Проблема отсутствия совести
- М. Е. Салтыков-Щедрин, «Пропала совесть». В этой сказке поднимается проблема совести. Салтыков-Щедрин воспользовался аллегорией и показал человеческое качество в виде тряпки, которая переходит из рук в руки. На протяжении всей книги каждый герой пытается избавиться от нее. Жалкий пропоец, хозяин питейного дома, надзиратель, финансист: они не могут принять тяжкий груз, муки и истязания души. Они всегда жили без совести, поэтому им легче будет без нее, без «надоедливой приживалки».
- Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». В романе отсутствие совести проявляется у Аркадия Свидригайлова. На протяжении всей жизни он развращал юных девушек и губил судьбы людей. Смыслом бытия для него стало сладострастие, которое он эгоистически искал в каждой жертве. В финале герой испытывает чувство раскаяния, предоставляет помощь детям Мармеладовой после смерти матери и просит прощения у Дуни Раскольниковой, которую он опозорил своим поведением и едва не вынудил на брак по расчету. Увы, чувство морального долга проснулось в нем поздно: его личность уже разлагалась от пороков и грехов. Воспоминание о них сводило его с ума, и он не выдержал мук совести.
Краткий пересказ сюжета
Бабушка отсылает главного героя в лес, чтобы он собрал лукошко земляники, а взамен она ему отдаст настоящее лакомство – пряник в форме коня с развивающейся гривой. Описание самого пряника занимает несколько строк.
Это лучшее, что помнит автор из детства. Помимо бабушки и внука, в рассказе есть и другие характерные образы. Например, сосед Левонтий, его дети, Санька. Все они внесли свой вклад в развитие сюжета, являются реальными персонажами из прошлого.
Изначально дети отправляются в лес по ягоды. Однако друзья главного героя больше съедают вкусной ягоды, чем собирают, а писатель все же старается собирать землянику.
Фото: iknigi.net
Часть его земляники также было съедена, часть рассыпана. Санька предложил другу использовать подлог, насыпать на низ травы, а затем уложить ягоды.
Бабушка увидела, что корзина не с ягодами только на рынке, когда пошла продавать землянику. Она была рассержена на внука, но все равно купила ему пряник. Мальчик наблюдает за тем, как вернулась бабушки с рынка, он видел, что она уже с лодки зло махала ему.
Автору было очень стыдно за такой подловатый проступок. Он задумался на тем, как наладить этот момент, однако помог советом дедушка, он предложил ему извиниться перед бабушкой, попросить прощения, что и сделал сам автор.
Фото: dzen.ru
Анализ произведения
Рассказ автора автобиографичен, действие происходит в начале ХХ века в Сибири, а именно в деревне на берегу Енисея. Произведение посвящено бабушке писателя, воспитавшей его.
Действующие лица
В рассказе представлены главные и второстепенные герои. Среди них выделяют следующих:
- Витя — мальчик-сирота 7 лет, жил с бабушкой и дедушкой. Это озорной, доброжелательный, добросовестный ребенок. Он легко поддается чужому влиянию.
- Катерина Петровна — бабушка мальчика. Это энергичная, любящая, ласковая, добродушная, решительная, строгая и справедливая женщина. Любит природу и ненавидит праздный образ жизни, лентяев и лодырей.
- Дедушка Вити — спокойный и рассудительный человек, дает советы внуку и поддерживает его.
- Дядя Левонтий — сосед бабушки Вити, бывший моряк, добродушный, ленивый и пьющий мужчина.
- Санька — его сын, хулиган, сорванец, озорник, врунишка и воришка. Это злой мальчишка, постоянно провоцирующих других ребят на плохие поступки.
Краткое содержание
После смерти родителей 7-летний мальчик Витя остался на попечении своей бабушки. Ее звали Катерина Петровна. Как-то женщина отправила внука собирать землянику для дальнейшей продажи, за это она пообещала купить ему пряничного коня с розовой гривой. Мальчик сильно обрадовался, так как это лакомство вызывало почет и уважение среди всех деревенских мальчишек.
Собирать ягоды Витя отправился вместе с соседкой ребятней. Это были дети дяди Левонтия, бывшего моряка. Он любил просторы, был добрым, но пристрастился к выпивке, стал ленивым бездельником. Хозяйство мужчину не интересовало. Его дети практически ничем не отличались от беспризорников.
Мальчишки начали собирать ягоды, а потом устроили драку, рассыпав всю землянику. Они решили доесть остатки и пойти на речку. Санька — главный задира — подбил других ребят и Витю съесть все собранные плоды, а чтобы у бабушки не возникло подозрений, низ емкости набить травой, а сверху насыпать ягод.
По возвращении домой мальчик хотел во всем признаться бабушке и понести наказание, но ему постоянно что-то мешало. Утром Витя встал, когда Катерина Петровна уже отправилась на базар. На рынке она обнаружила обман. Когда женщина вернулась домой, то отругала мальчика и рассказала всем соседям о его проступке. Вите стало стыдно за содеянное, что плохо поступил, обманул близкого человека. От этого мальчик разрыдался, раскаялся.
Основная мысль
На примере главного героя автор показал, что дети с малых лет впитывают в себя то, что видят вокруг
Они способны научиться как плохому, так и хорошему, поэтому важно с раннего возраста показывать положительный пример. Но несмотря на негативных людей, большое значение имеет то, кто в самый нужный момент будет рядом и направит в нужное русло
Витя легко поддавался чужому влиянию, но благодаря бабушке он смог исправиться, понял свою вину и раскаялся. Бабушкин урок мальчик запомнит на всю жизнь
Любящие люди простят за любой проступок, но важно, чтобы ребенок осознал его неправильность
Главный вопрос, который поднял автор — ответственность за свои поступки. Человек должен признать свою неправоту. Нельзя обманывать людей, поступать безнравственно, обижать и подводить их.
Рассказ учит следующему:
- брать ответственность за свои дела;
- перед тем как принять решение, хорошо подумать;
- раскаянью;
- нравственности;
- брать пример только с положительных людей.
Образ Игнатьича
Наибольшее внимание в произведении уделил именно образу Игнатьича Астафьев («Царь-рыба»). Главные герои рассказа группируются вокруг центрального персонажа, помогая раскрыть черты его характера
Так, из взаимоотношений с односельчанами и братом мы узнаем о тщеславии Игнатьича. А когда автор рассказывает о мотивах, побуждающих героя самому бороться с царь-рыбой, открывается еще одна нелицеприятная черта его характера – жадность.
Как говорилось выше, образ Игнатьича олицетворяет царя природы, привыкшего чувствовать себя хозяином мира. Однако нельзя рассматривать этого персонажа только как отрицательного. У героя и есть и положительные черты. Он хороший хозяин, способный с умом распорядиться своим достатком. К тому же Игнатьич всегда придет на помощь нуждающемуся, какие бы мотивы его к этому ни подвигали. Ну и, наконец, чтобы стать отличным рыбаком, необходимо приложить много усилий, не лениться и стремиться к своей цели.
Таким образом, Игнатьич выступает как очень неоднозначный персонаж, наделенный как положительными, так и отрицательными чертами. И главная ошибка этого человека в том, что он не привык считаться с окружающими и ценить их. Осознав же свои прегрешения, Игнатьич получает право начать жизнь заново.
Анализ 3
Читая произведения В. П. Астафьева, всегда хочется остановиться и посмотреть на себя со стороны – нет ли подобных черт в собственном характере. Анализируя рассказ «Конь с розовой гривой», мы становимся мудрее, так как учимся на чужих ошибках многому полезному.
Этот рассказ можно назвать автобиографичным, так как он содержит события и героев, имеющих отношение к реальным событиям из жизни писателя. Эти эпизоды навсегда остались в воспоминаниях, так как то, что произошло в его судьбе, имело отношение к самым близким его людям.
Жанр небольшого по объему произведения – рассказ
В нем внимание сосредоточено на событии, которое имело место в жизни самого автора. Тема произведения «Конь с розовой гривой» — это ложь, которая принесла страдания любимой бабушке, но научила мальчика, как правильно вести себя, идя по жизненному пути
Тема напрямую связана с детскими годами. Писатель вводит в круг героев — Витьку, бабушку, Левонтия, деда, мать мальчика.
В центре внимания истории, которая произошла с детьми (Витькой и детьми Левонтия), автор представил трудолюбивого главного героя и ленивых мальчиков, которые ели ягоду вместо того, чтобы собирать для дома. В результате, пойдя на поводу у друзей, Витя решил скрыть правду от бабушки, отдав ей пустой туесок. Такая мысль пришла ему в голову от того, что в подарок за работу он должен был получить от бабушки пряник в виде розового коня.
Сюжет показал, что писатель указывает на те моменты, как правильно нужно вести себя в жизни, чтобы не приносить страдания ни близким людям, ни себе. Он подчеркнул, как недопустимо поступать в отношениях с близкими людьми. Такова главная мысль рассказа В. П. Астафьева, которая вытекает из поступка главного героя. Астафьев противопоставляет в рассказе истину и ложь, трудолюбие и лень, трусость и умение говорить правду. В этом ему помогли герои, поступки и характеры которых запоминаются и детям, и взрослому читателю. Автор показывает длинный путь формирования характера главного героя, в котором внутренний мир содержит и положительные черты (любовь к близким, трудолюбие, жалость), и отрицательные (обман, равнодушие, скрытность).
Таким образом, итогом произведения становится мораль о том, что в любом кругу общения нужно вести себя так, чтобы не нужно было жалеть о поступках в будущем. Нельзя поддаваться дурному влиянию со стороны, а следовать своим желаниям.
Борьба
Игнатьич решает, что сегодня его добычей станет царь-рыба. Астафьев начинает описание суровой борьбы человека с природой
Его герой отважно бросается на осетра, пытается его оглушить обухом топора. Но сам падает в воду, где вместе со своей добычей оказывается опутан сетями, а рыболовные крючки впиваются в его тело
И только после этого осознал Игнатьич, что не сможет одолеть в одиночку такую рыбу. Теперь у рыбака и его улова впереди одна участь – смерть. Пытаясь спастись, герой безуспешно стремится вырваться из пут, молит рыбу отпустить его. Венцом отчаяния становится преодоление собственной гордыни – Игнатьич зовет брата на помощь. Но в ответ слышится лишь эхо.
Главный герой понимает, что гибнет. То, что рыба все плотнее, как женщина, прижимается к нему, приводит Игнатьича в ужас. Одновременно с этим герой начинает вспоминать свое прошлое. Но мало светлых мыслей приходит ему на ум. Он думает о том, сколько бед принес своим браконьерством. Игнатьич вспоминает незаслуженно обиженную девушку, которую когда-то любил и хотел на ней жениться. Он осознает, насколько дурно прожил свою жизнь и сколько ошибок совершил.
Герой понимает, что встреча с царь-рыбой стала для него расплатой за совершенные грехи и злодеяния. Особенно тяготит его то, как он поступил со своей невестой Глашей, безосновательно приревновав ее. И ничего из совершенного Игнатьичем не имеет оправдания.
История создания
Произведение Астафьева «Печальный детектив», литературный жанр которого относится к реализму, вышло в журнал «Октябрь» в 1986 году. Идея романа родилась ещё в 60-е годы. Когда «Кража» готовилась выйти в свет и вкладывались огромные силы в создание повести «Пастух и пастушка», Макаров, друг автора и критик, сказал Виктору Петровичу, что его путь лежит к современному произведению. В 1982 году Виктор Петрович Астафьев отправил черновик романа В.Я. Курбатову. В ответном письме Курбатов признался, что «Печальный детектив» глубоко засел у него в душе. Астафьев усердно занимался этим произведением и даже отодвинул в сторону военный роман, чем встревожил Курбатова.
«Печальный детектив» повествует о судьбе отчаявшегося милиционера, который видит себя писателем. Настоящее оружие против зла — перо. Именно словом можно достучаться до человека, раскрыть ему глаза, подтолкнуть на правильный путь. Главный герой и автор романа считают, что русские люди (особенно женщины) имеют привычку прощать. Если не прощать и не создавать в жизни почву для зла, то оно может быть полностью искоренено.
Проблема проявления совести
- В. Шукшин, «Калина красная». Егор Кудин, главный герой, был уголовником. Из-за своей деятельности, он много горя принес своей матери. Спустя много лет мужчина встретился с нею, но не посмел признаться ей, что он ее сын. Он не хотел больше причинить ей вреда, сделать больно. Именно совесть заставляет Егора остаться неизвестным для пожилой женщины. Конечно, его выбор можно оспорить, но, тем не менее, он достоин уважения за позднее раскаяние. И мораль вознаградила его за это усилие воли: только благодаря совести в конце рассказа Кудин не падает на дно безнравственности.
- А. Пушкин, «Капитанская дочка». Пугачев был жестоким и властным лидером, он безжалостно истреблял целые непокорные города. Но когда перед ним оказался дворянин, который помог ему не замерзнуть на дороге, отдав заячий полушубок, мужчина не смог хладнокровно его казнить. Он чувствовал благодарность по отношению к честному и доброму юноше. Бунтовщик отпустил его, зная, что молодой человек встретится с ним в бою. Тем не менее, совесть восторжествовала в этом суровом воине. Он понимал, что пошел войной на государыню, чтобы защитить свободу и жизнь простых людей, а не для того, чтобы убивать барских детей. В нем было даже больше морального превосходства, чем в императрице российской.