Сюжет: краткое содержание пьесы “Недоросль”
Сюжет “Недоросли” хорошо знаком всем еще со школьных лет, однако мы все-таки напомним краткое содержание пьесы, чтобы восстановить в памяти последовательность событий.
Действие разворачивается в деревне Простаковых. Его хозяева – госпожа и господин Простаковы и их сын Митрофанушка – живут спокойной жизнью провинциальных дворян. Также в поместье обитает сиротка Софьюшка, которую госпожа приютила у себя в доме, но, как выясняется, не из сострадания, а из-за наследства, которым она вольно распоряжается на правах самопровозглашенного опекуна. В скором будущем Софью планируют отдать за брата Простаковой Тараса Скотинина.
Планы госпожи рушатся, когда Софья получает письмо от своего дяди Стародума, которого до сих пор считали погибшим. Страдум жив и здравствует и едет на свидание с племянницей, а еще он сообщает о состоянии в 10 тысяч доходу, которое передает в наследство горячо любимой родственнице. После такого известия Простакова принимается обхаживать Софью, которую до сих пор мало жаловала, ведь теперь она хочет сосватать ее за любимого Митрофана, а Скотинина оставить ни с чем.
К счастью, Стародум оказался благородным и честным человеком, желающим племяннице добра. Тем более что у Софьи уже был суженый – офицер Милон, который как раз остановился со своим полком в деревне Простаковых. Стародуб знал Милона и дал молодым благословение.
Простакову великодушно прощают и не отдают под суд, правда, ее имение, которое уже давно вызывало подозрения, передают государственному опекуну. Все разъезжаются и даже Митрофанушка бросает маменьку, ведь он ее не любит, как в общем-то и никого на свете.
Рождественский и реальный Петербург глазами Гоголя
Повесть «Ночь перед Рождеством» стала одной из первых, где появился Петербург Гоголя. Город предстает перед кузнецом Вакулой сказочно сияющим и звенящим миром. Со всех сторон его окружает свет и множество звуков, невероятное движение на улицах ошеломляет, ожившие дома словно следят за ним. В описании дворца императрицы также все необычно и сказочно: и картины, и лестницы, и замки на дверях; и сами обитатели облачены в яркие фантастические наряды. Город предстает в блеске и сказочной красоте.
Совершенно другой он в «Ревизоре». Это уже не сказочный, а реальный образ Петербурга в творчестве Гоголя. Город становится реальным прагматичным местом, где главное в человеке – благосостояние.
В комедии о Петербурге рассказывают два персонажа – Хлестаков и его слуга Осип. Глазами Хлестакова читатель видит город, где правят бал чины и роскошь. Предел мечтаний мелкого чиновника, желающего покутить или дослужиться до фельдмаршала. Поэтому Хлестаков видит себя богатеем с высоким чином, которого боятся и уважают. Для Осипа Петербург совершенно другой. Это город глазами слуги, в котором нет роскоши, зато есть всевозможные развлечения: катание на извозчике, театр, танцующие собаки. А нравится ему больше всего в этом городе вежливость людей в разговоре. Петербург Осипа намного реальнее и душевнее измышлений Хлестакова.
Описание города
Произведение начинается с описания города. Пушкин показывает Петербург в свете контрастов. Сначала он описывает, каким являлось место до прихода Петра. Описание Пушкина того, как создавался город дает читателю понять, насколько велико творение рук человека, ведь раньше здесь гулял ветер, была пустыня, а сейчас город величественно возвышается и является великим созданием человека. Человек сломил природу, победил ее, вместо пустоши и гуляющего ветра теперь здесь царит величие. Хаос природы сменяется упорядоченным и красивым гранитным произведением архитектурного искусства. Город восторжествовал над природной пустотой. Но так ли это на самом деле?
Прогулка по «Невскому проспекту»
Главная улица и символ Петербурга – Невский проспект, который отражает в себе всю сущность Северной Пальмиры. Они буквально неотделимы друг от друга. Отлично можно проследить, как связаны образ главной улицы и образ Петербурга в творчестве Гоголя по повести «Невский проспект». О чем и пойдет речь далее.
Петербург в «Невском проспекте» Гоголя изображается утопающим в роскоши и блеске огней, ликующим и прекрасным. Но за этим скрываются равнодушие, хладнокровие и пустота, наиболее характеризующие истинный Невский проспект. Гоголь образ Петербурга продолжает наделять теми же иллюзорными и лживыми чертами, что и Пушкин. Наконец-то два великих писателя сошлись в едином мнении. Здесь Петербург Гоголя и Пушкина становится невероятно похож. Пушкинские мотивы из «Станционного смотрителя» продолжают жить в «Невском проспекте».
Лживые, порочные и завистливые люди населяют Невский проспект. Гоголь образ Петербурга рисует как картину на картине. Под верхним слоем ярких, пестрых и заманчивых красок скрываются мрачные темные тона неприглядного и бездушного города.
Фантастическим и полубезумным предстает образ Петербурга в творчестве Гоголя. Невский проспект служит маской, личиной, которую надевает этот город, чтобы еще больше запутать и обмануть своих жителей.
«Невский проспект» служит прелюдией, прологом ко всему циклу. В произведении изображается внешняя сторона Петербурга, а сущность его проявится в последующих повестях.
Город оживших статуй
Пушкин при создании поэмы использовал разные легенды, связанные с Петербургом. К примеру, существовал миф о том, что в Михайловском замке бродит привидение Павла Первого. Вот и в затуманенном мозге Евгения тоже возникает призрак царя, но только уже Петра Великого. А памятник «Медный всадник» в Петербурге являет собой будто бы ожившую статую и становится воплощением беспощадной воли и беспредельной власти государя. Царь Петр предстает недосягаемым и непостижимым божеством, могучим и грозным, а сам Петербург – городом таинственным и загадочным, губящим людей и подавляющим их волю.
Образ Петербурга в поэме «Медный всадник» (А. С. Пушкин)
Литеровед предлагает сочинение по литературе на тему «Образ Петербурга в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник», где можно увидеть отличительные черты пушкинского Петербурга.
Петербург неразрывно связан с именем русского царя Петра I. Город не просто назван в его честь, он построен под его руководством. Царь вложил в него часть своей души, может быть, поэтому писатели и поэты наделяют его чертами живого человека. Петербург стал героем многих художественных произведений. Скульптура его основателя в виде медного всадника возвышается над городом как символ самодержавной власти.
В произведении «Медный всадник» Пушкин обращается к истории, вновь сопоставляя ее участников. История государства и города, государя и «маленького» человека проходят перед глазами читателя. Мы видим противостояние великого государя, великой страны, столицы российской империи и природной стихии. Величие царя меркнет перед могуществом природы, что уравнивает его с «маленьким человеком», петербургским обывателем Евгением.
Начинается произведение с исторической зарисовки. Петр стоит на берегу Невы и в его голове зреет замысел. Он решает построить в этом месте город «на зло надменному соседу» Швеции. Петр Великий одержал победу над шведами в боевых действиях. Петербург должен был служить постоянным напоминанием шведскому королю о его поражении. Царь планировал, что город со временем превратится в порт, который будет принимать гостей из разных стран.
Пушкин восхищается «Петра творением», он признается ему в любви. Петербург в его произведении имеет пышный горделивый вид, перед которым померкла Москва. Город внешне стал достойным соперником европейским столицам. К небу вознеслись дворцы, над реками повисли мосты, на островах разбили сады.
Стройный, строгий, задумчивый город имеет множество особенностей. Одна из них это белые ночи, когда «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». Поэт в своем описании города выделяет черты, которыми он ему дорог. Он останавливается на описании нового дома, где на высоком крыльце словно живые сидели «львы сторожевые». Этот дворец принадлежал князю Лобанову-Ростовскому. Недалеко от него воздвигнут памятник Петру, именем которого названо произведение. И дом, и памятник уцелели до наших дней. Описывая медного Петра, Пушкин восхищается силой и мощью русского царя, который «Россию поднял на дыбы». Россия, по словам Пушкина, это полмира, во главе которого стоял Петр.
Петербург меняет свое обличие в зависимости от времени года. Осенью город отличается хмурой погодой, мрачностью. Морозная зима ассоциируется у автора с поездками в санях, румяными девичьими лицами. несмотря на мороз, город живет шумной жизнью с блестящими балами и холостяцкими пирушками. Кроме парадного облика, Петербург славен военными картинами. Мы видим потешные Марсовы поля, пехотные войска и конницу.
Град Петра автор соотносит со всей Россией. Петербург пышно отмечает все важные события, происходящие в России, будь то рождение царского наследника или очередная победа русского оружия.
Блеск и шум творения рук человеческих противопоставлен хмурой, недружелюбной природе. Неву люди заковали в гранит, за что она жестоко мстит им. Описывая реку, Пушкин использует разные художественные средства, показывая разные стороны характера реки. Он наделяет ее эпитетом «державная», словно приравнивая к Петру. Нева мечется, «как больной, в своих гранитных берегах. Во время наводнения она похожа на злодея, разбойника, который ворвавшись в село, «крушит и грабит».
В поэме описан реальный случай наводнения, произошедший в Петербурге в 1824 года. Разбушевавшаяся стихия, как зверь, набросилась на город. Вода заливала острова, снося все на своем пути. Нева показала свою мощь, смыв мосты, хижины, кладбища. Поэт сравнивает бурю с гневом божьим, с которым царь не может совладать. Буря успокоилась, только затопив город. Ее облик полон победного торжества над людьми.
Отдельное слово следует сказать об авторском отношении к Петербургу. Поэт не раз признается в любви городу на Неве: «Люблю тебя, Петра творение». Чувствуется, что с ним связаны приятные для Пушкина воспоминания, он был счастлив здесь.
Воспевая Петербург, восхищаясь личностью Петра Великого, Пушкин отдает дань силе природы. Царь может построить красивый, величественный город, править половиной мира, но он не может подчинить себе природную стихию. В Петербурге соединилось мастерство человека-творца и величие природы.
Образ революции
В течение всего произведения мы наблюдаем бунт. Стихия, которая была покорена Петром, заключена в гранитные оковы, отвечает людям, мстит им. Она покорена, но еще может сказать свое слово. Так или иначе, после наводнения оказано прежнее величие. Все успокоилось, когда стихия забрала своё.
И Медный Всадник все также величественно возвышается над Невой. Этот символ – ни что иное, как образ революции, бунта. Любой правитель может покорить народ, но должен помнить о том, что это мощь и сила, что он должен быть его предводителем, существовать с ним в гармонии, а не гнобить и унижать его, показывая, что народ – лишь подчиненные. Тема Петербурга «Медный всадник» показана как образ революции, победителя и побежденного, завоевателя и покоренного народа.
Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Какой Петербург в «Медном Всаднике».
Сочинение Петербург в творчестве А. С. Пушкина
Несколько поколений исследователей при рассмотрении петербургской темы в русской литературе настойчиво и категорически утверждали, что ввел ее Гоголь. Такой цикл повестей, как «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет», «Нос» и, наконец, «Шинель», казалось, убедительно подтверждали это. Именно Гоголь, глава «натуральной школы» в русской литературе XIX века, сделал Петербург главным героем своих повестей, но эта тема была разработана и художественно воплощена до него в жанре петербургской повести Пушкиным. Столица Российского государства, Северная Пальмира, представляла для Пушкина край красоты и вдохновения. Не случайно гениальный поэт постоянно обращается к этому образу в своем творчестве. В этом городе он учился, здесь жили его друзья, его любимые женщины, которым впоследствии были посвящены его гениальные творения. Именно в Петербурге он утвердился как творческая личность, здесь были написаны его лучшие произведения. Впервые с образом Петербурга мы сталкиваемся в романе в стихах «Евгений Онегин». В первой главе этого произведения мы видим, с какой любовью Пушкин описывает дорогой и хорошо знакомый ему город, раскрывая его через образ Евгения Онегина — главного героя романа, типичного представителя дворянской молодежи 10-20-х годов XIX века, жизнь которых протекала «в вихре света», состояла из балов и маскарадов, шумных, модных вечеринок, посещения театров и ресторанов: Еще бокалов жажда просит Залить горячий жир котлет, Но звон брегета им доносит, Что новый начался балет. И сам автор, и его герой — оба восхищались красотой Петербурга, «упивались» «дыханьем ночи благосклонной»: Все было тихо; лишь ночные перекликались часовые, Да дрожек отдаленный стук С Мильонной раздавался вдруг. Наравне с дворянским Петербургом представлен и Петербург, «барабаном пробужденный»: Встает купец, идет разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит. Но главное в образе Петербурга первой четверти XIX века — это атмосфера приподнятости, ожидания грядущих, перемен, царившая в воздухе, атмосфера ожиданий, надежд, перемен и «вольности святой». Отсюда и лексика того времени, которой насыщено произведение: «вольность», «гражданин», «томленье жизнью», «охлажденный ум», буря, море, свобода, также значимы и имена: Адам Смит, Руссо («защитник вольности и прав»), Байрон, Каверин, Чаадаев. На самом деле Петербург в первой половине романа — это город декабристов и, следовательно, город высокой духовности, город красоты я добра, помогающий найти путь к свободе. В последней главе романа мы видим Петербург глазами Татьяны, уездной барышни, превратившейся из наивной девочки в величавую княгиню, которая стоит на равных с «Клеопатрой Невы» Ниной Вороненою: Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица, Необходимые тупцы. . . Описывая светское общество, Пушкин характеризует его достаточно зло, говоря, что в этой среде можно «ожесточиться, очерстветь и наконец окаменеть». Отношение автора к кругу этих людей ясно уже с первых страниц романа. Пушкин с иронией описывает образец «прекрасного человека» с точки зрения света: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел — Кто в двадцать лет был франт иль хват, А в тридцать выгодно женат; Кто в пятьдесят освободился От частных и других долгов, О ком твердили целый век: N. N. прекрасный человек. Совершенно другой предстает Петербург перед нами в повести «Медный всадник», написанной в 1833 году. Это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная, но холодная и враждебная для «маленького человека». В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Существует много мнений насчет того, какова же главная мысль поэмы «Медный всадник»? Прав был, очевидно, В. Г. Белинский, который утверждал, что основная идея поэмы заключается в торжестве «общего над частным», при очевидном сочувствии автора к «страданию этого частного». Пушкин поет гимн столице Российского государства: Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид! Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный. . . Город вознесся «пышно, горделиво» «из тьмы лесов и топи блат» и стал сердцем могучего государства: Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия. Конфликт личности и государства в поэме полностью не разрешен. На примере двух произведений мы проследили, как менялся образ Петербурга в творчестве великого писателя и поэта А. С. Пушкина. .
Мифопоэтика и символизм в поэме
Практически все творчество Пушкина основано на мифопоэтике — символах, сюжетах, персонажах из мифов, народных сказок и легенд. Но питерская поэма отличается огромной их концентрацией
Такое внимание к деталям помогает понять, как относится Пушкин к Петербургу. В каждом отрывке можно увидеть отсылки к мифологическим элементам
Само становление Петербурга, его сложная, многогранная история обросла большим количеством легенд, сказаний. С уверенностью можно сказать, что автор выразил в поэме всю полноту борьбы города с неутихающей стихией. И речь не только о наводнении, но и о происходящих изменениях, в которых не каждому суждено «выбраться на берег сухим».
Символизм воды и камня и описание Петербурга в «Медном всаднике» красной нитью проходят в произведении. Укрощение стихии с помощью мостов, пристаней, стен кажется панацеей от всех проблем. Но стихия в любой момент может разрушить все. Синтетические образы Петра и Петербурга практически идентичны. Их мифологические концепции дополняют и подчеркивают друг друга. Пушкин восхищался характером Петра, его нововведениями, хоть и пострадал из-за них. С таким же трепетом он относился и к его детищу — Петербургу, который мог погибнуть от стихии. Миф о Медном всаднике глазами автора имеет явный символизм:
- всадник — государь;
- конь — государство, которым он управляет;
- Петербург — новые и чуждые правила (многие воспринимали Питер как город, построенный из чужих материалов, являющимся не исконно русским);
- произошедшее наводнение — бушующий хаос, надвигающийся на город и страну.
Автор выделил бедного чиновника Евгения, потерявшего любимую и все надежды на светлое будущее. Возможно, что эту фигуру Пушкин рисовал с себя, ведь в то время жизнь писателя не была лучезарной. Но Евгений олицетворяет именно народные массы, в отличие от другого пушкинского героя — Онегина. Ведь он, обезумев, решил бросить вызов статуе Петра. Но пал, полностью потеряв рассудок. Именно это и оставалось самому Пушкину и небогатым слоям населения — смириться и принять новый строй. Но монархии не суждено было победить, идя по головам простого народа.
Образ города в поэме «Медный всадник» (А. С. Пушкин)
(379 слов) В произведении А.С. Пушкина «Медный всадник» Петербург изображён с двух сторон. С одной стороны, автор восхищается красотой и величием нового города, его неповторимостью. А с другой, он отражает мертвую архитектуру Петрограда, показывает коварство его стихии. Как бы там ни было, знаменитый критик Белинский отметил, что настоящим героем книги Пушкина является именно город.
Столица глазами Пушкина – город для господ, но не для народа. Богатство убранства центральных улиц, прекрасные поместья и замки – все это достояние элиты, которая спокойно пережила наводнение. А вот простой народ, у которого не было башен и балконов, стал жертвой гнева Невы, убранной в тесное каменное одеяние. Автор демонстрирует антитезу: сначала он воздает хвалу Петру и его творению, а потом показывает равнодушие и холодность этого правителя по отношению к горю и страданию маленького человека. Суровый климат здешних мест и каменные сердца представителей власти предопределили печальную судьбу жителей Петербурга. Причем, события, описанные автором, ясно дали понять, что северная стихия осталась непокоренной. Нева громит и крушит доспехи города, вспоминая былую свободу своих вод. Но ее злоба разбилась о неприступную «бесчувственность» горожан. По обломкам домов и трупам с размытых кладбищ уже шагают чиновники на службу. Город быстро приходит в себя и ни единой черточкой не выдает смятения. Жертвы трагедии быстро забываются, улицы расчищаются, и жизнь идет своим чередом. Так поэт показал ледяное равнодушие большого города по отношению к маленьким людям.
История строительства столицы объясняет этот феномен. Поэт удивляется тому, что всего за сто лет болото превратилось в огромную громаду зданий, где функционировал прекрасный порт, где развивался российский флот. И читатель невольно задумывается о цене этого завоевания: сколько простых людей погибли, строя мосты и дворцы, проспекты и портовые сооружения? Быстрые темпы обусловлены тем, что никто не считал денег и рабочих, погребенных под мощными сваями и длинными балками, на которых держался триумф градостроителя Петра. Город с самого начала требовал жертв и в очередной раз собрал кровавую жатву на наводнении. Но местным обитателям не в первый раз пришлось украсить алтарь свежими жертвами, поэтому они не остановили привычный ритм жизни, чтобы почтить память павших в борьбе со стихией.
Таким образом, поэту удалось запечатлеть уникальный образ Петербурга – северного города с бесстрастным выражением ледяного спокойствия, которое не поколебать никакими бедствиями. Его холодная красота пленяет взор, могущество опьяняет, но за всем этим слепящим великолепием кроется уродливая изнанка – трагедия маленького человека в большом городе, который строился на его костях. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Сочинение 2
Прекрасное название Санкт-петербург несет в себе столько воспоминаний и смысла. Это культурная столица России. Не зря этот город так называют, его прекрасные улицы даже в самое темное время суток необыкновенно красивы, архитектурные здания просто не описать словами. Каждый человек в своей жизни хоть раз должен побывать в это прекрасном месте. Этот город основал Петр Первый. Санкт-Петербург является родиной великого поэта А.С.Пушкина. В истории этого города есть не только положительные, а и отрицательные моменты, такие как: гибель крестьян, возводивших города на берегах реки Невы. Санкт-Петербург стал прекрасной темой для многих произведение великих писателей и поэтов. Каждый по разному раскрывает особенности этого города.
Именно Санкт-Петербург является центральным образом произведения «Медный всадник». Жизнь, это время, которое постоянно бежит и течет. И жизнь Санкт-петербурга не застывает ни на мгновение. Ее перемены так же не предсказуемы как и у человека, то она тихая, размеренная и спокойная, то бушует и странствует над городом и может обрушиться в виде бедственного наводнения. Как уже было сказано, Великий город основан Петром Первым, он построил этот город, но построил на костях людей. От этого он становится страшен и загадочен. Жизнь города как монета, имеет две стороны, одна мирная и спокойная, другая буйная и никто не может совладать с ней.
Расположение города на берегу Невы символизирует высоту человека над природой. Но это только на первый взгляд. Река не дает себя во власть народу и время от времени люди закованы в подчинении стихии. Под влиянием этого явления любимая героя Евгения погибает, утонув в наводнении. Его это сводит с ума.
С одной стороны, город построенный на реке Нева это достоинство человека. Прекрасные архитектурные постройки такие как: музеи, дворцы, здания являются торжественными памятниками архитектурного строения человека. Так же автор не забывает про прекрасные длинные белые ночи, как можно не упомянуть ту красоту, которая твориться и заставляет радоваться глаз.
Но не все так хорошо как казалось. Санкт-петербург опасен для своих подопечных, жителей города. А.С.Пушкин посвящает все произведение судьбе «маленького» человека, ведь нельзя обойти столь важную тему стороной. Среди красивых архитектурных зданий есть трухлявые постройки, в которых живут люди. Природа берет власть над городом.
Много тайн хранит в себе город Санкт-Петербург, Эту мысль пытается донести нам автор.
Выводы
Фонвизин, несомненно, был мудрый и наблюдательный человек. В комедии им дана уничтожающе-обличительная характеристика героев. «Недоросль» заставляет задуматься о необходимости прекращения издевательств над крепостными людьми. Поэтому комедия Фонвизина — не отвлеченная, не для увеселения екатерининских вельмож и фаворитов, а остросатирическая, социально-направленная. Труд над такими произведениями для самого комедиографа был неблагодарным, требовал нервов. В отставку Денис Иванович пошел из-за тяжелой болезни — паралича. Даже императрица Екатерина II, женщина прогрессивная, недолюбливала едкую сатиру Фонвизина и не всегда шла навстречу прошениям классика.