Вариант 2
Образ Руси в произведении Гоголя, прежде всего, ассоциируется с Русью-тройкой, то есть с запряженной конями повозкой, которая мчится по бескрайним просторам. Этот образ является актуальным до сих пор и продолжает прослеживаться в культуре. К примеру, популярное кино Бумер тоже представляет собой этот образ, только тут не тройка, а автомобиль, который тоже едет в неизвестность по российским просторам и фактически устремляется в бесконечность.
Удивительным образом этот образ (тройки, которая мчится по просторам) контрастирует с образом той России, которую описывает автор фактически. Перед читателем возникает беспробудно тупой народ, иногда тупой до ужаса, вороватые чиновники и погрязшие в грехах помещики.
Где именно автор собирается располагать нечто то, что «глубоко заронилось в славянскую природу» сказать трудно. По большей части наблюдается только падение нравов и декларация святости и подобных идеалов, которые далеки от действительности. Разве только некоторые мертвые крестьяне, которых изучает Чичиков, представляются талантливыми людьми, они рисуются перед главным героем богатырями и настоящим сокровищем страны.
Снова хочется обратиться к современности и современной культуре и вспомнить фразу какого-то чиновника, который назвал людей в стране «новой нефтью», то есть природным ресурсом, на которое может опираться государство. Мысль совершенно гоголевская и совсем не новая. Люди и раньше были нефтью и то как рассматривают их Чичиков с Собакевичем, подобно тому как рассматривают красивые природные минералы или нечто подобное.
Образ Руси в этом смысле невероятно точен и, по сути, не меняется веками, остается прежним. Здесь в основе лежит какое-то странное сакральное начало, которое будто бы все ощущают и которое движет страну к невыразимому простору, но на деле мы видим только упадок нравов и эксплуатацию людей, буквально процесс перемалывания носителей этого самого чудесного начала в ресурс для власть имущих. Ответом становится только фигура Чичикова, которая тоже характерна для Руси и является своеобразным символом страны, также как Остап Бендер и подобные герои, тонко чувствующие эти вечные реалии и умеющие виртуозно перебирать по этим струнам социального устройства.
Резюмируя, следует называть гоголевский образ Руси парадоксальным. Он сочетает в себе надежду и безнадежность, трагедию и возвышение духа.
Размышления о русском народе
К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.
Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета. Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над «порядками» – проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво. Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.
Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.
Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль – во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова. Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.
Смех сквозь слезы
Сатира Гоголя сопровождается горькими рассуждениями. Характерной особенностью таланта этого писателя было умение совместить комическое с трагизмом. В преобразовании общества важную роль может сыграть обличение пороков, которые преобладают среди его представителей, особенно если сделано это мастерски. Гоголь верил в это. Он с необыкновенно тонкой иронией описал обычный губернский город и дома, почти затерянные в полях.
Он не обошел вниманием даже такие, казалось бы, мелочи, как вывески на станциях с нелепыми надписями, небольшие деревца, названные в местной газете тенистыми широколиственными деревьями. Все это были составляющие образа России
Но главной в них стала дорога. К ней Гоголь имел особое отношение. Именно в пути он создал часть гениальной поэмы.
Дорога располагала его к творческим открытиям. Она вдохновляла писателя. В художественном смысле дорога, как никакой другой образ, не дополняет столь ярко картину русской жизни.
Русь и простой народ
У России есть великая история. Гоголь с любовью рассказывает, что было сотворено российским человеком. Описываются прекрасные города, здания и дворцы. Молодые люди во все времена стремятся в столицу за образованием, за службой, навстречу лучшей жизни.
Тяготы Российского общества
Опасная чарующая природа похожа на произведение искусства, она обнимает архитектурные сооружения, заглядывает в небесную высь и теряется среди облаков. В произведениях Гоголя образ России всегда величественен и торжественен. Природа укрывает ветхие домики, расставленные по большой стране. Создание образа России у Гоголя в поэме «Мертвые души» осуществляется при помощи поэтичных описаний роскошной живописи всего внешнего.
Но в Российском государстве всегда есть противоречия и конфликты. Люди длительное время находились под гнетом, поэтому пока еще обычной жизнью на Родине жить не умеют. Народ никому не верит: крестьяне погружаются в собственную работу, запивают горе огненной водкой, погибают в кабаках.
Привилегированное дворянство принимает за патриотизм строительство своих домов на русский манер. Ежедневно организуются в огромном количестве благотворительные общества, но почти сразу же расформируются. Государство крепко держится за прошлую жизнь, полагая, что былые времена были примером процветания. Автор убежден: прошлое составляет ценность лишь для богатых сословий с «мертвыми душами».
Предназначение русского населения
Николай Гоголь критикует нравы и устои, закрепившиеся в стране. Писатель готов безжалостно бичевать словом развращенное дворянство. Образ России в «Мертвых душах» возносится горделиво над другими героями поэмы. Российскую землю не сломит низкое душою дворянство, ее непременно ждет подъем и величие.
Русская земля:
- талантливая;
- великая;
- живая.
Автор прерывается от рассказов о помещиках лирическими описаниями красоты Руси: чудесной, сверкающей, малознакомой. Писатель пишет: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал?» Птица-тройка, летящая на просторе — символ Руси. Она свободна, могущественна, непобедима. Гоголь восторгается Россией. Он описывает любовь к труду крестьян, их особый талант.
Сочинение 4
Поэма «Мертвые души» Гоголя была написана в XIX веке и стала одним из главных произведений русской литературы. В ней Гоголь создал яркие образы русской жизни, которые до сих пор остаются актуальными.
Один из главных образов в поэме — это образ Руси. Гоголь описывает Россию как страну, находящуюся в состоянии переходного периода, которая еще не полностью осознала свое место в мире, но уже начинает двигаться вперед. Гоголь описывает Россию как страну, которая борется со своими внутренними противоречиями и недостатками, но при этом сохраняет свою уникальность и красоту.
В поэме Гоголь показывает множество аспектов жизни в России — от традиций и обычаев до политических потрясений и экономических проблем. Он показывает, как народ живет в деревнях и городах, как они работают и отдыхают, как они общаются и взаимодействуют друг с другом.
Гоголь описывает Россию как страну, где люди живут в соответствии с духовными ценностями и традициями. Он показывает, что Россия — это не только материальный мир, но и духовный мир, где человек может найти ответы на свои вопросы и понять свое место в жизни.
В поэме Гоголя «Мертвые души» образ Руси является многогранным и сложным. Это страна не только прекрасных ландшафтов, но и сложной социальной структуры, проблем и противоречий. Но при этом Россия сохраняет свой уникальный характер и культурное наследие, которые до сих пор продолжают жить в сердцах ее народа.
Образ Руси в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
Н.В. Гоголь в своей поэме «Мертвые души» рисует целую галерею русских помещиков и чиновников. Тех, кого писатель называл «мертвыми душами», мертвыми, потому что они не способствуют продвижению России вперед, а тормозят ее развитие, потому что своим паразитическим существованием умертвляют все то, что есть лучшее в России, в том числе, душат русский народ. Автор изобразил в поэме два облика России: поместно-бюрократическую Русь и народную. Правящему сословию — помещикам и чиновникам — Гоголь противопоставляет Россию народную. Образ Руси неразрывно слит с народом. С ним у автора связано представление о вольности, богатырстве, талантливости русского человека. Главный герой Чичиков колесит по городам и весям необъятной Руси, встречается с различными людьми, договаривается о сделках. А за ними следует и «немолчно» раздается «тоскливая, несущаяся по всей длине и ширине», «от моря и до моря», песня. Это голос самой России, той самой живой крестьянской Руси, чьи беды и радости «вьются непостижимо» около сердца. Вот, например, гуляет ватага бурлаков: «хороводы, песни, кипит вся площадь». А настанет время, уйдут с первыми судами бурлаки и «дружно, как прежде гуляли и бесились», примутся «за труд и пот, таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». Описание бескрайности просторов, на которых трудятся мужики, бесконечности песни, под звуки которой они рождаются, женятся и умирают, переходят у Гоголя в рассуждения о будущем народа: «Здесь ли не быть богатырю, когда есть место, где развернуться и пройтись ему?» Здесь мы видим восхищение автора бескрайними полями и степями, бесконечными дорогами России. Гоголь не отделяет помещиков и чиновников от народа. И Манилов, и Собакевич, и Плюшкин, и Коробочка; и Петрушка с Селифаном, и два мужика, спорящие, доедет ли колесо до Москвы, — часть русского народа. Но не лучшая часть. Истинный образ народа видится в описании умерших крестьян, ими восхищаются и автор, и Чичиков, и помещики. Их уже нет, но в памяти людей, их знавших, они приобретают былинный облик. И сам Павел Иванович, разглядывая списки купленных крестьян, словно видит их наяву, и каждый мужик получает «свой собственный характер». «Пробка Степан, плотник, трезвости примерной» — читает он и начинает представлять: «А! Вот он… тот богатырь, что в гвардию годился бы!» Дальше говорит о том, что Степан исходил с топором все губернии, съедал хлеба на грош, а в поясе приносил рублей по сто. На протяжении нескольких страниц знакомимся мы с разнообразными судьбами простых людей. Мы видим русский народ полным сил, талантливым, живым, бодрым. С восторгом говорит писатель и о живом, метком русском слове, что вырывается из-под самого сердца. Но поэма Гоголя — произведение не только о русской природе, русском характере, неугомонной крестьянской Руси. Это произведение о России в ее включенности в общеевропейскую жизнь. Гоголем упомянуты практически все европейские страны, но они подчинены общему юмористическому тону повествования. «Дерзкие нивы» Италии противопоставляются скудной природе равнинной Руси; об Англии мы вспоминаем, когда видим в усадьбе Манилова разбитые по-английски клумбы или читаем замечания о «птичьем языке» англичан. Франция и французы, их мода и кухня не сходят с уст городских модниц и гурманов. Здесь же мы видим немца с его «умнохудощавым» словом, «жидкостной натурой», аккуратностью и деревянным терпением. Разумеется, только острому уму доступны эти меткие наблюдения. Гоголь рисует будущее России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?» И образ страны-тройки сливается с образом мастера, подготовившего «дорожный снаряд». Гоголь видит Русь великой, указывающей путь другим, видится ему, как обгоняет Русь иные народы и государства, которые «косясь, постораниваются и дают ей дорогу». Образ стремительно летящей вперед по бесконечному пространству тройки передает устремленность в будущее, чувство простора, воли, движения, широты размаха и удали русского характера. Хочется верить, что слова писателя окажутся пророческими, и «поднимутся русские движения… и увидят, как глубоко заронилось в славянскую природу то, что скользнуло только по природе других народов…»
Характеристики расположения города NN
О месте расположения города посещения Чичиковым сказано немного: «город был не в глуши, а напротив, недалеко от обеих столиц». То есть где-то рядом с Москвой и Петербургом. В первых строчках поэмы о Москве идет неназойливое упоминание. Мужики, рассматривающие бричку гостя, размышляют, доедет ли колесо до Москвы. Можно предположить, что она где-то в пределах возможного путешествия. Второй город, который называют мужики, Казань. Если до столицы колесо еще могло бы добраться, то до Казани – нет. Бричка проехала много верст по окрестностям города NN, дефект выявился в момент решения Павла Ивановича уезжать. Литературоведы предполагают, что прообразом может быть Тверь. По расположению она находится близко к столице и далеко до второго указанного города. Еще одно доказательство – река Волга. Она возникает в мыслях Чичикова, когда он размышляет о судьбах крестьян, которые ему удалось приобрести. Река протекает посередине города и делит его на 2 части. Волга протекала по Твери, это, конечно, только отдаленный признак сходства. Городов, расположенных по берегам рек, на Руси множество.
Образ России в «Мертвых душах» – кратко
До начала путешествия Павла писатель подробно рассказывает о пейзажах. Русская земля для него – душа народа, передающая его величие, символизирующая огромные возможности простых людей. Как характеризует автор Россию в произведении:
- Историческое развитие государства. Многие эпизоды указывают на смену ценностей в обществе. Задание каждого помещика – заработать больше денег, найти новые источники дохода. Даже мертвый крестьянин вызывает у людей желание получить прибыль. Яркий пример предприимчивого, беспринципного человека – главный герой Павел;
- Характеристика народного труда. Гоголь много говорит о красоте городов, дворцов, созданных руками русского человека. Поэма повествует о трудолюбии простого народа. Тяжелый труд крестьян не оценивается по достоинству;
- Стремление к лучшей жизни. В эпизодах встречается упоминание о желании молодежи изменить свою жизнь, получить образование, переехать в Петербург, найти хорошую работу. Писатель верит в процветание, положительные перемены в стране;
- Красивейшая природа. Гоголь сравнивает пейзажи с произведением искусства. Для него Русь – родина, у которой есть душа. С описанием красот противоречит характеристика домов, жилища. Они позиционированы как бедные, ветхие, разбросанные по земле. Сюжет передает ощущения народа того времени – неудовлетворенность, подозрительность, финансовая нестабильность;
- Особенности зажиточных людей. Через описание помещиков творец характеризует основные пороки, мешающие развитию страны. Герои греховны, безнравственны, алчны. Знакомство с каждым человеком – своеобразный тест личности. После общения Чичиков делает вывод о недостатках, низменности действующего лица.
Городом Н писатель именует все просторы России. Однако приоритетом для граждан является не красота, духовные ценности или нравственные принципы. Они стремятся к богатству, игнорируя общественные, культурные нормы.
Русь и простой народ
У России есть великая история. Гоголь с любовью рассказывает, что было сотворено российским человеком. Описываются прекрасные города, здания и дворцы. Молодые люди во все времена стремятся в столицу за образованием, за службой, навстречу лучшей жизни.
Тяготы Российского общества
Опасная чарующая природа похожа на произведение искусства, она обнимает архитектурные сооружения, заглядывает в небесную высь и теряется среди облаков. В произведениях Гоголя образ России всегда величественен и торжественен. Природа укрывает ветхие домики, расставленные по большой стране. Создание образа России у Гоголя в поэме «Мертвые души» осуществляется при помощи поэтичных описаний роскошной живописи всего внешнего.
Но в Российском государстве всегда есть противоречия и конфликты. Люди длительное время находились под гнетом, поэтому пока еще обычной жизнью на Родине жить не умеют. Народ никому не верит: крестьяне погружаются в собственную работу, запивают горе огненной водкой, погибают в кабаках.
Привилегированное дворянство принимает за патриотизм строительство своих домов на русский манер. Ежедневно организуются в огромном количестве благотворительные общества, но почти сразу же расформируются. Государство крепко держится за прошлую жизнь, полагая, что былые времена были примером процветания. Автор убежден: прошлое составляет ценность лишь для богатых сословий с «мертвыми душами».
Предназначение русского населения
Николай Гоголь критикует нравы и устои, закрепившиеся в стране. Писатель готов безжалостно бичевать словом развращенное дворянство. Образ России в «Мертвых душах» возносится горделиво над другими героями поэмы. Российскую землю не сломит низкое душою дворянство, ее непременно ждет подъем и величие.
Русская земля:
- талантливая;
- великая;
- живая.
Автор прерывается от рассказов о помещиках лирическими описаниями красоты Руси: чудесной, сверкающей, малознакомой. Писатель пишет: «Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал?» Птица-тройка, летящая на просторе — символ Руси. Она свободна, могущественна, непобедима. Гоголь восторгается Россией. Он описывает любовь к труду крестьян, их особый талант.
Мертвые души — поэма о величии России
«Мертвые души» — эпическая поэма известного русского писателя и поэта Николая Гоголя. Написанная в 1842 году, поэма представляет собой символический рассказ о величии России и ее народа.
В поэме рассказывается история средних лет человека Чичикова, который путешествует по сельской местности, скупая «мертвые души» — имена людей, которые умерли, но остаются зарегистрированными для целей налогообложения.
В своем путешествии Чичиков открывает для себя красоту земли и доброту людей. Его трогает красота природы и впечатляет трудолюбие и энтузиазм крестьян. От бескрайних лесов до широких открытых равнин — Чичиков очарован уникальным ландшафтом страны.
На протяжении всего произведения автор предлагает глубокое понимание характера русского народа. Он рисует яркую картину народных традиций и верований. Он показывает, что, несмотря на свои беды, народ по-прежнему верит в будущее страны и полон решимости воплотить свои мечты в жизнь.
«Мертвые души» — это мощная поэма, раскрывающая всё величие России и народа, проживающего на её территории. Это исследование культуры, истории и традиций страны. Это также свидетельство силы человеческого духа и стойкости русского народа. Таким образом, поэма служит данью уважения замечательному духу русского народа.
Калинов и Бряхимов Александра Островского — русские города на Волге
Александр Головин. Берег Волги. Эскиз декорации к драме Александра Островского «Гроза». 1916. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Свои вымышленные города — Калинов из пьес «Гроза» и «Горячее сердце», Бряхимов из «Бесприданницы», «Талантов и поклонников» и «Красавца-мужчины» — Александр Островский поместил на берег Волги.
Поволжье Островский изучил во время экспедиции по этой реке в 1856–1857 годах. Критик Петр Плетнев, современник драматурга, писал: «Ему захотелось воспользоваться… общественною жизнью маленького русского городка, прекрасным его местоположением на берегу Волги, особенностями… обычаев наших, столкновениями еще заметно господствующего невежества и… проглядывающей образованности». Провинцию драматург не высмеивал, а поэтизировал, подробно описывая ее природу, традиции и жителей. В «Грозе» он писал: «На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки; кой-где трава и кусты за арками — берег и вид на Волгу…»
Калинов напоминает еще один вымышленный город Островского — Черемухин, где разворачивается действие комедии «Не в свои сани не садись». Русаков, герой произведения говорил: «Не всем же жить в столицах, надобно кому-нибудь жить и в уездном городе».
Все эти города чем-то похожи: в каждом из них есть городской сад, улицы и бульвары, трактиры, в которых разворачивается действие. Схожи и персонажи драматурга — купцы, дворяне, провинциальные актеры. Все жители и маленьких, и больших городов Островского, как правило, знакомы между собой.
2 вариант
Современный писатель Пелевин сказал, что Россия существует для того чтобы преобразовывать солнечную энергию в энергию страдания. Хотя произведения этого автора во многом фантастичны, он, по сути, является писателем-реалистом, который достаточно точно фиксирует действительность и современность.
Гоголь в этом смысле похожий автор. Поэма Мертвые души полна довольно фантастических эпизодов и полностью метафоричная. Тем не менее, тут описывается с высокой точностью ситуация в России того времени, в том числе и страдания простого народа.
Когда мы говорим о лишениях и невзгодах, то, чаще всего, они могут постигать именно простой народ. Конечно, люди более высоких классов могут об этом волноваться, однако, затрагивала ли Гоголя лично тяжелая крестьянская доля? Ответ очевиден, хотя он довольно точно пишет о народе.
Вообще подобное изображение простых людей мне кажется в каком-то смысле садистическим актом или вариантом цинизма. Так или иначе, тут будет проявляться надменный тон, сострадания в этом довольно мало. Мне кажутся более искренними и честными люди наподобие народников, которые занимались пусть и нелепой и безрезультатной деятельностью, подобной попытке вычерпать стаканом море, но действовали все-таки более конкретно и облегчали страдания конкретных людей.
Гоголь в свою очередь не облегчает ничего простым людям и пишет не для них. Однако, в этом не следует его упрекать, ведь на тот период не многие крепостные читали, что, впрочем, частично опровергается фигурой слуги Петрушки, который читает все подряд. В этой фигуре Гоголь говорит о том, что даже, когда человек из народа прочитает его книгу, он все равно ничего не поймет.
Образы невежества народа Гоголь использует довольно много и некоторых из крепостных изображает подобным животным. Наиболее яркий пример тут Пелагея, которая не может различать стороны и ходит по дому босая. Также и начало поэмы (а начало произведения, как известно, задает тон всему дальнейшему существованию) говорит о тотальной глупости, об отсутствии смысла, которые передаются через нелепый разговор двух мужиков, такой же нелепый как вся жизнь этих людей.
Впрочем, Гоголь не отдает предпочтения помещикам и чиновникам, они являют собой просто более развитые формы народных пороков. Просто, если для маленького человека низкого сословия развить пороки не представляется возможным, то состоятельный может больше впадать в грех и поэтому помещики, к примеру, у Гоголя в том числе являются и прямым олицетворением грехов, согласно православному миропониманию. Также и чиновники и городские жители тоже предстают глупцами, что особенно видно после того как они начинают считать Чичикова сначала мошенником, а потом и Наполеоном.
Вероятно, поэма гоголя во многом посвящена именно глупости, а народ является и носителем глупости и также тем, кто больше всего от этой глобальной глупости страдает. При этом через образы трудолюбивых и талантливых простых людей автор оставляет надежду.
Настоящее России
Типичными образами настоящей России являются помещики губернского городишка N. Дворянские сословия, обленившись, жируют, грабя своих крепостных.
Маниловы мечтают о встречах и беседах с друзьями, но не могут назвать ни одной интересующей их темы. Они ждут только повышения по службе, которое придет само собой. Стать генералом Манилов собирается, потому что найдет приятного собеседника. Об их встречах узнают другие знатные вельможи, итог – высокое звание. Маниловы не думают о службе, труде, подвигах, все появляется как по мановению волшебной палочки. На самом деле в поместьях маниловых все постепенно приходит в упадок. Витают только мысли хозяина, остальное гибнет и стареет.
Собакевичи заняты едой. Они набивают животы разнообразными блюдами, не смотрят на количество съеденного. На их фоне голодные мужики выглядят по-другому. Они работают до изнеможения, но не могут накормить свои семьи. Голод и обжорство – образ жизни собакевичей.
Плюшкины – самый неприятный тип дворянства. От своей алчности они потеряли все человеческое. Живут как пауки, страшные и жестокие. Тащат в свое логово все, что смогут унести, не гнушаются воровства. Они уже не понимают, зачем им нужны эти вещи, но страсть к накопительству превыше разума.
Ноздревы ездят по балам, пьют и буянят
Для них важно пошуметь, поврать, подраться и напиться. Нет дела, к которому бы они относились с уважением
Настоящее России – это помещики, не создающие для страны ничего. Они ищут, на чем поживиться, разрушая все вокруг себя. Они олицетворяют косность и застой в умах русского дворянства.
Вариант 2
Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» в первую очередь известна из-за своих сатирических персонажей, многие из которых стали характеризовать определенное поведение. Так, все прекрасно представляют, что это за человек, если его называют Плюшкиным. Но кроме героев, в поэме есть еще один не менее значительный образ – образ целой страны.
Еще на этапе задумки произведения Гоголь вдохновился темой путешествия. Таким образом ему предоставлялась возможность показать как можно больше городов и других уголков России. Интересно, что он и раньше ярко прописывал в своих произведениях непосредственное место действия, но то были небольшие поселения, как хутор или безымянный уездный городок. Но он никогда особо не отмечал, что действие происходит в России, хотя это было понятно без отдельного напоминания.
В «Мертвых душах» же автор обозначает место действия очень часто и конкретно. В тексте встречаются упоминания о русских дорогах, мужиках и т.д. Будто автор очень хотел подчеркнуть факт наличия определенной территории
Ему важно, чтобы все поняли, это Россия
Но гоголевская Россия это не точная копия его родной страны. Это скорее вымышленный образ одноименного государства, который объединяет все его недостатки и пороки. Здесь не встретишь положительного персонажа, пейзаж кругом унылый и безрадостный. Это и не удивительно, ведь Гоголь мастер сатиры. Все его произведения высмеивают определенные человеческие пороки. А «Мертвые души» еще и потому фундаментальный труд, поскольку здесь количество сатиры намного превышает его предыдущие работы.
Наблюдать за такой Россией не столько смешно, сколько грустно и больно. Ведь как лучше указать на недостаток – пошутить над ним. Этим и занимается Гоголь. Он раздувает типичные недостатки страны и ее обитателей до небывалых размеров. К сожалению, так ярко расписанные автором пороки действительно легко угадываются в стране. И ведь продолжают существовать и в наше время.
Однако у Гоголя не было цели только лишь показать только плохое, что есть в России. Его задумка была куда масштабнее. Как он впоследствии писал сам, в произведении должны быть три тома. Каждый из них проводил бы героев по пути сродни тому, что написал Данте в «Божественной комедии». Первый том представляет ад, второй чистилище, а третий – рай.
В своем произведении Гоголь провел бы героев по тернистому пути очищения. Так что перед нами только первая его ступень, действительно очень похожая на ад со всеми и его страстями и пороками. Здесь и не может быть ничего положительного и светлого.
В конце первого тома уже есть некоторые намеки на возможный хороший исход. Автор сравнивает Чичикова, как и Россию в целом, с тройкой. Она задорно несется по дороге или бездорожью, а остальным только и остается, что удивленно проводить ее взглядом. Кто знает, может она идет навстречу светлому будущему и великим делам.
Поэтому нельзя сказать, что гоголь ненавидел свою страну и поэтому жестоко высмеивал. Наоборот, он указывал на недостатки из любви к ней, желая ее преображения только в лучшую сторону.
4 стр., 1872 слов
Проблема “маленького человека” в повестях Гоголя. Принципы изображения …
… гиперболах. «Записки сумасшедшего» — это единственное в творчестве Гоголя произведение, написанное как исповедь, как рассказ героя о … недостатки и гнушаться ими» — этим, считал Чернышевский, Гоголь осуществлял великую художественную функцию литературы — двигать «вперед свою нацию». Сочинение … в России. Русской литературе северная столица виделась «фантастическим» городом: в его едином образе …
Любовь к России
«Русь, Русь! Вижу тебя из своего чудного, прекрасного далека тебя вижу»
— слова великого классика сквозят любовью к стране. Писатель как будто специально прерывает рассказы о помещиках лирическими отступлениями. Рассуждения о судьбе России сквозят верой в ее счастливое будущее. Образ птицы – тройки, летящей вдаль, — это символ настоящей России. Она несется впереди всех, ей уступают дорогу и сторонятся, боясь стать преградой.
Автор оттачивает каждое слово, характеризующее Русь: сверкающая, чудная, незнакомая. Красота природы, стремительное буйство красок противопоставляется застою жизни в поместьях бездушных дворян. Трудолюбие крестьян, их талант и свободолюбие описаны с восторгом. Гоголь верит, что русский мужик способен изобрести то, что выведет страну на новый путь.
Автор спрашивает: «
Русь, куда ж несешься ты?».
Но он не может ответить на вопросы, которые сам ставит. Противоречия жизни приводят писателя в тупик. Он не видит решения в революции, не надеется на просвещение. Есть мысли о доблестном муже и самоотверженной девице, но точно сказать, кто нужен России, автор не может. Возможно, ответы были в продолжении поэмы, тогда зачем ее сжигать? Гоголь оставил право за читателем выбирать путь развития родины. Пусть каждый сам рассуждает и строит жизнь главных персонажей поэмы. Кто-то позволит им возродиться, а кто-то откажет им даже в продолжении выбранного ими способа существования.
В образе России соединяются две души: мертвая и живая. Верх одерживает живой и бойкий ум русского труженика, воина и богатыря. «Умирают» и становятся слабыми и безвольными лентяи, грубияне и транжиры. Пусть сегодня они еще порабощают и властвуют, но светлое будущее близко, оно уже витает в воздухе. Гоголь верит, туман скоро рассеется, откроется широкая дорога к счастью. Русь снова воспрянет и заставит меняться всех своих жителей.
Образ России
Великий классик, получивший идею, хотел показать идеальную русскую жизнь в глубинке. Но замысел расширился. Гоголь не смог раскрасить будни помещиков и чиновников. Идеальные краски ушли на задний план, а серые реалии выплыли наружу. Именно этим можно объяснить настроение Пушкина во время чтения автором поэмы. Грусть и тяжесть наполняла душу поэта. Россия предстала перед читателями галерей пороков: скупости, лени, обжорства. Каждый образ дополнялся следующим персонажем и становился собирательным:
- Мечтательный Манилов;
- Скупая Коробочка;
- Разгульный Ноздрев;
- Угрюмый Собакевич;
- Алчный Плюшкин.
Россия породила страшных людей, имеющих власть над другими, но не желающих ничего создавать. Все они выросли их хороших людей, но общество помогло им очерстветь душой и деградировать как личностям.
Добродушный романтизм Манилова становится пустотой ленивого мечтателя, беспечного и глупого. Строить нереальные прожекты, сидя в приходящей в запустение беседке, — все, что он может.
Хозяйственность и практичность Коробочки свели ее разум к тупому исканию выгоды. Она превратилась в глупую старуху, не вдумывающуюся в предмет торговли. Главное, продать.
Смелость Ноздрева заменяется невежеством, пьянкой и транжирством. Он смело врет, хамит и дерется, но трусливо сбегает от решения настоящих проблем.
Богатырская стать Собакевича стала грубостью, крепость характера преобразовалась в черствость души, а прямолинейность стала подозрительностью.
Бережливость Плюшкина переросла в безнравственность. Он не замечает близких себе людей, отказывается от детей и не радуется внукам.
Эти образы составляют основу сатиры на крепостную Русь. Безжизненная Россия ждет изменений, надеется на новые социальные классы, интересные идеи.
Образ России в поэме гоголя «Мертвые души» – взгляд в будущее
Вся поэма посвящена критике государственного порядка. Она пронизана фразами, вселяющими надежду на улучшение жизни, изменение взглядов, приоритетов. Гоголь проводит параллель между угнетенностью, забитостью народа и его талантами, трудолюбием. Каждый персонаж – это урок, показывающий влияние пороков на жизнь человека, всей страны.
Понятие родины автор возвышает над невзгодами, трудностями. Многие сцены показывают, что несмотря на низменность персонажей – жителей России, страна непременно станет лучше. На это указывает окончание композиции: красивая тройка, несущаяся к светлому будущему.
Гоголь верит в непоколебимость, силу России. Поэма говорит, что родина непременно воспрянет, ситуация изменится, люди станут добрее, сменят свои приоритеты.
Смотри также:
Главная тема «Мертвых душ»: как связаны все части произведения