Сочинение Сравнительная характеристика Онегина и Ленского
Роман в стихах «Евгений Онегин» — одно из самых значительных произведений в творчестве А.С.Пушкина, над которым писатель работал около 8 лет. В романе автор показал жизнь молодого дворянства 19 века, выделил основные особенности общества той эпохи. Центральными героями повествования предстают две очень яркие не похожие друг на друга личности — молодой повеса, скучающий в светском обществе — Евгений Онегин и его юный друг с чистой и благородной душой Владимир Ленский. Несмотря на разность характеров и жизненных принципов, эти люди сходятся, проводят вместе много времени. Попытаемся на основе характеристики двух героев, которую читателю предоставил писатель, узнать, что заставило их стать друзьями, хоть и на короткий срок.
Начнем с того, что у героев была та разница в возрасте, которая в молодости считается довольно большой: Онегину было 25 лет, Ленскому не так давно исполнилось 18. Онегин считал себя более опытным человеком в делах светского общества, в вопросах любви, поэтому очень часто выслушивал «юный бред» Ленского с улыбкой. Душа Евгения успела остыть, превратиться в камень, в то время как пылкий нрав Владимира был подвижен и непредсказуем как морская волна.
Оба героя получили достаточно хорошее образование. Онегин обучался дома сначала гувернанткой, а затем, когда мальчик подрос, ее сменил мосье француз, который занимался с Евгением «полушутя». Но так или иначе он получил образование, которое позволило считаться в обществе ему человеком не глупым: он знал в совершенстве французский, мог переводить с латыни, разбирался в экономике (читал Адама Смита). По своему уму он стоит намного выше сверстников. Но бесконечные балы, любовные приключения, театры сделали то, что герой постепенно начал терять вкус и смысл жизни. Его ум охладился, пылкое сердце остыло: Онегин вогнал себя в глубокую хандру, которая сопровождала его везде как «тень».
Евгений пытается искать цель жизни в каком-нибудь труде: пишет стихи, читает. Но эта деятельность не находит отклика в его душе, и он оставляет ее. В деревне, куда Евгений приехал по делам наследства, он также стремится занять себя чем-нибудь: отменил барщину, заменив ее легким оброком. Но эгоизм и неприязненное отношение к труду побеждают в нем. Он опять посещает балы, участвует в любовных интригах. Онегин – это тот человек, который способен перешагнуть через чувства других людей, причинить боль и страдания тем, кто его любит. Получив вызов на дуэль, и чувствуя свою неправоту, он все же принимает вызов и убивает своего лучшего, и может быть даже единственного, друга. Почему он так сделал? Как бы Онегин не призирал общество, в котором живет, он все равно оказался зависим от его мнения. Смерть Владимира полностью перевернула жизнь Евгения. Он становится более отзывчивым к переживаниям других людей. Чувство беспредельной вины, муки угрызений совести помогают герою вновь почувствовать жизнь, открыть сердце для любви. Но именно в любви он и терпит полный крах, быть может, это становится наказанием за совершенное им преступление.
Противоположностью Онегина в произведении выступает Владимир Ленский. Этот герой играет значительную роль в понимании характера Евгения. Ленский моложе своего друга, образование получил в Германии, но чему он учился не сообщается читателю. Душевный мир героя полностью противопоставлен мировоззрениям Онегина. Ленский — поэт, его душа не находится во власти интриг света, его разумом застилает прекрасный мир грез. Владимир верит в настоящую дружбу, в искреннюю светлую любовь, в честность и порядочность людей. По-своему этот герой немного наивен. Но зато Ленский живой подвижный человек, он любит жить и наслаждается жизнью.
Но что заставило таких разных людей сойтись? Наверное, все-таки они были похожи: оба принадлежали к поколению молодых дворян, оба были не глупыми мыслящими людьми, презирающими пустоту и испорченность света. Восторженная душа Ленского находится в постоянном поиске чего-то прекрасного. Над его наивностью Онегин наблюдает свысока, считая, что это временный пыл юноши, который с годами пройдет, остынет. Никто не знает, как распорядилась бы жизнь судьбой Ленского. Быть может, он стал бы декабристом, а может и простым обывателем, медленно теряющим вкус жизни.
Оба героя глубокие думающие личности. Их внутренний мир очень богат и неподделен. Чувство осознания ошибок к Евгению приходит слишком поздно, лишь после того, как он лишает своего друга жизни. Наверное, Онегин просто стал жертвой циничного пустого общества, но и он нашел своих жертв в лучшем друге и в девушке, которая его полюбила. Он так и не смог выбраться из замкнутого круга страстей.
«Евгений Онегин» – отношение Пушкина
Отношение автора к Онегину и Ленскому принципиально разное. Евгения Пушкин упоминает как своего приятеля. Во время прочтения романа создается впечатление, что поэт лично знаком с Онегиным достаточно долго. Александр Сергеевич дает намек, что познакомился с ним в родном городе главного героя – Петербурге. Мужчина изображен как совершенный красавец, неординарная личность. Пушкин не позиционирует его как свое отражение. Он четко выделяет отличия между Евгением и собой. Лирический герой автора:
- Энергичный;
- Деятельный;
- Жаждущий жить;
- Активный;
- Восторженный.
- Увлеченный женщинами, литературой, театром человек.
Онегину все кажется скучным. В театр он ходит, как на задание, чтобы выглядеть образованным мужчиной в глазах других людей. Популярность среди женского пола его не заботит, он не ценит чувства, души женщин. Герой не задумывается о будущем, пребывая в своеобразной прострации.
Автор восхищается прямотой, искренностью персонажа. Изображает его неподражаемо странным, мечтательным человеком с холодным умом. На первых страницах в адрес героя замета авторская ирония. Когда в отношениях с Татьяной была поставлена точка, Пушкин осудил Евгения за жестокость. После автор жалеет героя, так как его отвергает сама Татьяна.
Онегин трус и лицемер
Если бы Евгений Онегин по-настоящему презирал общество, мог противиться его мнению, не боялся бросить вызов “глупцам”, которые окружали его, то он отменил бы дуэль с Ленским. Он, как более опытный, уравновешенный человек мог “остудить пыл” ревнивого юноши, но не стал этого делать: зависимость от общественного мнения сыграла решающую роль. Мнение тех, кого он так неистово презирал, оказалось важнее искренней дружбы совсем молодого доверчивого юноши. В этом Онегин проявляет трусость и малодушие – на кону жизнь прекрасного человека, который мечтает, надеется, собирается жениться, который верил и доверял другу. Зачем Онегин флиртовал с невестой Ленского – Ольгой? От скуки: ему было чудовищно неинтересно среди гостей на именинах Татьяны, он решил “позлить друга”, а заодно “задеть” Татьяну, влюблённую в него. Его шутка не удалась, впрочем Онегина это не расстроило. Нежелание и неумение ценить дружбу привело к трагедии. Он совершенно хладнокровно лишил жизни молодого юношу, о муках совести Онегина автор не упоминает.
В нашей статье вы найдёте развёрнутый анализ с цитатами “Отношение Онегина к Ленскому”, который поможет подготовиться к сочинению на данную тему.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Евгений Онегин»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Евгений Онегин»
для самых компанейских —
Главные герои «Евгений Онегин»
для самых занятых —
Читательский дневник «Евгений Онегин»
для самых любопытных —
Анализ «Евгений Онегин» Пушкин
для самых крутых —
Читать «Евгений Онегин» полностью
Тест по произведению
-
/16
Вопрос 1 из 16
Самые популярные материалы августа для 9 класса:
Краткое содержание «В людях»
Краткое содержание «Мои университеты»
Анализ «Хамелеон» Чехов
Краткое содержание «Бедные люди»
Краткое содержание «Первая любовь»
Краткое содержание «Холстомер»
Краткое содержание «Юность»
Краткое содержание «О дивный новый мир»
Анализ «Анна на шее» Чехов
«Белые ночи» очень краткое содержание
«Образ Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»»
В отличие от столичного денди Евгения, Татьяна выросла в «глуши забытого селения», в атмосфере преданий простонародной старины. Если сопоставить детство, отрочество и юность Татьяны и Евгения, становится ясно, что они прямо противоположны друг другу. У Евгения — иностранцы-гувернеры; у Татьяны — простая русская крестьянка. Она — «ранняя пташка», просыпается на рассвете, подобно крестьянским девушкам. Татьяна — положительный, идеальный образ русской женщины. Она мечтает о настоящей большой любви, о единственном избраннике, а у Онегина «наука страсти нежной», цепь легких и скоро надоевших побед. Правда, на эти мечты, как и на формирование всего духовного мира Татьяны оказали большое влияние иностранные романы. Пушкин сообщает, что его героиня по-русски знала плохо, то есть, не владела русским литературным языком: письмо к Онегину она пишет по-французски. Под подушкой у Татьяны французская книжка, но видит она русские, «простонародные», сны. Она, выросшая в среде провинциального дворянства, не умеет лгать и притворяться. Ее любовь, естественная и живая, именно поэтому прекрасна. Она «любит не шутя». Другой! …Нет, никому на свете/ Не отдала бы сердце я!/То в вышнем суждено совете…/ То воля неба: я твоя…».
Вот мимо всего этого Онегин и проходит. Он испугался подлинных чувств, потому что привык к светской фальши, игре, а искренность Татьяны испугала, даже оттолкнула Евгения.
Спустя несколько лет Онегин и Татьяна встречаются на светском вечере. Онегин влюбляется в Татьяну, но уже слишком поздно: Татьяна замужем и отказывается бросить мужа ради него. Онегин мучается от любви. Теперь он оказывается на месте Татьяны. Ему остаётся лишь отступить и смириться с тем, что Татьяна никогда не будет с ним.
Но Онегин полюбил Татьяну искренне и беззаветно, уже поэтому он заслуживает некоторого снисхождения. Неожиданная страстная влюбленность в Татьяну произвела в нем переворот, вернула ту «чувствительность» его сердцу, порожденную разочарованием в любви. Она омолодила преждевременно постаревшую душу, наполнила его пустое и праздное существование содержанием и смыслом. Влюбленный Онегин даже чуть было не сделался романтическим Ленским. Последние слова Татьяны, отняли у Онегина этот смысл, погасившие всякую надежду на личное счастье. Именно чтобы подчеркнуть трагедию героя, Пушкин оставляет Онегина в состоянии сильнейшего нравственного потрясения.
ГЛАВА II ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН – ГЕРОЙ СВОЕГО ВРЕМЕНИ.
2.1 ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ОБРАЗА ОНЕГИНА
Онегин – представитель высшего петербургского света. Типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов 19 века. Еще в поэме «Кавказский пленник» А.С.Пушкин ставил своей задачей показать в герое «ту преждевременную старость души, которая стала основной чертой молодого поколения». Но поэт, по его, же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе «Евгений Онегин» эта цель была достигнута. Поэт создал глубоко типический образ. Создавая роман, Пушкин отказался от романтического героя-одиночки. Его Онегин — обыкновенный человек, а не исключительная личность. Читатель должен был узнавать в нем характер своего современника, представленного в сфере будничных событий и дел.
Образ Ленского в романе «Евгений Онегин»
Сочинение на данную тему предполагает ответ на вопрос: а кто же тогда такой Владимир Ленский? Этот герой получил у Пушкина необычайно яркую и живую характеристику. Он поражает своей порядочностью, искренностью и незащищенностью. Образ Ленского в романе «Евгений Онегин» как раз и олицетворяет некую противоположность искушенному и балованному барчонку, воспитанному без строгой морали и получившему домашнее образование, — Онегину, который уже утомлен и разочарован жизнью и видит в ней лишь лживость и бесцельность.
Сам автор описывает Ленского красавцем в полном расцвете лет, который долгое время жил и учился за границей и был далек от России. Ленский был окутан поэзией Шиллера и Гете, его душа тянулась ко всему нравственному и чистому. Он еще не успел увянуть в хладном разврате света, ведь ему было без малого восемнадцать лет. Для сравнения: возраст Онегина — 26 лет, он совсем не интересовался поэзией и не писал стихи.
Образ Ленского в романе «Евгений Онегин» — это яркий типаж образованного культурного и совсем еще юного мечтательного и романтичного человека, который все свои эмоции и переживания стремился выплеснуть в своих стихах. Он совершенно чужой в светском обществе, ему не нравились пиры и шумные бестолковые беседы. Поэтому ему сложно было найти себе единомышленников и близких по духу людей.
2 вариант
Роман «Евгений Онегин» написан Александром Сергеевичем Пушкиным и пользуется сумасшедшей популярностью среди читателей и почитателей даже сегодня. Данное произведение определило новое направление в творчестве писателя хотя бы потому, что он изобрел нечто совершенно новое и не похожее на ранние свои творения – роман в стихах – вот жанр данного пушкинского произведения. Также в «Евгении Онегине» поднимаются не только темы любви, творчества, но и проблема русского общества, молодых людей после декабристского восстания, которое было жестоко подавлено в 19 веке. Нередко это произведение сравнивают и проводят параллели с романом «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова. Ведь если внимательно прочитать и проанализировать обе книги, то можно отыскать уйму косвенных совпадений. В пример хочется привести фамилии главных героев – Онегин и Печорин, которые произошли от названий русских рек.
В центре внимания произведения пушкинского романа находится молодой человек, родившийся «на брегах Невы», которые приезжает в деревню с целью получить в скором времени наследство своего больного дяди, что скоро умрет. Здесь он иногда ходит на балы
Однажды на него обращает внимание Татьяна Ларина девушка из богатой семьи. Оказывается, что она в него влюбляется, и чтобы рассказать о своих чувствах пишет большое любовное письмо-признание
Онегин получает его и тут же холодно реагирует. Он пишет отказ такого же объема. Время бежит Онегин начинает проявлять внимание к хохотушке сестре Татьяны Ольге, к которой испытывает чувства друг Онегина, скорее приятель, Владимир Ленский. Между героями разгорается конфликт на почве любви. Между ними состоится дуэль, в ходе которой Онегин убивает Ленского. Он изгоняется высшем обществом из деревни. Он уезжает, путешествует по России.
Спустя определенное время он понимает, что влюблен Татьяну. Потому, когда приезжает вновь в деревню, то на одном из балов он видит Татьяну Ларину. Он пишет ей второе письмо только уже с позиции влюбленного. Но Татьяна не отвечает ему взаимностью по причине долга. Она пишет, что замужем за генералом и, так как «другому отдана и будет век ему верна».
Таким образом, после прочтения романа делается вывод: необходимо думать головой, прежде чем что-то сделать и упущенных возможностей, чувств не вернуть.
Как Пушкин относится к Онегину?
Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» — не только энциклопедия русской жизни, но и хранилище уникальных образов героев, часть из которых была чем-то новым и неизведанным для отечественной литературы начала 19 века. К таким образам относится Евгений Онегин — молодой дворянин, вокруг которого разворачивается большая часть истории одноименного романа в стихах. Поэту удалось создать портрет поколения молодых людей, чей расцвет пришелся на 20-е годы, еще до того, как они сами охарактеризовали себя и навсегда остались в истории нашей страны.
Образ ненужного, лишнего человека, постоянно скучающего и страдающего от своей же апатии, ненужности и отстраненности — вот каким предстал Евгений Онегин перед читателем. Этот молодой человек имел все для того, чтобы устроить себе достойную интересную жизнь. Он был умен, образован, богат красив, молод, перед ним было открыто множество дорог, но нигде он не мог найти свое место, ничего не занимало его надолго. Если в обществе этот герой вызвал сильный резонанс, то как к нему относился сам автор знаменитого романа? Является ли Онегин отражением Пушкина, его попыткой отобразить себя на книжных страницах?
Ответ на эти вопросы вполне очевиден — Александр Сергеевич создал не автопортрет, а портрет поколения, точно так же, как и портрет эпохи в целом. Для отображения своего собственного мнения он ввел образ автора, в которого поместил часть своей личности. Автор в «Евгении Онегине» не является проекцией Пушкина, но, несомненно, был рожден как часть поэта. Через него Пушкин смотрит на героев, взаимодействует с ними и рассуждает об их поступках. Они схожи с Онегиным: хорошее воспитание и образование, Петербург и прожитые в нем годы, некоторая критичность по отношению к окружающим, требовательность к себе, литературные предпочтения. Но при этом автор умеет себя занять, он посвящает свое время поэзии. Онегина же стихосложение увлекает не дольше, чем любое другое занятие. Автор давно пережил те дни, когда смыслом жизни были балы, приемы и прекрасные молодые дамы, он вспоминает те времена с ностальгией по ушедшему, но возвращаться к ним не планирует. Онегин же, несмотря на полное отсутствие интереса к данному времяпровождению, даже после своего путешествия первым делом посещает очередное светское мероприятие — ему больше некуда идти, нечем занять себя.
К своему герою писатель относится с долей иронии, но без осуждения или злой насмешки. Он не учит Онегина жизни, не дает советов. Позиция наблюдателя для него удобна и комфортна, ведь так он присутствует «на сцене», но в то же время остается в тени, не заслоняя главные действующие лица. Несмотря на иронию, автор становится абсолютно серьезен, когда дело касается искренних чувств Евгения, его духовных терзаний и стремлений. Он провел над созданием такого полного и яркого образа слишком много времени, прописал его до мелочей, вдохнул жизнь и сам того не подозревая оставил для преемников один из первых образов «лишнего человека» — как не относиться к такой работе без должной серьезности и трепета? Александр Сергеевич сопереживает Онегину так же, как и остальным героям романа, но не пытается образумить и направить в нужное русло. Его герои сами вершат свою судьбу, а в случае с Онегиным его будущее так и остается неизвестным и изменчивым, оставляя надежду на искупление.
Евгений Онегин. Сочинение по произведению 2
Произведение, написанное в стихотворной форме, Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» – одно из самых известных в классической литературе.
Главный герой – молодой, очень обаятельный человек, вечно ищущий смысл жизни. Онегин, выросший в столице и получивший классическое для того времени образование, привык получать от жизни все, при этом не прикладывая совершенно никаких усилий. Евгений – типичный представительно молодежи начала 19 века. Он живет в свое удовольствие, много времени проводит на балах, в театре, вместо того чтобы стремиться к чему-то большему
Формируя образ героя, Пушкин акцентирует внимание на среде, в которой вырос Евгений, его воспитании и образовании. Он неглуп, много времени проводит за чтением книг и ему совсем не чужд романтизм
При этом основной чертой его характера является эгоизм. Онегин хоть и вхож в элиту общества, но далек от нее – его душевные порывы отрицают порядок жизни не только светского, но и политического окружения.
Вскоре герою надоедает эта пустая, по его мнению, жизнь, он хандрит, разочарован во всем и, в надежде побороть скуку, отправляется в деревню. Но и здесь Онегин не может найти свое место – отсутствие привычных развлечений снова наводит на него скуку. Его поступок в отношении крестьян удивляет соседей, которые начинают считать его «странным». Тогда как читателю Евгений, которого волнуют лишь собственные переживания и беды, впервые представляется как человек способный понимать и сочувствовать.
Знакомство с Владимиром Ленским отвлекает Онегина от его привычного времяпрепровождения – лени и безделья. Разные по натуре и характеру молодые люди все же находят общий язык и между ними завязывается нечто похожее на дружбу.
Эгоистичный по натуре, Онегин не понимает, что может причинять кому-то боль. Это проявляется не только в дружбе с Ленским, но и отношении к Татьяне Лариной.
Выслушав признание влюбленной девушки, в чьих глазах он представлялся героем любовного романа, идеалом, Евгений, не заботясь о ее чувствах, не только рассказывает о своей неготовности к браку и отрицательных чертах характера, но и рекомендует научиться «властвовать собою».
Убийство Ленского побуждает Онегина к бегству из деревни, о самого себя. И спустя два года, встретив на балу уже замужнюю Татьяну, герой понимает всю никчемность своего положения. Ее отказ, вопреки неостывшим чувствам, еще больше угнетают героя. Эти события оказали сильно влияние на характер героя. Он стал сильнее, увереннее и, наконец, познал ценность таких чувств как любовь и дружба.
Евгений Онегина – не отрицательный персонаж, но и не положительный. Изобразив реального человека, автор показывает, на его примере, своих современников, призывает к изменению столь неприемлемого, на его взгляд, образа жизни.
Отношение автора к Ленскому – цитаты
Отношение Пушкина к Онегину и Ленскому читатель может назвать неоднозначным. Оба героя вызывают у него добрые чувства, он наделяет их хорошими качествами, некоторыми недостатками. Если говорить о том, как автор относится к Ленскому, следует указать, что писатель всегда изображает персонажа ярким, веселым, красивым молодым человеком.
В нем он воплощает свои юношеские идеалы, тщательно прорисовывая внешность, характер, повадки. Один из примеров: автор сравнивает себя с Ленским, который мог, в отличие от него, писать стихотворения, будучи влюбленным.
Отношение автора к Ленскому не полностью положительное. Он выделяет в нем и негативные качества. Пушкин не видит будущее персонажа, считая его статичным, не стремящимся к развитию. Он жил романтическими иллюзиями, в своем мире. Литературный деятель характеризовал Ленского:
«Дух пылкий и довольно странный,Всегда восторженную речьИ кудри черные до плеч».
После смерти героя на дуэли поэт сожалеет о его безвременной кончине. Гибель персонажа он передает такими словами:
«Теперь, как в доме опустелом,Все в нем и тихо и темно,замолкло навсегда оно».
Отношение Пушкина к Ленскому строится на идеалистических принципах, но он понимает, что поддерживать идеал на протяжении всего произведения не получится. После гибели юноши жизнь героев продолжается, о нем быстро забывают.
«Помещик Ленской (…) С душою прямо геттингенской»
Автор подчеркивает чуждость Ленского здешнему миру («С душою прямо геттингенской»). Сравним – «Татьяна, русская душою». Итак — Ленский словно и не русский (еще он назван «полурусским соседом»). Кстати, тот же «недостаток» имеет и его друг Онегин, явно предпочитающий все английское (вспомним его дендизм и байронизм).
А еще вспомним, как ведет себя Ленский при посещении памятника Дмитрия Ларина, отца Ольги. Вообще посещение кладбищ, порождающее философские мысли, — это традиция сентиментализма, и подобный акт мог быть навеян Ленскому романами того времени. Герой, таким образом, играет красивую роль сам с собой:
Интересно, что самого себя при посещении кладбища щшлЛенский ассоциирует с Гамлетом, в то время как покойного Ларина – с шутом Гамлета, Йориком. То есть свысока смотрит на сельских дворян, неосознанно ставя себя выше их.
Но во всем этом чувствуется какая-то поза, надуманность, благодаря использованным шаблонным формулировкам («почтил . прах патриархальный»). Евгений же пошел в подобной ситуации еще дальше, не выразив вообще никаких чувств при известии о смерти отца и потом дяди.
Итак, оба друга схожи в том, что в принципе потеряли связь с корнями. В этом и одна из причин определенной мелкости их характеров, по сравнению, например, с Татьяной, эту связь с родной землей сохранившей.
Что же значит «геттингенская» душа? Геттинген – немецкий город, очаг либералов, из которых вышли некоторые декабристы, и родина философа Шлегеля (теоретика романтизма). Также Ленский — «поклонник Канта», а в эпоху Пушкина ученики этого философа воспринимались как язычники, предпочитающие Канта Христу.
-
Цитаты из nitric oxide
-
Место в системе образов рассказа бирюк цитаты
-
Столас адский босс цитаты
-
Дети не умеют врать цитата
- Не гневи судьбу цитаты
«Описание изложение эпизода смерти Ленского в романе «Евгений Онегин»»
Смерть Ленского описана иначе, чем все остальные. Это кульминация фабулы, событие, решающее судьбы всех главных героев. Можно снисходительно относиться к Ленскому, подмечать все иронические сентенции о нем, щедро рассыпанные Пушкиным, но нельзя пройти мимо того, что гибель юного поэта и в авторе, и в его героях (даже поначалу в Ольге, олицетворяющей человеческий и литературный стандарт), и в читателях-персонажах (например, в “горожанке молодой”), и просто в читателях постоянно отзывается горечью и состраданием. В.Г. Белинский, несмотря на серьезные основания, напрасно посчитал смерть Ленского самым достойным выходом из неизбежного в будущем опошления. Опошление проблематично, и, более того, нам представляется, что Пушкин оставил возможную судьбу Ленского непредсказуемой и заодно поставил читателям маленькую ловушку, предлагая им решить альтернативу XXXVII и XXXIX строф шестой главы с позиций “превосходства, быть может, воображаемого”. Смерть Ленского, разумеется, большое несчастье, происшедшее в первую очередь из-за непоправимой ошибки главного героя. Вспомним в связи этим первую реакцию виновника кровавой драмы:
* В тоске сердечных угрызений, * Рукою стиснув пистолет, * Глядит на Ленского Евгений. * “Ну, что ж? убит”, — решил сосед. * Убит!.. Сим страшным восклицаньем * Сражен, Онегин с содроганьем * Отходит и людей зовет. * (VI, 132)
Зарецкий произносит свою реплику нарочито регистрирующим тоном, но его ровное “убит” отзывается в душе Онегина “страшным восклицанием”.
Смерть Ленского занимает фактически всю вторую половину романа. Она, можно сказать, размножена в тексте, парадоксально неоднократна. Если беглых замечаний о смерти множества персонажей мы почти не запоминаем, то убийство Ленского подчеркнуто происходит дважды: Онегин повергает его “длинным ножом” в сне Татьяны и убивает из пистолета на дуэли. Ведь в поэтическом мире сон и явь одинаково реальны (12)*. Описана также смерть поэта в обывательском модусе. Ленский как бы убит один раз предварительно, другой — по-настоящему и еще раз умирает посмертно. Абсолютное событие, с одной стороны, усиливается этими повторами, с другой — становится вероятностным. За текстом в пропущенной XXXVIII строфе шестой главы спрятан героический модус гибели:
* Он совершить мог грозный путь, * Дабы последний раз дохнуть * В виду торжественных трофеев, * Как наш Кутузов иль Нельсон, * Иль в ссылке, как Наполеон, * Иль быть повешен, как Рылеев.
Кстати сказать, высокий модус XXXVII строфы предварен в XXXVI, цитируемой гораздо реже. В ней гибель поэта дана на реминисценциях множества скорбных элегических сетований с характерным восклицанием “где”:
* Увял! Где жаркое волненье, * Где благородное стремленье * И чувств и мыслей молодых, * Высоких, нежных, удалых? * Где бурные любви желанья…
Итак, смерть Ленского с ее разнообразными отзвуками по всей второй половине романа (совсем вне мотива остается лишь четвертая глава, хотя “обертоны” есть и в ней) получает гораздо больший вес, чем все остальные смерти, вместе взятые. Наше первоначальное впечатление о смерти как о естественном моменте в круговороте бытия вдруг резко смещается по большой амплитуде смысла. Сначала жизнь и смерть почти приравниваются друг к другу, а затем смерть оказывается драматическим событием. Пушкин спокойно позволяет остаться этой антитезе, и две оценки смерти рождают структурно-смысловое напряжение своим неснимающимся противоречием.