Анализ сказки дикий помещик салтыкова-щедрина сочинение

«дикий помещик» краткое содержание и анализ сказки м. салтыкова-щедрина

Салтыков-Щедрин Дикий помещик краткое содержание

В один из дней почувствовал помещик, что мужик исчез из его владений, и обрадовался.

Однако вскоре выяснилось, что вместе с крестьянством пропали и продукты, и всякая возможность наладить быт.

Интересно, что для укрепления стойкости незадачливый «руководитель села» обращается к государственному печатному органу – газете, в чтении которой находит утешение и поддержку своей фанатической глупости.

Вскоре от него отворачиваются его друзья и приятели – актеры да генералы. Суть их претензий проста – сокращение доходов принимающей стороны. Столов не накрывают, да не развлекают. Некому и нечем.

Помещик начинает медленно, но верно дичать. В итоге бедняга находит себе товарища в лице лесного медведя. Однако затеи своей не бросает даже после посещения его капитаном-исправником.

Власть начинает беспокоиться, мужик чудесным образом возвращается. Одичавший помещик, потерявший человеческий облик, к нормальной жизни вернуться уже не может. Здесь раскрывается смысл названия произведения – «Дикий помещик».

Краткое содержание

Жил-был глупый помещик князь Урус-Кучум-Кильдибаев. Он был достаточно богат, любил читать газету «Весть» и раскладывать гранпасьянс. Как-то попросил князь бога, чтобы тот извел «мужика». Но бог знал, что помещик глуп, поэтому не внял ему.

Тогда начал помещик налагать на крестьян огромные штрафы. Взмолился народ к богу, и бог сделал так, что во владениях князя не стало ни одного мужика. Довольный помещик начал дышать чистым от «холопского духу» воздухом и тут же пригласил гостей. Но и актер Садовский, и четыре знакомых генерала, узнав, что князь остался без крестьян, посчитали его глупым.

Князь разложил гранпасьянс и убедился, что совсем не глуп. Тогда начал он мечтать о том, как без мужика закажет из Англии машины, какой разведет плодовый сад. Но при этом питался леденцами да пряниками и не умывался.

Приехавший утром капитан-исправник начал ругать князя, что из-за пропажи мужиков теперь некому платить подати, а на базаре нельзя ничего купить. Обозвав помещика глупым, исправник уехал. Но и после этого князь не отступился от своих принципов.

Прошло время, помещик одичал – оброс волосами, ходил на четвереньках, утратил способность произносить звуки, ел зайцев с мехом. Вскоре подружился с медведем, но и тот считал его глупым.

Губернское начальство было очень озабочено пропажей мужика, а на капитан-исправника напал человеко-медведь, в котором он подозревал глупого помещика. Как раз в это время через город летел рой мужиков, их поймали и послали в уезд, после чего все вернулось на круги своя. Помещика же вскоре нашли, вымыли и поручили «надзору слуги Сеньки». «Он жив и доныне», «тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит».

И что в итоге?

Князь Урус-Кучум-Кильдибаев — изловлен, помыт, живёт под надзором слуги Сеньки, тоскует по прежней жизни в лесу и по временам мычит.

Капитан-исправник — опознал в человеке-медведе глупого помещика.

Сенька — помогает глупому помещику после того, как тот вернулся к обычной жизни.

Заключение

В сказке «Дикий помещик» Салтыков-Щедрин изобразил сложнейшие общественные процессы, которые начали происходить в русской среде после Крестьянской реформы 1861 года. Автор иронизирует по поводу последствий Указа об отмене крепостного права, показывает в сатирической, преувеличенной форме глупость и реальную беспомощность помещиков, которые в то время всеми способами старались притеснить права обычного народа.

Краткий пересказ «Дикого помещика» передает сюжет сказки, но для лучшего понимания произведения рекомендуем прочитать его полностью.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Проблемы

Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):

  1. Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
  2. Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
  3. Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.

Подробное изложение

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик — князь Урус-Кучум-Кильдибаев. У него было много крестьян и земли. Помещик был глупый и жаловался Богу: «Очень уж много развелось в нашем царстве мужика!» Господь, однако, недалекого князя не слушал.

Хозяин стал изводить своих мужиков штрафами и придирками. Тогда взмолились уже крестьяне: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» И случилось чудо: поднялся ветер, и все крестьяне во владениях помещика исчезли.

Помещик обрадовался, каким чистым стал воздух без простолюдинов: «Теперь-то я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!» Стал жить-поживать, захотел завести театр и позвал актера Садовского. Тот приехал вместе с актерками, но увидал, что некому ни занавес поднять, ни принести умыться — и тут же уехал, назвав помещика глупым.

Тогда позвал помещик в гости четырех соседей-генералов. Те сначала радовались, что во владениях князя нет «холопьего запаху». Но оказалось, что у хозяина нет даже еды, кроме леденцов и пряников. «Однако, брат, глупый же ты помещик!» — заявили гости и тоже уехали.

Но помещик не сдавался:

Он стал мечтать, как закажет из Англии паровые машины и будет со всем управляться без крестьян: разведет сад, коров, станет продавать огромную клубнику. А ночью помещику снилось, как за эту твердость его сделали министром, а он шлет подчиненным циркуляры: «Быть твердым и не взирать!»

Затем к помещику приехал капитан-исправник, глава уездной полиции. Он возмутился, что крестьяне исчезли и перестали платить подати, а на базаре «ни куска мяса, ни фунта хлеба». И назвал его дураком.

Тем временем дорожки в помещичьем саду заросли, в парке стали выть дикие звери. По привычке помещик звал слугу: «Сенька!» Но никого не было. Однажды он даже заплакал.

Но чтение газеты «Весть» укрепляло его дух. Князь решил не сдаваться и вскоре совсем одичал. Оброс шерстью, а «ногти у него сделались, как железные». Ходил все больше на четвереньках. Говорить перестал, зато научился издавать звериный победный клик. Охотился он, выслеживая добычу с вершины дерева: одним прыжком настигнет зайца, разорвет когтями да и съест вместе со шкурой.

Он даже подружился с медведем, но и тот считал барина глупым: мужиков-то было есть удобнее, чем помещиков.


М. Таранов. Иллюстрация к сказке «Дикий помещик» https://img.anews.com/media/gallery/135508373/583273708.jpg

Капитан-исправник же все больше беспокоился. Губернское начальство жаловалось, что подати не поступают. А самого капитана-исправника чуть не задрал таинственный человек-медведь. Тогда чиновники постановили: крестьян изловить и вернуть на место, а глупому помещику внушить, чтобы прекратил выкрутасы.

Так и сделали. Собрали пролетавший мимо рой мужиков, и на базаре снова появились мука, мясо и живность. В казну пошли подати. Помещика тоже изловили, хотя и с большим трудом. Его высморкали, вымыли и обстригли ногти. Капитан-исправник сделал ему внушение, отобрал газету «Весть» и уехал, поручив помещика надзору слуги Сеньки.

Вариант 2

Салтыков-Щедрин написал свое известное произведение, которое получило название «Дикий помещик», в 1869 году. Там он рассматривает достаточно злободневные вопросы, актуальные и в то время, и сейчас. Для него центральным являются жанр сказок, которые он пишет далеко не для детей. Автор сталкивает в своем произведение трагическое с комичным, использует такие приемы, как гротеск и гипербола, а также эзопов язык. Таким образом, он высмеивает самодержавие и крепостное право, которое до сих пор существуют на территории страны.

В центре событий обычный помещик, который имеет особую гордость за то, что в его венах течет дворянская кровь. Его цель – это просто понежить тело, отдохнуть и побыть собой. Он фактически отдыхает и такой образ жизни он может позволить себе только благодаря мужикам, к которым он относится весьма жестоко, он не может выносить даже духа обычных мужиков.

И вот желание помещика исполняется, и он остается один, при этом Бог исполнил не желание помещика, а желание крестьян, которые полностью измучены от постоянного контроля и надзора.

Таким образом, Щедрин высмеивает долю русского народа, которая является достаточно непростой. Только спустя время герой понимает, что он совершил настоящую глупость.

И вот в конце, помещик полностью одичал, внутри высшего существа человека, скрывается самое обычное животное, которое живет только ради осуществления своих желаний.

Герой восстановился в крепостном обществе, а опекать его будет простой русский крестьянин по имени Сенька.

Сказка «Дикий помещик» — это одно из гениальных произведений писателя, работающего в жанре сатиры. Ему приходится высмеивать социально-политический строй, ему приходится изобличать существующие нравы и типы общества, в котором существует достаточно странная мораль, не подвергающаяся осмыслению.  Он показывает то, насколько беспомощны помещики, за которыми постоянно ухаживают простые крепостные. Все это высмеивается автором, который вынужден жить в подобном обществе, ему трудно справляться с существующей ситуацией, поэтому он старается показать ее абсурдность, осудить происходящее в обществе.

Главные герои

Урус-Кучум-Кильдибаев

Помещик, мужчина средних лет.

Довольный жизнью богатый землевладелец. Переживает и молится о том, чтобы извести мужиков, боясь, что они его добро заберут. Накладывает штрафы, подати, «душит» простой народ всеми возможными способами. Оставшись в одиночестве, каждый день от приходящих слышит о своей глупости. Задумывается, но не сдаётся, сохраняет твёрдость. В финале сказки его, заросшего и одичавшего, с огромными когтями, излавливают, стригут и возвращают к нормальной жизни, заставляя ежедневно умываться.

Мужики

Крепостные крестьяне, принадлежат помещику.

Бесправные, ущемлённые во всём, простые крестьяне молят Бога о спасении от глупого помещика. Ответом на их просьбу стало полное исчезновение крестьян из владений помещика, они “вихрем перелетают” в неизвестном направлении. Всерьёз забеспокоившись, через некоторое время высшее начальство излавливает мужиков и возвращает их снова к помещику. Всё возвращается в былое цветущее состояние.

Капитан-исправник

Представитель судебной власти.

Приезжает к помещику поинтересоваться, куда исчезли крестьяне и кто за них будет платить подати и повинности. Узнав позицию помещика, угрожает ему. Является инициатором возвращения крестьян, поднимает тревогу, встретив одичавшее существо, похожее на помещика и медведя одновременно.

Тема

Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею – именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

История создания произведения «Дикий помещик»

Сохраняя форму народной сказки, вплетая в сюжет фантастические элементы, писатель находит возможность просто говорить о сложных проблемах. Даже «крепкая» цензура Царской России не находит повода запретить печатать сказку.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин, 1826 — 1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.

Впрочем, в литературном журнале «Отечественные записки» (в котором впервые публикуют рассказ) функцию главного редактора в то время выполнял хороший приятель Михаил Евграфовича Николай Некрасов.

Год написания сказки – 1869, произведение выходит в свет уже после отмены крепостного права. Но жизнь простого крестьянина (как и прежде зависящего от помещика), опутанного налогами и податями, стала не намного легче.

История создания произведения «Дикий помещик»

Сохраняя форму народной сказки, вплетая в сюжет фантастические элементы, писатель находит возможность просто говорить о сложных проблемах. Даже «крепкая» цензура Царской России не находит повода запретить печатать сказку.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия Салтыков, псевдоним Николай Щедрин, 1826 — 1889) — русский писатель, журналист, редактор журнала «Отечественные записки», Рязанский и Тверской вице-губернатор.

Впрочем, в литературном журнале «Отечественные записки» (в котором впервые публикуют рассказ) функцию главного редактора в то время выполнял хороший приятель Михаил Евграфовича Николай Некрасов.

Год написания сказки – 1869, произведение выходит в свет уже после отмены крепостного права. Но жизнь простого крестьянина (как и прежде зависящего от помещика), опутанного налогами и податями, стала не намного легче.

Тема

Основная тема сказки «Дикий помещик» заключается в социальном неравенстве, огромной пропасти между двумя существовавшими в России классами: помещиками и крепостными крестьянами. Порабощение простого народа, сложные отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми – главная проблематика данного произведения.

В сказочно-аллегорической форме Салтыков-Щедрин хотел донести до читателей простую идею – именно мужик является солью земли, и без него помещик является лишь пустым местом. Мало кто из помещиков задумывается над этим, а потому отношение к мужику презрительное, требовательное и зачастую откровенно жестокое. Но только благодаря мужику помещик получает возможность пользоваться всеми благами, которые он имеет в достатке.

В своем произведении Михаил Евграфович делает вывод, согласно которому именно народ является поильцем и кормильцем не только своего хозяина-помещика, но и всего государства. Истинным оплотом державы служит не класс беспомощных и ленивых землевладельцев, а исключительно простой русский народ.

Именно эта мысль не дает писателю покоя: он искренне сетует на то, что крестьяне уж слишком терпеливы, темны и забиты, и не осознают в полной мере всей своей силы. Он критикует безответственность и терпение русского народа, который ничего не предпринимает для улучшения своего положения.

Мы напишем — Образ народа в сказке Дикий помещик Салтыкова-Щедрина. Подсказки школьнику

Изображая народ в сказке «Дикий помещик», М. Е. Салтыков-Щедрин, не скрывая, проявляет к нему уважение и симпатию. Подобное впечатление складывается из наблюдений за противопоставлениями помещика, с одной стороны: «и был тот помещик глупый…» и трудолюбивого народа, с другой стороны.

На протяжении всего произведения автор подчеркивает мысль о том, что представитель из народа имеет нелегкую судьбу. Он находится во власти того, кто платит ему за труд, зависим от него. Но на самом деле барин без крестьянина не может самостоятельно справиться ни с одной проблемой. Помещик практически не дает народу права выбора, ущемляя его права. Такова доля угнетенного человека, находящегося в неволе.

В данном произведении автор пытается найти выход из ситуации для простолюдина. Здесь решается другая проблема — насколько значимо появление народа в жизни помещика.

Человек из народа оказывается незаменимым. Об этом свидетельствуют события произведения. Оказавшись без услуг своих работников, барин остался голодным и неухоженным. Только после того, как они исчезли, хозяин начал понимать их роль в своей жизни. У него происходит осознание того, что народ по крупинке строит весь быт своими руками — и свой, и хозяйский, проявляя при этом смекалку и трудолюбие. В его характере упорство, целеустремленность. Он доброжелательный, терпеливый и отзывчивый.

Незащищенный никем народ смиренно соглашался и на нелепые штрафы, и на другие правила помещика. При всем при этом не был глупым. Он все понимал про своего хозяина, разбирался в житейских делах, бытовых вопросах, поражаясь его жадности. Долгое время покорность и исполнительность были главными его характеристиками.

В скором времени и у бедняка терпение закончилось. Не вынес он издевательств со стороны угнетателя. Исчез в один миг, проявив таким образом свой протест против существующей системы, оставив хозяина наедине с самим собой.

Автор с искренним сочувствием относится к народу, высмеивая нерадивость помещика, его неспособность самостоятельно существовать, обслуживать самого себя. Он подчеркивает в сказке то, что этот деспот, имея безграничную власть над народом, становится заложником своей лени, скупости и агрессии. Автор унижает помещика перед народом, превращая его практически в животное (только «хвоста еще не приобрел»). Свободолюбивый народ, по его мнению, должен быть награжден по заслугам.

Пересказ

Первые две главы – это впечатления от Москвы и до Волги. Волга впечатлила поэта, ей посвящена третья глава. Увиденное за окном заставило автора вспомнить свое детство, тяжелое, но запомнившееся. Две главы – это о нем. От рассказа о двух кузнецах из далекого детства поэт переходит к описанию главной кузницы страны – Урала. Он восхищается его мощью, вспоминает вклад, который уральцы внесли в победу над Германией.

Поезд мчится дальше, и за окном уже мелькают огни Сибири. Автор не может сдержать своего восхищения и перед сегодняшней мощью этого края, и перед его огромным потенциалом. Глава «Две дали» посвящена размышлениям поэта на эту тему. Но этот необъятный край только начинается за окном, о нем напоминают названия пока немногочисленных станций. Больным вопросом для Твардовского был и есть смысл литературного творчества. Разговор о писателях, о смысле писательства, автор ведет в главе «Литературный разговор», его продолжением станет глава, в которой автор размышляет о своем вкладе в общее дело.

На остановках автор большой любитель выйти из вагона и пообщаться с народом, узнать новости, почувствовать, как и чем живут простые советские люди. Совсем неожиданно автор встречает своего друга детства, с которым долго не виделся. Путешествие продолжается. Поражаясь необъятным сибирским просторам, автор задается простым вопросом о стремлении многих людей жить в Москве.

А вот и красавица Ангара, слава благодарности автор адресует строителям гидроэлектростанции. Попутчики все время меняются, а вместе с ними и темы разговоров. Появился седой майор, заговорили о прошедшей войне. Вопрос сформулировали интересный: где было легче, на фронте или в тылу. И ответ прозвучал простой, но глубокий по смыслу: лучше жить без войны.

Владивосток, конечная станция. Поэт, завершая свой рассказ о путешествии с гордостью восклицает, что вся огромная страна –это его страна, а он частица великого народа, которому по плечу великие свершения.

Особое место в поэме занимает глава «Так это было». В ней поэт правдиво дает характеристику сталинским временам, определяет его место в истории.

Завершая свой поэтический труд, поэт уверен, что впереди его ожидают новые дали. Новые интересные поездки по стране, знакомство с ее трудолюбивым народом.

Жанр

С первых строк «Дикого помещика» становится понятно, что это жанр сказки, но не добродушно-наставительной, а едко-сатирической, в которой автор жестко высмеял основные пороки социального строя в царской России.

В своём произведении Салтыкову-Щедрину удалось сохранить дух и общий стиль народности. Он мастерски использовал такие популярные фольклорные элементы, как сказочный зачин, фантастичность, гиперболу. Однако при этом ему удалось поведать о современных проблемах в обществе, описать события в России.

Благодаря фантастическим, сказочным приёмам, писатель смог вскрыть все пороки общества. Произведение относится к направлению реализм, в котором гротескно показаны реально существовавшие отношения в обществе.

Анализ произведения

Проанализируем сатирическую сказку Михаила Салтыкова-Щедрина.

Основная мысль

Заключается в нехотении правящей элиты учитывать интересы простых людей, что может привести к гибели как самой элиты, так и государственности в целом.

В народе говорят проще – «нельзя пилить сук, на котором сидишь».

Композиция сочинения состоит из трех частей и представляет собой стандартный план художественного произведения:

  • вступление,
  • основная часть,
  • заключение.

Объем произведения небольшой. Сказка занимает всего три страницы текста.

Жанр и направление

Рассказ искусственно стилизован под произведение устного народного творчества. Жанр сатирическая сказка, направление — эпос.

«Дикий помещик» является примером острой социальной сатиры. Это оригинальный эпос, который не теряет своей актуальности и в наши дни.

Сказочные элементы, использованные автором в рассказе, и небольшой объем произведения делают историю понятной и интересной для разной возрастной категории.

Особенности сюжета

Используя яркие сатирические приемы, автор обличает пороки нашего общества и ставит перед читателем ряд важных вопросов, ответы на которые ему придется искать самому.

В отличие от народных сказок, в повествовании видна работа писателя с текстом.

Образы и характеры персонажей прописаны емко и красочно. В произведении легко найти примеры иронии не только в адрес помещика, но и социального устройства царской России.

В произведении в полной мере использованы такие выразительные средства как:

  • ирония,
  • гротеск,
  • аллегория,
  • сравнение,
  • алогизм,
  • гипербола.

Проблематика

Несмотря на кажущую простоту, сказка имеет много скрытых смыслов и скорее ставит вопросы, чем дает ответы на них. Вдумчивое чтение текста приводит к размышлению о сложных философских категориях. Что есть глупость, человеческая мораль, справедливость и Бог, государство и народ? Чему учит сказка?

Как говорили древние пророки – «человек может отвернуться от общества, но если общество отвернется от человека, наступит его полная деградация».

Основная тема и идея произведения – отношение власти к простым людям, которые являются фундаментом любого государства.

Краткая характеристика персонажей

Помимо главного героя, в сказке «Дикий помещик» присутствуют ещё несколько персонажей. Их можно назвать второстепенными, так как их роль в повествовании незначительна, хоть и очень важна для передачи общей атмосферы сюжета:

  • Мужики — собирательный образ всех крепостных крестьян, страдающих от несправедливого отношения помещиков. Они готовы выполнять всю тяжёлую работу и поддерживать имение в хорошем состоянии, пока барская дурость не начинает переходить все границы. Автор намекает, что любому терпению есть предел. В сказке мужик исчезает из поместья по воле Господа.
  • Бог — безмолвный персонаж, но очень важный в этой истории. В сказке он выступает как некий судья, который видит всю несправедливость. Он не стал потворствовать глупой просьбе помещика избавится от мужика, но ответил на мольбы самих крестьян избавить их от тяжёлой жизни под гнётом глупого барина.
  • Садовский — сосед помещика, имеющий свой театр. В его лице автор как бы показывает, что не все дворяне были так глупы, как хозяин поместья. Некоторые из них умели ценить то, что имеют. Так и этот персонаж, приехав в гости и узнав, что даже шторки у его театра закрывать будет некому, быстро закончил свой визит. Репутация в то время для дворян была очень важна, поэтому никто не хотел её замарать общением с умственно отсталым человеком.
  • Генералы — бедные соседи помещика, которые любили ездить в гости ради бесплатной выпивки и угощения. Узнав, что, кроме засохшего пряника, угостить их хозяину нечем, они тоже быстро уехали домой.
  • Капитан-исправник — чиновник, в обязанности которого входило следить за порядком в губернии. Именно этот персонаж повлиял на развязку сюжета, сообщив начальству, как обстоят дела в поместье. По сюжету капитан — умный мужчина. Он быстро понял, что всё происходящее — не только прихоть барина, но и признак умственного помешательства. Возможно, поэтому к помещику не стали применять строгого наказания.
  • Сенька — личный слуга помещика, крепостной. Это шустрый молодой человек, от умений которого зависел весь быт барина. Он исчез так же, как все мужики, поэтому хозяину очень не хватало его присутствия. Но признаться в этом помещик не смел даже сам себе. Разве что, забывшись, он иногда звал его.
  • Медведь — дикий зверь, с которым подружился помещик после своего одичания. Главный герой даже вёл с ним задушевные беседы. Автор как бы подчёркивает, что даже медведь превосходит умом барина, осуждая его за исчезнувших мужиков.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: