Главные герои и их характеристика
Кратко о системе образов и каждом значимом персонаже Многомудрый Литрекон написал в эссе.
- Григорий Печорин — молодой дворянин и офицер. Красив внешне, но опустошён внутренне. Не имеет перед собой никакой цели. Не видит смысла в своей жизни. Он циничен, эгоистичен, высокомерен, но при этом умен, по-своему благороден и даже способен на любовь. На протяжении всего романа пытается заполнить пустоту внутри себя, принося окружающим одни лишь страдания. Умирает, так и не найдя себя. Образ Печорина раскрыт в этом сочинении.
- Мери — молодая княжна. Образованная светская красавица, еще сохранившая естественность и живость манер. Наивно поддаётся чарам окружающих мужчин. Становится жертвой жестокого эксперимента Печорина, который разбил ей сердце.
- Бэла — красивая и гордая грузинская княжна. Была похищена Печориным. Поддалась на его манипуляции и влюбилась в него. После того, как Печорин охладел к ней, замкнулась в себе, грустила, а потом стала жертвой мести горца Казбича её семье. Подробнее о женских образах Многомудрый Литрекон написал здесь.
- Грушницкий — молодой юнкер. Выполняет роль кривого зеркала Григория. Пытается подать себя таким же отверженным жизнью страдальцем, как и Печорин, вызывая у того раздражение. На деле же прагматичен, мелочен и подл. Проигрывает схватку за сердце Мери и погибает на дуэли от руки Григория.
- Вернер — пожилой доктор. Двойник Печорина. Циничен и умён, но в то же время сострадателен и человечен. Так же, как и главный герой, презирает человеческое общество, но чувствует себя неспособным противостоять ему, что становится причиной их взаимного отдаления. Вот сочинение на эту тему, посвященное двойникам «Героя нашего времени».
- Вера — давняя любовь Печорина. Духовно богатая личность. Несмотря на уже второе замужество, любит только Григория, прекрасно осознавая, какие страдание он ей принёс. В конце концов, она также оставляет Печорина, повергая его в отчаяние.
- Максим Максимович — дослужившийся до офицера простой крестьянин. Опытный военный. Исполнителен и трудолюбив. Обладает высокой нравственностью. Осуждает поведение Печорина, но не может не испытывать симпатии к нему.
Сочинение Окружение Печорина
Михаил Лермонтов написал первый социально-психологический роман «Герой нашего времени», который включает в себя цикл повестей. Каждую часть произведения объединяет главный герой, при этом каждая повесть имеет свою жанровую специфику и особенность.
Как и любая романтическая книга «Герой нашего времени» сконцентрирована на описании образа главного героя – Печорина. Все остальные персонажи помогают раскрыть его характер. Второстепенных героев условно можно разделить на две группы: рассказчики и остальные. Повествование в главах ведется от лица безымянного офицера, Максима Максимыча и самого Печорина.
В главе «Белла» ключевым звеном является описание традиции восточной свадьбы. Автор вносит в жизнь Печорина судьбоносное знакомство с местной девушкой. Главный герой меняет Беллу на породистую лошадь. Закон природы – каждый мужчина добытчик не только пищи, но и счастья. И до тех пор, пока Белла остается для Печорина загадкой, он искренне верил, что она ангел, посланный сострадательной судьбой. Но после того как девушка покорилась ему, Печорин понимает, что любовь дикарки не лучше любви светской барышни.
В главе «Тамань» главный герой из благих намерений рушит жизнь мирных контрабандистов, лишает их смысла жизни и средств к существованию. Но эти контрабандисты запомнились главному герою тем, что Печорин провел параллель между их и своей жизнью.
Новый женский образ появляется в главе «Княжна Мэри». Но в этой части Печорин оказывается положительным героем. Он «открывает» Мэри глаза на пустого, никчемного человека Грушницкого. Печорин прекрасный психолог, именно в этой главе автор знакомит читателя с единственной любовью главного героя – Верой. Но любовь эта не могла иметь счастливого конца. Вера стала единственной девушкой, которая заставила Печорина плакать.
«Красной нитью» в романе проложена тема судьбы и судьбоносных решений. Глава «Фаталист» доказывает эту тематическую составляющую. Печорин встречает поручика Вулича и предсказывает его смерть. Главный герой, не верящий в любовь и дружбу, убедился в наличии судьбы. Не случаен и тот факт, что Печорин умирает в дороге, так и не сумев найти смысл человеческого существования.
Для того чтобы разгрузить произведение, автор нагружает внутренний мир главного героя переживаниями и окружает его большим количеством персонажей. Но Печорин, подобно судьбе, приходит в жизни героев романа и невольно рушит их.
Романтизм и реализм романа «Герой нашего времени». Литература. 9 класс
Описание слайда: Романтизм — направление в искусстве и литературе, возникшее в конце 18 века в Германии и распространившееся по Европе и Америке
Признаки романтизма: — Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека. — Изображение исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром
Это человек не только свободен духом, но еще особенный и необычный. Чаще всего это одиночка, которого не понимает большинство других людей. — Культ чувств, природы и естественного состояния человека. — Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие. Это приводит художников-романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби». — Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному. — В литературе и живописи становятся популярны развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных» цивилизацией. Романтизм напрочь отказался от использования сюжетов об античности, популярных в эпоху классицизма. Он привел к возникновению и утверждению новых литературных жанров — песенной баллады, основанной на фольклоре, лирической песни, романсов, исторических романов.
Грушницкий и Вернер
Образы героев совершенно разные, но оба они – отражение Печорина, его «двойники».
Совсем юный юнкер Грушницкий – обыкновенный человек, ему хочется выделяться, производить впечатление
Он принадлежит к тому типу людей, которые «на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение»
Это двойник-антипод главного героя. Все то, что пережито Печориным искренне и выстрадано – разлад с миром, безверие, одиночество, – в Грушницком всего лишь поза, бравада и следование моде времени. Образ героя – не просто сопоставление истинного и ложного, но и определение их границ: в своем стремлении выделяться, иметь вес в глазах общества Грушницкий заходит слишком далеко, становится способным на подлость. В то же время оказывается «поблагороднее своих товарищей», его слова «я себя презираю» перед выстрелом Печорина – как отголосок той самой болезни эпохи, которой поражен и сам Печорин.
Подробная характеристика Грушницкого.
Доктор Вернер кажется нам поначалу очень похожим на Печорина, и это действительно так. Он скептик, проницателен и наблюдателен, «изучал все живые струны сердца человеческого» и имеет невысокое мнение о людях, «злой язык», под маской насмешки и иронии скрывает свои истинные чувства, свою способность сострадать. Главное же сходство, которое отмечает Печорин, говоря о приятеле – «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».
Подробная характеристика Вернера.
Различие становится очевидным, когда сравниваем описание героев. Вернер оказывается циником больше на словах, он пассивен в своем протесте против общества, ограничиваясь насмешками и едкими замечаниями, его можно назвать созерцателем. Эгоизм героя совершенно сознателен, внутренняя активность ему чужда.
Его бесстрастная порядочность выдает Вернера: доктор не ищет изменений ни в мире, ни тем более в себе. Он предупреждает приятеля о слухах и заговоре, но не подает руки Печорину руки после дуэли, не желая брать на себя собственную долю ответственности за произошедшее.
Характер героев этих – как единство противоположностей, и Вернер, и Грушницкий оттеняют образ Печорина и важны для нашего понимания всего романа.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Глава 1. Бэла
Встреча рассказчика и штабс-капитана Максима Максимыча произошла по дороге из Тифлиса. Часть пути пришлось проделать вместе. За это время новые знакомые сблизились. Буран стал причиной вынужденной ночевки в сакле. Коротать время за рассказами было быстрей. Первая история, услышанная от Максима Максимыча, посвящена воспоминаниям четырехлетней давности, когда штабс-капитан был комендантом сторожевой крепости. У него в подчинении находился молодой офицер по фамилии Печорин.
Григорий Печорин молод, красив собой. Умен. Много времени проводя вместе, они сдружились. Парнем Гришка был неплохим, но безбашенным. Характер его был непонятен Максиму Максимычу. Он-то грустил непонятною тоской, то отрывался на полную катушку, не жалея себя. Как-то раз им прислали приглашение на местную свадьбу в горный аул. Замуж выходила старшая дочь князя.
Веселье было в самом разгаре. Печорину приглянулась младшая дочь хозяина. Звали ее Бэла
Григорий не единственный, обративший внимание на прелестное создание. Разбойник Казбич, присутствовавший на свадьбе, не сводил с девушки глаз
У него был лучший конь на всю Кабарду, что вызывало зависть соседей.
Брат Бэлы Азамат мечтал видеть в конюшне великолепного скакуна. Парень предлагал любые деньги, но Казбич был непреклонен в своем решении. Азамат, зная, что бандиту нравится Бэла, предлагает украсть для него младшую сестру, но в ответ вместо благодарности видит усмешку и слышит очередной отказ. Азамат был взбешен. Между молодыми людьми завязалась драка. Свидетелем неприятной сцены стал Максим Максимыч. Он же и рассказал о подслушанном разговоре Печорину, вернувшись в крепость.
Печорин из всего вышеуслышанного сделал свои выводы. Вскоре по аулу разнеслись слухи, что конь Казбича пропал. После стали известны подробности. Григорий обратился к Азамату с просьбой привести ему Бэлу. Взамен пообещал, что конь будет его.
Азамат ради коня был готов на все. Выкрав сестру, он привез ее Григорию. Казбич, пригнав баранов в крепость, проворонил гнедого
Печорину удалось отвлечь его внимание на себя, чем и воспользовался Азамат. Казбич был взбешен, поклявшись отомстить тому, кто осмелился увести коня
Первой жертвой стал князь. Разбойник убивает отца Бэлы и Азамата, будучи уверенный, что кража коня его рук дело.
Бэла была пуглива и дика. Печорину пришлось много времени и сил потратить на то, чтобы приручить ее. Он нанял для нее прислугу, одаривал подарками. Добившись ее любви, Григорий был счастлив, получив, что хотел, но недолго. Девушка поднадоела ему. Он стал реже появляться дома, стараясь избегать с ней встреч.
Однажды Григорий и Максим Максимыч поехали поохотиться. Возвращаясь домой они услышали звук выстрела. Почуяв неладное, всадники ускорили темп. Вдалеке показалась лошадь Казбича. В седле разбойник был не один. Он держал перед собой Бэлу. Кинжал вонзился ей в спину. Казбич сумел избежать правосудия, ударившись в бега. Бэла умирала в мучениях. Два дня Печорин не отходил от кровати. Умирая, она признавалась ему в любви. После похорон Бэлу старались не вспоминать. Максим Максимыч считал, что смерть для нее лучший выход. Григорий бросил бы ее, а пережить предательство девушка вряд ли смогла. Вскоре Печорина перевели в Грузию. Связь оборвалась.
Глава 2. Максим Максимыч
Попутчики расстались, не предполагая, что вскоре вновь увидятся. Максим Максимыч встретил Печорина, когда тот уже вышел в отставку и собирался уехать в Персию. Штабс-капитан не видел друга, почти пять лет и был несказанно рад неожиданной встрече. Однако Печорин казался безразличным, чем сильно обидел старика. Максим Максимыч долго ждал его в гости, но Григорий не спешил. Рассказчику было интересно взглянуть на человека, о котором он столько слышал.
Статный, привлекательный мужчина. В нем чувствовалась породность. Женщины, несомненно, его любили. Одевался хорошо. Стильно, со вкусом. Улыбаясь, глаза его оставались холодны. Равнодушный и безучастный ко всему.
Когда коляска с Печориным тронулась в путь, штабс-капитан вспомнил, что не успел передать другу бумаги, хранившиеся у него. Бумаги оказались личными записками Печорина.
Сочинение рассуждение Герой нашего времени Лермонтова
Что тут рассуждать? Я думаю, что этот самый герой времени так «неглубоко» чувствует, так быстро «остывает и переключается», что сам страдает. А как страдают окружающие люди?
Вот, например, Бэла. Почти случайно оказавшись у местного князя в гостях на балу, точней, на пиру, Печорин увидел её – красавицу. Женщины света ему наскучили, а тут такая яркая, юная… И он хочет её заполучить в «собственность». Обманом, воровством он добивается цели
Тут уж, если ему чего-то захотелось, ничто не важно – ни мораль, ни правила… И он её украл. Пока ему интересно, Печорин пытается пленницу «приручить»
А она ведь горянка, плюс – княжна! Она гордая, понимает свой позор, плачет… Но он потихоньку, полегоньку очаровывает её. И когда она влюбилась, то ему стало скучно. Он начал пропадать на охоте и ещё где-то. Ему самому вроде бы стыдно! Сам ей жизнь сломал, сам столько вложил сил в их отношениях, но вот – надоело. И он опять идёт на поводу у своих изменчивых чувств, настроений, не пытается узнать её получше, понять… Тут, наверное, дело в том, что его чувства слишком легко меняются. Но это ещё не беда, он очень уж идёт за ними. Например, когда есть курс, ловим ветер, а чуть ветер подул в другую сторону, так мы и курс меняем! Нет бы подождать чуть… А сесть на вёсла, попробовать изменить ситуацию. Вообще, поведение этого «героя» кажется мне каким-то женским – в плохом смысле слова, «стрекозиным». Кажется, люблю одну, а вот, кажется, другую… Так и с домашним животным не делают! Завёл кота, а после подумал, что вот тот с черными ушками был бы лучше… И что отнёс того обратно? А если он тебе в тапки нагадит?!
В общем, явно не читал Печорин «Маленького принца». Или читал, поэтому ему стыдно, но не принял.
Да, меня больше всего поразила эта первая история о Бэле. Как она умирала, бедняжка… Даже Максим Максимович, насмотревшийся войн, плакал, а этот «герой», мало того, что не плакал, он ещё и не хотел на умирающую смотреть… А она жила лишь им. И он понимает, что в его сердце ни любви, ни жалости.
А дальше – что? То же самое. И княжна, та самая, Мери, и контрабандисты… Всюду он оставался таким же эгоистичным. Единственное, что в нём оставалась – совесть. Она не влияла на его поступки! Он лишь писал дневник, пытаясь себя понять. Но в то же время он боится всмотреться в себя, осознать, сколько натворил.
Вот на курорте ему, видите ли, скучно. И от нечего делать он заводит роман с девушкой, в которую влюблён его приятель. (Немного похоже на «Онегина».) И опять губит всех… Ради шутки, от которой и ему самому не смешно. Он так носится со своими чувствами, а на чувства других ему плевать. Отбирают у человека разум, как говорится, чтобы наказать, но и чувства тоже отбирают ради этого.
Думаю, что этот герой создан Лермонтовым, чтобы показать, как ужасно быть таким «героем».
Вариант 1
Роман “Герой нашего времени” Лермонтова – это произведение, в котором автор использует несколько рассказчиков. Каждый из них рассказывает свою историю, связанную с главным героем – Печориным.
Первый рассказчик – это автор самого романа. Он описывает свои встречи с Печориным и рассказывает о том, как он познакомился с ним. Автор также описывает свои впечатления от Печорина и его поведения.
Второй рассказчик – это Максим Максимыч. Он рассказывает о своей встрече с Печориным в горах. Максим Максимыч описывает Печорина как человека, который не любит общества и предпочитает одиночество.
Третий рассказчик – это Печорин сам. Он рассказывает о своих приключениях и о том, как он путешествовал по Кавказу. Печорин описывает свои чувства и эмоции, а также свои мысли о жизни.
Четвертый рассказчик – это Грушницкий. Он рассказывает о своей любви к Марье, а также о том, как он познакомился с Печориным. Грушницкий описывает Печорина как человека, который не верит в любовь и не может понять его чувства.
Пятый рассказчик – это Марья. Она рассказывает о своей любви к Грушницкому и о том, как она познакомилась с Печориным. Марья описывает Печорина как загадочного и таинственного человека, который не может найти свое место в жизни.
Популярные сочинения
Мой любимый художник (Шишкин) сочинение Из всех картин русских художников мое внимание всегда привлекают работы всемирно известного живописца Ивана Ивановича Шишкина
Обломов и обломовщина — сочинение (10 класс) В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны.
Сочинение Генерал Аносов в повести Гранатовый браслет (Образ и характеристика) Герой является генералом средних лет, высокого роста, внешне приятен. Он является другом семьи Тугановых а также крестным их княгинь
Одежда у него старомодная, на голове носил фуражку
2 вариант
Рассказчики несут немаловажную роль в произведении Лермонтова «Герой нашего времени». Каждый из трёх повествователей тщательно описывает характер Печорина. Тем самым Михаил Юрьевич заинтересовывает чтецов к молодому офицеру. Главы романа следуют друг за другом в беспорядочном порядке. Такая уж была задумка автора «Героя…»
В романе описывается жизнь одного человека. Вернее сказать, идёт речь о его душе, которая неспокойна. Она мечется, и всё время находится в поисках некоего счастья.
Главный персонаж романа Печорин Григорий Александрович. Он своеобразен и мучается от своих совершённых поступков. Чтобы понять Печорина, многообразие его души, Лермонтов использует рассказчиков, которые описывают его чувства в различных обстоятельствах. Так же и сам офицер ведёт собственный журнал, в котором старательно пишет свои мысли, переживания, рассуждает о своей жизни.
Читатели видят героя романа взглядом Максима Максимыча. Он имеет звание штабс-капитана. Этот рассказчик уже немолод. Служил вместе с Печориным, даже проживал в одной комнате. Капитан душой полюбил молодого офицера, хотя порой и не понимал его. Считал, что тот вдавался в некие чудачества.
Автор, который повествует в этом романе, также является рассказчиком. Облик героя детально воспроизведён им. Противоречие облика Печорина, например, в том, что усы да брови его черные, тогда как волосы светлые. Ещё, когда Григорий Александрович смеётся, глаза, напротив, не умеют смеяться.
Рассказчик говорит, как встретились два товарища Максим Максимыч и Печорин. Штабс-капитан с нетерпением ждал встречи со сослуживцем. Офицер же отнёсся к этому хладнокровно, безразлично. Потому и обиделся капитан на бывшего товарища. Максимыч дарит дневники Печорина этому рассказчику.
Лермонтов Михаил Юрьевич написал роман в 1838 году. Его Герой Печорин хочет понять смысл жизни. Однако, тут же сам проводит драгоценное время бесполезно. Кстати, спустя века, и сейчас встречаются люди, которые бесцельно «прожигают» свои годы. Можно смело сказать, этот роман важен и в наши дни.
Мне очень нравится «Герой нашего времени». Этот «своеобразный человек» до сих пор живет в моих воспоминаниях из памяти. Мы даже очень с ним схожи. Особенно «впились» в мою память строки о том, где Печорин рассуждает: говорит правду — ему не верят, врёт всем — верят. Вот так и в нашей жизни происходит. Получается, что роман актуален и сейчас.
Анализ 3
Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841) ̶ один из величайших русских поэтов 19-го века. Он прозаик, драматург и талантливый художник, который внёс огромный вклад в развитие русской литературы своей эпохи.
История создания и жанровые особенности произведения «Герой нашего времени»
«Герой нашего времени» входит в список самых известных произведений Лермонтова и позиционирует себя как психологический роман, состоящий из нескольких повестей, которые объединены одним главным героем ̶ Григорием Печориным. Составные части Романа ̶ новеллы, повествующие о трагической судьбе героя; они начинаются с главы «Бэла» и заканчиваются главой «Фаталист».
По свидетельствам исследователей оно было задумано и начато предположительно в конце 1830-х годов, а закончено в начале 1840-х. В целом работа над романом продолжалась около 2-3 лет. Не успев его дописать, Михаил Юрьевич публикует на страницах «Отечественных записок» три самостоятельные повести: «Бэла», «Тамань» и «Фаталист». Спустя некоторое время автор представляет новое издание романа, в которое вошли три уже известные повести, а также две главы ̶ «Максим Максимыч» и «Княжна Мери». Спустя год Лермонтов пишет «Предисловие» к «Журналу Печорина», переиздав книгу второй раз.
«Бэла»: главные герои, краткое содержание
Повествование ведётся от лица Максима Максимыча ̶ бывалого штабс-капитана лет пятидесяти. Он начинает свой рассказ случайному русскому путешественнику с того, что его знакомый, офицер Григорий Печорин, на свадьбе старшей дочери местного черкесского князя влюбляется в молодую черкешенку Бэлу. Он, испытывая к девушке мимолётные чувства, крадёт её, обменяв на коня Казбича, которому также успела приглянуться Бэла, у Азамата ̶ брата девушки. Казбича сильно разозлила утрата и он, полагая, что во всём виноват старый князь, решается на убийство, в то время как Бэла с Печориным всё больше удаляются от дикого дома.
Максим Максимыч присматривает за дикаркой, которая первое время всего боялась и не могла изъясняться на русском. Старый офицер полюбил её, как дочь.
Тем временем Печорин стал остывать к Бэле, когда в ней напротив только-только стали пробуждаться чувства.
Однажды, когда Григорий и Максим Максимыч вернулись с охоты, они обнаружили, что Бэлы дома нет ̶ её похитил Казбич. Они бросились в погоню. Казбич, заметив это, одним резким движением вонзил в спину Бэлы кинжал и скрылся в высоких скалах. Вскоре Бэла умерла, что Печорин очень трудно переживал.
Главная мысль текста
В главе «Бэла» Лермонтов смог отлично показать всю эгоистичную сущность Печорина. Он испортил жизнь молодой девушки, в попытках найти себе увлечение, а со временем и она ему наскучила. В конце концов он снова остаётся один.
2 вариант
Роман «Герой нашего времени» делится на главы. Начинается повествование с главы «Бэла».
Максим Максимыч встречает молодого человека, которому рассказывает историю, произошедшую с ним и Печориным давным-давно. Они были приглашены на свадьбу князя
Внимание Печорина было приковано к прекрасной девушке, черкешенке, Бэле. Она отличалась от столичных барышень
Бэла не была такой ветреной и доступной. Она воспитывалась в строгости, поэтому не позволяла в свою сторону лишнего.
Григорий был очарован экзотической барышней, но Бэла не давала ему возможности подойти к себе. Печорина это не расстраивало, так как он знал, что может получить все, о чем желает. Григорий стал обдумывать, как овладеть Бэлой.
У девушки был брат, мечтающий о коне Казбича, молодого человека, влюбленного в Бэлу не взаимно. Григорий обеспечил похищение этого коня и отдал его Азамату с условием, что тот даст ему Бэлу взамен. Таким образом, девушка была похищена.
В плену Бэла не сразу доверилась Григорию. Вначале она ненавидела этого человека, не принимала его дорогие подарки и ласку. Григория это расстраивало, но он знал, что скоро растопит лед в ее сердце. Со временем черкешенка становилась все нежнее и податливее, а потом и вовсе доверилась своему похителю. Однако, после этого в поведении Печорина появились безвозвратные изменения.
Отношения с Бэлой стали тяготить его. Интерес к девушке стал угасать с каждым днем, а любовь Бэлы к Григорию становилась все сильнее. Красота девушки приелась, а любовь и привязанность не успели возникнуть. Тогда Печорин стал равнодушным и все реже навещал свою возлюбленную. Это ранило Бэлу. Ей стало также плохо, как и в самом начале.
Жизнь девушки оборвалась трагически — она была похищена и убита Казбичем.
Эта глава характеризует Печорина как равнодушного и эгоистичного человека. Его совершенно не волновали чувства и переживания Бэлы. Она была для него средством удовлетворения собственных потребностей. Бэла была для Печорина интересной вещью, игрушкой, но не любимой женщиной.
Печорин верил, что все должны исполнять его желания и делал все для этого. Так было и с Бэлой.
Эта глава написана в рамках направление романтизм. На это указывает экзотический сюжет (горы), одиночество героя, противопоставление Печорина всем остальным героям, радикальность его намерений, трагический исход, мечтательность, характер главного героя.
Сочинение-рассуждение
В своем произведении «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтов пытается передать свои философские размышления, для этого он вводит такого персонажа, как Печорин, который чувствует себя лишним в обществе. Он проходит множество жизненных испытаний, которые помогут понять кто на самом деле Григорий — герой или злодей?
Печорин является неким собирательным образом молодого поколения того времени, при этом он наделен множеством качеств, как положительных, так и отрицательных. Герой эгоистичен и совсем не думает о чувствах окружающих его людей, но также он образован и вежлив. Его военное прошлое часто дает о себе знать: Печорин никогда не отступает от своей цели, даже если это и нанесет кому-то вред.
Хоть он и совсем молодой, но уже далеко не счастлив, его недоверие к людям не дает и шанса с кем-то сблизиться. Вера была единственной, кто смогла по-настоящему его полюбить, но Печорин не мог пожертвовать свободной жизнью ради нее.
Самое трагичное в его судьбе то, что герой совсем не боится смерти, в его жизни нет смысле, он не понимает в чем смысл его жизни. Григорий пытается найти смысл во всем: в действиях, в людях, в мире, но все бессмысленно.
Нельзя точно сказать злодей он или герой, у него есть свои мысли и переживания, которые причиняет боль не только окружающим, но и ему самому. Многие страдают по его вине: Максим Максимович, княжна Мери, Бэла, но он чувствует, что поступает неправильно — его гложет чувство вины.
Он смел и готов совершать добрые дела, но жертвовать чем-то ради других он не способен, к тому же, Григорий совершил множество поступков, о которых долгое время жалеет. Поэтому Печорин точно не герой в классическом понимании этого слова.
Герой родился не в свое время: был умен – никому это не было нужно, хотел полюбить – не сумел, персонаж просто не смог найти применения лучшим качествам, от того и не смог найти свое место в мире. Если бы Печорин немного поменялся: стал бы более общительным и менее эгоистичным, то смог бы найти понимающих людей.
Печорин — лишний человек, с израненным сердцем, который просто не смог вписаться в стандарты общества. Не стоит винить во всем Григория, виновато общество, которое делает всех людей черствыми и бездушными.