Краткое содержание
Рассказчик вечером ехал один с охоты, на беговых дорожках. До его дома оставалось верст восемь, но в лесу его неожиданно застает сильная гроза. Рассказчик решает переждать непогоду под широким кустом, и вскоре при блеске молнии видит высокую фигуру – как оказалось, это был здешний лесник. Он отвел рассказчика в свой дом – «небольшую избушку посреди обширного двора, обнесенного плетнем». Двери им открыла «девочка лет двенадцати, в рубашонке, подпоясанная покромкой» – дочь лесника Улита. Изба лесника «состояла из одной комнаты», на стене висел изорванный тулуп, на столе горела лучина, а «на самой середине» дома висела люлька.
Сам лесник был «был высокого роста, плечист и сложен на славу», с черной курчавой бородой, широкими сросшимися бровями и карими глазами. Его звали Фома по прозвищу Бирюк. Рассказчик был удивлен знакомству с лесником, так как слышал от знакомых, что его «все окрестные мужики боялись как огня». Он исправно охранял лесное добро, не давая вынести из лесу даже вязанки хвороста. Подкупить же Бирюка было невозможно.
Фома рассказал, что его жена сбежала с прохожим мещанином, оставив лесника одного с двумя детьми. Угостить Бирюку гостя было нечем – в доме был только хлеб.
Когда дождь прекратился, Бирюк сказал, что проводит рассказчика. Выйдя из дома, Фома услышал отдаленный стук топора. Лесник опасался, что упустит вора, поэтому рассказчик согласился пройтись до места, где рубили лес, хотя ничего и не слышал. В конце пути Бирюк попросил подождать, а сам пошел дальше. Сквозь шум ветра рассказчик услышал крик Фомы и звуки борьбы. Повествователь бросился туда и увидел у поваленного дерева Бирюка, который кушаком связывал мужика.
Рассказчик попросил отпустить вора, пообещав заплатить за дерево, но Бирюк, ничего не ответив, повел мужика в свою избу. Снова начался дождь, и им пришлось пересидеть непогоду. Рассказчик решил «во что бы то ни стало освободить бедняка» – при свете фонаря он мог разглядеть «его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены».
Мужик начал просить Бирюка освободить его. Лесник угрюмо возразил, что в их слободе все «вор на воре» и, не обращая внимания на жалобные просьбы вора, приказал сидеть тому смирно. Неожиданно мужик выпрямился, покраснел и начал бранить Фому, называя его «азиатом, кровопийцей, зверем, душегубом». Бирюк схватил мужика за плечо. Рассказчик уже хотел защитить бедняка, но Фома, к его изумлению, «одним поворотом сдернул с локтей мужика кушак, схватил его за шиворот, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкнул его вон», закричав тому в след, чтобы убирался к черту.
Рассказчик понимает, что Бирюк на самом деле «славный малый». Через полчаса они распрощались на опушке леса.
Мы напишем — Сочинение по произведению Белая гвардия Булгакова. Подсказки школьнику
В данном великолепном романе, написанным замечательным писателем Булгаковым, рассказывается о событиях, которые автор пережил в период с тысяча девятьсот восемнадцатого по тысяча девятьсот девятнадцатый годы в городе Киев. Крайне необычна форма повествования для того времени в данном произведении, так как он рассказывает свою историю с точки зрения офицера, который выступает за белогвардейцев. Автор тем самым хотел показать свою объективность в данном вопросе, так как он считал, что литературное произведение может называться великим лишь тогда, когда соблюдено данное условие. Конечно, это не могло сказаться на последствиях такого выбора, ведь из-за этого оно было напечатано и издано в неполном виде, ведь цензура того периода была крайне жесткой. Однако, стоит сказать, что благодаря данному приему, можно считать это произведение поистине исторически ценным и великим. Оно стоит на одном уровне с таким произведением, как «Война и мир», написанное великим писателем Толстым.
Писатель показывает личностные переживания героев, и их внутреннее устройство, но стоит отметить, что один человек по мнению автора мало что мог изменить для всего исхода войны. Поэтому он делает акцент на народных массах, которые действительно определяли ход исторических событий. Некоторые герои, такие, как Турбин, мечтали, чтобы переворот свершился, и Булгаков в чем-то поддерживал стремление данного героя, так как считал, что большевики смогут привнести что-то новое и интересное в жизнь страны. Интересные моменты, связанные с участием народных масс были показаны автором в таких моментах, как, например, когда происходила организация похода, в котором происходила поддержка Петлюру. Благодаря тому, что армия в этом походе была собрана многочисленная, она сумела разгромить войско Скоропадского, который подготовился к битве не должным образом.
Булгаковым была показана жизнь человека как такое понятие, которым нужно дорожить больше всего, ведь когда происходит такое страшное событие, как война, все другие ценности отходят на другой план, и целью всего существования является лишь выживание. Очень подробно в данном романе были описаны сцены сражений, а диалоги персонажей проработаны ярко и детально. Также, можно сказать, что оно построено как реалистичная история, которая показывает все ужасы жизни простых людей, которые находились и существовали в то непростое время.
Сочинение — Что такое Гуманность. Русский язык
Гуманное обращение с каждой личностью (не зависимо от национальности, доходов и т
п.) важно для любого общества
Гуманность – это доброжелательное, сострадательное отношение к любому человеку.
Важно проявлять умение понять боль другого человека, его ранимость души, чувства радости и печали. К сожалению, не все проявляют чуткость и доброжелательность
В некоторых семьях от одного родителя страдают все члены семьи. Алкоголизм делает из человека «животное». Таким людям не жаль своих детей, родственников и любимого человека
К сожалению, не все проявляют чуткость и доброжелательность. В некоторых семьях от одного родителя страдают все члены семьи. Алкоголизм делает из человека «животное». Таким людям не жаль своих детей, родственников и любимого человека.
Если человек оступился и сделал неверный поступок, то ему надо помочь разобраться в своих ошибках и вернуться в общество полноценным, добропорядочным гражданином.
С детских лет нужно обращать внимание на общение между детьми. Прививать любовь к животным, желание оказать помощь слабым личностям
В целом надо терпеливо прослушивать людей, не считать себя выше и умнее других личностей, уважать чужое мнение, привычки, предпочтения. Вежливо и с пониманием вести беседу с любым человеком. Не смотреть на то, что он бедный, плохо одет. Жалеть и помогать больным, с различными дефектами в здоровье, речи, ни высмеивать и не издеваться. Подавать руку помощи нуждающимся, быть человечным и сострадательным ко всему живому в мире.
Я считаю, что надо самому проявлять инициативу помогать близким людям, соседям, не знакомым пожилым людям в любом месте. Также уступать место в общественном транспорте, пропускать к врачу и при необходимости вызывать скорую помощь. Предлагать помощь сходить в магазин и купить лекарства, продукты, вынести мусор, донести тяжёлые сумки до квартиры. Отвечать на вопросы окружающих, жалеть ближнего, воспитывать младшее поколение, быть примером и подражанием для них. Учить быть вежливыми, культурными и честными. Не обманывать, ни лицемерить, внимательно выслушивать любого собеседника, задумываться о том, как сделать мир чище (не только от реального мусора, но и «грязных и браных» слов) и краше. Думать о том, что будущее зависит от нас, мы должны посадить больше деревьев, сделать много хорошего, чем можно будет гордиться. Выполнять только правильные и положительные поступки. К каждому человеку относиться так, как хотели бы, чтобы поступали с Вами. Отвечать за свои поступки и действия и не перекидывать вину на неповинных товарищей.
Неряшливость в одежде, во внешнем виде, не умение аккуратно пользоваться общедоступными материалами в школе, транспорте на улице – это тоже не уважительное отношение к чужому труду, своим одноклассникам и жителям своего города.
Капитанская дочка характеристика образа Гринев Петр Андреевич (Петруша)
КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА
(Повесть, 19 окт. 1836)
Гринев Петр Андреевич (Петруша) — главный герой последнего крупного произведения Пушкина, провинциальный русский дворянин, от чьего имени (в форме «записок для памяти потомства», составленных в эпоху Александра I об эпохе пугачевского бунта) ведется повествование.
В исторической повести «Капитанская дочка» сошлись все темы пушкинского творчества 1830-х гг.
Место «обычного» человека в великих исторических событиях, свобода выбора в жестоких социальных обстоятельствах, закон и милосердие, «мысль семейная» — все это в повести присутствует и связано с образом главного героя-рассказчика.
Первоначально Пушкин, как то было в незавершенной повести «Дубровский», собирался поставить в центр повествования дворянина-ренегата, перешедшего из одного лагеря в другой (тут прототипом ему служил реальный офицер Екатерининской эпохи Шванвич); или пленного офицера, который бежит от Пугачева.
Здесь также имелся прототип — некто Башарин, именно такую фамилию должен был носить герой, позже переименованный в Буланина, Валуева — и, наконец, в Г. (Это имя в другой огласовке — Гранев — встречается в планах незавершенного «Романа на Кавказских водах», 1.831.
) Имя это тоже взято из действительной истории пугачевщины; его носил дворянин, арестованный по подозрению в измене и позже оправданный.
Так окончательно определился замысел рассказа о человеке, волей Провидения оказавшемся между двумя враждующими лагерями; о дворянине, который незыблемо хранит верность присяге, не отделяет себя от сословия в целом и от сословных представлений о чести в частности, — но который при этом смотрит на мир непредвзято.
Замкнув сюжетную цепь именно на Г. (и «перепоручив» роль дворянина-ренегата Швабрину), Пушкин воспроизвел принцип исторической прозы Вальтера Скотта, в чьих романах (особенно из «шотландского» цикла — «Уэверлей», «Роб Рой», «Пуритане») такой тип героя встречается постоянно — равно как сама ситуация: два лагеря, две правды, одна судьба.
Таков и непосредственный «литературный предшественник» Г., Юрий Милославский из одноименного «вальтер-скоттовского» романа М. Н. Загоскина (с той огромной разницей, что Милославский — князь, а не «обычный» человек). Вослед Гриневу и другие персонажи «Капитанской дочки» приобретают вальтер-скоттовские черты. Образ верного слуги Г.
Савельича (чье имя со-впадает с именем «патриотического» ямщика, свидетеля пугачевского бунта в «вальтер-скоттовском» романе М. Н.
Загоскина «Рославлев») восходит к Калебу из романа «Ламмермурская неместа»; эпизод, в котором невеста Гринева Марья Ивановна Миронова добивается у Екатерины II оправдания возлюбленного, повторяет эпизод с Дженни Джине из «Эдинбургской темницы» и др.
Жанр «записок для потомства» давал возможность изобразить историю «домашним образом» — и предполагал, что жизнь героя будет разворачиваться перед читателем с самого детства, а смерть героя останется за пределами непосредственного повеет -вования (иначе некому было бы составлять записки).
Что я понимаю под словом Человечность
Как часто нам приходится слышать, что кто-то поступил бесчеловечно или, наоборот, оказался человечным! Видимо, такое качество, как человечность, не присуще нам с рождения, но является отличительной характеристикой человека порядочного, личности с большой буквы. Что же это такое?
По моему мнению, человечность предполагает целых комплекс черт, позволяющих нам гуманно относиться к окружающим. Добродетель, милосердие, уважение, честность – всё это входит в рассматриваемое понятие.
Перечисленные качества в своей совокупности помогают понять мотивы поступков других людей, осознать своё родство с ними и, несмотря на какие-либо разногласия, отнестись к ним гуманно, независимо от ситуации.
Русская классическая литература предлагает читателю немало историй о героях, являющихся образцом человечности. Вспомним роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Искренняя, светлая и жертвенная Соня – та, кого действительно можно назвать человечной.
Чувство сострадания к ближним заставляет героиню потупиться собственной честью и гордостью и пойти торговать собой, чтобы прокормить семью. Отлучённая от церкви, эта девушка, тем не менее, выступает истинным носителем христианской морали.
Гуманность не позволяет героине принять теорию Раскольникова, она осуждает его чудовищный поступок, но не отказывается от Родиона и навещает его на каторге.
Гимном человечности становится роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, ещё не зная врага в лицо, дарит Пугачёву тулупчик за то, что тот вывел их из зимнего бурана. Бунтарь не забыл барской милости и при захвате Белогорской крепости спас молодого человека от виселицы.
Несмотря на принадлежность к разным политическим лагерям, герои проявили великодушие, человеческие отношения оказались для них выше собственных амбиций.
Умение проявить человечность по отношении к окружающим – важное качество, которое необходимо в себе развивать, чтобы быть достойным носить звание человека. Не зря поэт С
А. Михалков сказал «Будь Человеком, человек», подчёркивая, что мы не просто часть животного мира, но разумные существа, способные на отзывчивость, чуткость и дружелюбие.
Нормы морали и нравственности
Мораль – это представления о добре и зле, совокупность идеалов и принципов на которых основана вся деятельность человека.
Нормы морали складываются в процессе воспитания человека в обществе. Что такое добро ребенок узнает из сказок, от родителей, воспитателей, учителей. Добром можно назвать все, что направлено на помощь другим людям и живым существам. Добрыми могут быть не только дела, но и чувства, такие как любовь, сострадание, миролюбие, благодарность, дружелюбие.
Все что направлено на разрушение, причинение вреда другим называют злом. Злыми могут быть мысли, чувства, поступки. Таким образом, мораль, включает в себя все эти представления, чтобы человек мог оценивать свои действия, поступки — по совести. Только развитая личность, имеющая представление о нормах морали может быть человечной по отношению к другим людям.
Важно! Каждый день человек встает перед моральным выбором: выбором в пользу добра или зла, в большей или меньшей степени. Иногда, чтобы сделать добро приходиться поступиться своими интересами, лишить себя удовольствия, выгоды
Поэтому, совершать добрые поступки гораздо сложнее, чем бездействовать или причинять зло.
Злые действия человек может совершать неосознанно, под влиянием ближайшего окружения, вынуждаемых обстоятельствами. Но за причинение боли (физической или моральной), совершение аморальных поступков человек ответственен как минимум перед своей совестью, а в серьезных случаях и перед законом.
Нравственность — это проявление морали на практике, в повседневной жизни, осознанный выбор с принятием ответственности за свои поступки.
Примеры норм нравственности:
- Защита беспомощных;
- Помощь бедным;
- Вежливость;
- Благодарность за добро;
- Честность;
- Забота о детях;
- Уважение к старикам.
Принять нормы нравственности, следовать им или нет,- выбор каждой личности, но отвергнув их, человек может не заметить, как стал бесчувственным, бесчеловечным.
2 вариант
Один из героев рассказа – барин, который возвращается с охоты на дрожках домой. Сильный дождь и гроза заставляют его остановиться в лесу. В это время неожиданно на дороге появляется человек. Он представляется лесником и предлагает барину переждать непогоду у него дома. Охотник соглашается, и мужчина ведёт под уздцы упряжку барина по грязной и скользкой дороге к своей избушке. Там их встречает с фонарём босоногая девочка лет двенадцати – дочка лесника Улита. Она провожает гостя в избушку, посередине которой висит люлька с младенцем.
Барина поражает убогая обстановка жилища. По его неприглядному виду, он делает вывод, что у детей нет матери. В ходе разговора выясняется, что лесника зовут Фома, а по прозвищу – Бирюк. Это высокий и сильный мужчина с широкими плечами, красивого телосложения. Барин наслышан о Бирюке от местных мужиков, как об очень ответственном и принципиальном работнике, который никому из крестьян не разрешает утащить безнаказанно из леса даже вязанки хвороста. Он честен и неподкупен. Фома рассказывает барину, что его жена сбежала с прохожим мещанином, бросив маленького ребёнка. В избушке лесника, кроме хлеба нет никакой еды.
Гроза заканчивается, и Фома предлагает вывести гостя из леса, но в это время замечает из леса стук топора. Барин соглашается пойти с лесником к месту подозрительного шума. Нарушителем спокойствия леса оказывается бедный тщедушный крестьянин. Барин предлагает Бирюку деньги за срубленное дерево, а мужика – отпустить, но лесник беспощаден. Фома привозит связанного крестьянина к себе в избушку. Бедняк объясняет ему, что вынужден был пойти на воровство из-за голода; умоляет отпустить его, отдать хотя бы худую лошадь, иначе его семье не выжить. К удивлению барина, Бирюк вышвыривает крестьянина из избушки и отпускает домой вместе с дряхлой лошадью.
Таким образом, Тургенев показывает в образе лесника бедного, но благородного человека. Он очень ответственно относится к своей работе и требователен не только к людям, но и к себе. Несмотря на свою должность, Бирюк не позволяет себе взять из леса без разрешения вязанки хвороста, поэтому в его избушке холодно. Дети Фомы голодают, но его невозможно подкупить деньгами. В данной ситуации автор показал нам лесника ещё и добрым человеком, в котором жалость победила чувство долга. Конечно же, Фома заслуживает большего в жизни, но никто его по достоинству не оценил, даже жена.
Вариант для 8 класса
Роман ”Капитанская дочка” А. С. Пушкина — это последнее, изданное при жизни произведение, добавившее в копилку писателя ещё одну драгоценную жемчужину. По своей сути это повесть, написанная в семейном жанре, события которой происходят в пугачёвскую эпоху.
Гоголь, давая рецензию на ”Капитанскую дочку”, высоко оценил труды Пушкина и считал, что именно в этом романе в большей степени, нежели в других, писателю удалось в полной мере изобразить настоящий русский характер — простой и человечный.
Одним из таких персонажей с истинно русским характером является Иван Кузьмич Миронов, комендант Белогорской Крепости. Миронов — персонаж второго плана, но значимость его в романе огромна. Образ его написан Пушкиным с особой тщательностью и только в положительным ключе, с добродушно-сочуственными интонациями.
Первое знакомство с самим комендантом и его семьёй происходит в момент приезда главного героя Петра Гринёва на службу в крепость. Миронов предстаёт перед нами без всяких прикрас: бодрый, высокий человек в годах, ведущий в своём ”царстве” простой патриархальный образ жизни.
Капитан — бедный дворянин, бравый вояка, отдавший службе Родине 40 лет жизни, женат, имеет единственную дочь Машу. Это человек простой, с мягким характером. Он обожает дочку Машу, с нежностью и уважением относится к своей жене. Ничего особенного, на первый взгляд, в этом герое нет, однако сам автор ярче, богаче и сложнее воспринимает коменданта, выводя его, порою, на первый план в романе.
Что же Пушкин хотел показать читателю этим образом? Писатель в полной мере показал истинный национальный характер простых людей того времени, вынужденных существовать в условиях несправедливого государственного строя и преданно служить ему.
Честный, добрый и скромный комендант, напрочь лишённый амбиций становится образцом героического мужества и преданности. Ему присущи верность долгу и чести. Готовый подчиняться и угождать жене, в то же он даже под страхом смерти не готов нарушить клятву, данную на присяге государству. В этом и проявилась его русская душа и поистине русская ментальность.
Поражает и восхищает поведение коменданта в последние минуты жизни. Именно в этот момент меняется всё впечатление об этом человека. Из простого, ничем не примечательного человека он трансформируется в героя, твёрдого в своих словах и решениях. Его спокойный героизм, без вычурности и прикрас, достоин огромного человеческого уважения. Для него главное — честь и долг перед Отечеством, практически ”святая” порядочность.
Капитан Миронов, как в принципе и вся его семья, показали всем как можно оставаться честным и порядочным человеком в любых жизненных перепитиях. Комендант из таких людей, на которых держится всё государство, преданный сын своей Отчизны, готовый стоять за неё до последнего вздоха.
Вариант №2
Действие рассказа Ивана Сергеевича Тургенева разворачивается в XIX веке, в лесу недалеко от деревни. Барин (сам Тургенев), возвращается на упряжке с охоты со своей собакой. Вдруг погода портится, и начинается сильная гроза. Лошадь не может идти по грязи. Охотник останавливается под кустом и собирается переждать непогоду. К нему подходит местный лесник и предлагает приют у себя. Он отводит упряжку охотника к своей избе. Там живут собаки, и двое его детей — девочка двенадцати лет и совсем маленький мальчик. Обстановка в избе очень скудна, гостя это очень угнетает.
Лесник представляется Фомой по прозвищу Бирюк. До охотника доходили слухи об этом человеке, который сурово поступал с незваными дровосеками в барском лесу. Также Бирюк был совершенно неподкупен, за что его даже хотели убить. Фома скупо рассказывает о своей невесёлой судьбе — жена от него убежала с прохожим мещанином, оставив его одного с детьми.
Лесник отлучается во двор. Барин заговаривает с девочкой, которая представляется Улитой. Картина жизни лесника ещё больше удручает его. Вернувшийся Бирюк сообщает, что слышит как рубят дерево. Охотник вызывается сходить с ним посмотреть. Перебравшись через овраг, Бирюк хватает порубщика. Им оказывается бородатый мужик в лохмотьях. Он специально пришёл рубить в грозу, чтобы не было слышно ударов топора. Фома его связывает. Рядом стоит дряхлая лошадка и лежит срубленное дерево.
Барин вызывается заплатить за дерево и просит отпустить вора. Бирюк отказывается, и отводит мужика с его лошадью к своей избе. Дочь лесника пугается. Дождь начинается снова. Барин с большим сочувствием относится к пойманному и хочет помочь ему. Пойманный также жалобно просит его отпустить, ссылаясь на своё тяжёлое положение. Бирюк не соглашается. Тогда вор, который к тому же оказывается пьян, в исступлении начинает ругать его и угрожать. Бирюк хватает мужика, охотник пытается его остановить.
И всё-таки уговоры подействовали на лесника. Он хватает мужика и выталкивает его из избы. Между лесником и охотником происходит короткий примирительный диалог, затем он вызывается проводить гостя до опушки леса.
В рассказе изображён Фома — потрёпанный невзгодами, но сильный и честный человек. Изображён барин-охотник, который сам наверняка не испытывает материальных проблем в жизни. Он сочувствует и леснику, уважая того за честность и смелость, и вору, который пошёл на кражу от большой нужды, и детям. Изображён вор — бедный слободской мужик, который пошёл на кражу из-за крайней бедности.
Смелость
Несмотря на все сложности, капитан был очень смелым. Он догадывался о том, что войско Пугачева ворвется в крепость, однако, к такому военному положению никто не относился всерьез. Это связано с тем, что Миронов, как и большинство других солдат, надеялся, что Пугачева остановят в других крепостях, которые были сильнее и многочисленнее. Однако, когда вражеское войско ворвалось на их территорию, капитан Миронов не только не испугался, но и ринулся в бой, говоря о том, что умирать – обычное дело для любого служивого человека. Это говорит о храбрости и самопожертвовании капитана, которыми он был способен руководствоваться в экстремальных ситуациях.
Тульский мастер Левша
Главным образом лесковского сказа является Левша. Он нигде не обучался, но в работе никто не мог его обогнать. Как звать мастера неизвестно, но своё имя он получил из-за того, что всё делал левой рукой, даже крестился. Автор кратко даёт описание его портрета, из которого читатель узнаёт, что он косоват на один глаз.
Когда тульские мастера подковывали блоху, Левша не только мастерил гвозди, но даже смог на них указать своё имя. Посетив другую страну, где ему было предложена и работа, и прекрасные условия для жизни, основной персонаж сказа отказывается, так как у него для этого есть свои причины:
- Любит свою родину.
- Любит свой народ.
- Не может бросить свою семью.
Основная идея
Главную мысль сказа Н. С. Лескова можно сформулировать на основе образа самого Левши. Герой остается верен своему отечеству, честно трудится на его благо и до последней минуты переживает за его судьбу. Писатель убежден в праведности его пути: такие люди навсегда остаются в памяти своего народа и истории своей страны.
К сожалению, власть оказывается неспособна по достоинству оценить своих умельцев. Если в Англии героя встречают с уважением и предлагают достойные условия для жизни и работы, то на родине о его труде очень быстро забывают и бросают умирать. Автор осуждает власть имущих и дает им повод задуматься о судьбе родины. Нравственный смысл «Левши» заключается в том, что необходимо ценить талант и делать все возможное для его реализации. Гуманность, образование, сострадание — вот что нужно народу, чтобы проявить себя. Без этого Россия так и останется отсталой страной с продажными Платовыми и загнанным в угол потенциалом.
Сочинение на тему: ПОЧЕМУ БИРЮК ПРОТИВОСТОИТ КРЕСТЬЯНСКОМУ МИРУ? (И. С. Тургенев. «Бирюк»)
(И. С. Тургенев. «Бирюк»)
Бирюк — это прозвище лесника, повстречавшегося автору во время грозы в лесу. Первое, что мы отмечаем у этого человека, — добросовестное отношение к работе, а еще доброту. Несмотря на ненастную погоду, лесник находится на своем посту. И он не Только показывает барину дорогу, но предлагает ему переждать грозу в своей избушке. Добросовестное отношение Бирюка к работе подтверждают и слухи, дошедшие до автора еще до знакомства с этим человеком. Крестьяне с укором говорили, что он «вязанки хворосту не даст утащить… И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет». За такую несговорчивость крестьяне Бирюка не любили, и даже подумывали сжить со свету. По их мнению, Бирюк не сочувствовал им, а помогал и без того богатому барину, у которого служил. Эпизод с крестьянином мог бы тому быть доказательством. Но, сочувствуя бедному крестьянину, у которого дома голодные жена и дети, мы одновременно сочувствуем и Бирюку, и понимаем, откуда у него такое стремление хорошо служить барину. Он держится за работу, потому что дома его тоже ждут голодные дети, к тому же сироты. Бедность, в которой живет семья Бирюка, поражает. Потеряй он еще работу, дети непременно умрут с голоду. На самом деле Бирюк сочувствует крестьянам, именно поэтому он в конце отпускает воровавшего дрова крестьянина.
Бирюк не может не понравиться. Это сильный, смелый человек, добросовестный работник. А еще он заботливый и любящий отец, готовый все сделать, лишь бы не оставить детей голодными.
Ответы:
Главным героем рассказа «Бирюк» является лесник Фома. Фома — очень интересная и необычная личность. Сначала автор рассказа увидел во время надвигающейся грозы его высокую фигуру и услышал зычный голос. Зная, что гроза не скоро пройдет, Фома спокойно и уверенно довел автора до своего дома. Этот молодец «был высокого роста, плечист и сложен на славу… выпукло выставлялись его могучие мышцы». У него была длинная черная курчавая борода и суровое и мужественное лицо, «из под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». Жена лесника сбежала с проезжим мещанином и бросила двоих детей; может, поэтому лесник был так суров и молчалив. Бирюком, то есть угрюмым и одиноким человеком, Фому прозвали окрестные мужики, боявшиеся его как огня. Мужики говорили, что «не бывало еще на свете такого мастера своего дела»: он не даст украсть даже вязанку хвороста, никому не дает спуску, знает, что делается в любом месте и в любое время в его владениях, он силен, ловок и, несмотря на бедность, неподкупен. Многим он мешал, да сжить его со свету никому не удавалось.Сам Бирюк считает, что недаром ест господский хлеб: «Должность свою справляю». Действительно, даже во время сильной грозы Фома услышал, как где-то далеко рубят лес и, чтобы не прозевать вора, решил немедленно найти его. И сделал это, прислушиваясь всего лишь к стуку топора, очень быстро. Не только голос у Фомы был зычный, «железный», у него и сила была богатырская: он быстро схватил вора и завязал ему руки кушаком. Мужик, срубивший дерево, сделал это по бедности, «с голодухи». Лесник, конечно, знал это, он и сам жил бедно, но считал, что воровать все равно нельзя: «Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится». Вместе с тем лесник был человеком незлым, не хотел он портить жизнь бедному крестьянину и не хотел, чтобы его поминали недобрым словом, называли «кровопийцей» и «душегубцем окаянным», «зверем». Фома знал, что дома у мужика, так же как и у него самого, мерзнут голодные дети, и поэтому, немного попугав, все-таки отпустил мужика.Доброе, широкое, благородное сердце открывается нам в этом суровом немногословном человеке, когда он отпускает уже отчаявшегося крестьянина. Бирюк, по словам автора, удивительный и «славный малый», грозный и добрый одновременно. Он не только честно выполняет свою работу, но и понимает, что жизнь безрадостна и тяжела не только у него, но и у других мужиков. Ему тоже жаль их, досадно ловить и пугать их, он просит барина: «Не извольте только сказывать», — не желая разрушать легенду о своем страшном и злом нраве.