Очень краткое содержание Грибоедова Горе от ума
После трехлетнего заграничного путешествия в Москву возвращается молодой помещик Александр Чацкий. Не заезжая в родительский дом, главный герой пьесы отправляется к Софии Фамусовой, которую горячо любит. Несмотря на долгую разлуку Чацкий уверен: девушка испытывает к нему такие же сильные чувства. Однако же София встречает его холодно и отстраненно.
Возможно, главная героиня комедии обижена на Александра за то, что он так надолго уехал и не давал о себе знать; возможно, она не воспринимает всерьез давний юношеский флирт… К тому же повзрослевшая София страстно влюблена в секретаря отца — Алексея Молчалина — и даже не догадывается, что любовь ее не взаимна.
Тихий, покорный, услужливый, не блистающий умом Алексей тайно проводит в комнате Софии ночи. Однако занятия молодых людей вполне невинны: они разговаривают, читают, музицируют. Молчалин равнодушен к главной героине, но боится разочаровать дочь Фамусова, от которого зависит его пусть неспешное, но беспроблемное продвижение по службе. Предмет обожания Алексея — служанка Софии, Лизонька.
Чацкий пока не догадывается, к кому питает нежные чувства София. В разговоре с Павлом Афанасьевичем, отцом девушки, он сообщает, что хотел бы жениться на Софии. Однако Фамусов намекает на то, что Александр небогат и предлагает ему «не блажить», а проявить себя в службе. Отец главной героини мечтает о более выгодной партии для нее. Он не спешит, но и совсем не против выдать Софию за полковника Скалозуба, туповатого и весьма ограниченного, но «метящего» в генералы.
Раздосадованный Чацкий ведет дальнейшую беседу с отцом возлюбленной довольно дерзко и саркастично, высмеивая его взгляды на образование, воспитание, отношение к службе и жизни в целом. Познакомившись со Скалозубом, Александр (несмотря на уговоры Павла Афанасьевича быть сдержаннее) продолжает сыпать колкостями и насмешками уже в адрес полковника, чем раздражает Фамусова и приводит его в ярость.
София невольно выдает свою тайную привязанность к секретарю отца. Из окна она видит, как Алексей упал с лошади. Не в силах справиться с волнением главная героиня лишается чувств. Чацкий наконец-то понимает, кому принадлежит сердце любимой.
Все обошлось, Молчалин серьезно не пострадал. Вместо того, чтобы отнестись к переживаниям Софии с нежностью и благодарностью, Алексей начинает уговаривать ее быть осмотрительнее в проявлении чувств. Чацкий всегда считал секретаря Фамусова туповатым, никчемным и жалким, не воспринимал его всерьез. Он не может поверить, что София влюблена именно в Молчалина.
Александр решает поговорить с девушкой откровенно. Она отвечает уклончиво, но в конце концов дает понять, что действительно неравнодушна к Молчалину, а Скалозуб — герой не ее романа. Девушке нравится, что Алексей вежлив, рассудителен, покорен, всегда готов услужить ей и отцу. Чацкого же она в этом диалоге впервые называет смешным и дерзким.
Вечером того же дня Фамусов устраивает прием. Приходит и Чацкий. Он продолжает вести себя так же непримиримо, раздраженно и вызывающе. Для каждого из присутствующих у героя находится колкая фраза, насмешка или сарказм. Гости возмущены: Чацкий выходит за рамки приличий. А что есть приличия в понимании московского света? Лесть, жеманство, лицемерие, пустые «дельные» беседы, стремление угождать сильным мира сего, словом, вести себя «удобно».
В беседе с одним из гостей София словно невзначай называет Александра сумасшедшим. Ее слова очень быстро распространяются среди присутствующих. Недоумение и недовольство аристократического общества манерами Чацкого постепенно сменяются враждебностью, презрением, брезгливой снисходительностью к умалишенному. Герой оказывается одиноким: преданным девушкой, которую он искренне любит, и решительно отвергнутым обществом.
После приема Александр прячется за колонной и слышит пылкие признания в любви Молчалина Лизе. Свидетельницей разговора становится и София. Между героями начинается довольно бурное выяснение отношений.
На шум выходит Фамусов. В ярости он обещает сослать дочь в провинцию. Чацкий узнает, что его объявили выжившим из ума именно по вине Софии. Разочарованный и оскорбленный главный герой без долгих раздумий покидает Москву.
Популярные сегодня темы
Иван Сергеевич Тургенев, является автором произведения, Отцы и дети. Именно в нём автор показывает, своему читателю, проблемы взаимоотношения отцов и детей в конце 19 века.
Что же делает людей жестокими? Характер? Наследственность? Индивидуальные особенности? Да, присутствуют и такие случаи. Но мне кажется, что ключ к жестокости совершенно в другом
Главным персонажем комедии «Ревизор» является И.А. Хлестаков. Давая ему краткую характеристику в «Замечаниях для господ актёров», Гоголь примечает, что это пустейший глуповатый человек
Образ мечтателя, уходящего от давящей реальности в мир грез, нашел отражение в русской литературе. Однако как неоднозначны и разноплановы реальные мечтатели, так и литературные герои такого же склада отличаются друг от друга.
Главный персонаж рассказа Астафьева «Васюткино озеро» — мальчик Васютка. Он живёт на берегу реки Енисей вместе со своей семьёй и бригадой рабочих. Для своих тринадцати лет
Отзыв о пьесе «Горе от ума» для читательского дневника (А. С. Грибоедов)
(330 слов) Комедия «Горе от ума» считается главной работой в творчестве А. С. Грибоедова. Основная мысль пьесы заключается в том, что честный и прогрессивный человек, который обладает незаурядным умом, зачастую является изгоем в социуме. Александр Андреевич Чацкий, главный герой пьесы, испытывает горе от того, что он, в отличие от всего фамусовского общества, говорит дельные вещи и осознает, как порочно и глупо живут дворяне. Но драму причислили к комедиям потому, что Грибоедов высмеивает людей, отрицающих образование, честность и социальную справедливость. За это мне очень понравилась книга, ведь такие проблемы, как невежество, косность, карьеризм и лицемерие, актуальны и сегодня. Мое впечатление от книги можно назвать положительным.
Чему учит это произведение? Во-первых, тому, что нужно думать своей головой и не поддаваться влиянию окружения. Героя назвали психически больным только из-за того, что он не соблюдает их устои, не гонится за чинами и деньгами. И все поверили! Никто не усомнился в сплетнях, поэтому была допущена чудовищная несправедливость. Мне понравилась позиция Чацкого в такой сложной ситуации. Несмотря на то, что его оклеветала сама возлюбленная Софья, он спокойно просит «Карету мне, карету» и уезжает. Можно сказать, что автор дает наставление потомкам – не стоит бурно реагировать на оскорбления, всегда лучше просто уйти и оставить последнее слово за собой. Во-вторых, произведение учит правильно и здраво мыслить, а также вкладывать силы в самообразование. Чацкий получил заграничное образование, соответствующее «нынешнему веку». Сам Грибоедов устами героя показывает несостоятельность действующей системы дворянского обучения. Он знал, о чем говорил, ведь достиг высокого поста, опираясь на знания, полученные за рубежом. Таким образом, человек должен заниматься повышением собственной квалификации, а не выслуживаться, чтобы получить место по блату.
В этой небольшой пьесе больше всех мне нравится герой Чацкий, его взгляд на жизнь, на военную службу. Это интеллигентный человек, имеющий чувство собственного достоинства. Хоть А. С. Пушкин в своей рецензии на произведение и сомневался в том, что герой, который пытается образумить общество, умен, я думаю, что только такие люди могут расшевелить застойное болото, погрязшее в лицемерии и невежестве. История мира доказывает, что именно «белые вороны» ведут вперед всю стаю.
Главные герои
Чацкий Александр Андреевич – молодой дворянин, человек нового поколения, умный, гордый, деятельный, целеустремлённый.
Фамусов Павел Афанасьевич – богатый чиновник, помещик, который превыше всего ценит богатство и высокие чины, сторонник сложившихся устоев в обществе.
Фамусова Софья Павловна – дочь Павла Афанасьевича, красивая, хорошо образованная, обаятельная юная девушка.
Молчалин Алексей Степанович – молодой, небогатый и незнатный человек, личный секретарь Фамусова, привыкший во всем угождать людям, стоящим выше него.
Скалозуб Сергей Сергеевич – полковник, карьерист, богатый, уважаемый в обществе человек, но при этом весьма ограниченный, недалёкий.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Горе от ума»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Горе от ума»
для самых компанейских —
Главные герои «Горе от ума»
для самых любопытных —
Анализ «Горе от ума» Грибоедов
для самых крутых —
Читать «Горе от ума» полностью
Действие II
Вновь Чацкий в доме Фамусова. И разговор идет о Софье. Фамусов осведомляется: «Не хочешь ли жениться?» Но его зять должен уметь с умом именьем управлять, да устроиться на службу. На что Чацкий отвечает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусов порицает «гордеца». Брал бы пример с его покойного дяди Максима Петровича. И тот «сгибался вперегиб» и раз развеселил саму царицу, трижды (первый раз – ненароком) споткнувшись и шлепнувшись. Чацкий клеймит такое постыдное раболепие. Фамусов зовет его вольнодумцем, бунтарем.
Их спор прерывает приход полковника Сергея Сергеевича Скалозуба, вполне достойного руки Софьи. Фамусов нахваливает патриархальное и хлебосольное московское дворянство. Встревает Чацкий и громит изнанку этого общества, его пороки, косность, «рассудка нищету». Внезапно вбегает встревоженная Софья: Молчалин свалился с лошади. За ее реакцией наблюдает Чацкий, но ему не верится, что это и есть ее любимый. Между тем, ничуть не пострадавший Молчалин успевает втихаря приобнять служанку Лизу, «веселое созданье». Оказывается, с Софьей он лишь «по должности».
Тематика и проблематика
Проблемы и темы, которые отражены в комедии «Горе от ума», многосторонние и по-прежнему актуальны для современного общества.
Автор считал, что слишком заметны различия между людьми нового поколения русской аристократии и их родителями. Он выразил мысль, что конфликта между новым поколением, воспитанным в духе Просвещения и гуманизма, и реакционерами не миновать. Драматург не указал на какие-то видимые изменения, но он надеялся, что в будущем победит прогрессивный лагерь.
Грибоедов показывает аристократию не в лучшем свете. Она лжива, пошла и лицемерна. Писатель убежден, что большая часть дворянского общества — это паразитирующие эгоисты, которым важны лишь свои потребности и амбиции.
Искажение русского языка — еще одна проблема, затронутая автором. Из-за невежества общества дворяне пытались искажать родной язык, заменяя его «смесью» нижегородской речи и французского.
Конфликт в пьесе
Действие происходит в аристократическом обществе. Автор показывает так называемую изнанку социальных установок и подчеркивает абсурдность привычек людей высшего света, их глупость и ограниченность. Именно это в первую очередь отражалось в рецензиях на книгу «Горе от ума», еще когда она увидела свет и до сих пор.
В центре повествования находится общественный конфликт. Мастерски изображено столкновение взглядов высокомерного «фамусовского общества» и убеждений нового времени — это взгляды будущих декабристов. Грибоедов создает картину открытого противостояния между искренностью Чацкого и старыми общественными привычками:
- Представители знати не считают нужным заниматься собственным образованием, проводят дни в бесконечном бездействии.
- Чацкий готов пойти на осознанный риск, не боится утратить социальный статус и положение.
- Главный герой потерпел поражение, оказался непонятым и отвергнутым в кругу своих знакомых.
Рецензии на книгу «Горе от ума» Александр Грибоедов
Личность Александра Сергеевича Грибоедова для русской литературы является не просто знаковой, но по-настоящему пророческой. Его величайшее произведение «Горе от ума» является уникальной энциклопедией типажей русского общества, и остается актуальным по сей день. Сам автор определил пьесу как комедию в стихах, она состоит из четырех действий и сочетает в себе элементы сразу четырех жанровых направлений: классицизма, романтизма и реализма. Все события в «Горе от ума» происходят в поместье Фамусовых на протяжении одних суток. Таким образом, в пьесе были соблюдены два классических требования к драматических произведениям, а именно, единство времени и места. А вот единства действия здесь мы не находим, так как в произведении присутствуют две четкие сюжетные лини: отношение Чацкого с Софьей и противостояние его с представителями московского дворянства того времени. Центральный персонаж пьесы «Горе от ума» — Александр Алексеевич Чацкий. Это молодой дворянин, который только что вернулся из заграницы в Москву. Чацкого отличает от других героев пьесы свежесть и прогрессивность мыслей и взглядов. Это человек широкой души, искренний, смелый и в чем-то романтичный. Он пытает нежные чувства к подруге своего детства — Софьи Фамусовой, ради которой и приезжает в поместье ее отца. В доме Фамусовых Чацкий сталкивается с невеселыми реалиями русской жизни – лицемерием, чванливостью, лживостью. С помощью своего героя автор строго, но справедливо, обличает негативные стороны дворянства начала 19 века. В противовес пылкому революционеру Чацкому в пьесе показаны представители тогдашнего московского высшего общества. Помещик Фамусов, который принимает у себя Чацкого, часто вступает с ним в жаркие споры, так как практически по всем вопросам у них существует разное мнение. Фамусов – типичный мещанин, приверженец крепостного права, которого не интересует ничего, кроме его мелочных дел, даже свою службу в казенном месте он исполняет только потому, что так должно быть. На роботе Фамусов зарекомендовал себя как обычный бюрократ, который увиливает от выполнения прямых обязательств и старается окружить себя близкими и дальними родственниками. Моральный облик помещика также далек от идеала – он то и дело пытается приударить за служанкой Лизой. Окружение в Фамусова соответствующее: необразованный и самовлюбленный Скалозуб, хитрый и меркантильный Молчалин, недалекие и примитивные князь и княгиня Тугоуховские. Одним из самых интересных персонажей пьесы «Горе от ума» является дочь Фамусова Софья. Она тайно влюблена в секретаря Молчалина и отвергает ухаживания Чацкого. В тоже время отец видит ее замужем за богатым и именитым Скалозубом. Софья уверена в искренности намерений Молчалина, однако выясняется, что он обманывает ее. В отношении с Чацким девушка ведет себя надменно. Широта его взглядов неприятна Софье, ей больше по нраву псевдоромантические сентиментальные сюжеты. Не смотря на это, большинство критиков не относят ее к негативным героям, указывая на то, что в образе Софьи Грибоедов хотел показать еще не совсем испорченную московской жизнью девушку, которая любит книги и искусство, и не ставит на первое место в жизни деньги. Несмотря на свои убедительные речи, Чацкому не удается достичь победы ни на любовном фронте, ни на общественном поприще. Софья распускает слухи о его сумасшествии, и общественность, которой столь чуждой была открытая, жаждущая знаний, натура Чацкого, охотно им верит. Чацкий разочарован столь неприятным визитом и отказом Софьи, покидает Москву. Девушку, после того, как обман Молчалина раскрыт, отец намерен отослать в деревню.
Тема, проблематика и конфликты в произведении
Своеобразие комедии Грибоедова заключается также в том, что в ней параллельно развиваются сразу два конфликта: любовный и социальный. Их суть заключается в том, что:
- Руки Софьи добиваются одновременно Чацкий и Молчалин, а отец ее тем временем рассчитывает выдать дочь замуж за высокопоставленного, но ограниченного Скалозуба. Софья же, кажется, не любит никого, кроме себя. И ей, и Чацкому приходится на себе ощутить горечь предательства.
- «Фамусовское» общество лишено искренности и высоких ценностей. Его представители мечтают о том, как бы занять место получше, и они готовы ради этого на многое – лицемерить, лгать, поступиться своими чувствами, предать, не выражать истинных мыслей. Среди этих людей оказывается Чацкий, который не хочет жить по таким правилам и мечтает об искренности. Но проблема в том, что людей с искаженной системой ценностей больше – и они просто задавят Чацкого с его справедливым и абсолютно н вписывающимся в общую картину свободомыслием.
Оба этих конфликта тесно связаны друг с другом. Чацкий не может получить любимой девушки потому, что он совсем не знатен, не богат и не уважаем в обществе. А получить высокое положение он не может потому, что идеалы этого общества ему чужды. В конечном итоге, вернувшись в дом Фамусова, Чацкий не находит там ничего, кроме разочарования. И он уезжает, чтобы попытаться найти себе место где-нибудь еще – там, где он впишется в общий круг. Для других же героев (Фамусов, Софья, Молчалин, Скалозуб и пр.) произошедшие события же ничего не значили. Для них мир не изменился, и они, скорее всего, продолжат жить по своим правилам – несчастливые, неискренние, но зато высокопоставленные и удовлетворенные своим положением (если, конечно, смогут до него дослужиться).
Вариант 2
В комедии Грибоедова «Горе от ума» описывается некий любовный треугольник, в котором участвует Алексей Степанович Молчалин, Александр Андреевич Чацкий и дочь барина Софья Павловна. Молчалин и Софья были любовниками, а Чацкий пытался ухлестнуть за девушкой.
Молчалин Алексей Степанович был скрытным, спокойным и молчаливым человеком. Его убеждением было то, что если больше помалкивать и лучше прислуживать, то он может добиться успеха в карьере. Главным в жизни для него было его положение в обществе, и он очень заботился о своей репутации. Молчалин считал, что все должно быть безупречно и шел к этой цели.
Он был очень услужливым, работая секретарем у отца своей возлюбленной, хотел продвижения по карьере. Софью он не любил, а больше использовал, чтобы держаться ближе к барину. Теплые любовные чувства он больше испытывал к служанке Лизе. Он говорил девушке, что любит только ее, а Софья это лишь для достижения целей.
Когда на приемах он видит большое количество богатой свиты, он каждому из них пытается угодить. Не стесняясь, льстит каждому ради похвалы и одобрения. Сомнения в его образовании присутствует, но его подхалимство неплохо помогает ему в карьере.
Александр Андреевич Чацкий напротив не любит услужливых людей и считает это не искренним. Ему не нравится, что таким способом Молчалин пытается себе сделать карьеру и всячески над ним подшучивает. Прямолинейный Чацкий никогда не стеснялся выражать свои эмоции и возражения. Ему не нравится Молчалин, и он этого не скрывает, всячески пытаясь его оскорбить.
К Софье относится искренне, девушка ему очень нравится и он даже испытывает к ней некоторые чувства влюбленности. Единственное, Чацкий не понимает совсем девушку и между ними возникают разногласия. Чацкий не понимает, почему она предпочла ему Молчалина и разочаровывается в девушке.
Чацкий очень умный и образованный человек, он не имеет постоянного занятия, но благодаря связям он держится на плаву. Он посещает множество мероприятий и знает много богатых и успешных людей. Несмотря на то, что Чацкий очень воспитанный и умный никогда не стеснялся говорить людям в лицо правду.
Грибоедов раскрывая эту историю перед читателем показывает, что девушка, которая запуталась в своих чувствах, все же сделала неправильный выбор. Два совершенно противоположных человека Молчалин, который мог стерпеть оскорбления в свой адрес и стоять молча улыбаться. Чацкий же напротив был очень уверенным в себе человеком и не стал бы терпеть в свой адрес оскорбления.
Главные герои и их характеристика
Система образов в пьесе «Горе от ума» состоит из 4 типажей героев:
- Главные герои: Чацкий, Софья, Фамусов, Молчалин. Их отношения — основа сюжета.
- Второстепенные герои: Лиза, Горичи, Скалозуб, Хлестова. Они дополняют действие и служат катализаторами для развития сюжета.
- Герои-маски образуют социально-политические декорации для пьесы, чтобы пояснить предмет и суть противостояния героев и реалии их существования. Например, княжны — они все на одно лицо и нужны лишь для того, чтобы продемонстрировать универсальный типаж московской барышни. Ту же функцию кривого зеркала имеют Репетилов, Зарецкий и Тугоуховский.
- Внесценические персонажи. О них упоминают вскользь, но на сцене они не появляются. Почти у каждого из них есть реальный прототип. Это нужно для погружения зрителя в атмосферу времени и места.
Образы главных героев в пьесе «Горе от ума» Многомудрый Литрекон описал кратко в таблице:
герои | говорящие фамилии | характеристика |
александр андреевич чацкий | 1) от слова «чад» (удушливый дым). от слов чацкого гостям становится дурно, они задыхаются в его речах и стремятся развеять их. 2) по фамилии прототипа — чаадаева. |
молодой и симпатичный дворянин. искренен и образован, но несколько наивен. одержим прогрессивными идеями о построении идеального общества. патриот, но из-за своего прямолинейного характера не хочет идти на государственную службу. пытается бороться с порочным дворянским обществом, но поигрывает. Подробнее… |
софья павловна фамусова | от лат. слова «fama» -молва. именно героиня распустила слух о чацком. | молодая дворянка. подруга детства александра. образована и красива. искренна и наивна, из-за чего легко поддаётся чарам интригана мочалина. когда чацкий пытается добиться её руки, жестоко клеймя её возлюбленного, озлобляется на него и на балу пускает слух о его сумасшествии. в финале узнаёт о неискренности молчалина и отвергает его. Подробнее… |
павел афанасьевич фамусов | то же самое | павел афанасьевич фамусов – старый уважаемый дворянин. обладает огромным влиянием и обширными связями. известен по всей москве, как благородный и сдержанный человек. на деле же оказывается пошлым лицемерным стариком. жестоко тиранит и угнетает тех, кто слабее него и всячески пресмыкается перед теми, кто сильнее. занимается взяточничеством и кумовством. |
алексей степанович молчалин | от слова «молчать». герой не высказывает своего мнения, чтобы иметь возможность поддакивать чужому | секретарь фамусова. молод, небогат и незнатен. коварный карьерист и интриган. соблазнил софью, намереваясь с её помощью воздействовать на фамусова, однако был разоблачён и отвергнут. |
сергей сергеевич скалозуб | от выражения «скалить зубы» — смеяться. герой весел и беспечен, потому что глуп. | полковник русской императорской армии, быстро сделавший себе карьеру, однако лишь за счёт того, что многие офицеры были убиты в бою. невежественный солдафон, которого всё равно терпят в обществе. был одним из кандидатов на руку софью. |
лиза | — | крепостная крестьянка, служанка в доме фамусовых. является объектом вожделения молчалина и фамусова. рассудительна и осторожна, а потому всячески избегает ухаживаний. Подробнее… |
фамусовское общество | — | обобщённое наименование московского светского общества. состоит из невежественных стариков-реакционеров, недалёких льстецов, интриганов и мужей-подкаблучников. Подробнее… |
Остальные говорящие фамилии связаны с мотивом недопонимания и трудностей общения между людьми: Тугоуховский (глухота), Хлестова (хлесткое выражение), Репетилов (от лат. «повторять»), Молчалин (молчание). Все герои не говорят, а создают видимость беседы, потому что не способны понять друг друга.
Тематика и проблематика пьесы
Анализ комедии «Горе от ума» целесообразно начинать с обращения к ее названию. В нем отражена идея пьесы. Горе от своего здравомыслия испытывает главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий, который отвергнут обществом только из-за того, что он умнее окружающих его людей. Отсюда же вытекает и другая проблема: если общество отвергает человека незаурядного ума, то как это характеризует само общество? Чацкий чувствует себя неуютно среди людей, считающих его безумным. Это рождает многочисленные речевые столкновения главного героя с представителями ненавистного ему общества. В этих разговорах каждая из сторон считает себя умнее собеседника. Только ум консервативного дворянства заключается в умении подстраиваться под существующие обстоятельства для получения максимальной материальной выгоды. Тот, кто не гонится за чинами и деньгами для них безумец.
Принятие взглядов Чацкого для консервативного дворянства означает начать менять свою жизнь в соответствии с требованиями времени. Это никому не кажется удобным. Проще объявить Чацкого сумасшедшим, ведь тогда на его обличительные речи можно просто не обращать внимания.
В столкновении Чацкого с представителями аристократического общества автор поднимает ряд философских, нравственных, национально-культурных и бытовых вопросов. В рамках этих тем обсуждаются проблемы крепостного права, служения государству, образования, семейного уклада. Все эти проблемы раскрываются в комедии через призму понимания ума.
Персонажи комедии
Карьерист и конформист. Грубоватый бравый служака. Влиятельный мещанин с идейно верными взглядами. Старички – осколки прошлых времен. Сестры, озабоченные только собственными матримониальными планами. Романтическая девушка, представляющая себе жизнь лишь по книгам. Наконец, главный герой – пламенный либерал и борец.
Каждый наверняка сможет назвать одного-двух своих знакомых, полностью соответствующих этим определениям. Ни одна рецензия на книгу «Горе от ума» не обойдется без анализа этих узнаваемых типажей, будь она написана в 19-м веке или в 21-м. Как раз отношения между этими, такими разными людьми, постоянный конфликт новаторства и ретроградства, либерализма и консерватизма составляет один из двух смысловых стержней пьесы.
Действие III
Чацкий решает вырвать у Софьи признанье. Он даже поступается своими принципами и предполагает, что Молчалин мог за три года измениться в лучшую сторону. «Но вас он стоит ли?» Пытается разузнать правду и у самого Молчалина, образца «умеренности и аккуратности», но тщетно.
На вечер к Фамусовым съезжаются гости. Чацкий приветствует старых знакомых, ставших в его отсутствие супругами – семейную пару Горичей. Платон Горич остепенился, жена им мягко верховодит. Является князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочками на выданье. Их даже на минуту заинтересовал Чацкий, пока не стало известно, что он не в чинах. Графини Хрюмины, картежник и хват Загорецкий, Хлестова, властная тетка Софьи. Здесь и Молчалин, умильно похваливший собачку Хлестовой. Над этой сценой иронизирует Чацкий. Софья сердится. В ее мысли встревает некто Г. N. Она с досады делится с ним своим наблюдением о Чацком: «Он не в своем уме». Гость живо разносит эту новость. Загорецкий и вовсе перевирает слух, да и не он один. Все хором обсуждают странности Чацкого. Фамусов уверяет, что он первый обо всем догадался. Гости клеймят всех прочих вольнодумцев – профессоров, ученых, едких баснописцев.
Чацкому скучно и тошно. Он жалуется Софье на тех, кто преклоняется перед всем французским. Закончив свою речь, он видит, что рядом никого, а гости предаются танцам.