Иудушка головлев в романе господа головлевы характеристика и образ

Главные герои и их характеристика

Главные герои романа «Господа Головлевы» представлены в списке:

  1. Главной героиней романа является шестидесятилетняя женщина, которую зовут Арина Петровна Головлева. По своей натуре она очень властная, поэтому никто не смеет ей перечить. Зато она активна, умна, хитра и ответственна: хозяйство при ней в полном порядке, правда, излишнее радение о нем превратилось в скаредность. Арина Петровна является очень серьёзной женщиной, но к своему супругу она проявляет полное равнодушие. Женщина на любила детей, так как, по её мнению, они являются настоящей обузой. Детей Арина Петровна держала впроголодь. Но к старости сердце женщины смягчилось. Обман Порфирия и бедность на многое открыли ей глаза. Перед смертью она даже попыталась помочь внукам и готова была пожертвовать своей сытой жизнью ради помощи Петру.
  2. Супругом Арины Петровны был легкомысленный человек, которого звали Владимир Михайлыч. Отец семейства вел бесцельный и праздный образ жизни. Владимир Михайлыч терпеть не мог свою супругу. Главный персонаж любил выпить и развлекаться с горничными до тех пор, пока он не стал дряхлым стариком.
  3. Старшим сыном в семье был Степан, которого Арина Петровна прозвала Степкой-озорником. По своей натуре мальчик был таким же проказником, как и Владимир Михайлыч. Правда, в зрелости это сходство привело к пьянству и разврату. Он промотал даже доходный дом, заработанный для него матерью. Легкомыслие, безответственность, слабость духа компенсировались только добротой и отходчивостью Степана. Он умер от пьянства и скудного содержания матери, которая подавала ему лишь объедки.
  4. Свою дочь Анну Арина Петровна отправила учиться в высшее учебное заведение для того, чтобы она стала бухгалтером или домашним секретарём. Но девушка решила сбежать с корнетом Улановым. В итоге они венчались без благословения. Выделенное матерью наследство они промотали, офицер бросил жену, и она умерла в нищете, оставив на попечение Арины Петровны двоих дочерей — Любу и Аню.
  5. Порфирий — средний сын. Это расчётливый, подлый, жадный и лицемерный человек. Он обманом присвоил все состояние матери, но сам в хозяйстве ничего не понимал. Его страстью было пустословие. Он настолько равнодушен к детям и жаден, что обоих сыновей довел до смерти своей скаредностью, а третьего отдал в воспитательный дом. При всем ханжестве он завел любовницу и бесконечно подавлял ее своими упреками. Дожил до старости, но повредился в уме и лишь под конец жизни осознал, насколько виноват перед матерью и детьми.
  6. Совсем другим был младший сын Павел. Это был человек, лишенный всяких «поступков «. Павел не проявлял склонностей к играм, общению и учебе. По мере взросления мальчик превратился в загадочную и угрюмую личность. Однако он, в отличие от Порфирия, приютил мать и даже упрекнул брата в том, что тот ее обманул. Умер от алкоголизма.
  7. Анна — внучка Арины Петровны. Впечатлительная, живая и подвижная натура с возвышенными идеалами и целями. Вырвалась из Головлевской пустоши, но ее поглотила пошлость провинциального театрального мира, где девушек на сцене приравнивали к продажным и втаптывали в грязь всеми способами. Из-за влияния среды Анна спилась и впала в распутство, но под конец жизни вернулась в Головлево и убедила дядю признать свою вину за участь родных. Анна — добрая, благодарная и нежная девушка, которая прониклась теплотой даже к бабушке, которая считала ее лишним ртом и поила кислым молоком.
  8. Люба — более рассудительная и холодная девушка, чем сестра. Именно она стала содержанкой и втянула сестру в разврат. Она же уговаривала ее покончить с собой.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Репина Стрекоза 6 класс

    Конечно, я подумал, что на этой картине будет настоящая стрекоза – с крылышками и огромными глазами, а тут девочка…

Вспоминая старый бабушкин дом в селе, невольно приходит на ум слово изба. Почему? Он небольшой, по современным меркам, но до жути уютный

У каждого человека есть очень близкое и родное место, где он чувствует себя спокойно и непринужденно. На земле нет такого человека, который бы не испытывал любовь к малой Родине

Сочинение по картине Жилинского Желтый букет (описание)

Прекрасная картина талантливого советского и российского художника Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Желтый букет» привлекает своей теплотой и удивительной гаммой красок.

Сочинение Утро изменившее жизнь После бала для 8 класса

Иногда случается так, что один небольшой эпизод может изменить мнение о человеке и дальнейшую жизнь. Так случилось и в рассказе Л.Н.Тольстого «После бала»

». Несмотря на то, что прозвище ассоциируется с апостолом Иудой , герой романа — отнюдь не библейский, он только «номинативно соотносится с Искариотом» .

Прозвище Иудушка разделено на два слова — «Иуда» и «Душка» . Снаружи Порфирий ласков и добр, другими словами — душка. А внутри — жадный и злой Иуда.

Второстепенные герои и их характеристика:

  • Анна Семёновна и Любовь Семёновна Улановы (Аннинька и Любинька) – дочери Анны, внучки Арины Петровны. Работали актрисами в провинциальном театре, но быстро скатились на одно. Любинька заканчивает жизнь самоубийством, а Аннинька возвращается домой, где постепенно спивается.
  • Петенька – сын Порфирия, проиграл три тысячи казенных денег, обратился к отцу за помощью, но тот ему отказал. После суда был сослан в Сибирь, но по дороге заболевает и умирает.
  • Володенька – сын Порфирия, женился, не спросив отцовского благословения, за это он не давал ему денег. Уставший от нищеты кончает с собой.
  • Евпраксеюшка – экономка в усадьбе Головлевых, в результате связи с Иудушкой, родила сына Владимира, от которого он быстро избавился, отправив с ключницей в детский приют.

Вариант №2

Николай Васильевич Гоголь неоднозначно подошел к написанию своего произведения «Тарас Бульба». Пытаясь полностью оправдать название повести, он дважды ее переписывал, ища способы показать в образе старого украинского вояки всю красоту, боль, терпение и муки народа своей многострадальной страны.

Собирая в течение десяти лет по крупицам факты восстания Богдана Хмельницкого и его атамана запорожского войска, который и был прообразом Тараса Бульбы, Николай Васильевич планировал и в третий раз переписать повесть, но не успел.

В основу своего произведения гоголь положил восстание казаков 1638 года, которое было жестоко подавлено. А искусное вплетение в историю украинского фольклора придает всему произведению целостность и особенный колорит.

Главной идеей повести является, конечно – же, великое служение родине, Безграничная любовь к своей стране, людям, ради свобод которых можно отдать жизнь.

Но Гоголь обращает внимание на то, что перейдя грань служения отчизне, очень легко принять обесчеловеченный облик. Обращает внимание читателя, как тяжело не предать то, что дорого, то, что поддерживает в человеке ту искру человеколюбия

На войне это выдержать и не превратиться в зверя крайне сложно.

В главном герое, Тарасе Бульбе, отображены все чаяния народа, долгое время находящегося в поле войны. В нем собрана вся боль потерь, вся вера в правду и в высокие идеалы, ради которых они стоят насмерть.

Идеей высокого патриотизма пропитана вся повесть, побуждающая заставить читателя воодушевиться и проявить самые трепетные и высокие чувства к своей родине.

Не маловажна в произведении и тема семьи, которая позиционируется здесь как вечная, нерушимая, но смело отметается и даже не берется в расчет перед долгом родине.

Николай Васильевич показывает, что в то время отношения в семьях имели в основании не любовь, как сейчас, а в первую очередь дань традициям и долгу перед родиной.

Честь, как основа всего пронесена через всю повесть. Какое решение не приняли бы герои, что бы с ними ни происходило, он с честью принимали то, что посылала им судьба, и оставались собой, несмотря на жестокие пытки и смерть.

Сочинения по русской литературе

  • «Герой нашего времени» — главные герои
    (693)

    Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…

  • «Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
    (680)

    Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…

  • «Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
    (651)

    Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…

  • «Маленький человек» в произведениях Гоголя
    (633)

    Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…

  • «Судьба человека» главные герои
    (739)

    Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…

  • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
    (532)

    Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…

Главные герои

Фактически вполне из описания внутренних переживаний головного героя и перекликающихся с ними картин природы состоит сюжет повести «Митина любовь». Короткое содержание по главам в этом случае передать будет довольно трудно. Потому начнем с свойства основных героев повести. Митя — это высочайший худощавый парень с темными, вечно немного расширенными «византийскими» очами. Он находится в том возрасте, когда детские черты все еще проскакивают, хотя и мужское начало, пусть и неуверенно, начинает заявлять о для себя. Митя все делает с мальчишеской неловкостью. В родной деревне его именуют «борзым». Его любовь, Катя, — прелестное существо маленького роста с милым хорошим лицом и манерами, в каких женственность также еще мешается с детской непосредственностью. Женщина посещает личную театральную студию и грезит стать актрисой. Ее чувства к Мите неглубоки, но искренни. Но липовый мир богемы тянет Катеньку с неодолимой силой.

Сочинение на тему Иудушка

Интересный персонаж Иудушка, даже немного ехидный и зловещий. С детства он привык наушничать и доносить, и преподносить неприятные известия ласковым голоском, предано заглядывая в глаза. Родная мать удивлялась жадности, скупости и жестокости сына. Почему Порфирий стал таким? Может от того, что мать особо никогда не любила своих детей считая их обузой? Всю свою жизнь она прожила с нелюбимым мужем, который тоже любил пакостить людям. Возможно и отношения между родителями так повлияли на характер Порфиши.

Дочь ее умерла и оставила ей двух внучек, старший сын Степан спился от безысходности. Госпожа Головлева делит свое имение на двоих на Иудушку и Павла. Тихо и мирно Порфиша выживает мать с ее родного имения, и бедная женщина уходит к Павлу, который в последствии спивается и умирает.

Порфирия не любят ни в семье, ни дворовые люди. Будучи лукавым человеком с детства, чтобы быть любимым сыном он не стесняясь мог рассказать о любом промахе сестры и братьев. Нет не сразу, а сперва начнет издалека заинтересует разожжет интерес, а потом и выложит самое главное. Он может без труда втереться в доверие к любому как это он сделал с добрым другом маменькой. Всегда ласковый он никогда не употребляет плохих слов всегда только уменьшитнльно ласкательные и от этого становится еще противнее и страшнее. Ему иногда было достаточно мимики и жестов, чтобы добиться своего.

Особенно гадко слушать как Порфирий Владимирович ласково так отказывает сыну, который нуждается в деньгах, это настолько неприятно что появляется к этому человеку отвращение. Неужеди ты не можешь выделить из своих капиталов сумму которая поможет человеку ведь кроме тебя у него никого нет. Так же он себя ведет и с племянницами, котрые не выдерживают и уезжают. Коварный и злой, но при этом трусливый и не способный сознаться в своих ошибках он тихонько отсылает новорожденного сына в приют. Дабы не узнали про его любовную связь.

Так Иудушка остался один. И только разговоры с племянницей за бутылкой горячительного открывают ему глаза, что именно он виноват в смерти всех родных.

Иногда слишком поздно начинаем понимать весь ужас содеянного. И это прискорбно. Надо быть человечнее и добрее.

История создания

В журнале «Отечественные записки» 1875 года был опубликован рассказ Салтыкова-Щедрина под названием «Семейный суд», послуживший основой для будущего романа. Увидев напечатанное произведение, Тургенев откликнулся письмом, в котором предлагал автору создать не очерк, а полномасштабный роман, где было бы описание характеров героев

Писатель оговаривался, что Салтыков-Щедрин – приверженец малого жанра, но последующие творения привлекали бы внимание Тургенева и публики

Портрет Михаила Салтыкова-Щедрина

Создатель очерка продолжил деятельность, создавая новые образы, и объединил произведения «Семейные итоги», «По-родственному», «Племяннушка» и «Семейные радости» в цикл, связанный сатирическим мотивом. Желание создать полноценный роман пришло к нему в 1880 году. Так было написано произведение «Господа Головлевы».

Иудушка, он же Порфирий Головлев, создавался как персонаж второго плана, но в ходе корректировок текста и изменения некоторых глав герой перешел в разряд центральных. По мнению литературоведов, в портрете Порфирия освещены некоторые черты характера брата писателя – Дмитрия. Салтыков-Щедрин подтверждал, что лексика Иудушки совпадала с речевыми оборотами и склонностью к пустословию, присущими родственнику писателя.


Книги Михаила Салтыкова-Щедрина

Автор начинает повествование, описывая не внешность Иудушки, а восприятие его домашними. Салтыков-Щедрин говорит о трех привычных прозвищах, данных мальчику в юности, и сверлящем взгляде, которого побаивались родственники. Важным в портрете героя становится не внешний облик, а имена «Иудушка», «кровопивушка», а также «откровенный мальчик», характеризующие персонажа

Прозвища позволяют читателю акцентировать внимание не на физиологии, а на моральной подоплеке

Порфирия не случайно называют уменьшительно, равно как и герой неспроста использует слова со специфичными суффиксами. Таким образом речи Иудушки выглядят не зловещими, а оказываются пристойными и ненавязчивыми. В произведении персонаж демонстрирует двойственность, в которой внешность, наигранность и лицемерие расходятся с внутренним наполнением человека, равнодушием, бесчеловечностью и эгоизмом. Двойственность является основной чертой Иудушки. Это противоречие поселяется в Порфирии с детства, зародившись с любви к наушничеству.

Жанр романа

В книге показан процесс саморазрушения на примере дворянской фамилии, достоверно охарактеризована настоящая суть этого слоя общества. «Господа Головлевы» — произведение, где изображена летопись событий, хроника вымирания рода. Изначально писателем задумывались документальные социально-психологические очерки, которые затем были объединены в роман. В нем полностью раскрыта психология героев через их поступки, а не посредством внутренних монологов персонажей. Также показано влияние социальных причин на уровень психологического развития личности.

По своему жанру «Господа Головлевы» представляет собой роман социально-бытового жанра с подробным описанием отношений в помещичьих семьях. М. Е

Салтыков-Щедрин является писателем-реалистом, который использовал в своем творчестве приемы сатиры (гротеск, в частности), акцентируя внимание на ущербности, недостатках описываемых явлений без искажения пропорций

Темы, затронутые в книге

Основной тематикой романа является постепенное угасание, вырождение, поэтапный упадок дворянского семейства, распад родственных связей в целом. Ключевой мыслью произведения выступают причины такого вырождения: праздный образ жизни, бездеятельность, пустословие, дефицит любви между близкими людьми, отсутствие духовности.

Для романа характерно переплетение морально-этических проблем с социальными проблемами. Вопрос распада «дворянского гнезда» был самым важным в то время, но впервые был показан так сатирически, без всяких сожалений и симпатий. Семейство Головлевых угасает не от нищеты, а от духовной деградации ее членов. Автор в своем произведении рассматривает проблемы, приводящие к полному вырождению:

  1. В первую очередь, это наследственный характер, повторение пороков и отрицательных черт в детях, внуках — Иудушка изображен еще лицемернее матери, а братья показаны более безвольными, чем отец.
  2. Во-вторых, сам образ жизни членов семьи, где господствуют праздность, отсутствие какой-либо умственной или физической деятельности, пьянство, недостаток общения, однообразное питание.
  3. Страсть накопительства, характерная для Арины Головлевой, которая стала очередной причиной вырождения семьи, т. к. оборачивалась только неприятностями для ее детей.

Вариант 2

В своём рассказе Бунин описывает любовные переживания молодого студента, который испытывает страсть к симпатичной студентке театрального факультета, начинающей актрисе, которая, в свою очередь, отвечает ему взаимностью, но при этом также больше увлечена не столько самим Митей, сколько собственной карьерой и достижением определенного социального положения.

В итоге его возлюбленная Екатерина идёт по накатанной стезе, которая уготована многим таким же как она студенткам театрального факультета. Девушка вполне закономерно уезжает летом отдыхать с режиссером, который периодически увозит на курорт молодых студенток с совершенно понятными целями и последствиями.. положительными, в карьерном смысле студенток.

Взирая на всю эту ситуацию, Митя испытывает тяжелые душевные страдания, он не находит себе места и более всего, мне кажется, точность этого переживания удалась Бунину, когда он описывала главную героиню в белом платье. Это сочетание порока и чистоты поражает не только самого Митю, но и читателя. Действительно, мы видим как буквально чистота любви и возвышенное чувство втаптывают в грязь обыденности и в какой-то степени даже ничтожного устройства этого мира.

Дальнейшие события являются подробным описание душевных терзаний. В каком-то смысле Митя тоже испытывает падение, он не понимает чего ищет, но определённо его страдания и поиски обуславливаются не гормонами или простой плотской похотью. Главный герой ищет чистоты и не сумев ни сохранить, ни отыскать ничего подобного, кончает с собой.

Вся история, которую представляют Бунин читателю, показалась мне удивительно точной. Описание человеческой психологии дано в подробностях и практически представляет собой процессы, которые действительно свойственны человеческой душе. Так удивительно, но общество, отношения и люди как таковые существуют зачастую по данным схемам, придерживаться определенной структурной типологии поведения и, как говорится, в этом мире нет ничего нового, все банально и обыденно. С другой стороны невероятно трагично. Ведь иногда возникает мысль, неужели такова жизнь, так трагична и проста, как мимолетная искра, наподобие той искры любви, которая зажигается в Митином сердце и та искра, которая позволяет пуле оказаться в его теле?

Трагична судьба самого Мити, который не знает, что возможно поделать со всем этим, он не выдерживает не столько накала и давления со стороны мира, сколько собственного разочарования. Не сумев пережить утрату любви, герой решает, что в этом мире жизнь без любви не имеет смысла и в каком-то смысле поступает достаточно логично, но в такой же степени греховно и трагично.

Цитаты

Роман Салтыкова-Щедрина пропитан философскими цитатами, и некоторые из них принадлежат Иудушке. Под благочинными словами мало кто из окружавших его людей замечал черное сердце героя. Его хитрость заключалась в умелом обхождении, для чего стоило применить изворотливость и лицемерие.


Иудушка Головлев и Улита Зименкова До некоторых пор он жил, руководствуясь тем, что его понимание мира – не последняя инстанция. И избранная маска позволяла герою создавать удобный образ.

И сам стал жертвой обстоятельств, точнее, собственного понимания. Получивший желаемое Порфирий не обрел счастья и, поняв свою ошибку, не мог продолжать благостное существование.


Иллюстрация к книге «Господа Головлевы»

Иудушке принадлежат слова:

Ему не удалось найти лекарство, способное исцелить душу от самостоятельно чинимых укоров.

«Господа Головлевы»

Иуда Искариот

В романе об истории гибели семейства Головлевых Иудушка играет важную роль, его образ максимально раскрывается на фоне других действующих лиц. Салтыков-Щедрин тщательно проработал библейский сюжет, повествующий об Иуде Искариоте, который предал Христа. Лейтмотив был использован в романе. Поэтому Порфирий ассоциируется с Иудой, и родство персонажей устанавливается на общности черт характера и поступков.

Иудушка согласился предать семью ради собственности. Всю жизнь он стремится к обогащению и наживе, что тоже связано с библейскими историями. Аллюзией на поцелуй Иуды Искариота стало лобзанье Порфирием матушки после того, как та отписала ему Головлево. Сын приказал женщине отправляться в имение к брату, а сам завладел имуществом. Позднее прозрение, настигшее Порфирия в Страстную неделю, ассоциируется с осмыслением грехов, завершающимся Тайной вечерей. Описываемая религиозность героя не была истинной, и понимание проступков пришло к нему внезапно.

Внешность Иудушки Головлева

Любопытно, что Иудушка умирает в Светлое Воскресение. Прощаясь с распятьем, он иначе смотрит на образ Иисуса. Преданной оказалась не только семья Порфирия, но и все человечество. Герой, неспособный на осуществление весомых и правильных действий, влачит никчемное существование.

С каждой главой романа Порфирий из живого человека превращается в призрак. Представитель вымирающего рода, Порфирий противопоставлялся покойным родным в этом образе.

Автор не раз относит Иудушку к миру тьмы, напоминая о его связи с демоническими силами. Его поступки подтверждают это. Толкнув собственных сыновей на смерть, он не испытывает угрызений совести. Бездушно выносит имущество из Погореловки, отрекается от сына. Салтыков-Щедрин часто сравнивает героя со змеем, губящим окружающих. Словами Иудушка «накидывает петлю» и обезоруживает жертву. В его словесные сети попадаются мать, братья и даже слуги.

Иудушка Головлев

Салтыков-Щедрин описал вечный тип, издавна существующий в литературе, и общечеловеческий типаж, с которым каждому из нас доводилось сталкиваться в жизни. Это герой, способный ради собственной наживы идти по головам, невзирая на горе других и забывая о праведности, которую пропагандирует для создания иллюзии внешнего благообразия. Таким описывал Тартюфа Мольер. В нем и в Иудушке удивительно соседствуют благое слово и подлое дело.

Несколько интересных сочинений

Год написания

— 1835

Жанр «Тарас Бульба»

— историческая повесть.

В центре повествования — судьба казацкого полковника Тараса Бульбы и двух его сыновей. Завязка — приезд бывших бурсаков в родительский дом. Кульминаций несколько. Развязка — гибель самого Тараса Бульбы.

Тема

— изображение исторических событий XVI — XVII века в Украине, быта, обычаев Запорожской Сечи

Идея

— Прославление военного общества, возвеличивание подвига, патриотизма, преданности идеи защиты родной земли.

Основная мысль

— Любовь к Родине, возвеличивание казачества.

Проблематика «Тарас Бульба»

  • Защита родной земли.
  • Нравственный выбор.
  • Единство, сплоченность — залог победы.
  • Любовь, верность, самопожертвование.
  • Отношения родителей и детей.
  • Честь и предательство

Повесть «Тарас Бульба» рассказывает читателю о борьбе украинского народа с польской шляхтой. Широкое, эпическое изображение этой борьбы определило патриотический пафос повести. Гоголь показал в своем произведении узы дружбы, связывающие два братских народа — русский и украинский — в их общую историческую судьбу.

Главный герой повести Тарас Бульба не условно-богатырский образ — он наделен конкретными историческими чертами. Гоголь правдиво рисует образ казака той суровой эпохи. Лишь в редкие промежутки затишья Тарас возвращается к мирной семейной жиз­ни; остальное время он — воин, отдающий себя служению отчизне.

Тарасу не свойственны колебания, он всегда знает свою цель; свой долг он видит в безупречном служении родине, отсюда исто­ки его бесстрашия и мужества. «Грубая прямота нрава» Тараса Бульбы противопоставлена изнеженности польской шляхты и тем представителям казачества, которые перенимали ее привычки.

Верность родине, любовь к ней для Тараса выше кровного род­ства и личной привязанности. Тем страшнее трагедия, коснувша­яся его семьи. Было у полковника Бульбы два сына, старший — Остап и младший — Андрий. Остапа Гоголь наряду с другими казаками наделяет богатырскими чертами. А вот Андрий — чело­век более тонкий, замечающий и умеющий ценить красоту в окружающей его жизни. Прельстился казак молодой польской панночкой и перешел на сторону врагов, предав и родину, и отца, и товарищей своих. Бульба сам казнил своего сына, изменившего родине и народу.

В Остапе мы видим продолжателя отцовского дела, Тарас им гордится. Для Остапа, как и для других казаков, нет ничего до­роже отчизны, и для нее он готов вместе со всеми перенести самые страшные муки и смерть. В сцене казни Остап, подверга­емый нечеловеческим пыткам, не теряет мужества, зная, что его гибель не напрасна.

Андрий же, став на путь предательства, «пропал для всего казацкого рыцарства», не стал молодой казак защитником род­ной земли, а вместе с врагами стал убивать своих бывших друзей и товарищей.

Образы двух братьев — это два возможных человеческих жиз­ненных пути. Это или бессмертие во имя народного счастья, или бесславная смерть предателя, имя которого потомками если и будет упоминаться, то с ненавистью и позором.

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» является частью цикла повестей «Миргород». К написанию этого произведения писатель подошел весьма ответственно, тщательно изучив множество хроник того времени. В исторической повести Гоголь поднял серьезные проблемы, которые не перестают быть актуальными и в наши дни. Приведенный ниже анализ произведения «Тарас Бульба» будет весьма полезен при подготовке к уроку литературы в 7 классе или написании сочинения на данную тему.

Искушение

Именно в тот момент, когда юноша совсем пал духом, староста предлагает ему поразвлечься за небольшое вознаграждение. Сначала Митя отказывается. Всюду — в окружающей красоте природы, снах, мечтах — ему мерещится любимая. Ее нет только в реальности. Когда староста озвучивает свое предложение вновь, студент внезапно соглашается. Сводник предлагает Мите Аленку. Мужик характеризует ее как бабенку ядовитую, молодую и… замужнюю. Ее супруг трудится на шахтах, сама Аленка тоже не прочь подзаработать. Юноша присматривается к девушке и находит в ней много общего с Катей. Она тоже невелика ростом, подвижна, в ней также присутствует «женское, смешанное с чем-то детским». Парень видит молодку, когда она проходит мимо него, «виляя задом», по пути в Храм. Он понимает, что смотреть на женщину в церкви нельзя. Юношу еще способно остановить чувство греха. Но удержаться от опрометчивого шага он все же не может. Повесть «Митина любовь», краткое содержание, анализ которой излагаются в этой статье, демонстрирует нам пример подмены воображаемого объекта вожделения реальным. Но чем закончится эта отчаянная попытка самозабвения? Об этом речь впереди.

Образ в кино и театре

При экранизации романа Салтыкова-Щедрина фильм был назван именем главного героя — «Иудушка Головлёв » (режиссёр Александр Ивановский , 1933).

В театральных постановках роль Иудушки Головлёва в разные годы исполняли актёры Василий Андреев-Бурлак (Русский драматический театр, 1880), Иван Берсенёв (МХАТ 2-й , 1931), Владимир Кенигсон (Малый театр , 1976),

ИУДУШКА ГОЛОВЛЁВ

ИУДУШКА ГОЛОВЛЁВ — герой романа М.Е.Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» (1875-1880). Порфирий Владимирович Головлев, прозванный Иудушкой и Кровопивушкой,- «последний представитель вымороченного рода». Прототипом героя явился «злой демон» семьи Салтыковых — старший брат Михаила Евграфовича, Дмитрий, который при возникшей тяжбе о наследстве, по словам писателя, «руководился только одною наклонностью к кляузам», у которого была «одна система: делать мелкие пакости».

И.Г. любил приласкаться к «милому другу маменьке», иногда, словно зачарованный, не сводил с нее глаз. А между тем, дождавшись, когда мать вложит в имение почти все свои деньги, вышел в отставку и поселился в родовом имении Головлеве, сделав все, чтобы завладеть наследством: денег пятнадцать тысяч рублей, тарантас, две коровы и проч. Жизнь И.Д. протекала в бесконечных кляузах: из-за малейшего пустяка затевал он судебную тяжбу. И.Г. знал множество молитв, и все свободное время отдавал молитвенному стоянию «без участия сердца». Доведя сына Володю до самоубийства, И.Г. отслужил по нему панихиду и только приговаривал: «Ах, Володя, недобрый ты сын! Видно не молишься Богу за папу!» К концу жизни И.Г. совсем одичал: то пьянствовал, то впадал в оцепенение. Так продолжалось до тех пор, пока однажды И.Г. вышел из дома в сырую мартовскую метель. Утром около дороги был найден его закоченевший труп.

Образ И.Г, этого «пакостника, лгуна и пустослова», обычно сравнивают с такими героями, как Шейлок, Тартюф, Плюшкин, Фома Опискин, Смердяков. По утверждению А.С.Бушмина, И.Г. «персонифицирует всякого рода предательство, двурушничество, лицемерие, замаскированное злодейство. Это лютый враг, прикидывающийся ласковым другом».

В.В.Прозоров считал, что герой Салтыкова-Щедрина «лицемер не по злому корыстному расчету, а скорее по самой своей натуре. С детства он послушно и глубоко усвоил неписанный жизненный принцип: быть как все, поступать как принято, чтобы «оградить себя от нарекания добрых людей».

Роман «Господа Головлевы» имел много инсценировок: первая, под названием «Иудушка», была написана режиссером Александрийского театра Н.И.Куликовым и в 1880-е гг. широко ставилась в провинции. Среди выдающихся исполнителей роли И.Г.- В.Н.Андреев-Бурлак (1880), И.Н.Берсенев (МХАТ Второй, 1931), И.М.Смоктуновский (МХАТ, 1987).

Лит.: Турков А. Салтыков-Щедрин. М., 1965; Бушмин А.С. Салтыков-Щедрин. Л., 1970.

П.М.Грушко

Литературные герои. — Академик . 2009 .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: