Обломов и штольц — сопоставительная характеристика героев в романе и.а. гончарова

Образ жизни обломова и штольца в романе «обломов»

Краткое содержание

Роман открывает эпизод пробуждения помещика Обломова. Он узнал о плачевном состоянии своего родового поместья — «Обломовки», и о нехватке средств, но Илья Ильич ничего особо не предпринимает.

Неожиданно к главному персонажу приезжает его старинный приятель Андрей Штольц — активный человек и удачный предприниматель. Он пытается расшевелить Обломова и знакомит его с привлекательной женщиной — Ольгой Ильинской. Между ними начинает завязываться роман. Илья Ильич на время избавляется от апатии и по-настоящему влюбляется. Но очень скоро герой остывает и возвращается в прежнюю духовную спячку.

Во время переезда из старой квартиры Обломов стал жертвой мошенников и чуть не потерял свои сбережения, но в самый ответственный момент его спас Штольц, взявший имение героя под свой контроль.

Главная мысль

Автор описал в произведении отмирание старого строя и начало новой эры. В этом и состоит основная мысль. Читатель видит дворянство в образе Обломова, которое находится в глубоком идейном кризисе, слабое и равнодушное ко всему. Но при этом можно увидеть новое поколение в описании Штольца — работящих, талантливых капиталистов, предпринимателей, живущих лишь работой и получением прибыли.

Основная идея Гончарова состоит в надежде, что Россия выделит для себя из двух крайностей лучшее. Произведение учит, что человек обязан честно трудиться, чтобы чего-то достигнуть в жизни, а не только думать о смысле бытия. Но при этом он не должен усмирять в себе человеколюбие. Поскольку лишь раздумывая об окружающем мире и собственной жизни, придаваясь ностальгии, думам, мечтаниям, человек может быть действительно счастливыми. Этот вывод напрашивается после прочтения романа «Обломов».

Различия в воспитании Обломова и Штольца

Воспитание Обломова

Антитеза в «Обломове» при описании становления образов Обломова и Штольца прослеживается, прежде всего, в их различном, кардинально противоположном воспитании. Мечательность, лень и нежелание трудиться Ильи Ильича были переняты им от родителей и близких родственников – жителей Обломовки. Родное поместье героя было средоточием умиротворения и спокойствия, где любая работа воспринималась как сущее наказание, а исчисление времени производилось не по часам и минутам, а по обрядам – от рождения к похоронам, от свадьбы к крестинам. Особое влияние на маленького Илью оказали рассказы няни о сказочных богатырях и мифических героях. Впечатлительный, фантазирующий Обломов уже с дества мечтал о том, чтобы оказаться подальше от реальности, спрятавшись во влекущем мире сказок, где он сам может быть великим победителем. Мечтательность и эскапизм Ильи Ильича, проявившиеся еще в раннем возрасте, в юношеские и зрелые годы только развивались и усиливались – этому способствовал интровертный характер персонажа, неудача на службе и отсутствие приспособленности к реальному, быстроменяющемуся и требующему постоянной активности миру.

Воспитание Штольца

Среда, в которой рос Штольц, существенно отличалась от атмосферы Обломовки. Прежде всего, потому, что отец его был немецким бюргером, с ранних лет прививавшим сыну любовь к труду и активной деятельности, необходимость всегда быть на шаг впереди других и самостоятельно прокладывать себе путь в будущее. Мать Андрея Ивановича, русская дворянка, напротив, видела в сыне не работящего буржуа, а яркую светскую фигуру, прививая ему любовь к книгам, искусствам и светскому общению. Становлению экстравертной, открытой миру натуре Штольца так же способствовали постоянные визиты гостей и шумные компании в поместье его родителей (тогда как в Обломовке не было принято весело проводить время и часто зазывать гостей).

В романе Гончарова Обломовка, как место средоточия старых, законсервированных, архаичных русских традиций противопоставляется поместью Штольцев – источнику нового, проевропейского вектора развития личности. Эти две семьи – типичные прообразы российских семей начала 19 века, часть которых продолжала жить по старым устоям, калеча домостроевским воспитанием дальнейшую жизнь детей, а другая часть – стремилась за обновленными идеями и ценностями, но пока не понимала, как воспитать действительно гармоничную личность нового времени.

Штольц как антипод Обломова в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Произведения
И.А. Гончарова получили широкую известность у читателей. Особенной
популярностью пользовался и пользуется роман “Обломов”. Главные герои романа
“Обломов” — это Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц.

Илья Ильич —
русский помещик, живущий в Петербурге на доходы, получаемые с имения. Обломов —
человек “лет тридцати двух-трех, среднего роста, приятной наружности, с
темно-серыми глазами”. Это культурный человек, получивший приличное
образование, которое открывало ему широкую дорогу в жизнь. Было время, когда он
мечтал о том, чтобы служить, пока не станет сил, путешествовать по чужим краям,
увлекался поэзией.

Обломов —
человек со многими положительными качествами. Но положительные качества
Обломова — это клад, заваленный дрянью. В Обломове видна беспробудная лень, и
при этом он живет воображением. Идеалом жизни для Обломова служит покой. Штольц
делает все, чтобы пробудить Обломова к деятельности. Попытки эти ни к чему не
приводят, и жизненные пути двух друзей расходятся.

Илья Ильич
родился и вырос в имении, находившемся в глуши, в Обломовке. Обломовка была
тихим захолустьем, где жизнь текла вяло, и куда совсем не проникали вести.
Обломовцы даже письмо открывали на четвертый день, опасаясь какой-либо плохой
вести. Главной заботой в Обломовке была пища. Илюша рос здоровым, живым и
любознательным мальчиком. Но Обломовка постепенно заглушила в нем хорошие
качества.

С ранних лет
Илью Ильича окружали слуги, которые не только старались по возможности все за
него делать, но и пресекали его попытки совершить чего-нибудь самостоятельно.
Это происходило везде, где бы он ни был. Вполне очевидно, что уже в это время
начинает формироваться главная черта характера Ильи Ильича — лень.

Полная
противоположность Обломова — Андрей Штольц. На протяжении всего романа видно
сравнение Штольца с Обломовым и противопоставление их друг другу. Они
различаются буквально во всем: внешне, по происхождению, по воспитанию и
образованию, которое они получили. Штольц с детства проявлял способности и
деловую хватку. Он был приучен к труду, и, благодаря бесконечным усилиям, он
выбивается из низов. Штольц — человек действия.

Штольц был
немец только вполовину, по отцу: мать его была русская. Маленький Андрей рос и
воспитывался в селе. С восьми лет сидел с отцом над географической картой.
Дрался с окрестными мальчишками, часто исчезал из дома. Мать беспокоилась, а
отец лишь приговаривал: “Добрый бурш будет”.

Штольц достиг
всего, о чем мечтал. Во многом он полная противоположность Обломову: в кипучей
деятельности, наполненной до краев жизни, в способности довести задуманное до
конца.

Но по прочтении
романа возникает впечатление, что есть нечто, очень их между собой роднящее. А
именно — отсутствие ведущей идеи. У Обломова ее нет — понятно, а Штольц сам
говорит, что идти ему дальше некуда. Поэтому, на мой взгляд, жизнь Штольца
приведет к нисколько не лучшему концу, нежели обломовскому.

Такое разное чувство любви

Прием антитезы в романе Гончарова «Обломов» прослеживается также при раскрытии в произведении темы любви на примере обоих персонажей. В жизни Обломова было две любви. Первая – стихийная, всеохватывающая, способная изменить личность человека, но быстротечная любовь к Ольге Ильиной, и вторая – тихая, спокойная, рождающаяся на чувстве уважения и благодарности, любовь к Агафье Пшеницыной

Причиной того, что отношения Ильи Ильича и Ольги практически с самого начала были обречены на расставание, являлись иллюзии влюбленных относительно друг друга – каждый из них идеализировал друг друга, стараясь не замечать отрицательные и «неудобные» черты, обращая внимание только на, что их привлекло вначале

Возможно, сильное чувство и могло бы изменить апатичный характер Обломова, но любовь настигла его уже на том этапе жизни, когда он был полностью сформировавшейся личностью, которая не хочет меняться даже ради очень важного человека. Илье Ильичу нужна была женщина, которая примет и полюби его таким, каким он есть, – именно такой и была добрая тихая Агафья, разделяющая домостроевские взгляды мужа на быт и семью

Илье Ильичу нужна была женщина, которая примет и полюби его таким, каким он есть, – именно такой и была добрая тихая Агафья, разделяющая домостроевские взгляды мужа на быт и семью.

Абсолютно другие чувства связывали Ольгу и Штольца – между ними не было ни того страстного пламени, которое вспыхнуло и погасло между Ольгой и Обломовым, ни того спокойно принятия друг друга, которое было между Обломовым и Агафьей. Любовь Ольги и Андрея Ивановича основывались на крепкой дружбе и взаимоуважении друг друга как личности. Однако чувственными их отношения назвать достаточно трудно: спустя всего несколько лет совместной жизни женщина начинает скучать, не реализовав себя в социуме и погрязнув в постоянной заботе о родном поместье и семье, а Штольц начинает чувствовать, что не может расслабиться и должен постоянно развиваться, чтобы соответствовать высоким запросам своей жены. Они так и не находят того спокойствия, которое хотел обрести после женитьбы Андрей Иванович.

Раскрытие проблем

Проблематика в произведении такая же интересная и насыщенная. В романе Гончаров поднимает такие вопросы:

  1. Обломовщина. Под этим понятием писатель понимает образ мыслей, когда человек, отрекаясь от реальности, начинает погружаться в идеалистические воспоминания о прошедшем. Он не творит и не разрушает, а только наблюдает галерею воспоминаний. Это отказ от настоящего, который неизбежно заканчивается гибелью души.
  2. Лишний человек. Автор описывает образ героя, который из-за дворянского воспитания неспособен жить самостоятельно. Через Обломова Гончаров показывает деградацию помещичьего сословия: оно не способно приспособиться к нравственным и бытовым изменениям. Общество не может постоянно содержать этих паразитов.
  3. Смысл жизни. Гончаров показал читателю две крайности. С одной стороны, описывается Обломов, всю жизнь посвятивший ленивым размышлениям, а с другой стороны, Штольц, для него нет ничего важней работы. При этом оба персонажа так и не добились настоящего счастья и не поняли смысла жизни.
  4. Жизнь Ильи Ильича. Автор в некоторой степени симпатизирует этому персонажу, он показывает его нравственное превосходство перед суетливостью и черствостью остальных людей. Но писатель пытается донести, что его образ жизни губителен как для него, так и для людей, которые от него зависят.
  5. Причины лежания Обломова. Писатель описал несовершенство барского воспитания и общества, что в результате создало прослойку людей, которые не приспособлены к какой-либо деятельности. Дворянин нашел для себя место на диване, поскольку его жизнь не принуждала трудиться. Он был рожден с серебрянкой ложкой во рту, у него не было необходимой мотивации, чтобы отыскать себе место под солнцем, поскольку у него и так все есть. Главный герой мог бы появляться в обществе и тратить там деньги, как и многие дворяне, но по своему характеру этот персонаж был замкнутым. Лишь раздумья занимали его, поэтому его происхождение и мыслительный образ объединились в одном месте — на диване.

Действующие лица

  1. Илья Ильич Обломов — дворянин тридцати двух лет, крайне ленивый, мечтательный.
  2. Ольга Сергеевна Ильинская — дворянка, интересная и умная девушка.
  3. Андрей Иванович Штольц — друг Ильи Ильича, очень практичный и активный, полная противоположность Обломову.
  4. Агафья Матвеевна Пшеницына — вдова чиновника, простая хозяйственная женщина. Сдаёт Обломову квартиру, впоследствии становится его женой.
  5. Иван Матвеевич Мухояров — чиновник, брат Агафьи Пшеницыной.
  6. Захар Трофимович — слуга Обломова, большой лентяй.
  7. Анисья — жена Захара.
  8. Михей Андреевич Тарантьев — приятель Ильи Обломова, хитрец и ловкач.

Построение и композиция

Особенность романа «Обломова» заключается в круговой композиции. Действие в произведении является круговоротом: сон переходит в пробуждение, пробуждение — в сон.

Композиционная схема и принцип построения выглядят следующим образом:

  • завязка произведения происходит зимой, когда Обломов погружен полностью в себя и оторван от всего мира;
  • экспозиция — начало пробуждения главного героя, которое совпало с весной;
  • кульминация произведения и любовного сюжета происходит летом;
  • в заключении композиция становится замкнутой в кольцо. Обломов опять погружается в себя с приходом осени.

В романе раскрывается несколько конфликтов. Первый рассказывает о противостоянии между Обломовым и обществом, которое герой не воспринимает. Описывается противоборство главного персонажа с собственной сущностью. Помимо этого, в отдельной главе происходит любовный конфликт: Герой выбирает среди двух девушек, у которых диаметрально противоположный характер.

Основная тематика

Тематика произведения Гончарова описывает все сферы дворянской жизни XIX века. Писатель в романе поднимает следующие вопросы:

  1. Детство. Оно в произведении показывается важным этапом в строении личности человека. Уже в это время герои стали теми людьми, какие они есть. Но воспринимают они это абсолютно по-разному. Для Обломова детство — потерянный рай, для Штольца — источник опыта.
  2. Воспитание. Автор показал, насколько разными вырастают дети, которые воспитываются в различных условиях.
  3. Мечта. Гончаров говорит, что человек, который живет лишь мечтаниями, обречен на несчастья в дальнейшей жизни. Обломов не приспособлен к существованию и обрекает окружающих на жертву ради его спасения.
  4. Труд. Писатель воспевает трудящихся людей, которые сами смогли добиться успеха. Но на примере Штольца он показывает, что у этого человека могут быть крайности, он превращается в надежный, но шаблонный механизм, воспринимающий жизнь только с точки зрения работы.
  5. Любовь. Как считает писатель, это прекраснейшее чувство, которое на самом деле может изменить человека. Но при этом любовь иногда причиняет и вред. Ильинская переживает за несостоявшуюся свадьбу, но это происходит без последствий, при этом Обломов еще сильней замыкается в себе.

Противопоставление Обломова и Штольца в романе «Обломов»

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» — одно из самых неоднозначных произведений русской литературы. Именно в этом романе нашли отражение не только эпохальные проблемы изменения помещичьей жизни и нравов современного Гончарову человека. В «Обломове» выражается в своём роде революционная идея становления нового типа русского человека. Эта идея буквально раздвинула границы эпохи, вышла за её пределы.

Весь роман «Обломов» построен на приёме антитезы. И важнейшим противопоставлением стали два героя, две центральные фигуры произведения — Илья Ильич Обломов и Андрей Штольц — персонажи, которых зачастую называют антагонистами друг друга. Но противостояние, различия героев и приведут в конечном итоге к некоему компромиссу, решению сложного конфликта.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей!

Связаться с нами:

Илья Ильич — герой, которого редко называют положительным. Это русский барин, помещик, привыкший к праздности. Обломов с гордостью говорит о себе:

И он действительно ничего не умеет. С самого детства окружённый слугами, мамушками и нянюшками, выросший в деревне, не знавший трудностей жизни, он привык к неспешному течению жизни, к постоянству — такой была жизнь в его родном доме. Она, по выражению автора, текла, «как покойная река». И слово «покойная» выбрано неслучайно: это не просто устаревшая форма слова, а его двойной смысл. Жизнь в Обломовке не только спокойная и размеренная. Она… мёртвая, погибающая, затухающая. Такой выдалась и жизнь главного героя.

Однако невозможно назвать Обломова отрицательным персонажем. Он — воплощение русской нравственности, русского менталитета, образец русского характера. Обломов щедр, добр и мягок, нежен. Он честен не только с окружающими, но и с самим собой: ему противно лицемерие Петербургского света, поэтому Илья Ильич предпочитает леность пустой деятельности. Его праздный образ жизни — результат крайнего проявления именно русского качества, любви к человечеству. Это есть самый настоящий протест светскому обществу.

С самого детства Илья Ильич был окружён заботой, вниманием, обласкан родителями и слугами, которые обожали маленького Илюшу. Но эта любовь приобрела гипертрофированный характер, оказалась чрезмерной и привела к гибели героя

С детства не привыкший утруждать себя (ведь в доме были слуги, которые нужны как раз для труда), он не смог заставить себя действовать даже тогда, когда это было необходимо. Как точно выразился Гончаров, «всё началось с неумения надевать чулки, а закончилось неумением жить».

Штольц же — полная противоположность Обломова. Даже внешне он противопоставлен главному герою. Если Илья Ильич представляет собой человека пышного, мягкого, с нежными руками, то Штольц же напоминает «кровную английскую лошадь» — резкий, с острыми чертами лица, с быстрой речью. Отец Штольца — деятельный человек. Он приучил сына трудиться, добиваться всего самому, чтобы не пропасть в жизни. Но этот человек недодал ему любви – того, что было в избытке у Ильи Ильича.

Два человека — две противоположности, острое социальное противоречие. Успешный, но сухой душою человек — и добрый, отзывчивый, но абсолютно беспомощный. Это противостояние деятельности и духовности у Гончарова находит решение, своеобразный компромисс. И это… маленький Андрюша Обломов — сын русского душою Обломова, выращенный, воспитанный привыкшим к труду немцем Штольцем.

Автор, несомненно, предполагает, что смешение этих противоположностей приведёт к хорошему результату. Именно Андрюша станет тем идеальным человеком своего — и нового тоже — времени, поскольку он впитает в себя лучшие качества героев-антагонистов.

Эта идея становления нового типа человека, разумеется, выходит за рамки своей эпохи. Подобно Тургеневу, предсказавшему в своё время появление поколения Базаровых, Гончаров создаёт облик нового типа личности, которой суждено изменить свою эпоху — и время, которое за ней последует.

Описание персонажей

Нужно отметить, что в произведении присутствуют говорящие фамилии. К примеру, они есть у всех второстепенных героев. Тарантьев обозначает «тарантул», журналист Пенкин происходит от слова «пенка», это символизирует дешевизну его работы.

Система образов в романе «Обломов» кратко описана в таблице:

Главный герой Характеристика
Илья Ильич Обломов Происходит из древнего помещичьего рода, чиновник в отставке, очень ленивый полноватый человек, склонен к размышлениям. Воспитывался в родовой усадьбе, окруженный всеобщей заботой, вследствие этого вырос совершенно неприспособленным к жизни. Попытался работать чиновником, но не выдержал давления, после уходит в отставку и снимает квартиру, в которой, философствуя, проводит всю жизнь. Попытка пробудить Обломова завершается полной неудачей, и он еще глубже погрузился в собственные мысли.
Андрей Штольц Худой, прагматичный и целеустремленный человек. Получил строгое воспитание, а затем его и вовсе выставили из дома. Сам добился дворянского статуса и стал богатым. С юных лет дружил с Ильей и участвовал в его судьбе. За счет Ольги Ильинской хотел вывести друга из апатии, но у него не вышло. Спас друга от мошенников, взяв контроль за имением на себя, после воспитывал его сына. Женился на Ильинской, но союз был несчастливым.
Агафья Пшеницына Добродушная, но недалекая девушка, работящая, вежливая и скромная домохозяйка. Единственное занятие — работа по хозяйству и походы на базар. Не читает и не интересуется происходящими событиями. Стала идеальной женой для Ильи Ильича.
Ольга Ильинская Привлекательная, жизнерадостная и умная женщина. Из интереса решила помочь Штольцу пробудить Обломова. Но через время их взаимоотношения переросли в любовь. Была помолвлена с Ильей Ильичом, но свадьбы не происходит. Разбитая горем из-за этой любви, выходит замуж за Штольца. Их союз получился благополучным, но отношения остаются прохладными.
Захар Слуга Ильи Ильича, зловредный, ленивый и грубоватый мужик. Плохой работник. Часто говорит гадости про Обломова, но при этом предан ему и не терпит хамства в сторону своего хозяина от остальных людей. После кончины главного персонажа стал попрошайкой и искренне скучает по нему.

«Обломов»: художественное своеобразие романа

Художественное своеобразие романа «Обломов» И. А. Гончарова характеризуется широкой эпичностью (действие книги охватывает 37 лет), неторопливо развивающимся действием, простотой интриги, развернутостью экспозиции, приёмом инверсии в сюжете (прошлое героя раскрыто с умышленным запозданием в б-й и 9-й главах), контрастностью в изображении главных героев (Обломов — Штольц, Ольга — Пшеницына), внутренним драматизмом, обилием диалогов (Н. К. Пиксанов даже называл этот роман психологической драмой с тремя актами, прологом и эпилогом), моноцентричностью, симметрией композиции (идиллии Обломовки соответствует идиллия на Выборгской стороне), сочетанием объективности изложения со строгой её субъективной аналитичностью, продолжением и развитием гоголевских традиций, глубоким интересом к деталям и подробностям в портретах и бытовых зарисовках.

Жанр произведения может быть определен так: перед нами социально-психологический роман, который дает широкое обобщение обломовщины и монографически исследует психологию угасающего человека. Для стиля этого романа характерна полнота и объёмность изображения каждого явления и предмета, освещаемого с различных сторон, особая роль мягкого и незлобивого юмора. Язык произведения отличается чистотой, легкостью, отшлифованностью. Просторечные слова в нём редки, но всегда уместны. Простота языка соединяется с его исключительной выразительностью, которая достигается введением пословиц, метких сравнений (мысли в голове Обломова гуляют «как волны в море»; жизнь обломовцев течёт как «покойная река»), эпитетов («хрустальная» душа Обломова, «встревоженное» сердце Ольги), округлых периодов. Речь героев мастерски индивидуализирована (она грубовата и отрывиста у Захара, афористична и лаконична у делового Штольца, льстива у Мухоярова, многословна у Анисьи, ярко эмоциональна у Ольги).

Роман Гончарова «Обломов», художественное своеобразие которого нас интересует, получил почти единодушную чрезвычайно высокую оценку в печати. Блистательный анализ его дал Н. А. Добролюбов в статье об обломовщине, статье, которую одобрил и высоко поставил сам автор произведения. А. В. Дружинин придерживался иного, нежели Добролюбов, взгляда: по его мнению, Обломов — «доброе, милое и светлое существо», которого нельзя не полюбить. Л. Н. Толстой назвал роман «капитальнейшей вещью», которая имеет успех не случайный. А И. С. Тургенев полагал, что «пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить Обломова».

О свободе

Еще раз перечитав бессмертный роман И. А. Гончарова и оценив его с позиций модной в некоторых слоях современного общества либеральной идеи, можно прийти к парадоксальному выводу о том, что именно Обломов в большей степени является выразителем «свободных ценностей». «Западник» Штольц и уважаемый им «желтый человек» работают на укрепление экономики родной страны, а вот Обломов живет сам по себе, никому не мешая, не желая при этом заботиться о коллективном благе. Ну не родился он борцом, что тут поделаешь… Не нравится ему, когда его тормошат, даже если это делается из дружеских побуждений. Это вопрос свободы личности, и каждый живет так, как ему хочется.

Он умирает молодым, судя по тексту романа, не дожив до сорокалетия. Сгубил И. И. Обломова, очевидно, нездоровый образ жизни, сознательно избранный им после расставания с Ольгой. Это тоже личный выбор, хотя по-человечески его жаль.

Роман Гончарова «Обломов» был написан в переломный для российского общества период, когда на смену старым феодальным, истинно русским устоям приходили новые, буржуазные, европейские ценности. На момент создания произведения социум делился на два лагеря – тех, кто придерживался старых, частично архаичных устоев и сторонников обновлений. Концепция этого внутриобщественного противостояния легла в основу противопоставления Обломова и Штольца в романе. На примере двух ярких, выделяющихся, но, тем не менее, типичных героев Гончаров пытается проанализировать, как по причине разного воспитания и образования выходцы из одного социального строя, развивавшиеся в одну эпоху и в схожих условиях, стали абсолютно непохожими, антитетичными личностями.

Сочинение Смысл противопоставления Обломова и Штольца

В романе два героя, Илья Ильич и Андрей Штольц – разные натуры. Значительно отличается образ жизни обоих, цели и характеры. Штольц – человек действия, стремящийся вперед. Обломов же – натура мечтательная. Он ленив и способен только строить планы. Однако, действие – это не для него. Он привык жить в своем мире, в котором тихо и спокойно и ничто не мешает мечтать.

Не смотря на эти особенности друг друга, – они друзья. Штольц способен вытянуть Илью в свет. В свое время, он значительно помог ему. Эти два разных человека отлично дополняют друг друга.

Образ жизни они ведут соответственный полученному воспитанию. Андрей воспитывался отцом так, чтобы, начав самостоятельную жизнь, он мог сам проторить себе дорогу в будущее, стремился к успехам, не боялся нового. В их семье не редкостью были гости, веселье.

Илья Ильич же рос совсем иначе. Еще с детства ему была привита эта мечтательность и лень. А шумные и веселые компании в его семье не собирались. «Обломовщина» — собирательный образ. Это тишина и покой. Это – все сложившееся и обыденное.

Когда Гончаров создавал этот роман, жителей страны и можно было условно разделить на «штольцев» и «обломовых». Первые – стремились к новому, полностью стараясь перестроить сложившиеся уклады жизни. Вторые – это консерваторы, не желающие расставаться со старым и привычным. И отражение свое нашли эти общественные перемены в романе, в противопоставлении в нем главных героев друг другу.

Еще, смысл их сравнения можно понять и так, что не возможно быть полноценной личностью, или, если брать шире — обществом, когда развитие идет только в одну сторону. Это хорошо видно из того, как эти разные люди дополняют один другого. Стремление к новому не должно полностью отвергать того, что уже укоренилось. А то, в свою очередь, не должно стоять на месте, а должно развиваться с новыми качествами и в новых направлениях.

История написания

«Обломов» — второй роман в трилогии «Три О», которая также включает произведения «Обрыв» и «Обыкновенная история». На замысел создания этого литературного шедевра Гончарова подтолкнула публицистика критика Белинского, который являлся большим противником сословного строя и помещичьего дворянства. Творческая история, сюжет и композиция «Обломова» тесно связаны с жизнью автора:

  1. Писатель говорил, что персонаж Обломова в основном автобиографичен. Гончаров сам являлся очень ленивым, предпочитал покой, спокойную музыку, раздумья, а не беспокойную суету.
  2. Персонаж Ольги Ильинской собрал в себя одновременно нескольких девушек, которых знал писатель.

Это произведение стало важнейшим этапом в жизни автора. О нем сам Гончаров говорил: «Я описал собственную жизнь и то, что к ней прирастало».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: