История создания пьесы Снегурочка Островского
Пьеса «Снегурочка», в основе создания которой лежит сказочный, песенный и песеннообрядный материал русской поэзии, появилась благодаря случайным обстоятельствам.
В 1873 году Малый театр закрыли на капитальный ремонт, и его творческому коллективу пришлось переехать в здание Большого театра. Комиссией управления императорскими московскими театрами было принято решение поставить спектакль-феерию, с участием трех трупп: драматической, оперной и балетной. Пьесу необходимо было написать в короткий срок, с этим предложением обратились к А.Н.Островскому. Он с удовольствием принял данное предложение.
В создании пьесы также участвовал П.И.Чайковский. Он написал музыку. Работа шла быстро, с большим увлечением. Первая постановка состоялась 11 мая 1873 года на сцене Большого театра.
Подробнее
Пьеса была написана как бы случайно, как бы не по плану. Просто помещение Малого театра было закрыто на ремонт. И драматические спектакли «давали» на сцене Большого театра. Какому-то умнику пришла в голову идея поставить такое произведение, где сразу были бы задействованы все артисты. Но, как ни странно, идея понравилась дирекции.
Вот и обратились к Островскому с просьбой написать что-нибудь такое зрелищное, чтобы можно было одновременно и петь, и танцевать. Он в тот момент был увлечён русским фольклером, поэтому в основу и была положена сказка о Снегурочке. Музыку написал молодой ещё тогда П.И. Чайковский.
В основе – любовь. Все хотят любви, и Снегурочка хочет полюбить, пусть даже ценой собственной жизни. Всё происходило, как в обычной жизни. Но потом появились существа неодушевлённые – Ярило (Солнце), Весна. Чайковский написал музыку быстро, за три недели.
Ещё одно новшество для Островского. Он пишет пьесу стихами, без рифмы, но ритмично. Она полностью в стиле русских народных сказок. Тут есть и описание языческих обрядов. Но не только русские сказки использованы в пьесе. Сама идея любви Весны и Мороза взята из украинских сказок. Музыка так тесно переплелась с сюжетом, Чайковский так точно понял Островского, как писателя-драматурга.
Действие разворачивается в берендеевом царстве. Что-то не всё хорошо у них. Вот богиня Весна просто от скуки согрешила с богом зимы Морозом. И у них родилась дочка Снегурочка, которая оказалась никому не нужна. И родителям тоже. Ведь живёт она у чужих людей, которые её тоже не любят. А ходят выгодно пристроить замуж. И её было решено положить на заклание богам, чтобы вернуть счастливую жизнь берендеям. Какое-то язычество в чистом виде.
Премьера не принесла успеха пьесе. Критики «оттянулись» по полной программе. И какие-то не понятные существа на сцене, которая оказалась большой по размеру для артистов, привыкших в сцене Малого театра. И поэтому, их было плохо слышно публике. Истинная причина неуспеха до конца так и не раскрыта. То ли автор сел не в «свои сани» и сочинил не понятную публике аллегорию, то ли публика была настроена на что-то другое.
Единственный, кто хвалили пьесу, был Достоевский. Даже Некрасов тоже негативно оценил пьесу.
Но на этом судьба пьесы не закончилась. На стыке 19 и 20 веков вдруг стразу три театра решили поставить её у себя на сцене. Единственное, что все они, не сговариваясь, убрали из пьесы сцены со зверьём. И пьеса имела успех.
А в Костроме, на родине Островского есть терем, где живёт Снегурочка. Не то эфемерное создание, не умеющее любить. А настоящая девушка-красавица, внучка сказочного деда Мороза. На новогодние праздники она отправляется к своему дедушке в Великий Устюг, и они вдвоём радуют детей и взрослых.
Популярные сегодня темы
В 1773 году немецкий поэт Готфрид Бюргер написал балладу «Ленора». Это было первое произведение данного жанра, однако оно не прошло незамеченным. С «Леноры» началась мода на страшные истории и романтизм
Семьи главных героев существенно отличаются. Болконские – умные люди, которые просчитывают свои действия на несколько шагов вперед. Никогда не принимают поспешных решений, во всем руководствуются разумом
Писатель в данном произведении раскрывает крайне острую проблему, которая существовала в то время, так как иногда очень талантливые люди не имели возможности проявить свой талант так, как это бы им хотелось сделать
Матвей Кузьмин, восьмидесятилетний молчаливый старик, жил в одинокой ветхой избушке на лесной опушке, с маленьким внуком Васей и собакой Шариком. Он хорошо знал лесную местность и часто охотился
Отправились как-то охотники в лес. Одного звали дядя Ваня, другого – дядя Федя, а третьего – дядя Кузьма. Долго блуждали они по лесу, но дичи не было. Сделали охотники привал. Расположились на лужайке и начали рассказывать невероятные истории.
Природа как действующее лицо
При разговоре мальчиков природа тоже играет не последнюю роль. Сама атмосфера вечера у костра располагает к подобным разговорам на таинственные темы. Но природа не просто сопровождает весь рассказ атмосферой, она как-будто становится участником этого разговора. Периодически она вставляет свое «слово». Это выражается то в протяжном крике какого-то животного, то в голубке, который взлетает в небо. Природа как будто направляет разговор в нужное русло, меняет его направление или даже соглашается или не соглашается с мальчиками. Например, взлетающего голубя мальчишки приняла за праведную душу, покидающую землю.
Несколько интересных сочинений
В разделе собраны сочинения по фотографиям. Выберите фото:
На протяжении жизни каждый человек сталкивается с таким весьма нелёгким чувством, как неразделённая любовь. Хуже всего, конечно, сталкиваться с этим впервые, вкупе с первой любовью. Особый трагизм
Все давно уже знают, что после зимы обязательно наступает весна. У кого – то она ассоциируется с новой жизнью, с приближением лета, а у кого-то со слякотью и грязью
У житті кожної людини настає момент, коли він повинен зробити вибір про свою майбутню професію. Цей вибір – вельми нелегкий, адже на світі безліч професій, які подобаються одночасно відразу
Рассказы Тургенева всегда пестрят красочным описанием природы, особенно в цикле «Записки охотника». Автор искусно расписывает пейзажи, в самых мельчайших подробностях. Когда читаешь произведения Ивана Сергеевича, то полностью погружаешься в атмосферу
Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова (газетная рецензия на роман 1840 г.)
Сочинение М. Лермонтова. С.-Петербург. В тип. Ильи Глазунова. 1840. В 12-ю д. л. В 2-х частях. В 1-й части – 173, во 11-й – 250 стр. Появление прекрасного романа г. Лермонтова вдвойне отрадно: он доставляет публике предмет истинного эстетического наслаждения и уверяет ее, что русская литература еще не умерла, а только спит, как очарованная красавица, уста которой изредка лепечут пленительными грезами. Да, такой роман, как “Герой нашего времени”, был бы важным явлением во всякой литературе, а как явление русской литературы он достаточно вознаграждает за все ее произведения, о которых журналы постоянно рассуждают. Чтобы сказать, Что их не надобно читать. “Герой нашего времени” состоит из двух больших повестей и нескольких рассказов, так тесно связанных между собою строгим единством мысли, художественно воспроизведенной, что их нельзя читать отдельно или смотреть на них, как на отдельные произведения. Некоторые из них были напечатаны в “Отечественных записках”, именно: “Бэла”, “Фаталист” и “Тамань”; но “Княжна Мери”, “Максим Максимыч” и предисловие к журналу Печорина, героя романа, в которых становится ясною идея романа, являются еще в первый раз. О таких произведениях, каково г. Лермонтова, должно говорить или много, или ничего, и читатели “Отечественных записок” в шестой книжке этого журнала, то есть 15-го июня, прочтут подробный разбор “Героя нашего времени”, а теперь мы скажем только, что отличительные свойства этого создания – художественная полнота и целость, оригинальность и самобытность вымысла, новость красок, благородная простота рассказа и рельефная живопись характеров. Кроме самого героя романа, характеры Максима Максимыча и Грушницкого принадлежат к лучшим созданиям, какими гордится наша литература
Особенное внимание обращает на себя Грушницкий, как лицо, мастерски изображенное, и как, вместе с тем, самый современный тип, представитель тех идеальных фразеров, которые теперь встречаются на каждом шагу. Так как сценою действия избран автором Кавказ, то читатели и найдут в этом романе самое поэтическое и при этом самое верное изображение сей поэтической стороны, так ложно представленной в фразистых описаниях Марлинского
Г-н Лермонтов знаком с Кавказом не понаслышке, любит его со всею страстию поэта и смотрит на него не с экзальтациею, которая видит во всем одну внешность и выражает восторг криком, но с тем сосредоточенным чувством, которое проникает в сущность и глубину предмета, которое владеет своим восторгом и передает его в стройных, гармонических и простых, но типических образах. В стихотворении “Дары Терека” его могучая и роскошная фантазия создала апотеоз Кавказа, дав ему индивидуальную личность, поэтически олицетворив Каспия и Терек; в стихотворении “Памяти А. И. O(доевско)го” он как бы мимоходом намекает на поэтическую внешность Кавказа, не касаясь его внутренней стороны: Немая степь синеет, и венцом Серебряным Кавказ ее объемлет; Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет, Как великан склонившись над щитом, Рассказам воинов кочующих внимая, А море Черное шумит, не умолкая… В “Колыбельной казачьей песне” он поэтически воссоздал сторону жизни тех новых и удалых сынов Кавказа, без которых неполна и неопределенна его физиономия. И в этих песнях так роскошно, в таком простом величии и в такой поразительной истине является поэтический образ Кавказа, сокровенная мысль природы, которая явилась в его недвижных громадах, мысль, как бы оторвавшаяся от явления и явившаяся в новых, Идеальных образах лирической поэзии. Но в “Герое нашего времени” вы видите повседневную жизнь обитателей Кавказа, виг дите ее в повести и драме нашего времени, олицетворенную в типических характерах, которые с таким творческим искусством изображает художническая кисть г. Лермонтова. Тут не одни черкесы: тут и русские войска, и посетители вод, без которых неполна физиономия Кавказа. Бывшие там удивляются непостижимой верности, с какою обрисованы у г. Лермонтова даже малейшие подробности. Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелию поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов…
История создания
Писатель сумел изобразить детей крестьян так, как их еще никто не показывал. Он очень точно показывает их богатейший духовный мир, их бережное отношение к природе и способность чувствовать ее красоту. Рассказ побуждает проникнуться к этим детям особой любовью и уважением, а также предлагает подумать об их судьбе и дальнейшей жизни. Он относится к большому циклу произведений под названием «Записки охотника». Именно в нем впервые были так бережно показаны судьбы крестьян. Писатель смог подчеркнуть все особенности этого сословия, которое, несомненно, достойно, чтобы о нем писали.
Буквально в 1843 году Тургенев познакомился с критиком В. Г. Белинским, который и способствовал созданию этих рассказов
Тогда в 1845 году он принял важное для себя решение — начать писать книги. Иван Сергеевич жил в деревне и все время проводил на свежем воздухе, охотясь и общаясь с обычными людьми и их детьми
Первые слухи о том, что он планирует написать цикл произведений о жизни, появились в 1850 году. Тогда же он сделал у себя в черновике первые наброски. Один из рассказов был написан в 1851 году и опубликован в журнале «Современник».
Никифор Крылов
Годы жизни Никифора Степановича Крылова: 1802—1831. Вот такая короткая жизнь. Он родился на Волге, в семье калязинских мещан. Видимо, художественные способности проявились рано: уже с отроческих лет Крылов странствует по градам и весям с артелью живописцев, выполнявших разные заказы, главным образом по росписи церквей.
В работе он проявляет увлечение и смелость едва ли не большую, чем другие члены артели, старшие по возрасту. Случайное знакомство в 1823 году с Алексеем Гавриловичем Венециановым, почувствовавшим одаренность молодого богомаза, определило судьбу Крылова. Приглашенный Венециановым в Сафонково, он впервые увидел там «настоящие» картины.
Это были портреты Боровиковского и только что законченные Венециановым «Гумно» и «Утро помещицы».
В искусстве той поры господствовало безоговорочное преклонение перед образцами классики. Бытовой жанр считался низким, недостойным внимания творца. Стремление к возвышенному, ориентация на классические идеалы выразились в холодной схоластике академизма, вставшего стеной между художником и окружающей действительностью. Ко времени встречи с Крыловым уже полностью сложились взгляды Венецианова на искусство и метод работы над произведением
Существо своего метода — предпочтение натуры, жизни любым образцам и идеалам — Венецианов отчетливо и отважно воплотил в картинах, увиденных Крыловым в Сафонкове. Искусство натурального направления готовилось к выходу на арену русской культуры
Собственно, Венецианов вступил на путь, ведущий в направление, которое в литературе через несколько лет приведет Пушкина к созданию «Повестей Белкина».
Венецианов предложил Крылову стать его учеником. Связанный с артелью контрактом, Крылов не мог сразу переехать к Венецианову, однако взгляды и советы мастера горячо запали в его сознание. Началась — во всякий свободный час — увлекательная пытливая работа с натуры. Пейзаж. Предметы быта. Растения. Человеческая фигура. Портреты.
Неожиданный успех портретов укрепил веру художника в свои силы, принес заказы, а с ними небольшие средства, позволившие отдаваться собственной творческой работе.
Через два года, при следующей встрече с Крыловым, Венецианов радостно поражается росту молодого коллеги и в то же время видит, сколь настоятельно требуются тому в дальнейшем систематическая работа над рисунком и развитие вкуса. Одним словом, школа. Следует новое приглашение в ученики.
Описание природы в рассказе «Бежин луг»
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба…
Месяц взошел наконец; я его не тотчас заметил: так он был мал и узок. Эта безлунная ночь, казалось, была все так же великолепна, как и прежде… Но уже склонились к темному краю земли многие звезды, еще недавно высоко стоявшие на небе; все совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает все только к утру: все спало крепким, неподвижным, передрассветным сном. В воздухе уже не так сильно пахло, в нем снова как будто разливалась сырость… Недолги летние ночи!.. Разговор мальчиков угасал вместе с огнями… Собаки даже дремали; лошади, сколько я мог различить, при чуть брезжущем, слабо льющемся свете звезд, тоже лежали, понурив головы… Слабое забытье напало на меня; оно перешло в дремоту.
Подсказка: Ø Тургенев в описании природы создает атмосферу таинственности, показывает, что такой фантастической ночью неизбежно должно произойти нечто таинственное. Ø Он всматривается, наблюдает, не только замечает, но и открывает тайны привычно знакомого мира. Ø Автор использует поэтический, сказочный прием: охотник заблудился. Заблудился… и неожиданно для себя открыл особый мир природы, детский мир, мир полный фантастических тайн, поверий, сказок, мир искренний и добрый. Ø Картины природы в рассказе отражают настроения человека, человек – часть природы. Ø Пейзаж у Тургенева живет одной жизнью с героями, словно природа понимает людей. Ø Можно смело утверждать, что Тургенев – мастер пейзажа. |
Берестов
Берестов, Валентин Дмитриевич
(1928-1998) — российский детский поэт. Валентин Берестов родился 1 апреля 1928 года в городе Мещовске, Калужской области в семье учителя. Читать будущий поэт научился в четыре года. Стихи начал писать с детства. Во время второй Мировой войны семья Берестовых оказалась в эвакуации в Ташкенте. И там ему посчастливилось познакомиться с Надеждой Мандельштам, которая познакомила его с Анной Ахматовой. Затем состоялась встреча с Корнеем Чуковским, сыгравшим большую роль в судьбе Валентина Берестова. И Ахматова и Чуковский отнеслись к началу его творчества с большим интересом и заботливостью. В то время К. И. Чуковский писал: «Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним».
Однако, прежде чем всерьез заняться литературой, Валентин Берестов закончил исторический факультет МГУ, аспирантуру Института этнографии и много работал в археологических раскопках. Эта работа явилась основой для художественных произведений познавательного характера (повести «Государыня пустыня», «Меч в золотых ножнах», «Приключений не будет»), а также для многих стихов и песен. «Раскопки — это своего рода общение с древними людьми, с человечеством», — писал В. Берестов.
Первые его публикации взрослых стихов в журнале «Юность» как раз и были посвящены этой экзотической профессии и стали излюбленной темой для пародистов.
Первый сборник стихов «Отплытие» вышел в 1957 г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В том же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. «Берестов, — писал поэт Коржавин, — это прежде всего талантливый, умный и, если можно так выразиться, веселый лирический поэт». Анна Ахматова о коротких юмористических стихах Валентина Дмитриевича говорила ему: «Отнеситесь к этому как можно серьезнее. Так никто не умеет».
Берестов, как публицист, изучал творчество других поэтов. Пушкинистика Берестова отличается глубинным прочтением произведений поэта. «Я стремился понять, почему его стихи так прекрасны. И на этом пути сделал некоторые находки, связанные с биографией Александра Сергеевича». Также увлекательны его статьи о Дале, Блоке, Есенине, Мандельштаме, о творчестве Высоцкого. Он написал мемуары о детстве и о великих современниках (Чуковском, Ахматовой, А. Толстом, Пастернаке, В. Пудовкине и многих других). Он занимался пересказами библейских преданий, переводами, и в первую очередь — переводами стихов близкого ему по духу бельгийского поэта Мориса Карема, получившего в Париже титул «Короля поэтов».
В последние годы жизни он иногда писал и выпускал детские сказки вместе со своей женой. Главная работа Берестова в девяностые годы — это составление вместе с женой, художницей и архитектором, «Избранного» по «Толковому словарю» В. И. Даля. В 2001 г. эта книга вышла в свет. В эти же годы Валентин Дмитриевич много времени уделяет передачам по радио и телевидению. Он сочиняет музыку для своих стихов, выступает с музыкальными группами.
«Если бы меня спросили, кто — человек столетия, я бы сказала: Валентин Берестов. Потому что именно таких людей двадцатому веку не хватало больше всего». К этому высказыванию Новеллы Матвеевой могли бы присоединиться многие. Валентину Берестову благодарны многие замечательные детские писатели, которым он помог сделать первые шаги в литературе.
Краткое содержание Достоевский Мальчики
Умер Валентин Дмитриевич 15 апреля 1998 года в Москве.
- http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/harakteristika-i-obraz-alekseya-berestova-v-baryshne-krestyanke
- https://www.literaturus.ru/2016/06/aleksej-baryshnja-krestjanka-obraz-harakteristika.html
- https://zen.yandex.com/media/estguy/baryshniakrestianka-pechalnaia-sudba-alekseia-berestova-5cf4965edb8c7100afb30e92
- https://kratkoe.com/baryishnya-krestyanka-harakteristika-glavnyih-geroev/
- https://school-ethiopia.ru/kratkoe-soderzhanie/opisanie-usadby-berestova.html
2 вариант
«Бежин луг» – это одно из произведений, входящее в тургеневский цикл «Записки охотника». Этот рассказ повествует не только о мистических историях, которые рассказывают мальчики, сидя у костра. Одним из действующих персонажей, наряду с ребятами, является природа.
Иван Сергеевич Тургенев смог выстроить сюжетную линию произведения таким образом, что без пейзажных описаний рассказ сразу бы стал пустым и унылым. Даже начало текста начинается с описания природы. Завершается повесть тоже пейзажными зарисовками. Автор описывает окружающий мир так, что читателю становится легко нарисовать в воображение гречишные поля, представать аромат полыни и почувствовать сухой воздух летней ночи.
Тургенев смог не только описать позитивную природу, но и негативную. Это можно проследить в сцене, когда охотник заблудился в лесу. В миг весь пейзаж для него стал серым и туманным. При этом природа позволяет задумываться над философскими вопросами. От взгляда на ночное небо и млечный путь, у охотника возникают мысли о бренности бытия, бесконечности вселенной и быстроте времени. А наступление рассвета только усиливает эти чувства.
Автор наделяет природу душой, делая ее действующим лицом. Это особенно заметно в беседе мальчиков у ночного костра. Отголоски диких зверей и птиц органично вливаются в рассказанные мистические истории. Атмосфера таинственного вечера постоянно наполняется неожиданными шорохами, которые ребята воспринимают, как знаки. А ведь основное действие повести разворачивается именно в «центре» природы на лугу среди лесов.
Тургенев смог красочно передать в своем рассказе цикличность дня. Автор описал июльский день и прелесть теплого летнего вечера. Он передал настроение самых темных часов перед рассветом и создал романтичную картину восхода солнца. Именно описание рассвета становится одним из кульминационных эпизодов произведения.
Иван Сергеевич использует пейзажные зарисовки в качестве проводника и посредника между людским и потусторонним миром. Поэтому тема природы так активно задействована в произведении «Бежин луг». Именно описание пейзажа позволяет читателю проникнуться в суть произведения, понять его персонажей и, даже, представить себя сидящим у того ночного, июльского костра.