно. Заговоры и притворство в отношении его друга, у которого больше шансов на руку Марии, не заставляют себя ждать!
Гринев полная противоположность ему. Его решением отправиться в эту крепость руководствовался долг перед отечеством, а не различные ухищрения или преступления. Он слушается и подчиняется своему отцу и поэтому тот считает его хорошим сыном. Все наставления, полученные перед уездом, соблюдаются безукоризненно. Оберегая честь смолоду, Гринев хочет стать хорошим офицером и полководцем. А поскольку присяга для него не пустой звук, то и при восстании он начинает действовать, как верный воин императрицы. Почему же Мария выбирает честного человека? Для понимания стоит внимательно приглядеться к ним обоим.
Петр не желает совершать подлости, а наоборот хочет доказать свою любовь действиями. Поэтому он отваживается на различные поступки, которые выгодно его выделяют на общем фоне. Тогда, как Алексей Швабрин после получения отказа начинает крайне негативно отзываться о самой барышне. Более того, он тайком пускает негативные слухи, которые сказываются на репутации девушки. Из-за этого и начинается ссора двух молодых людей. Но честь девушки для Петра не пустой звук и он назначает дуэль после прояснения всех обстоятельств. Но судьба не на стороне порядочных людей. На миг отвернувшись, Гринева ожидает удар в спину, который оказывается решающим в этом противостоянии. Дуэль заканчивается победой Алексея.
Второстепенные герои романа Гончарова «Обломов»
Захар – слуга Ильи Ильича, который чем-то похож на своего хозяина. Он ленив и неопрятен. Автор иронично показывает, как все вещи вокруг ломаются или разбиваются. Однако такие черты характера не мешают герою заботиться о своем хозяине. Он, как и Обломов, — представитель старого порядка, при котором хозяин для слуги – всё. Можно сказать, что жизнь Захара находится в связи с жизнью Обломова. Поэтому когда умирает главный герой, умирает душевно и его слуга, за которым все же пытается ухаживать его жена – Анисья.
Анисья – это кухарка Обломова, чем-то похожая на Агафью Матвеевну. Обе они являются воплощением настоящей русской женщины. Анисья так легко влилась в семью Обломова, что уже стала неотделимой ее частью. Она трудолюбива, добра и житейски умна.
В произведении выделяется и отрицательные образы, к которым относится и Иван Матвеевич Мухояров – брат Пшеницыной. Это хитрый и равнодушный человек, хотя первоначально кажется добродетельным. Мухояров привык получать деньги любым путем, честным и нечестным, он привык брать взятки. У него нет ничего святого, герой вместе с Тарантьевым пытается создать аферу, с помощью которой им удастся обокрасть Обломова. Однако Штольц раскрывает их планы.
Михей Андреевич Тарантьев – такой же бесчувственный аферист и мошенник, готовый на все ради денег. Именно он придумывает план обворовать Обломова, но выполнить этот план одному у него не получается, поэтому он выбирает исполнителя – Мухоярова. Тарантьев – грубый, безнравственный, критикующий всё и всех человек.
Важны в произведении образы своеобразных двойников Обломова, к которым относятся Волков, Судьбинский и Пенкин. Автор показывает, что их жизнь такая же неполноценная, как и у Обломова. Волков, хоть и не лежит на диване, но также бесполезно ее тратит на развлечения и посещение различных праздников. Судьбинский – воплощение чиновничьей жизни. Он действительно много работает, что помогает ему добиться высокой должности. Однако, по мнению Обломова, эта погоня за карьерой портит всех людей, она не способна сделать человека счастливым. Пенкин – литератор, пишущих обо всем на свете и публикующий бессмысленные и бесчувственные произведения. Герой – олицетворение продажного творчества, что, конечно, не поддерживалось И. А. Гончаровым.
Еще одним гостем в доме Обломова является Алексеев. Это человек, который подстраивается под других и не имеет собственного мнения. Имя его никто не запоминает. Алексеев схож с Обломовым тем, что оба они тихие, непримечательные люди.
Важным образом среди второстепенных героев является доктор Обломова, который лечит только состоятельных людей. Он дает совет главному герою: жить по общественным правилам того времени. Однако, по сути своей, он предлагал Обломову поменять диван на такие же бесполезные вещи.
Таким образом, И.А. Гончаров показал не только «обломовщину», но и то общество, в котором формируется данное явление.
Характеристика персонажа
Фирс — старый слуга, он много лет живет в поместье, и во время отмены крепостного права не покинул хозяев, и остался на должности. В последние годы он постоянно бубнит под нос, но его речи не ясны. Он так любит барыню, что отмена крепостничества с его точки зрения несчастье. Он ухаживает за хозяевами, хотя имеет мало сил: кладет барыне подушку под ноги, а о Гаеве заботится, словно он ребенок.
В крепостном праве Фирс видит идеальную систему, где у каждого свои обязательства, для него это надежность и стабильность, поэтому можно отнести его к уходящему поколению. Фирс потерян, он как анахронизм, ощущает бессмысленность и растерянность.
Сочинение Судьбинский
Судьбинский был сослуживцем главного героя романа Ильи Ильича Обломова. Это был господин со спокойным и сознательным выражением глаз, помятым и уставшим лицом, с задумчивой и грустной улыбкой.
Они вместе служили канцелярскими чиновниками, но Обломову эта рутинная работа была не по душе. Он проработал в канцелярии всего два года и уволился, а его сослуживец Судьбинский яростно продолжал продвигаться по карьерной лестнице.
Вскоре, за хорошую работу и исполнительность, карьериста Судьбинского повысили в должности и назначили начальником отделения в департаменте. Безукоризненная служба и стремление развиваться помогли ему получить чин коллежского советника. Он много работал ради того, чтобы получать различные награды, премии и повыситься в чине.
Смысл жизни Судьбинского заключался в работе на государственные службы, получать должностные повышения и похвалы за отлично выполненное задание. Он все свое время посвящал работе: готовил речи и выступал с докладами перед людьми; ездит в командировки по разным городам. Он работал не покладая рук без отдыха и сна.
На службе Судьбинский добивается большого успеха и все время старается, чтобы повысить свой чин, а вот личная жизнь у него не складывается. После получения должности начальника отдела, он начал часто задумываться о женитьбе на своей невесте, которая была дочерью статского советника. Скорее всего, это была не любовь, а получение выгоды.
В большей степени он мечтал о повышении на карьерной лестнице в работе и получении квартиры в Петербурге, которая принадлежала его невесте. Все это было выгодно для Судьбинского и он постепенно приближался к своей цели. Свадьба должна состояться в скором времени и в качестве шафера он пригласил Обломова.
Гонки за высокими государственными должностями полностью обезличили Судьбинского. Он становился похож на канцелярское пресс-папье. Илья Ильич Обломов дружелюбно относился к бывшему сослуживцу Судьбинскому, но его огорчал выбор жизненного пути и поставленные им цели. Обломов думал, что Судьбинский несчастный человек, а его душа черства и никакие высокие мысли, и чувства не способны пробиться сквозь эту толстую стену. Он не мог понять, как Судьбинский живет ради одной работы и упускает многое другое в жизни: «Увяз, любезный друг, по уши увяз. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире».
Судьбинский всегда дружески поддерживал Обломова, приходил к нему в гости и старался подтолкнуть Илью Ильича к активной жизни, что было безрезультатно. Обломов не был лентяем, но он не желал повышаться по карьерной лестнице в государственном чине.
Мы напишем — Сочинение Судьбинский в романе Обломов Гончарова Образ и характеристика. Подсказки школьнику
Ярким второстепенным персонажем произведения является один из гостей главного героя романа в образе господина Судьбинского, представленного писателем в качестве бывшего канцелярского сослуживца Обломова Ильи Ильича.
Судьбинский описывается в первой части произведения, став вторым гостем в доме Обломова.
Судьбинский изображается в романе как коллежский советник, возглавляющий отделение одного из департаментов, считающий себя преуспевающим чиновником, имеющий гладко выбритое, но сильно потертое лицо с темными бакенбардами, утружденный, но спокойный и сознательный взгляд, а также задумчивую улыбку.
Писатель характеризует Судьбинского как трудолюбивого, честного, скромного человека, отличающегося жизнерадостностью и добросовестностью.
В отличие от Обломова, бросившего государственную службу после двух лет работы, Судьбинский твердо поднимается по карьерной лестнице, поскольку продвижение по службе является главным смыслом его жизни, своего рода самоцелью. Именно поэтому в герое не угасает стремление к получению всевозможных наград, почестей, высших чинов и Судьбинский отдает все свое время работе, благодаря которой имеет достаточно высокое жалованье.
Работоспособность персонажа описывается писателем в романе как его положительная черта характера, однако автор подчеркивает тем самым алчную натуру Судьбинского, мечтающего исключительно о более высоких карьерных достижениях и, соответственно, получению значительного дохода. При этом писатель не упоминает о злоупотреблениях персонажа при исполнении им государственных обязанностей.
Добившись определенного успеха по службе и завоевав одобрение руководства, Судьбинский решает определиться в семейной жизни, выгодно выбрав себе в качестве невесты дочь петербургского действительного статского советника, дающего за родное дитя приличное приданое в виде десяти тысяч рублей, а также казенной квартиры, состоящей из двенадцати меблированных комнат. Данный факт характеризует героя с неприглядной точки зрения, поскольку женитьба Судьбинского связывается не искренними чувствами любви, а корыстным желанием разбогатеть.
Судьбинский появляется в жизни главного героя, решив пригласить его на собственную свадьбу в качестве шафера, а также пытается привлечь Обломова к активной жизни.
Главный герой романа относится к товарищу дружелюбно, но при этом, мысленно осуждает отсутствие в Судьбинском духовности, считая, что карьера убивает в нем человеческую душу, лишая возможности проявить себя в других сферах жизненного существования.
Образ Судьбинского используется писателем в качестве противопоставления главному герою романа, будущее которого должно было стать именно таким же, как и у приятеля. Однако Обломов выбирает иной жизненный путь, предпочитая проводить время в размышлениях, лежа на диване. Кроме того, Судьбинский в романе по авторскому замыслу является символом представителей бюрократического класса общества того периода времени.
Характеристика Судьбинского с цитатами
Гончаров наделяет портрет героя внешней привлекательностью. Согласно описанию, у мужчины довольно приятные черты лица, он всегда гладко выбрит. Персонаж носит бакенбарды, придающие ему солидности.
Его внешность располагает к нему людей, он всех встречает с улыбкой. При этом автор характеризует Судьбинского как человека с «сильно потертым лицом». Видимо, продвижение по карьерной лестнице дается ему нелегко. Подчеркивая свой статус, герой носит в обществе темно-зеленый фрак с гербовыми пуговицами.
Отношение персонажа к жизни и карьере
Обломов познакомился с Судьбинским на службе. В дальнейшем Илья Ильич забросил дела и начал вести праздный образ жизни. Судьбинский, наоборот, продолжал трудиться и вскоре стал высокопоставленным чиновником. Ему дали чин коллежского советника и поручили руководить отделом одного из департаментов. Весь смысл жизни этого персонажа сводится к построению успешной карьеры, получению наград и званий. Это очень деятельный человек, что подтверждает цитатная характеристика:
- «…Но сколько дела — ужас!..»;
- «…Ни минуты нельзя располагать собой…»;
- «…К четвергу надо приготовить доклад — адская работа!..»;
- «…Так вот как: все в трудах! — говорил Обломов, — работаешь…».
При этом автор представляет героя как добросовестного и добропорядочного гражданина. Судьбинский не замечен ни в каких аферах, он искренне считает, что работать нужно честно и каждый должен отрабатывать получаемую зарплату.
Этому трудолюбивому и честному человеку присущи и неприятные черты. Гончаров рисует перед читателем алчного субъекта, стремящегося к обогащению. Герой весьма расчетлив. Решив устроить личную жизнь, он не ищет себе девушку, которую мог бы полюбить. Чиновнику нужна невеста с хорошим приданым.
Его выбор останавливается на дочери статского советника. Отец дает за невестой не только крупную сумму, но также квартиру, состоящую из 12 комнат. Этот эпизод указывает на проявление некоторой бездуховности персонажа. Чувства для него не имеют столь же высокой ценности, как материальные блага.
Общение с Обломовым
Как полагает Обломов, Судьбинский живет неправильно, уделяя все свое время карьере. При этом Илья Ильич относится к приятелю дружелюбно и даже сочувствует ему. Себя Обломов считает куда более счастливым человеком, ведь он предоставлен сам себе, а не вынужден подчиняться чужим приказам.
Илья Ильич предпочитает лишь думать о смысле жизни, ничего не делая, — для него это самое приятное занятие. Судьбинский поначалу стремился воодушевить Обломова на положительные перемены, но вскоре оставил эти попытки.
В жизни главного героя чиновник вновь появляется перед своей свадьбой. О невесте он упоминает кратко, зато в подробностях рассказывает о ее приданом. Попутно Судьбинский передает Илье Ильичу новости с места службы. Из разговора двух приятелей понятно, что оба принимают друг друга такими, какие они есть, без осуждения.
Вариант 2
Исторический роман, повествующий об эпизодах пугачевского восстания 1773-1775 гг., рассказывает не только о событиях прошлого, но и описывает реальные истории людей на фоне крестьянской войны.
В центре произведения – два офицера, Гринев и Швабрин, с абсолютно противоположными взглядами и характерами. На основе их судеб читатель делает вывод об истинной сути человеческого достоинства и чести.
Петр Гринёв воспитывался в дворянской семье, родители его были бедны, рос «недорослем». Швабрин был хорошо воспитан, смышлен, резок, но легкомыслен. В воспитании Гринева можно заметить черты традиционного характера, а Алексей Иванович представляется в роли «золотой молодежи» того времени.
Швабрин – антагонист главного героя. Они подчиняются разным правилам, по-разному смотрят на жизнь, не похоже и их поведение. Даже на службу в Белогорскую крепость два молодых офицера попали по разным причинам. Петра отправил отец «понюхать пороху», а Швабрина сослали за убийство.
Оба героя влюблены в Машу Миронову – капитанскую дочку, но свои чувства они проявляют различно друг от друга. Гринев на всё готов ради своей возлюбленной. Ради сохранения жизни девушки, ему приходится отпустить её. Швабрин насильно пытался выдать её за себя замуж, держал в комнате и морил голодом. Ну, какая же это любовь?
Петр Гринёв – человек долга, остаётся верен себе и своему народу до конца, готов умереть, лишь бы не встать на сторону врага. Швабрин ради спасения своей жизни предаёт товарищей, государыню. Ему не присуще чувства долга и совести. Он унижается перед Пугачевым, просит прощения, а Гринев ведёт себя достойно, как подобает настоящему офицеру и дворянину.
Петр Гринев – отважный и преданный офицер, умеющий любить и ценить любовь, благородный и честный человек. Его положительные качества проявляются даже в самых трудных жизненных ситуациях. Швабрин – предатель и мерзавец, наплевавший на судьбу своего народа и трясущийся лишь за свою жизнь. Главное для него – во что бы то ни стало добиться своего.
В конце романа оба героя предстают перед судом. Честного офицера суд оправдывает, а предателя приговаривает к смерти. У героев разные пути и, соответственно, разная судьба.
Значение образа
В ходе повествования читатель узнает, что Судьбинский – это бывший сослуживец Обломова. Однако для главного героя служба больше не имела никакого значения. Обломов рассуждает о том, что жизнь Судьбинского нельзя назвать по-настоящему счастливой. Обломов отмечает, что Судьбинский целый день работает, на отдых и покой времени у него совсем нет. Обломов, сравнивая свою жизнь и жизнь Судьбинского, думал о том, что его образ жизни намного лучше. Из разговора с гостем видно, что Судьбинский другого мнения: он упрекает бывшего сослуживца в лени и апатии.
Несмотря на деятельный образ жизни Судьбинского, он также ничтожен и пуст, как и образ жизни Обломова. Судьбинский является своеобразным двойником главного героя романа И. А. Гончарова. Это олицетворение чиновничьей жизни, которая наполнена лишь стремлением добиться высокого положения и получить большой заработок.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Судьбинского», рассмотрит образ жизни двойника Обломова и его значение в произведении.
Пьеса «Вишневый сад»
Поклонник крепостничества, старый Фирс демонстрирует неразрушимую, веками лелеемую связь слуги и барина. Отмена привычной кабалы разрушает его жизнь, так как теперь он становится лишним и ненужным в обществе, где еще недавно на него опирался весь быт. Поэтому вокруг мужчины царит непонятный ему хаос. Фирс выступает своеобразным хранителем семейного гнезда, следит за хозяйством, остается нянькой для выросших на его глазах барчуков, продолжая следить за их внешним видом. Несмотря на отстраненность от жизненных реалий, Фирс сохраняет способность рационально мыслить.
Привязанность к хозяевам связана у героя с искренними переживаниями, так как он потратил на них свою жизнь. Поэтому он трогательно плачет при встрече с Раневской и продолжает оправлять одежду Гаева. Оставшись в запертом на зиму доме, перед смертью Фирс не думает о своих нуждах, хотя к этому располагает обретенная свобода. Его больше волнует то, как чувствуют себя его подопечные, которые забыли о нем.
Контрастно выглядит непутевый франт Яша, состоящий при недалекой барышне Раневской, на фоне основательного Фирса. Старик погибает без внимания, потому что до него никому нет дела, хотя окружающие видят его состояние.
Чехов проводит своеобразные параллели между хозяевами и слугами. В сравнении с Дуняшей и Яшей, копирующими нравы господ, Фирс олицетворяет качества, которых не хватает нынешним дворянам. Мудрый, верный своему делу и дорогим людям, преданный и добрый Фирс вызывает уважение автора и читателя.
Цитаты
Из уст старого Фирса вырываются фразы, характеризующие его мировоззрение и образ. Он потерял ориентиры после отмены крепостного права, поэтому мир камердинера находится в состоянии хаоса и неразберихи:
Фирс остро ощущает необходимость своего присутствия в доме, где прошла его жизнь.
Он не может покинуть усадьбу из-за привязанности к повзрослевшим хозяевам. Его значимость преувеличивается героем, но хозяйственность и основательность, с которой он следит за бытом, подтверждают точку зрения Фирса:
В пьесе «Вишневый сад», которую написал Антон Павлович как раз после отмены крепостного права, на рубеже эпох, образ самого сада — это уникальный образ красоты, которая уходит корнями в прошлое. Все действие в пьесе происходит в имении, которое принадлежало Раневской и Гаеву и его выставили на аукцион за долги. Чехов показывает нам не просто красоту русской природы, так как все действие разворачивается весной, когда весь сад стоит в цвету, а он раскрывает нам, в чем смысл бытия. В чем истинная красота духовного наследия, показывает нам отношение к жизни и переменам различных возрастов и социальных слоев. Анализируя пьесу, мы видим, как раскрываются характеры персонажей и какое у них отношение к жизни, отношение ко всем происходящим изменениям в России.
Фирс — второстепенный персонаж, он дворецкий, достигший 87 лет. Персонаж — дряхлый старичок, который при ходьбе использует палочку, плохо слышит, но всячески опекает Гаева. Ранее служил отцу Гаева и Раневской.
Конец века
На закате XIX века одним из самых читаемых авторов стал Чехов. Несмотря на то что в начале творческого пути критики обвиняли писателя в холодности к актуальным социальным темам, его произведения получили бесспорное общественное признание. Продолжая развивать образ «маленького человека», созданного еще Пушкиным, Чехов изучал русскую душу. Различные философские и политические идеи, которые получили развитие в конце XIX века, не смогли не повлиять на жизнь отдельных людей.
В поздней литературе XIX века преобладали революционные настроения. Среди авторов, творчество которых находилось на стыке веков, одной из самых ярких личностей стал Максим Горький.
Доктор Обломова
Доктор – немолодой опытный специалист. Он, судя по дорогому костюму, лечит именно состоятельных клиентов, относится к ним очень внимательно. Доктор советует Обломову изменить свой образ жизни: больше двигаться, меньше есть, ходить в театры и общаться с противоположным полом. Однако все его советы предназначались для богатых людей. Он не признавал труд, запрещено было даже думать. Заменить диван доктор предлагает на такие же бесполезные вещи. Поэтому рекомендации врача не могли спасти Обломова от духовного разложения. Здесь не сможет помочь даже медицина.
Таким образом, И. А. Гончаров в романе «Обломов» показал не только образ, находящийся в полнейшем безделье, но и среду, в которой формируется данный характер. Именно условия помещичьего быта порождают безволие и бездейственность. Судьба Обломова трагична: «обломовщина» выигрывает, Обломов умирает на своем диване, не сделав ничего полезного.
Гости Обломова
На протяжении романа к Обломову приходит немного гостей. Все они разные по натуре, внешности и возрасту. Чаще и усерднее приходят к Илье Ильичу Алексеев и Тарантьев. Это на первый взгляд два противоположных персонажа: шумный и тихий, грубый и робкий, наглый и кроткий. Но на самом деле в них много общего: неумение строить карьеру, желание поесть за счет других.
Остальные гости были нечастыми посетителями Ильи. Их заносили к нему случайные обстоятельства. Они залетали на минуту и, не видя смысла в общении, быстро покидали неуютный дом. Такие гости понимали, что не могут отплатить взаимностью хозяину, сообщали какую-нибудь не очень важную новость и уходили. Приятели были раздражением в жизни Обломова. Они пытались вернуть его к бурной и кипучей жизни, но взгляды их не совпадали. Обломову они все больше становились не по душе. Он отталкивал их, не желая даже нелепых дружеских соприкосновений. От них тянуло холодом с улицы, причем это был холод не только в прямом смысле слова, но и в переносном.
Обломов и Ольга Ильинская
Чувства Ольги и Обломова развивались стремительно, практически с первых знакомств герои почувствовали влечение друг к другу: Илья Ильич был очарован гармоничностью, умом и внутренней красотой Ильинской, а девушку привлекла доброта, покладистость и нежность мужчины. И, казалось бы, сильные чувства, вспыхнувшие между героями, могли развиваться и стать подспорьем счастливой семейной жизни. Однако различия в характерах героев и разное видение идеальной совместной жизни привели к скорому расставанию Обломова и Ольги.
Илья Ильич видел в девушке идеал «обломовской» женщины, способной создать для него спокойный домашний уют, жизнь, в которой каждый день будет похожим на другой, и тем и будет хорош – никаких потрясений, несчастий и переживаний. Для Ольги же такое положение дел было не только не приемлемым, но и ужасающим. Девушка мечтала изменить Обломова, искоренить в нем всю апатичность и лень, сделав яркой, стремящейся вперед, деятельной личностью. Для Ольги постепенно сами чувства отошли на второй план, тогда как ведущим в отношениях стал долг и «высшая» цель – сделать из Обломова некое подобие своего идеала. Но Илья Ильич, возможно, ввиду своей чувствительности, а, возможно, потому что был намного старше девушки, первым понял, что может стать для нее обузой, балластом, который будет тянуть ее к ненавистной «оболомовщине» и не сможет дать ей того счастья, о котором она мечтает.
Отношения Обломова и Ольги Ильинской были стихийным, но быстротечным чувством, о чем свидетельствовало даже то, что они познакомились весной, а расстались поздней осенью. Их любовь действительно была подобна хрупкой ветки сирени, которая, подарив миру свою красоту, неминуемо отцветает.
Тема
Тема «Обломова» охватывает разные сферы жизни общества, касающиеся каждого гражданина той эпохи. Основная проблематика романа в том, что всё общество оказалось в состоянии спячки. Под запрещающим воздействием политики того времени, перекрывшей какие-либо стремления к новому, к желанию двигаться, привели общество к состоянию покоя, где каждый оказался в своём собственном мирке, который он холит и лелеет, не выходя за его рамки.
Анализ произведения «Обломов» показывает всю суть «обломовщины», когда утерян интерес к жизни, и человек превращается в «живого мертвеца», когда идёт деградация личности, всех его чувств и желаний.
Проблема любви, коснувшаяся главного героя, – это сильное и животворящее чувство, но и оно не смогло пробудить Обломова, разрушить тот панцирь, который он создал вокруг себя. В конфликте этих отношений между мужчиной и женщиной показана ничтожность такого существования, когда герой, боясь потерять свой привычный образ жизни, способен отказаться от любимой женщины.
Дружба Обломова со Штольцем также не получила своего дальнейшего развития, атрофировались все чувства. Ленивое и бездумное лежание на диване стало для героя единственной отрадой и счастьем. Он не касается даже своих хозяйственных дел, положившись на прислугу. Смысл жизни у героя стал сводится лишь к мечтаниям и размышлениям.