Композиция
Главная особенность композиции романа – нагромождение случайных, но при этом судьбоносных встреч, всевозможных стечений обстоятельств, совпадений, неожиданных поворотов судьбы.
Уже в первых главах автор умело сплетает сложный сюжетный узел, в котором незримыми нитями связываются судьбы главных героев: Юрия Живаго, Лары, Миши Гордона, Комаровского и многих других. Поначалу может показаться, что все сюжетные хитросплетения излишне надуманны и сложны, однако в ходе романа выясняется их истинный смысл и предназначение.
Композиция романа основана на знакомстве действующих персонажей и последующем развитии их отношений, а также на скрещении независимо развивающихся человеческих судеб. Главные герои, словно рентгеном, просвечиваются автором, и все они так или иначе замыкаются на Юрии Живаго.
Интересным композиционным ходом Пастернака можно назвать тетрадь Живаго с его стихами. Она символизирует собой окно в бесконечность бытия. Утратив подлинный интерес к жизни и морально опустившись на самое дно, главный герой умирает, но душа его остается жить в прекрасных стихотворениях.
Факты
Зиму 1916 года Пастернак провёл на Урале, в посёлке Всеволодо-Вильва Пермской губернии, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Б. И. Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности. В этом же году поэт побывал на Березниковском содовом заводе на Каме. В письме к С. П. Боброву от 24 июня 1916 г. Борис называет содовый и поселок европейского образца при нём «маленькой промышленной Бельгией».
Э. Г. Казакевич, прочитав рукопись, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция — недоразумение и лучше было её не делать» , К. М. Симонов, главный редактор «Нового мира», также отреагировал отказом напечатать роман:«Нельзя давать трибуну Пастернаку!».
Французское издание романа (Галлимар, 1959) иллюстрировал посредством разработанной им техники «игольчатого экрана» русский художник и мультипликатор Александр Алексеев (1901—1982).
В годы холодной войны ЦРУ оплатило тираж романа для распространения на территории СССР.
«Доктор Живаго — главный герой XX века, человек, ищущий свой путь, совсем как наша Россия », стал символом открытого в 2014 году в Москве на месте бывшего кафе «Националь» нового ресторанного заведения в честь литературного персонажа.
Творческая история
Первый замысел романа относится еще к 17-18 годам, но серьезную работу Пастернак начал только спустя почти два десятилетия. 1955-м помечено окончание романа, затем были публикация в Италии и присуждение Нобелевской премии, от которой советские власти вынудили опального писателя отказаться. И лишь в 1988-м – роман впервые увидел свет на родине.
Несколько раз менялось название романа: «Свеча горела» — название одного из стихотворений главного героя, «Смерти не будет», «Иннокентий Дудоров». Как отражение одного из аспектов авторского замысла — «Мальчики и девочки». Они появляются на первых страницах романа, взрослеют, пропускают через себя те события, свидетелями и участниками которых являются. Подростковое восприятие мира сохраняется и во взрослой жизни, что доказывают мысли, поступки героев и их анализ.
Доктор Живаго — Пастернак внимательно относился к выбору имени — так зовут главного героя. Сначала был Патрикий Живульт. Юрий – скорее всего, Георгий-победоносец. Фамилию Живаго чаще всего связывают с образом Христа: «Ты есть сын Бога живаго (форма родительного падежа в древнерусском языке)». В связи с этим в романе возникает идея жертвенности и воскресения, красной нитью проходящая через все произведение.
Тема
Проводя в «Докторе Живаго» анализ произведения, стоит отметить, что автор раскрыл в нем множество важных тем: жизнь и смерть, поиск себя в обновленном социуме, верность своим идеалам, выбор жизненного пути, судьба русской интеллигенции, честь и долг, любовь и милосердие, стойкость ударам судьбы.
Однако центральной темой романа можно назвать взаимоотношение личности и эпохи. Автор уверен, что человек не должен жертвовать собственной жизнью ради борьбы с внешними обстоятельствами, равно как и не должен приспосабливаться к ним, утрачивая свое истинное «я». Основная мысль, которую Пастернак хочет донести в своем произведении, заключается в способности оставаться самим собой при любых жизненных условиях, какими бы сложными они ни были.
Юрий Живаго не стремится к роскоши или удовлетворению собственных амбиций – он просто живет и стойко переносит все трудности, которые преподносит ему судьба. Никакие внешние обстоятельства не способны сломить его дух, утратить чувство собственного достоинства, изменить тем жизненным принципам, которые были сформированы у него в юные годы.
Не менее важное значение автор придает теме любви, которой пронизан буквально весь роман. Это сильное чувство у Пастернака показано во всех возможных проявлениях – любовь к мужчине или женщине, к своей семье, профессии, родине
Сочинение по произведению
Данный роман Пастернака явился автобиографичным произведением автора, который отразил основную суть своих философских размышлений, которые имеют направление того, что человеческая жизнь представляет особую ценность, и даже один человек способен повлиять колоссально на судьбу целого народа. Также, благодаря таким суждениям, он смог вывести произведение на совершенно новый уровень, при котором нахождение человека в таком обществе, при котором судьба одного человека ничего не стоила, не виделось писателю правильным, рациональным, и возможным. Сам автор считал, что его основной герой обладает достаточно яркими и интересными чертами личности. Однако, в обществе читателей советского времени, данный персонаж сравнивался с таким, который не относится к обществу своего времени подобающим образом, он ему не нужен, и в целом не может определиться со своей жизненной позицией.
Основным моментом в сюжете является то, что Юрий мог очень достоверно определить суть человека, с которым он ведет диалог. Он был в состоянии точно описать то заболевание, которое, на его профессиональный взгляд, могло быть у человека. И самым важным элементом данного произведения, являются, пожалуй, многочисленные разговоры, будь то монологи, рассуждения, или общение между людьми, — автор сумел в точности показать те вещи и моменты, которые были в мыслях и головах людей того времени.
Герой произведения обладает лирическими чертами характера, он отказывается жить в привычном для общества мире. Он отгораживается от него для того, чтобы начать жить собственной жизнью в том мире, где можно построить искренние и чувственные отношения, такие, как любовь и дружба, созданные на взаимопонимании и доверии. Также, он думал, что в обычном обществе невозможно жить так, чтобы не «кривить душой», и от этого, как считает автор вместе со своим героем, и исходят все беды, проблемы и болезни человека. Можно сказать, что произведение обладает реализмом, оно «живое», интересное и поучительное, в нем отражены все беспокойства и переживания очень умного человека, который отказывался жить в привычном мире. В нем можно извлечь философскую мораль того, что нужно жить так, как подсказывает сердце.
Символы в романе
Произведение имеет кольцевую композицию: начинается сценой описания похорон матери, а завершается его смертью. Таким образом, на страницах повествуется о судьбе целого поколения, представленного, главным образом, Юрием Живаго, и подчеркивается уникальность человеческой жизни вообще. Символично появление свечи (ее, например, видит в окне молодой герой), олицетворяющей жизнь. Или метели и снегопада как предвестника невзгод и смерти.
Присутствуют символические образы и в поэтическом дневнике героя, например, в стихотворении «Сказка». Здесь «труп дракона» — потерпевшего в поединке с всадником змея — олицетворяет сказочный сон, превратившийся в вечность, такую же нетленную, как душа самого автора.
Образ Живаго
В центре внимания писателя исторические события первого-второго десятилетий XX века и их анализ. Доктор Живаго — Пастернак изображает всю его жизнь — в 1903 году теряет мать и оказывается под опекой дяди. В то время, когда они едут в Москву, погибает и отец мальчика, который еще раньше оставил семью. Рядом с дядей Юра живет в обстановке свободы и отсутствия всяких предрассудков. Он учится, взрослеет, женится на девушке, с которой знаком с детства, получает и начинает заниматься любимой работой. А еще в нем просыпается интерес к поэзии — он начинает писать стихи — и философии. И вдруг привычная и налаженная жизнь рушится. На дворе 1914 год, а за ним следуют еще более страшные события. Читатель видит их сквозь призму взглядов главного героя и их анализ.
Доктор Живаго, так же, как его товарищи, живо реагирует на все происходящее. Он отправляется на фронт, где многое ему кажется бессмысленным и ненужным. Вернувшись, становится свидетелем того, как власть переходит к большевикам. Сначала герой воспринимает все с восторгом: в его представлении, революция является «великолепной хирургией», которая символизирует саму жизнь, непредсказуемую и стихийную. Однако со временем приходит переосмысление произошедшего. Нельзя сделать людей счастливыми помимо их желания, это преступно и, по меньшей мере, нелепо — к таким выводам приходит доктор Живаго. Анализ произведения подводит к мысли, что человек, хочет он того или нет, оказывается втянутыми в Герой Пастернака в данном случае практически плывет по течению, открыто не протестуя, но и не принимая безоговорочно новой власти. Это-то чаще всего и ставили в упрек автору.
Во время гражданской Юрий Живаго попадает в партизанский отряд, откуда сбегает, возвращается в Москву, пытается жить при новой власти. Но работать, как прежде, он не может — это означало бы приспособиться к возникшим условиям, а это противно его натуре. Остается творчество, в котором главное — провозглашение вечности жизни. Это покажут стихи героя и их анализ.
Доктор Живаго, таким образом, выражает позицию той части интеллигенции, которая с опаской отнеслась к случившемуся в 1917-м перевороту как способу искуственно и утвердить новые порядки, изначально чуждые любой гуманистической идее.
Несколько интересных сочинений
- Главные герои произведения Черная курица, или Подземные жители
Алеша. Учащийся Петербургского пансионата. Алеше 9-10 лет, его обучение в пансионате длится уже около двух лет.
- Васильев Борис Львович
И ни у кого кроме мальчика нет стремления поскорее очутиться там, за стеклом, где нет серых и скучных рам и подоконников и совершенно отсутствуют условности и ограничения.
Черты классицизма в произведении Горе от ума
Комедия в стихах «Горе от ума» А.С. Грибоедова отразила жизнь дворянства начала 19 века. Главной темой стал конфликт между консервативно настроенным старым поколениям и новаторской молодежью.
Родная литература на то и родная, что она нам дана и близка. Вот дана нам природа нашей страны, она нам знакома и приятна, хотя мы можем понимать, что у нее свои особенности. Но мы ее любим! Я к тому, что наша родная литература иногда грустная
Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» часто называют одним из самых сложных произведений в творчестве писателя. Это касается особенностей отображения реальных событий (первая и Октябрьская революции, мировая и гражданская войны), понимания его идеи, характеристики персонажей, имя главного из которых — доктор Живаго.
О роли русской интеллигенции в событиях начала XX века, впрочем, так же непрост, как и его судьба.
Действующие лица
Юрий Андреевич (Юра) Живаго — доктор, поэт, щедрый, гуманный и цельный человек.
Антонина Александровна (Тоня) Живаго (в девичестве Громеко) — жена доктора Живаго.
Лариса Фёдоровна (Лара) Антипова (в девичестве Гишар) — возлюбленная Юрия Живаго, жена Антипова.
Амалия Карловна Гишар — мать Ларисы.
Родион Фёдорович Гишар — брат Ларисы, сын Амалии Карловны.
Павел Павлович (Паша) Антипов (в годы революции живёт под фамилией Стрельников) — муж Ларисы. В годы революции становится комиссаром. Изначально весёлый чистюля, впоследствии делается мрачным и подозрительным.
Екатерина Павловна (Катенька) Антипова — дочь Ларисы и Павла Антиповых.
Александр Александрович Громеко — профессор, отец Антонины Александровны, тесть Юрия Живаго.
Анна Ивановна Громеко — мать Антонины Александровны, тёща Юрия Живаго.
Евграф Андреевич Живаго — сводный брат Юрия Живаго, генерал-майор.
Виктор Ипполитович Комаровский — адвокат, советник семьи Гишар, соблазнитель Ларисы.
Михаил Гордон — одноклассник Юрия Живаго.
Осип Галиуллин — знакомый Павла Антипова, подпоручик (впоследствии полковник и генерал).
Ливерий Микулицын (вымышленное имя — товарищ Лесных) — глава организации «Лесные братья».
Марина — гражданская жена Юрия Живаго, телеграфистка, дочь дворника.
Творческая история
Первый замысел романа относится еще к 17-18 годам, но серьезную работу Пастернак начал только спустя почти два десятилетия. 1955-м помечено окончание романа, затем были публикация в Италии и присуждение Нобелевской премии, от которой советские власти вынудили опального писателя отказаться. И лишь в 1988-м — роман впервые увидел свет на родине.
Несколько раз менялось название романа: «Свеча горела» — название одного из стихотворений главного героя, «Смерти не будет», «Иннокентий Дудоров». Как отражение одного из аспектов авторского замысла — «Мальчики и девочки». Они появляются на первых страницах романа, взрослеют, пропускают через себя те события, свидетелями и участниками которых являются. Подростковое восприятие мира сохраняется и во взрослой жизни, что доказывают мысли, поступки героев и их анализ.
Доктор Живаго — Пастернак внимательно относился к выбору имени — так зовут главного героя. Сначала был Патрикий Живульт. Юрий — скорее всего, Георгий-победоносец. Фамилию Живаго чаще всего связывают с образом Христа: «Ты есть сын Бога живаго (форма родительного падежа в древнерусском языке)». В связи с этим в романе возникает идея жертвенности и воскресения, красной нитью проходящая через все произведение.
Символы в романе
Произведение имеет кольцевую композицию: начинается сценой описания похорон матери, а завершается его смертью. Таким образом, на страницах повествуется о судьбе целого поколения, представленного, главным образом, Юрием Живаго, и подчеркивается уникальность человеческой жизни вообще. Символично появление свечи (ее, например, видит в окне молодой герой), олицетворяющей жизнь. Или метели и снегопада как предвестника невзгод и смерти.
Присутствуют символические образы и в поэтическом дневнике героя, например, в стихотворении «Сказка». Здесь «труп дракона» — потерпевшего в поединке с всадником змея — олицетворяет сказочный сон, превратившийся в вечность, такую же нетленную, как душа самого автора.
Другие персонажи
Веденяпин Николай Николаевич – дядя Юрия Живаго.
Живаго Евграф Андреевич – брат Юрия по отцу, генерал-майор.
Иннокентий (Ника) Дудоров – сын террориста Дементия Дудорова, приятель Миши Гордона, Юрия Живаго, Павла Антипова.
Громеко Александр Александрович – профессор химии в Петровской Академии, отец Антонины Александровны.
Громеко Анна Ивановна – мать Антонины Александровны.
Амалия Карловна Гишар – обрусевшая француженка, мать Ларисы.
Галиуллин Осип Гимазетдинович – белогвардейский генерал.
Микулицын Аверкий Степанович – знакомый семьи Живаго, отец Ливерия.
Микулицын Ливерий Аверкиевич – партизанский начальник.
Марина Щапова – третья, незаконная жена Юрия Живаго; у них были общие дочери Капка и Клашка.
Женские образы в романе
38 предложений/ 537 слов
Борис Леонидович Пастернак, как истинный лирик, достаточно эмоционально отнесся к теме любви в своем эпическом романе «Доктор Живаго». Он показал, как на фоне гражданской революции начала 20-го века развивались личные драмы в жизни главных обычных людей. В основу сюжета легла история любви Юрия Андреевича Живаго. Этот герой был вечным искателем. Как в плане гражданской позиции, так и в личной жизни он не мог себе позволить выбрать только одну конкретную гавань.
Ему одинаково дорога была Тоня Громеко, с которой он вырос и впоследствии создал семью. Но также небезразлична ему была судьба Ларисы Гишар – дочери обрусевшей француженки и «девочки из другого круга». В конце произведения в его жизни появляется еще одна женщина – внучка дворника Маркела. Марина становится третьей гражданской женой Юрия и у них рождается две дочери. Каждая женщина в судьбе этого героя в метафорическом плане олицетворяет собой одну из граней российской жизни.
Тоня Громеко – это дореволюционная интеллигенция, которая в итоге покидает страну. Лару автор представляет как проекцию образа России, женскую ипостась всего вечно живого, мятущегося, нуждающегося в исцелении и преображении. Ну, а Марина – талантливая и одаренная женщина. В ней собрано все то положительное, что, по мнению автора, ждало советское общество в будущем. С одной стороны, можно было бы упрекнуть Пастернака за то, что наделил своего героя таким обилием женщин, но он просто хотел превратить доктора Живаго в «возлюбленного многоликой России».
Параллельно лирической линии в романе проходит и гражданско-военная. Одну без другой рассматривать нельзя, так как война оставила глубокий след в личной жизни главных героев. Возможно, если бы она не началась, Юра Живаго не оставил бы свой дом и родных, не уехал бы на Урал, и соответственно не связал бы свою жизнь с другой женщиной. Если бы не война, его жена и дети не уехали бы из страны. Если бы не война, Комаровский не увез бы с собой Ларису из страны. По поводу характеристики женских образов из жизни доктора, лучше всех высказалась Тоня.
В письме, адресованном мужу, она сказала, что Лариса рождена для того, чтобы осложнять жизнь. Она была сплошь стихийной, бедовой, но при этом боготворимой сумасбродкой. Находясь рядом с ней, люди не могли не чувствовать, насколько она внутренне изранена, насколько измучена. В отличие от нее, Тоня была более «здоровым существом», призванным упрощать жизнь. При всем при этом она лишена совместного будущего с доктором в обновленной России. Автор дает возможность Юрию Андреевичу строить новые отношения с взбалмошной Ларисой, которую он смог простить и духовно возродить. Примечательно то, что в конце произведения она все-таки вернулась в Россию.
Ну, и последней женой Ю. А. Живаго стала Марина, проработавшая в войну на телеграфе. Она исправно заботилась о нем и искренне любила, но будучи человеком творческим, доктор всегда находился в поиске. Он не мог жить по-другому. Ему недоставало духовной свободы и места, где он смог бы творить в тишине и спокойствии. Поэтому в конце произведения он ушел от нее, оставив внушительную сумму на воспитание детей.
Таким образом, можно сказать, что Пастернак не выбирает для своего героя какую-либо одну героиню. Только все вместе они могли отразить последовательность событий в развивающейся России. Тоня была символом дореволюционного времени, Лара – самой революцией, а Марина – надеждой на лучшее будущее в постреволюционном пространстве. Такие разные, они сумели каждая в разный период подарить свою любовь и нежность главному герою, поддержать его в трудные времена.
см. также:Другие сочинения по произведению Доктор Живаго, Пастернак
Тоня
Облик первой жены, Тони, предстает в начале произведения. В следующей части характеры героинь дополняет Лариса. В заключительной части показана Марина – третья жена Юрия Живаго. Каждая из девушек олицетворяет собой разные стороны жизни России.
Антонина Александровна Громеко ассоциируется с интеллигенцией России. Воспитанная и образованная девушка – типичный представитель дореволюционной культуры, ей приходится приспосабливаться к жизни в послереволюционное время. Подобно другим представителям своей среды, Тоне трудно найти свое место в новых условиях. Живаго помогает своей жене посмотреть на жизнь с иной точки рения, адаптироваться. Простодушная и близкая подруга детства становится опорой главного героя. Отроческая дружба переросла во взаимную любовь. Юрий воспринимает Антонину как надежного друга, близкого человека, идеальную жену, которая поймет и поддержит.
Но кроткая и трогательная Тоня – это отражение уже не актуального периода жизни, поэтому Живаго оставляет ее, несмотря на все теплые чувства, полюбив другую женщину, способную подарить ему более вольную любовь. Тоня эмигрирует из России в Европу, забрав с собой детей, что лишь подтверждает ее желание сохранить прошлое, в то время как главный герой стремится навстречу будущему. Она так и не смогла пережить измену супруга, а доктор до конца жизни испытывает чувство вины.
Поэтический сборник
«Стихотворения Юрия Живаго» — всего 25 — были написаны Пастернаком в период работы над романом и составляют с ним одно целое. В центре их оказывается человек, попавший в колесо истории и оказывавшийся перед сложным нравственным выбором.
Цикл открывает «Гамлет». Доктор Живаго — анализ показывает, что стихотворение является отражением его внутреннего мира — обращается к Всевышнему с просьбой облегчить назначенную ему участь. Но не потому, что он испытывает страх — герой готов к борьбе за свободу в окружающем его царстве жестокости и насилия. Это произведение и об известном герое Шекспира, стоящем перед сложным и о жестокой участи Иисуса. Но главное — это стихотворение о личности, которая не терпит зла и насилия и воспринимает происходящее вокруг как трагедию.
Поэтические записи в дневнике соотносятся с различными этапами жизни и душевных переживаний Живаго. Например, анализ стихотворения доктора Живаго «Зимняя ночь». Антитеза, на которой построено произведение, помогает показать смятение и душевные муки лирического героя, пытающегося определить, что есть добро и зло. Враждебный мир в его сознании разрушается благодаря теплу и свету горящей свечи, символизирующей трепетный огонь любви и домашнего уюта.
Лариса Федоровна Антипова
Следующей спутницей на жизненном пути Юрия Живаго становится Лариса Федоровна Антипова. Пастернак указывает на связь ее образа с российским бытом настоящего. Лара персонифицирует волнующее и живое отображение, нуждается в заботе. На протяжении своей жизни ее преследуют невзгоды: смерть отца, финансовое неблагополучие, любовная связь с Комаровским, избранником ее матери. В романе она ассоциируется с природой: рассветом, лебедем. Ее связь с любовником матери только усиливает желание доктора помочь девушке, заботиться о ней. Лариса, любящая мать и жена, становится воплощением мужества и смелости, характерных революционному поколению. Для нее важнее всего благополучие ребенка. Чтобы спастись от ареста, она бежит с дочерью и человеком, которого ненавидит.
Лариса бесследно исчезает в конце романа, ее судьба неизвестна. Ее образ воплощает «больную» Россию, ей нужны основательные перемены. Но для Живаго она женственна и чиста, символизирует жизнь, возможности реализовать цели. Ее жизнь – типична, подобна многим другим в то страшное время. Она – символ поколения, надломленная революционными переменами, исчезнувшая без следа.
Марина
Есть в конечном итоге и третья девушка в судьбе Живаго. Это героиня по имени Марина. Особая прелестная внешность у героини, по характеру довольно молчаливая, скромная женщина. Ее покорность Юрию Живаго действительно потрясала самого действующее лицо. Она принимала персонажа таким, какой он есть на самом деле, со всеми изъянами и недостатками. Девушку не смущали странности мужа. Ко многим вещам героиня относилась с непоколебимым спокойствием. И с такой женщиной Юрию тоже было хорошо.
Таким образом, Борис Леонидович Пастернак создал в собственном произведении три совершенно различных образа, которые примечательны по-своему. Каждая из героинь обладает удивительными качествами, которые завораживали сердце или мозг Живаго. Однако общее между всеми представительницами женского пола — это то, что они все без исключения дали Юрию свою невероятную любовь!
Характеристика героини
Лара – главный женский образ романа «Доктор Живаго». На долю этой девушки пало много событий и перемен. В частности, её жизнь и окружение зависят от мужчин, с которыми она находилась рядом в определённые периоды революционного переворота.
Судьба девушки надломлена изначально. Это утверждает и сама Лара Фёдоровна, понимая, что юность закончилась слишком рано и её репутация благоразумной и чистой женщины треснула по швам с приходом в её жизнь Комаровского.
Лара человек решительный, не сгибаемый. Она способна на действительные серьёзные поступки. Чтобы избавится от ненавистного любовника, Лара идёт на попытку убийства Комаровского. На одном из вечеров в доме Светницких девушка целится в любовника, но по несчастному случаю, попадает в самого прокурора. После судебной тяжбы, от которой её освобождает всё тот же ненавистный покровитель, Лара заболевает, но по выздоровлению даёт согласие на венчание с Павлом Антиповым и уезжает на Урал.
(Джули Кристи в роли Лары Гишар, к/ф Дэвида Лина «Doctor Zhivago», США 1965)
После рождения любимой и единственной дочери, Катерины, Павла отправляют на фронт. Муж пропадает без вести. Лара вновь принимает судьбоносное решение: отправляется на фронт в качестве сестры милосердия. В поисках мужа женщина встречает влюбившегося в неё Юрия Живаго. Однако, боясь ранить вспыхнувшие чувства доктора, Лара спешит отдалиться от него.
Счастье поворачивается лицом к Ларе спустя продолжительное время. В Юрятине женщина вновь встречает Юрия и отдаётся порыву чувств. Немолодые люди отвоёвывают свой островок мира в водовороте революционных страстей и коренных перемен, к которым просто невозможно приспособиться.
В итоге, опасаясь за единственного ребёнка, Лара совершает свой последний судьбоносный поступок в романе: она поступается своим счастьем, ради безопасности дочери и уезжает прочь с возникшим вновь Виктором Комаровским. Юрий же погибает на войне.